Изучение мирового океана исследователь

Великий исследователь Мирового океана — Жак-Ив Кусто

11 июня 1910 в Сент-Андре-де-Кюбзаке родился знаменитый французский исследователь Мирового океана, фотограф, режиссёр, изобретатель, автор множества книг и фильмов Жак-Ив Кусто.

Окончив морскую школу в Бресте в 1930, поступил мичманом на флот. Мечтал стать летчиком, но из-за травм, полученных в автомобильной аварии в 1936, ему пришлось оставить военно-морскую летную школу. Переехав в Тулон, стал ежедневно плавать в Средиземном море для восстановления здоровья, затем у него появился интерес к нырянию в маске. Последовали эксперименты с подводной экипировкой, а в 1943 Кусто и инженер Эмиль Ганьян изобрели автономный скафандр с аквалангом. С его помощью можно было свободно передвигаться под водой и спускаться под воду до глубины 90 м.

Кусто изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы, а также первую подводную телевизионную систему. В 1950 он переоборудовал американский минный тральщик, получивший название «Калипсо», и годом позже приступил к организации подводных экспедиций. К первым достижениям команды «Калипсо» относятся обстоятельные подводные археологические исследования и фотографирование морского дна на глубине 7250 м.

Книга Кусто В мире безмолвия (1953), написанная в соавторстве с Фредериком Дюма, стала бестселлером. Ее киноверсия в 1956 была удостоена премии Оскара и французской Золотой пальмовой ветви . Официальное признание достижений Кусто пришло с его утверждением в должности директора Океанографического музея в Монако в 1957. Громкий успех книги помог Кусто осуществить новые проекты: создать первый небольшой автономный аппарат для изучения подводного мира и провести ряд экспериментов по погружению с подводным автономным дыхательным аппаратом (при этом люди длительное время пребывали на подводных станциях на морском дне). Документальный фильм об этих станциях под названием Мир без солнца получил премию Оскара в 1965. Многие телекомпании (в том числе США, СССР и России) на протяжении многих лет включают документальные фильмы Кусто в свои программы.

Обеспокоенный разрушением морских экосистем, Кусто в 1973 основал некоммерческое Общество Кусто по охране морской среды. В то же время продолжались экспедиции на «Калипсо», причем исследовались такие разные регионы, как Антарктика и река Амазонка. В 1996 «Калипсо» столкнулся с баржей в порту Сингапур, получил пробоину и затонул.

За свои исследования и книги Кусто удостоен многочисленных наград, включая Орден Почетного легиона. Умер Кусто в Париже 25 июня 1997.

Источник

Знаменитые исследователи мирового океана

Мировым океаном называют воды, окружающие материки и острова. В понятие входит Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый, а с 2000 года также Южный океан, вычлененный из части трех соседних водоемов по 60-й параллели. Исследователями мирового океана в разное время были различные народы, но каждый из них внес свой вклад в науку, в том числе географию.

Общая информация

Первыми исследователями были мореплаватели: финикийские купеческие экспедиции и драккары викингов бороздили просторы Атлантики в доколумбовскую эпоху, но, к сожалению, в истории не сохранились имена многих первопроходцев тех времен. В конце XV века в Европе началась эпоха Великих географических открытий, во время которых на примитивных картах появились очертания неизвестных ранее объектов.

Вплоть до XIX века мировой океан изучался поверхностно и ограничивался описанием и нанесением на карты новых материков и островов. Во время антарктической экспедиции 1830−40 гг. шотландцу Джеймсу Россу впервые удалось сделать измерения океанских глубин. Позже благодаря изобретению лота Брука американский морской офицер и океанолог Метью-Фонтейн Мори, прозванный «следопытом моря», в середине XIX в. составил первую батиметрическую карту северной Атлантики.

В 1872 г. снаряжена первая научная океанографическая экспедиция на корвете «Челленджер» («Бросающий вызов»), занявшая три с половиной года. За время экспедиции участники «Челленджера» делали пробы грунта со дна мирового океана и замеряли его глубины. В том числе англичанам удалось сделать первые замеры самой глубокой точки Марианской впадины — бездны Челленджера, названной так в честь экспедиции. Материалы экспедиции обрабатывали 70 ученых в течение 20 лет, результатом их работы стало 50 томов океанических исследований.

