- Сотворение мира
- Откуда все появилось?
- Как Бог творит?
- Творец и Вседержитель
- Христос – наш Творец
- Стихиры шестого часа
- Стихира на 9-м часе
- Стихиры на литии самогласные, глас 1. Прп. Иоанна Дамаскина
- Иоанна Дамаскина тот факт, что Творец Вселенной стал младенцем, заставлял восхвалять Бога. Меня мысль об этом повергает в трепет. А какие у вас чувства вызывает мысль, что Бог, сотворивший Вселенную, стал младенцем?
- Читайте также:
- Вера в Семерых
- Содержание
- История
- Семь ипостасей Бога
- Матерь
- Кузнец
- Старица
- Неведомый
- Грехи
- Преисподние и загробная жизнь
- Храмы и символы
- Служители церкви
- Септоны и септы
- Монашество
- Святое Воинство
Сотворение мира
На вечерне, которая служится накануне Рождества, читаются ветхозаветные пророчества о Христе – паремии. Они часто проходят мимо нашего сознания, поэтому мы заранее публикуем их с небольшими комментариями. Это первая паремия, Быт 1:13, посвященная сотворению мира.
Книга Бытия, глава 1
1 В начале сотворил Бог небо и землю.
2 Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою.
3 И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
4 И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы.
5 И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один.
6 И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды.
7 И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
8 И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй.
9 И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так.
10 И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что [это] хорошо.
11 И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.
12 И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду ее, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его. И увидел Бог, что [это] хорошо.
13 И был вечер, и было утро: день третий.
В начале сотворил Бог. В оригинальном еврейском тексте стоит множественное число – слово «элохим», которое переводится как «боги». Уже в первых словах Священного Писания неявно содержится Откровение о том, что Бог Един в трех Лицах – Отца, Сына и Святого Духа, и все три Лица Святой Троицы участвовали в творении мира.
Небо и земля означает здесь в первую очередь «всё на свете». А во вторую очередь мир, нами видимый – материальный и невидимый – духовный.
И назвал Бог твердь небом. Мы не знаем, что именно здесь имеется в виду под твердью. Можно предположить, что пророку была открыта Богом картина творения мира и он смог записать то, что смог понять в рамках мировоззрения своего времени. Аллегорически эту твердь можно понять как создание твердых и непоколебимых законов природы.
Откуда все появилось?
Библия начинается с ответа на вопрос «откуда появился этот мир и все на свете?». Она дает на него четкий и недвусмысленный ответ – этот мир существует только потому, что его сотворил Бог. Собственно, все вокруг нас существует только потому, что кто-то это придумал и сделал. Мы звоним по мобильному телефону, пользуемся Интернетом, смотрим по телевизору новости, едем на электричке только потому, что когда-то у кого-то родилась идея создать эти вещи и он воплотил ее. Мы в своей жизни используем труд множества людей и делимся с другими людьми плодами нашего труда. Это связывает нас друг с другом, даже незнакомых людей. Но человек может родить и воплотить идею только потому, что когда-то Бог придумал и сотворил Вселенную, жизнь и человеческий мозг и душу.
Как Бог творит?
Мы не можем точно сказать, как Он это сделал, и соотнести с научными открытиями в этой области. Во-первых, потому что дела Божии непостижимы, и Откровение Божие человечеству об этом было записано тогда, когда не было современной науки. А значит, на том уровне, на котором это мог понять человек Древнего мира. И во-вторых, потому что научная картина мира часто меняется – сейчас она совсем не такая, какой была еще 50 лет назад, и мы не знаем, как она изменится завтра. Одно мы знаем и в одно верим – если современная нам научная картина верна и Вселенная началась с Большого Взрыва – за этим стоит Бог. За возникновением жизни на Земле тоже стоит Его замысел и Его воля, и появление человека напрямую связано с тем, что Бог этого захотел.
Творец и Вседержитель
Мы верим в то, что Бог – Творец всего мира и заявляем об этом, когда произносим первые слова Символа Веры: «Верую во Единого Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и невидимым». Вседержитель – Тот, Кто держит все в своих руках, поддерживает существование нашего мира и допускает или не допускает те или иные события.
«Божие промыслительное вседержительство выражается в том, что Господь все сущее хранит, всему содействует и всем управляет, или все направляет к предназначенному концу. Законы, по которым все совершается, сокрыты в воле Божией; они непостижимы для нас и не могут быть постигнуты, если бы даже и открыты были, по необъятности всего существующего и по необъятному протяжению движения в бывающем. Поэтому не трудись и исследовать: не твое дело. Твое дело — одно: со девать спасение души. Все же прочее в руках Божиих — верных и крепких. Что все Бог содержит, твердо веруй этому, и ты будешь воздавать таким образом Божеское поклонение всемогущему, премудрому и всеблагому вседержительству Бога.
