Как определить направление моря

Определение направлений в море

Зная положение истинного меридиана наблюдателя, т.е. направления на географические (истинные) полюса Земли (Nи и -Sи, мы можем определить направление на любой предмет, расположенный на земной поверхности.

Для этого надо лишь измерить угол, заключенный между нордовой частью линии истинного меридиана и линией на предмет.

Узнать величину этого угла можно с помощью компаса и пеленгатора. Но беда в том, что стрелка магнитного компаса под действием сил земного магнетизма располагается не в плоскости истинного меридиана, а в плоскости магнитного меридиана и указывает направления на магнитные полюса Земли (Nм и Sм).

Угол, заключенный между направлениями на норд истинный и норд магнитный, называется магнитным склонением и обозначается буквой d. Склонение может быть остовым и иметь знак плюс, если магнитный меридиан отклонился от истинного к востоку, и вестовым (знак минус), если отклонение к западу. Магнитное склонение — важный элемент в кораблевождении, поэтому оно указывается на морских навигационных картах.

С течением времени магнитные полюса меняют свое положение. Величина годового изменения склонения в различных точках земной поверхности колеблется от О до 0,3°. Это явление делает необходимым при расчете истинных направлений вводить поправки на указанное на карте склонение, т. е. приводить его к году плавания в данном районе моря.

Кроме действия сил земного магнетизма, на стрелку магнитного компаса влияют силы магнитного поля самого корабля, в результате чего она отклоняется от плоскости магнитного меридиана и располагается в плоскости своего компасного меридиана. Угол, заключенный между плоскостью магнитного меридиана и плоскостью компасного меридиана, называется девиацией . Она обозначается буквой греческого алфавита d(дельта).

Читайте также:  Кто изучал море лаптевых

Если стрелка магнитного компаса отклонится к востоку от магнитного меридиана — девиация называется остовой и имеет знак плюс, если отклонится к западу — называется вестовой и имеет знак минус. Девиация магнитного компаса, зависит от курса корабля.

Для того чтобы компас стал надежным указателем направлений в море, производят компенсацию девиации, после чего определяют ее остаточное значение на восьми курсах (N, NOst, Ost, SOst, S, SW, W и NW) и рассчитывают таблицу девиации.

Алгебраическая сумма значений склонения и девиации составляет общую поправку компаса, которая обозначается символом D к. Общая поправка также может быть остовой и иметь знак плюс или вестовой, и иметь знак минус. Общую поправку компаса, склонение и девиацию связывают следующие выражения:

D к =d + d ; d = D к — d ; d = D к — d.

При расчете общей поправки компаса склонение снимают с карты и приводят к году плавания, а девиацию выбирают из таблицы девиации на компасный курс.

В практике кораблевождения приходится иметь дело с курсом корабля и пеленгом.

Курсом корабля называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и диаметральной плоскостью корабля.

Пеленгом называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и линией, указывающей на предмет.

Курсы и пеленги отсчитываются от нордовой части меридиана по часовой стрелке от 0 до 360° и могут иметь наименование истинных (ИК, ИП), магнитных (МК, МП) и компасных (КК, КП)..

Направление, отличающееся от истинного (магнитного, компасного) пеленга на 180°, называется обратным истинным (магнитным, компасным) пеленгом и обозначается соответственно ОИП, ОМП, ОКП.

На морской карте всегда прокладываются истинные направления, а рулевому для удержания корабля на истинном курсе рассчитывается и задается компасный курс.
Поэтому очень важно знать величины и знаки склонения и девиации, уметь правильно переходить от компасных направлении к истинным и обратно. Переход от компасных направлений к истинным называется исправлением румбов, а переход от истинных направлении к компасным— переводом румбов . Для перевода и исправления румбов существуют следующие формулы:

ИК = КК + D к и КК = ИК — D к

Чтобы проложить на карте пеленги, снятые по компасу, их надо исправить обшей поправкой компаса, действующей на курсе, которым шел корабль в момент взятия пеленгов:

ИП = КП + D к ; КП = ИП — D к

Перевод и исправление румбов считается очень ответственной работой судоводителя, поэтому ее следует выполнять со всей тщательностью, небрежность и ошибка в расчете могут привести к навигационной аварии. Чтобы избежать возможных ошибок в знаках d и d при расчете по приведенным формулам, судоводителю для наглядности рекомендуется производить графическое построение.

