Россия возвращается в Индийский океан – на Красном море появится база ВМФ
Россия создаст пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Судане. Это решение уже одобрило правительство и теперь его предстоит визировать президенту Владимиру Путину. Соответствующий документ опубликован на портале правовой информации, передает корреспондент «ПолитНавигатора».
Согласно Соглашению между Россией и Суданом, база будет предоставлена безвозмездно на 25 лет, при этом предусмотрено автоматическое продление на десятилетние периоды.
Россия сможет разместить на базе не более трехсот своих военных и четыре корабля ВМФ, включая судна с ядерной энергетической установкой. Также через морские порты и аэродромы Судана РФ сможет перевозить «любое вооружение, боеприпасы, оборудование», необходимое для работы базы и «для выполнения задач военными кораблями». Россия, в свою очередь, должна будет оказать Судану помощь в поисково-спасательных операциях, противовоздушной обороне и противодиверсионном обеспечении, если об этом попросят власти страны.
Создание в регионе пункта материально-технического обеспечения ВМФ – это важный шаг, который позволит России обеспечить присутствие кораблей в Индийском океане, считает капитан I ранга, член организации «Офицеры России» Василий Дандыкин.
«Конечно, это очень важно. Речь шла еще о Центральноафриканской Республике, но мне кажется, Судан в этом плане попрестижнее выглядит и получше. То, что это случилось – это достаточно большое достижение и дипломатов, и, правительство, скорее всего, здесь и Верховный главнокомандующий в теме.
Конечно, очень важно для Военно-морского флота, потому что после Советского Союза, когда мы имели базы в Йемене, в Сомали и так далее, и могли оперативно решать задачи, у нас была эскадра в Индийском океане – сейчас ее нет, тем не менее, корабли Тихоокеанского флота и других флотов – и Северного, и Черноморского, они заходят. Там, насколько известно, речь будет идти о том, что четыре корабля с атомными энергоустановками могут находиться – это прилично. Тем более, будут терминалы для заправки топливом, для продуктов, для воды, всего остального. Теперь не придется таскать танкеры за собой и прочий вспомогательный флот, а это ресурс и очень важный момент.
Конечно, это вызовет негативную реакцию со стороны США, прежде всего, НАТО и так далее. Но это знаковое событие. Это будет большое подспорье для нашего флота с учетом того, что у нас оперативное соединение только в Средизменом море, насчет Индийского океана речь не идет пока, тем не менее, Тихоокеанский флот, как базовый для Индийского океана, он укрепляется сейчас и подводными лодками, и надводными кораблями – тральщик пришел на Камчатку, корветы строятся на Тихом океане, малые ракетные корабли. То есть, это дело нескольких ближайших лет, когда Тихоокеанский флот значительно усилит свой потенциал.
Естественно, он не будет обитать только в районе Японского моря, он будет выходить дальше, чаще, уже в Индийский океан будет заходить. Будут заходить и корабли того же Черноморского флота. Очень важно это и в стратегическом плане – там много чего сходится.
Скорее всего, там будет плавмастерская, может быть, текущий ремонт будет происходить. Ну и, соответственно, обеспечение. Конечно, для моряков и ветеранов военного флота, и для действующих моряков это очень важный момент для повышения престижа нашего государства и определенного контроля в этом регионе за всем, что там происходит», – заявил Дандыкин.
Пункт базирования в Красном море, по словам бывшего командующего Черноморским флотом Владимира Комоедова, – это не просто база для отдыха и пополнения запасов, а важнейший «узел» связи между Атлантическим и Индийским океаном, который открывает как путь на Ближний Восток, так и Африку.
«Россия – это великая страна, которая отвечает за весь земной шар и за все человечество.
В Судане не нужно строить большую базу – там достаточно присутствия – это раз. Иметь материально-технический кулак или узел для всех проходящих, приходящих, уходящих кораблей, которые меняют место дислокации из Средиземного моря в Индийский океан и так далее.
Во-вторых, Африка – это континент, который имеет очень большое богатство с точки зрения полезных ископаемых, в том числе. Нам достаточно иметь там пункт снабжения, где можно отдохнуть, заправиться, отремонтироваться.
Этот «узел» – очень ценный. Там сходится Африка, Ближний Восток, рядом Средиземное море, Индийский океан, выход к нашему побережью. Нам нужно возвращаться туда, где мы в свое время были», – заявил Комоедов.
