Холодильник океан электрическая схема

Холодильник «Океан» КШ-160

Тип холодильника Компрессионный Оттаивание испарителя холодильной камеры Естественное
Количество камер 1
Общий объем, дм3 160 Расход электроэнергии при температуре воздуха 20С, Вт 40
Объем низкотемпературной камеры, дм3 14,9
Температура в низкотемпературной камере, С -12 Габаритные размеры (ВхШхГ), мм 1205х560х620
Потребляемая мощность, Вт 100 Масса, кг 68

Устройство холодильника

Бытовой напольный компрессионный холодильник ОКЕАН типа КШ-160 предназначен для кратковременного хранения скоропортящихся пищевых продуктов, приготовления в небольших количествах пищевого льда и охлаждения напитков и может быть использован в медицинских учреждениях для непродолжительного хранения лекарств, требующих умеренных температур.

Рис. 1 Внешний вид и устройство холодильника Океан.

Основными узлами холодильника являются: корпус-шкаф с холодильной камерой, холодильный агрегат, электрооборудование, соединительный шнур. Корпус холодильника выполнен в виде прямоугольного шкафа из листовой стали, покрытой белой эмалью.

Холодильная камера размещается внутри шкафа и изготовляется из листового ударопрочного полистирола. Она снабжена съемными полками, сосудами для мяса и фруктов. Закрывается камера дверью с резиновым уплотнителем специального профиля.

На внутренней панели двери имеются емкости и полочки для хранения расфасованных продуктов и напитков в бутылках. Для уменьшения теплопритока между корпусом шкафа и холодильной камерой проложена теплоизоляция. В холодильной камере имеется низкотемпературное отделение.

Холодильный агрегат, состоящий из компрессора, электродвигателя, испарителя, конденсатора и регулирующего устройства, представляет собой замкнутую сварную конструкцию, выполненную из цельнотянутых стальных труб. Агрегат заполнен фреоном-12.

Читайте также:  Мировые океаны отдельные океаны

Электрооборудование холодильника состоит из электродвигателя компрессора ЭД-23, пускозащитного реле РПЗ-23, предназначенного для запуска двигателя, автоматической защиты двигателя от токовой перегрузки, терморегулятора АРТ-2, поддерживающего в камере холодильника заданную температуру, патрона с электрической лампочкой и выключателя, предназначенных для освещения камеры.

Рис. 2 Электрическая схема холодильника Океан

Ш − штепсельная вилка; Р − реле пускозащитное;
ТР − датчик-реле температуры; В − выключатель дверной;
М − мотор-компрессор; Л − лампа накаливания

Холодильник «Океан-3» КШ-180

Тип холодильника Компрессионный Оттаивание испарителя холодильной камеры Естественное
Количество камер 1
Общий объем, дм3 183 Расход электроэнергии при температуре воздуха 25С, кВтч/сут 1,31
Объем низкотемпературной камеры, дм3 25,2
Температура в низкотемпературной камере, С -12 Габаритные размеры (ВхШхГ), мм 1175х560х600
Потребляемая мощность, Вт 150 Масса, кг 65

Холодильник ОКЕАН-3 КШ-180 однокамерный, предназначен для хранения в охлажденном и замороженном состоянии пищевых продуктов, охлаждения напитков и приготовления пищевого льда.

Холодильник ОКЕАН-3 выполнен в виде напольного шкафа и имеет металлическую внутреннюю камеру. В верхней части холодильной камеры помещается испаритель, образующий низкотемпературное отделение холодильника. Он закрывается дверцей, обеспечивающей, стабильность температуры в низкотемпературном отделении, служит для замораживания и хранения пищевых продуктов и приготовления пищевого льда. Под низкотемпературным отделением находится поддон для отекания талой воды, которая удаляется за пределы холодильной камеры по трубопроводу в поддон для сбора талой воды, установленный под холодильником.

Охлаждение продуктов в холодильнике осуществляется герметичным холодильным агрегатом. Система холодильного агрегата заполнена хладагентом R12 и минеральным маслом ХФ 12-16.

Для удобства пользования в холодильнике имеются съемные полки, регулируемые по высоте, полки и ячейки на панели двери, форма для льда, сосуды для овощей и фруктов, освещение и ограничитель открывания двери.

