- Как разделили Каспийское море
- Как президенты пяти стран Каспийское море разделили
- Конституция Каспия: чего удалось достичь и что осталось нерешенным
- Чем богато Каспийское море
- Перспективы раздела
- 22-летний спор
- Путь к компромиссу длиной почти в 30 лет. Как поделили Каспийское море и кто от этого выиграл?
- История каспийского вопроса
- Почему каспийский вопрос решали почти 30 лет? Разбор RTVI
- Почему каспийский вопрос решали почти 30 лет? Разбор RTVI
- Итоги подписания конвенции
- Кто выиграл от раздела Каспийского моря? Обсуждение на RTVI
- Кто выиграл от раздела Каспийского моря? Обсуждение на RTVI
Как разделили Каспийское море
В минувшее воскресенье был разрублен один из самых запутанных узлов в международном праве: России, Азербайджану, Ирану, Казахстану и Туркменистану удалось наконец договориться о том, как поделить Каспийское море, чтобы никому не было обидно.
Море или озеро?
Не прогуливавшим в свое время школьные уроки географии должны быть известны по крайней мере два важных факта о Каспийском море. Первый — это то, что в Каспий впадает Волга. И второй: ученые до сих пор не разобрались, море это или все же большое — самое большое на Земле — озеро.
Последняя проблема, как оказалось, не только научная, но и геополитическая. И она вроде бы наконец начала разрешаться.
После распада СССР на Каспии вместо двух государств в одночасье образовалось пять. И каждая прикаспийская страна, естественно, стала претендовать на свой кусок пирога, то бишь дна и акватории спорного водоема. Богатого как биоресурсами, так и залежами углеводородов.
Договориться не удавалось более двадцати лет. За это время Иран уже успел рассориться из-за газовых месторождений с Азербайджаном, в результате чего едва не вспыхнул вооруженный конфликт, Азербайджан параллельно спорил с Туркменистаном — опять-таки из-за ряда месторождений.
Россию при этом волновали планы Туркмении и Азербайджана проложить по морскому дну Транскаспийский газопровод в сторону Европы, который стал бы конкурентом российским «трубам». Наконец, появились слухи, якобы Казахстан рассматривает возможность предоставления своих портов США и странам НАТО для транзита грузов в Афганистан: вот только НАТО на южных рубежах нем не хватало!
И договориться, в общем-то, мешала старая географическая дилемма: Каспий — это море или все-таки озеро?
Вопрос не праздный вот почему. Дело в том, что определение границ на морях и озерах принципиально различается.
Озера делятся между прибрежными государствами поровну. То есть при таком подходе каждая из пяти стран претендовала бы на 20 % Каспия, а линии разграничения, по сути, являлись бы госграницами государств. Есть в этом что-то от нарезки пиццы или пирога.
Если же Каспийское море — это все же море, то и делиться оно должно согласно Морской конвенции (Конвенции ООН по морскому праву 1982 года). Согласно ей морское пространство разделяется на внутренние воды, территориальное море, прилежащие зоны и прочие части со сложной системой функционирования каждой из зон.
На «озерном» статусе Каспия настаивал Иран, власти которого заявляли, что по Морской конвенции им от водоема оставалось всего ничего. Впрочем, остальные стороны и Морскую конвенцию применять на Каспии не очень стремились, а в итоге пришли-таки к компромиссу. Все гениальное просто: Каспий — не море и не озеро, и к нему можно применить особые правовые условия.
Компромисс
Согласно Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, подписанной 12 августа в казахском Актау лидерами России, Азербайджана, Ирана, Казахстана и Туркменистана, каждому государству достается 15 морских миль территориальных вод (именно здесь пролегает госграница) и плюсом к ним — еще 10 миль рыболовных зон с исключительным правом на промысел.
Остальное водное пространство остается общим, но, в отличие от положений конвенции ООН, на Каспии запрещается присутствие вооруженных сил третьих стран. Все вопросы безопасности на море должны решаться исключительно силами пяти государств-подписантов.
Впрочем, несмотря на восторги политологов, увидевших в подписании конвенции чуть ли не революционный прорыв, многие увидели в документе и узкие места.