Существует и другой способ указания направления — от линии курса корабля. Угол между диаметраль ной плоскостью корабля и линией, направленной на предмет, называется курсовым углом (У К) . Он считывается до 180° вправо и влево от носа корабля, который в этом случае принимается за 0°. Указывая направлении на какой-либо предмет, называют борт и число градусов, например: “Справа 30 — белая пирамида” илки“Слева 25 — плавающий предмет” и т. п.

Источник

Определение направлений в море


Определение направлений в море

Истинные направления . Зная положение истинного меридиана (NS) любое направление на поверхности земли (моря) можно определить углом между нордовой частью этого меридиана и направлением на предмет. При этом величина этого угла измеряется в градусах по круговой системе, т.е. от 0° до 360°.

Направление движения судна определяется положением его диаметральной плоскости (ДП). относительно нордовой части истинного меридиана. Истинный курс судна (ИК). Угол между нордовой частью истинного меридиана и диаметральной плоскостью судна называется истинным курсом судна ( рис. 165 ).

Рис. 165. Истинные направления

Истинный пеленг (ИП). Угол между нордовой частью истинного меридиана и направлением на наблюдаемый предмет называется истинным пеленгом ( рис. 165 ). На практике судоводителю приходится иметь дело с обратным истинным пеленгом (ОИП). ОИП = ИП ± 180°.

Курсовой угол. (КУ). Угол между диаметральной плоскостью судна и направлением на на блюдаемый пред мет называется курсовым углом ( рис. 165 ). Курсовой угол с считывается от 0о до 180° и имеет на менование: лево борта (л/б) или npавого борта (п/б), в зависимости от нахождения предмета относительно ДП. В том случае, когда КУ = 90°, т.е. направление на предмет перпендикулярно ДП, то этот КУ называется траверзом (┴).

Для расчета истинных направлений используются формулы:
ИП = ИК+ КУ
КУ = ИП — ИК
ИК = ИП — КУ

При этом КУ п/б имеет знак «+», а КУ л/б — знак » — «. В связи с тем, что Земля представляет собой огромный магнит с полюсами NM и SM, силы магнетизма располагают стрелку компаса в плоскости магнитного меридиана. Эта стрелка направлена одним концом на северный полюс, а другим на южный. Таким образом, магнитный меридиан, проходящий через ось магнитной стрелки, не совпадает с истинным меридианом и составляет с ним некоторый угол, который называется магнитным склонением ( рис. 166 ).

Рис.166 . Магнитное склонение

Магнитное склонение (d) — угол между нордовыми частями истинного и магнитного меридианов. Если d направлено к востоку, то оно называется остовым (Е) и имеет знак»+», если к западу — вестовым (W) и имеет знак Магнитное склонение имеет различные значения для разных мест на земной поверхности и, кроме того, это значение носит переменный характер. Конкретные величины d и его годового изменения даны для данного района плавания на навигационной морской карте. Учитывая, что карты издаются периодически, судоводитель должен учесть изменение склонения за годы, прошедшие с года издания карты до настоящего времени. Например, на карте указано, что магнитное склонение (d 0 ) приведено к 1990 г. и в данном районе его значение равно 2°,5Е, годовое уменьшение D d = 0°,1. Плавание осуществляется в 2000г. Требуется привести склонение к году плавания.

где d — склонение, приведенное к году плавания;
n — число лет (разность между годом плавания и годом, к которому приведено склонение на карте);
∆d — годовое изменение склонения (имеет знак»+», если увеличение, знакесли уменьшение).

Примечание : знак «+» ставится перед n, если d — восточное и «-», если d — западное.
d 2000 = 2°,5 + 10(-0°,1) = + 1°,5
Ответ : d 2000 = 1°,5Е.

Зная величину магнитного склонения, легко рассчитать магнитные направления при известных истинных направлениях:

МК = ИК-d,
МП = ИП-d

Эти формулы алгебраические, поэтому при расчетах нужно учитывать знак склонения.

