Иран граничит с россией по морю

География Ирана

География Ирана
Часть света Азия
Регион Центральная Азия
Координаты 32°00′с.ш. 53°00′в.д.
Площадь
  • 17-я в мире
  • 1 648 000 км²
  • суша: 99,28 %
  • вода: 0,72 %
Границы 5 191 км
Высшая точка 5 607 м (Демавенд)
Крупнейшая река Карун (720 км)
Крупнейшее озеро озеро Урмия (5 200 км²)

Иран расположен в юго-западной Азии на стыке Ближнего и Среднего Востока. С севера омывается Каспийским морем, с юга — Персидским и Оманским заливом. Иран граничит по суше с семью государствами: Азербайджан, Армения, Афганистан, Ирак, Пакистан, Туркменистан, Турция; а также делит акваторию Каспийского моря с Россией и Казахстаном, Персидского залива — с Кувейтом, Саудовской Аравией, Катаром, Бахрейном и ОАЭ, Оманского залива — с Оманом.

По площади территории (1 648 000 км²) Иран занимает 17-е место в мире. На территории Ирана поместились бы пять таких стран, как Германия. Одновременно, площадь Ирана вдвое меньше площади Якутии. Практически вся территория страны, за исключением низинных Гиляна, Мазендерана, Голестана на севере и Хузестана на юго-западе, расположена на высоте не менее 900 м над уровнем моря. С северо-запада на юго-восток протягивается горная цепь Загрос.

Читайте также:  Индикатор количественного определения хлоридов методом мора

Из-за засушливого климата и гористого рельефа Иран не обладает достаточными водными ресурсами. В стране лишь одна судоходная река — Карун. Крупнейшее озеро — Урмия, расположено на северо-западе Ирана. Тем не менее, Иран богат полезными ископаемыми, в особенности углеводородами. Иран обладает третьим в мире запасом нефти, вторым — природного газа, а также крупными запасами угля, железной руды, марганца и цинка.

Содержание

Рельеф

Иран практически полностью располагается на Иранском нагорье, большая часть которого покрыта горами. Главная горная система, Загрос, протягивается на 1500 км с северо-запада на юго-восток. Немалое количество пиков Загроса превышает по высоте 3000 м, а в наиболее высокогорном районе (Фарс) — 4000 метров. Другая крупная горная цепь, Эльбурс, проходит вдоль иранского берега Каспийского моря. В Эльбурсе расположена высочайшая точка Ирана — потухший вулкан Демавенд (5610 м над уровнем моря).

Площадь между Загросом и Эльбурсом занимает Центральное плато, где средняя высота над уровнем моря составляет 900 м. Восточная часть плато покрыта двумя крупными солончаковыми пустынями: Деште-Кевир и Деште-Лут. За исключением немногочисленных оазисов, эта территория необитаема.

В Иране только две обширных низменности: Хузестанская равнина на юго-западе, и прикаспийская береговая низменность на севере. Первая является продолжением Месопотамской равнины и уходит вглубь иранской территории на 120—160 км, где прерывается цепью Загрос. Высота на всей территории равнины не превышает 3-5 метров над уровнем моря. Прикаспийская низменность протягивается вдоль берега моря на 640 км, при этом ширина ее не превышает 40 км. В некоторых местах береговую линию от подножья Эльбурса отделяет 2 км. Вдоль большей части побережья Персидского и Оманского заливов равнин, как таковых, нет, поскольку Загрос доходит непосредственно до береговой линии.

Читайте также:  Названия всех морей краснодарского края

Высочайшие горы

  1. Демавенд (5610 м)
  2. Алам-кух (4850 м)
  3. Сабалан (4811 м)
  4. Дена (4450 м)
  5. Зард-кух (4250 м)
  6. Шир-кух (4050 м)
  7. Тафтан (4025 м)
  8. Точал (3964 м)
  9. Незва (3810 м)
  10. Саханд (3700 м)

Гидрология

В Иране нет крупных рек, а судоходная лишь одна — Карун. Карун берет начало в Загросе (Чехармехаль и Бахтиария) и протекает, главным образом, по территории Хузестана на юго-западе страны. Речной транспорт используется в основном на 180-километровом участке нижнего течения между городами Ахваз и Хорремшехр, где Карун впадает в Арвандруд (Шатт-эль-Араб). Общая протяженность реки — 950 км. Другие значимые реки: Кархе, Дез и Заянде. Большое количество мелких коротких рек имеется на севере Ирана, в особенности в Мазендеране. Все они стекают с Эльбурса и впадают в Каспийское (Хазарское) море. Реки в центральном Иране полноводны лишь в короткий период таяния снегов в горах, но большую часть года они высыхают.

