Никарагуанский канал: есть ли у проекта будущее?
Западные СМИ делают вид, что проекта Никарагуанского канала не существует. Ни в одной из крупных газет США, Британии, Германии нельзя найти материалов на эту тему. Нет, не то чтобы совсем их нет: попадаются маленькие заметки — скажем, о том, что какие-то инвесторы проявили интерес к Никарагуанскому каналу, но ещё будут думать, долго и напряжённо думать… А дальше следует намёк на то, что и думать-то нечего: есть же Панамский канал.
Никаких вам заголовков с восклицательными знаками: «Проект века!» или «Возьмёмся за руки, друзья!»
Вот именно — друзья. А друзей у проекта немного.
Западные государства не числятся не только в друзьях Никарагуа, но и в партнёрах. Очень уж независим товарищ Ортега, стоящий в этой стране у руля. С Чавесом за руку здоровается. И с Кастро. И вообще социалист. Указания Вашингтона этот товарищ постоянно игнорирует, будто его, то есть Вашингтона, и вовсе не существует. Ну, а Вашингтон, в точном соответствии с Ветхим Заветом, отвечает Ортеге по древней заповеди — по той, в которой говорится про око, зуб и перелом.
Вот они и игнорируют друг друга, пока товарищ Ортега капиталы ищет. Ищет, как замечают мимоходом в «Хаффингтон Пост», ведь у Никарагуа на такой проект денег не хватит, поэтому стране придётся искать внимания международных инвесторов.
30 октября президент Никарагуа подтвердил, что в строительстве межокеанского канала, соединяющего Тихий и Атлантический океаны, будут принимать активное участие российские компании. Он сказал, что с возвращением к власти Сандинистского фронта национального освобождения Никарагуа в 2007 году возобновились давние отношения с Россией, и это сотрудничество во всех областях никарагуанский народ очень ценит.
Закон о строительстве через территорию Никарагуа канала между Атлантическим и Тихим океанами был подписан Ортегой ещё в июле. Ранее грандиозный проект был одобрен парламентом страны. Предполагается, что канал будет шире и глубже панамского аналога. (Кстати, Панамский канал с его заторами, «пробками» — суда ждут по неделе, чтобы пройти через канал, — проходит реконструкцию, которая должна увеличить его пропускную способность).
Стоимость строительства Никарагуанского канала, согласно расчётам, составит более 30 млрд. долларов. При этом предполагается, что у правительства Никарагуа будет 51% акций совместного предприятия по строительству канала, а 49% будут принадлежать странам или компаниям, которые выиграют конкурс.
Но только вот мало кто рвётся его выигрывать.
Информацию о проекте распространяют сегодня очень немногие СМИ. Если не говорить о никарагуанских, это немногочисленные СМИ некоторых стран Латинской Америки. На Кубе о канале с энтузиазмом пишет «Prensa Latina». В России проект освещается в самых разных СМИ — от бумажных до электронных, в т. ч. на англ. языках о нём пишут «Фонд стратегической культуры», «Russian Today», «Голос России».
Ещё за месяц подписания закона президентом директор проекта Эден Пастора сказал, что правительством Никарагуа проведены переговоры с потенциальными зарубежными партнёрами, в число которых входят Япония, Китай, Россия, Венесуэла, Бразилия и Южная Корея.
Западом и не пахнет.
30 миллиардов — это не так и много. Местность благоприятствует строительству канала: на территории нет высоких возвышенностей, и есть возможность воспользоваться озером Никарагуа.
Новая трансокеанская артерия станет в полном смысле слова международной и нейтральной. Это нельзя сказать о Панамском канале: до 1999 года он оставался под контролем «мирового гегемона».
Нил Никандров («Фонд стратегической культуры») замечает, что с точки зрения Госдепартамента, Пентагона и американских спецслужб потребность в альтернативном канале между океанами назрела: Панамский канал функционирует на пределе возможностей. Но вот беда: никарагуанский президент воспринимается в Вашингтоне как политик из враждебного лагеря, сотрудничество с которым невозможно.