Решение ( рис. 167 ): МК=45 ° ,0-(-5 °,0)=50 °,0; МП=90 °,0-(-5 °,0)=95 °,0; КУ=ИП-ИК=МП-МК=90 °,0-45 °,0=95 °,0-50 °,0=+45 °,0=45° п/б

Ответы : МК = 50 °,0; МП=95 °,0; КУ=45 °п/б

Кроме земного магнетизма на магнитную стрелку компаса действует судовое железо, которое имеет свойство намагничиваться от Земли. В связи с этим стрелка компаса под воздействием судового железа отклоняется от плоскости магнитного меридиана и направление, в котором располагается ось стрелки на судне, называется компасным меридианом. Отклонение стрелки компаса на судне от магнитного меридиана называется девиацией.

Девиация (δ) — угол между нордовыми частями магнитного и компасного меридианов ( рис. 169 ).

При отклонении N K к востоку от N M девиация имеет знак «+», при отклонении N K к западу от Nm девиация имеет знак » — «. Величина девиации зависит от курса судна , а точнее от его положения относительно земных магнитных силовых линий, и является величиной переменной. Если величина 8 путевого компаса на судне превышает воспринимаются меры по ее уничтожению. Уничтожение девиации производится специалистами с помощью магнитов и мягкой стали, помещаемых вблизи от магнитного компаса. Однако уничтожить девиацию полностью невозможно. Поэтому остаточную девиацию определяют на различных курсах и вносят в таблицу. Существует достаточное количество способов определения остаточной девиации, но все они основываются на том, что необходимо установить разность между известными магнитными и взятыми по компасу пеленгами на маяк, створ, знак и т.п.

δ = МП — КП = ОМП — ОКП;
δ = ИП — КП — d

Для определения остаточной девиации возле портов есть специально оборудованные полигоны, имеющие по несколько (веера) створов с известными магнитными пеленгами. Пересекая створы на главных и четвертных румбах (8 курсах), по компасу берутся компасные пеленги (КП). Затем по известной формуле рассчитываются значения δ на этих курсах. Если нет веера створов, то девиацию можно определить и по одному створу, магнитное направление которого либо известно, либо рассчитывается по известному магнитному склонению (d) и истинному направлению (ИП) створа. Принцип определения тот же, что и в предыдущем случае.

Для определения девиации приемлем и такой способ:

Берется отдаленный предмет на расстоянии не менее 300 радиусов циркуляции; судно (катер) на якоре разворачивается и через каждые 45° берется 8 КП; средний КП () принимается за МП;разница между рассчитанным МП и снятыми на 8 курсах КП покажет значение 8 на каждом курсе. При определении девиации судоводителю необходимо помнить, что при изменении курса картушка приходит в меридиан не сразу, поэтому пеленгование после изменения курса следует производить спустя 3-5 минут. Для получения значения девиации в любом районе плавания можно использовать деревянную или резиновую лодку. Взятые с лодки, изготовленной из немагнитного материала, пеленги на разных курсах будут соответствовать МП, а пеленги на те же предметы с моторной лодки, катера, яхты из этой же точки дадут КП. Применяя уже известную формулу, определяются значения 8, которые оформляются в табличной форме.

Источник

Определение направлений в море

Перевод и исправление румбов.
Зная положение истинного меридиана наблюдателя, т.е. направления на географические (истинные) полюса Земли (Nи и -Sи, мы можем определить направление на любой предмет,расположенный на земной поверхности.

Для этого надо лишь измерить угол, заключенный между нордовой частью линии истинного меридиана и линией на предмет.

Узнать величину этого угла можно с помощью компаса и пеленгатора. Но беда в том, что стрелка магнитного компаса под действием сил земного магнетизма располагается не в плоскости истинного меридиана, а в плоскости магнитного меридиана и указывает направления на магнитные полюса Земли (Nм и Sм).
Угол, заключенный между направлениями на норд истинный и норд магнитный, называется магнитным склонением и обозначается буквой d. Склонение может быть остовым и иметь знак плюс, если магнитный меридиан отклонился от истинного к востоку, и вестовым (знак минус), если отклонение к западу. Магнитное склонение — важный элемент в кораблевождении, поэтому оно указывается на морских навигационных картах.