Тварь, не имеющая в себе бытия, а к бытию воззванная из ничего, и продолжать бытие сама собою не может, а висит над бездною ничтожества, в каждое мгновение готового поглотить ее. Держит ее над этою бездною всемогущая воля Триипостасного Бога, вызвавшая ее к бытию. Восхотел Бог — и явились твари; и продолжают быть твари потому, что Бог хочет, чтоб они продолжали существовать. Продолжение бытия тварей есть непрерывное их творение. Воля Божия о продолжении бытия тварей есть основа их жизни: на ней утверждается все».
Христос – наш Творец
Почему же мы вспоминаем о творении мира в связи с Рождеством Христовым? Потому что, согласно Священному Писанию, Слово Божие, с помощью которого Бог творит мир, – это тоже Бог. Бог Отец творил всё через Своего Сына, Которого мы знаем под именем Иисуса Христа. Послушаем Евангелиста Иоанна: « В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь и жизнь была свет человеков» (Ин 1:1-4).
«Вся Тем быша». Этим то же сказано, что и у апостола Павла: «Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано (Кол 1:16). Или в другом месте: «Ты, Господи, основал землю, и небеса – дело рук Твоих» (Евр 1, 10). Или еще: «один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им» (ср.: 1 Кор 8, 6). Творить, давать бытие может только Тот, Кто Сам, по естеству, есть Сущий, — Бог безначальный и бесконечный. Но чтоб опять не подать повода отделять Его от Отца и Духа Святого, святой Иоанн, углубляя мысль о Божестве Слова, прибавляет: «и без Него ничтоже бысть, еже бысть». Ни одна тварь не получила бытия без Него, помимо Его, без участия Его (свт. Иларий в трактате о Троице). Сын Божий есть Творец не особо от других ипостасей Божества, но единодейственно с Ними. Бог Слово все сотворил в общении единого Божеского творческого естества со Отцом и Святым Духом. Действия Божества вовне суть действия трех ипостасей неразделимые».
В самых первых строчках Библии мы видим упоминание о Христе как о Творце Вселенной, от Которого она зависит. И при этом именно Он, участвовавший в творении Вселенной и всей природы, которую мы видим вокруг, воплотился в Младенце, родившемся в хлеву. Вот как говорится об этом в песнопениях праздника Рождества Христова:
Стихиры шестого часа
Слыши, Небо, и внуши, земле, / да подвижатся основания, / да приимут трепет преисподняя: / яко Бог же и Творец в плотское одеяся здание, / и Иже державною рукою создавый тварь, / утробы зрится здание. / О, глубина богатства, и премудрости, и разума Божия! / Яко неиспытаны судьбы Его / и неизследовани путие Его. | Слушай, небо, и внимай, земля, / да потрясутся её основания, / да охватит трепет преисподнюю: / ибо Бог и Творец вошел в образующуюся плоть, / и Создавший мощною рукою все творение / как произведение чрева созерцается. / О, глубина богатства, и премудрости, и ведения Божия! / Как непостижимы суды Его / и неисследимы пути Его! |
Сей Бог наш, / не вменится ин к Нему, / родивыйся от Девы, и с человеки поживе; / во яслех убогих / Сын Единородный лежащь видится человек / и пеленами повивается, иже славы Господь. / И волхвом звезда возвещает в Его поклонение. / И мы поим: Троице Святая, спаси души наша. | Это – Бог наш, / не сравнится с Ним никто иной, / рожденный от Девы и живший с людьми; / Сын Единородный видится лежащим / в бедных яслях подобно смертным, / и пеленами повивается Славы Господь; / и волхвов звезда направляет к поклонению Ему; / и мы поем: / «Троица Святая, спаси души наши». |
Стихира на 9-м часе
Днесь раждается от Девы / рукою всю содержай тварь, / пеленами, якоже земен, повивается, / Иже существом неприкосновенен Бог. / В яслех возлежит / утвердивый Небеса словом в началех, / от сосцев млеком питается, / Иже в пустыни манну одождивый людем, / волхвы призывает Жених церковный, / дары сих приемлет Сын Девы. / Покланяемся Рождеству Твоему, Христе; / покланяемся Рождеству Твоему, Христе; / покланяемся Рождеству Твоему, Христе: / покажи нам и Божественная Твоя Богоявления. |
Стихиры на литии самогласные, глас 1. Прп. Иоанна Дамаскина
Небо и земля днесь совокупишася, / рождшуся Христу. / Днесь Бог на землю прииде, / и человек на Небеса взыде. / Днесь видимь eсть плотию, / eстеством невидимый, человека ради. / Сего ради и мы, славословяще, возопиим Eму: / Слава в Вышних Богу, и на земли мир, / дарова бо пришествие Твое, / Спасе наш, слава Тебе. | Небо и земля в сей день соединились / при рождении Христа. / В сей день Бог на землю пришел, / а человек на небеса взошел. / Сегодня ради человека / во плоти видим Невидимый по естеству. / Потому и мы, славословя, воскликнем Ему: / «Слава в вышних Богу, и на земле мир: / его нам даровало пришествие Твое; / Спаситель наш, слава Тебе!» |
Иоанна Дамаскина тот факт, что Творец Вселенной стал младенцем, заставлял восхвалять Бога. Меня мысль об этом повергает в трепет. А какие у вас чувства вызывает мысль, что Бог, сотворивший Вселенную, стал младенцем?
