- Итоговое сочинение
- Подготовка к сочинению ЕГЭ
- ОТВЕТЫ на вопросы по всем предметам
- Анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин)
- История создания
- Жанр, направление, размер
- Композиция
- Лирический герой и образ моря
- Художественные средства выразительности
- Анализ стихотворения «К морю» Пушкина
- Краткий анализ
- История создания
- Композиция
- Средства выразительности
Итоговое сочинение
Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления
Подготовка к сочинению ЕГЭ
Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ
ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам
Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!
Бесплатно, без регистрации и смс 🙂
Анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин)
Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)
Дата публикации: 14.05.2020
В творчестве Александра Сергеевича Пушкина природа занимала одно из центральных мест. Поэт, обладавший душой, восприимчивой к красоте окружающего мира, как никто другой мог передать все удивительное многообразие природы. Прекрасным образцом пейзажной лирики Пушкина можно назвать стихотворение «К морю», вобравшее в себя все самые сильные стороны поэта: его неподражаемый художественный слог, глубокое смысловое содержание, повышенную чувствительность.
История создания
Название стихотворение весьма красноречиво, и свидетельствует о том, насколько автор стремился к морю, к бушующей водной стихии, издревле олицетворявшей свободу. Это совсем неудивительно, поскольку произведение «К морю» было написано в 1924 году, когда опальный поэт пребывал в южной ссылке.
То время было очень неспокойным в Российской империи: среди интеллигенции назревали мятежные настроения, которые год спустя вылились в знаменитое восстание декабристов. Безусловно, Пушкин с его природной тягой к справедливости и независимости, не мог остаться в стороне от всего происходившего в столице. В результате он был отправлен в ссылку, которая, безусловно, спасла его от участия в восстании на Сенатской площади и последующего ареста.
Когда Александр Сергеевич получил перевод в Одессу, он впервые увидел море, которое настолько впечатлило писателя, что он посвятил ему стихотворение, ставшее завершающим в цикле романтических элегий. Лирический герой, любуясь могучей стихией, безмерно тосковал о свободе: политический режим российского самодержавия не давал возможности народу дышать полной грудью. Вскоре южная ссылка сменилась на заточение в Михайловском, и Пушкину пришлось попрощаться с морем, как ему казалось, навсегда.
Литературные критики до сих пор ведут дискуссии относительно того, кому могло быть посвящено данное произведение. Кто-то считает, что стихотворение было написано под воздействием от новости о трагической гибели английского поэта Байрона, которым Пушкин искренне восхищался. По другой версии, Александр Сергеевич посвятил стихотворение Наполеону, вскользь упомянув гробницу среди морей – остров Святой Елены, где был заточен великий полководец. Также допускается версия, что стихотворение «К морю» — своеобразное признание в любви к Елизавете Воронцовой, чьей красотой в то время был пленен поэт.
Жанр, направление, размер
Произведение «К морю» обладает все чертами, характерными для жанра элегии. В нем гармонично переплетены философская, историческая и биографическая составляющие, которые придают стихотворению особый глубокий смысл.
Стихотворение «К морю» — классический пример литературного направления романтизма, поскольку в нем присутствует самая тесная связь личной тематики и пейзажной. Для подобного направления характерно особое отношение к природе, что и демонстрирует Александр Сергеевич в своем произведении. Обращаясь к морю, он тем самым раскрывает свой внутренний мир, демонстрирует личные переживания, эмоции.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом – излюбленным стихотворным размером Пушкина. С его помощью поэту удается донести до читателя приятный шум моря, плеск его волн.
Композиция
Композиционно стихотворение «К морю» можно разделить на три части:
- Первое четверостишие окрашено в печальные, грустные оттенки: лирический герой вынужден расстаться с морем. Теперь ему лишь остается вспоминать те дни, когда он в задумчивости бродил по пустынному берегу, любуясь бескрайними морскими просторами.
- Во втором четверостишии Александр Сергеевич принимается сравнивать свободолюбивую личность с водной стихией, которая еще никому не была покорена. В качестве примеров сильных, неукротимых личностей он представляет Байрона и Наполеона.
- В третьей части поэт пускается в размышления о предназначении человека, он погружается в философские изыскания, но затем вновь обращается к образу моря.
Лирический герой и образ моря
- На протяжении всего стихотворения образ лирического героя остается неизменным. Он всей душой стремится к тому, чтобы объять бескрайнее море, но вместе с тем не может покинуть берег, очарованный живописными пейзажами. Подобное настроение поэта понятно: он предпринял безуспешную попытку вырваться в Европу, поскольку очень сильно страдал от заточения в одном городе. В море он видел олицетворение свободы, о которой отчаянно мечтал в ненавистной ссылке. Мятежность своего непокорного духа Пушкин сравнивает со столь же переменчивым, волнующимся морем, чей характер и поведение невозможно предсказать наверняка. При этом для героя характерна определенная степень спокойствия и рассудительность. Это проявляется в его анализе деятельности императора Франции, Наполеона. Также можно сделать вывод, что лирический герой обладает тонкой, чувствительной душой, восприимчивой к красоте окружающего мира. Несмотря на то, что он мечтает покинуть ненавистное ему место заточения, ему, все же, жаль расставаться в прекрасными пейзажами южного города.
