- Охотское море: ресурсы, описание, географическое расположение
- Краткое описание Охотского моря
- Гидроним
- Значение Охотского моря для России
- Промышленность
- Острова
- Заливы
- Проливы
- Дно и береговая линия
- Водообмен
- Гидрологическая характеристика
- Особенности климата
- Охотское море: ресурсы
- Экологические проблемы
- Путь от Урала до Охотского моря:
Охотское море: ресурсы, описание, географическое расположение
Охотское море, ресурсы которого имеют большое значение для государств, – одно из самых крупных морей, относящихся к бассейну Тихого океана. Располагается у берегов Азии. Отделяется оно от океана полуостровом Камчатка и островами – Хоккайдо, восточным берегом Сахалина и цепью Курильских земель.
Стоит заметить, что данное море считается самым холодным, из всех расположенных на Дальнем Востоке. Даже летом температура над ним не превышает 18 градусов с южной стороны, а на северо-востоке термометры показывают 10 градусов – это максимальный показатель.
Краткое описание Охотского моря
Оно холодное и могучее. Охотское море омывает берега Японии и России. По своим очертаниям водоём напоминает обычную трапецию. Вытягивается море с юго-запада на северо-восток. Длина в максимальных пределах составляет 2,463 км, а максимальная ширина – 1,500 км. Береговая линия протяжённостью более 10 000 км. Глубина Охотского моря (показатель максимальной впадины) составляет почти 4 000 км. Тип водоёма, примыкающего к окраине материка, – смешанный.
Вулканическая деятельность распространяется как на поверхность, так и на дно моря. Когда под водой происходит сейсмическое движение или взрыв подводного вулкана, это может вызывать огромные волны-цунами.
Гидроним
Своё название Охотское море, ресурсы которого используются в народнохозяйственных сферах двух стран (России и Японии), получило от названия реки Охота. По официальным источникам ранее оно величалось Ламским и Камчатским. В Японии долгое время море носило название «Северное». Но из-за путаницы с другим одноимённым водоёмом, гидроним адаптировали и сейчас море называется Охотским.
Значение Охотского моря для России
Переоценить его нельзя. С 2014 года Охотское море относится к внутренним водам Российской Федерации. Государство в полной мере использует его ресурсы. Прежде всего, оно является главным поставщиком лососевых видов рыб. Это кета, нерка, чавыча и другие представители семейства. Здесь организована добыча икры, которая ценится достаточно высоко. Не зря Россия считается одним из масштабных поставщиков этого продукта.
Проблемы Охотского моря, впрочем, как и других водоёмов, привели к значительному снижению популяций. Именно по этому государству пришлось ограничить вылов рыбы. И это касается не только семейства лососевых, но и других видов, таких как сельдь, камбала, треска.
Промышленность
Россия достигла больших результатов в развитии промышленности на берегах Охотского моря. Прежде всего, это судоремонтные предприятия и, конечно же, рыбообрабатывающие фабрики. Эти две сферы были модернизированы в 90-х годах и в настоящее время имеют большое значение для экономического развития государства. В наши дни здесь появилось много коммерческих предприятий.
Также достаточно хорошо развивается промышленность на о. Сахалин. Ранее, в царские времена, его воспринимали негативно, так как он служил местом для ссылок неугодных правлению людей. Сейчас же картина изменилась в корне. Промышленность процветает, люди сами стремятся приехать сюда, для того чтобы заработать большие деньги.
Камчатские предприятия по обработке морепродуктов вышли на мировой рынок. Их продукция высоко оценивается за рубежом. Она соответствует стандартам и является достаточно популярной во многих странах.
Благодаря нефтегазовым месторождениям, Россия является монополистом в этой сфере. Нет ни одного государства, которое могло б поставлять такие же объёмы нефти и газа в Европу. Именно поэтому в данные предприятия вкладывается много денег из державной казны.
Острова
В Охотском море немного островов, самый крупный из них – Сахалин. Его береговая линия неоднородная: на северо-востоке наблюдается низменность, юго-восток немного приподнят над уровнем моря, на западе находится отмель.
Особую заинтересованность вызывают Курильские острова. По своим размерам они небольшие, крупных насчитывается около 30, но есть и поменьше. Все вместе они образуют собой сейсмический пояс – самый большой на планете. На Курильских островах расположено около 100 вулканов. Причём 30 из них действующие: они могут постоянно «волновать» Охотское море.