Один из немногих водоёмов, которые никогда не пересыхают — солёное озеро Урмия в Южном Азербайджане. Впрочем, содержание соли там настолько высоко, что не позволяет поддерживать в озере жизнь. Другие озёра: Бахтаган, Гавхуни, Нейриз, Паришан, Неор, Саве. Группа мелких солёных озер располагается на востоке Ирана — в Систане и Белуджистане, близ границ с Афганистаном и Пакистаном. Немногочисленные пресные озера есть в Эльбурсе, севернее Тегерана.

Источник

Порядок грузоперевозок по маршруту Россия — Иран

Исламская Республика Иран является для России не только важным геополитическим союзником в регионах Ближнего Востока, Центральной Азии и Закавказья, но и ключевым торговым партнером. В настоящее время Иран, с точки зрения транспортной логистики, имеет существенное функциональное значение для многих российских торговых и промышленных предприятий. Он находится на перекрестке торговых путей из стран Персидского Залива, Индии, в то же время обеспечивая выход европейских компаний через российские транспортные коммуникации на ближневосточный рынок.

Актуальность этой задачи подтверждается недавним высказыванием министра экономики Азербайджана, опубликованным 5 октября 2019 года информационным агентством ТАСС. Он подчеркнул, что введение в строй нового автомобильного моста через р. Самур на российско-азербайджанской границе значительно увеличит грузовой поток в направлении Ирана.

В этой статье будет рассказано об основных характеристиках и особенностях транспортных перевозок из Ирана или через него. Эта информация представляет интерес как для российских торговых и промышленных компаний, так и для тех, кто занимается исключительно транспортной логистикой.

Основные виды транспортной логистики, используемой в направлении Иран — Россия

Поскольку Иран находится в выгодном географическом местоположении, он является мощным транзитным хабом на пересечении нескольких международных коридоров. Фактически все эти маршруты обеспечивают перевозку грузов всеми типами транспортных средств.

Железнодорожный транспорт

Для грузовых перевозок в направлении Ирана и обратно как российские, так и европейские грузовладельцы, могут воспользоваться Международным транспортным коридором — МТК «Север–Юг». Он включает крайние пункты отправления: Санкт-Петербург и иранский портовый комплекс «Бендер-Абас» на берегу Персидского залива. Режим работы этого МТК регулируется международными соглашениями, которые значительно упрощают процесс оформления грузовых накладных, унификацию таможенных документов и прохождения формальностей. Общая протяженность этого логистического маршрута составляет — 4500 км. В данный МТК входят четыре основные логистические магистрали:

прямое железнодорожное сообщение по линии Астрахань — Махачкала — Самур, через территорию Азербайджана с выходом на грузовые станции Ирана;

прямое железнодорожное сообщение через территории Казахстана, Узбекистана и Туркменистана с выходом на железнодорожную сеть Ирана (через железнодорожный пограничный переход Теджен — Серахс) ;

прямое железнодорожное сообщение по маршруту Узень (Казахстан) — Кызылкая — Берекет — Этрек (Туркменистан) — Горган (Иран). Этот железнодорожный путь был запущен в эксплуатацию относительно недавно – только в 2015 году.

Транзитный каспийский комбинированный железнодорожно-морской (речной) маршрут (маршрут по Каспийскому морю через российские порты Астрахань, Оля, Махачкала в порты Ирана).

Также имеется проект еще одного нового маршрута, который соединит черноморские порты России (Новороссийск, Сочи) с Ираном, через Грузию, Абхазию и Армению. Пока этот проект ж/д магистрали только в начале строительства. Предполагаемое время готовности к пуску — не ранее 2025 года.

Перевозки морским транспортом

Для перевозок морем грузов в направлении Иран — Россия используются три российских порта — Махачкала, Оля и Астрахань. Однако транспортный маршрут может быть проложен вплоть до портов Азовского и Черного морей, через Волго-Донской речной канал. Для этого используются в основном грузовые транспортные суда типа «река-море», с максимальной грузоподъемностью порядка – 3000-5000 тонн. На линии Астрахань — порты Ирана также работают грузо-пассажирские паромные суда. Однако их доля в общей массе транспортных перевозок морем незначительна.

Суммарный грузопоток межу портами Ирана и российскими портовыми терминалами на Каспии составляет примерно 30 млн тонн в год. Единственный ограничительный фактор, препятствующий увеличению грузопотока по этому маршруту — это низкая пропускная способность российских портов. К этому также следует добавить тот факт, что эти порты могут принимать суда только с небольшой осадкой – до 4 метров. Это значительно сдерживает увеличение тоннажа, используемых для перевозок морских и речных судов.