В холодильном агрегате применен компрессор ХКВ5-1ЛБМ, допускается изготовление холодильников с компрессором XКВ6-1ЛВN и пускозащитным реле РЗ-1-1. Терморегулятором служит прибор Т-110-1. Холодильник снабжен прибором полуавтоматического управления оттаиванием ТО-11.

Рис. 3 Электрическая схема холодильника Океан-3:

М — компрессор; В — дверной выключатель типа ДХК:
Р — пускозащитное реле; Л — лампа накаливания типа РН 220-15-1:
Т1 — терморегулятор; Ш — штепсельная вилка
Т2 — прибор полуавтоматического управления оттаиванием;

Статья подготовлена по материалам книги «Холодильники от А до Я» С. Л. Корякин-Черняк

Всего хорошего, пишите to Elremont © 2006

Источник

Электрическая схема холодильника: устройство и принцип работы различных холодильников

Холодильник не включается, и вам нужно выяснить причину поломки? Выбираете новый агрегат и хотите понять отличие в принципе работы разных моделей? Поможет в этом электрическая схема холодильника, в которой отражено взаимодействие основных его узлов.

Понимая принцип работы, вы сможете избежать обмана мастеров или починить холодильник самостоятельно, а также снизить риск поломок и увеличить рабочий ресурс аппарата. В этой статье рассмотрим схемы устройств различных типов: однокамерных и 2 – 3-камерных, с системой NoFrost и без неё, двухкомпрессорных, с механическим и электронным управлением.

Принципиальная схема устройства холодильника

Ещё 30 – 40 лет назад бытовые холодильники имели довольно простое строение: мотор-компрессор запускался и отключался 2 – 4 устройствами, о применении электронных плат управления и речи быть не могло.

Современные модели имеют множество дополнительных опций, но принцип работы в целом остается неизменным.

Терморегулятор – основной и единственный орган управления, которым пользователь может настроить работу старого холодильника, располагается обычно внутри холодильной камеры. Под силовым рычагом – крутящейся ручкой – скрыта пружина сильфона. Она сжимается, когда в камере холодно, тем самым размыкая электрическую цепь и отключая компрессор.

Как только температура поднимается, пружина распрямляется и вновь замыкает цепь. Ручка с указателями силы заморозки холодильника регулирует допустимый диапазон температур: максимальную, при которой компрессор запускается, и минимальную, при которой охлаждение приостанавливается.

Тепловое реле выполняет защитную функцию: контролирует температуру двигателя, поэтому расположено непосредственно возле него, часто совмещено с пусковым реле. При превышении допустимых значений, а это может быть 80 градусов и более, биметаллическая пластина в реле изгибается и прерывает контакт.

Мотор не получит питания до тех пор, пока не остынет. Это защищает как от поломки компрессора вследствие перегрева, так и от пожара в доме.

Мотор-компрессор имеет 2 обмотки: рабочую и стартовую. Напряжение на рабочую обмотку подается напрямую после всех предыдущих реле, но этого недостаточно для запуска. Когда напряжение на рабочей обмотке повышается, срабатывает пусковое реле. Оно дает импульс на стартовую обмотку, и ротор начинает вращаться. В результате поршень сжимает и проталкивает по системе фреон.

В целом цикл работы холодильника можно описать следующим образом:

  1. Включение в сеть. Температура в камере высокая, контакты терморегулятора замкнуты, мотор запускается.
  2. Фреон в компрессоре сжимается, его температура повышается.
  3. Хладагент выталкивается в змеевик конденсатора, расположенный за спиной или в поддоне холодильника. Там он остывает, отдает тепло воздуху и переходит в жидкое состояние.
  4. Через осушитель фреон попадает в тонкую капиллярную трубку.
  5. Попадая в испаритель, расположенный внутри камеры холодильника, холодильный агент резко расширяется благодаря увеличению диаметра трубок и переходу в газообразное состояние. Полученный газ имеет температуру ниже -15 градусов, поглощает тепло из камер холодильника.
  6. Немного нагретый фреон поступает в компрессор, и всё начинается заново.
  7. Через некоторое время температура внутри холодильника достигает заданных значений, контакты терморегулятора размыкаются, мотор и движение фреона останавливаются.
  8. Под воздействием температуры в помещении, от новых тёплых продуктов в камере и открывания двери, температура в камере повышается, терморегулятор замыкает контакты и начинается новый цикл охлаждения.

