- Октавы
- Читать еще стихотворения Северянина:
- Полное собрание стихотворений Текст
- ШАМПАНСКИЙ ПОЛОНЕЗ
- ПОЭЗОКОНЦЕРТ
- ЭТО БЫЛО У МОРЯ ПОЭМА-МИНЬОНЕТ
- КЭНЗЕЛИ
- ВОЗДУШНАЯ ЯХТА
- М-МЕ SANS-GENE РАССКАЗ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ
- ИЮЛЬСКИЙ ПОЛДЕНЬ СИНЕМАТОГРАФ
- ХАБАНЕРА III
- КАРЕТКА КУРТИЗАНКИ
- НЕЛЛИ
- КЛУБ ДАМ
- ЭКСЦЕССЕРКА
- CHANSON COQUETTE [4]
- ЮГ НА СЕВЕРЕ
- ФАНТАЗИЯ ВОСХОДА
- ПОЛОНЕЗ “ТИТАНИЯ” (“MIGNОN”, АРИЯ ФИЛИНЫ)
- ПЕСЕНКА ФИЛИНЫ (“MIGNОN”, А. ТНОМАS)
- ДИССОНА
- ЭПИТАЛАМА
- В ШАЛЭ БЕРЕЗОВОМ ПОЭМЕТТА
- СОНЕТ
- СОНЕТ
- СОНЕТ
- КОГДА ПРИДЕТ КОРАБЛЬ
- В ГОСПИТАЛЕ
- ЛЮБИТЬ ЕДИНСТВЕННО…
- В ПЯТИ ВЕРСТАХ ПО ПОЛОТНУ…
- NOCTURNO
Октавы
Хочу туда — где море бирюзово,
Где у звезды сочнее лепестки,
Где спит палач-вулкан на страже зова,
Где от избытка счастья — вздох тоски…
Хочу туда, где чувствуют грозово,
А потому — раздолия узки!
Звучи, душа, в мечтаньях замирая…
Но край ли то? Мираж ли только края?
Везде лазорь, повсюду померанцы,
Надменность пальм и лунь лимонных рощ,
На женских лицах спелые румянцы,
Весь музыка — алмазноструйный дождь.
Там вечный пир, и музыка, и танцы,
Победный клич и дерзостная мощь.
Я вся — полет под ураганом зова.
Хочу туда — любить тебя грозово!
Читать еще стихотворения Северянина:
Октава
Татьяне Краснопольской
Заволнуется море, если вечер ветреет.
Около Иртыша
Местность вкруг уныла, скучна:
Тундра, кочки и болота —
Октябрь
Люблю октябрь, угрюмый месяц,
Люблю обмершие леса,
Они сражаются в полях
Они сражаются в полях,
Все позабывшие в боях,
Они поют (миньонет)
Они поют, вершины эти,
Они поют, они поют!
Она разлюбит
Она разлюбит. Она забудет.
О, как я знаю, что это будет!
Она осчастливить его захотела…
(повесть)
Любовь к женщине! Какая бездна тайны!
Она придет, сверкнет — исчезнет…
Она придет, сверкнет — исчезнет!
Она, минутная любовь!
Она меня так баловала…
Она меня так баловала,
Следя из-за гроба за мной.
Оредеж
Скала молчит. Ответам нет вопроса…
Валерий Брюсов
Источник
Полное собрание стихотворений Текст
ШАМПАНСКИЙ ПОЛОНЕЗ
Шампанского в лилию! Шампанского в лилию!-
Ее целомудрием святеет оно.
Мignon с Escamilio! Migrion с Escamilio!
Шампанское в лилии – святое вино.
Шампанское, в лилии журчащее искристо,-
Вино, упоенное бокалом цветка.
Я славлю восторженно Христа и Антихриста
Душой, обожженною восторгом глотка!
Голубку и ястреба! Ригсдаг и Бастилию!
Кокотку и схимника! Порывность и сон!
В шампанское лилию! Шампанского в лилию!
В морях Дисгармонии – маяк Унисон!
ПОЭЗОКОНЦЕРТ
Не место призракам земли!
