Как описать бушующее море

Художественная мастерская
по искусству речи в 5-м классе

«Мой стих поет в волнах его прилива»
М.Волошин

Тип урока: интегрированный урок русского языка, литературы и МХК.

Форма урока: посещение студии маринистов.

Интерьер кабинета: на партах – фотографии с изображениями моря; кабинетные шторы украшены синими лоскутами в виде волн; стенд с репродукциями морских картин; стенд «Поэтическое посвящение морю» и др. атрибуты, воспроизводящие атмосферу дома мариниста.

Оборудование: репродукции морских картин И.Айвазовского, М.Волошина, А.Боголюбова, К.Богаевского, У.Тернера, М.Чюрлениса и др.; фотографии и открытки с изображениями моря, с видами домов-музеев А.Грина и М.Волошина; кассеты (= диски) К.Дебюсси «Звуки природы»; репродукция картины К.Васильева «Садко в гостях у Морского царя».

Цели урока:1. Способствовать моделированию словесного пространства концепта «море» путем погружения детей в творческий мир художников, поэтов и музыкантов, посвятивших свои произведения морю; познакомить с правописанием сложносоставных цветовых эпитетов и научить использовать их в собственных текстах.

2. Расширить и дополнить детские фрагментарные представления о море новыми метафорическими и живописными понятиями.

3. Воспитывать художественный вкус, умение понимать и ценить красоту.

Звучит запись инструментальной композиции «Морское настроение» (альбом «Звуки природы»).

Вступительное слово учителя

Учитель. Вечно изменчивое море восхитительно, им можно любоваться без конца. Люди издавна стремятся к морю: его влажное дыхание успокаивает, наполняет необычайной энергией. Сегодня я предлагаю вам перенестись из школьных будней в завораживающий мир морской стихии, не выходя за пределы учебного кабинета. Для этого мы включим свое воображение, и всемогущая сила нашей фантазии поможет нам оказаться в творческой студии маринистов. Эта студия состоит из нескольких удивительных залов. Мы будем переходить из одного зала в другой и выполнять задания, которые помог придумать мне таинственный природный художник по имени Море.

Поэты всех времен и народов посвящали морю свои стихи. Одним из лучших поэтических подарков морю до сих пор остается написанное более 100 лет назад стихотворение И.А. Бунина:

Все море – как жемчужное зерцало,
Сирень с отливом млечно-золотым.
В дожде закатном радуга сияла.
Теперь душист над саклей тонкий дым.

Вон чайка села в бухточке скалистой, –
Как поплавок. Взлетает иногда,
И видно, как струею серебристой
Сбегает с лапок розовых вода.

У берегов в воде застыли скалы,
Под ними светит жидкий изумруд,
А там, вдали, – и жемчуг и опалы
По золотистым яхонтам текут.

(Дети выразительно читают подготовленные стихи.)

Учитель. Море не только удивляет и восхищает нас, оно навевает легкую грусть, которая всегда появляется после расставания с морем.

(Обмен летними впечатлениями на морских страничках.)

Когда я вспоминаю море, то…

…ощущаю морской воздух – чистый, бодрящий, зовущий меня в сказочное путешествие.

…я мечтаю поскорей увидеть вновь его волны, солнце, отражающееся в воде, прыгающих дельфинов, теплый песок и кружащихся в небе чаек.

…я устремляюсь в загадочные дали, из которых будто зовет мелодия счастья и мира.

Учитель. Есть люди, которые расстаться с морем так и не смогли. Они решили посвятить свое творчество манящей глубине морского пространства. Их называют маринистами. К ним относятся писатель А.С. Грин (не случайно его дом-музей в Феодосии спроектирован в форме корабля); художник И.К. Айвазовский, написавший за свою жизнь более 6000 полотен, две трети из которых посвящены морю. Море, горы и облака – это излюбленные темы поэта и художника М.Волошина, ярчайшего представителя Серебряного века. Давайте заглянем в дом мариниста, ведь нас приглашает сам хозяин:

Дверь отперта. Переступи порог,
Мой дом раскрыт навстречу всех дорог.
В прозрачных кельях, беленных известкой,
Вздыхает ветр, живет глухой раскат
Волны, взмывающей на берег плоский,
Полынный дух и жесткий треск цикад.

А за окном расплавленное море
Горит парчой в лазоревом просторе…
Всей грудью к морю, прямо на восток
Обращена, как церковь, мастерская.
И снова человеческий поток
Сквозь дверь ее течет, не иссякая.

Войди, мой гость, стряхни житейский прах
И плесень дум у моего порога…
Со дна веков тебя приветит строго
Огромный лик царицы Таиах.
Мой кров – убог. И времена – суровы.
Но полки книг возносятся стеной.
Тут по ночам беседуют со мной
Историки, поэты, богословы.