В 40-е годы ХХ в. изобретение акваланга позволило человеку погружаться под воду. Его придумали французские исследователи Жак-Ив Кусто и Эмиль Ганьян. В ХХ веке появились батискафы и батисферы — самоуправляемые судна, позволяющие опускаться на морские глубины. Во 2-й половине ХХ века с помощью метода эхолокации — отражению сигналов разной частоты — ученые составили подробные карты дна, открыли основные формы рельефа. В конце 70-х на орбиту Земли были запущены первые океанографические спутники, позволившие наблюдать за океаном из космоса.

Одним из наиболее известных океанологов XX в. был Жак-Ив Кусто, снявший множество научно-документальных фильмов о подводных глубинах. По его словам, однажды он увидел в магазине подводные очки, нырнул с ними и понял, что отныне вся его жизнь принадлежит океану.

Кроме акваланга, капитан Кусто изобрел водонепроницаемые камеры и осветительные приборы для подводной съемки, а также первую подводную телевизионную систему. Но даже новейшие разработки не позволили изведать многие тайны. Например, даже сейчас только около 5 процентов мирового океана изучено.

Исследователи Тихого океана

Первые европейцы, познакомившиеся с Тихим океаном, − Васко Нуньес и Фернандо Магеллан. Во время их путешествий были фрагментарно описаны очертания береговых линий, флора и фауна, климат, ветра и течения тихоокеанского бассейна.

Испанский конкистадор и колонизатор Васко Нуньес де Бальбао в 1513 году первым из европейцев пересек Панамский перешеек и достиг Тихого океана. Он назвал его «Южным морем». Несколькими годами позже в акваторию Тихого океана вышел португалец Фернандо Магеллан, осуществивший первое в мире кругосветное путешествие, в котором, к сожалению, и погиб. Из-за на удивление спокойной погоды в течение почти 4 месяцев плаванья путешественник назвал его «Тихим». Так название и вошло в историю. Позже океан предлагали называть «Великим», или «Восточным», но прижившееся определение «Тихого» не удалось искоренить.

В дальнейшем Тихий океан исследовали экспедиции Крузенштерна, Беллинсгаузена и других мореплавателей. К концу XIX века исследования обрели комплексный характер. Благодаря им были выявлены особенности ландшафта дна Тихого океана. Применение сейсмографа чуть позже позволило обнаружить тихоокеанское сейсмическое кольцо.

Изобретение аквалангов и батискафов позволило человечеству добраться до самых глубоких уголков океана, например до бездны Челленджера, расположенной в Марианской впадине. Впервые в нее спустились:

  • американский лейтенант Дон Уолш;
  • швейцарский океанолог Жак Пикар, сын изобретателя первого батискафа Огюста Пикара.

Совместная операция прошла 23 января 1960 года на батискафе «Триест». В 2012 г. сюда же (третьим в истории и первым в одиночку) погрузился знаменитый голливудский режиссер и продюсер Джеймс Кэмерон, снявший научно-документальный фильм «Путешествие к центру Земли».

Изучение Индийских вод

Письменные свидетельства о путешествиях по Индийскому океану оставили португальцы Бартоломео Диаш и Васко да Гамма (они стали первыми европейцами, которым удалось достичь морским путем вод Индийского океана), арабский ученый Ибн Баттута, византиец Марок Поло, голландский купец Абель Тасман, открывший миру Австралию и Новую Зеландию, англичанин Джеймс Кук, русские мореплаватели Лазарев и Беллинсгаузен и многие другие.

Воды Индийского океана также не обошла вниманием первая экспедиция «Челленджера» в 1872—1876 гг. г., составившая первую карту его глубин и собравшая коллекцию глубоководных животных. В 1886—1889 свои исследования в бассейне Индийского океана вела российская кругосветная экспедиция под руководством Степанова Макарова на корабле «Витязь».

В последние годы измерение океана ведется с помощью космических спутников, по результатам которых были выпущены батиметрические атласы мирового океана с точностью глубины ±100 м. Поэтому изученность вод стало намного больше.

Воды Атлантики

Атлантический океан тесно связан с именами мореплавателей Бартоломео Диаша, Христофора Колумба, Джона Кабота, Фернандо Магеллана, Васко да Гамы, Америго Веспуччи.

