Христианский гуманист окончил парижский университет друг т мора

Эразм Роттердамский — князь гуманистов

Так называют крупнейшего учёного Северного Возрождения — теолога, филолога, писателя. Несколько лет назад в Фрайбурге на одном из домов в центре города увидел памятную доску, которая гласила, что здесь проживал Эразм Роттердамский. Имя и то, что он был гуманист, я вспомнил, но больше-то ничего — ни о его трудах, ни о жизни. Теперь, при подготовке материалов о Дюрере, снова встретился с этой личностью. Помните, Альбрехт написал его портрет, а Эразм восхищался незаурядным талантом художника. Пожалуй, пришла пора познакомиться с гениальным гуманистом.

Герхард-Дезидерий-Эразм

Заметил, что нередко биографии знаменитых людей приобретают стройность примерно с той поры, когда приходит слава. Так и с Эразмом. Даже точная дата его рождения неизвестна. По разным данным, он родился где-то между 1466 и 1469 годами. До сих пор по этому вопросу ведутся учёные споры. Согласие ещё не достигнуто, и пятисотлетний юбилей философа в разных странах отмечался все четыре года. На родине гуманиста, в Нидерландах, наиболее вероятным годом рождения считают 1469, потому 1969 был объявлен «годом Эразма». Мало известно и о матери учёного. По одним данным, она была дочерью лекаря, по другим – служанкой. Конечно, всё возможно, и дочь лекаря стала служанкой, однако, сомнительно, чтобы такая семья не нашла для девушки лучшей доли. А вот что доподлинно известно, так это тот факт, что Эразм был незаконнорожденным ребёнком.

Отцу мальчика была уготована карьера католического священника, а, как известно, браки для них запрещены до сих пор. Возможно, это была основная причина, по которой родители не были обвенчаны. В то время ребёнок, рождённый «во грехе», был изгоем общества, и не только в моральном отношении, но и в практическом: его «карьерный рост», как мы сказали бы сейчас, был весьма и весьма затруднён. Понадобились гений Эразма, чтобы достичь того, чего он достиг.

Читайте также:  Почему нельзя пить воду с океана или моря

Назвали ребёнка при рождении Герхард, что означает «желанный». Уже будучи взрослым человеком, свободно владеющим латинским и греческим, как и полагалось учёному эпохи Возрождения, он перевёл своё имя на греческий – Эразм и на латинский — Дезидерий. А поскольку родился великий гуманист близ Роттердама, он стал известен как Дезидерий Эразм Роттердамский (Erasmus Roterodamus Desiderius).

Годы ученичества и монашества

С четырёх лет мальчик начал постигать азы знаний в школе родного городка Гауда, затем в Девентере. В 13 лет Эразм осиротел, и опекуны отдали его в обитель Стайн в полутора километрах от Гауды. После небольшого срока послушничества будущий гуманист принял постриг, стал монахом. Поначалу монашеская жизнь не слишком отягощала Эразма: он имел много свободного времени, что позволяло ему читать, пользуясь неплохой монастырской библиотекой, сочинять стихи, совершенствовать знания древних языков. Но постепенно, сталкиваясь с тёмными сторонами монастырского быта, он проникся отвращением к монашеству. Ему захотелось на свободу, в большой открытый мир. Возможность представилась в 1493 году.

Епископу соседней Камбрейской епархии Генриху Бергенскому потребовался секретарь для ведения переписки на латинском языке и сопровождения при поездке в Рим, и он остановил свой выбор на Эразме, блестяще владевшим латынью. Секретарём-то Эразм стал и из монастыря вырвался, но поездка в Италию не состоялась. Осталась нудная секретарская работа, многочисленные переезды по стране. Через год будущий философ упросил епископа отпустить его учиться.

И вот он в Париже на богословском факультете университета. Здесь впервые познакомился с трудами итальянских гуманистов, активно общался с представителями нового направления. Жил на небольшую стипендию, выплачиваемую епископом, и, главным образом, подрабатывая частными уроками.