С течением времени магнитные полюса меняют свое положение. Величина годового изменения склонения в различных точках земной поверхности колеблется от О до 0,3°. Это явление делает необходимым при расчете истинных направлений вводить поправки на указанное на карте склонение, т. е. приводить его к году плавания в данном районе моря.
Кроме действия сил земного магнетизма, на стрелку магнитного компаса влияют силы магнитного поля самого корабля, в результате чего она отклоняется от плоскости магнитного меридиана и располагается в плоскости своего компасного меридиана.
Угол, заключенный между плоскостью магнитного меридиана и плоскостью компасного меридиана, называется девиацией. Она обозначается буквой греческого алфавита d (дельта).
Если стрелка магнитного компаса отклонится к востоку от магнитного меридиана — девиация называется остовой и имеет знак плюс, если отклонится к западу — называется вестовой и имеет знак минус. Девиация магнитного компаса, зависит от курса корабля.

Для того чтобы компас стал надежным указателем направлений в море, производят компенсацию девиации, после чего определяют ее остаточное значение на восьми курсах (N, NOst, Ost, SOst, S, SW, W и NW) и рассчитывают таблицу девиации.
Алгебраическая сумма значений склонения и девиации составляет общую поправку компаса, которая обозначается символом D к. Общая поправка также может быть остовой и иметь знак плюс или вестовой, и иметь знак минус. Общую поправку компаса, склонение и девиацию связывают следующие выражения:

D к =d + d ; d = D к — d ; d = D к — d.

При расчете общей поправки компаса склонение снимают с карты и приводят к году плавания, а девиацию выбирают из таблицы девиации на компасный курс.

В практике кораблевождения приходится иметь дело с курсом корабля и пеленгом.

Курсом корабля называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и диаметральной плоскостью корабля.

Пеленгом называется угол на плоскости горизонта между нордовой частью меридиана и линией, указывающей на предмет.

Курсы и пеленги отсчитываются от нордовой части меридиана по часовой стрелке от 0 до 360° и могут иметь наименование истинных (ИК, ИП), магнитных (МК, МП) и компасных (КК, КП).

Направление, отличающееся от истинного (магнитного, компасного) пеленга на 180°, называется обратным истинным (магнитным, компасным) пеленгом и обозначается соответственно ОИП, ОМП, ОКП.

На морской карте всегда прокладываются истинные направления, а рулевому для удержания корабля на истинном курсе рассчитывается и задается компасный курс. Поэтому очень важно знать величины и знаки склонения и девиации, уметь правильно переходить от компасных направлении к истинным и обратно.
Переход от компасных направлений к истинным называется исправлением румбов, а переход от истинных направлении к компасным — переводом румбов. Для перевода и исправления румбов существуют следующие формулы:

ИК = КК + D к и КК = ИК — D к

Чтобы проложить на карте пеленги, снятые по компасу, их надо исправить обшей поправкой компаса, действующей на курсе, которым шел корабль в момент взятия пеленгов:

ИП = КП + D к ; КП = ИП — D к

Перевод и исправление румбов считается очень ответственной работой судоводителя, поэтому ее следует выполнять со всей тщательностью, небрежность и ошибка в расчете могут привести к навигационной аварии. Чтобы избежать возможных ошибок в знаках d и d при расчете по приведенным формулам, судоводителю для наглядности рекомендуется производить графическое построение.

Существует и другой способ указания направления — от линии курса корабля. Угол между диаметральной плоскостью корабля и линией, направленной на предмет, называется курсовым углом (У К). Он считывается до 180° вправо и влево от носа корабля, который в этом случае принимается за 0°.
Указывая направлении на какой-либо предмет, называют борт и число градусов, например: “Справа 30 — белая пирамида” илки“Слева 25 — плавающий предмет” и т. п.

ИП = ИК + КУ п. б. (правого борта);

ИП = ИК — КУ л. б. (левого борта).

Источник

Оцените статью