Искусственные каналы атлантического океана

Самые длинные рукотворные каналы мира

Человечество с первых тысячелетий своей истории старается преобразовать природу. Одним из масштабных таких преобразований является постройка крупных судоходных каналов. По ним могут перемещаться как маленькие лодки, прогулочные катера, так и большие сухогрузы. Многие такие водные артерии выполняют ирригационные функции. Отправимся в путешествие по водным гладям, чтобы посетить самые длинные рукотворные каналы мира.

Панамский канал. 81,6 км

Самый прославленный канал, соединивший Тихий и Атлантические океаны, был официально открыт в 1920 году, хотя первое судно прошло по нему ещё в 1914 году. Считается верхом инженерной мысли, когда человечеству удалось пробить дорогу океанской воде сквозь материк.

Строительство было связано со множественными скандалами, и несколько раз менялись строительные компании, проводившие работы по соединительному водному перешейку двух Америк. С первых дней своей эксплуатации контролировался властями США, а в 1999 был передан Панаме.

Панамскому инженерному чуду есть и альтернатива. В 2014 году власти Никарагуа утвердили проект строительства новой водной артерии по территории своей страны, которая соединит два мировых океана.

Читайте также:  Значение солености индийского океана

Кильский канал. 98 км

Своё наименование получил по городу Киль, что стоит на берегу Балтийского моря. А вязал канал Северное и Балтийское моря, став важной судоходной артерией Европы.

Открыли его в июне 1895 года, и на сегодня в транспортной системе это самый загруженный водный рукотворный путь Европы. На строительство ушло 8 лет, а перед Первой мировой войной канал расширили для обеспечения прохода крупных военных судов.

Между двумя мировыми войнами все права на него имела Германия, а сейчас он находится в международном пользовании всех морских держав мира.

Волго-Донский канал. 101 км

Издревле славяне использовали самое узкое расстояние между Доном и Волгой, чтобы волоком перетаскивать свои суда из одной реки в другую. В XVI веке предприняли первые попытки соединить две реки каналом.

Окончательно судоходство началось в 1952 году, когда воды Дона и Волги слились в районе 1-го и 2-го шлюзов. Значение прославленного инженерного сооружения ещё и в том, что он связал Каспийское море с Мировым океаном.

Канал стал частью единой транспортной системы европейской части России, а сейчас ведётся разработка проектов по его расширению с целью увеличить грузопоток.

Канал имени Москвы. 128 км

До 1947 года его называли канал Москва-Волга, а построили его в 1937 году. КиМ стал важной водной артерией, связавшей столицу СССР и крупнейшую реку европейской части Советского Союза. Кстати, о самых больших реках мира на thebiggest есть интересная статья.

Шлюз № 4 канала им. Москвы: Деденево, Дмитровский район, Московская область. Автор: Алексей Задонский.

Протекает он по просторам Тверской и Московской областей, частично захватывая и Москву. Его главное отличие от других каналов в том, что он не самотёчный, а «энергетический». Водный поток в него из Волги подаётся специальными насосами.

Всего на нём расположено 11 шлюзов, которые обеспечивают судоходность, выравнивая большой перепад высот. Для судоходства на заводе «Красное Сормово» на воду были спущены специальные суда, которые эксплуатируются только в КиМ.

Царский. 145 км

С таким русским наименованием сооружение находится в Ирландии, а построили его 1817 году. Тысячи рабочих трудились над его созданием в течение 27 лет.

Величественная конструкция соединила важный порт Дублин с рекой Шеннон. По нему ходили крупные грузовые и пассажирские суда, обеспечивая до половины грузоперевозок страны. Со временем канал утратил своё хозяйственное и экономическое значение.

Долгие годы он был заброшен, а в октябре 2010 года по нему возобновили судоходство, потратив на реконструкцию почти 1,5 млн фунтов стерлингов.

Рейн — Майн — Дунай. 171 км

Идея соединить реки, протекающие по территории Европы, зародилась ещё во времена правление Карла Великого в 793 году. В Новое время работы продолжились. Судоходная артерия несколько раз перестраивалась, дополнялась новыми сооружениями, и в современном виде открылась в 1992 году.

