Изобразительные средства стихотворения море пушкина

Итоговое сочинение

Для вас мы написали примеры сочинений на зачет по всем пяти критериям, а также подобрали аргументы для самых сложных тем каждого направления

Подготовка к сочинению ЕГЭ

Здесь собраны лучшие аргументы по всем проблемам, а также примеры сочинений на максимальный балл. Следи за лентой: каждый день мы подробно разбираем самые сложные тексты. Возможно, один из них попадется тебе на ЕГЭ

ОТВЕТЫ
на вопросы
по всем предметам

Размести вопрос
и
получи ответ
за 5-10 минут!

Бесплатно, без регистрации и смс 🙂

Анализ стихотворения «К морю» (А. С. Пушкин)

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 14.05.2020

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина природа занимала одно из центральных мест. Поэт, обладавший душой, восприимчивой к красоте окружающего мира, как никто другой мог передать все удивительное многообразие природы. Прекрасным образцом пейзажной лирики Пушкина можно назвать стихотворение «К морю», вобравшее в себя все самые сильные стороны поэта: его неподражаемый художественный слог, глубокое смысловое содержание, повышенную чувствительность.

История создания

Название стихотворение весьма красноречиво, и свидетельствует о том, насколько автор стремился к морю, к бушующей водной стихии, издревле олицетворявшей свободу. Это совсем неудивительно, поскольку произведение «К морю» было написано в 1924 году, когда опальный поэт пребывал в южной ссылке.

То время было очень неспокойным в Российской империи: среди интеллигенции назревали мятежные настроения, которые год спустя вылились в знаменитое восстание декабристов. Безусловно, Пушкин с его природной тягой к справедливости и независимости, не мог остаться в стороне от всего происходившего в столице. В результате он был отправлен в ссылку, которая, безусловно, спасла его от участия в восстании на Сенатской площади и последующего ареста.

Когда Александр Сергеевич получил перевод в Одессу, он впервые увидел море, которое настолько впечатлило писателя, что он посвятил ему стихотворение, ставшее завершающим в цикле романтических элегий. Лирический герой, любуясь могучей стихией, безмерно тосковал о свободе: политический режим российского самодержавия не давал возможности народу дышать полной грудью. Вскоре южная ссылка сменилась на заточение в Михайловском, и Пушкину пришлось попрощаться с морем, как ему казалось, навсегда.

Литературные критики до сих пор ведут дискуссии относительно того, кому могло быть посвящено данное произведение. Кто-то считает, что стихотворение было написано под воздействием от новости о трагической гибели английского поэта Байрона, которым Пушкин искренне восхищался. По другой версии, Александр Сергеевич посвятил стихотворение Наполеону, вскользь упомянув гробницу среди морей – остров Святой Елены, где был заточен великий полководец. Также допускается версия, что стихотворение «К морю» — своеобразное признание в любви к Елизавете Воронцовой, чьей красотой в то время был пленен поэт.

Жанр, направление, размер

Произведение «К морю» обладает все чертами, характерными для жанра элегии. В нем гармонично переплетены философская, историческая и биографическая составляющие, которые придают стихотворению особый глубокий смысл.

Стихотворение «К морю» — классический пример литературного направления романтизма, поскольку в нем присутствует самая тесная связь личной тематики и пейзажной. Для подобного направления характерно особое отношение к природе, что и демонстрирует Александр Сергеевич в своем произведении. Обращаясь к морю, он тем самым раскрывает свой внутренний мир, демонстрирует личные переживания, эмоции.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом – излюбленным стихотворным размером Пушкина. С его помощью поэту удается донести до читателя приятный шум моря, плеск его волн.

Композиция

Композиционно стихотворение «К морю» можно разделить на три части:

  1. Первое четверостишие окрашено в печальные, грустные оттенки: лирический герой вынужден расстаться с морем. Теперь ему лишь остается вспоминать те дни, когда он в задумчивости бродил по пустынному берегу, любуясь бескрайними морскими просторами.
  2. Во втором четверостишии Александр Сергеевич принимается сравнивать свободолюбивую личность с водной стихией, которая еще никому не была покорена. В качестве примеров сильных, неукротимых личностей он представляет Байрона и Наполеона.
  3. В третьей части поэт пускается в размышления о предназначении человека, он погружается в философские изыскания, но затем вновь обращается к образу моря.

