«Хилые японцы и грозные казаки». Или об отечественной пропаганде в период Русско-японской войны.
Русско-японская война является тем самым вооруженным конфликтом, в котором царская Россия потерпела поражение. С одной стороны, наши моряки, солдаты и офицеры сражались геройски. С другой стороны, данное противостояние обнажило многочисленные недостатки «загнивающей империи»: бестолковое руководство, слабое техническое развитие страны, отсутствие союзников на геополитической арене.
Увы, но в 1904—1905 годах русское оружие не одержало ни одной победы в крупном сражении, ни на суше, ни на море. Неудачная «маленькая победоносная» стала одним из катализаторов Первой русской революции. Был нанесен мощный удар и по престижу Российской империи: все-таки проиграли азиатской стране, имевшей к тому же куда более скромные мобилизационные возможности (японцы правда дрались на пределе сил к 1905 году, да и армия России на востоке была ограничена).
Наконец, сам этот конфликт нельзя назвать жизненно необходимым для России. Это не народная война из рубрики «враги сожгли родную хату», как это было в 1812 или в 1941 годах. Да даже войну 1914 года России избежать было куда сложнее.
Тем не менее, агитация Российской империи существовала: многочисленные плакаты продолжали выходить даже тогда, когда стало понятно: война складывается для нас неудачно. Подборку таких вот плакатов я для вас и подготовил.
Особое внимание уделялось казакам, которые зачастую на плакатах символизировали Россию. Иногда за основу брались реальные события: стычки и удары по тылам, как здесь:
Но зачастую создатели подобных плакатов использовали образ казака как воплощение мощи русского оружия, в гипертрофированном виде:
Источник
al_fn_kaffeeff
Блог Александра Кафеева
Анализ интересной информации
Как известно из Истории царской России, в 1904 году началась русско–японская война. Но война шла не только на суше и море, она также шла и на идеологическом фронте, с помощью печатных форм военной патриотической пропаганды.
Первым печатным артефактом, относящимся к русско–японской войне, можно назвать Высочайший манифест Императора Николая II на войну с Японией 27.01.1904 г.
Манифест был опубликован во всех газетах и расклеен в людных местах городов и поселений.
Война началась. В газетах появились первые карикатуры на Японию.
В германской прессе, бывшей на тот момент негласной союзницей Японии, уже появились первые рисованные картинки японского нападения на русскую эскадру, которое послужило официальным поводом к войне.
Русские также не стали медлить с реакцией на известные события и выпустили свою печатную форму, посвященную беспримерному подвигу крейсера «Варяг»
Японцы, разумеется, также отреагировали на свою победу, продемонстрировав всему миру печатную продукцию, изображающую плененные русские флотские экипажи.
Мирная Россия, далекая от событий на Дальнем Востоке, восприняла войну с иронией, с самонадеянностью, с удивлением – как это, какая–то далекая, загадочная бамбуковая страна посмела объявить войну Российскому государству? Гимназисты бросились искать Японию на картах мира, вчитываясь в экзотические названия городов, добровольцы записывались в войска, эшелоны потянулись на Восток.
Уникальная кинохроника мобилизации в русскую армию.
Россия воспылала квасным патриотизмом. Эта удаль и хвастовство отражается в патриотических лубках, народных (фольклорных) картинках, с раскрашенным графическим изображением, растиражированным печатным способом. Стоимость одного лубка в среднем равнялась 1,5–3 копейки.
Лубки пользовались огромным спросом, их вешали на стены в домах на видном месте, хранили в специальных альбомах.
Лубок, как форма печатной продукции, был призван преследовать следующие цели:
– Стимулировать патриотические настроения в народе;
— Популяризировать русско-японскую войну;
– Поддержать высокий моральный дух Российской армии.
В целом лубки, посвященные русско–японским отношениям того времени, были похожи на современные комиксы, со своими главными героями. События в лубках приобретали сказочную форму, мало имеющую отношения к реалиям войны.
Лубок, демонстрирующий огромного русского мужика, символизирующего Российскую мощь, на фоне потопленных японских кораблей и сговаривающихся противников, японского генерала, китайского мандарина, американского дяди Сэма и т.д.