Источник
Россия создает свой 6-й флот — в Индийском океане
Две эскадры лучших кораблей ВМФ РФ заперли Суэцкий канал со всех сторон
29 января тяжелый атомный ракетный крейсер Северного флота «Петр Великий» бросил якорь в индийском порту Мармагао (штат Гоа). Накануне, 28 января, российский крейсер и индийский эсминец УРО (с управляемым ракетным оружием) «Дели» завершили первый этап учений «Индра-2009», который предусматривал отработку взаимодействия кораблей и тренировочные упражнения по связи, а до этого, 14 января, «Петр Великий» совершил заход в порт Кейптаун (ЮАР).
Визит флагмана Северного флота в индийский порт носит рабочий характер. В Мармагао «Петр Великий» пополнит запасы питьевой воды, а также примет на борт груз апельсинов для экипажа. Пополнять запасы продовольствия в Индии «Петр Великий» не планирует, так как крупная партия провизии была доставлена на борт ранее в Аравийском море. Как сообщили корреспонденту «СП» в пресс-службе ВМФ, корабль покинет пристань в Мармагао 1 февраля и направится на другую сторону Аравийского моря — к берегам Сомали.
В Индийском океане собирается целая армада российских кораблей: кроме «Петра Великого» здесь действуют БПК «Адмирал Виноградов», «Адмирал Левченко», несколько судов сопровождения и подводных лодок, на подходе — БПК «Адмирал Чабаненко» и два больших десантных корабля «Ямал» и «Азов» с подразделениями морской пехоты на борту. С другой стороны Суэцкого канала в восточной части Средиземноморья сосредоточилась группа кораблей во главе с тяжелым авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов», а также гвардейский ракетный крейсер «Москва». О такой небывалой после 1991 года активности нашего флота корреспондент «СП» побеседовал с первым вице-президентом Академии геополитических проблем, доктором военных наук капитаном первого ранга Константином Сивковым.
— Первое, что приходит в голову: российские корабли предпринимают попытку запереть Суэцкий канал с двух сторон на случай, если США решат все-таки начать агрессию против Ирана. Как вы думаете?
— Американцам сейчас не до Ирана, слишком много других проблем. Активность нашего флота имеет множество иных причин. Главная — демонстрация силы, а именно — того, что Россия и ее флот ожили и окрепли после реформ 90-х годов. Помните, в 1999 году во время агрессии США против Югославии мы смогли послать в Средиземное море всего одно разведывательное судно. Теперь другое дело. Очень своевременно к форуму в Давосе Россия продемонстрировала, что способна решать не только экономические проблемы, но и осуществлять экономические притязания с помощью военной силы. Не менее важно показать, что мы обретаем весомость в регионе, и в связи с опасно развивающейся ситуацией на Ближнем Востоке. Часть кораблей, вероятно, будет задействована в мероприятиях по объявленному созданию пунктов базирования нашего флота в Триполи, на Сокотре и пр. Не потеряла актуальности также задача по защите судоходства от пиратов. Ну и самое очевидное — участие ряда кораблей во втором и заключительном этапе российско-индийских учений «Индра-2009».
— Не могли бы вы прояснить странную ситуацию с БПК «Адмирал Чабаненко», который сначала ушел на текущий ремонт в Балтийск, но через 4 дня (вместо 20 запланированных), отправлен, как официально сообщено, на выполнение «важного государственного задания»?
— О причинах экстренного выхода корабля в море поступали противоречивые версии — и серьезные, и курьезные. К первым можно отнести предположение, что БПК торопится на помощь какой-либо попавшей в аварию нашей подводной лодке. Ко вторым — БПК несется в квадрат падения инопланетного корабля. Продолжительное время причиной экстренного выхода «Чабаненко» в море считалось заявление «анонимного источника из числа офицеров Балтийского флота» о якобы больших неполадках на борту сторожевика «Неустрашимый», возвращающегося с боевой службы в Аденском заливе. Мол, именно из-за них корабль так медленно идет на Родину, а «Чабаненко» отправили доставить на «Неустрашимый» запчасти. Вскоре выяснилось, что снижение хода БПК связано вовсе не с поломками, а со следующим в кильватер за ним танкером «Ельня», чья скорость ограничена всего 12 узлами. Так что, миссия «Чабаненко» пока не ясна, подозреваю, тут нас еще ждут неожиданности. Но вероятней всего корабль решили тоже задействовать в российско-индийских учениях.
— Чем интересны для России военные связи с Индией?