Лирический герой и образ моря

  1. На протяжении всего стихотворения образ лирического героя остается неизменным. Он всей душой стремится к тому, чтобы объять бескрайнее море, но вместе с тем не может покинуть берег, очарованный живописными пейзажами. Подобное настроение поэта понятно: он предпринял безуспешную попытку вырваться в Европу, поскольку очень сильно страдал от заточения в одном городе. В море он видел олицетворение свободы, о которой отчаянно мечтал в ненавистной ссылке. Мятежность своего непокорного духа Пушкин сравнивает со столь же переменчивым, волнующимся морем, чей характер и поведение невозможно предсказать наверняка. При этом для героя характерна определенная степень спокойствия и рассудительность. Это проявляется в его анализе деятельности императора Франции, Наполеона. Также можно сделать вывод, что лирический герой обладает тонкой, чувствительной душой, восприимчивой к красоте окружающего мира. Несмотря на то, что он мечтает покинуть ненавистное ему место заточения, ему, все же, жаль расставаться в прекрасными пейзажами южного города.
  2. Особого внимания заслуживает и образ моря, поскольку эта стихия является полным отождествлением свободы, которую никто и ничто не в состоянии нарушить. Ни одна власть в мире, ни один, даже самый могущественный император, не в состоянии укротить морскую стихию, подчинить своей воле. Именно по этой причине лирический герой так привязан к морю, он чувствует особую, незримую связь с ним.

Все стихотворение « К морю» проникнуто глубокой печалью человека, вынужденного находиться в изгнании. Подобное настроение заметно уже с первых строк произведения, когда лирический герой высказывает скорбь из-за предстоящей разлуки с морем. Затем он размышляет о печальной судьбе Наполеона Бонапарта, о трагической гибели Байрона, и после вновь возвращается к философским размышлениям, которые, так или иначе, всегда связаны с морем. Поэт полагает, что чтобы ни делал человек, куда бы он ни держал свой путь, повсюду над ним будет висеть незримая сила, имя которой – «власть». От нее нигде не скрыться, и лишь море оказалось тем редким счастливцем, над которым абсолютно бессильна власть. Подобные авторские рассуждения и придают произведению некий оттенок безнадежности, грусти.

  1. Главной темой стихотворения «К морю», безусловно, является тема красоты природы. Пушкин с большой любовью и нежностью описывает всю удивительную, неповторимую прелесть южного края, столь щедрого на живописные пейзажи. В них он видит идеал свободы, место, где можно укрыться от тиранической власти и лицемерного общества. Тем самым Пушкин утверждает превосходство естественного мира над цивилизацией, и его благотворном, целительном воздействии на человека.
  2. Центральная тема произведения тесно переплетается в другими темами, среди которых особое место занимают философия и политика, конфликт личности и власти. Осознав, что простой народ не в состоянии кардинально изменить устройство государства, Александр Сергеевич принимается рассуждать о свободе отдельно каждого человека. Из этих рассуждений и вытекает мысль о личном выборе внутренней свободы, и невозможности ее заточить. Пушкин не боится осуждать авторитарную власть, а также зависимость общества от системы иерархии, в котором значимость личности определяется не ее морально-этическими качествами и заслугами, а лишь рангами и толщиной кошелька. Такому обществу Пушкин противопоставляет чистую и бескомпромиссную в своей справедливости природу, в которой царят нерушимые законы мироздания.

Текст стихотворения « К морю» отличается простотой и ясностью, однако на самом деле в нем скрыт глубокий потаенный смысл. Поэт не просто описывает море, он в иносказательной форме делится своими сокровенными мечтами о побеге, и сокрушается от того, что не в состоянии покинуть место ненавистной ссылки.

Углубившись в философские размышления, поэт пытается разгадать тайну судеб великих людей, которыми он всегда искренне восхищался: Наполеоном и Байроном. В итоге Александр Сергеевич приходит к неутешительному выводу, что в любом обществе, независимо от географического расположения, свободолюбивые люди всячески преследуются тиранической властью. А потому море не способно помочь поэту: везде царит деспотизм. Лишь морские волны не ведают над собой никакого давления. Таким образом, основная мысль произведения заключается в том, что истинная свобода заключается внутри каждого человека, и против нее бессильны любые заперты, любые ограничения.

Художественные средства выразительности

Стихотворение « К морю», как и все лирические произведения Александра Сергеевича, очень богато на разнообразные художественные средства выразительности. При помощи эпитетов он мастерски передает красоту окружающей природы: «ропот заунывный», «шум призывный», «свободная стихия», «глухие звуки» и другие.

Кроме того, в произведении встречается весьма красочное сравнение – «…Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный…».

Чтобы привлечь внимание читателя к важным философским вопросам, поэт использует такой прием как риторические вопросы: «Моей души предел желанный!», «О чем жалеть? Куда бы ныне// Я путь беспечный устремил?», «Меня б ты вынес, океан?».

Для того, чтобы читатель смог самостоятельно поразмышлять о затронутых автором проблемах, он мастерски использует умолчание: «Ты ждал, ты звал…», «Одна скала, гробница славы…», «Мир опустел…».