В Англии

Но и в Париже стало ему тесно. Весной 1499 года с одним из своих учеников Еразм отправился в Англию, где стал читать лекции в Оксфордском университете. Всего лишь полгода, но пребывание это оказалось решающим для формирования его мировоззрения. Прежде всего благодаря знакомству с выдающимися умами современности — Томасом Мором, Джоном Колетом, Джоном Фишером. Эразм обладал общительным нравом, легко сходился с людьми, блистал остроумием, со многими поддерживал длительную переписку. Сохранилось около 2 000 его писем. И это только сохранившиеся!

Но из всего обширного круга общения особенно выделял он автора знаменитой «Утопии» Т. Мора. Дружбу учёные пронесли через всю жизнь, ими был создан совместный труд «Лукиановы вещицы», ставший событием европейского значения. Известие о казни Мора было тяжёлым ударом для Эразма. Он впал в депрессию и вскоре скончался. Но произойдёт это через много лет, а пока он молодой литератор, круг знакомств его растёт, он жадно впитывает новые идеи. Под влиянием Мора, Колета и других английских мыслителей, называемых «христианскими гуманистами», Эразм обратился к богословию, к проблемам веры.

Кочевая жизнь

Вернувшись из Англии в Париж, будущий плодовитый писатель издаёт здесь в 1500 году первый значительный труд — сборник «Пословицы» или «Адагии (Adagia)», в который он, блистательный знаток древних языков, включил изречения, афоризмы, поговорки, пословицы, анекдоты, взятые из трудов античных авторов. Каждое выражение или изречение снабжено остроумными комментариями, в которых Эразм также указывал, когда оно применимо. Написан этот труд, как и все последующие, на латыни — универсальном литературном языке того времени. Сборник не прошёл незамеченным, автор стал известен всей просвещённой Европе. Ирония, живость изложения были по праву оценены, явились свежей струёй на фоне сухих схоластических сочинений того времени.

А автор ведёт кочевую жизнь: Париж, Орлеан, Лувен, снова Англия. Но всегда много работает. За свою жизнь он написал около 200 произведений. Так что упомянуть можно будет лишь самые значимые. Так, в 1504 году опубликован религиозно-этический трактат «Оружие христианского воина», в котором изложены основные принципы его мировоззрения. Эразм считает, что священные тексты должны быть изучены более углублённо, основываясь на научном подходе, что в христианстве важна не обрядовая сторона, а нравственное совершенствование человека. К тому же призывал позднее и Мартин Лютер, борец за обновление, реформу церкви. Недаром Эразма Роттердамского считают предтечей Реформации. Известно изречение: «Эразм снёс яйцо, Лютер его высидел».

В 1507 году кочевник попал, наконец, на родину гуманизма — Италию. Здесь уже широко известный учёный имел восторженный приём. В Туринском университете он был удостоен степени почётного доктора богословия. Два года пробыл в Италии, помимо Рима и Турина посетил Болонью и Флоренцию. Но из Италии – снова в путь, в третью поездку в Англию. Во время этого путешествия им было начато, а затем у Томаса Мора закончено известнейшее сочинение – сатира «Похвала глупости». Она принесла автору всемирную славу, прошедшую через века. Изданная впервые в Париже в 1511 году, в течение жизни Эразма «Похвала» выдержала не менее 40 изданий. Написанная легко, с тонкой иронией и добродушным юмором высмеивающая нравы и пороки современного общества, эта небольшая «шутка остроумнейшего из учёных и учёнейшего из остроумных людей» востребована до сих пор. Так было положено начало политической прозе.

Кембридж

В Англии Эразму была предложена профессура в оксфордском и кембриджском университетах. Учёный выбрал Кембридж, где в течение нескольких лет преподавал греческий язык и богословие, используя подлинный текст Нового Завета. Это было новаторством, поскольку в университетах в то время применяли схоластические методы, основанные на изучении трактатов Фомы Аквинского и других средневековых авторов.