В Академии Поэзии – в озерзамке беломраморном —
Ежегодно мая первого фиолетовый концерт,
Посвященный внешним сумеркам, посвященный девам
Тут – газеллы и рапсодии, тут – и глина, и мольберт.
Офиалчен и олилиен озерзамок Мирры Лохвицкой.
Лиловеют разнотонами станы тонких поэтесс,
Не доносятся по озеру шумы города и вздох людской,
Оттого, что груди женские – тут не груди, а дюшесс…
Наполняется поэтами безбородыми, безусыми,
Музыкально говорящими и поющими Любовь.
Золот гордый замок строфами, золот девушками
Золот юным вдохновением и отсутствием рабов!
Гости ходят кулуарами, возлежат на софном бархате,
Пьют вино, вдыхают лилии, цепят звенья пахитос…
Проклинайте, люди трезвые! Громче, злей, вороны,
Я, как ректор Академии, пью за озерзамок тост!
ЭТО БЫЛО У МОРЯ
ПОЭМА-МИНЬОНЕТ
Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж…
Королева играла – в башне замка – Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж.
Было все очень просто, было все очень мило:
Королева просила перерезать гранат;
И дала половину, и пажа истомила,
И пажа полюбила, вся в мотивах сонат.
А потом отдавалась, отдавалась грозово,
До восхода рабыней проспала госпожа…
Это было у моря, где волна бирюзова,
Где ажурная пена и соната пажа.
Бесшумно шло моторное ландо
По “островам” к зеленому “пуанту”.
И взор Зизи, певучее рондо,
Скользя в лорнет, томил колени франту…
Хрустит от шин заносчиво шоссе,
И воздух полн весеннего удушья,
В ее душе – осколки строф Мюссэ,
А на лице – обидное бездушье.
Зизи, Зизи! Тебе себя не жаль?
Не жаль себя, бутончатой и кроткой?
Иль, может быть, цела души скрижаль.
И лилия не может быть кокоткой?
Останови мотор! сними манто
И шелк белья, бесчестья паутину,
Разбей колье и, выйдя из ландо,
Смой наготой муаровую тину!
Что до того, что скажет Пустота
Под шляпками, цилиндрами и кэпи!
Что до того! – такая нагота
Великолепней всех великолепий!
КЭНЗЕЛИ
В шумном платье муаровом, в шумном платье
По аллее олуненной Вы проходите морево…
Ваше платье изысканно, Ваша тальма лазорева,
А дорожка песочная от листвы разузорена —
Точно лапы паучные, точно мех ягуаровый.
Для утонченной женщины ночь всегда новобрачная…
Упоенье любовное Вам судьбой предназначено…
В шумном платье муаровом, в шумном платье
Вы такая эстетная, Вы такая изящная…
Но кого же в любовники? и найдется ли пара Вам?
Ножки плэдом закутайте дорогим, ягуаровым,
И, садясь комфортабельно в ландолете бензиновом,
Жизнь доверьте Вы мальчику, в макинтоше
И закройте глаза ему Вашим платьем жасминовым —
Шумным платьем муаровым, шумным платьем
ВОЗДУШНАЯ ЯХТА
Я вскочила в Стокгольме на летучую яхту,
На крылатую яхту из березы карельской.
Капитан, мой любовник, встал с улыбкой на вахту,-
Закружился пропеллер белой ночью апрельской.
Опираясь на румпель, напевая из Грига,
Обещал он мне страны, где в цвету абрикосы,
Мы надменно следили эволюции брига,
Я раскрыла, как парус, бронзоватые косы.
Приставали к Венере, приставали к Сатурну,
Два часа пробродили по ледяной луне мы.
Там в саду урны с негой; принесли мне в сад урну.
На луне все любезны, потому что все немы.
Все миры облетели, все романсы пропели,
Рады были с визитом к самому Палладину…
А когда увидали, что поломан пропеллер,
Наша яхта спустилась на плавучую льдину…
М-МЕ SANS-GENE
РАССКАЗ ПУТЕШЕСТВЕННИЦЫ
Это было в тропической Мексике,-
Где еще не спускался биплан,
Где так вкусны пушистые персики,-
В белом ранчо у моста лиан.