В попытке найти морской путь в Индию генуэзец Христофор Колумб в 1492 г. открыл Америку, и хотя он до последнего считал, что приплыл по месту назначения, это не умаляет значения его путешествия. Позже другому известному путешественнику, флорентинцу Америго Веспуччи удалось доказать, что речь идет не об окраинных землях Азии, а о целом новом, неизвестном ранее континенте.

Освоение Атлантики продолжалось в XVI и XVII вв., значительно дополнившись в Новом времени трудами Джона Кука, Крузенштерна и многих других людей.

Северный Ледовитый

Долгое время Северный Ледовитый океан считался морем. Известен он был давно, но только в XIX веке благодаря трудам Нансена удалось доказать его статус океана — небольшого, но очень опасного.

Изучению Арктики посвятил жизнь голландский мореплаватель Виллем Баренц, в честь которого названо Баренцево море. Кстати, он тоже искал путь в Индию, только уже не со стороны Атлантики, а вдоль северного побережья Евразии. В 1648 году русский казак Семен Дежнёв нашел пролив между евразийским и североамериканским континентами, известный ныне как Берингов (пролив позже повторно открыл датчанин на российской службе Витус Беринг в 1728 г.).

Первооткрывателями моря Лаптевых в Северном Ледовитом океане стали двоюродные братья Харитон и Дмитрий, фамилия которых и дала название морю. С полярными исследованиями связано имя еще одного известного русского мореплавателя — Семена Челюскина, открывшего крайнюю точку Азии, названную в его честь.

Свою лепту в исследование океана вложили иностранные путешественники:

  • Джон Дейвис;
  • Мартин Фробишер;
  • Роберт Байлот;
  • Самюэль Хирн;
  • Александр Маккензи.

Это люди, исследовавшие берега Канады и Гренландии.

Многие экспедиции отличались большим риском и часто вели к гибели. В американской Арктике трагически погибла экспедиция английского исследователя, контр-адмирала Джона Франклина, у берегов Новой Земли умер Виллем Баренц. Развитие авиации позволило использовать для исследования вертолеты, но и летчики часто находили здесь смерть. Так, в поисково-спасательной экспедиции в 1928 г. оборвалась жизнь знаменитого норвежского исследователя, первого человека, побывавшего на двух полюсах Земли, Руаля Амундсена.

Позже на дрейфующих льдинах удалось установить научные станции, позволившие лучше изучить рельеф океанского дна.

Тем не менее, несмотря на старания ученых, только 3−7 процентов океана изучено. В 2018 году ученые искали новую самую большую глубину, хотя на данный момент ею все же считается Марианский желоб.

Источник

Тайны мирового океана: методы исследования морских глубин

Мировой океан был и остается одним из самых загадочных мест нашей планеты. Даже космос покорен человеком настолько, что там можно побывать в качестве туриста. Но мировой океан не спешит раскрывать своих тайн. Загадочные существа, сумевшие приспособиться к жизни глубине океана, поражают человеческое воображение.

Методы исследования мирового океана

Человечество относительно недавно занялось исследованиями океана. Существует специальная наука — океанология, специализирующаяся на исследованиях океана.

История

Полтора века назад океанское дно представлялось исследователям как огромная равнина, на которой нет ничего. Некоторые даже полагали, что оно является неким порталом между нашим и другим миром, поэтому первые исследования океана пытались направить именно на его дно.

Первое серьезное исследования было организовано в 1822-1826 годах британскими учеными. Судно под названием «Челленджер» с командой ученых отправилось в экспедицию с целью изучения океанских глубин. Исследователи измеряли глубины с помощью свинцовых шаров весом около центнера. Но метод был далеко не совершенен: шар очень медленно отпускался и неточно определял глубину.

В начале двадцатого века появились эхолоты. Это устройства, позволяющие измерять глубину с помощью звукового импульса, который отталкивается от морского дна. Такое измерение занимает всего несколько секунд. Эхолотами были снабжены практически все суда, измерения проводились в ходе движения судна.

Современная система измерения глубины океанского дна носит название «Глория» и проводит измерение океанских глубин широкими полосами.

Активные исследования океана начались после окончания Второй мировой войны. В 1950-1960 годах была выявлена природа океанского дна: это открытие перевернуло представление человека о Земле. Открытия доказали относительно молодой возраст океана и факт движения литосферных плит, благодаря которому облик планеты меняется и сейчас.

В 1963 году судно «Резолюшен» впервые совершило бурение на большой глубине — 8300 метров. Эта возможность помогла исследователям получить новую информацию об океанском дне.

