Великий и ужасный Бискайский залив
Факты, маршруты, советы для вашего первого перехода.
Существует несколько акваторий, которые требуют большого уважения и тщательной подготовки к походам в них. У бывалых моряков такие названия, как Бискайский залив, пролив Бонифацио, пролив Ла Манш, Лионский залив, Тихий океан вызывают много эмоций. Те, кто там не раз бывал, хорошо знают, что такое стихия, редко знающая покоя, ну а те, кто не был, мечтательно представляют себя покоряющими ее. Одним из мест с самой свирепой репутацией, является Бискайский залив, находящийся на западной границе Франции и Испании. В последнее время, все больше россиян выдвигаются южнее родных северных морей, и рано или поздно – им приходится переходить Бискайский залив. Ну, а если же путь лежит на север, из средиземных морей, сценарий практически тот же – переход через Бискай с юга на север, правда, из-за превалирующих встречных ветров, уже гораздо сложнее. Но все по порядку.
Альтернативы
Первым делом, рассмотрим альтернативы, ведь такие путешествия не для каждой лодки и не для каждой команды. Основная альтернатива довольно заманчива, перед моим первым переходом Биская, мы с женой довольно долго рассматривали этот вариант, а именно, французские каналы. Путешествие через всю Францию по рекам и каналам – что может быть лучше! Однако, если ваша яхта имеет осадку более 150см, этот вариант не для вас. Возможно, что весной вы прорветесь, даже имея осадку вплоть до 2-х метров, но это не гарантировано, а застрять посередине судоходного канала – удовольствие сомнительное! Так что, если киль у вас длиннее чем полтора метра, каналы Франции не для вас. Как вторая альтернатива, существует несколько компаний, которые довезут вашу яхту на специально оборудованном грузовике, но это дорогое удовольствие. Правда, быстро и гораздо более безопасно для вас, вашей команды и вашей яхты. Третий вариант – это обратиться в контору доставок яхт морем, где вам предоставят знающего шкипера и команду, и совершат перегон для вас. Вы можете участвовать или нет, по желанию. Имейте в виду, что доставка даже парусной яхты предусматривает 100% использование двигателя, паруса, как таковые, используются в дополнение к мотору, а счет за солярку может сравняться со счетом за доставку яхты. Но, если все это вам не подходит, то вариантов больше нет, идем морем сами!
Историческая справка
Знания это сила, так что начнем с начала. Почему Бискай имеет такую отвратительную репутацию? В двух словах – корабли гибнут. Как только народы Северной Европы начали покорять моря с коммерческими или военными целями, переходы через залив стали неотъемлемой частью судоходства. Все больше и больше кораблей пересекало или заходило в залив, все больше и больше кораблей погибало или попадало в серьезные передряги, выбираясь оттуда в весьма потрепанном состоянии. Во многом, виной этому было прямое парусное вооружение и отсутствие возможности ходить круто к ветру, неповоротливая форма кораблей, отсутствие более или менее правильного прогноза погоды на несколько дней вперед, и, конечно же, отсутствие двигателей на суднах, позволявшие кораблям вырваться в открытые воды Атлантики во время превалирующих северо-западных ветров, которые загоняли корабли все глубже и глубже в залив и разбивали их об неприветливые испанские берега. Ну и конечно же, отвратительные погодные условия, караван зон низкого давления идущих из Атлантики на северо-восток приносят с собой сильные ветра, осадки, неспокойное море.В наше время, конечно же, все гораздо легче, но, тем не менее, эта акватория ошибок не прощает и шутить с ней не следует, даже на современных яхтах с первокласным парусным вооружением и мощным двигателем.