В «Похвале глупости» Эразм резко критикует таких богословов: «Они до такой степени поглощены своим усладительным вздором, что… не находят уже ни минуты для того, чтобы хоть раз перелистать Евангелие или Послание апостола Павла. Но, занимаясь своим учёным вздором, они вполне уверены, что на их силлогизмах так же держится вселенская церковь, как небо – на плечах Атласа…»

Снова странствия

Прошло четыре года, и Еразм снова в странствиях. Из Англии он отправляется в Германию, в течение двух лет колесит по ней, затем – снова Англия и опять – на континенте. На этот раз он получил покровительство Карла Испанского, будущего императора Карла Пятого. Король пожаловал ему титул королевского советника, не требовавший от Эразма исполнения никаких обязанностей, даже непременного пребывания при дворе. Жалованье в 400 гульденов давало материальную независимость и свободу заниматься любимым делом. Конец мелким и изнурительным подработкам в качестве помощника в типографии, домашнего учителя и т.д. Учёный полностью предаётся литературной и научной деятельности, не прекращая путешествовать: Брюссель, Лувен, Антверпен, Базель.

К 1516 году учёный-богослов завершил работу над подготовкой к печати Нового завета, освобождённого от неточностей прежнего перевода греческого текста. Он снабдил его обширными комментариями, в которых показал, как ошибочно трактуются многие места священного писания. Новый латинский перевод дипломатично снабдил посвящением папе Льву Х, на что получил в ответ благодарственное письмо. Появление этой работы и других богословских трактатов, а также остроумных, метких литературных и философско-этических сочинений принесло ему европейское признание. Он публиковал и комментировал сочинения древних богословов, так называемых Отцов церкви. Показывал, что первоначальное христианское учение, взывающее к простоте, искренности и бескорыстию резко разнится с современной католической церковью, её богатством, пышной обрядностью, властолюбием, даже жестокостью.

Эразм в зените славы. Его современник Камерарий сообщает: «Им изумляется, его воспевает и превозносит каждый, кто не хочет прослыть чужаком в царстве муз. Кому удаётся выудить у него письмо, тот обретает славу и празднует великий триумф, удостоившийся поговорить с ним, блажен в этом мире». Пожалуй, у меня не хватит эпитетов характеризовать его известность. Передаю слово крупному исследователю биографии и творчества Эразма Роттердамского С.П. Маркишу: «Безвестный парижский студент превратился в великого, прославленного по всей Европе учёного-богослова и филолога, лучшего латиниста своего века… Он был некоронованным владыкою в не знавшей государственных границ республике учёных, властителем дум всей образованной Европы. Короли, князья, епископы почитали за честь получить от него письмо и увидеть своё имя в посвящении к новому труду Эразма».

Источник

Биография и факты: Эразм Роттердамский

Эразм Роттердамский (Desiderius Erasmus Roterodamus) – ученый, философ, писатель конца XV – первой половины XVI веков.

  • Чем прославил себя? Появление этого мыслителя положило начало развитию идей гуманизма в европейском мире эпохи Ренессанса.

Эразм Роттердамский интересные факты

Где родился Эразм Роттердамский? Он появился на свет года в Гауде, пригороде Роттердама, который входил в состав Бургундских Нидерландов.

Родители Эразма были не женаты, поэтому ученый был незаконнорожденным ребенком священника и его служанки. Но в 1506 году Папа Юлий II «смыл» с него пятно незаконного происхождения, выдав особую грамоту по этому поводу.

Судьба европейского гуманиста Эразм Роттердамского вовсе не была легкой. Уже в 13 лет он потерял родителей. Именно из-за того он несколько лет провел в монастыре, где занимался самообразованием.

Великий гуманист Эразм Роттердамский был одним из тех людей, которые не привязывали себя ни к одной стране. Ученый не чувствовал себя ни германцем, ни голландцем, ни гражданином мира или какой-либо страны. Он ко всем странам относился одинаково. Эразм не придавал особого значения, к какой национальности принадлежит человек.