— В первую очередь с геополитической точки зрения. США как центр океанской цивилизации контролируют Россию извне с помощью стратегического приема под названием «петли анаконды» — все теснее сжимающихся колец военных баз. Связи с Индией помогают нам разорвать петлю на юго-востоке и получить выход в Индийский океан. Взаимодействие между оборонными ведомствами России и Индии, в том числе и военно-техническое сотрудничество в настоящее время отличаются масштабностью и динамизмом, оно развивается в соответствии с подписанной в декабре 1998 года «Программой военно-технического сотрудничества между Россией и Индией» на период до 2010 года. Основными направлениями являются поставка, ремонт и модернизация вооружения и военной техники, техническое содействие в производстве вооружения по лицензиям, создание объектов военного назначения, подготовка военных кадров в российских военно-учебных заведениях, командирование в Индию военных специалистов. Россия поставила в Индию три новых фрегата — «Табар» («Секира»), «Тальвар» («Меч») и «Тришул» («Трезубец»). Эти фрегаты оснащены самым современным оружием и гарантированно могут уничтожать подводные лодки, поступающие на вооружение Пакистана, на предельной дистанции, с которой те не смогут провести пуск торпед. В результате работы российских и индийских специалистов создана противокорабельная ракета, не имеющая по своим тактико-техническим характеристикам аналогов в мире.
— Вернемся к нашей группировке в Индийском океане. Способна ли она противостоять здесь кораблям 6-го флота США?
— Мы, конечно, рады, что сумели вновь активизировать океанскую деятельность своего ВМФ, но об эффективном противостоянии США речи пока не может быть. По нашим подсчетам, нынешняя российская группировка в Индийском океане в реальном бою с силами США на театре военных действий способна продержаться не более суток, хотя здесь сейчас сосредоточена почти пятая часть корабельного состава.
— Сколько всего у России боеготовых кораблей?
— Могу сказать навскидку: 1 тяжелый авианесущий крейсер, 2 атомных ракетных крейсера, 4 ракетных крейсера типа «Москва», 12−14 других кораблей первого ранга, 15 ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, 20 атомных подводных лодок, столько же дизельных.
— 11 авианосцев, 22 ракетных крейсера, 82 других корабля УРО, 3 атомных многоцелевых ПЛ типа «Вирджиния», 46 атомных многоцелевых ПЛ типа «Лос-Анджелес», 14 атомных ПЛ с баллистическими ракетами типа «Огайо», 4 модернизированных атомных ПЛ типа «Огайо» с крылатыми ракетами и многое другое.
Источник
Время возвращаться: Зачем России эскадра в Индийском океане?
Несколько дней назад в Средиземное море вошли два новых российских корвета — «Бойкий» и «Сообразительный». Моряки соединения ВМФ, несущие службу у берегов Сирии, ждали их с нетерпением — современных кораблей, способных сопровождать транспорты, вести разведку и демонстрировать флаг, средиземноморской эскадре отчаянно не хватает.
Но еще больше такие корабли нужны в иных морях — южных. С 1992 года, когда была расформирована 8-я оперативная эскадра ВМФ, противостоявшая 7-му флоту США, российские корабли появлялись в Индийском океане лишь эпизодически. Настала пора возвращаться.
Путь через океан
«Средиземное море — океан прошлого, Атлантика — океан настоящего, Тихий — океан будущего».
Эта фраза, сказанная больше ста лет назад госсекретарем США Джоном Хеем, с тех пор настолько часто повторялась в газетных статьях, научных монографиях и речах политиков, что многими воспринимается уже как прописная истина. Однако Хей, похоже, ошибался. Жизнь властно внесла коррективы в предсказание покойного госсекретаря: в последние 30 лет основной рост торгового судоходства пришелся на океан, о котором Хей даже не упоминал, — Индийский.
И неудивительно: госсекретарь грезил грядущим величием Америки и вряд ли предполагал, что XXI век станет веком Азии. Сперва японское экономическое чудо, потом прыжок в будущее «четырех азиатских тигров» — Южной Кореи, Сингапура, Гонконга и Тайваня, затем подъем претендентов на роль сверхдержавы — Индии и Китая.
Всем этим странам требуются дешевые углеводороды в первую очередь и зарубежные рынки сбыта — во вторую. Нефть и газ проще всего закупать у стран Залива, а свои товары — продавать богатым европейцам. Так через Индийский океан пролегла основная торговая артерия современного мира: углеводороды идут через Аравийское море в Индию либо дальше — через Андаманское море и Малаккский пролив в Китай, обратно плывут китайские и индийские товары в Европу через Суэц.
Обеспечить безопасность этой артерии для своих судов и, наоборот, в случае потенциального конфликта перерезать ее для противника — первоочередная задача, стоящая перед адмиралами всех крупных держав Старого Света. Не случайно отряды своих кораблей в Индийском океане держат практически все страны, претендующие на титул серьезного игрока на мировой арене, включая, разумеется, США и Китай. Еще тридцать лет назад базировалась там и сперва советская, а потом российская 8-я оперативная эскадра.