Всего он оборудован 16 шлюзами, одиннадцать из которых функционируют в бассейне Рейна, а 5 — в дунайском бассейне. Голова его расположена у городка Бамберг, а устье у городка Кельхайм на Дунае.

Ширина его 55 м. а глубина достигает 4 м. Некоторые участки канала оборудованы красивыми акведуками, которые считаются настоящими памятниками архитектуры.

Суэцкий канал. 193,3 км

Знаменитый канал соединил Красное и Средиземное моря, а ещё он стал искусственной границей между Африкой и Азией.

Первые попытки провести водную артерию через пески проводились ещё в период Античности. На официальном открытии грандиозного инженерного сооружения в 1869 году присутствовали высокопоставленные лица, в том числе император Австро-Венгрии и супруга Наполеона III.

Он не имеет шлюзов, а потому очень прост в эксплуатации. В 2015 была выстроена вторая линия, протяжённостью 72 км, что обеспечивает двустороннее движение судов.

Беломорско-Балтийский канал. 227 км

Беломорканал, как называют это великое сооружения России, начали строить в период индустриализации Советского Союза.

Построили его в очень короткие сроки. Работы начались в 1931 году, а торжественное открытие состоялось 2 августа 1933 года. На стройке использовался труд заключённых, из-за чего его строительство не ввели в величайшие стройки первых пятилеток.

Канал стал важной транспортной артерией советского государства, связавший берега Онежского озера с Белым морем. Состоит из множества рукотворных каналов. Всего же на нём оборудовано 128 инженерных объектов, в том числе 19 шлюзов и 5 ГЭС.

Среднегерманский канал. 325,7 км

Комплекс каналов, который включает в себя канал Дортмунд-Эмс и канал Рейн-Херне, соединяет Реймс с реками Эльбой, Одер и другими водными артериями Германии.

Над этими реками возвышаются величественные мосты и удивительные инженерные конструкции, по которым проходят суда. В комплекс входят Минденский и Магдебургский каналы, которые выступают важными туристическими объектами. Кроме больших судов, здесь можно встретить прогулочные яхты и туристические катера.

Канал важная достопримечательность Европы, которая славится живописными видами природы по его обоим берегам.

Эри. 843 км

Через реку Гудзон этот большой канал связал Великие озера с Атлантическим океаном, а протекает он по штату Нью-Йорк. Строили его 7 лет и открыли для судоходства в 1825 году.

Его строительство повлияло на экономическое развитие Североамериканских штатов, а также значительно расширило торговые связи и освоение внутренних земель континента. За 10 лет после открытия Эри население города Нью-Йорк увеличилось в два раза.

Канал неоднократно реконструировали, и сегодня его ширина составляет 50 м.

Гёта-канал. 420 км

Первые суда, прошедшие по водному инженерному сооружению, соединившему балтийское и Северное море, прошли в 1832 году. Все права на эксплуатацию принадлежат Швеции.

В XIX — первой половине ХХ столетий он выполнял важные функции по транспортировке грузов, но сегодня утратил своё первоначальное значение. Необходимость в проходе по нему крупных судов угасла, и сегодня он используется в туристических целях.

Ежегодно на нем проходят парусные регаты, а также соревнования лодочников. Сам канал знаменитый культурный объект, на котором расположено 58 шлюзов.

Юньхо или Юньхэ. 1 930 км

Самый древний и самый длинный канал, проходящий по востоку Китая, начали строить ещё в VI столетии до н.э., а завершили через 2 тысячелетия.

Великий канал связал Юг и Север страны, протекает по 4 провинциям, и соединил две величайшие реки Азии — Хуанхэ и Янцзы. Китайские реки текут с запада на восток, впадая в Тихий океан. В древности стали появляться рукотворные водоводы, которые использовались для судоходства.

Уровень воды регулируется целой системой плотин и шлюзов. В середине ХХ века канал утратил своё былое значение, но правительство разрабатывает проект по возрождению великой рукотворной водной артерии страны. TheBiggest желает успехов жителям КНР в возрождении этого чуда древней инженерии.