Ортега, пишет аналитик, проводит самостоятельную политику, игнорируя окрики Вашингтона о «недопустимости» тех или иных действий. Реализация проекта по прокладке канала укрепила бы позиции сандинистов в стране и расширила влияние блока ALBA (Альянса народов Латинской Америки). Президент Никарагуа не устаёт повторять, что строительство канала должно стать общим делом для стран Центральной Америки.
«Возьмёмся за руки, друзья?»
Нет, не возьмёмся. Канал — угроза интересам США. Слишком много у Ортеги самостоятельности. Слишком много тут латиноамериканской и даже международной — ещё более опасной — дружбы. А заодно и много выгоды. Нет, нет и ещё раз нет.
«…В мае 2012 года… в Манагуа прибыла Филлис Пауэрс… Её дипломатическая карьера была динамичной: служила в России, Польше, Перу, Колумбии, Панаме. Именно панамский опыт определил её направление на должность посла в Никарагуа. Строительство межокеанского канала является приоритетной темой для посольства США в Манагуа. Задачи поставлены конкретные: сбор информации, выработка рекомендаций по недопущению реализации проекта, а также подготовка тезисов пропагандистской кампании в отношении его «неперспективности».
Эти тезисы уже широко циркулируют в масс-медиа. Мол, правительство Ортеги из «тактических соображений» занижает объём инвестиций, необходимых для реализации проекта: затраты составят 50-60 млрд. долларов. После завершения строительства потребуется несколько десятилетий, чтобы окупить расходы, если их вообще удастся окупить. Никарагуа претендует на 51% акций будущего консорциума, оставляя инвесторам всего 49. Потенциальные участники строительства (Бразилия, Китай, Япония, Венесуэла, Южная Корея и другие) должны серьёзно взвесить рентабельность проекта. Нет никаких гарантий, что Никарагуанский канал будет загружен работой, поскольку Панамский после модернизации сохранит большую часть своих традиционных клиентов. России лучше всего воздержаться от никарагуанского проекта, потому что для неё важнее активизация Северного морского пути и модернизация Транссиба».
Проект Никарагуанского канала поистине грандиозен. При его строительстве предполагается извлечь 2,7 млрд. куб. м почвы. Его протяженность составит 286 км (для сравнения: длина Суэцкого канала — 171 км, а Панамского — 82 км), глубина — 22 м (Суэцкого — 13 м, Панамского — 12,5 м), максимальная ширина фарватера — 114 м (у Суэцкого — 60 м, у Панамского — 150 м).
Благодаря описанным параметрам никарагуанским водным коридором смогли бы пользоваться крупнотоннажные морские суда грузоподъёмностью до 270 тыс. т (панамский конкурент может пропустить транспорты дедвейтом не более 70 тыс. т, а после модернизации, которая должна быть завершена к 2015 году, — не более 130 тыс. т).
Нынче в мире всего 900 судов дедвейтом более 130 тыс. т. Члены никарагуанской комиссии считают, что к 2019 году — времени «запуска» канала — их станет втрое больше.
Проект канала в нескольких вариантах составляется сейчас двумя голландскими компаниями. Стоимость проектирования — 720 тысяч долларов. В начале 2013 года он будет готов.
Есть мнение, что ради строительства канала и заодно сокращения безработицы в Никарагуа правительство Даниэля Ортеги может пойти на сделку со злейшими своими врагами — американцами. Американские инвесторы будто бы готовы вложить чуть ли не половину нужных средств, а другую половину дадут Япония, Бразилия, Южная Корея, возможно, Россия и (почти бесспорно) Китай.
Для того чтобы получить хоть какой-то ответ на «американский» вопрос, послушаем первоисточник.