Он восхищался античными Грецией и Римом, изучая их языки, культуру и нравы. Глубокое уважение проявлял к писателям, философам того времени.

Почему Эразм Роттердамский гуманист? Он проявлял индивидуализм, составляющую главную черту гуманистических стремлений. Ученый выступал против монашества и схоластики, делая упор на развитию личностного начала в сфере духовной культуры. Эразм внес в гуманизм дух нового светского и богословского образования.

Эразм слыл натурой нежной, тонкой, легко ранимой, испытывающей потребность в согласии и дружбе, которая ненавидела раздоры. Он быстро и легко находил общий язык с разными людьми. Но, вместе с тем, богослов был обидчив, злопамятен, недоверчив, сварлив. Ближе к старости данные качества стали просто маниакальными.

Имел слабое здоровье. Ему посчастливилось вылечиться от подагры и болезни почек у самого известного врачевателя того периода — Парацельса.

Ученый подготовил первое в мире греческое издание Нового Завета с комментариями, а также положил начало новому критическому исследованию текстов Священных писаний.

Выступал за возвращение литературного наследия античности в европейскую культуру.

Имел прозвище Князь Гуманистов.

Считал, что человек состоит из души, духа, тела.

Считал Томаса Мора своим лучшим другом и сильно переживал за его судьбу.

К политике он относился с равнодушием.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали некоторые интересные факты про Эразма Роттердамского.

Детство и образование

Будущий учёный был незаконнорожденным сыном священника. Его отец в юности влюбился в девушку, которая ответила ему взаимностью. Но родители хотели видеть сына исключительно в духовной карьере, и они разлучили влюблённых. Позже появился на свет мальчик, его назвали Герхардом. Родители умерли, когда ему едва исполнилось 13 лет.

Сначала Эразм обучался в местной начальной школе, но потом он перешёл в Девентер. В программу, разработанную «общежительными братствами», входили произведения древних классиков. Уже тогда Агрикола поражался способностям талантливого юноши.

После смерти родителей Герхард замкнулся в себе. Он стал боязливым, нервным и скрытным. Мальчик понимал, что не сможет построить полноценную карьеру из-за репутации отца. Поэтому он посоветовался с приятелями и учителями и решил отправиться в монастырь. В 1486 году Дезидерий уходит в Эммаусский монастырь и принимает сан священника. Там он проводит следующие 5 лет.

Несмотря на все старания, Эразм не был расположен к монашеской жизни. Всё свободное время он проводил за чтением книг, испытывая раздражение от бесед монахов. До конца жизни он с негодованием рассказывал об их бессердечности, пошлости и пьянстве.

Биграфия

Эразм Роттердамский появился на свет (или 1467) года в городке Гауда (Gouda), предместье Роттердама (Rotterdam). Гауда находится на пересечении путей из Роттердама в Амстердам (Amsterdam) и из Утрехта (Utrecht) в Гаагу (Den Haag).

Отцом его был сыном богатых бюргеров, готовившимся к профессии священнослужителя. Любовь к незнатной девушке заставила оказаться от карьеры, однако влюбленные так и не поженились, и родившийся вне брака ребенок, нареченный Гергардом (Gerrit Gerritszoon), рос и воспитывался с матерью. Имя, данное при рождении, трансформировалось под влиянием латинского языка в Дезидерий Эразм. Добавление Роттердамский указывает на место, где жил мыслитель.

Эразм посещал начальную школу в родном городке, затем школу Герта Грота (Geert Groot) в Девентере (Deventer), где изучалась древняя литература. После того как в 13-летнем возрасте он потерял и отца, и мать, умерших во время эпидемии чумы, Эразм попадает в монастырь. Это произошло потому, что незаконнорожденный в те времена не мог надеяться занять какой-либо важный и денежный пост.

В обители у монахов-августинцев Эразм прожил с 1486 по 1492 годы, приняв в 1492 году монашеский сан, без устали изучая латынь и древнегреческий, осваивая науки, читая философские и художественные произведения времен античности, овладевая мастерством публичного выступления.

