Канин берег белого моря

10 фактов о полуострове Канин

1. Канинская «сосиска»

Полуостров Канин – длинный и узкий. Его длина составляет 300 км, а наибольшая ширина всего 70 км.

2. Административная канинская двойственность

Полуостров Канин — административно относится к Ненецкому автономному округу. При этом, что примечательно, сам Ненецкий Автономный округ входит в состав Архангельской области, являясь субъектом Российской Федерации и одновременно составной частью Архангельской области.

Получается, что Канин одновременно находится на территории НАО и в то же время относится к Архангельской области, то есть, как бы, входит в состав двух разных субъектов РФ.

3. Канинский «водораздел»

Полуостров Канин омывается двумя морями — Белым и Баренцевым. Границей между Белым и Баренцевым морями считается линия, проведённая от мыса Святой Нос (Кольский полуостров) до мыса Канин Нос (полуостров Канин).

Так что западная часть Канина граничит с Белым Морем, а восточная часть Канина — с Баренцевым морем.

4. Мы с тобой два берега (с)

Берега Белого моря принято разделять на несколько частей: Зимний берег, Карельский берег, Терский берег, Летний берег, и так далее.

Западное побережье полуострова Канин одновременно «классифицируется» как Канинский берег Белого моря и имеет свои отличительные особенности. А вот восточная сторона Канина, омываемая Баренцевым морем, никак не выделяется и никаких отдельных наименований не имеет.

5. Канинская воронка

Само Белое море условно делится на несколько частей – воронку, горло и, собственно, само море, куда входит Двинская губа, Онежская Губа и Кандалакшский залив.

Канинский берег входит в «состав» воронки Белого моря.

Воронка — это такое узкое место, где сталкиваются течения двух морей — Белого и Баренцева. Поэтому там образуются огромные волны и сулои. Вместе с тем, котловина Белого моря отделена от Баренцева моря подводным порогом, расположенным на выходе из Горла Белого моря и с наибольшими глубинами над ним – 40 м. Этот порог является препятствием для обмена глубинными водами. Создаются условия для обособления и застоя глубинных вод Белого моря. Но этому препятствуют малые глубины беломорской котловины, а также интенсивная вертикальная циркуляция вод в ней.

И именно поэтому на судах там бывает опасно ходить, особенно в районе Канина Носа.

6. Канинские пески

На полуострове Канин расположен уникальный жилой поселок, едва ли не полностью засыпанный песком. Поселок Шойна. На него уже семьдесят лет наступает самая северная пустыня в мире — заполярная.

По-ненецки Шойна — «Место захоронения». Там, где стоят дома поморов, когда-то были могилы ненцев. Для склонных к суеверию тут и кроется ответ на вопрос, почему на Шойну пошли пески. Ещё вспоминают, что в 1930- е годы военные строили в десяти км от посёлка аэродром и выворотили из земли жертвенный камень. Зря выворотили, считают местные ненцы: аэродром не понадобился, а через год с моря поползли пески.

Официальных версий происхождения пустыни за полярным кругом две.

Первая — морская. В 1930-х рыбаки колхоза «Северный полюс» тралами уничтожили растительный покров морского дна в районе Шойны. Теперь море выкатывает на берег тысячи тонн песка, а ветер во время отливов разносит их по тундре.

Вторая версия — сухопутная. В том же колхозе держали тысячи коров и сотни лошадей, с помощью которых тащили сети с навагой из-подо льда. А прежде здесь было становище, куда ненцы пригоняли стада оленей. Скот вытоптал тончайший слой растительности, сдерживавшей песок, и жёлтое море хлынуло на вечную мерзлоту.

7. Чёшский волок

Одной из важнейших транспортных магистралей поморов в XVI — первой половине XVII вв. являлся Мангазейский морской ход, под которым подразумевался путь из Белого моря в Западную Сибирь, в низовье реки Таз, где лежала богатая соболем Мангазейская земля. Мангазейский морской ход был не в полной мере морским. Помимо плавания по Белому, Баренцеву и Карскому морям, часть пути проходила по сухопутным волокам.