Авиационное сообщение между Россией и Ираном

Прямого сообщения между аэропортами России и Ирана не существует. Это связано с тем, что Иран пока находится под международными политическими и экономическими санкциями. Основные авиамаршруты, которые могут быть использованы как транзитное плечо: Тегеран — Ашгабад, Тегеран — Стамбул, Тегеран — Баку и др.

Автотранспортное сообщение и грузовые автоперевозки

Все автомобильные маршруты из России или Ирана являются транзитными. Странами-транзитерами в этом случае могут быть только Грузия, Армения, Азербайджан, Туркмения, Таджикистан и Казахстан.

Основное достоинство иранской транспортной инфраструктуры в том, что все магистральные автотрассы в стране находятся почти в идеальном состоянии. Они позволяют большегрузным фурам, весом до 40 тонн включительно, беспрепятственно осуществлять перевозки между основными городами Ирана.

При въезде на территорию Ирана с каждого автомобиля, грузовой фуры взимается сбор в пределах от 30 до 50 долларов. Водитель и сопровождающий груз экспедитор должны иметь визы. Разовые одномесячные визы можно получить прямо на пограничном переходе, заплатив эквивалентную 15 долларам США сумму. Список доступных пограничных переходов и режим их работы для грузового автотранспорта приведен в прилагаемой таблице.

Грузовая база для транспортных магистралей Иран — Россия

Еще одним существенным параметром или характеристикой транспортной логистики Ирана является грузовая база, т.е. то, что в основном ввозится в эту страну и вывозится из нее. В первую очередь, следует грузовую базу разделить на две части. Первая часть – это товары и грузы, конечным пунктом назначения которых является Иран или Россия. Из Ирана в Россию доставляются овощи, фрукты, сельхозпродукция. Также из Ирана через Россию поставляется часть нефтяного экспорта страны. Из России в Иран осуществляется поставка удобрений, пиломатериала, металлы, промышленное оборудование и автотранспорт.

Примечательно, что благодаря уменьшению таможенных пошлин ожидается увеличение доли иранских фруктов, овощей, орехов на российском рынке. Тарифы на фрукты снизятся до 100%, на овощи — до 50% (особенно на свежую зелень, огурцы, помидоры, картофель), орехи будут ввозится беспошлинно. Льготы также касаются мясной, кондитерской, косметической продукции и некоторых других категорий товаров. Льготный период продлится до октября 2022 года.

Вторая часть грузового потока – это транзит из Индии, Пакистана и других стран Юго-Восточной Азии. Общая доля товаров из этих стран, проходящих транспортными маршрутами, в том числе и МТК «Север-Юг», занимает 70%. Это такие товары, как:

Источник

Когда откроют границу Ирана с Туркменистаном и Россией в 2021 году

Иран начал открывать границы в самом начале июня 2020 года. Одной из первых стран, с которой временные ограничения были отменены взаимно, стал Туркменистан.

Когда откроют границы Ирана с Россией после коронавируса в 2021 году

7 июня 2021 года состоялась встреча Зарины Догузовой (руководитель Ростуризма) с министром туризма Ирана г-н Али Асгар Монесан и Каземом Джалали (Посол Ирана в РФ), на которой обсуждался план действий о взаимном обмене групп туристов на взаимной основе.

С начала июля 2021 года Иран начнет принимать без визы группы организованных российских туристов.

До принятия этого решения россияне могли оформить визу по прилёте в Иран.

Иран открыл границы с Туркменистаном в 2020 году

Предварительное решение о взаимном открытии границ было принято властями Ирана и Туркменистана еще 12.05.2020. Сообщалось, что границы будут открыты после завершения строительства дезинфекционных тоннелей.

Сейчас строительство завершилось. С 24 июня 2020 года открылась железнодорожная станция Инчех-Борун, которая расположена на границе Ирана и Туркменистана. В июле месяце планируется возобновить и автомобильное сообщение.

Иранский посол в Туркменистане, Г. Аббас Арбар Халес, сообщает, что автомобильное и ж/д сообщение между обеими странами будет открыто только при условии соблюдения санитарных протоколов по противодействию распространения КОВИД-19.

Одно из обязательных требований – абсолютное соблюдение протоколов здравоохранения.

По словам иранских чиновников, до конца июля будут открыты границы с еще одной соседствующей страной – с Узбекистаном.

Источник

Оцените статью