Эразм делает успехи, и его приглашают на службу секретарем, ведущим переписку господина на латинском языке, к епископу в городе Камбре (Cambrai) на севере Франции. А с 1493 года он уезжает в Париж и продолжает там свое образование до 1499 года. Важной вехой в биографии стало знакомство с лордом Маунтджоем (Mountjoy), который приглашает Эразма в совместное путешествие в Лондон. Там произошла встреча Эразма с великим философом-утопистом Томасом Мором (Thomas More), философом-богословом Джоном Колетом (John Colet), епископом Джоном Фишером (John Fisher). Происходит встреча и с будущим королем Англии Генрихом VIII (Henry VIII). Начиная с этого времени завязывается многолетняя дружба и переписка нидерландского и английских мыслителей.

С 1499 года, после возвращения во Францию, Эразм путешествует: Орлеан (Orleans), Левен (Leuven), Роттердам. В 1505- 1506 годах сбылась мечта Эразма о странствиях по Италии: Турин (Turijn), Болонья (Bologna), Флоренция (Florence), Венеция (Venetië), Падуя (Padua), Рим (Rome). Его с восторгом приняли в университете города Турина, вручив диплом доктора богословия, его приветствовал сам Папа Римский (De Paus), разрешив носить одежду по правилам тех стран, в которых окажется Эразм.

В 1506 году Эразм отправляется в Англию, получив приглашение преподавать в Оксфорде (Oxford) и Кембридже (Cambridge) и пользуясь поддержкой короля Генриха VIII.

Получив одновременно приглашение стать профессором в Оксфорде и Кембридже, Эразм предпочел Кембридж, так как руководил этим университетом его единомышленник Джон Фишер. Эразм преподает древнегреческий и богословие, опираясь на собственный перевод и толкование Нового Завета (Het Nieuwe Testament).

Такой подход к преподаванию богословия был новаторским, так как Эразм Роттердамский подверг критике богословов средневековья типа Фомы Аквинского (Thomas Van Aquino), которые цитируют Библию, не вдумываясь в смысл этой великой книги.

В 1511 году Эразм Роттердамский получил звание профессора богословия Кембриджского университета.

В 1513 году мыслитель переезжает в Германию, много путешествует по этой стране, в 1515 году возвращается в Англию, а в 1516 году поселяется в городе Базель (Basel) под покровительством Карла Испанского (Карла V Габсбурга; Carl Spaans, Keizer Karel V Van Habsburg). Философа принимают на должность советника короля с жалованьем в 400 флоринов. Такая должность позволяет много заниматься наукой, путешествовать: Эразм посещает Брюссель (Brussel), Антверпен (Antwerpen), Фрайбург (Freiburg) и др.

В Базеле философ и окончил свои дни года.

Произведения

Париж стал городом появления на свет первых трудов Эразма Роттердамского. Первая изданная книга – «Adagia», сборник афоризмов и поучительных веселых историй, составленный на основе книг древних авторов. Эта книга принесла автору известность во всей Европе.

В 1501 году появился трактат на тему религии и этики под названием «Оружие христианского воина», изданный в 1504 году. Здесь Эразм показал, что считает главным в христианской религии: не бездумно совершаемые обряды, а постоянное духовное самосовершенствование человека, стремящегося соответствовать заповедям Христа.

Центральное произведение было написано во время поездки в Англию в 1509 году – это «Похвала глупости», в которой он критиковал средневековое схоластическое богословие.

«Похвала глупости» была напечатана в Париже в 1511 году и в течение одного года переиздавалась 7 раз, при жизни философа – более 40 раз, а до конца XIX века – более 200 раз, включая переводы на разные языки.

Книга представляет сатирический взгляд писателя на человечество с его пороками, предрассудками, ошибками, повторяющимися из века в век и имеющими всеобщий характер и не утратившими актуальности и в наше время.