Один из этих волоков — Чёшский волок, по которому поморы перетаскивали свои кочи из реки Чижа в реку Чёша, и таким образом пересекали полуостров Канин напрямки.

Река Чижа преодолевалась за одни сутки, после чего суда перетаскивались по волоку в реку Чешу. Для транспортировки грузов и судов обычно нанимались кочевавшие там ненцы с оленьими упряжками. Преодоление волока было делом не особенно трудным, тем более, что его протяженность была не очень велика — около 400 м. «А волоку Чесского сажень с двадцать. Место тундряное» (Русская историческая библиотека. 1875, с. 1091). Дальнейший путь проходил по мелководной реке Чеше, впадающей в Чешскую губу.

Труднопроходимая Чеша преодолевалась при приливной волне. «А речка Чоша невелика, ходят прибылою водою, как приходит вода с моря, а речкою Чошою прибылою водою вверх до Чесские губы версты три».

Существовал и второй способ преодоления Чешского речного и волокового пути. В рассказе «Фомки Борисова Пинежанина» о переходе через Канин Нос говорится, что «в большую воду тот волок поймает водою», то есть он заполняется водой и позволяет более просто войти в Чешскую губу.

Идея сквозного прохода через полуостров Канин Нос дожила почти до конца XVIII в.

8. Жилой-нежилой Канин

В настоящее время на полуострове находится несколько населенных пунктов: Несь, Чижа, Конушин Нос (нежил.), Кия, Шойна, Канин Нос (нежил.), Яжма (нежил.), Восточная Камбальница (нежил.), Микулкин Нос (нежил.).

Из них 4 — жилые и 5 — официально нежилые. Тем не менее, в нежилых населенных пунктах бывает народ. Как правило, там останавливаются местные рыбаки и охотники, туристы, а также участники различных исследовательских экспедиций. Заселён Канин преимущественно ненцами и русскими.

9. Полигон Чижа Северного флота

В поселке Чижа, в устье реки Чижи расположен целевой полигон для стратегических ракет (баллистических ракет ПЛ и крылатых ракет большой дальности бомбардировщиков Дальней авиации ВВС). Действует он до сих пор.

19 октября 2012 года с борта АПЛ Тихоокеанского флота (ТОФ) «Святой Георгий Победоносец», находившейся в акватории Охотского моря, произведен успешный пуск БРПЛ по полигону «Чижа» на севере России, сообщил «РИА Новости» представитель Минобороны по ВМФ. В назначенное время головная часть ракеты прибыла на полигон. Пуск был произведен из подводного положения, его целью была проверка надежности морских стратегических ядерных сил (СЯС) по плану боевой подготовки.

Источник

Море о одиннадцати берегах. Часть 2

Белое море, самое маленькое море Северного Ледовитого океана, глубоко врезается в сушу, образуя протяжённую и разнообразную береговую линию. Исторически сложилось так, что каждый берег получил своё уникальное название.

В первой части рассказа о берегах Белого моря мы совершили виртуальное путешествие от Кольского полуострова до Онежского, посетив Терский, Кандалакшский, Карельский, Поморский, Онежский и Лямицкий берега. Сейчас я предлагаю обогнуть мыс Ухтнаволок и ступить на землю Летнего берега.

Летний берег

Летний берег тянется от мыса Ухтнаволок на Онежском полуострове до устья Северной Двины.

Бытует мнение, что так берег назвали люди, переселявшиеся сюда с более северных территорий (летний в данном случае надо понимать как южный). Но и ассоциации с тёплым временем года здесь тоже не будут лишними — на Летнем берегу значительно более мягкий климат, чем в соседних местностях той же широты. Зимой море «согревает» сушу, смягчая суровость этого времени года.

Вообще Летний берег — это удивительное место. Сюда приходят размножаться белухи, устраивают родильные дома гренландские тюлени, гнездятся десятки видов птиц, в реках нерестится беломорская сёмга и обитает речная жемчужница. На берегу растут корабельные вековые сосны, и уже более трёх тысячелетий здесь живут люди.

Да, у Летнего берега богатая история. Здесь находятся старинные поморские сёла Летняя Золотица, Лопшеньга, Яреньга, Пертоминск, Сюзьма, Нёнокса. Кроме того, у устья Северной Двины расположен город Северодвинск, колыбель атомного подводного флота России.