Читайте также:
В первую очередь это, конечно, классические “ Беседы на Шестоднев ” свт. Василия Великого. Он создал своим трудом целый жанр. Его замысел был донести до тогдашних интеллектуалов Божье Откровение о мире. Достиг он этого синтезом библейского повествования и популярной науки и философии тех лет (главным образом стоической, через Посидония). Поэтому при чтении этого великого творения надо различать данные Писания, античные представления и собственно богословие Василия. Различать, где Василий толкует Слово Божье, а где говорит для «педагогики».
Достоин также вашего внимания “ Шестоднев ” Иоанна Экзарха. Это жемчужина жанра, итог его почти тысячелетнего развития. За образец Иоанн взял прежде всего «Шестоднев» Василия Великого, но также и Севериана Гавальского, различных сочинений Григория Богослова, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Иоанна Дамаскина, Феодорита Кирского, а также Аристотеля, Парменида, Демокрита, Диогена, Фалеса, Платона и других античных философов. Творение Иоанна Экзарха — синтез богословия, философии и естествознания той эпохи. Главным содержанием «Шестоднева» остается благодарное изумление перед творением Божьим, восхищение его делами, любование красотой и премудростью мира.
Тем, кто хочет узнать о соотношении Откровения с наукой не только IV и X веков, но и XX века, рекомендуем лекции В.Н. Тростникова , иерея Антония Лакирева и прот. Николая Соколова .
Подписывайтесь на канал Предание.ру в Telegram, чтобы не пропускать интересные новости и статьи!
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен!
Бывший редактор библейского раздела портала «Предание». Богослов, поэт, нарративный практик.
Источник
Вера в Семерых
Семеро (The Seven) |
---|
Вера в Семерых является самой распространенной и официальной религией объединенного Вестероса. Это религия андалов, принесенная ими в Вестерос тысячи лет назад и распространившаяся повсеместно. Лишь на Севере и Железных Островах удерживают свои позиции другие, более древние религии. Семеро — Отец, Матерь, Дева, Старица, Кузнец, Воин и Неведомый — не семь разных божеств, а семь ликов одного единого божества, которым, однако, поклоняются по отдельности. Вера в Семерых проповедует милосердие, аскетизм, бренность земной жизни, справедливость и воздаяние за грехи. Число 7 является священным для этой веры, и ее служители используют в качестве символов звезду с семью лучами и кристалл с семью гранями.
В Вестеросе существует большая церковная организация септонов и септ, возглавляемая верховным септоном в Королевской Гавани; их семистенные и семибашенные храмы есть во всех крупных поселениях и замках, а мелкие деревни посещаются странствующими септонами. В эпоху раздробленности Вестероса церковь была очень могущественной и независимой, но Таргариены, объединив страну, подмяли религию под себя, запретив военно-духовные ордена и церковные суды. Рыцарство, также принесенное в Вестерос андалами, теснейшим образом связано с верой в Семерых, и последователи других религий избегают принятия рыцарских обетов.
Содержание
История
Вера в Семерых зародилась вне Вестероса — в Эссосе, на территории так называемых холмов Андалоса, к востоку от Пентоса. Эта земля считается прародиной андалов, хотя на самом деле они пришли на нее в еще более древние времена, выбив из Андалоса его прежних обитателей — волосатых людей, подобных нынешним иббенийцам. Когда-то, как верят последователи этой религии, Семеро ступили на холмы Андалоса и открыли себя смертным.