В заключение

Каналы соединяют океаны, озёра, реки и моря, а самый длинный строили в течение 2 тысячелетий. Водные артерии выполняют важную роль в мировой экономике. К примеру, знаменитый Суэцкий канал обеспечивает 7% всех мировых морских грузоперевозок, а для Египта он важная статья дохода, поступающая в бюджет страны.

Источник

Панамский канал

Человечество всячески старается перекроить под себя Землю, причем в самом прямом смысле. Делает оно это для того, чтобы максимально облегчить себе жизнь. Соединить два океана и разъединить два континента? Если это принесет пользу, то «не вопрос».
Сказано – сделано. Так появился знаменитый Панамский Канал, соединяющий два океана, и разъединяющий два материка.

Естественно он возник не по мановению волшебной палочки, и не за пару дней. Как, когда и зачем он был построен, читайте дальше (учтите информации много, но она реально интересная).

Круизный лайнер проходит через Панамский канал

Панамский канал является водным мостом между Атлантическим и Тихим океанами. Он находится в самой узкой части Панамского перешейка в Центральной Америке.

Панамский канал на карте

  • Географические координаты центральной части ( 9.117934, -79.786942 )
  • Расстояние от столицы Панамы города … Панама примерно 6 км. Фактически Панамский канал расположился в юго-западной части столицы
  • Ближайший аэропорт Панама Пасифико (в оригинале Aeropuerto Internacional Panama Pacifico) в 5 километрах на юго-запад от Тихоокеанского входа в канал

Соединив океаны, Панамский канал тем самым разделил два континента, Северную и Южную Америки. Но отметим чрезвычайную важность и пользу этого колоссального сооружения для всей мировой экономики. Основная цель Панамского канала – сократить межконтинентальные морские маршруты.

Общее описание конструктивных особенностей канала

Канал использует систему шлюзов с входными и выходными воротами. Шлюзы функционируют как водные лифты: они поднимают суда с уровня моря (Тихоокеанский или Атлантический) до уровня озера Гатун (26 метров над уровнем моря). Затем корабли проходят по Континентальному Водоразделу и на выходе спускаются до уровня океана опять же с помощью щлюза.

Каждый шлюз носит имя города, в районе которого он расположен: Гатун (со стороны Атлантики) и Педро Мигель и Мирафлорес (со стороны Тихого океана).

Панамский канал идет с юго-востока, со стороны бухты Лимон, входящей в акваторию Карибского моря и соответственно Атлантического океана, через шлюз Гатун на северо-запад к шлюзам Педро Мигель и Мирафлорес и выходит в Тихий океан.

Вода, используемая для подъема и опускания судов в каждом шлюзе, поступает из озера Гатун под действием силы тяжести. Она поступает в шлюзы через систему водопропускных труб, которые проходят под шлюзовыми камерами от боковых и центральной стенок.

Самая узкая часть Панамского канала — Кулебра-Кут (в оригинале Culebra Cut) — простирается от северной части шлюза Педро Мигель до южного края озера Гатун в Гамбоа. Этот отрезок пути длиной около 13,7 километра вырезан в скалах и сланцевых породах континентальной части Панамского перешейка.

Схема прохождения Панамского канала

Как корабли проходят Панамский Канал

Все шлюзы канала двойные (можно сказать двухсторонние). Поэтому по каналу возможно встречное движение судов, но, как правило, обе шлюзовые камеры пропускают суда в одном направлении. Для прохода судов используются специальные железнодорожные тягачи. Их прозвали «мулами», по аналогии с животными, тянувшими раньше суда по рекам.

Стандартное время прохода судна по Панамскому каналу обычно укладывается в 8-10 часов, но в случае экстренной необходимости время может быть значительно сокращено. Самый быстрый транзит через канал осуществил корабль ВМФ США Pegasus, который прошел канал от шлюза Мирафлорес до шлюза Гатун за 2 часа 41 минуту в июне 1979 года.

Корабли со всех концов света ежедневно проходят через Панамский канал. Каждый год каналом пользуется от 13 до 18 тысяч судов. Панамский канал обслуживает 144 морских маршрута, соединяющих 160 стран и примерно 1700 портов в мире.

Примерная схема маршрутов через Панамский канал

Канал работает 24 часа в сутки, 365 дней в году, обеспечивая безусловный транзит судам всех стран мира. В конце 2010 года Панамский канал был закрыт для прохождения кораблей из-за сильных ливней и поднявшегося уровня воды. Такое событие произошло первый раз за 95 лет.