(М.Волошин. Дом поэта)

Учитель показывает изображения домов-музеев А.Грина и М.Волошина.

Учитель. Мастерские известных писателей и художников, как видите, обязательно содержат книжные стеллажи, картины, портреты, причудливые морские сувениры… Но нам сегодня предстоит заглянуть в самую необычную мастерскую самого необычного мариниста, каким безусловно, является Морской царь. Его мастерская – это загадочное морское дно. У римлян повелителя морской стихии называют Нептуном, у греков – Посейдоном. Был Морской царь и у наших предков – славян, недаром сохранились былины о пребывании в гостях у Морского царя знаменитого новгородского купца Садко. Посмотрите, как лихо выплясывает владыка морской под удивительные гусли Садко на картине К.Васильева. (Дети рассматривают репродукцию картины.) А каким представляете Морского славянского царя вы? Опишите его.

Мифологическая словарная статья

Морской царь – это пожилой мужчина, который одет в русский народный костюм. На голове его – корона из ракушек. На ногах его – лапти, сплетенные не из соломы, а из самых красивых водорослей. У него рыбий хвост и клешни, как у рака. В одной клешне он держит посох морей и океанов, в другой – макет пиратского корабля, из тех, которые он любит топить. (Катя Шило)

Морской царь – это огромный осьминог, который восседает на коралловом троне. Иногда он запрягает волшебных китов в громадные сани, украшенные самыми прекрасными жемчужинами. Тогда море бушует, закрывая царя от любопытных глаз. Когда его дочери-дельфинихи танцуют для него, он радуется. Море начинает будто улыбаться и пританцовывать вместе с ними. (Соня Кузьменко)

Учитель. Восторгаться морем может каждый, а вот выразить свое восхищение в словах дано не всем. Предлагаю поучиться у мастеров художественного слова. Обратите внимание на то, что никто в своем описании не ограничился одним цветовым оттенком. Все авторы прибегли к помощи сложных прилагательных, т.е. прилагательных, состоящих из двух корней. Такие прилагательные, обозначающие цветовые оттенки, пишутся через дефис.

Выборочный диктант

Задание. Из данных предложений выпишите словосочетания, состоящие из существительных и зависимых от них сложных прилагательных.

1. Впереди, резко отделяясь от желтой воды лимана, лежала черно-синяя полоса мохнатого моря. (В.Катаев)

2. Тысячи бликов дробились и зыбились на серо-золотом море. (Д.Быков)

3. Море лежало прямо под ногами, спокойное, как туго натянутый серовато-голубой атлас, и только кое-где слегка морщилось. (З.Воскресенская)

4. Море в гавани было грязно-зеленого цвета, а дальняя песчаная коса, которая врезалась в него на горизонте, казалась нежно-фиолетовой. (А.И. Куприн)

5. Вот и скамья, и соломенный зонт,
Дальше обрыв – и туманный,
Мглисто-багровый морской горизонт,
Запад зловещий и странный. (И.А. Бунин)

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ МАРИНИСТОВ

Учитель. В нашей картинной галерее вы можете увидеть картины тех художников, кто мог изобразить свое благоговейно-восторженное отношение к морю в красках. Морская стихия в их живописных работах может вздымать гигантские волны, разбиваться на мириады радужных брызг, бурлить и неистовствовать, крушить корабли… В то же время они могли изобразить море тихим и ласковым, спокойным и задумчивым, игривым и шаловливым или же тревожно затаившимся перед грозой… Чтобы подобрать нужную краску, художник на своей палитре смешивает и пробует несколько раз сотни различных оттенков. Мы тоже попробуем сейчас смешать словесные краски и описать спокойное и бушующее море. Найти наиболее удачный цвет вам, конечно, помогут репродукции картин прославленных живописцев. Не забывайте: если вы будете пытаться нарисовать гамму моря с помощью двух цветовых оттенков, вам понадобится дефис.

Цветовая гамма моря

Портрет спокойного моря

Бирюзовое, синее, голубое, фиолетовое, небесно-розовое, серебристо-лазурное, изумрудно-лазоревое, …

Портрет бушующего моря

Свинцовое, серое, стальное, черное, сине-черное, пепельно-коричневое, грязно-фиолетовое, угольно-багровое, …

Учитель. Ну что ж, я думаю, море будет нам признательно за те наряды, какие мы ему подарили. Ведь оно наряжается, чтобы доставить радость людям.

В ночь любую, в день любой
Море занято собой:
По утрам оно одето
В платье розового цвета.
Днем – одето в голубое,
С белой ленточкой прибоя.
По ночам на черной глади –
Мягкий бархатный наряд,
А на бархатном наряде
Драгоценности горят.
Море, если не секрет.
Дай, пожалуйста, ответ:
Для чего тебе наряды?
– Чтобы люди были рады!