Как говорится в «Семиконечной Звезде», смертный по имени Хугор был благословлен Семерыми в качестве святого короля андалов. Боги увенчали его короной из семи сорванных с неба звезд, дали ему прекрасную жену, которая произвела на свет 44 могучих сына, сделали сыновей Хугора великими воинами и облачили их в железные доспехи. Боги обещали Хугору великие королевства в чужой земле: в ниспосланном свыше видении король Хугор узрел «златой дол между великих гор».
От двух до четырех тысяч лет назад наступление валирийцев на запад заставило андалов пересечь Узкое море и вторгнуться в Вестерос, принеся с собой свою веру — Долина Аррен в их глазах и была «златым долом», обещанным богами. Известно, что они несли с собой изображения Семерых и семиконечной звезды, даже вырезали семиконечные звезды у себя на груди. К традиционной религии Вестероса — почитанию Старых Богов — завоеватели отнеслись с ненавистью и вырубили практически все богорощи к югу от Перешейка. Однако андалы не смогли завоевать Север, где почитание Старых Богов сохранилось по сей день.
На большей части Вестероса семибожие стало господствующей религией; вместе с выходцами с юга — такими, как Мандерли — оно проникло и на Север. С ходом веков возникли современные система септ и церковная иерархия — от нищенствующих братьев и бродячих септонов к собранию Праведных и верховному септону. Завоевание Вестероса Эйгоном Таргариеном не поколебало позиций веры в Семерых — тогдашний верховный септон запретил противиться завоевателю и сам помазал Эйгона на царствование. Хотя Эйгон и следующие короли-Таргариены ради укрепления собственной власти и ограничили права церкви, среди них тоже были свои горячие почитатели Семерых — в первую очередь, король Бейлор Таргариен, провозглашенный святым.
Семь ипостасей Бога
– Отцовский септон в Вечернем Замке всегда говорил нам, что бог один, – сказала Бриенна.
– Един в семи лицах. Вы правы, миледи, но простым людям трудно понять единство Святой Седмицы. Я и сам человек простой, а потому говорю всегда, что богов семеро. Пир стервятников, Бриенна V
Строго говоря, семь богов — это семь лиц одного и того же божества, единого и всеобъемлющего. Эти ипостаси вполне равноправны, действуют совместно и взаимодополняюще; каждый из Семерых олицетворяет ту или иную сторону человеческой натуры, деятельности, разные явления окружающего мира. Септоны подчеркивают, что каждый из Семерых воплощает в себе всех остальных: «Старица не менее прекрасна, чем Дева, Матерь может быть свирепее Воина, когда ее дети в опасности» [1] .
Восприятие Семерых как богов, а не бога, уходит корнями в глубокую древность и прочно закрепилось в языке — не только простонародье, но лорды, короли и сами септоны говорят о богах во множественном числе.
Отец — воплощение власти, справедливости и правосудия. Его изображают в виде бородатого [1] человека средних лет, иногда в короне, которую по возможности делают из драгоценных металлов [2] . О нем говорят: «Отец правит» [3] , а при посвящении в рыцари посвящаемому: «во имя Отца, будь справедлив» [4] . Отец также судит умерших в загробном мире, строго и беспристрастно [5] ; его называют также «грозный судия» [6] , а о людях, как покойных, так и живых, говорят «пусть Отец рассудит его по справедливости» [7] [8] . Считается, что именно он судействует на судебных поединках, определяя, кому победить в испытании [9] . У Отца есть золотые чертоги, где вечно пируют праведники [10] . Об Отце говорят, что он наделяет дарами всех своих детей [11] .
Матерь
Матерь считается олицетворением милосердия, доброты и заботы. Она же воплощает в себе материнство и плодородие, покровительствуя матерям и детям. Ее представляют себе как ласково улыбающуюся женщину средних лет в богатых одеждах [1] . О детях говорят, что их дает супругам Матерь. Матери молятся прежде всего замужние женщины, прося защитить и оберечь сыновей и дочерей, даже взрослых [1] . Мужья приносят жертву Матери, когда их жены должны родить [12] . Перед лицом угрозы мирные люди молят Матерь о милосердии [13] . Матерь не только оберегает слабых, но и умиротворяет сильных, утишая снедающий их гнев [13] . Матери посвящен гимн Матери [13] .