Около 10 000 человек работают во всех службах Панамского канала.

Еще немного цифр Панамского канала

Длина Панамского Канала 77,1 километра. Но совокупная длина пути от глубоких вод Атлантики до глубоких вод Тихого океана – 80 километров. Поэтому зачастую его длину указывают плюс/минус пару километров.
Общая ширина в районе шлюзов достигает 150 метров (имеется в виду ширина конструктивной искусственной части, исключая ширину искусственных озер).

Первоначальный Панамский канал

Изначально параметры каналы были такие.
Размеры шлюзов: ширина 33,53 метра, длина 304,8 метров. Глубина 12,5 метров. Объем воды в камере шлюза примерно 101 000 кубометров.

Максимальный размер судна, способного преодолеть Панамский Канал был 32,3 метра в ширину и 294,1 метра в длину. Осадка не более 12 метров и высота от ватерлинии до самой высокой точки корабля не должна была превышать 62,5 метра.

Модернизация Панамского канала

Так как прогресс не стоит на месте, и объем торговли увеличивается, то в конце 2006 года было принято решение о расширении канала. Причем это решение принимал народ страны на референдуме, где около 80% населения высказалось за расширение. И снова на работы потребовалось целых 9 лет. Работы были проведены, и в 2016 году пропускная способность канал увеличилась до 18800 кораблей в год.

Модернизация канала позволит увеличить денежные поступления в бюджет страны с 2,5 до 4,3 миллиардов долларов.

Что вошло в проект?

Главная особенность современного Панамского канала – это увеличение пропускной способности и возможность проводить суда еще большей вместимости. На судоверфях уже используется термины Нью Панамакс или Пост Панамакс (в оригинале соответственно New Panamax и Post Panamax) обозначающий тип судов примерно в полтора раза больше стандарта Панамакс.

Значительно увеличились шлюзовые камеры. Теперь они длиной 427 метров (1400 футов) и шириной 55 метров (180 футов) и 18,3 метра (60 футов) в глубину. Они обеспечивают прохождение судов шириной до 49 метров (160 футов) и длиной до 366 метров (1200 футов) с максимальной осадкой 15 метров (50 футов) или с грузом объемом до 170 000 DWT и 12 000 TEU.

Конструкция новых шлюзов включает использование армированной стали, которая не использовалась при строительстве прежнего Панамского канала. Строительство новых комплексов шлюзов потребовало в общей сложности 4,4 миллиона кубических метров бетона.

Расширение Панамского канала Работы по расширению Панамского канала

Ворота Панамского Канала

Шлюзовые ворота, используемые на современном Панамском канале, построил субподрядчик Cimolai SpA в Италии на семи различных заводах в северо-восточной части Италии. Ворота имеют разные размеры в зависимости от их расположения в камере шлюза.

Все они имеют длину 57,6 метров, ширину 8-10 метров, а высота зависит от местоположения, и составляет от 22,3 до 33,04 метров. Вес составляет от 2100 до 4200 тонн.

Они обошлись в 547,7 млн. долларов, включая доставку. Общая стоимость работ по расширению канала оценивается в 5,25 миллиарда долларов.

Ворота шлюзов Панамского канала в ходе строительства

Доставка ворот к шлюзам Панамского канала

Первое торжественное прохождение китайского супер-контейнеровоза COSCO SHIPPING по обновленному каналу состоялось 26 июня 2016 года. Эта дата считается фактическим вводов в эксплуатацию современного Панамского канала.

COSCO SHIPPING PANAMA — первое судно прошедшее по обновленному Панамскому каналу

COSCO SHIPPING имеет длину 300 метров и ширину 48 метров. Общий тоннаж составляет 93702 тонн.

А вот на фотографии ниже запечатлен 2000 – ый проход по каналу судна Cosco Yantian класса New Panamax.
Судно имеет длину 351 метр и ширину 43 метра, при этом общий коэффициент TEU составляет 9 504.

Cosco Yantian — 2000-ый корабль класса New Panamax, проходящий канал

А это уже контейнеровоз «Теодор Рузвельт», 365,9 метра в длину и 48,2 метра в ширину.

