Мыс Каменный
Где находится Мыс Каменный?
Мыс Каменный – населенный пункт в Ямало-Ненецком автономном округе, который получил статус сельского поселения в 2004 году. В поселке проживает чуть более полутора тысяч человек. Состоит Мыс Каменный из трех районов, которые ярко отражают его историю: Авиаторов, Геологов и Запалярной геофизической экспедиции.
Если у Вас возникает вопрос, где находится Мыс Каменный, то найдите на карте столицу ЯНАО Салехард. Если от этого города по прямой двигаться на северо-восток, то через 380 километров вы и найдете поселок Мыс Каменный. Он находится на побережье озера Ямал на левом берегу Обской губы. Территория сельского поселения составляет более 5 тысяч гектар.
Мыс Каменный: история
Поселок Мыс Каменный начинает отсчет своей истории с 40-х годов 20 века. Тогда это место было выбрано для строительства секретного порта Северного военно-морского флота. Работы уже были начаты, когда оказалось, что Обская губа не подходит для возведения порта. Акватория залива имеет слишком малую глубину. К тому времени Мыс Каменный уже имел аэропорт.
Аэродром, который размещался в поселке Мыс Каменный, был закрытой военной базой. Резервным аэропортом для самолетов, которые охраняли государственную границу. Уже в конце 50-х годов воздушная гавань поселка Мыс Каменный начала принимать первые гражданские суда, грузовые и почтовые самолеты. Через 10 лет на базе аэродрома была организована авиа эскадрилья объединенной гражданской авиации. Еще через десятилетие ее преобразовали в авиаотряд. Во второй половине 1990-х годов он вошел в состав Тюменской «Авиационной транспортной компании», а потом стал одним из филиалов компании «ЮТэйр».
Одновременно с развитием авиационной отрасли шло исследование Западной Сибири. Именно Мыс Каменный в России стал стартовой площадкой для освоения Ямала. Нефтегазоразведовательная экспедиция высадилась на Каменный Мыс, где и начались работы по освоению месторождений. Исследователи подтвердили наличие нефти в Харасавэя, Сабетты, Бованенково, Новый порт.
В то время вся страна узнала, где находится Мыс Каменный. Он стал центром покорения Ямала. Маленькая деревушка переросла в большой населенный пункт Мыс Каменный.
В 70-е годы нефтяные и газовые месторождения Мыс Каменный начали обустраивать. Было завезено около трехсот установок для бурения, пройдены тысячи метров глубины. Прошла огромная подготовительная работа. Развитие месторождений стимулировало развитие поселка. В 1981 месторождения Мыс Каменный дали первый газ.
После распада Советского Союза многие отрасли пришли в упадок. Мыс Каменный в России, известный как центр освоения недр Ямала, начали покидать люди. На пике развития численность населения здесь составляла 6 тысяч человек. А после развала Союза Мыс Каменный, где были приостановлены многие работы, опустел. Осталось чуть более 2 тысяч человек.
Новый виток развития населенного пункта Мыс Каменный стартовал в 2000-х годах. В 2014-ом «Газпром нефть» завершила возведение первой нити нефтепровода, который связал Новопортовское месторождение и поселок Мыс Каменный. Тогда же стартовала закладка второй нити.
Сейчас в селе Мыс Каменный идет возведение субарктического терминала. Он позволит организовать здесь загрузку танкеров по перевозке нефти. В год терминал сможет пропускать до 6,5 миллионов тонн нефти.
Мыс каменный: перспективы развития
Мыс Каменный сейчас из депрессивного региона стал превращаться в базу арктического нефтеналивного терминала. Вскоре недалеко от поселка нефтяники начнут осваивать Малоямальское месторождение. С новым витком развития нефтяной промышленности на Мыс Каменный пришло и развитие социальной сферы. Здесь строятся жилые дома, детские сады и школы.
В 2017 году на Новопортовском месторождении начнется строительство газотурбинной электростанции. А спустя год этот объект производства электроэнергии будет подключен к одному из микрорайонов поселка Мыс Каменный.