Кузнец
Кузнец считается олицетворением силы, здоровья и трудолюбия, покровителем ремесел и всякой мирной работы, а также людей, ею занимающихся. Его изображают в виде крепкого мужчины с кузнечным молотом в руках [1] . В обращенных к Кузнецу молитвах обычно просят силы [7] . О Кузнеце говорят, что он налаживает все, что сломано — это касается и здоровья людей [1] . Моряки приносят жертву Кузнецу, когда спускают на воду новый корабль, и считают, что именно Кузнец сохраняет корабли в целости [12] . Рыцарей, готовящихся к битве, благословляют не только именем Воина, но и именем Кузнеца, моля его вложить силу в руки рыцаря и придать крепость его оружию [13] . По заявлению Его Воробейшества, «Работа — вот молитва, наиболее угодная Кузнецу» [14] . Бурые братья, поклоняющиеся Кузнецу, носят на шее маленькие железные молоточки [15] [16] . Набожный король Бейлор Таргариен (правил 161-171) в свое время назначил Верховным Септоном неграмотного каменотеса, увидев, как тот искусно обрабатывает камень, и решив, что перед ним воплощение Кузнеца [14] . О лошадях говорят, что Кузнец дал их людям, чтобы помочь в трудах [17] . В «Семиконечной Звезде» говорится, что Кузнец сковал каждому из сорока четырех сыновей короля Хугора железный доспех [18] . Планета, известная как Красный Странник, считается священной звездой Кузнеца [19] .
А я вот, по своим годам, люблю Кузнеца: Без его трудов Воину и защищать было бы нечего. В каждом городе и в каждом замке есть свой кузнец. Они куют плуги, чтобы землю пахать, гвозди, чтобы корабли строить, подковы для наших верных коней, крепкие мечи нашим лордам. Кузнеца все уважают, потому мы и назвали одного из Семерых в его честь. но он, бог то есть, мог бы называться и Крестьянином, и Рыбаком, и Плотником, и Сапожником. Это все равно, каким он ремеслом занимается. Главное то, что он трудится. Отец правит, Воин сражается, Кузнец работает – вот вместе и получается то, что должен делать мужчина. Кузнец – один из ликов божества, ну а Сапожник – один из ликов самого Кузнеца. Именно он услышал мою молитву и укрепил мои ноги. Пир стервятников, Бриенна V
Дева. Ее представляют себе в виде молодой девушки с распущенными волосами, иногда — с распростертыми руками, словно для объятий [12] . Дева считается олицетворением красоты и невинности, она покровительствует влюбленным и вообще всем юным и невинным созданиям. Говорят, что она дарит смертным любовь и мечты [20] . Об очень красивых женщинах говорят «точно сама Дева спустилась с небес» [21] .
Воин — олицетворение храбрости и верности, твердости и уверенности в себе, готовности защищать других. Это покровитель рыцарей и солдат. Воина изображают с мечом в руках [1] [14] . К нему обращаются с просьбой дать смертным душевных сил и мужества [22] [13] , защищать и хранить, в том числе и в сражениях [1] , дать силу противостоять соблазнам [15] . Поскольку Воин благоволит рыцарям, ему молятся и ставят свечи за попавших в беду рыцарей, надеясь, что именно он заступится за «своих» [23] [24] . Многие рыцари считают вполне подобающим называть Воина своим единственным богом, а шестерым остальным не уделять внимания: так, например, говорили Джейме Ланнистер о себе [16] и Давос Сиворт — о Ролланде Шторме [7] . По словам септона Мерибальда, он еще не встречал мальчишки, которому бы не нравился Воин [3] . В Королевской Гавани перед битвой на Черноводной бойцы на стенах молились Воину молча [13] . В бою можно просить Воина об удаче — например, развернуть вражеское судно бортом под удар носового тарана [25] . Как считается, в судебных поединках Воин по приговору Отца вкладывает силы в десницу правого, помогая ему одолеть неправого противника [9] . Набожные рыцари приносят в септу оружие, прося Воина благословить его для сражения [14] . Воину посвящен духовно-рыцарский орден Сынов Воина [14] .
Старица
Старица — олицетворение мудрости и прозорливости. Ее изображают в виде пожилой женщины с морщинистым лицом, с высоко поднятым фонарем в руках, нередко золотым [2] . У изваяний Старицы иногда делают перламутровые глаза [1] . По легенде, именно Старица выпустила первого ворона, приоткрыв дверь царства смерти [26] , так что уместно молиться Старице об успешной пересылке вороньей почты. У Старицы просят мудрости; человек, который испытывает неуверенность в будущем и не знает, что ему делать, обычно просит Старицу «осветить ему путь», а о предопределенном и четко видимом будущем говорят «Старица озарила мне путь». Как сказано в «Семиконечной звезде», Старица предсказала королю Хугору, что богоданная супруга родит ему 44 сына, что и случилось [18] . На небесах Вестероса есть созвездие под названием Фонарь Старицы — четыре звезды и золотистая туманность между ними [7] .