Маршруты
Лучшее время переходить залив – с мая по сентябрь. В это время погода самая стабильная и прогноз хорошей погоды на 5 дней и дольше, вполне реален. При переходе через залив у вас есть несколько вариантов. Рассмотрим первый вариант. Это самый быстрый способ, одним переходом пройти залив, например из Camaret-sur-mer, Brest или Audierne, в La Coruna или Bayona (немного дальше, но вы с ходу оставляете позади следующую опасность – Cabo de Finistere). Летом, в гаванях Camaret или Audierne вы встретите дюжины яхт, ждущих положительного прогноза погоды как минимум на 3 дня вперед, для безопасного перехода. Общение с единомышленниками обычно очень помогает и поддерживает морально, интернациональная тусовка ‘Бискайцев’ зажигающая в прокуренных барах Камарета в плохую погоду поможет вам отвлечься от мыслей о том, что возможно вы уже никогда не попадете в Испанию, так как прогноз погоды уже неделю предсказывает ураганы. Это нормально, не расстраивайтесь, и постарайтесь поменьше прислушиваться к историям-страшилкам о заливе или идущим после него мысе Финистер. Иначе вы никогда не выйдете из гавани на юг, а все не так уж плохо, главное подготовка. Итак, первым делом, если вы решили идти напрямик, это терпение, терпение и еще раз терпение. Неделя ожидания это стандартно, так что включайте это в ваши планы и расписание походов изначально. Следите за погодой, ходите гулять на холмы и смотрите с них на море, эти волны – одна десятая того через что вам надо будет провести яхту и команду, так что не торопитесь, прогноз тут самое главное. Если вы идете на юг, то вы ждете пятидневного прогноза умеренного северо-западного ветра. Определение слова ‘умеренного’ зависит исключительно от вас, вашей яхты, и конечно же команды. Для кого-то 30 узлов это весело, а для кого-то уже больше чем надо. В целом, помните, что где предсказано 30 узлов, там скорее всего будет порывами до 45-ти. Я всегда руководствуюсь принципом, что для длинных переходов прогнозы больше чем 30 узлов постоянно на несколько дней вперед – это слишком. Изматывает команду, особенно если она не очень подготовлена и включает в себя новичков, изматывает и капитана, который постоянно думает, не будет ли все хуже, с минуты на минуту. Помните, это Бискайский залив, резкое изменение погодных условий здесь норма, как к лучшему, так и к худшему. Именно поэтому, стоит уделять особое внимание прогнозам погоды во время перехода, и если ситуация начинает ухудшаться, принимать соответствующие действия.
La Rochelle
Если же вы решили выбрать более расслабленный, и соответственно более длительный маршрут, то все немного легче. Положительный прогноз погоды вам в таком случае нужен лишь на два или три дня, и гаваней на западном побережье Франции и Испании достаточно много, для безопасных суточных переходов. Ситуация немного сложнее южнее Ла Рошеля, там побережье становится более суровым, и возможно что вам придется сделать переход длинной в полтора суток, чтоб добраться северного побережья Испании, например в Билбао, одним прыжком. Такой маршрут перехода залива привлекателен в первую очередь тем, что дает вам возможность увидеть места потрясающей красоты, попрактиковаться в исскустве приливной навигации имея безопасные порта поблизости, куда всегда можно зайти если погодные условия ухудшились или прилив “не сошелся” с отливом в ваших исчислениях! Французы считают, что самые красивые виды на Гасконь – с моря. Мне кажется они абсолютно правы, ну и конечно же если вы неторопливо исследуете эти берега, и совместите соответствующие практические опыты с небольшим количеством теории, то звание сомелье в кругу друзей будет прочно закреплено за вами на всю жизнь. И конечно же, рыбные развалы северной Франции и Испании – легендарны. Такого вы не увидите больше нигде, разве что в Португалии. Никакое средиземноморье не сравнится по качеству, разнообразию и количеству рыбы и морепродуктов с северными побережьями этих стран. Для настоящих ценителей вкусной рыбы – это рай.
Прогноз погоды
В любом из вариантов путешествия огромную роль играет погода. Ресурсов множество, но большенство из них не особо помогает и годится только для коротких дневных переходов. Немногие ресурсы, как я считаю, и как было не раз проверено на практике, дают более или менее точную информацию на несколько дней вперед. Во первых, здесь следует отметить, что всегда надо четко знать, как был сгенерирован прогноз. А именно, принимал ли участие в процессе метеоролог, был ли задействован живой человек, или прогноз исключительно и всецело компьютерный. Компьютерные прогнозы довольно толковы, легко доступны, и дают массу информации. Они идеально подходят для коротких переходов или дневных вылазок. Если вы пересекаете залив короткими перебежками, то возможно, что информация подобного типа это все, что вам понадобится. Но, как показывает многолетняя практика, лучшие прогнозы это те, в которых участвуют живые люди, и исходят от метео-центра страны вдоль берегов которой вы идете. Не стоит смотреть на прогнозы английской метео службы про погоду в Италии. Скорее всего он будет не совсем верный, основан на немного устаревших данных и не будет таким детальным, как прогноз выпущенный Римской метео службой. Такие прогнозы следует использовать с осторожностью, и тем более не полагаться на почасовую разбивку силы ветра и направления, во всяком случае если прогноз исключительно автоматизированный, как, например, дает известный сервис GRIB.