Ресурсы Шантарских островов – морские котики. Здесь наблюдается самое большое скопление этого вида. Однако в последнее время их добычу регламентировали, дабы избежать полного истребления.
Заливы
Береговая линия водоёма изрезана слабо, хотя и имеет большую протяжённость. Заливов и бухт в этой местности практически нет. Бассейн Охотского моря разделён на три котловины: Курильскую, ТИНРО и впадину Дерюгина.
Самые крупные заливы: Сахалинский, Тугурский, Шелихова и др. Также здесь есть несколько губ – глубоко врезающихся в сушу морских заливов, что образуют впадину крупных рек. Среди них выделяются Пенжинская, Гижигинская, Удская, Тауйская. Благодаря заливам происходит также водообмен в морях. А на данный момент учёные называют этот вопрос достаточно проблематичным.
Проливы
Они являются частью Охотского бассейна. Это тот важный элемент, который соединяет водоём с Японским морем, а также с Тихим океаном. Кроме того, наблюдаются низкие и мелководные проливы: Лаперуза и Невельского. Они не играют особой роли, так как достаточно небольшие. А вот проливы Крузенштерна и Буссоль отличаются большой площадью, при этом их максимальная глубина достигает 500 метров. Во многом именно они регулируют солёность Охотского моря.
Дно и береговая линия
Глубины Охотского моря неоднообразны. Со стороны Сахалина и материка, дно представлено отмелью – продолжением азиатской части материка. Его ширина приблизительно 100 км. Остальное дно (около 70%) представлено материковым склоном. Близ Курильских островов, рядом с о. Итуруп находится больная впадина. В этом месте глубина Охотского моря достигает 2 500 метров. На дне водоёма выделяют два крупных возвышающихся участка рельефа с довольно оригинальными названиями: возвышенность Института океанологии и Академия наук СССР.
Береговая линия Охотского моря относится к разным геоморфологическим формам. Большая их часть – высокие и обрывистые склоны. Лишь западная территория Камчатки и восток о. Сахалина имеют низменный характер. А вот северное побережье является значительно изрезанным.
Водообмен
Материковый сток вод невелик. Это происходит по той причине, что все реки, впадающие в Охотское море, не отличаются полноводностью, и значимой роли играть не могут. Наиболее важной является р. Амур, именно на неё припадает большая половина общего показателя стоков. Есть и другие относительно крупные реки. Это Охота, Уда, Большая, Пенжина.
Гидрологическая характеристика
Водоём полностью не замерзает, так как солёность Охотского моря достаточно высока. Составляет 32-34 промилле. Она снижается ближе к берегу, достигая отметки в 30 ‰, а в промежуточном слое – 34 ‰.
Большая часть территории зимой покрыта плавучими льдами. Максимально низкая температура вод в холодное время года колеблется от -1 до +2 градусов. Летом морские глубины прогреваются до 10-18ºC.
Интересный факт: на глубине 100 метров находится промежуточный слой воды, температура которого не меняется в течение года и составляет 1,7°C ниже нуля.
Особенности климата
Охотское море расположено в умеренных широтах. Этот факт оказывает большое влияние на материковую часть, обеспечивая муссонный климат. В холодную часть года на территории водоёма господствует Алеутский минимум. Он в значительной степени влияет на северные ветра, вызывающие штормовые бури, которые продолжаются всю зиму.
В тёплое время года с материка приходят слабые юго-восточные ветры. Благодаря им в значительной степени повышается температура воздуха. Однако вместе с ними приходят и циклоны, которые впоследствии могут образовать тайфуны. Длительность такого тайфуна может составлять от 5 до 8 дней.
Охотское море: ресурсы
О них пойдёт речь дальше. Известно, что природные ресурсы Охотского моря ещё слабо разведаны. Наибольшую ценность представляет шельф моря со своими углеводородными запасами. В наши дни открыто 7 месторождений нефти на Сахалине, Камчатке, в Хабаровском крае и Магаданском административном центре. Разрабатывать эти месторождения начали ещё в 70-х годах. Однако, помимо нефти, главное богатство Охотского моря – флора и фауна. Они отличаются огромным разнообразием. Потому здесь значительно развит промысел. В Охотском море водятся наиболее ценные виды лососевых рыб. В глубинах добывают кальмаров, а по вылову крабов водоём находится на первом месте в мире. Последнее время условия добычи стали более строгими и суровыми. И на вылов некоторых рыб ввели ограничения.