В частности, если акваторию удалось поделить довольно четко, то вопрос о размежевании дна Каспийского моря, как следует из текста конвенции, размещенного на сайте Кремля, осуществляется «по договоренности сопредельных и противолежащих государств с учетом общепризнанных принципов и норм международного права».
Иными словами, все, кто хочет разрабатывать недра Каспия на предмет добычи углеводородов (а хотят все), должны делить дно отдельно, садясь за стол переговоров друг с другом.
Впрочем, для России этот момент как раз менее принципиален, чем для тех же Азербайджана, Ирана и Туркменистана. А вот что для России действительно важно, так это договоренность о безопасности, благодаря которой в регионе не удастся закрепиться военным силам США и НАТО. Здесь интересы Москвы совпали с интересами Тегерана.
Выгоды и вызовы
Даже иностранные СМИ признают, что выигрыш России от подписания конвенции больше имиджевый и политический, нежели экономический.
Но в сложившейся в мире обстановке он более важен.
Москва еще раз подтвердила свою важную дипломатическую роль в регионе, продемонстрировав способность сажать за стол переговоров и приводить к договоренности кого угодно, умение выводить ситуацию из тупика. И это вопреки той кровожадной маске, которую пытаются нацепить на нашу страну западные партнеры.
Что не менее важно: нынешняя победа дипломатии не должна затмить собой еще одну важную проблему — экологическую. Прекрасно, если на Каспии появятся четкие границы, но они никак не отменяют необходимость совместной работы по сохранению биоресурсов, защите окружающей среды.
Например, экологи задаются вопросом: как проводить границы по Каспию в случае, если будет снижаться уровень воды?
И здесь от государств Каспийского бассейна понадобится уже не просто политическая воля — потребуются конкретные меры по сохранению того единого целого, которое в свое время так успешно удалось разделить.
Источник
Как президенты пяти стран Каспийское море разделили
12 августа лидеры пяти стран-соседей по Каспийскому морю поставили точку в 22-летнем каспийском споре, подписав Конвенцию о правовом статусе Каспийского моря. Ее называют Конституцией Каспия.
Это стало прорывом в затянувшихся переговорах соседей по Каспию. Но работа на этом не закончена. Конвенцию нужно ратифицировать в парламентах. А в дополнительных соглашениях проработать окончательное разграничение акватории и недр.
Текст Конвенции занимает 18 страниц. С ним можно ознакомиться по ссылке. Зарубежные эксперты назвали ее подписание «ударом по Вашингтону» и «укреплением позиций России».
«Страна» разбиралась, почему пять стран спорят уже 22 года, о чем удалось договориться в Актау, о чем не удалось, и что меняет договор о разделе Каспия.
Конституция Каспия: чего удалось достичь и что осталось нерешенным
Пользование водной поверхностью
Акваторию разделят на три зоны: внутренние воды, рыболовные зоны и общие воды. Внутренние воды будут считаться внешней границей государства, их ширина может быть 15 миль. Рыболовные зоны каждого государства — это еще плюс 10 миль. Остальная территория — общие воды.
Ни озеро, ни море
Участники Конвенции пришли к соглашению, что у водоема будет особый правовой статус, поскольку его нельзя считать ни озером, ни морем. Крупнейший в мире замкнутый водоем не считается озером из-за размера и состава воды, а морем — из-за отсутствия выхода в мировой океан. В Актау решили, что в отношении Каспия не действует Конвенция ООН по морскому праву и принципы в отношении трансграничных озер.
Военное присутствие
В Каспийском море не смогут находиться вооруженные силы третьих стран. При этом, очевидно, допускается создание военных баз для ведения военных действий против некаспийских государств.
Глава Ирана Хасан Роухани дал понять в Астане, что надеялся на более жесткие положения, вплоть до того, чтобы по Каспию не перемещались военные грузы некаспийских стран. Видимо, речь идет о пунктах пропуска в портах Актау и Курык в Казахстане, через которые американцы переправляют в Афганистан нелетальные военные грузы.
Дно и недра не разделили
Конвенция не решила острый вопрос разделения дна по которому пролегает нефтегазоносный бассейн. Отмечается, что страны будут решать вопрос по общей договоренности.