Неведомый
Неведомый — олицетворение смерти, самый зловещий и таинственный из семи богов. Хотя это тоже один из божьих ликов, сродни всем прочим, его не любят упоминать всуе. Духовная песня «Семеро» содержит упоминания только о шести богах из Семи: «о Неведомом песен не поют. Лик Неведомого — это лик смерти» [20] . Считается, что Неведомый провожает души умерших в иной мир [27] , и об умершем человеке говорят, что его забрал Неведомый. Неведомый — не мужчина и не женщина, но оба вместе, «вечный отверженец, пришелец из дальних стран, меньше и больше, чем человек, непознанный и непознаваемый». Чаще всего его изображают как получеловека-полузверя в низко надвинутом капюшоне [28] — так он выглядит в септах Драконьего Камня [12] и Красного Замка [13] ; в деревенской септе близ Штормового Предела, где вместо статуй есть лишь рисунки углем, Неведомого изображает закрашенный черный овал с глазами-звездами [1] . Из всех Семерых ему реже всего ставят свечи и возносят молитвы [13] [29] . Неведомый связан с семью адами или даже управляет ими — при божбе говорят «Я клянусь Неведомым, и если я лгу, пусть я провалюсь к нему в ад на этом самом месте» [30] . В песне «Скачка лорда Ренли» Неведомый — «Владыка Теней» (точнее, Владыка Смерти — Lord of Death) восседает на троне из костей [31] . Молчаливые сестры считаются посвященными Неведомому. В Черно-Белом Доме в Браавосе есть изваяние Неведомого — почитатели Многоликого Бога также считают Неведомого одним из воплощений своего божества [32] [33] .
Грехи
Вера в Семерых достаточно сильно озабочена понятием греха. В вере в Семерых нет понятия первородного греха, лежащего на всех людях, и подобной Христу фигуры, своей жертвой искупающей чужие грехи. Грех связан с личной ответственностью перед богами. Боги могут наказывать людей за грехи еще при жизни, посылая беды и несчастья, а то и очистить мир небесным огнем [34] .
Лгать королю — великий грех [35] . Убийство короля (kingslaying) — великий грех, но еще более страшным грехом является убийство родичей (kinslaying) [36] . Убийство, особенно предательское и вероломное — большой грех. Так, войну и голод в Королевской Гавани называли божьей карой за грехи дома Ланнистеров, прощенные или оправданные светской властью [34] .
Гордыня — тяжкий грех [37] . Распутство, прелюбодеяние и кровосмешение — грехи [34] [38] . Проституция грешна и недостойна [39] . Кровосмешение считается особенно чудовищным грехом, и детей, рожденных от такого противоестественного союза, септоны называют мерзостью [1] . Грешно отворачиваться от Семерых и поклоняться «демонам», таким, как Рглор [40] . Женщина считается слабым, склонным к искушению и греху существом [41] .
Грех перед лицом богов нужно искупить, прежде всего аскезой, постом и молитвой; истязая свою плоть, верующий чувствует себя чище и ближе к богам [28] [42] . Добрые деяния, такие, как подача милостыни и защита слабых, угодны богам и могут служить искуплению грехов. Септоны принимают у верующих исповеди и отпускают грехи [3] . Грехи не могут быть прощены без покаяния [42] . Тяжелые грехи могут требовать публичного покаяния [41] . Нераскаявшихся грешников после смерти ждет вечное наказание в семи преисподних [28] . Существует догмат «Грехи можно простить, но преступления требуют кары» [43] [42] — иными словами, покаяние заслуживает отпущения грехов, но не освобождения от наказания.
Преисподние и загробная жизнь
За ваши преступления вам уготовано место в самой глубокой из семи преисподних, если боги хоть сколько-нибудь справедливы. Битва королей, Кейтилин VII
Септоны учат, что после смерти Отец судит людей [5] . Грешники, особенно нераскаявшиеся, попадают в семь преисподних [44] [42] . Разные грехи определяют для грешников место в разных преисподних; самые страшные преступники должны оказаться в седьмом пекле, самом глубоком. Преисподние ассоциируются с болью, и можно сказать о сильной боли «больно было, как в седьмом пекле» [45] . Караемые грешники в аду кричат от боли [46] [47] . Ад расположен где-то под землей [48] . Глубокие черные пропасти, в которых не видно дна, «наверняка ведут в преисподнюю» [49] .