Управляющий строительством Большого межокеанского канала Никарагуа, сопредседатель Российско-Никарагуанской Межправкомиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству Мануэль Коронель Каутс в ноябре дал интервью журналу «Международная жизнь», в котором рассказал, кто предположительно примет участие в грандиозном строительстве века:
Мануэль Коронель Каутс указал, что строительство даст работу примерно миллиону никарагуанцев. Также он заметил:
Таким образом, политическая игра — это одно, а экономический проект — другое. Если американское правительство считает нужным ставить палки в колёса Ортеге, то частный американский капитал может иметь собственное мнение. Ортега, как и его друг Уго Чавес, пока ещё не попал в список международных террористов.
Впрочем, возможно, пылкие товарищи Ортега и Каутс переоценивают внимание частных американских подрядчиков. Акции можно разместить, но главное — их продать.
Сложно, конечно, представить, что канал, названный именем «отца антиимпериалистической народно-демократической революции», будут строить американские подрядчики…
Источник
Великий трансокеанский канал Никарагуа: самая масштабная стройка американского континента снова под вопросом
Благодарим за помощь в подготовке материала ведущего научного сотрудника Института Латинской Америки РАН, к.э.н. Николаеву Людмилу Борисовну
История проекта судоходного канала через Никарагуа имеет почти 500-летнию историю. Еще испанские колонизаторы искали более короткий маршрут из Тихого океана в Атлантический, дабы не огибать южноамериканский континент. С самого начала рассматривалось два основных варианта — через Панаму и через Никарагуа.
Последний хоть и был в три раза длиннее, но благодаря большому озеру и полноводным рекам, копать пришлось бы в 1,5 раза меньше, чем в Панаме. Споры и размышления о месте будущего гидротехнического сооружения не прекращались вплоть до 1878 года, когда был утвержден проект Панамского безшлюзного канала.
Французская кампания тогда провалилась. И уже в XX веке к этому вопросу вернулись американцы, чье влияние в регионе становилось все сильнее. В тот момент вновь прозвучали предложения проложить маршрут через Никарагуа. Но панамский объект уже был готов на треть, и казалось, что проще довершить начатое европейцами. Однако последние просили за концессию на сооружение канала слишком большую цену.
Тогда США пошли на хитрый ход: они заключили договор с Никарагуа, который давал им «зеленый свет» на сооружение судоходного маршрута. Французы, решившие, что американцы вернулись к идее канала через Никарагуа, значительно снизили цену и продали всего за $ 40 млн, как права на достройку Панамского канала, так и все оборудование, которое было задействовано на объекте.
Франция пыталась активно продвигать идею, что никарагуанский маршрут более опасный из-за вулканов и землетрясений. Но все-таки отказались США от этого варианта не из-за боязни природных катаклизмов. Хотя в некоторых источниках можно встретить и такой вывод.
Официально Панамский канал открыли для судов ровно сто лет назад, в 1920-ом. А к 2000-му году, согласно первоначальным договоренностям, объект полностью перешел во владение центральноамериканскому государству. Сегодня Панама ежегодно получает свыше $ 2 млрд от эксплуатации канала.
Инвестиции Китая и интересы России
Кто знает, как сложилась бы историческая судьба Никарагуа, если бы еще в XIX веке решение о строительстве канала приняли бы в пользу ее территории. Сегодня это одна из беднейших стран западного полушария. Ее экономика с конца 1970-х находится в плачевном состоянии: в 1980-е в стране шла гражданская война, по сути ставшая частью Холодной войны между США и СССР.
До 1990-х некоторую поддержку Никарагуа оказывали страны соцлагеря. Сегодня таких щедрых союзников у государства нет, но есть надежда на новый судоходный канал, который может существенно поправить непростое экономическое положение.
Именно поэтому в 2012 году Национальная Ассамблея Никарагуа подавляющим большинством проголосовала за предоставление международной концессии на строительство межокеанского канала.
Увеличившийся объем мировой торговли тоже диктует свои правила, требуя дополнительных современных маршрутов. Панамский канал даже после модернизации не удовлетворяет всех потребностей, имея пропускную способность не более 50 судов в сутки.