В северо-западной части берег каменистый, в юго-восточной пологий и песчаный.

Зимний берег

Северная Двина разделяет Лений и Зимний берега Белого моря. От Архангельска до мыса Воронов простирается Зимний берег.

Назван он так по традиционным зимним промыслам, которые проводили здесь поморы.

Береговая линия ровная, берег пологий, за мысом Зимнегорским поднимается, образуя высокие, местами почти отвесные склоны.

Климат здесь уже гораздо суровее, чем на Летнем берегу, что и неудивительно — мы продвигаемся всё дальше на северо-восток.

На Зимнем берегу также сохранились поморские селения — Патракеевка, Нижняя Золотица. Кроме того, здесь находится остров Мудьюг, на котором располагался концентрационный лагерь, устроенный здесь интервентами совместно с белогвардейским правительством Архангельска.

Абрамовский берег

Побережье от мыса Воронов до устья Мезени называют Абрамовским берегом. Раньше промышленники добывали здесь маленьких моржат, которые ещё не достигли годовалого возраста (абрамок — поморское название моржонка).

Абрамовский берег высокий и обрывистый. Сложенный из осадочных пород, он постоянно подмывается морем.

Погодные условия здесь суровые — ещё острее чувствуется билзость Арктики. Берег покрыт низкорослыми лесами и тундровой растительностью. Кроме того, на Абрамовском берегу уже можно встретить оленьи стада и ненецкие чумы.

Конушинский берег

Обрывистый и высокий почти на всём своём протяжении, Конушинский берег простирается от устья Мезени до мыса Конушин. В прибрежной полосе встречается множество кошек (так на Севере называют песчаные отмели).

Конушинский берег — это бескрайняя тунда с холодными порывистыми ветрами.

Канинский берег

От мыса Конушин до мыса Канин нос простирается Канинский берег. Это самая северная и самая суровая часть беломорского побережья. Крутые обрывы изрезаны расщелинами ручьёв и рек.

Здесь расположены крупные ненецкие становища, а также рыбацкие посёлки Шойна и Кия. Шойна печально известна песчаными дюнами, которые регулярно засыпают посёлок. Вследствие неконтролируемого вылова рыбы с помощью тралов здесь была полностью уничтожена придонная растительность, из-за чего весь песок, намываемый морем, разносится ветром по побережью.

Мы с вами посетили все одиннадцать берегов Белого моря. К сожалению, в таком формате невозможно подробно рассказать о всех интересных особенностях беломорского побережья, но мы стараемся это делать в других публикациях нашего канала.

Источник

Канин берег белого моря

Карта канинского похода

Все про поход на Канин:

Зимний берег Белого моря

Пустынная в этот ранний час Двина расстилалась перед нами, как огромная трасса, ведущая к морю. На правом берегу лежал Архангельск, который теперь, с воды, был не таким уж и маленьким, как мне показалось, пока мы жили на вписке у нашего архангельского приятеля —Максима.

Вот проплыл над нами огромный мост, а река ушла куда-то дальше, вперед, где берега исчезают за горизонтом. Нигде не было видно никаких знаков, обозначающих судовой ход, но я решил положиться на интуицию и идти как получится – авось, выберемся.

Кстати, топографических карт реки у нас тоже с собой не оказалось: при сборах я просто забыл записать в навигатор листы с Двиной и Зимним берегом, поэтому нам приходилось ориентироваться по гуглевским картам в телефоне, благо, сеть здесь ловилась пока хорошо. Также имелись еще и карты Оупен Стрит, но река на них, понятное дело, нарисована не была.

Для того чтобы быстрее собраться и отойти от города, мы не стали ставить мачту. Из-за этого катамаран со стороны, вероятно, выглядел каким-то непонятным плотом. Отсутствующие ванты совершенно не мешали ходить по лодке, и я легко мог копаться в сваленном кучей барахле, чтобы найти теплую одежду.

Катамаран мы собирали весь день и всю ночь, поэтому сейчас, ранним утром, нас ужасно клонило в сон. Но, останавливаться пока не хотелось — надо было подальше отойти от города и найти удобную безлюдную стоянку.