На практике, для длительных переходов реальной возможностью более менее четко получать прогноз погоды каждый день – это служба Navtex. Вложение в недорогой инструмент позволяющий получать прогнозы Navtex, избавит вас от многих проблем и во многом обезопасит ваши путешествия, практически по всему миру. Прогнозы и навигационные сообщения передаются всеми странами участниками проекта, и прогнозы, как показывает практика, самые точные из всех возможных. Чувствуется, что каждая страна с большой ответственностью подходит к прогнозам погоды в море, и на эти прогнозы можно положиться. Например Португалия и Италия даже включает в сообщение имя метеоролога, который составил прогноз. Что внушает определенной уважение! Приемник Navtex, один из самых важных инструментов на нашей яхте.
- GRIB (Полностью неавтоматизированный прогноз. На практике, в целом, точность прогноза резко падает от 2-х дней и далее)
- www.xcweather.com (Сила ветра и высота волн на настоящий момент, плюс автоматизированный прогноз на 5 дней вперед)
- www.windguru.com (Очень популярный ресурс, прогноз довольно точный, но опять же, только до 2-х дней)
- В большинстве французских и испанских гаваней, прогноз будет вывешен в офисе. Чаще всего прогноз на французском, но понять его не сложно. В каждой гавани, в офисе, вы сможете бесплатно получить буклет Le Guide Marine. В этом буклете есть список слов используемых в прогнозе, и их значение на английском языке.
- Navtex – Бискайский прогноз выпускается станцией CROSS Corsen
- VHF CROSS Corsen и CROSS Etel
Район | Канал | Местное время |
---|---|---|
Le Stiff | 79 | 0503, 0715, 1115, 1545, 1915 |
Pte du Raz | 79 | 0445, 0703, 1103, 1533, 1903 |
Penmarc’h | 80 | 0703, 1533, 1903 |
Ile de Groix | 80 | 0715, 1545, 1915 |
Belle Ile | 80 | 0733, 1603, 1933 |
St Nazaire | 80 | 0745, 1615, 1945 |
Ile d’Yeu | 80 | 0803, 1633, 2003 |
Sables | 80 | 0815, 1645, 2015 |
Chassiron | 79 | 0703, 1533, 1903 |
Soulac | 79 | 0715, 1545, 1915 |
Ветер.
Превалирующие ветра в офшорной части залива, в северной части – западные, в южной, северо-западные. Эти ветра формируются за счет зон низкого и высокого давления идущие нескончаемым караваном из атлантики в сторону Великобритании. Зимой, в целом, ситуация та же, но, как уже упоминалось, переходить залив зимой категорически не советуется. В прибрежных зонах стоит уделить особое внимание катабатическим и анабатическим ветрам, формирующимся в течении дня и ночью, с берега или с моря. Даже в хорошую погоду они могут легко достигать 15 метров в секунду и выше. Это стоит принимать во внимание, если вы становитесь на якорь на ночь, превалирующие прибрежные ветра ночью – северо-восточные, часто очень сильные.
Волны.
Пересекать залив с севера на юг гораздо легче чем с юга на север, в первую очередь из-за превалирующих ветров. В целом, основной векторный компонент движения волн – с севера на юг. При сильном ветре, эти волны легко достигают 3-х метров и выше, и идти против них очень сложно, даже с крепкой командой. Но если вы идете на юг, то приготовьтесь к американским горкам, и серьезному адреналину. Путешествие на юг комфортабельно, но пропитано адреналином, особенно когда яхта взлетает на гребень огромной волны и глиссирует с ним несколько десятков метров. Фантастика!
Накат.