В никарагуанском сооружении заинтересовано сразу несколько стран. В первую очередь это Китай, который в лице бизнесмена Ван Цзин и решил взяться за реализацию масштабного проекта. Но есть мнение, что за ним стоят непосредственно власти КНР, которым канал нужен для доставки нефти из Венесуэлы и транспортировки других грузов.
На реализацию проекта необходимо порядка $ 50 млрд, хотя неофициально озвучивалась сумма и в $ 80 млрд. Протяженность канала по проекту — около 270 км; глубина — до 30 м, а ширина — до 500 м, что позволит пропускать современные суда большого водоизмещения.
По плану объект имеет два шлюза; на западной и восточной стороне — международные порты. Было объявлено и о создании зоны свободной торговли, а также развитии туризма в регионе. Намечены работы по улучшению существующей и созданию новой транспортной инфраструктуры. С 2020-го, как отмечалось, за год через канал должно проходить 3,5 тыс. судов, а к 2050-му — около 5 тыс.
Для осуществления проекта была создана компания HKND Group, с которой власти Никарагуа и заключили концессионное соглашение. Оно предусматривает ежегодные выплаты в размере $ 10 млн в бюджет страны, плюс на первоначальном этапе — 1% от доходов с канала, а через 50 лет — 51%, и еще через 50 — 99%.
В 2014 году Цзин заявил, что благодаря строительству межокеанского канала в Никарагуа каждый шестой житель напрямую или косвенно сможет принять участие в проекте. Помимо обеспечения рабочих мест, китайский бизнесмен заверил, что Никарагуа в ближайшем будущем станет самой богатой страной Центральной Америки.
Но, похоже, не все жители были рады «стройке века». Против нее выступали и экологи, и жители тех территорий, по которым должен проходить будущий канал. Последним придется покинуть родные угодья, причем компенсацию они получат не по рыночной, а по кадастровой стоимости, что усиливает волну возмущений.
Непоправимые последствия объект нанесет и природе, о чем говорят не только экоактивисты, но и видные представители науки . Например, пострадает, по мнению экспертов, озеро Никарагуа — без преувеличения, уникальный природный объект; к тому же один из главных источников пресной воды.
В случае реализации проекта, как отмечается, около 600 Га плодородных земель могут лишиться орошения; уменьшатся запасы питьевой воды и пострадает экосистема водоема.
Более того с 2014 года было подано несколько исков в Верховный суд страны: по мнению некоторых противников мегапроекта, строительство канала в таком виде нарушает конституцию Никарагуа.
Против выступают и США, что вполне понятно, учитывая прямое участие в проекте Китая и России. Последняя после его реализации должна участвовать в охране объекта, и американцам не хочется жить с осознанием того, что недалеко от их берегов курсирует военный флот РФ.
Проект планировалось начать в 2014 году и реализовать всего за пять лет. Но уже в 2015-ом у китайского миллиардера, взявшегося за реализацию, начались серьезные финансовые трудности никак не связанные с центральноамериканской кампанией. В итоге он потерял 80% своего состояния и на какое-то время и вовсе пропал из поля зрения СМИ. Соответственно, никаких активных работ в Никарагуа начато не было, проект заморозили, вот только непонятно — временно или совсем.
Власти Никарагуа надеются привлечь новых инвесторов, но пока вопрос основательно повис в воздухе. К тому же Китай, как считают, немного охладел к проекту, так как заключил торговые договоры с Панамой, установив со страной дипломатические отношения ( для этого последней, спустя почти сто лет, пришлось разорвать внешнеполитические контакты с Тайванем ).
Поднебесная также в 2016 году заявляла, что планирует инвестировать в страны Латинской Америки $ 25 млрд, но Никарагуа среди этих стран не оказалось. Последние, как писали некоторые источники, надеялись, что место Китая займет Россия. Никарагуа тогда даже признала Крым российским. Но вряд ли РФ станет инвестором этой грандиозной стройки, хотя интересы, безусловно, в регионе есть. И между странами относительно проекта существуют договоренности иного рода, о которых упоминалось выше.
Источник