Формально Конституция Каспия дает право прокладывать каждому из пяти государств трубопроводы и кабели. Для этого нужно получить добро стороны, через сектор которой они пройдут. Но другие соседи должны дать экологическое одобрение.
Туркменский газ в Европе
С подписание Конвенции открывается перспектива поставки газа из Туркменистана в Европу. Это произойдет, если будет воплощен в жизнь проект строительства Транскаспийского газопровода. Газ из Туркменистана может выйти на европейский рынок через Азербайджан и Турцию, что в свою очередь укрепит положение Анкары.
Такой проект поддерживают в США и Европе, поскольку туркменский газ может стать альтернативой российскому. С одной стороны Конвенция устранила главное препятствие для строительства такого трубопровода — неурегулированный статус Каспия. С другой стороны, у России и Ирана появился инструмент, который может задержать строительство — для реализации проекта необходимо получить согласие всех прибрежных стран и протокол оценки воздействия проектов на окружающую среду. На сегодня туркменский газ в основном поставляется в Китай.
Дополнительные соглашения
Наряду с Конвенцией в Актау подписали ряд соглашений о сотрудничестве: по борьбе с терроризмом, организованной преступностью, предотвращении инцидентов в Каспийском море.
Также стороны договорились о взаимодействии пограничных ведомств, торгово-экономическом и транспортном сотрудничестве.
Чем богато Каспийское море
Нефть и газ. В Каспийском море залегают до 50 миллиардов баррелей нефти и до 9 триллионов кубометров природного газа.
Полезные ископаемые. Кроме нефти и газа на шельфе добывают соль, глину, камень, песок и известняк.
Судоходство. Море имеет выход в Азовское море через Волгу, Дон и Волго-Донской канал. Азербайджан, Россию и Казахстан соединяют паромные переправы.
Рыболовство. Более 90% осетровых в мире вылавливают в Каспийском море. Его воды также богаты килькой, лещом, судаком и сазаном.
Рекреация. В прибрежных зонах Каспия находится множество зон отдыха с лечебными грязями, минеральными водами.
Перспективы раздела
Иностранные СМИ после подписании Конвенции отметили, что соглашение в Актау будет способствовать укреплению контроля России в регионе, а также откроет путь для крупных энергетических проектов.
Guardian пишет, что соглашение было крайне важным для Ирана, особенно в свете санкций США. После безуспешных попыток наладить торговое и дипломатическое сотрудничество с Европой Тегеран был вынужден обратиться к России и Китаю, чтобы стимулировать экономику.
Как отмечает Financial Times, сделка о разделе Каспийского моря обязывает Россию углубить сотрудничество с Ираном и подтверждает превосходство РФ, в том числе военное, в каспийском регионе.
По мнению Daily Express, подписание Конвенции связно с обещаниями Дональда Трампа ввести ограничения в энергетической сфере Тегерана в попытке добиться сокращения продажи нефти этой страной.
Турецкое издание Yeni Safak назвало договор сильным ударом по США на Каспии и ответом на агрессивную политику Трампа, поскольку документ предусматривает присутствие в регионе военных сил только тех стран, которые омывают воды Каспийского моря.
22-летний спор
Раньше статус Каспия регулировали советско-иранские договоры 1921 и 1940 годов. Море находилось в общем пользовании, вопросы о праве на пользование недрами и военном присутствии не поднимались.
После распада СССР Россия, Азербайджан, Туркменистан, Казахстан и Иран стали выяснять правовой статус водного объекта. Переговоры начались в 1992 году. Работать над Конвенцией стали с 1996-го.
Россия и Казастан считали, что дно нужно разделить на секторы по странам, а акваторию оставить общей. В Азербайджане предлагали разделить на национальные сектора и недра, и акваторию. Позже позиция страны стала сближаться с предложениями Млсквы и Астаны. В Туркменистане не присоединись к позиции соседей из-за спора с Баку по поводу принадлежности месторождения «Кяпаз». Иран предлагал поделить Каспийское море на пять равных секторов — по 20% каждому государству.
Первый саммит лидеров прикаспийских государств в Ашхабаде (2002 год) закончился безрезультатно. В 2007 году в Тегеране лидеры пяти стран подписали декларацию, в которой были положения о суверенном праве всех государств на море и ресурсы и непредоставлении территории для агрессии против соседей по Каспию. После этого последовали встречи в Баку (2010 год) и в Астрахани (2014 год).