Эта схема в точности описывает работу старых однокамерных холодильников, в которых один испаритель.

Как правило, испаритель является корпусом морозилки в верхней части агрегата, не изолированный от холодильной камеры. Отличия в устройстве других моделей рассмотрим далее.

Двухкамерные и двухкомпрессорные модели

В большинстве доступных двухкамерных моделей общий фреоновый контур: после прохождения по испарителю морозильной камеры, хладагент направляется в основную камеру, а лишь оттуда – в компрессор.

Мотор выключается по сигналу термореле, расположенному в основной камере, общая схема электрики не отличается от однокамерных моделей.

В холодильниках No Frost эта система часто реализована одним общим испарителем, расположенным в перегородке между камерами. Разница температур регулируется турбинами и количеством воздуховодов, подробнее о таких моделях и их электрике поговорим далее.

Двухкомпрессорные модели позволяют независимо управлять температурой в каждой камере. По сути, это два отдельных, независимых устройства в одном корпусе – соответственно, и электрическая схема полностью продублирована: отдельный терморегулятор для каждой камеры, отдельное пускозащитное реле для каждого компрессора.

Независимая регулировка температуры в каждой камере возможна и с одним компрессором, при двухконтурной системе. Она может быть реализована различными способами: с преимуществом заморозки или абсолютно независимыми контурами.

В первом случае термостат холодильной камеры при достижении заданной температуры перекрывает клапан, и фреон начинает циркуляцию по малому кругу – только через морозилку. Компрессор останавливается при размыкании контактов термостата морозильной камеры.

Во втором варианте фреон имеет возможность циркуляции по любому одному из контуров или по обоим сразу, а регулируется этот процесс открытием и закрытием определенных клапанов по сигналу электронной платы управления.

Трехкамерные холодильники и зона нулевой температуры

Свежие мясо, птица и рыба недолго хранятся в основном отсеке холодильника, а при заморозке теряют часть полезных свойство, вкуса и аромата. Для них часто предусмотрен отдельный ящик с температурой, близкой к нулю, либо даже отдельная камера.

Наиболее точно поддерживается температура в зоне свежести при таких условиях:

  • отдельная камера со своим испарителем и термистором, система циркуляции фреона двух– или трехконтурная. Вариант довольно дорогой и громоздкий, но и объёмы камеры значительные;
  • изолированный отсек в основной камере холодильника с системой No Frost, снабженный дополнительными настраиваемыми вручную воздуховодами от испарителя и термометром. Точность температуры зависит от своевременности ручной настройки;
  • аналогичное предыдущему исполнение, в котором воздушные заслонки управляются электронным блоком.

Альтернативный вариант – охлаждение от “плачущего” испарителя основной камеры.

Как видим, нулевая зона может быть реализована в холодильниках с различной схемой электрики, для обеспечения её работы могут быть дополнительно включены терморегулятор или термистор, а также расширена плата электронного управления.

Система No Frost и саморазморозка

Описанные выше холодильники имеют капельную систему разморозки. Это значит, что холодильной камере установлен “плачущий” испаритель: в период простоя компрессора иней на нём тает естественным образом, потому как температура в камере плюсовая.

Образовавшаяся вода стекает по специальным желобам через трубочку в контейнер, расположенный над мотором или возле него. Позже работающий мотор сильно нагревается, и вода испаряется. Морозилка при такой системе самостоятельно не оттаивает никогда, к тому же иней образуется не только на стенках камеры, но и на продуктах.

Холодильники No Frost не нуждаются в разморозке, инея в их камерах, даже в морозилке, вы не увидите. Характерная особенность таких моделей – наличие вентилятора, который распределяет холодный воздух от испарителя по камерам.

Сам охлаждающий змеевик в таких моделях выглядит не как привычная сплошная металлическая пластина, а как автомобильный радиатор или змеевик конденсатора сзади старых холодильников.