Лубок, демонстрирующий сказочного Емелю ленивца, который одним движением кулака уничтожает весь японский флот.
Популярный лубок «Посидим у моря – подождем погоды» демонстрирующий незыблемость наших восточных границ и марионеточную сущность японской военщины, подстрекаемой иностранными милитаристами.
Лубок, изображающий донского казака, который хлещет ногайкой японского милитариста
Лубок, демонстрирующий удаль и победу Русского флота над японским агрессором
Лубок, изображающий злого русского казака, расправляющимся с японским солдатом. Призван демонстрировать справедливую ярость, мощь и удаль Русских войск.
Лубок «Вася Флотский», демонстрирующий силу и спокойствие русских военных сил и их презрение к проискам милитаристов.
Кроме лубков, патриотические отношения в обществе поддерживали и специальные плакаты.
Плакат «Россiя за правду!», призван отражать справедливость отпора японским агрессорам и неминуемое возмездие.
Россия–Победительница против огнедышащего японского дракона.
А вот интересный плакат, который призван поддерживать моральные устои женщины в обществе во время войны.
Дескать, не дело развлекаться и легкомысленно крутить шашни с японскими коммерсантами, когда нашим войскам на фронте нелегко! Нужно перестраиваться, всецело помогать фронту!
Японцы тоже не отставали от наших в изобилии идеологических печатных форм, основой которых были японские гравюры.
Японские солдаты служат буддийский молебен перед отправкой на фронт
Гравюра, изображающая несокрушимого японского солдата, побеждающего русских
Гравюра, изображающая победоносную штыковую атаку японской пехоты
Изображение, демонстрирующее удаль японского матроса перед русским военным медведем.
Гравюра, изображающая японский госпиталь.
Причем на картинке показано, что и русских военнопленных японцы лечат также одинаково, как и японских раненых. Очень сомневаюсь.
Плакат, изображающий мощь английских танков, поставленных на вооружение в японские войска
Японская познавательная гравюра для школы полковой разведки, показывающая русского казака и конную казачью лаву
Японцы также не гнушались и фантастическими сюжетами. Ниже феерическая серия комикса про то, как японские войска лихо завоевывают весь Дальний Восток и Сибирь.
А это уже и вовсе удар ниже пояса…
А между тем, война продолжалась…
Уникальная кинохроника с русско–японского фронта.
Россия уже жила по военному времени, все глубже погружаясь в горнила кровопролитной войны.
Постоянные просчеты военного руководства приводили к огромным потерям среди личного состава Русских армий.
Российские Социал–демократы, ярые противники царизма, язвительно реагировали на каждый провал генералитета карикатурами в подпольных газетах.
Карикатура в газете «Искра» на инспекционную поездку Николая II на Дальний Восток.
Кровопролитная война закончилась поражением России. Войска были отозваны домой, многие офицеры ветераны, будучи изрядно ранены в военных событиях и разочаровавшись в патриотических надеждах, написали Николаю II прошения об отставке
Потери России составили 400 тыс. убитыми, ранеными, больными и пленными. Потери Японии составили около 135 тыс. солдат и офицеров.
Через несколько месяцев в России грянула Революция 1905 года.
Источник
Файл:Посидим у моря, подождём погоды. 1904.jpg
Краткое описание [ править ]
Типичная русско-японская война: один русский Гулливер на 5 японских и европейских лилипутов.
Лицензирование [ править ]
| Добросовестно используем! Эта картинка взята из Интернета. |
По всей видимости, она защищена авторским правом.
Однако, скорее всего, её использование
на страницах Абсурдопедии автору никак не навредит.
Если вы против, чтобы ваше изображение
здесь находилось, дайте нам знать, мы его удалим.
История файла
Нажмите на дату/время, чтобы просмотреть, как тогда выглядел файл.
Дата/время | Миниатюра | Размеры | Участник | Примечание | |
---|---|---|---|---|---|
текущий | 10:16, 29 декабря 2012 | 800 × 597 (140 КБ) | Контрреволюционер (обсуждение | вклад) | Типичная русско-японская война: один русский Гулливер на 5 японских и европейских лилипутов. Категория:Изображения:Люди |
- Вы не можете перезаписать этот файл.
Использование файла
Следующая 1 страница ссылается на данный файл:
Источник