Современные исследования

В настоящее время для исследования применяются современные аппараты, такие, как батискаф и батисфера.

Батискаф — это самоупраляемый аппарат, оборудованный кабиной для экипажа и специальными прожекторами. Аппарат опускается на океанское дно. Корпус батискафов состоит из легкого металла, в нем расположен специальный балласт и жидкость, которая легче воды. Это позволяет батискафу свободно перемещаться по дну. Система жизнеобеспечения рассчитана на экипаж до трех человек.

Батисфера представляет собой стальной шар, который опускают на стальном тросе с борта корабля. Батисфера также оборудована специальными отсеками для экипажа и исследовательской аппаратурой.

Глубоководные аппараты очень прочные, ведь на большой глубине им приходится выдерживать огромное давление: от 800 до 1000 атм. Примерно такое давление на батискаф создадут два опущенных на него авианосца!

В последние десятилетия на глубине 10-20 метров устанавливают специальные лаборатории, которые снабжены всем необходимым оборудованием. Для исследования океана специальной аппаратурой оснащаются и подводные лодки. Также в изучении океанских глубин принимают участие специальные суда, самолеты и спутники Земли.

Для того, чтобы получить наиболее полные сведения, исследователи разных стран объединяются. Изучение Мирового океана имеет большое значение для поиска полезных ископаемых, рыболовства и судоходства.

Как снимают документальные фильмы

Съемка на глубине 8-10 тысяч метров — задача не из легких. Однако человечество решило и эту задачу. Современные батискафы и глубоководные субмарины оснащены множеством камер, что дает возможность снимать трехмерное видео, а также для съемок используется мощнейшее осветительное оборудование, ведь на океанском дне царит кромешная темнота.

Загадки

Океан всегда притягивал человека своей неизвестностью. Несмотря на то, что в последние десятилетия океанография очень продвинулась в своем развитии, некоторым загадкам, связанным с океанскими глубинами, человек так и не нашел объяснения.

Бермудский треугольник

Загадочное место, именуемое Бермудским треугольником, располагается рядом с одноименными островами и Флоридой. Первыми жертвами загадочного места стали члены экипажа военного самолета в 1945 году. Пилоты до последнего выходили на связь с диспетчером и говорили, что на них надвигается «белая вода». Далее самолет бесследно исчез вместе с людьми, которые были на борту. Борт, направленный им на помощь, постигла та же участь.

В общей сложности в Бермудском треугольнике исчезло около 50 военных и морских судов. В 80-е годы прошлого века случаи исчезновения стали гораздо реже.

Марианская впадина

Марианская впадина является самым глубоким местом на Земле относительно уровня моря.

Ее глубина составляет более 11 тысяч метров, а давление на дне превышает атмосферное в 1100 раз!

Казалось бы, в таких условиях жизнь невозможна, но некоторые факты говорят об обратном.

Американские исследователи столкнулись с шокирующей ситуацией: глубоководный аппарат с металлическими стенами толщиной 15 сантиметров опускался на дно Марианской впадины. Как только он достиг крайней точки, исследователи услышали страшный скрежет. Аппарат начали тут же поднимать на поверхность. Увидев его, команда пришла в ужас: батискаф был сильно помят, в некоторых местах даже отстала краска, а трос, на котором его погружали (его толщина 20 сантиметров), был почти полностью перекушен. К сожалению, пострадавший борт не был оснащен камерами, и о причине столь серьезных повреждений можно только догадываться.

Подобная история произошла и с немецкими учеными. При спуске борта «Хайфиш» случилось нечто, что до ужаса испугало всю команду: аппарат внезапно прекратил движение, а камеры начали фиксировать существо, похожее на огромного ящера, который пытался прокусить судно. Команда не растерялась и отпугнула монстра мощным осветительным прибором, после чего он скрылся и больше не появлялся.

В 90-е годы прошлого столетия возникло множество легенд и невероятных историй о Марианской впадине: браконьеры рассказывали о том, что в этом месте часто видно свечение, мелькание огней, а иногда судно начинает буксовать, будто натыкаясь на что то.