Ад ассоциируется в первую очередь с жарким невыносимым огнем [50] [51] . Запах дыма и гари напоминает о преисподних [52] . Желая сказать «очень долго» или «никогда», можно выразиться «семь преисподних раньше замерзнут» [53] [54] . Старые сказки утверждают, что Драконий Камень построен из адского камня, и поэтому его стены всегда хранят тепло [55] .
Однако, по словам Барристана Селми, только половина преисподних являет собой пекло [56] . Хотя бы в некоторых преисподних темно [57] . Есть понятие холодного, замерзшего ада, упоминаемого как верующими в Семерых — так Тирион думал о преисподней, куда должен был попасть его отец [58] , так и северянами: Эддардом Старком [59] и Ондри Локком [60] . Впрочем, других упоминаний ада, жаркого или ледяного, в анимистической религии Старых Богов нет, и даже два этих упоминания могут быть не более чем фигурами речи. Северяне практически никогда не говорят о покойниках, что те попали в ад, хотя у жителей остального Вестероса такая формулировка встречается сплошь да рядом.
Одна из семи ипостасей Бога, Неведомый, связана с преисподними или даже управляет ими. Надо помнить, что Неведомый — это олицетворение смерти, а не зла; он не является эквивалентом дьявола. Можно сказать: «Я клянусь Неведомым, и если я лгу, пусть я провалюсь к нему в ад на этом самом месте» [61] . В аду есть чертоги (halls of hell), предназначенные для мертвецов [62] .
В преисподних, особенно в седьмом пекле, водятся рогатые звероподобные демоны [63] , которых, по представлениям суеверных людей, можно оттуда вызвать черной магией [64] . Тириону Ланнистеру мастер-оружейник Саллореон предлагал сделать шлем в виде головы демона с золотыми рогами [65] . Некоторые одичалые малюют у себя на щитах страшные морды демонов [66] . В песнях поется, что демонов можно убить холодным оружием [67] .
Куда меньше известно о семи небесах [68] , куда, по уверениям септонов, попадают праведники: там находятся золотые чертоги Отца [69] , «страна света и меда» [70] , где усопшие пируют вечно. Здесь умершие встречаются с богами. Бриенна Тарт говорит Кейтилин Старк о Бране и Риконе: «ваши сыновья теперь с богами» (в переводе Виленской: «Ваши сыновья теперь на небе»).
Септоны воспевают сладостный конец, избавление от нашего бренного существования и путешествие в прекрасный дальний край, где мы можем радоваться, любить и пировать до скончания дней… Пир стервятников, Сэмвелл III
Храмы и символы
Священным писанием веры в Семерых является «Семиконечная Звезда», состоящая, по-видимому, из семи книг по числу семи ипостасей Бога — так, упоминалась «Книга Девы». В Вестеросе есть и другие религиозные книги, такие, как «Книга Святых Молитв». Какие-либо святые и пророки в книгах не упоминаются; в саге упоминаются лишь король Бейлор Таргариен, известный своим благочестием, и легендарный андальский король Хугор, коронованный самими богами.
Неудивительно, что для почитателей Семибожия число семь — сакральное. Для всех, выросших в этой традиции, является привычным приносить семь обетов во время церковных обрядов, наблюдать присутствие именно семи менестрелей на пиру; Королевская Гавань была построена с семью воротами, и т. д. Также неудивительно, что повсеместно принятым на юге мирным знаменем является радужное, с семью длинными хвостами и семиконечной звездой, венчающей древко.
Местом поклонения Семерым является храм, называемый «септа» и имеющий семиугольную форму. В каждом из углов септы устанавливается живописное, скульптурное или любое другое изображение соответствующего бога Семерки или их атрибутов. В септе непременно должен находиться хотя бы один семигранный кристалл горного хрусталя, который при попадании на него света рассыпает во все стороны радужные блики. Также в септе есть колокол либо колокола, звон которых созывает на службы и оповещает о важных событиях. В септах побогаче статуи богов украшаются драгоценными камнями, граненые кристаллы стоят на каждом алтаре, в окна вставлены яркие витражи; в простых деревенских септах могут быть просто грубо намалеванные углем на стенах атрибуты семерых богов. Богослужения в септах сопровождаются пением гимнов и чтениями священных текстов, а также воскурением благовоний. Вознося в септе молитву, принято ставить свечу на алтарь того бога, к которому обращаешься. Поскольку септа — священное здание, в ее стенах запрещено угрожать кому-либо оружием и проливать кровь.