«Теодор Рузвельт» в Панамском канале

Первый круизный лайнер, прошедший через обновленный Панамский канал, называется Disney Wonder.

Disney Wonder — первый круизный лайнер в обновленном Панамском канале

История Панамского канала

В 1513 году испанский исследователь Васко Нуньез де Бальбоа стал первым европейцем, обнаружившим, что Панамский перешеек самое узкое место, разделяющее Атлантический и Тихий океаны. Но тогда идеи канала не было и в помине.

Первое упоминание о проходе через Панамский перешеек датировано 1534 годом. Тогда Карл V, император Священной Римской империи и король Испании, приказал найти кратчайший маршрут между Испанией и Перу. Такой путь дал бы испанцам военное преимущество над португальцами. Естественно, в те времена ни знаний, ни технологий для такого строительства не было. Поэтому идея так и осталась идеей.

Во время экспедиции с 1788 по 1793 год итальянский исследователь Алессандро Маласпина уже разрабатывал планы канала. Но до строительства дело не дошло.

Первую попытку реального строительства предприняли французы в 1879 году. В разработке принимали участие такие знаменитые люди как Фердинанд де Лессепс (под его руководством был построен не менее известный Суэцкий канал) и Александр Гюстав Эйфель (он создал современный символ Парижа в частности и Франции в общем).
Панамский, так же как и Суэцкий канал, планировалось построить на уровне моря. То есть шлюзовая система вообще не рассматривалась. Это, и еще целый ряд факторов, послужило, в конечном счете, провалом всего проекта.

Итак, удалось выбить деньги с правительства Франции, и даже начались работы. Но чуть позже выяснилось, что лишь третья часть денег была реально потрачена на строительство. Остальное ушло на взятки или были разворованы. Малярия и лихорадка массово косила работников. По некоторым данным от болезней (в основном) и несчастных случаев умерло примерно 22000 (. ) человек.

В результате череды финансовых скандалов, компания занимавшаяся строительством обанкротилась. Сам Лессепс и Эйфель были обвинены в махинациях и растратах. Фердинанд Лессепс, не выдержав давления со всех сторон, в 1894 году скончался, так и не достроив свой второй великий канал. Работы были заморожены. Скандалы вокруг Панамского канала были настолько крупные, что в те времена слово «панама» стало синонимом масштабной коррупции и мошенничества.

В то же время США рассматривали возможность строительства межокеанского канала по территории Никарагуа.
Практически весь 19 век рассматривались два варианта каналов, Никарагуанский и Панамский. Но в конечном итоге решение было принято все-таки в пользу последнего.

Как присвоить Панамский канал

Ситуация складывалась таким образом, что США в это время больше интересовал Никарагуанский вариант канала, и формально Панамский им был не нужен.

Французы уже не могли продолжать строительство. Панамский канал стал для них пресловутым «чемоданом без ручки», и нести тяжело и бросить жалко.

Тут в большую игру вступают США. Они всячески продвигают идею Никарагуанского канала, тем самым снижая ценность Панамского. В конце концов, американцы перекупают у Франции права и фактически все, что связано с каналом за 40 млн. долларов. По действующему договору с Колумбией, которой тогда принадлежал штат Панама, все оборудование и все проведенные работы, включая канал, переходит в собственность страны, в случае, если до 1904 года канал не заработает. А он, конечно же, никак не мог заработать. Единственным способом завладеть каналом было отделение Панамы от Колумбии. Это устроило бы и Францию и США. Франция получает деньги, США – канал, а Колумбия дырку от бублика.

Древнее как мир решение «разделяй и властвуй» было принято. Американцы разглядели недостаток демократии и угнетение прав человека в штате Панама (на тот момент еще принадлежащий Колумбии). В прибрежные воды тут же прибыл флот США, а на улицы панамских городов вышли толпы баранов гражданских активистов, которым вдруг резко захотелось свободы и кружевных панталонов .

Вауля! 4 ноября 1903 года на карте мира появляется новое «независимое» государство. Его прямо так и назвали «Независимая Панамская Республика». Спустя всего 2 недели Панама «независимо» подписывает договор с США, по которому фактически все права и на канал, и на прилегающие территории переходят американцам.