Проект Конвенции был согласован на совещании глав МИД прикаспийских государств в Москве в прошлом году.
Источник
Путь к компромиссу длиной почти в 30 лет. Как поделили Каспийское море и кто от этого выиграл?
История каспийского вопроса
Необходимость договориться о разделе Каспийского моря возникла почти 30 лет назад — после распада Советского союза. Между СССР и Ираном существовал документ, который регулировал акваторию, но с появлением на карте мира новых республик ситуация изменилась. Работа над конвенцией шла с 1996 года, а завершилась только в 2018 году.
В том, почему прикаспийские страны так долго не могли договориться и к какому компромиссу пришли в итоге, разобрался корреспондент RTVI Андрей Ежов.
Почему каспийский вопрос решали почти 30 лет? Разбор RTVI
Почему каспийский вопрос решали почти 30 лет? Разбор RTVI
Каспийское — оно всё же море, или озеро? Неопределенность статуса во многом и породила непонимание между пятью прикаспийскими странами. Как делить? На какие международные нормы опираться?
До 1991 года этого вопроса попросту не было: акватория находилась в совместном советско-иранском пользовании. Распад Советского Союза породил три новых государства. И споры о том, как делить акваторию, продолжались больше двадцати лет. Собиралась рабочая группа, встречались министры иностранных дел, этой теме посвятили четыре президентских саммита. И вот, наконец, пятый, который накануне прошел в Казахстане, вроде бы привел стороны к общему решению.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Использовать, надо сказать, есть что: Каспийское море обладает довольно внушительными запасами нефти и газа. Месторождения, по приблизительным подсчетам американских экспертов, насчитывают до 6,5 млрд тонн углеводородов. На своих участках прикаспийские государства уже давно добывают сырье, и у России здесь не самая внушительная доля нефти и газа.
Больше всего ресурсов у Казахстана. На втором месте — Азербайджан, и лишь потом Россия с 200 млн тонн нефти.
Отдельный вопрос — военное присутствие на Каспии. Здесь пятёрка стран договорилась: никакого иностранного присутствия в акватории быть не может.
Cannot find ‘template.blocks.quote’ template with page »
Хоть Каспий — никакое не море, а озеро, участники саммита поделили его по морским принципам. Каждое из пяти государств теперь имеет участок территориальных вод шириной в 15 миль, эта же отметка и есть госграница. Также у стран появятся исключительная хозяйственная или рыболовная зона — это 10 морских миль от берега. В своем секторе каждое государство обладает исключительным правом на промысел. Но эксперты говорят: для крупных игроков «прикаспийской пятёрки» главное не рыба, и даже не нефть.
Аркадий Дубнов, независимый эксперт по Центральной Азии: «Для России, в первую очередь, было важно сохранить тот статус-кво, который был у нее на Каспии с тех пор, как распался Советский Союз и это море было советско-иранским. То есть Россия продолжала контролировать главным образом военную деятельность на Каспии за счет каспийской военной флотилии. Равно как и Ирану, России было выгодно утвердить положение, согласно которому иностранное военное присутствие не допускается на Каспии. Имеются в виду Соединённые Штаты и страны НАТО».
Едва ли не главным положением подписанной Конвенции наблюдатели называют то, что стороны смогут прокладывать подводные кабели и трубопроводы по дну моря, не получая на это одобрение всей пятерки стран. Отныне конфликты между соседями будут предметом двусторонних договоренностей: в зависимости от того, в чьих водах пролегает тот или иной кабель или трубопровод.
Итоги подписания конвенции
Как следствие каспийских договоренностей, теперь Туркмения сможет поставлять газ в Европу. О том, кто выиграл, а кто проиграл в результате подписания конвенции по Каспийскому морю, в эфире RTVI поговорили с политологом Дмитрием Журавлевым и независимым экспертом по Центральной Азии Аркадием Дубновым.
Кто выиграл от раздела Каспийского моря? Обсуждение на RTVI
Кто выиграл от раздела Каспийского моря? Обсуждение на RTVI
Тихон Дзядко: Приветствую вас!