В северных водах моря обитают морские котики, киты, тюлени. Ловля этих представителей животного мира строго запрещена. В последние время набирает популярности промысел – ловля морских ежей и моллюсков. Из растительного мира значение имеют разные виды морских водорослей. Говоря об использование моря, стоит заметить его важность в транспортной сфере. Она является приоритетной. Тут проложены важные морские торговые пути, которые соединяют крупные города Корсаков (Сахалин), Магадан, Охотск и другие.
Экологические проблемы
Охотское море, как и другие воды Мирового океана, страдает от деятельности человека. Тут зафиксированы экологические проблемы в виде стока продуктов нефтепереработки и остатков газовых соединений. Также достаточно проблематичными являются отходы промышленных и бытовых предприятий.
Загрязняться прибрежная зона начала со времён разработки первых шельфовых месторождений, однако до конца 80-х годов не имела таких масштабных размеров. Сейчас же антропогенная деятельность человека достигла критической точки и требует незамедлительного разрешения. Наибольшая концентрация отходов и загрязнений сосредоточена у берегов Сахалина. В основном это связано с богатыми месторождениями нефти.
Источник
Путь от Урала до Охотского моря:
п. Тура — Тобол и Иртыш — Обь — Кеть — г. Енисейск. Соедин волоком Кеть и Енисей. — Илин, Братск — Усть-Илимск, волоком соедин усть Кут — р. Кута — Лена — Алдан — р. Мая — Юдона — Охотск — Охотское море.
Рассматривался такой путь в 3-х гг. 20 века. Протяженность около 80 тыс. км.
Волгодонский канал. Искуственно закачивается вода. Соединяет Север и Юг.
Стоит вопрос о шлюзовых спорах.
Общая протяженность водных путей ок. 100 тыс. км, эксплуатируется ок. 80 тыс. км.
110 водоходных шлюзов
130-140 млн. т грузов, 20-25 млн человек.
Проектная глубина — 40м, глубина каналов — 36 м. Препятствия каналов в виде мостов.
Едина Глубоководная Система (ЕГС) входит в ВОлгу, Каму, Европ. реки, образуют участки, кот гарантируют кругогодичную глубину канала в 4 м.
Бас. Волги (1 место по груообороту)
Обь-Иртыш (2 место)
Порты могут находится как в госуд, так и в частной собственности, точнее причалы.
Судоходность зависит от времени года: 3-5 мес
Особенности речного транспорта
Большая часть рек находится в суровом малонаселенном месте, поэтому мало используются порты из-за чего падает из загрузка
Основные течения большинства рек не совпадают с географией грузопотоков.
Мало крупных современных каналов, гидросистем
Речн. транспорт специализ на перевозках строит материалов (3/4 перевозок) в РФ
Волго-Камск до Самары — самый напряженный участок
Специфическая роль у Сибирских рек — они являются осовными при перевозке вродукот метан, лесн техники, лесосплав
Виды транспорта речного:
Теплоход ВолгоДон — грузовое судно, плавает заграницу
Российские каналы имеют большое значение в транспортных перевозках
Необходима модернизация в структуре, укрепление берегов, нехватка специальных судов.
Международный проект, который должен развить каналы -» Большое Европейское Кольцо»
Средн расстоян 1 т груза — 200 км.
Недостаток: ледостав на Волге (от 140дней), Сибирь (200-240 дней)
Волго-Донской канал > 500т. груза. Перевозятся в основном нефтепродукты, Ме
Структура грузопотока торговли речного транспорта:
Структура внутренних перевозок речного транспорта:
Добыча — 40% (песок) Нефть,н продукты, лес, уголь
Характеристика речных портов:
С-Зап: Клининградский — круглый год глубина 4м.