Летучий голландец

Легенда о Летучем голландце известна всем, кто какое-либо отношение имеет к морю. Эта история имеет множество интерпретаций, но в общих чертах звучит так: корабль во главе с капитаном, который был пьяницей и богохульником, близ Мыса Доброй Надежды попал в сильный шторм. Команда просила капитана пристать к берегу, но он был непреклонен. За команду вступился штурман и начал спор с капитаном, однако тот достал пистолет и выстрелил в несчастного. Та же участь постигла других матросов, посмевших выразить свое недовольство. Бог проклял капитана вместе с его судном, и теперь он никогда не сможет причалить к берегу.

Многие матросы утверждают, что видели призрак корабля, что по их мнению, сулит большую беду. В 19 веке всего за несколько лет было зафиксировано 1826 обращений, связанных с летучими голландцами. И по сей день мореплаватели рассказывают, что видели в море загадочный корабль без огней.

Волна-убийца

Волна-убийца долгое время относилась к разряду морских суеверий, однако в настоящее время ученые нашли неопровержимые доказательства реальности существования этого природного явления. Волна-убийца представляет собой внезапно возникающую огромную волну высотой 20-30 метров: это высота девятиэтажного дома. Предсказать время и место появления волны невозможно, а ее мощная сила представляет опасность даже для современных лайнеров.

Первый случай столкновения человека с этой страшной волной задокументирован в 1933 году. Жертвой волны стал американский военный корабль. Стихия настигла борт в водах Тихого океана. Члены экипажа, которым удалось выжить, рассказывали о внезапно возникшей волне высотой 24 метра. По их словам, стихия исчезла так же внезапно, как и появилась.

Последнее нападение волны было зафиксировано в 1995 году: экипаж английского лайнера попытался оседлать огромную волну высотой 30 метров, но судно сильно пострадало.

Гигантские обитатели

В открытом океане человеку иногда приходилось встречаться с огромными загадочными существами.

В 1976 году американские исследователи проводили работы неподалеку от Гавайских островов, закинув на глубину 165 метров два трала. Внезапно судно начало сильно вести в сторону: члены экипажа поняли, что в оборудовании запутался кто-то из морских обитателей. Подняв тралы на судно, ученые испытали настоящий шок: в ловушку попалась огромная акула, ее длина составляла около пяти метров, а вес 750 килограмм. Огромная пасть акулы была широко раскрыта, ее обрамляли толстые губы черничного цвета. Акула была доставлена на сушу и изучена специалистами: оказалось, что животное принадлежит к классу тихоходных фильтраторов, но, в отличие от своих сородичей, обитает исключительно на больших глубинах.

В 1915 году неподалеку от острова Ирландия немецкая подводная лодка торпедировала английский корабль. Судно быстро пошло ко дну, но примерно через 15 минут раздался громкий взрыв и в фонтане обломков корабля и морской воды экипаж увидел живое существо огромного размера. Внешне оно напоминало крокодила, имело 4 лапы. Зверь, упав на воду, извивался несколько секунд, а затем исчез в глубине.

В настоящее время многие моряки рискуют пересекать большие расстояния на небольших лодках. Это дает из возможность близко созерцать океанскую гладь и видеть то, что происходит в ней. Английский мореплаватель Джон Риджуей рассказал о необычном случае, который произошел с ним в открытом океане: Джон вместе с напарником в ночное время переплывали на небольшой лодке от полуострова Кейп-Код до Ирландии. Напарник спал, а Джон был на веслах. Далее со слов Джона:

«Ночь была темная, даже луна не освещала морскую гладь. Я спокойно работал веслами и смотрел на воду. Вдруг нечто, похожее на торпеду, стало быстро приближаться к нашему судну. От страха я не мог вымолвить ни слова, даже крик застыл у меня в горле. Существо быстро настигло нас, ударилось о лодку и исчезло в глубине воды».

В дальнейших рассказах об этой загадочной ситуации Джон утверждал, что длина зверя, преследовавшего его лодку, была около одиннадцати метров.

Ужасающая находка была обнаружена 2012 году в районе Тоямского залива. Местные рыбаки выловили гигантского кальмара: длина его тела составила 30 метров, а вес — одна тонна. Такое животное запросто может проглотить небольшое судно.

Другие тайны

Множество тайн и загадок таят в себе морские глубины. Ученые шутят, что подводный мир изучен хуже, чем обратная сторона Луны, и это действительно так: жизнь океана изучена человеком всего на пять процентов.