В общей схеме работы холодильника новые элементы ведут себя следующим образом:

  • вентилятор или турбина запускается вместе с компрессором и равномерно распределяет холодный воздух по камерам;
  • когда термореле размыкает контакты, питающие двигатель в связи с достижением заданной температуры, одновременно отключается и вентилятор;
  • раз в 8 – 16 часов термореле включает нагревательный элемент. Это электрический мат или провод, нагревающий змеевик испарителя для удаления с него инея. Теплый воздух не попадает в камеры холодильника, поскольку испаритель скрыт, а вентилятор отключен;
  • когда весь иней оттаял, переключатель компенсации температуры отключает подогрев;
  • дополнительно термостат может управлять заслонкой, регулирующей подачу холодного воздуха в основную камеру по каналам.

Разморозка таких холодильников похожа на “плачущий” испаритель лишь в одном: образовавшаяся вода также стекает по каналам в емкость около мотора.

Описанная выше схема – наиболее примитивная. Большинство современных моделей управляются централизованно, с электронной платы.

Основной недостаток холодильников No Frost – пересыхание продуктов из-за постоянной циркуляции воздуха. Всё приходится хранить в контейнерах с плотными крышками или заворачивать в плёнку.

Оригинальное решение проблемы предлагает Electrolux в системе Frost Free. В этих агрегатах морозилка работает по системе No Frost, а в камере с плюсовой температурой установлен классический, “плачущий” испаритель. Электрическая схема в целом идентична стандартным системам “без инея”.

Умные холодильники с электронным управлением

Классические терморегуляторы, с механической поворотной ручкой и сильфоном внутри, в современных холодильниках встречаются всё реже. Они уступают место электронным платам, способным управлять постоянно увеличивающимся разнообразием режимов работы и дополнительных опций холодильника.

Функцию определения температуры вместо сильфона выполняют датчики – термисторы. Они значительно более точные и компактные, часто устанавливаются не только в каждой камере холодильника, но и на корпусе испарителя, в генераторе льда и снаружи холодильника.

Управляющая электроника многих холодильников выполнена на двух платах. Одну можно назвать пользовательской: она служит для ввода настроек и отображения текущего состояния. Вторая – системная, через микропроцессор управляет всеми устройствами холодильника для реализации заданной программы.

Отдельный электронный модуль позволяет использовать в холодильниках инверторный двигатель.

Такие моторы не чередуют циклы работы на максимальной мощности и простоя, как обычные, а лишь меняют количество оборотов в минуту, в зависимости от необходимой мощности. В результате температура в камерах холодильника постоянная, потребление электроэнергии снижается, а рабочий ресурс компрессора – повышается.

Использование электронных плат управления невероятно расширяет функциональные возможности холодильников.

Современные модели могут быть оснащены:

  • панелью управления с дисплеем или без него, с возможностью выбора и установки режима работы;
  • множеством датчиков температуры NTC;
  • вентиляторами FAN;
  • дополнительными электромоторами М – например, для измельчения льдинок в генераторе льда;
  • нагревателями HEATER для систем оттайки, домашнего бара и пр.;
  • электромагнитными клапанами VALVE – например, в кулере;
  • выключателями S/W для контроля закрытия дверцы, включения дополнительных устройств;
  • Wi-Fi адаптером и возможностью дистанционного управления.

Электрические схемы подобных устройств также поддаются ремонту: даже в самой сложной системе нередко причиной неисправности становится вышедший из строя датчик температуры или подобная мелочь.

Если же холодильник “глючит” и отказывается корректно выполнять заданную программу, либо вообще не включается, вероятнее всего проблема касается платы или компрессора, лучше доверить ремонт специалисту.

Выводы и полезное видео по теме

О том, как устроен и работает компрессор бытового холодильника, наглядно и подробно рассказывают в этом видео:

А здесь на стенде собирают и подключают все элементы электрической цепи холодильника No Frost:

Всё разнообразие современных бытовых холодильников сводится к одной принципиальной электрической схеме, усовершенствованной и дополненной различными компонентам. Как бы ни отличался Indesit последней модели от старенького Минска, производят холод они по одинаковому принципу.

Электрические цепи бюджетных и старых холодильников вполне поддаются домашнему ремонту по типичной схеме, электронные же платы управления различаются для каждой серии. Но даже они имеют схожее общее строение.

А какому холодильнику отдали вы свое предпочтение? Смогли узнать что-то новое, интересное и полезное из этой статьи? Делитесь своим мнением, опытом и знаниями в комментариях ниже.

Источник

Оцените статью