Прослушивание инструментальной композиции К.Дебюсси «Море».

ЗАЛ ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ЗОРКОСТИ

Учитель. Художники и поэты всегда воспринимали море как живой организм. Они понимали, что у моря, как и у человека, есть свой характер, свои увлечения, свои печали и радости. Море обижается, когда некоторые ученики считают его существительным женского рода и приписывают ему окончание -а. Давайте не будем обижать море и докажем, что мы умеем правильно вписывать глагольные окончания, в соответствии с определяемыми существительными.

Осложненное списывание с грамматическим обоснованием

1. Море дышал_ спокойно и легко.

2. А море качал_сь, кипел_ и рушил_сь синей волной.

3. Бирюзовое море нежил_сь в лучах солнца, спокойно и глубоко дышал_ водная гладь.

Учитель. Предлагаю вернуться в писательский зал, чтобы еще раз насладиться словесной морской палитрой выдающихся мастеров.

Мелодекламация

На фоне инструментальной композиции, в которой можно услышать плеск морских волн, крики чаек, учитель (или подготовленный ученик) выразительно читает отрывок из повести В.Катаева «Белеет парус одинокий».

Сколько бы ни смотреть на море – оно никогда не надоест. Оно всегда разное, новое, невиданное.

Оно меняется на глазах каждый час.

То оно тихое, светло-голубое, в нескольких местах покрытое почти белыми дорожками штиля. То оно ярко-синее, пламенное, сверкающее. То оно играет барашками. То под свежим ветром становится вдруг цвета индиго, шерстяным, точно его гладят против ворса. То налетает буря, и оно грозно преображается. Штормовой ветер гонит крупную зыбь. По грифельному небу летают с криками чайки. Взбаламученные волны волокут и швыряют вдоль берега глянцевитое тело дохлого дельфина. Резкая зелень горизонта стоит зубчатой стеной над бурыми облаками шторма. Малахитовые доски прибоя, размашисто исписанные беглыми зигзагами пены, с пушечным громом разбиваются о берег. Эхо звенит бронзой в оглушенном воздухе. Тонкий туман брызг висит кисеей во всю громадную высоту потрясенных обрывов.

Но главное очарование моря заключалось в какой-то тайне, которую оно всегда хранило в своих пространствах.

Разве не тайной было его фосфорическое свечение, когда в безлунную июльскую ночь рука, опущенная в черную теплую воду, вдруг озарялась, вся осыпанная голубыми искрами? Или движущиеся огни невидимых судов и бледные медлительные вспышки неведомого маяка? Или число песчинок, недоступное человеческому уму?

Эвритмическая разминка «Капризные волны»

Дети становятся между рядами и берутся за руки. В зависимости от количества детей в классе организуйте две или три группы «волн». Каждой группе нужно сначала превратиться в бушующую волну, а затем – в спокойную. Дайте возможность сначала обсудить характер движений. Подберите соответствующую музыку.

Учитель. Прежде чем вы попробуете себя в создании словесного образа моря, давайте выберем для сочинения «Тайна морского дна» эпиграф.

А. Хорошо меж подводных стеблей.
. Бледный свет. Тишина. Глубина.
. Мы заметим лишь тень кораблей,
. И до нас не доходит волна. К.Бальмонт

Б. Безмолвное море, лазурное море,
. Открой мне глубокую тайну твою:
. Что движет твое необъятное лоно?
. Чем дышит твоя напряженная грудь? В.Жуковский

В. Но вдруг лесной повеет явью,
. Когда сквозь моря синеву,
. Сквозь лунно-звездное сиянье
. Увидишь сказку наяву. Л.Вьюнник

Г. Прощай, свободная стихия!
. В последний раз передо мной
. Ты катишь волны голубые
. И блещешь гордою красой. А.С. Пушкин

Обоснование выбранных эпиграфов.

Написание сочинений по выбору:

сочинение-фантазия «Тайна морского дна!»;

сочинение-описание «Когда море резвится (волнуется, сердится…»);

сочинение-сказка «В гостях у Морского царя».

Лучшие ученические работы

КОГДА МОРЕ РЕЗВИТСЯ

Когда море резвится, белые барашки его волн накатывают и убегают, увлекая за собой. Море как будто живое: оно пытается догнать меня, свалить с ног. Когда барашки бьются о камни, кажется, что камни – пастухи морского побережья. Они не пускают волны на берег.

Море сияет и переливается. В нем играют разные краски: зеленая, голубая, жемчужная, изумрудно-фиолетовая. Эти краски сбежали от одного художника, который каждый день приходил к морю, чтобы нарисовать картину. Но картина у него никак не получалась, и тогда обиженные краски убежали от неудачника.