Далеко-далеко, за льяносами,
Где цветы ядовитее змей,
С индианками плоско-курносыми
Повстречалась я в жизни моей.
Я гостила у дикого племени,
Кругозор был и ярок, и нов,
Много-много уж этому времени!
Много-много уж этому снов!
С жаркой кровью, бурливее кратера,
Краснокожий метал бумеранг,
И нередко от выстрела скваттера
Уносил его стройный мустанг.
А бывало пунцовыми ранами
Пачкал в ранчо бамбуковый пол…
Я кормила индейца бананами,
Уважать заставляла свой пол…
Задушите меня, зацарапайте,-
Предпочтенье отдам дикарю,
Потому что любила на Западе
И за это себя не корю…
ИЮЛЬСКИЙ ПОЛДЕНЬ
СИНЕМАТОГРАФ
Элегантная коляска, в электрическом биеньи,
Эластично шелестела по шоссейному песку;
В ней две девственные дамы, в быстро-темпном
В ало-встречном устремленьи – это пчелки
А кругом бежали сосны, идеалы равноправий,
Плыло небо, пело солнце, кувыркался ветерок;
И под шинами мотора пыль дымилась, прыгал
Совпадала с ветром птичка на дороге без дорог…
У ограды монастырской столбенел зловеще инок,
Слыша в хрупоте коляски звуки “нравственных
И с испугом отряхаясь от разбуженных песчинок,
Проклинал безвредным взором шаловливый экипаж.
Хохот, свежий точно море, хохот жаркий, точно
Лился лавой из коляски, остывая в выси сфер,
Шелестел молниеносно под колесами фарватер,
И пьянел вином восторга поощряемый шоффэр…
ХАБАНЕРА III
От грез Кларета – в глазах рубины,
Рубины страсти, фиалки нег.
В хрустальных вазах коралл рябины
И белопудрый, и сладкий снег.
Струятся взоры… Лукавят серьги…
Кострят экстазы… Струнят глаза…
– Как он возможен, миражный берег…-
В бокал шепнула синьора Za.
О, бездна тайны! О, тайна бездны!
Забвенье глуби… Гамак волны…
Как мы подземны! Как мы надзвездны!
Как мы бездонны! Как мы полны!
Шуршат истомно муары влаги,
Вино сверкает, как стих поэм…
И закружились от чар малаги
Головки женщин и кризантэм…
КАРЕТКА КУРТИЗАНКИ
Каретка куртизанки, в коричневую лошадь,
По хвойному откосу спускается на пляж.
Чтоб ножки не промокли, их надо окалошить,-
Блюстителем здоровья назначен юный паж.
Кудрявым музыкантам предложено исполнить
Бравадную мазурку. Маэстро, за пюпитр!
Удастся ль душу дамы восторженно омолнить
Курортному оркестру из мелодичных цитр?
Цилиндры солнцевеют, причесанные лоско,
И дамьи туалеты пригодны для витрин.
Смеется куртизанка. Ей вторит солнце броско.
Как хорошо в буфете пить крем-де-мандарин!
За чем же дело стало? к буфету, черный кучер!
Гарсон, сымпровизируй блестящий файф-о-клок…
Каретка куртизанки опять все круче, круче,
И паж к ботинкам дамы, как фокстерьер, прилег…
НЕЛЛИ
В будуаре тоскующей нарумяненной Нелли,
Где под пудрой молитвенник, а на ней Поль-де-Кок,
Где брюссельское кружево… на платке из фланели!-
На кушетке загрезился молодой педагог.
Познакомился в опере и влюбился, как юнкер.
Он готов осупружиться, он решился на все.
Перед нею он держится, точно мальчик, на струнке,
С нею в паре катается и играет в серсо.
Он читает ей Шницлера, посвящает в коктэбли,
Восхвалив авиацию, осуждает Китай
И, в ревнивом неверии, тайно метит в констэбли…
Нелли нехотя слушает. – Лучше ты покатай.