В процессе строительства арктического наливного терминала в поселке Мыс Каменный компания «Газпром нефть» планирует возведение сооружений водозабора и водоочистки. При их проектировке была учтена возможность подключения объектов к инфраструктуре населенного пункта.
Источник
Мыс Каменный: поселок без камней, или почему у него такое название
На географической карте России много мест со странными названиями, не отвечающими реальности. Чаще всего их происхождение связано с чьей-то ошибкой. И одно из таких мест — Мыс Каменный на полуострове Ямал. Ведь когда ступаешь на его территорию, ожидаешь увидеть груды камней или горную гряду. Но там полное отсутствие камней. Зимой — снег и лед, летом — тундра и песок. Так откуда же такое странное название?
Где он?
Найти поселок не составит большого труда, если ввести в навигатор его координаты: N 68°28’19.7724″ E 73°35’25.2492″. Хотя статус сельского поселения он получил только в 2004 году. Но если возможности воспользоваться навигатором у вас нет, то найдите на карте столицу округа — Салехард, и от него проведите прямую линию на северо-восток. Через 380 км вы и увидите поселение.
Бесконечная тундра вокруг маленькой точки, родинки на теле полуострова Ямал на левом берегу Обской губы в Ямало-Ненецком автономном округе. Так выглядит Мыс Каменный на карте. Но значение поселка для страны велико.
Откуда такое странное название? Ошибка, совершенная штурманом И. Н. Ивановым еще в 1828 году, стала роковой. А все из-за того, что на языке коренного населения ненцев название поселка звучит «Пэй-саля» (означает Кривой мыс), схоже по звучанию с «Пэ-саля» (переводится как Каменный мыс). Но ненцы не обижаются на ошибку и даже насыпали в честь Иванова двухметровый курган на берегу пролива Малыгина. Он так и называется «Турман-Юмба» — Курган Штурмана.
Немного истории
Поселок разделен на три части, которые ярко отражают историю развития самого поселка: Аэропорт, Геологи, Заполярная геофизическая экспедиция (ЗГЭ). Причем каждый из микрорайонов стоит обособленно, и расстояние между ними составляет от 1 до 5 км. Но если взглянуть на карту СССР 40-60-х годов прошлого столетия, то вы не найдете этот поселок. А все из-за секретности. Ведь в 1947 году XX века здесь начали строительство секретного порта Северного ВМФ. Позже выяснилось, что глубина акватории возле Обской губы слишком мала, так что порт здесь разместить не получится, но аэропорт уже построен, и на нем размещают закрытую военную базу, охраняющую границы СССР.
В 50-е годы аэропорт начинает принимать и гражданские суда. Началось активное освоение территории полуострова Ямал и его геологические исследования. Были открыты нефтяные и газовые месторождения, которые в семидесятые годы начали активно осваиваться. Установлены скважины, из которых в 1981 году был получен первый газ.
Третья часть поселка Мыс Каменный (ЗГЭ) была построена в 80-е годы. В дальнейшем их ждали тысячи метров пробуренных скважин, строительство сотен буровых установок, открытия новых месторождений нефти и газа.
Но грянул 1992-й. СССР распался, многие отрасли, в том числе и нефтегазодобыча, пришли в упадок. Люди, работавшие в Каменном Мысе, по фото которого можно увидеть, насколько неприветлив полуостров, в поисках лучшего. Численность населения падает с 6 тыс. до 2.
Напорный нефтепровод
Но время идет, начинается новый век, и новый виток освоения недр земли. 2013 год, февраль, начато строительство напорного нефтепровода от Новопортовского месторождения до приемо-сдаточного пункта у поселка Мыс Каменный. Первая нитка завершена к 2014 году, начато строительство второй.
Протяженность нефтепровода составила 102 км, а диаметр трубы был 219 мм. Суровые климатические условия и сложности в строительстве не смогли остановить желание обогатиться за счет нефтяных месторождений.
Сегодня
Если в 2014 году население в поселке составляло всего 1 635 человек, то с развитием нефтегазодобычи население начало увеличиваться, в том числе и за счет переселенцев с Донецкой и Луганской области Украины. Социальная сфера здесь весьма развита. Сложно поверить, что вы находитесь на Севере, настолько все цивилизованно — почта, больница, поликлиники.