Когда какая-нибудь волна вздымается вверх, кажется, что вот-вот из нее выйдет сам Нептун, чтобы осмотреть свои владения. Обычно он следит, как ведут себя люди, не сорят ли они. И если он видит, что все-таки сорят, окатывает их большой волной. Белые барашки всегда сопровождают Нептуна во время таких контрольных осмотров.

Вечером море стихает. Нептун уплывает решать очень важные вопросы глубоко-глубоко в море. А люди уходят домой.

ТАЙНА МОРСКОГО ДНА

Спускаюсь на самое дно и медленно-медленно иду (или все-таки плыву?). Ой! Вот промелькнул дельфин, справа рыбки трудятся над жемчужинами: готовят украшения для свадебного платья дочери Нептуна. Он сам вдалеке восседает на троне, следит за своими подданными в специальный бинокль.

Иду дальше, слева – морской ресторан. Захожу, сажусь за рифовый столик, читаю меню: «Вода с водорослями», «Сказочные моллюски» и т.п. Подплывает креветка-официант и спрашивает:

– Что будем заказывать, уважаемая?

Я удивилась ее хорошим манерам и отвечаю:

– Очень хочется попробовать водички с водорослями.

Креветка посмотрела на меня и внезапно попятилась. Я удивилась ее странным движениям, но тут вспомнила, что креветки задом наперед плавают. Гляжу, а она уже передо мной стоит и поднос со стаканом в два раза больше ее самой держит!

– Спасибо! – поблагодарила я странную официантку.

– Стакан можете оставить себе! – ответила она и вновь попятилась.

Иду (или плыву?) я по улицам морским, воду пью, под ногами жизнь морская кипит: скаты-автобусы плавают, рачки-геологи землю роют… Хорошо здесь! Но, к сожалению, пора домой! На поверхность! Я всплываю медленно, чтобы еще раз насладиться морскими видами.

Через несколько мгновений я оказываюсь дома, в теплой кроватке, а в ногах мирно мурлычет кошка. Завтра я обязательно расскажу ей об удивительных морских обитателях.

В ГОСТЯХ У МОРСКОГО ЦАРЯ

Как-то раз я плыла по морю на яхте с белыми парусами. Виднелись горы, спящие в тумане; яркое солнце отражалось в прозрачной воде.

Вдруг я увидела прыгающих дельфинов. Каково же было мое удивление, когда они прыгнули на борт и заговорили человеческим голосом.

– Не желаешь ли ты побывать в сказочном подводном царстве? – спросили они меня.

Это была моя давняя мечта, и я, ни минуты не раздумывая, согласилась. Только хотела надеть маску, но дельфины остановили меня.

– Но как же я буду дышать под водой? – спросила я.

Дельфины ничего не ответили и нырнули. Вскоре они вернулись с морскими водорослями, которые предложили мне съесть. Я их съела и оказалась… в сказке. Я обнаружила, что могу дышать, плавать и даже разговаривать под водой.

В сопровождении дельфинов я направилась к Морскому царю. Когда я очутилась у него во дворце, он превратил меня в русалку, чтобы мне было легче плавать. Я проплыла мимо рифа, огнедышащих вулканов, сада чудесных ягод. Познакомилась с удивительными существами. Но внезапно мне захотелось домой. И тут я поняла, что не могу вернуться на яхту, потому что у меня вместо ног был блестящий русалочий хвост.

Я возвратилась к царю, но он отказался помочь. Тогда я подумала про ягоды, которые видела в необычном саду. Я снова попала в сад. Там стала вспоминать, что именно мне рассказывали об этих ягодах дельфины. В саду росла волшебная ягода-превращательница. Я сорвала ее и вернулась во дворец. Морской царь невероятно удивился, когда услышал мой рассказ об этой ягоде. Он решил посадить ее у себя во дворце, поэтому отнял ягоду у меня.

Мне пришлось обратиться за помощью к фее Мермедии – великой морской волшебнице. Она дала мне кулон славы. С его помощью я должна была вернуть свои ноги. Поблагодарив фею, я поплыла. Двигаться быстрее мне, конечно, помогал русалочий хвост. Я выплыла на берег, а затем произошло чудо: волшебный хвост превратился в обыкновенные человеческие ноги. На память об этом необычном погружении у меня остался кулон Мермедии.

1. Вачьянц А. Проект «Мир моря» на уроках изобразительного искусства в начальной школе. М.: Искусство, № 3, 2007. С. 4–5.

2. Волошин М. Дом поэта: Стихи. Главы из книги «Суриков». Л.: Дет. лит., 1991. С. 173–178.

3. Катаев В. Белеет парус одинокий: Повесть. Для старшего школьного возраста. Вильнюс: Витурис, 1987. С. 10.

Н.И. НЕМЫКИНА,
гимназия № 3,
г. Белгород

Источник

Читайте также:  Географическое положение эгейского моря
Оцените статью