Хождение за три моря афанасия никитина для 5 класса

§ 11. Хождение за три моря

Надо сказать, что к этому времени прошло уже полтора года, как Афанасий Никитин покинул родную Тверь. Он был одет как небогатый перс, прекрасно говорил на персидском и арабском языках и загорел до черноты. Но во всей Индии, кроме него, не было второго светловолосого сероглазого человека. Поэтому, где бы ни появлялся Афанасий, за ним ходила целая толпа любопытных. Это он отметил в своих записях, которые вёл с самого начала, как только покинул Тверь. Афанасий рассказывал в них обо всём, что видел на своём пути. В Индии он удивлялся тёмному цвету кожи жителей, их необычной одежде. Возмущался страшной бедностью большинства индийцев, восхищался красотой и пышностью праздников, которые он видел в разных городах.

В каждом новом городе Афанасий обязательно шёл на базар. Там он интересовался товарами и ценами на них. Прикидывал, может ли торговля с Индией быть полезна Руси.

Афанасий Никитин стал первым из европейцев, побывавших в Индии.

Третье море

В странствиях по Индии Афанасий Никитин провёл три года. Всё чаще путешественник вспоминал о далёкой родине, да и здоровье его стало ухудшаться. Никитин засобирался домой. Сначала его путь лежал через Аравийское море, потом пешком через Персию, к берегам Чёрного моря, которое Афанасий пересёк на корабле, а дальше снова отправился пешком через дикие степи и дремучие леса.

Читайте также:  Канал волго азовского моря

Афанасий Никитин провёл в странствиях шесть лет, преодолел многие тысячи километров, а не дошёл до дома всего 300 км. В Смоленске ему стало плохо. Монахи находившегося неподалеку монастыря пытались выходить его, но Афанасий Никитин не приходил в сознание, бредил на непонятном монахам языке и в конце концов умер.

К счастью, его записи сохранились — Афанасий нёс их в своей котомке за плечами. Из этих записей получилась целая книга, которую назвали «Хождение за три моря». Много лет спустя в Твери на берегу Волги, там, где началось путешествие Афанасия Никитина, ему поставили памятник (рис. 31).

1. Во второй половине XV века тверской купец Афанасий Никитин отправился в расположенное на берегах Каспийского моря Ширван- ское царство.

2. Заинтересовавшись увиденными товарами из Индии, он решил побывать в этой стране.

3. Афанасий Никитин первым из европейцев побывал в Индии, провёл там три года и песетил многие её города.

4. Записи, которые он вёл в своём путешествии, были превращены в книгу «Хождение за три моря».

Тверь, Афанасий Никитин, Каспийское море, Волга, Индия, Аравийское море, Персия, Чёрное море, Смоленск, «Хождение за три моря».

1. С какой целью отправился Афанасий Никитин в путешествие в Индию?
2. Через какие три моря проходило путешествие Афанасия Никитина?
3. Как называется книга, написанная А. Никитиным о своих путешествиях?

А теперь более сложные вопросы

1. Почему тверские купцы могли плавать до Каспийского моря?
2. Как называется современное государство, ранее называвшееся Персией?
3. Какими товарами славилась Индия?
4. Почему Афанасий Никитин считал, что торговля России с Индией будет невыгодной?

От теории к практике

Проанализируйте материалы предыдущих параграфов и ответьте на вопрос: «Кто из европейцев мог побывать в Индии раньше Афанасия Никитина?»

Источник

урок географии в 5 классе по ФГОС «Хождение за три моря Афанасия Никитина»
план-конспект урока по географии (5 класс) на тему

Урок географии в 5 классе по учебнику Домогацких Е.М.

Скачать:

Вложение Размер
hodzhenie_za_tri_morya_1.docx 30.45 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока №12

«Хождение за три моря Афанасия Никитина»

Дать представление о накоплении географических знаний русскими путешественниками.

  • Познакомить с путешествием Афанасия Никитина.
  • Изучить природно-климатические особенности Индии.
  • Развивать интерес к романтическим путешествиям героев-первооткрывателей.
  • Воспитывать культуру поведения, умение работать в паре.