Небо постепенно становилось светлее, а когда сам Архангельск уже остался позади, утренняя дымка рассеялась, и из-за отползающей стены облаков показалось голубое небо, а следом – и утреннее солнце. Из ниоткуда появились местные моторки, спешившие по своим делам, а за ними и большие суда.

Погода становилась все лучше. Скоро я снял с себя почти все, что недавно надевал, так как солнце начало натурально припекать. На этой оптимистичной ноте мы и решили остановиться возле встретившегося нам маленького пляжика.

Я заякорил катамаран, мы поставили палатку и приготовили чай. Все, теперь, наконец, мы могли расслабиться: мы совершенно точно покинули город, мы явно идем по воде, а значит, у нас все получается. Совсем скоро мы увидим что-то новое.

Хрен его знает, каким будет море там, впереди. Но как же интересно будет поглазеть на берега, поросшие лесом! Такого мы не видели уже давно, а если быть точным, лесистое побережье у нас было только в нашем самом первом морском походе, на Карельском берегу Белого Моря.

Когда через несколько часов мы проснулись, то первым делом нормально поели, а потом собрали и установили мачту. Так как тут уже ощущались приливы, нам пришлось немного подождать, пока подойдет вода.

Вскоре мы отправились дальше. Теплый солнечный день уже клонился к закату, когда мы увидели устье Двины, теряющееся на горизонте, среди задираемых атмосферными эффектами далеких речных берегов.

Скоро река раздалась уже совсем широко, судовой ход, отмеченный буями, ушел куда-то в сторону, и мы поняли, что теперь мы находимся в море. Здесь нас догнала стена облаков, которая наползала на небо в течение всего дня, и меньше всего нам сейчас хотелось, чтобы снова начались дожди. К счастью, погода пока и не думала портиться.

Впрочем, минуту спустя я вдруг услышал треск, с ужасом оглянулся на него, и увидел трещину, идущую поперек транцевой доски, как раз под струбциной мотора. Оказалось, что лопнул верхний слой фанеры. Однако, ничего страшного не случилось: эту поломку мы устранили прямо на ходу, подложив под струбцину несколько имевшихся у нас дощечек и вернув ей былую жесткость.

Успокоившись, мы прошли остров Мудьюг, и возле его северной оконечности опять встали на якорь, чтобы переночевать прямо в море. По берегу ходили какие-то человечки, жгли костер; показалась одинокая лодка. На улице стало как-то неуютно и пасмурно, и я залез в палатку, где уже готовился вкусный ужин.

Так началась морская часть нашего путешествия.

Идти по Белому морю оказалось непросто из-за приливно-отливных течений и неизменной короткой и крутой волны, возникающей даже при слабом ветре. Каждый наш переход составлял не более 60-70 километров, так как идти можно было только по прибылой воде вместе с течением. По убылой же воде пришлось бы идти против течения, что оказывалось очень не выгодным.

Несколько следующих дней для меня слиплись в какую-то сплошную кашу, потому что в это время не происходило ничего интересного, мы просто шли и шли, у нас не было карт, поэтому все движение осуществлялось практически вслепую. Наверно, также ходили люди в старину, вставая где придется и ничего не планируя. Впрочем, карты там и не были нужны, главное знать направление и идти себе вдоль побережья.

В один из дней мы остановились на песчаном пляже. Метрах в тридцати отсюда начинался лес, который издалека выглядел совершенно невзрачно, но при ближайшем рассмотрении оказывался совершенно замечательным. В этом лесу росли очень маленькие и кривенькие замшелые деревца, отчего все тут казалось каким-то сказочным и игрушечным.

Чаща узловатых стволов была такой густой, что пролезать сквозь нее оказывалось очень сложным делом, и поэтому окружающий нас мир сжимался, собственно, до полоски пляжа и ближайшей опушки, а дальше начинались непролазные дебри. Прямо как в компьютерной игре, где доступное пространство ограничено нарисованной преградой, преодолеть которую невозможно, ибо за ней мир кончается.

Источник

Читайте также:  Описание внутренних морей россии
Оцените статью