Русское озеро
«Из-за нас американцы держали в Индийском океане крупные силы 7-го флота, куда больше, чем у нас было в лучшие годы, — рассказал iz.ru один из штабных офицеров 8-й эскадры. — В США боялись, что Индийский океан станет русским озером».
Регулярные боевые службы советских кораблей в Индийском океане начались в 1960-х годах. Их присутствие в весьма удаленном от родных берегов регионе носило вполне практический характер, обеспечивая поддержку союзникам СССР, число которых постепенно росло.
В 1971 году советское военно-морское присутствие в регионе было упорядочено в структуру вновь созданной 8-й оперативной эскадры. Соединению предстояло решать как политические, так и боевые задачи: активность США и их союзников в регионе представляла вполне конкретную угрозу южным районам СССР — их могли достать стратегическая авиации с баз в Азиатско-Тихоокеанском регионе и ракеты, пущенные с подводных ракетоносцев.
В целом же основной задачей советского военно-морского присутствия в Индийском океане становилась поддержка Индии, являвшейся естественным противовесом как для западного блока, так и для КНР.
Эскадра выполняла свои задачи вплоть до самого расформирования в 1992 году, являясь, по факту, самым боевым соединением ВМФ СССР — ее корабли и катера неоднократно участвовали в столкновениях,как с пиратами, так и с различными сомалийскими и эритрейскими формированиями. Корабли 8-й оперативной обеспечивали безопасность прохода советских торговых судов в период ирано-иракской войны и «Бури в пустыне». Незадолго до расформирования, в 1988 году, эскадра насчитывала более двух десятков боевых кораблей и судов обеспечения. Четыре года спустя, когда в Кремле и козыревском МИДе решили, что интересов в Индийском океане у России нет, русский флот оттуда ушел. Редкие визиты кораблей Тихоокеанского и Черноморского флотов не делали погоды.
ВМФ России вернулся в регион лишь в 2008 году, когда помощь российских моряков потребовалась для борьбы с сомалийскими пиратами. Экипажи сторожевиков, противолодочных и десантных кораблей действовали вполне эффективно — достаточно вспомнить растиражированную историю пиратов, захваченных при освобождении танкера «Московский университет» и высаженных в надувную лодку посреди открытого моря.
Как позже заявили в Минобороны России, морские разбойники так и не смогли добраться до берега.
С осени 2008 по весну 2012 года корабли Балтийского, Северного и Тихоокеанского флотов выполнили более 10 дальних походов с задачей обеспечения судоходства в районе Африканского Рога. С короткими заходами и периодическим присоединением к операции через район прошло еще несколько кораблей, включая тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий».
После завершения миссии российские корабли из Индийского океана ушли. Но, похоже, настало время возвращаться всерьез и надолго. В последнее время Россия во всеуслышание заявила, что в регионе, и главным образом на Ближнем Востоке, у нее есть свои интересы.
Восток не нужен
Еще древние мореходы знали, где находятся ключи к Индийскому океану: это Малаккский пролив и воды вокруг мыса Доброй Надежды, который должен обогнуть любой корабль, идущий с запада. С течением времени к ним добавились еще два: малые моря Малайского архипелага и западная часть Аравийского моря, через которую проходит маршрут через Суэцкий канал.
Очевидно, что у России нет ни возможности, ни необходимости присутствовать во всех этих ключевых зонах. В восточной части океана серьезных интересов у нашей страны на данный момент нет и в перспективе не просматривается. Зато есть серьезные проблемы с базами: пожалуй, единственная страна, которая может предоставить их российским ВМС, — Мьянма, за влияние в которой борются сейчас два претендента на господство в регионе — Индия и Китай. Влезать в их конфликт и портить отношения с обоими вряд ли стоит.
Даже в годы расцвета отечественного океанского флота советские корабли базировались в основном в западной части Индийского океана.
То, что российская эскадра там нужна, стало ясно во время сирийского конфликта. Присутствие боевых кораблей под Андреевским флагом в критически важном районе заметно охладило бы пыл отдельных стран Залива, любящих дарить оружие сирийской оппозиции. И дело не только в этом: постоянное дежурство российских кораблей в южных морях — это и демонстрация продукции российского военного судостроения потенциальным покупателям из развивающихся стран, и ее проверка в условиях боевой службы. Наконец, это бесценный опыт военно-морского присутствия за рубежом — необходимый шаг для возрождения полноценного океанского флота.