Одновременно со второй нитью трубопроводов в 2014 году начали в поселке Мыс Каменный строить и субарктический терминал, который позволит осуществлять загрузку жидкого топлива в танкеры, которые могут ходить как по морю, так и по рекам. Планируемый объем загрузок до 6,5 млн т в год.
В 2017 году начато строительство электростанции с газовой турбиной, которую планируют ввести в эксплуатацию в конце этого года. Она будет снабжать электричеством в том числе и жилой микрорайон «Геолог». Одновременно возводятся сооружения для забора и очистки воды, которую будут подавать в том числе и в жилые районы.
Строятся и социальные объекты — детские сады, школы, жилые дома. Квартиры в новых зданиях предназначены как для переселения жителей из ветхого жилья, так и для вновь прибывших.
Источник
Мыс Каменный
Село (ранее поселок) Ямальского района. Население — 1745 жителей на 2005г, в т.ч. ненцев 517, хантов 9. По переписи 2002г русских 57%.
На апрель 2010-го года проживает более 2 тыс. человек. При переписи 2010г учтено 1653 постоянных жителя, в 2015г — 1311 чел..
Есть пекарни, международная телефонная связь, аэропорт (который принимает даже небольшие самолеты), станция загоризонтного слежения, больница, школа-интернат, гостиницы, магазины, коммунальные службы, милиция, горнолыжный комплекс, пограничная застава «Мыс Каменный» ОАП (Отдельного арктического погранотряда).
Бывший форпост геологов.
Название получило от географического мыса, названного еще в 19 веке. Когда лейтенант Овцын провел первую картографическую операцию Обской губы, то на карте на западном побережье он написал: «место, где кочует каменная самоядъ».
После чего было принято считать, что берег Оби в этом районе исключительно каменистый. Такой же, как на Кольском полуострове. Однако «каменная самоядъ» у Овцына значило не что иное, как ненцы, кочующие в предгорьях Урала. Уже после войны, обследовав берег, ученые пришли к выводу, что здесь исключительно песчаное дно, и главное, кругом мелководье.
travel.presscom.org/3958.html
Во время II мировой войны — место проведения блестящей контрразведывательной операции.
Провал операции «Вундерланд» в 1943 году заставил фашистов сменить тактику и начать массированные атаки под водой. Началась операция под кодовым названием «Прыжок кошки» — блокада подводными лодками западного участка Севморпути.
Раскрыв планы врага, советские разведчики провели контроперацию. Была спланирована и проведена чётко организованная акция дезинформации противника, в результате которой была сорвана попытка гитлеровцев создать немецкую базу в районе Обской губы, которая обеспечила бы выход противника на жизненно важную трассу арктических конвоев.
Было принято решение имитировать военно-морскую базу в районе Мыса-Каменного. Немецкая авиация интенсивно совершала облеты Северного морского пути и наши военные посчитали, что муляж будет обязательно замечен противником и заставит насторожиться.
В район посёлков Новый Порт и Мыс Каменный в срочном порядке стали завозить строительную технику, и, конечно, дешёвую рабочую силу — заключённых с лагерей Воркуты и Салехарда. В рекордно короткие сроки были возведены уникальные по своей конструкции деревянные пирсы для якобы базирования советских подводных лодок.
Операцию «Прыжок кошки» свернули так и не начав. Надводные немецкие суда в Карское море никогда больше заходили. Когда угроза миновала, строительство свернули. Пирс на мысе Каменном скоро смыло штормами, а уникальный пирс в Новом Порту (он на десятки метров, словно подвесной мост, проходил над водой), построенный по проекту военнопленного Густава Бекмана, вошёл в комплекс Новопортовского рыбозавода и до сих пор используется.
К идее строительства военно-морской базы вновь вернулись уже в 1947. В 1947-1949 г.г. разворачивается масштабное секретное строительство целого комплекса портовых сооружений для дислокации флота (501 стройка ГУЛАГ). Работы велись заключёнными Обского исправительно-трудового лагеря, в основном немецкими военнопленными. Предполагалось построить железную дорогу от Салехарда до Нового Порта и Мыса Каменного. Сама база флота должна была находиться в Мысе Каменном, а в Новом Порту строили различные вспомогательные объекты.