Аркадий Дубнов: Здравствуйте.
Дмитрий Журавлёв: Добрый день.
Т.Д.: Как вам кажется, кто выиграл, а кто проиграл от этой конвенции в том виде, в котором она была подписана, Аркадий?
А.Д.: Я бы охарактеризовал общую победу, типа win-win — победили-победили, потому что особенно проигравших не было. Поскольку на кону стояли спектры разных интересов и нужно было оценить доминанту, что важнее в данный момент для той или иной стороны. Главные интересы удовлетворены.
Для России в первую очередь было важно сохранить тот статус-кво, который у нее был на Каспии с тех пор, как распался Советский Союз, когда это море было советско-иранским. Россия продолжала контролировать военную деятельность на Каспии за счет Каспийской военной флотилии. Она сейчас весьма мощная, модернизированная, о чем мы помним благодаря событиям 2015 года, когда осуществлялась ракетная стрельба по целям в Сирии с Каспийской флотилии. Кроме того, равно как и Ирану, России было выгодно утвердить положение, согласно которому иностранное военное присутствие не допускается на Каспии. Имеются в виду США и страны НАТО. Россия не перестала настаивать на своем праве на прокладку газопроводов из Туркмении в Европу через Азербайджан и Турцию. Сегодня это не так актуально, исходя из экономической конъюнктуры на газ в Европе.
Т.Д.: Если позволите, я бы хотел услышать мнение Дмитрия Журавлёва. Вы согласитесь, что это ситуация win-win, то есть все должны быть довольны?
Д.Ж.: Это выгодно для всех участников данной конвенции, потому что возник правовой статус. Принципиально мало что меняется, но реальная ситуация вводится в правовые рамки. Формально признав Каспий морем, а не озером, если мы признаем его озером, то он делится в равных долях между всеми, кто на берегу. Если признаем его морем, то каждая страна получает тот сегмент моря, который отходит от его берегов треугольником. Признав Каспий морем, а не озером, больше всего от этого выиграли Казахстан и Россия, вроде бы, меньше всего выиграл Иран, у которого самое маленькое побережье. Дело в том, что для Ирана сегодня добрые отношения с каспийскими странами и недопущение в Каспий чужих военных судов гораздо важнее, чем формальное владение каким-то сегментом воды или дна. Там много богатств, но это уже вторично для Ирана, для него важнее именно наличие правового статуса и единство каспийских стран в решении вопросов Каспия.
Т.Д.: Если вернуться к теме прокладки трубопроводов, не является ли это для Москвы не ситуацией win, а ситуацией поражения? Теперь туркменский газ пойдет в Европу и возобновятся разговоры о том, чтобы Европа слезала с газовой иглы и прочее.
А.Д.: Я бы хотел сначала поправить коллегу Журавлёва. Согласно конвенции, Каспий признается ни морем, ни озером. Это совершенно парадоксальная ситуация, беспрецедентная юридическая новелла для подобного рода случаев. Почему Каспий утвержден не морем? Для того, чтобы не было возможности у какой-либо страны применять конвенцию ООН по морскому праву, которая была бы понятна кому-то и неполезна еще кому-то.
Возвращаясь к вашему вопросу, сегодня экономические интересы, связанные с прокладкой газопровода из Туркмении в Европу, не так актуальны, как это было в начале 2000-х годов. Они были актуальны, с точки зрения интересов России, которая не хотела создавать конкуренцию «Газпрому» в Европе за счет каспийского газа. Я думаю, что в Москве все-таки вспомнили довольно негативный опыт противостояния участия того же «Лукойла», который имел значительные интересы на Каспий, когда Кремль запретил ему участвовать в нефтепроводе Баку-Тбилиси-Джейхан. Я лично считаю, что это было не позитивным решением, Россия потеряла его.
Т.Д.: А почему это сегодня неактуально, как вы говорите?