Еще одна причина популярности – общий тон книги, наполненной юмором, но не сарказмом, иронией, но не жестоким обличением, своеобразным сатирическим оптимизмом. Произведение стало изящной пародией на похвалу Глупости самой себе. Книга великого гуманиста наполнена верой в человека, способного преодолеть свои недостатки.

Уже в первых трудах Эразм показывает единство в одном лице писателя, ученого и философа. Его труды оказали огромное влияние на умы современников, принеся автору звание «Европейского оракула». Литературно-публицистические произведения Эразма начинают формировать взгляды, жизненную позицию человека XVI века.

Эразм состоял в переписке с несколькими королями (король Англии Генрих VIII Тюдор, король Франции Франциск I Валуа; Hendrik VIII Tudor, Frans I van Valois и др.), с Папой Римским, с учеными и государственными деятелями. Многие из этих высокопоставленных особ просили у него совета и поддержки.

Важные произведения появляются в 1515 и 1516 годы: «Наставление христианского государя» и «Жалоба мира». Эти книги выразили протест писателя против войн, завоевательной политики европейских государств, вражды между странами и народами и представляли собой горячий призыв к миру.

В 1524 году создается трактат «О свободе воли», где высказывается против идей Реформации. В 1533 году появляется работа «О желанном церковном согласии», призывающая к миру и взаимному уважению представителей разных религиозных взглядов и направлений. В продолжение нескольких лет, с 1518 по 1533 год, создается книга «Разговоры запросто», посвященная проблемам педагогики.

Характеристика, этническая принадлежность

Эразм принадлежит к старшему поколению англо-германских гуманистов, поколению «рейхлиновскому», хотя и к числу старших представителей последнего (он был на 12 лет моложе Рейхлина); но по характеру своей литературной деятельности, по её сатирическому оттенку, он уже в значительной степени примыкает к гуманистам младшего, «гуттеновского» поколения. Впрочем, его нельзя отнести вполне ни к какой определённой группе гуманистов: он был «человек сам по себе», как характеризуют его в «Письмах тёмных людей» (см. Гуттен).

Германец по своей принадлежности к империи, голландец по крови и по месту рождения, Эразм менее всего был похож на голландца по своему подвижному, живому, сангвиническому темпераменту, и, может быть, именно потому так скоро отбился от своей родины, к которой никогда не обнаруживал никакого особенного влечения. Германия, с которой его связывало подданство «императору», и в которой он провёл большую часть своей скитальческой жизни, не стала для него второй родиной; немецкий патриотизм, которым было одушевлено большинство германских гуманистов, остался совершенно чужд Эразму, как и вообще всякий патриотизм. Германия была в его глазах его родиной не более, чем Франция, где он провёл несколько лучших лет своей жизни.

Сам Эразм относился вполне безразлично к своей этнической принадлежности. «Меня называют батавом, — говорит он в одном из своих писем; — но лично я в этом не вполне уверен; очень может быть, что я голландец, но не надо забывать, что я родился в той части Голландии, которая гораздо ближе к Франции, чем к Германии». В другом месте он выражается о себе не менее характерным образом: «Я вовсе не хочу утверждать, что я — француз, но не нахожу нужным и отрицать этого». Можно сказать, что настоящей духовной родиной Эразма был античный мир, где он чувствовал себя, действительно, как дома.

Характерно и то, что под конец жизни Эразм, после долгих скитаний по свету, избрал местом постоянной оседлости имперский город Базель, имевший, по своему географическому и политическому положению и по составу своего населения, международный, космополитический характер.

Последние годы

Писатель предпочёл остаться в Кембридже, где уже преподавал его коллега епископ Фишер. Герхард обучал студентов греческому языку, анализировал вместе с ними текст Нового Завета. Его методика обучения отличалась от педагогики других богословов, и это неизбежно вызывало критику. Своё отношение к приверженцам схоластики Эразм описал позже в «Похвале глупости». В 1513 г. писатель покинул Англию из-за некомфортного климата. На два года он перебрался в Германию, там состоялось их знакомство с Ульрихом Цазием.