- Особого внимания заслуживает и образ моря, поскольку эта стихия является полным отождествлением свободы, которую никто и ничто не в состоянии нарушить. Ни одна власть в мире, ни один, даже самый могущественный император, не в состоянии укротить морскую стихию, подчинить своей воле. Именно по этой причине лирический герой так привязан к морю, он чувствует особую, незримую связь с ним.
Все стихотворение « К морю» проникнуто глубокой печалью человека, вынужденного находиться в изгнании. Подобное настроение заметно уже с первых строк произведения, когда лирический герой высказывает скорбь из-за предстоящей разлуки с морем. Затем он размышляет о печальной судьбе Наполеона Бонапарта, о трагической гибели Байрона, и после вновь возвращается к философским размышлениям, которые, так или иначе, всегда связаны с морем. Поэт полагает, что чтобы ни делал человек, куда бы он ни держал свой путь, повсюду над ним будет висеть незримая сила, имя которой – «власть». От нее нигде не скрыться, и лишь море оказалось тем редким счастливцем, над которым абсолютно бессильна власть. Подобные авторские рассуждения и придают произведению некий оттенок безнадежности, грусти.
- Главной темой стихотворения «К морю», безусловно, является тема красоты природы. Пушкин с большой любовью и нежностью описывает всю удивительную, неповторимую прелесть южного края, столь щедрого на живописные пейзажи. В них он видит идеал свободы, место, где можно укрыться от тиранической власти и лицемерного общества. Тем самым Пушкин утверждает превосходство естественного мира над цивилизацией, и его благотворном, целительном воздействии на человека.
- Центральная тема произведения тесно переплетается в другими темами, среди которых особое место занимают философия и политика, конфликт личности и власти. Осознав, что простой народ не в состоянии кардинально изменить устройство государства, Александр Сергеевич принимается рассуждать о свободе отдельно каждого человека. Из этих рассуждений и вытекает мысль о личном выборе внутренней свободы, и невозможности ее заточить. Пушкин не боится осуждать авторитарную власть, а также зависимость общества от системы иерархии, в котором значимость личности определяется не ее морально-этическими качествами и заслугами, а лишь рангами и толщиной кошелька. Такому обществу Пушкин противопоставляет чистую и бескомпромиссную в своей справедливости природу, в которой царят нерушимые законы мироздания.
Текст стихотворения « К морю» отличается простотой и ясностью, однако на самом деле в нем скрыт глубокий потаенный смысл. Поэт не просто описывает море, он в иносказательной форме делится своими сокровенными мечтами о побеге, и сокрушается от того, что не в состоянии покинуть место ненавистной ссылки.
Углубившись в философские размышления, поэт пытается разгадать тайну судеб великих людей, которыми он всегда искренне восхищался: Наполеоном и Байроном. В итоге Александр Сергеевич приходит к неутешительному выводу, что в любом обществе, независимо от географического расположения, свободолюбивые люди всячески преследуются тиранической властью. А потому море не способно помочь поэту: везде царит деспотизм. Лишь морские волны не ведают над собой никакого давления. Таким образом, основная мысль произведения заключается в том, что истинная свобода заключается внутри каждого человека, и против нее бессильны любые заперты, любые ограничения.
Художественные средства выразительности
Стихотворение « К морю», как и все лирические произведения Александра Сергеевича, очень богато на разнообразные художественные средства выразительности. При помощи эпитетов он мастерски передает красоту окружающей природы: «ропот заунывный», «шум призывный», «свободная стихия», «глухие звуки» и другие.
Кроме того, в произведении встречается весьма красочное сравнение – «…Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный…».
Чтобы привлечь внимание читателя к важным философским вопросам, поэт использует такой прием как риторические вопросы: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?».
Для того, чтобы читатель смог самостоятельно поразмышлять о затронутых автором проблемах, он мастерски использует умолчание: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…».
Источник
Анализ стихотворения «К морю» Пушкина
А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Этой стихии было посвящено стихотворение «К морю», которое поэт написал, будучи в южной ссылке: произведение отражает его тоску по свободе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану, который пригодится для урока литературы в 10 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К морю.
История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.
Тема стихотворения – тема свободы, восхищение морем, водной стихией.
Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырёх- и пятистиший.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в некоторых пятистишиях – кольцевая АВВА.
Метафоры – «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».
Эпитеты – «свободная стихия», «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».
Сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».
История создания
С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.
В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность ещё раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.
Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.
Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.
В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим» . В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.
У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован» . В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.
Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, « властителем дум» , певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.
В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберёт с собой.
Композиция
Анализируемое произведение – монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырёх- и пятистишия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.
Жанр – элегия, так как лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам.
Средства выразительности
Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты «свободная стихия», – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений» . При помощи метафор поэт создаёт оригинальные образы всемирно известных людей.
Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».
Источник