Основное содержание темы, термины и понятия

Русские мореплаватели, море,Тверь, Волга , Ширванское царство, Шемаха, Астрахань , Индия, Хвалынское море, Стамбульское море,Персия,Иран, Индийское море, Гималаи, Ганг, тропические леса

В познавательной сфере:

— давать определение море

— уметь определять на карте полушарий моря;

— уметь ориентироваться на карте

В ценностно-ориентационной сфере:

— анализировать и оценивать роль путешествия и торговли для человека

Личностные: развитие познавательных мотивов

Регулятивные: постановка и сохранение учебной задачи

Познавательные: развитие кругозора обучающихся по спектру применения знаний и навыков ориентирования в пространстве

Общеучебные: выделение и структурирование необходимой информации

Логические: выделение методов ( анализ), синтез, подведение под понятие, , выдвижение гипотез и их обоснование

-Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнёрами

— Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию

Учебный предмет, курс

История, биология, русский язык

Презентация, контурная карта, учебник, рабочая тетрадь, настенная карта. солнце

Организация, мотивировка обучающихся на освоение нового, с учетом изученного ранее

Игра «Узнай слово».

На слайде написаны высказывания. Каждое высказывание имеет свою букву. Обучающиеся выбирают правильное высказывание, тем самым открывая букву. Если дети примут правильное решение, то получится ключевое слово.

-Как вы думаете, кто такой Афанасий Никитин? (русский путешественник).

-О чем будем сегодня говорить?

-Тема урока «Хождение за три моря».

-Как вы думаете, что мы сегодня узнаем?

Хожение (хождение) — старославянское слово. Странствие, путешествие.

— Попробуйте дать определение понятию море.

— Какие моря знаете?

-Итак отправляемся в путешествие с Афанасием Никитиным. Надеюсь, оно вам понравится, и вы сделаете для себя много открытий.

Запишите тему сегодняшнего урока в тетрадь.

Жил да был в Твери-русском городе -честной купец Афанасий Никитин. По делам торговым купеческим ходил, ездил, плавал в края далекие –чужеземные, страны разные. И вот как-то раз прослышал он , что в восточную страну направляется русское посольство-в Ширванское царство. А с ним попутно и купцы с российскими товарами едут. Набрал Афанасий Никитин товару побольше и летом 1466 года поплыл с товарищами своими, купцами, по матушке –Волге к Каспийскому морю. Называлось оно тогда- Хвалынским. Но недалеко от Астрахани на купеческие корабли напали разбойники. Они дочиста ограбили купцов. А. Никитин решил не возвращаться домой, а добрался до Ширванского царства с центром- Шемаха . ( север Азербайджана)

-Найдите в тексте на с .54 о чем узнал А.Никтитин на базаре в Ширванском царстве?

Этап учебно – познавательной деятельности

Постановка учебной задачи и открытие новых знаний

Анализ поставленной задачи

— Что вы знаете об Индии из уроков истории?

-Опишите географическое положение Индии, пользуясь картой. (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ УЧИТЕЛЬ НАНОСИТ НА НАСТЕННУЮ КОНТУРНУЮ КАРТУ)

3.Выход на новое знание.

Никитин решил добраться до Индии. Дорога в Индию шла через Персию. Так в Древнем мире называли Иран. После Персии Афанасий Никитин побывал на Ормузе , маленьком островке Персидского залива . Море в тех краях прозрачно настолько, что на глубине видно коралловое дно. Добываемый здесь жемчуг высоко ценится во всём мире. Из Ормуза Никитин через Аравийское море поплыл до Индии . Наконец-то преодолено второе море — Индийское . И вот наконец долгожданная Индия. Все здесь удивляет путешественника.

-Найдите в учебнике на с.56 что удивляло А.Никитина в Индии.

— А теперь давайте нанесем путь А.Никитина до Индии на контурную карту в рабочей тетради.с.32

— А теперь попробуйте нанести тот же путь на настенной контурной карте.

Физпауза: звучит расслабляющая музыка.

Закройте глаза. Представьте, что вы оказались в необычайно густом тропическом лесуИндии. Под ногами ощущается мягкая, покрытая высокой травой, земля. Кругом тепло и влажно. Воздух наполнен незнакомыми ароматами. С огромных деревьев опускаются ветви лиан. Сквозь тихое шуршание листвы слышится шум далёкого водопада. В царстве влажного сумрака раздаются голоса экзотических птиц. Хочется, как можно дольше бродить по загадочным джунглям и наслаждаться всё новыми и новыми ощущениями.