Роттердамский всегда ценил свободу. Он стремился постоянно путешествовать, не оставаться долго на одном месте. С 1516 г. он жил в Базеле, там же был напечатан первый перевод Нового Завета на греческий язык. Эразм вёл переписки со всеми выдающимися учёными того времени, пользовался их уважением. Он написал ещё несколько филологических и богословский статей, важнейшей из них стала работа «Разговоры».

Роттердамского часто сравнивали с Лютером, но они преследовали совершенно разные цели. Учёный не собирался становиться вождём народа, его пугали любые серьёзные изменения и перевороты. В спорных ситуациях Эразм оставался сдержанным и молчаливым, он считал себя выше ссор из-за догматов. Для него честная и добропорядочная жизнь была важнее религиозных суеверий, поэтому писателя часто обвиняли в холодности.

Последние годы жизни учёный провёл в путешествиях. Безбедное существование ему обеспечил будущий император Карл Испанский. Он предоставил Эразму звание королевского советника, благодаря которому тот ежемесячно получал 400 флоринов. Никаких обязанностей на Дезидерия Карл не возлагал, поэтому писатель мог полностью отдаться науке. Его продуктивность существенно возросла, было издано ещё несколько работ.

Уже в зрелом возрасте Роттердамский посетил Брюссель, Лувен, Фрайбург и Антверпен. Но его здоровье постепенно ослабевало, поэтому пришлось осесть в Базеле. Там и прошли последние месяцы жизни Эразма. Он умер в ночь на года.

Влияние на современников

Совершенно особое место занимает Эразм в истории германского гуманизма также и по тому небывало почётному и влиятельному положению в обществе, какое — впервые в европейской истории — получил в его лице человек науки, литературы и искусства.

До Эразма история не знает ни одного подобного явления, да такого и не могло быть ранее распространения книгопечатания, давшего в руки людям мысли небывало мощное орудие влияния.

После Эразма, за всё продолжение новой истории, можно указать лишь один аналогичный факт: то совершенно исключительное положение, которое выпало на долю Вольтера в апогее его литературной славы, во второй половине XVIII в. «От Англии до Италии — говорит один современник Эразма, — и от Польши до Венгрии гремела его слава». Могущественнейшие государи Европы того времени, Генрих VIII Английский, Франциск I Французский, папы, кардиналы, прелаты, государственные люди и самые известные учёные считали за честь находиться с ним в переписке. Папская курия предлагала ему кардинальство; баварское правительство высказывало готовность назначить ему крупную пенсию за то только, чтобы он избрал Нюрнберг местом своего постоянного жительства. Во время поездок Эразма некоторые города устраивали ему торжественные встречи, как государю. Его называли «оракулом Европы», к нему обращались за советами не только люди науки — по различным научным и философским вопросам, но и государственные люди, даже государи — по различным вопросам политическим. Как гуманист, Эразм всего ближе примыкает к Рейхлину: и тот, и другой являются выдающимися носителями того научного духа, духа исследования и точного знания, который составляет одну из наиболее существенных черт в характеристике гуманизма вообще.

Идеи великого гуманиста

Эразма Роттердамского отличала живость и подвижность, жизненный оптимизм, открытость и общительность, интерес к познанию нового. Он оказался одним из людей, которые не привязаны ни к одной стране. Он не чувствовал себя ни голландцем, каковым являлся по происхождению, ни германцем, каковы был по месту жительства и службы. Он признавал себя гражданином мира, одинаково относился ко всем странам. Он не придавал значения национальности человека, а наиболее близкими для себя по духу считал античные Грецию и Рим.

Такая принадлежность ко всем странам и ни к одной одновременно, видимо, и привела его в Базель, который имел статус города вне государств и вне политики.

В течение всей жизни Эразм Роттердамский был верен собственным взглядам на устройство общества и религию, не стал сторонником ни одного из реформаторских движений в церкви. Цельность взглядов, стремление к миру и взаимному уважению сделали его великой фигурой, провозгласившей идеи истинного гуманизма.

Источник

Оцените статью