Источник

Анализ стихотворения «К морю» Пушкина

А. Пушкин восхищался морем, ведь в свободной, могущественной стихии чувствовал родную душу. Этой стихии было посвящено стихотворение «К морю», которое поэт написал, будучи в южной ссылке: произведение отражает его тоску по свободе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «К морю» по плану, который пригодится для урока литературы в 10 классе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением К морю.

История создания – произведение было написано в 1824 г., поэт начал работать над ним накануне отъезда из Одессы, а дописал в Михайловском.

Тема стихотворения – тема свободы, восхищение морем, водной стихией.

Композиция – По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, рассказ о том, что было пережито у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. Произведение состоит из четырёх- и пятистиший.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ, в некоторых пятистишиях – кольцевая АВВА.

Метафоры«катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой».

Эпитеты«свободная стихия», «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса».

Сравнения«Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений».

История создания

С 1820 г. А. Пушкин пребывал в Южной ссылке. Сначала поэта отправили в Кишинев, но пыльная провинция угнетала его. Александр Сергеевич добился перевода в Одессу, где впервые увидел море. «Свободная стихия» сразу же пленила поэта свободой и величием. Морское побережье стало любимым местом, куда поэт отправлялся, чтобы предаться сокровенным мыслям.

В 1824 г. Пушкин получил разрешение возвратиться в родные края. Перед отъездом он начал писать стихотворение, в котором прощался с морем. Он понимал, что из-за строгого режима вряд ли получит возможность ещё раз побывать у моря. Анализируемое произведение было закончено в Михайловском.

Можно сделать несколько предположений, кому посвящено стихотворение: Байрону, Наполеону или Елизавете Воронцовой. Образы этих людей скрываются за метафорическими стихами.

Главная тема стихотворения – красота и могущество морской стихии. В контексте нее развиваются проблемы свободы, любви, поэтического творчества. Каждая из дополнительных проблем воплощается в образах реальных людей: Наполеона, Байрона, Воронцовой.

В центре произведения – лирический герой и море. В первой строфе наблюдаем за лирическим героем, который обращается к водной стихии с прощальными словами. Далее Пушкин создает пейзажные зарисовки, наполненные не только зрительные, но и слуховые образы. Морские картины сливаются с мыслями лирического героя. Он признается, что часто приходил на побережье, «заветным умыслом томим» . В такие минуты море превращалось в чуткого друга, отзывалось поэту. В водной стихии лирического героя привлекают свобода, своенравие и властность.

У моря лирический герой привык быть откровенным с самим собой. Он не утаивает, что пытался сбежать с берега, но не смог, так как был «могучей страстью очарован» . В этих строках автор намекает на нежные чувства к Елизавете Воронцовой. Берег в стихотворении противопоставляется морю, герою он кажется скучным и неподвижным.

Постепенно монолог лирического «я» наполняется образами людей, которые стали значимыми в истории, литературе и жизни Пушкина. Сначала душа героя поражается воспоминанием о скале, куда отправили Наполеона. Несколько строф посвящено Байрону. Его поэт называет гением, « властителем дум» , певцом моря. Лирический герой восхищается могуществом, неукротимостью Байрона, считая, что этого человека создало само море.

В последних строфах повторяются слова прощания. Лирический герой обещает, что никогда не забудет море, частичку его духа заберёт с собой.

Композиция

Анализируемое произведение – монолог-обращение лирического героя. По смыслу в стихотворении можно выделить несколько частей: обращение к морю, в котором поэт выражает своё восхищение, откровения лирического героя о пережитом у моря, рассказ об известных людях и событиях, связанных с морем. В произведении чередуются четырёх- и пятистишия.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. В произведении представлены два вида рифмовки – перекрестная АВАВ и кольцевая АВВА.

Жанр – элегия, так как лирический герой грустит из-за скорого расставания с морем. Есть в стихотворении и элементы послания: обращения к морским просторам.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Александр Сергеевич использовал средства выразительности. В тексте есть метафоры – «катишь волны», «бездны глас», «могучей страстью очарован», «угасал Наполеон», «оплаканный свободой»; эпитеты «свободная стихия», – «глухие звуки», «своенравные порывы», «смиренный парус», «скучный, неподвижный берег», «торжественная краса»; сравнения – «Как друга ропот заунывный, как зов его в прощальный час, твой грустный шум», «как бури шум, другой от нас умчался гений» . При помощи метафор поэт создаёт оригинальные образы всемирно известных людей.

Шум морских волн передается посредством аллитерации «з», «с», «ш»: «Твой грустный шум, твой шум призывный услышал я в последний раз».

Источник

Читайте также:  Процент солености средиземного моря
Оцените статью