— В индии много лесов, где обитают большие стада огромных диких слонов, скачет по деревьям бесчисленное множество обезьян. Бесшумно прокрадывается гроза зверей- бенгальский тигр, поют красивые птицы; растут деревья, древесина которых особенно ценится за красоту-сандал. Но самый любимый и ценимый во всем мире продукт-это индийский чай.

Совершенно невозможно представить себе жизнь без чая. Этот ароматный напиток содержит витамины и другие полезные вещества. Из семян выжимают масло, используемое в парфюмерии. Из отходов листьев делают лекарства.

РОДИНА ЧАЯ — субтропические леса. Дикорастущий чай — деревья до 10 м в высоту со стволом диаметром более полуметра. Если дикорастущий чай — дерево, то культурный чай – кустарник. В Европе предпочитают пить черные сорта чая. В Средней Азии любят зеленый чай, а также плиточный чай — спрессованный низкосортный чай и зеленый лист. Для аромата туда добавляют высушенные цветки жасмина, другие душистые травы .

-В тропическом лесу прекрасные условия для жизни разнообразных животных.

— Назовите самого крупного представителя растительноядных животных Индии.

Cлонам в Индии теперь платят пенсию.

Слоны, работающие в штате Керала на юге Индии, теперь имеют гарантированное государством право выхода на заслуженный отдых по достижении 65-летнего возраста. Их будут обеспечивать продуктами, бесплатной медицинской помощью и достойными условиями жизни. В Индии проходит необычная акция — перепись слонов . Во время переписи на каждого слона заводится паспорт, в котором указывается пол, примерный возраст и особые приметы. Это мероприятие проводится с целью сохранения и увеличения численности животных. Средняя продолжительность жизни слонов в Индии составляет 100 лет.

— Индийский слон меньше африканского, и хорошо приручается человеком. Отловленные дикие слоны воспитываются, дрессируются и используются на разных работах.

-В Индии священным животным считается корова.

Почему в Индии корову считают священным животным.

Среди индусов, корова — особо почитаема и сравнивается с матерью и даже богами. Полагают, что в каждой корове присутствует часть Божественного, поэтому, обязанность каждого человека уважительно относиться к корове, оберегать ее и защищать. В Индии корова считается матерью, так как она кормит людей своим молоком и при этом обладает такими материнскими качествами, как доброта, спокойствие, миролюбивость. В Индии огромное количество голодающих людей, ежедневно там умирают от голода, но при этом никто не трогает ходящих по улицам коров. Если корове вздумалось остановиться посреди дорожной трассы, ее будут бережно объезжать и никому даже в голову не придет поторопить или прогнать животное.

-3 года пробыл Никитин в Индии. Пришла пора вернуться на родину, однако путь домой оказался ещё труднее.

-У вас на столах лежит текст с ошибками. Ваша задача пользуясь учебником исправить допущенные мной ошибки.

7. Найдите ошибку (работа в парах)

Никитин засобирался домой. Сначала его путь лежал через Каспийское море, потом на лошадях через Аравию, к берегам Красного моря, которое Марко пересек на лодке, а дальше отправился пешком через пустыню. В древности это море называлось Стамбульским. Никитин провел в странствиях 5 лет. Он не дошел до дома всего 100 км. В Астрахани ему стало плохо. Монахи, находившегося неподалеку монастыря выходили его. Из записок, которые вел путешественник получилась книга «Хождение за моря». Много лет спустя в Смоленске, на берегу Оки ему поставили памятник.

— А теперь давайте нанесем путь А.Никитина домой на контурную карту в рабочей тетради.с.32

— А теперь попробуйте нанести тот же путь на настенной контурной карте.

— Сегодня мы с вами говорили о русском путешественнике Афанасии Никитине.

Записки Афанасия Никитина переведены на многие языки. В Твери, на берегу Волги, стоит памятник этому знаменитому мореплавателю и путешественнику.

Мир помнит об Афанасии Никитине, а сам он никогда не забывал своей Родины и не раз говорил: «Нет страны, подобной Русской земле!»

Источник

Урок по географии «Хождение за три моря» 5 класс

Афанасий Никитин — первый русский путешественник, автор «Хождение за три моря»

Афанасий Никитин, купец из Твери. По праву считается не только первым русским купцом, побывавшим в Индии (за четверть века до португальца Васко да Гамы), но и первым русским путешественником вообще. Имя Афанасия Никитина открывает список блестящих и интереснейших морских и сухопутных русских исследователей и первооткрывателей, имена которых золотыми буквами вписаны мировую историю географических открытий.