А.Д.: На мой взгляд, сегодня геополитические интересы России гораздо больше для нее важны в условиях нового витка противостояния США. России важнее сегодня использовать рычаги своего влияния на страны Центральной Азии, в том числе Казахстан, Туркмению, Азербайджан, чтобы не дать им возможность вступить в тесное военно-политическое сотрудничество с Соединенными Штатами. Кроме того, я полагаю, что сегодня конъюнктура газового рынка в Европе несколько изменилась. Каспийский газ вряд ли составляет такую серьезную конкуренцию российскому «Газпрому», если вспомнить и сланцевый газ, в первую очередь американский, и Nord Stream 2, и так далее.
Т.Д.: Согласитесь, Дмитрий, что разговоры о том, что теперь монополия российского газа в Европе под угрозой? Что этот разговор несостоятелен?
Д.Ж.: Вы знаете, если вы начинаете рыть котлован под гостиницу, это не значит, что монополия другой гостиницы нарушена. Речь идет о котловане, никакого газопровода еще нет. Когда он будет, не до конца понятно, как и куда это все пойдет дальше. Там все непросто. Ведь Азербайджан не имеет выхода к Средиземному морю, грубо говоря. Значит, нужно будет либо создавать, либо расширять какие-то дополнительные пути дальнейшей транспортировки.
Я полностью согласен с коллегой: сейчас геополитика оказалась важнее газа. Дело в том, что в фокусе газа вся эта история — далеко-далеко будущее, которое то ли случится, то ли не случится. Ситуация с морем и подписанием конвенции означает то, что если многие противоречия не будут сняты, то будут смягчены.
Насчет удара по монополии, здесь, скорее, строительство новых фабрик по разжижению газа в Испании и во Франции будут гораздо большим ударом по монополии, чем последующее строительство газопровода по дну Каспийского моря.
Т.Д.: Тот факт, что 22 года не удавалось согласовать этот документ, а теперь это все завершилось и все пять президентов поставили подписи под конвенцией. Это можно связать с той самой непростой геополитической ситуацией и тем, что мы видим формирование еще одного негласного блока?
А.Д.: На мой взгляд, подписание Россией этой конвенции, которая утверждает суверенные права новых каспийский государств, субъектов международного права, продолжает процесс распада Советского Союза. Появились признанные Россией суверены. Сегодня Владимир Владимирович Путин не сможет сказать, что распад СССР был геополитической катастрофой. Он сегодня поставил подпись под документом, который продолжает процесс его распада.
Т.Д.: Мы можем утверждать, что на наших глазах сейчас в ситуации противостояния России с Западом, с Соединенными Штатами происходит формирование негласного блока прикаспийских государств?
А.Д.: Ни в коем случае. Я думаю, что никакого блока не получится и все попытки создать такой блок невозможны и несоразмерны.
Т.Д.: Дмитрий Журавлёв?
Д.Ж.: Я не до конца соглашусь с коллегой. Я согласен, что это точно не блок, но геополитические проблемы из-за противостояния с Западом позволяют мягче не только России, но и Азербайджану, Казахстану, Ирану смотреть на противоречия, которые существовали на Каспии, которые 22 года никак не могли разрешить. Знаете, решить проблему с натертой ногой очень легко, если есть опасность потерять ее целиком. Сейчас примерно такая же ситуация. Те сложности и проблемы, которые не позволяли столько лет подписать конвенцию, оказались небольшими по отношению к проблемам гораздо большего масштаба, которые стоят перед этими странами на мировой арене.
Насчет распада СССР, я думаю, что распад Союза уже произошел. Конечно, усиливается суверенизация новых стран. Они становятся все более самостоятельными, но это естественный процесс, здесь ничего не изменишь. Каждая из этих стран, бывших советских республик, про Иран не говорю, для нее сейчас очень важно подчеркнуть свой суверенитет. Для них это ценность номер один. При этом договор заключен, поэтому сказать, что это шаг к продолжению распада я не могу. Скорее, это шаг к увеличению суверенности каждой страны.
Т.Д.: Благодарю вас обоих. На прямой связи с московской студией RTVI были политолог Дмитрий Журавлёв и независимый эксперт по Центральной Азии Аркадий Дубнов. Мы говорили о подписании Конвенции о статусе Каспийского моря. Напомню, эта конвенция была подписана пятью странами: Россией, Ираном, Туркменистаном, Казахстаном, Азербайджаном. 22 года не могли согласовать этот документ, но в эти выходные это произошло.
Источник