“Философия похоти. – Нелли думает едко.-
Я в любви разуверилась, господин педагог…
О, когда бы на “Блерио” поместилась кушетка!
Интродукция – Гауптман, а финал – Поль-де-Кок!”
КЛУБ ДАМ
Я в комфортабельной карете, на эллипсических
Люблю заехать в златополдень на чашку чая
Где вкусно сплетничают дамы о светских дрязгах и
Где глупый вправе слыть не глупым, но умный
О, фешенебельные темы! от вас тоска моя развеется!
Трепещут губы иронично, как земляничное желе…
– Индейцы – точно ананасы, и ананасы – как
Острит креолка, вспоминая о экзотической земле.
Градоначальница зевает, облокотясь на пианино,
И смотрит в окна, где истомно бредет хмелеющий
Вкруг золотеет паутина, как символ ленных пленов
И я, сравнив себя со всеми, люблю клуб дам не
ЭКСЦЕССЕРКА
Ты пришла в шоколадной шаплетке,
Подняла золотую вуаль.
И, смотря на паркетные клетки,
Положила боа на рояль.
Ты затихла на палевом кресле,
Каблучком молоточа паркет…
Отчего-то шепнула: “А если?…”
И лицо окунула в букет.
У окна альпорозы в корзине
Чуть вздохнули, – их вздох витьеват…
Я не видел кузины в кузине,
И едва ли я в том виноват…
Ты взглянула утонченно-пьяно,
Прищемляя мне сердце зрачком…
И вонзила стрелу, как Диана,
Отточив острие язычком…
И поплыл я, вдыхая сигару,
Ткя седой и качелящий тюль,-
Погрузиться в твою Ниагару,
Сенокося твой спелый июль…
CHANSON COQUETTE [4]
Над морем сидели они на веранде,
Глаза устремив к горизонту.
Виконт сомневался в своей виконтессе,
Она доверяла виконту.
Но пели веселые синие волны
И вечера южного влага,
И пела душа, танцовавшая в море:
“Доверие – высшее благо”…
И песнь поднималась легко на веранде,
Смущение верилось зонту…
Виконт целовал башмачок виконтессы,
Она отдавалась виконту!
ЮГ НА СЕВЕРЕ
Я остановила у эскимосской юрты
Пегого оленя, – он поглядел умно.
А я достала фрукты.
И стала пить вино.
И в тундре – вы понимаете? – стало южно…
В щелчках мороза – дробь кастаньет…
И захохотала я жемчужно,
Наведя на эскимоса свой лорнет.
ФАНТАЗИЯ ВОСХОДА
Утреет. В предутреннем лепете
Льнет рыба к свинцовому грузику.
На лилий похожи все лебеди,
И солнце похоже на музыку!
Светило над мраморной виллою
Алеет румянцем свидания.
Придворной певицей Сивиллою
На пашне пропета “Титания”.
У статуи Мирры паломники
Цветками кадят, точно ладаном.
Мечтатели – вечно бездомники…
Мечтатели – в платье заплатанном…
В лице, гениально изваянном,
Богини краса несказанная!
Гимн Солнцу исполнен хозяином,
“Осанна!” гремит за “Осанною!”.
Коктэбли звучат за коктэблями,
Поют их прекрасные женщины;
Их станы колышатся стеблями,
Их лица улыбкой увенчаны.
Все гнезда в лопочущем хлопоте…
Все травы в бриллиантовом трепете…
Удало в ладони захлопайте,-
И к солнцу поднимутся лебеди!
ПОЛОНЕЗ “ТИТАНИЯ”
(“MIGNОN”, АРИЯ ФИЛИНЫ)
Зовусь Титанией, царицей фей,
Я, лунокудрая нимфея – ночь!
Мой паж, сообщник мой, немой Морфей,
Благоуханная, как детский сон,
И легковейная, как мотылек,
Порхаю всюду я, и, вознесен
Со свитой эльфовой сажусь в челнок
На хрупких крылышках, к Земле летя,
Я из дурман-травы плету венок,
ПЕСЕНКА ФИЛИНЫ
(“MIGNОN”, А. ТНОМАS)
Лаэрт, Лаэрт, мой милый,
Сейчас я получила
Чего вы рот раскрыли,
Как стофранковый клерк?