Имя Афанасия Никитина стало известно современникам и потомкам благодаря тому, что он все время своего пребывания на Востоке и в Индии вел дневник, или точнее, путевые заметки. В этих заметках он со многими деталями и подробностями описал посещенные им города и страны, быт, нравы и традиции народов и правителей… Свою рукопись автор сам назвал «Хождение за три моря». Три моря – это Дербентское (Каспийское) Аравийское (Индийский океан) и Чёрное.

Совсем немного не дошел на обратном пути А.Никитин до родной Твери. Рукопись «Хождения за три моря» его товарищи передали в руки дьяка Василия Мамырёва. От него она попала в летописные своды 1488 года. Очевидно, что современники оценили важность манускрипта, коли решили включить его текст в исторические хроники.

Н. М. Карамзин, автор «Истории Государства Российского», в начале девятнадцатого века случайно наткнулся на один из летописных сводов «Хождения…». Благодаря ему, путешествие тверского купца А.Никитина стало достоянием широкой общественности.

Тексты путевых заметок А.Никитина свидетельствует о широком кругозоре автора, хорошем владении им деловой русской речью. При чтении их невольно ловишь себя на мысли, что практически все записи автора совершенно понятны, хотя написано было более пятисот лет назад!

Краткие сведения о путешествии Афанасия Никитина

Никитин Афанасий Никитич

Тверской купец. Год рождения неизвестен. Место рождения – тоже. Скончался 1475 под Смоленском. Точная дата начала путешествия тоже неизвестна. По мнению ряда авторитетных историков, это скорее всего 1468 год.

обычная коммерческая экспедиция по Волге в составе каравана речных судов из Твери до Астрахани, налаживание экономических связей с азиатскими купцами, ведущими торговлю по Великому Шелковому пути, проходящему через знаменитую Шемаху.

Косвенно подтверждает это предположение тот факт, что русские купцы пошли вниз по Волге в сопровождении Асан-бека , посла властителя Шемахи, ширван-шаха Форус-Есара. Шемаханский посол Асан-бек был с визитом в Твери и в Москве у великого князя Ивана III , и отправлялся восвояси вслед за русским послом Василием Папиным.

А. Никитин с товарищами снарядили 2 судна, нагрузив их разным товаром для торговли. Товаром Афанасия Никитина, как видно из его записей, была рухлядь, то есть пушнина. Очевидно, что в караване плыли суда и других купцов. Следует сказать, что Афанасий Никитин был купец опытный, смелый и решительный. До этого не раз посещал дальние страны – Византию, Молдавию, Литву, Крым – и благополучно возвращался домой с заморским товаром, чему есть косвенные подтверждения в его дневнике.

один из важнейших пунктов на протяжении всего Великого Шёлкового пути. Расположен на территории нынешнего Азербайджана. Находясь на пересечении караванных путей, Шемаха являлась одним из крупных торгово-ремесленных центров на Ближнем Востоке, занимая важное место в торговле шёлком. Ещё в XVI веке упоминаются торговые связи шемахинских и венецианских купцов. В Шемахе вели торговлю азербайджанские, иранские, арабские, среднеазиатские, русские, индийские и западноевропейские купцы. Шемаха упоминается А. С. Пушкиным в «Сказке о золотом петушке» («Подари ж ты мне девицу, шемаханскую царицу»).

Караван А. Никитина заручился проезжей грамотой от великого князя Михаила Борисовича для перемещения по территории тверского княжества и великокняжескою проезжей грамотой за границу, с которой и поплыл в Нижний Новгород. Здесь планировали сойтись с послом московским Папиным, тоже следовавшим в Шемаху, но не успел его захватить.

Поидох от Спаса святаго златоверхаго и сь его милостию, от государя своего от великаго князя Михаила Борисовича Тверскаго…

Интересно, что изначально Афанасий Никитин посещения Персии и Индии не планировал!

Историческая обстановка во время путешествия А. Никитина

Золотая Орда, контролировавшая Волгу, в 1468 была еще достаточно сильна. Напомним, что Русь окончательно сбросила с себя ордынское иго только в 1480 году, после знаменитого «стояния на Угре». А пока русские княжества находились в вассально зависимости. И если исправно платили дань и «не выпендривались», то им позволялись некоторые свободы, в том числе и торговля. Но опасность разбойного нападения существовала всегда, поэтому купцы и собирались в караваны.