Строительство продолжилось уже под руководством американского Министерства обороны, а Панама де-факто становится протекторатом Соединенных Штатов. Кстати, споры по этому поводу с Колумбией удалось урегулировать только к 1921 году.

Завершение строительства Панамского канала

Надо сказать, американцы подошли к вопросу строительства канала со свойственным им энтузиазмом и прагматизмом. Для начала они максимально обезопасили прилегающую территорию, вырубили и сожгли более 30 км 2 зарослей, осушили около сотни гектар болот, нарыли примерно 80 километров водоотводных канав. Изюминкой на торте стало распыление около 600 тысяч литров специальных жидкостей, убивавших москитов, комаров и их личинки в местах их наибольшего скопления и размножения. В результате таких действий малярия и лихорадка пошли на спад, и работы по строительству возобновились уже в 1904 году.

От идеи бесшлюзового канала отказались и решили применять систему искусственных озер и шлюзов. Именно поэтому удалось в разы сократить работы по выкапыванию земли и ускорить весь процесс строительства. Работы шли на протяжении 9 лет. Завершающим этапом стал торжественный подрыв последней преграды в районе города Гамбоа. 10 октября 1913 года Томас Вудро Вилсон (на тот момент президент США) с помощью телеграфа произвел этот подрыв прямо из Вашингтона, нажав символичную кнопку в присутствии членов правительства. Официально строительство канала завершилось.

Первое судно «Кристобаль» прошло через Панамский канал 3 августа 1914 года. Официально канал окрыли 15 августа 1914 года проходом через него корабля SS Ancon.

SS Ancon и официальное открытие Панамского канала

К сожалению, при строительстве канала американцами, жертв избежать не удалось. По разным причинам погибло 5609 человек.

Кому принадлежит Панамский канал

Как вы уже знаете, Панама передала США все полномочия по каналу. Для укрепления обороноспособности канала, США даже выкупили несколько близлежащих островов у Никарагуа, Дании и Колумбии.

Но позже стали возникать различные трения по поводу канала между властями Панамы и США. Были зарегистрированы даже восстания в этой небольшой стране с требованиями отдать контроль над каналом Панаме. Несмотря на то, что многие политики в США были против, 7 сентября 1977 года в столице Соединенных Штатов лидеры двух стран заключили договор о передаче с 2000 года контроля над каналом правительству Панамы. Это решение ратифицировал американский Конгресс. Теперь Панамский канал принадлежит стране, в которой он и построен.

Панамский канал. Вид с высоты

Стоимость прохода по каналу

Естественно за прохождения судна по Панамскому каналу берется плата, которая зависит от размеров корабля, его груза, водоизмещения и еще целого ряда факторов.
Ставка за провоз груза крупногабаритными судами-контейнеровозами составляет 49$ за 1 TEU. Плюс к этому ставка на проход самого корабля.

Оплата прохода зависит еще и от длины судна и начинается от 500$. Это для судов до 50 футов (чуть больше 15 метров) длиной. Суда длиной до 100 футов (примерно 30,5 метров) проводят уже за 2000$. Для кораблей длиной от 100 футов ставки начинаются от 2500$.

Есть еще ставка на каждую тонну водоизмещения корабля. Она начинается от 2,95$ и немного снижается для крупнотоннажных кораблей.

Мы не будем подробно расписывать все расценки на переход судов из Атлантики в Тихий океан, так как она зависит от очень многих факторов. К тому же вся информация по стоимости есть на официальном сайте Панамского канала https://www.pancanal.com. Скажем лишь, что иногда сумма доходит до 500 000$ за один громадный контейнеровоз.
Рекордсменом по самому дешевому проходу по каналу стал в 1928 году Ричард Холлибертон. Ему это обошлось всего в 36 центов.

На сегодняшний момент, Панамский канал не только ценный межокеанский коридор и чудо инженерной мысли, но и популярный туристический объект. В прилегающих к шлюзам городах есть музеи, посвященные истории канала и смотровые площадки, с которых можно понаблюдать за его титанической работой.

Одна из смотровых площадок Панамского канала

Источник

Оцените статью