Дает нам снова крылья
Зовет нас на гастроли
В свой замок на концерт.
Вы, право, точно кролик,
Любимый мой Лаэрт!
Послушайте, мой шельма,
Покрасьте свой парик.
Пускай зовет Вильгельма
Ах, ужин за спектаклем
На сто один куверт…
Как весел он! – не так ли,
Мой преданный Лаэрт?…
ДИССОНА
В желтой гостиной, из серого клена, с обивкою
Ваше сиятельство любит по вторникам томный
В дамской венгерке комичного цвета, коричнево —
Вы предлагаете тонкому обществу ирисный кэкс,
Нежно вдыхая сигары эрцгерцога абрис фиалковый…
Ваше сиятельство к тридцатилетнему – модному —
Тело имеете универсальное… как барельеф…
Душу душистую, тщательно скрытую в шелковом
Очень удобную для проституток и для королев…
Впрочем, простите мне, Ваше сиятельство, алые
Вашим супругом, послом в Арлекинии, ярко
Ум и талант дипломата суть высшие качества…
Но для меня, для безумца, его аристотельство,
Как и поэзы мои для него, лишь чудачество…
Самое ж лучшее в нем, это – Ваше сиятельство!
ЭПИТАЛАМА
Пою в помпезной эпиталаме
– О, Златолира, воспламеней!-
Пою Безумье твое и Пламя,
Бог новобрачных, бог Гименей!
Весенься вечно, бог пьяный слепо,
Всегда весенься, наивный бог!
Душа грезэра, как рай, нелепа.
Вздох Гименея – Ивлиса вздох!
Журчит в фиалах вино, как зелье,
О, молодые, для вас одних!
Цветы огрезят вам новоселье —
Тебе, невеста! тебе, жених!
Костер ветреет… Кто смеет в пламя?!
Тот, кто пылает костра сильней!
Пою в победной эпиталаме
Тебя, бог свадьбы, бог Гименей!
В ШАЛЭ БЕРЕЗОВОМ
ПОЭМЕТТА
В шалэ березовом, совсем игрушечном
У зеркалозера, в лесу одебренном, в июне севера,
Убила девушка, в смущеньи ревности, ударом
Слепого юношу, в чье ослепление так слепо верила.
Травой олуненной придя из ельника с охапкой
В шалэ березовом над Белолилией застала юного,
Лицо склонившего к цветку молочному в порыве
Тепло шептавшего слова признания в тоске июневой…
У лесоозера, в шалэ березовом, – березозебренном,-
Над мертвой лилией, над трупом юноши,
Плескалась девушка рыданья хохотом
– И было гибельно. – И было тундрово.-
СОНЕТ
Мы познакомились с ней в опере, – в то время,
Когда Филина пела полонез.
И я с тех пор – в очарованья дреме,
С тех пор она – в рядах моих принцесс.
Став одалиской в грезовом гареме,
Она едва ли знает мой пароль…
А я седлаю Память: ногу в стремя,-
И еду к ней, непознанный король.
Влюблен ли я, дрожит в руке перо ль,
Мне все равно; но вспоминать мне сладко
Ту девушку и данную мне роль.
Ее руки душистая перчатка
И до сих пор устам моим верна…
Но встречу вновь посеять – нет зерна!
СОНЕТ
Ее любовь проснулась в девять лет,
Когда иной ребенок занят куклой.
Дитя цвело, как томный персик пухлый,
И кудри вились, точно триолет.
Любовь дала малютке амулет:
Ее пленил – как сказка – мальчик смуглый…
Стал, через месяц, месяц дружбы – круглый.
Где, виконтесса, наше трио лет?
Ах, нет того, что так пленяло нас,
Как нет детей с игрой в любовь невинной.
Стремится смуглый мальчик на Парнас,
А девочка прием дает в гостиной
И, посыпая “пудрой” ананас,
Ткет разговор, изысканный и длинный.