Почему русский купец обращается к великому князю Тверскому Михаилу Борисовичу как к государю? Дело в том, что на тот момент Тверь была еще самостоятельным княжеством, не входившим в Московское государство и ведшее с ним постоянную борьбу за первенство в русских землях. Напомним, что окончательно территория Тверского княжества вошла в состав Московского царства при Иване III (1485 г.)

Путешествие А. Никитина можно условно разделить на 4 части:

1) путешествие от Твери до южных берегов Каспийского моря;

2) первое путешествие по Персии;

3) путешествие по Индии и

4) обратное путешествие через Персию на Русь.

Весь его путь хорошо виден на карте.

Итак, первый этап — путешествие по Волге. Оно шло благополучно, вплоть до Астрахани. Возле Астрахани экспедиция была атакована разбойными шайками местных татар, корабли потоплены и разграблены

И Казань есмя проехали доброволно, не видали никого, и Орду есмя проехали, и Усланъ, и Сарай, и Берекезаны есмя проехали. И вьехали есмя в Бузанъ. Ту наехали на нас три татарины поганые и сказали нам лживые вести: ‘Кайсым салтан стережет гостей в Бузани, а с ним три тысящи татар’. И посол ширваншин Асанбегъ дал имъ по однорятке да по полотну, чтобы провели мимо Хазтарахан. А оны, поганые татарове, по однорятке взяли, да весть дали в Хазтараханъ (Астрахань) царю . И яз свое судно покинул да полез есми на судно на послово и с товарищи своими.

Поехали есмя мимо Хазтарахан, а месяць светит, и царь нас видел, и татарове к нам кликали: ‘Качма, не бегайте!’ А мы того не слыхали ничего, а бежали есмя парусом. По нашим грехом царь послал за нами всю свою орду. Ини нас постигли на Богуне и учали нас стреляти. И у нас застрелили человека, а у них дву татаринов застрелили. И судно наше меншее стало на езу, и они нас взяли да того часу разграбили , а моя была мелкая рухлядь вся в меншем судне.

Бандиты отняли у купцов весь товар, закупленный, очевидно, в кредит. Возвращение на Русь без товара и без денег грозило долговой ямой. Товарищи Афанасия и он сам, по его словам, « заплакав, да разошлися кои куды: у кого что есть на Руси, и тот пошел на Русь; а кой должен, а тот пошел, куды его очи понесли».

Таким образом, Афанасий Никитин стал путешественником поневоле. Путь домой заказан. Торговать нечем. Осталось одно – пойти в разведку в чужие страны в надежде на судьбу и собственную предприимчивость. Наслышанный о сказочных богатствах Индии, он направляет свои стопы именно туда. Через Персию. Прикинувшись странствующим дервишем, Никитин подолгу останавливается в каждом городе, и делится своими впечатлениями и наблюдениями с бумагой, описывая в дневнике быт и нравы населения и правителей тех мест, в которые заносила его судьба.

А яз пошелъ к Дербенти, а из Дербенти к Баке, где огнь горить неугасимы; а изъ Баки пошелъ есми за море к Чебокару. Да тутъ есми жил в Чебокаре 6 месяць, да в Саре жил месяць, в Маздраньской земли. А оттуды ко Амили, и тутъ жилъ есми месяць. А оттуды к Димованту, а из Димованту ко Рею.

А из Дрея к Кашени, и тутъ есми был месяць, а из Кашени к Наину, а из Наина ко Ездеи, и тутъ жилъ есми месяць. А из Диесъ къ Сырчану, а изъ Сырчана къ Тарому…. А изъ Торома к Лару, а изъ Лара к Бендерю, и тутъ есть пристанище Гурмызьское. И тут есть море Индийское, а парьсейскым языкомъ и Гондустаньскаа дория; и оттуды ити моремъ до Гурмыза 4 мили.

Первое путешествие Афанасия Никитина через персидские земли, от южных берегов Каспийского моря (Чебукара) до берегов Персидского залива (Бендер-абаси и Ормуза), продолжалось более года, от зимы 1467 до весны 1469.

Источник

Оцените статью