Залив, как и вся атлантика, подвержен накату. Накат – это довольно чувствительные волны, которые формируются в районах сильных штормов, иногда далеко от вас, но тем не менее доходят практически до всех уголков залива. В полное отсутствие ветра, попасть в сильный накат, отвратительная ситуация, идти вперед вы сможете только на моторе, и если накат против вас, то еще и очень медленно. Накат может продолжаться несколько дней после шторма, так что если вы не торопитесь, то зайдите в гавань и переждите, команда вас поблагодарит!
Видимость.
Серьезный туман случается приблизительно раз в месяц. Прогноз тумана довольно точный, так что если он выпадает на время вашего запланированного путешествия, лучше переждать. В заливе, во всяком случае в прибрежных зонах, и до 100 миль от берега, очень развито рыболовства и очень много траулеров, двигающихся хаотично и, в целом, полагающихся на радарное оповещение столкновения. В целом, избегать столкновения с коммерческими рыбаками – обязанность яхтсменов, а это довольно сложно сделать в сильный туман. Так же, идя на моторе в плохую видимость, вы сильно рискуете зацепить один или несколько рыболовных буев, которые разбросаны по заливу в огромном количестве. Даже в хорошую погоду следует назначить вперед-смотрящего.
Течения.
Течения в заливе сложно предсказуемы и достаточно сильны, что является серьезной опасностью. Они идут и вдоль берега, и перпендикулярно. Вооружитесь хорошим альманахом приливов, например Reeds Nautical Almanac и посмотрите силу и направление течений, хотя бы в прибрежных зонах. Течения в 5 узлов не так редки.
Яхта и команда.
Вы должны быть точно уверены, что ваша яхта и команда хорошо подготовлены к переходу или более коротким прибрежным походам в заливе. Начнем с яхты. Тут уж вам решать, все яхты разные и никто ее не знает лучше, чем капитан. Но, как минимум, проведите стандартный эксперимент слива морской воды из кокпита и недоступность для воды внутренних помещений яхты, аккумуляторного отсека и электроники, при случае залива яхты волнами. Это абсолютно реально и случиться с вами даже в более или менее хорошую погоду. При сильном ветре, в большинстве случаев, волны в Бискае формируются и передвигаются группами по 3. То есть, три крутые, высокие волны, друг за другом, а затем затишье на короткий промежуток времени. А потом опять 3 волны. Такое формирование волн, очень неприятно и может быть довольно опасным. Первая волна наклоняет яхту, вторая, если не заливает сама, то подставляет яхту поудобнее дня третей волны, которая и обрушивается в кокпит (если вы идете на юг). Если вы идете на север, то каждая из трех прокатывается по палубе. Рулевой должен быть очень внимателен, иначе путешествие будет очень мокрым! Второе, это дублированные каналы коммуникаций, или на крайний случай, запасная выносная антенна VHF. В наш последний переход, антенну снесло ветром с топа бизани, так что запасная антенна очень важна. Очень хорошая идея иметь на борту AIS радар или обычный радар. Судов в заливе много, особенно рыбаков, ночью полезно видеть их заранее, особенно если вы не особо маневрируемы в сильный ветер и волны, когда бывает сложно положить поворот. Так же, очень помогут хорошие офшорные непромоканцы для всей команды. Стоять вахты в чем либо другом очень быстро надоест и элемент романтики будет безвозвратно потерян! Ну и конечно же, команда должна осознавать, что включает в себя такого рода переход, и безусловно иметь опыт хождения под парусом, желательно с опытом вахт, как в хорошую погоду, так и в плохую. И последнее, недорогой EPIRB (персональный или зарегестрированный на яхту) со встроенным приемником и передатчиком GPS, отличная идея. Цена на эти передатчики сильно упала за последние несколько лет, они уже доступны практически всем яхтсменам, так что не откладывайте на следующий сезон, если вы планируете серьезные переходы.
Бедняга, а идти еще миль 200
Требования к капитану, на мой взгляд, стандартны. Опыт дальних переходов, умение управлять яхтой и принимать безопасные решения в плохую погоду или видимость, и конечно же, умение рассчитывать течения и высоту отливов и приливов. Базовые метеорологические знания, такие как, теоретическое предсказывание общей ситуации по облакам и барометру – огромный плюс.
Надеюсь, эти советы будут полезны в путешествие как капитану, так и команде! Помните, англичане правильно говорят, что на свете живет много старых моряков, и много неосторожных, но очень мало старых и неосторожных моряков!
Источник