СОНЕТ
По вечерам графинин фаэтон
Могли бы вы заметить у курзала.
Она входила в зал, давая тон,
Как капельмейстер, настроеньям зала.
Раз навсегда графиня показала
Красивый ум, прищуренный бутон
Чуть зрелых губ, в глазах застывший стон,
Как монумент неверности вассала…
В ее очей фиалковую глубь
Стремилось сердце каждого мужчины.
Но окунать их не было причины,-
Напрасно взоры ныли: приголубь…
И охлаждал поклонников шедевра
Сарказм ее сиятельства из сэвра.
КОГДА ПРИДЕТ КОРАБЛЬ
Вы оделись вечером кисейно
И в саду стоите у бассейна,
Наблюдая, как лунеет мрамор
И проток дрожит на нем муаром.
Корабли оякорили бухты:
Привезли тропические фрукты,
Привезли узорчатые ткани,
Привезли мечты об океане.
А когда придет бразильский крейсер,
Лейтенант расскажет Вам про гейзер,
И сравнит… но это так интимно.
Напевая нечто вроде гимна.
Он расскажет о лазори Ганга,
О проказах злых орангутанга,
О циничном африканском танце
И о вечном летуне – “Голландце”.
Он покажет Вам альбом Камчатки,
Где еще культура не в зачатке,
Намекнет о нежной дружбе с гейшей,
Умолчав о близости дальнейшей…
За моря мечтой своей зареяв,
Распустив павлиньево свой веер,
Вы к нему прижметесь в теплой дрожи,
Полюбив его еще дороже…
В ГОСПИТАЛЕ
В незабудковом вуальном платье,
С белорозой в блондных волосах,
Навещаешь ты в седьмой палате
Юношу, побитого в горах…
И когда стеклянной галереей
Ты идешь, улыбна и легка,
Зацветают, весело пестрея,
Под ногой цветы половика.
Льется в окна ароматный рокот…
Ты вздыхаешь с музыкой в лице
Птичье пенье, – и смущенный доктор
Мнет в руке написанный рецепт…
А больной, разматывая марлю,
Не умея чувств своих скрывать,
Отставляя рюмку с Беникарло,
Проклинает скучную кровать…
И весенней девушкой омаен,
Упоен девической весной,
Талию твою слегка сжимая,
Хочет жить больной!
ЛЮБИТЬ ЕДИНСТВЕННО…
Любить пленительно одну и ту же,
В полузабвении молить: “Приди!
Пригубь уста мои, пригубь и туже
Озера страсти запруди!”
И бронзой верности грудь окандалив,
Ручьиться шелестно в извивах душ;
И сочным вечером, когда он палев,
Быть каждой женщине, как муж.
Сметь смело чувствовать и труд пчелиный
Светло опринципить в своем уме;
То – сок из ландыша, то – из малины
И в поцелуе, и в письме…
– Пускай же милая твоя не тужит
И не устраивает слезоем:
Любить единственно, одну и ту же,-
Не надо вечно быть вдвоем!
В ПЯТИ ВЕРСТАХ ПО ПОЛОТНУ…
Весело, весело сердцу! звонко, душа, освирелься!-
Прогрохотал искрометно и эластично экспресс.
Я загорелся восторгом! я загляделся на рельсы!-
Дама в окне улыбалась, дама смотрела на лес.
Ручкой меня целовала. Поздно! – но как же тут
Эти глаза… вы – фиалки! эти глаза… вы – огни!
Солнце, закатное солнце! твой дирижабль оранжев!
Сяду в него, – повинуйся, поезд любви обгони!
Кто и куда? – не ответит. Если и хочет, не может.
И не догнать, и не встретить. Греза – сердечная
Все, что находит, теряет сердце мое… Боже, боже!
Призрачный промельк экспресса дал мне чаруйную
NOCTURNO
Навевали смуть былого окарины
Где-то в тихо вечеревшем далеке,-
И сирены, водяные балерины,
Заводили хороводы на реке.
Пропитались все растенья соловьями
И гудели, замирая, как струна.
А в воде – в реке, в пруде, в озерах, в яме —
Источник