В случаях, когда молитва происходит вне септы, служители Семерых достают семигранные кристаллы небольшого размера (так, чтобы влезали в поясную сумку) и поднимают их над головой.
Служители церкви
Септоны и септы
Служители Семерых зовутся септонами (мужчины) или септами (женщины). В каждом храме есть свой септон, но многие провинциальные септоны не имеют своего храма и совершают обходы мелких деревень на большой территории, отправляя требы на местах остановки [71] . Септоны дают имена младенцам, проводят свадьбы и похороны, ежедневные или еженедельные богослужения в септах; они принимают исповеди и отпускают грехи, благословляют воинов перед битвой и призывают богов в свидетели на суде. Посвящение в рыцари или коронация нового короля обычно проводится с участием септона.
Все септоны и септы Семи королевств подчинены верховному септону — главе церкви; он считается воплощением семиликого бога на земле и в знак этого отказывается и от фамилии, и от личного имени. Высокопоставленные священнослужители — Праведные — составляют Совет Веры, возглавляемый верховным септоном. По сравнению с рядовым служителем Семибожия, Верховный Cептон обладает несоизмеримо большей властью — так, он, например, может освободить от любого обета, начиная с брачного и кончая мейстерским.
Монашество
Существуют также люди, которые желают посвятить свою жизнь служению вере, но по тем или иным причинам не становятся собственно септонами, избирая другие формы служения. Некоторые из них приносят обеты нищеты, целомудрия и самоотречения и живут, странствуя и проповедуя. Их зовут нищенствующими братьями. Одеваются они, как правило, в балахоны из некрашеной шерсти, препоясанные веревкой. Вместо кристалла они носят на шее чашки для подаяния.
Другие объединяются в так духовные ордена, члены которых посвятили себя служению какому-то конкретному божеству Семерки, а не всем в целом; существуют отдельные мужские и женские ордена. Так, в книгах упоминались «бурые и зеленые братья, белые и серые сестры» [72] . Представители духовных орденов живут в своем сообществе, септрии, отдельно от мирян и в обществе друг друга предаются благочестивым размышлениям, молитвам, а также деятельности, угодной их божеству. Вместо кристалла они носят на груди изображение атрибута того воплощения единого Божества, которому они служат. Монахи, посвятившие себя Кузнецу, носят коричневые балахоны и железный молоточек на шее. К этому ордену относились жители септрия, где Братство без Знамен поймало септона Утта, а также карлик-воробей, живший в другом септрии.
Достаточно многочисленным является орден Молчаливых Сестер, дающих обеты целомудрия и молчания. Их основное занятие — забота о покойниках, их омовение и погребение. О Молчаливых Сестрах говорят, что они обручены с Неведомым, и большинство людей сторонится Молчаливых Сестер. Они носят серое и скрывают свои лица платками, так, что видны одни глаза. Этот орден принимает вдов, но также известны случаи, когда женщин принуждали вступить в ряды Молчаливых Сестер и даже отправляли их в этот орден в виде наказания, подобно отправке мужчин-преступников в Ночной Дозор.
Святое Воинство
В прошлом церковь располагала собственными военно-духовными орденами, объединенными под названием Святого Воинства. В ряды Сынов Воина входили знатные рыцари; поступая на службу к верховному септону, они приносили монашеские обеты и отказывались от своих земель и имущества. Организация Честных Бедняков была предназначена для простолюдинов; солдаты этого ордена напоминали нищенствующих братьев, но вместо чаш для подаяния носили дубины и топоры. В былые времен они охраняли дороги, сопровождая путников в опасных путешествиях между городами и септами [14] .
В 41-48 годах от З.Э. ордена Святого Воинства вели войну – восстание Святого Воинства – против королей-Таргариенов; их поддерживали многие знатные дома. Король Мейгор Таргариен объявил ордена вне закона и назначил денежные награды за головы мятежных Сынов Воина и Честных Бедняков; церковь лишалась права иметь у себя на службе вооруженных людей — ее защиту должна была взять на себя светская власть. Его преемник Джейхейрис I Таргариен объявил амнистию выжившим членам Святого Воинства и даже взял Джоффри Доггетта, великого капитана Сынов Воина, в свою Королевскую Гвардию, но сохранил установленный Мейгором запрет. В 300 году от З.Э. Серсея Ланнистер властью Томмена Баратеона отменила законы Мейгора, разрешив воссоздать Святое Воинство — простонародное движение воробьев было реорганизовано в возрожденный орден Честных Бедняков, и многие благочестивые рыцари примкнули к возрожденным Сынам Воина.
Источник