Новгород (Волхов) — 190 суток — продолжительность навигации, глубина 6м, песок строит мат,щебень
Свирь — 220-230 суток навигации
Псков (р. Великая) — 170 суток, 1.5 м глубины
СПБ — круглый год, глубина 4.1 м
Север Архангельск — 185 суток, гл — 3.95 м
Сысола,Вычегда — 175 суток, гл 1.8 м
Волга (Астрахань) — 269 суток, глубина — 4.6м
Волгоград — 246 суток, глубина — до 4м
Самара 215 суток/3.8 м
Череповец — 190 суток/4м
Азов (Дон) Круглогодичн/4м
Ростов-на-Дону = 274 дня/3.6м
Нижневартовск 165 суток/2.8м
Ханты-М — 160 суток/3м
Енисейский Порт Байкал — 180 суток, р. Ангара
р.Кут — 150 суток/1.8м
Якутск — 175 суток
Хабавроска = 185 суток/4.5м
В РФ около 138 действующих речных портов
Судостроение и направления в изучении структуры морского транспорта
Структура исследуется по 3м путям:
1) География Морских путей — пространств дифференциация транспортных коммуникаций по степени их использования, по природным и навигационным особенностям, взаимное размещение и сочетание океанов и морей, формы из концентрации, типология морских путей и береговых линий; развитие искусствен водных путей, размещение на берегах и водах различных средств с оборудования, зона их действия.
2) География Судоходства — Все виды морских сообщений: транспортные связи, перемещение грузов и пассажиров. Можно классифицировать по: Пространству (трансокеанские, морские, межбассейновые, внутребассейновые. Малые недостаток — перевозка м\у морями одного/неск государств в 1м бассейне. По видам плавания и нац. принадлежности; По взаимодейств с другими видами транспорта
Виды морских перевозок:
По типам грузов
По типам пассажирских судов
По стоянию (не понятно)
Анализ транспорт. грузов массовых — зерно, уголь, руда. — главная задача. (?)
3)География Морских портов. В мире около 2млн. портов. на 75% на страны побережья Атлантического океана, из которых половина — Европейская часть.
Различия в местоположении
Интерланд — территория, с кот. стягиваются распределен. грузы по определенному порту с использованием наземного транспорта. Сюда относят и порт.
Форланд — Комплекс морских и наземных связей независимо от дальности морских сообщений
Системы зависят от перевозимых грузов, емкости складов.
Экспортный груз: Ме, лесная продукция
Фидерные линии — линии переправки между портами на небольших расстояниях (для накопления в крупных портах например)
Отличия портов. Порт-промышленный пункт; вокруг него строятся перерабат. заводы, это крупные промышленные предприятия.
Строительство Главная проблема ранее — отсутствие финансирования на судостроение.
В последнее время го-во начало выделять деньги. Также много устаревшего оборудования, низкая квалификация рабочей силы. Сегодня данные проблемы решаются.
Историческая справка.История м. транспорта насчитывает 6 тыс. лет. Использовалось изобретение паруса. Торговля морская — пираты — вооруженные конвои — изобретение в Европе линкоров.
Далее развитие военного судостроения (авианосцы, крейсеры), Появлялись танкеры.
Российское судостроения развивалось постепенно. С Приходом Петра 1 — новая политика, созд. военно-морского флота. В Архангельске была заложена первая верфь.
Основа судостроения была: Корпуса в Севастополе и Николаевском, а механизмы привозились из заграницы.
В 2006г. РФ занимала 16 место по судостроению. Около 60 предприятий занималось судостроением и ремонтом.
Территориальное размещение (4 района)
Сев-Зап. СПБ — ЦНИИ Крылова,Адмиралт. верфи,Северные верфи,Балт. завод. Производство танкеров, комплектующих, строительство атомных ледоколов. Заовды в Выборге, Петрозаводске,Калининграде.
Сев. судостроительный район. Северодвинск. Атомные подводные лодки, завод «Севмаш». Строительство платформ для скважин, завод «Звездочка» — морские пантоны
Поволжский судостроительный район Класс река-море. Проблема — огранич по размерам судов, т.к. находятся на Волге. (Волгоград, Астрахань, Н.Новогрод, Филиал фирмы СПБ «Алмаз»)
Дальневосточный район. Вспомогательные и портовые суда. Судоремонт, Ловля рыбы. Амурская судоверфь в Комсомольск-на-Амуре. Строительство буксиров, небольших судов.
СПБ Объединяет все Российское судостроение.
Источник