В основном иностранные эскадры базируются в маленьком Джибути: это государство готово в обмен на звонкую монету и защиту предоставить свою удобную бухту всем желающим. Сейчас в Джибути находятся базы Саудовской Аравии, США, Китая, Франции, Италии. Даже Япония разместила там свою военно-морскую базу — единственную за пределами страны.
Те, кто не хочет связываться с джибутийцами, работают с другими странами региона, включая различные правительства полураспавшегося Сомали. К примеру, Объединенные Арабские Эмираты основали две военно-морские базы на берегах Красного моря — в Бербере, которую контролирует самопровозглашенное государство Сомалиленд, и в эритрейском Асэбе — невзирая на то, что Сомалиленд не признан мировым сообществом, а Эритрея находится под санкциями ООН.
Гонка за островами
Нужна своя база и потенциальной российской эскадре. Можно арендовать очередную часть бухты у безотказного Джибути, а можно обратиться к опыту советских моряков, активно использовавших в качестве стоянок воды вокруг многочисленных островов Красного моря.
В первую очередь речь идет о принадлежащих Йемену островах Сокотра. В годы холодной войны возле них не раз отстаивались советские корабли. Однако тогда создание полноценной базы там сочли нецелесообразным — слишком дорого обошлось бы строительство и дноуглубительные работы в мелких бухтах.
С тех пор, однако, времена изменились.
Больше нет необходимости везти из России материалы и технику — в регионе появилось достаточно стран с развитой строительной промышленностью, да и масштаб потенциального российского присутствия неизмеримо меньше, чем советского. Определенные проблемы могут возникнуть с властями Йемена — учитывая, что в стране идет гражданская война и по сути существует двоевластие. Но один из враждующих йеменских президентов, Али Абдалла Салех, несколько лет назад уже выражал готовность дать России необходимые гарантии, если она вдруг решит начать строительство базы. Другой, Абд Раббо Мансур Хади, судя по сообщениям йеменской прессы, также готов пойти навстречу России — в обмен на гуманитарную помощь, в которой нуждается разоренная войной страна.
Но нужно спешить. На Сокотру уже появился новый претендент — ОАЭ. Фактически войска Эмиратов регулярно проводят учения на островах, Абу-Даби активно вкладывает деньги в развитие Сокотры, пытаясь таким образом купить лояльность местного населения. Рыболовецкие флоты ОАЭ буквально вычерпывают рыбные богатства окрестных вод, лишая рыбаков работы и подсаживая на финансовую иглу эмиратской помощи. Судя по всему, Абу-Даби готовится к аннексии стратегически важных островов: уже не раз официальные лица Эмиратов упоминали, что якобы президент Хади перед своим бегством из Йемена в 2014 году сдал Сокотру в аренду ОАЭ на 99 лет. Сам президент, впрочем, об этом ни словом не упоминал, хотя и не опровергал: в конце концов, Эмираты входят в коалицию, пытающуюся вернуть его к власти.
Для России острова Сокотра могли бы стать отличным полигоном для отработки «мягкой силы». На Сокотре живут 40 тыс. человек с небольшим. Российская военно-морская база (ВМБ) со всей сопутствующей инфраструктурой, включая школу и поликлинику, станет для них настоящим подарком, который подстегнет развитие островной экономики и предоставит рабочие места.
Независимо от того, где будет размещаться возможная российская ВМБ в Индийском океане, боевое ядро нового соединения, скорее всего, будет состоять из малых ракетных кораблей — носителей комплекса «Калибр», а в перспективе — оснащенных этим же комплексом корветов проекта 20385/6. С учетом ремонта и модернизации кораблей советской постройки, а также строительства фрегатов нового поколения, флот будет способен выделить для постоянного присутствия в регионе и 1–2 крупных боевых корабля, классом от фрегата и выше, на которых разместится управление соединением.
В дальнейшей перспективе неотъемлемой частью такого соединения должен стать вертолетонесущий корабль с подразделением морской пехоты и авиагруппой на борту. Два таких корабля планируется построить в рамках Госпрограммы вооружений на 2018–2025 годы. Такой состав соединения, с соответствующими силами материально-технического обеспечения и подключением подводных лодок, позволит решать подавляющую часть задач мирного времени, включая поддержку дружественных России режимов и их политики, а также обеспечит развертывание более крупных сил при необходимости.
Таким образом, вложив небольшие средства, Россия может существенно расширить окно возможностей, заложив базу для наращивания влияния на Ближнем Востоке, в районе Африканского Рога и в Красном море, где проходят ключевые маршруты. Дело только за политической волей Москвы.
Источник