Саргассово море

Еще одно загадочное место нашей планеты, которое часто путают с Бермудским треугольником. Феномен этого места заключается в том, что вода здесь двигается по часовой стрелке, образуя гигантскую воронку. Кроме того, здесь часто можно увидеть миражи: например, солнце одновременно на востоке и на западе. Ранее мореходцы рассказывали, что здесь можно встретить плотоядные водоросли. Разумеется, таких хищников там нет, однако мелкие водовороты, вызванные сейсмической активностью, вполне могут вызвать крушение небольших судов.

Море дьявола

В Тихом океане есть место под названием Море дьявола, оно не отмечено ни на одной карте, однако известно всем мореплавателям, и суда стараются обходить его стороной. Здесь происходило и происходит большое количество кораблекрушений, часто внезапно возникают сильные бури, которые меняются зыбью. Участок океанского дна здесь сейсмически активен, часто и быстро происходит формирование вулканических островов. Кроме того, здесь очень высокая циклоническая деятельность: часто бушуют тайфуны и тропические циклоны.

Водоворот Мальстрема

Это место располагается в Норвежском море. Феномен заключается в том, что ежедневно два раза в сутки здесь возникает водоворот, сила которого в сотни раз превышает силу обычных океанских течений. Интересно, что примерно раз в полгода водоворот внезапно меняет свое направление.

Неопознанные подводные объекты

В Персидском заливе есть место, где периодически возникают огромные светящиеся вращающиеся круги. Ранее ученые объясняли их появление свечением планктона, которое вызвано подводными землетрясениями. Однако эта теория не объясняет правильной формы светящихся объектов и исходящих от них ярких лучей.

Возможные объяснения

Загадки Мирового океана давно терзают умы ученых. Загадочным явлениям, связанным с исчезновением самолетов и кораблей в аномальных зонах, есть несколько объяснений.

Вот некоторые наименее фантастические из них:

  1. На дне океана имеются огромные запасы сероводорода и метана. Под воздействием тектонической активности метан переходит в газообразное состояние и поднимается со дна вверх. Газ в виде огромного пузыря концентрируется на поверхности воды, что вызывает сбои в работе навигационных систем самолетов и кораблей. Изменение плотности воды в местах скопления метана вызывает крушение кораблей.
  2. Другое объяснение аномальных явлений заключается в воздействии на человека так называемого инфразвука. Это звук, возникающий на опасной для человека частоте под воздействием тех же газов. Инфразвук способен вызвать помутнение человеческого рассудка и необъяснимые приступы паники, во время которых человек может легко выброситься за борт корабля.
  3. Существует и еще одно объяснение океанским загадкам: в аномальных зонах сила земного притяжения несколько больше, чем на всей планете. Это вызвано формированием и течением здесь теплого движения Гольфстрим. Уменьшение количества катастроф в опасных зонах океана ученые объясняют развитием технического прогресса и усовершенствованием навигационного оборудования.

Интересные факты

В настоящее время множество усилий прикладывается учеными для изучения Мирового океана, однако до сих пор он изучен не более, чем на пять процентов.

Вот несколько интересных фактов об этой загадочной части нашей планеты:

  1. Срединно-океанский хребет имеет длину 70 тысяч километров, а подводные вулканы извергают столько лавы ежегодно, что ее хватило бы, чтобы покрыть толщиной один метр треть территории России.
  2. Половину кислорода в мире вырабатывают водоросли-планктоны.
  3. В Мировом океане растворено более двадцати семи тонн золота. Это богатство оценено в квадриллион долларов.
  4. Океанская среда является идеальным местом для жизнедеятельности вирусов и бактерий. В одном миллилитре морской воды, взятой у берегов Кораллового моря, специалистами было обнаружено несколько тысяч неизвестных микроорганизмов.
  5. Если нырнуть в океан на глубину больше 3500 метров, вероятнее всего вам повстречается животное, неизвестное науке, — настолько мало известно об обитателях океана.
  6. Талласофобия — боязнь океана. Человека может пугать купание, мысли о морских жителях или даже изображение океана.
  7. На долю Тихого океана приходится половина растительного и животного мира всего Мирового океана.
  8. В Тихом океане имеется около 30 тысяч подводных гор, из них изучено менее 1%. Название океанов на земле вы можете узнать по ссылке.

Видео

Посмотрите интересное видео о тайнах Мирового океана.

Источник

Читайте также:  Хребет протянувшийся по меридиану через весь океан
Оцените статью