Строительство было почти закончено, но в 1949 г. срочно свёрнуто.
75.yanao.ru/pobeda/voyna_arktika.html
Новый порт предполагалось использовать как опорный пункт Севморпути, а также для размещения основных сил Северного военно-морского флота.
Активным сторонником строительства новой базы для Северного ВМФ был известный полярник И.Д.Папанин и его соратник П.П. Ширшов, ставший к тому времени консультантом В.М.Молотова по вопросам освоения Севера.
4 февраля 1947 г. Совет Министров СССР принял постановление № 228-104-сс «О производстве проектно-изыскательских работ по выбору места для строительства порта, судоремонтного завода в районе Обской губы и железной дороги от Северо-Печорской магистрали до порта. Изыскательские работы по железной дороге предписано было начать не-медленно и проводить за счет МВД а порта — за счет Главсевморпути (ГСМП). Окончить их было намечено к 1 августа 1947 года. Уже 17 февраля 1947 г. была организована Северная проектно-изыскательская экспедиция, а первая группа изыскателей вылетела специальным авиарейсом в район Мыса Каменного уже через трое суток после принятия решения о производстве проектно-изыскательских работ. В таком же срочном порядке формировались и отправлялись туда отряды изыскателей и проектировщиков. В марте, создав опорные базы в Воркутe, Салехарде и Новом Порту, приступили к полевым работам, которые предстояло провести в наименее исследованных районах Советского Союза. Совет Министров СССР 22 апреля 1947 г. принял постановление № 1255-331 — сс, в котором обязал МВД немедленно приступить к строительству крупного морского порта на Мысе Каменный, судоремонтного завода и жилого поселка, а также начать строительство железной дороги от Печерской магистрали к порту. Для производства работ 28 апреля 1947 г. приказом министра внутренних дел СССР С. Н. Круглова было создано Северное управление, Главного управления лагерного железнодорожного строительства (ГУЛЖДС) и строительство №501, которому подчинялось также Управление ИГЛ и строительство №502, ГУЛЖДС МВД СССР, ведавшее строительством порта. В партийном отношении стройку курировал Коми обком ВКП/б/.
Центром строительства, стал поселок Абезь, расположенный в Коми АССР у впадения р. Усы в Печору, южнее ст. Чум. Ранее там рас-полагалось управление Печорского лагеря, строившего дорогу на Воркуту. Новая стройка унаследовала его помещения и кадры. Управление строительства помещалось, как вспоминал один из бывших заключении этого ИТЛ Лазарь Шерешевский, в длинной землянке. Там же, в Абези находилась штабная колонна, где содержались заключенные, работавшие в управлении стройки и производственные лагерные колонны. Начальником Северного управления ГУЛЖДС (СУЛЖДС) и строительства № 501 МВД СССР был назначен Василий Арсеньевич Барабанов. ГУЛЖДС и Управлениям ИТЛ и строительствам №№ 501 и 502 предстояло построить железную дорогу от ст. Чум до морского порта в Мысу Каменном, протяженностью 500 км и соорудить там порт, судоремонтный завод и жилой поселок.
В мае-июне 1947 г. СУЛЖДС приступило к работе. 13 мая начались земляные работы от ст. Чум на Восток. 2 августа 1947 г. был сдан в эксплуатацию первый мост «501-ой» через р. Воркута (Фотография этого события есть на вашей выставке) Строительство было настолько важным, что финансировалось по фактическим затратам через Промстройбанк Коми АССР.
К 5 декабря 1947 г. было открыто рабочее движение поездов на участке «Чум — Собь», протяженностью 118 км. Последние 31 км этого уча-стка проходили уже по территории Тюменской области. Через Полярный Урал дорога была проложена по Собь — Елецкой долине, прорезавшей его насквозь. По этому проходу в горах с незапамятных времен проходила «ворга» — тропа оленеводов. Станция Елецкая была расположена на территории Коми АССР, а разъезд Собь, к которому подошла магистраль к декабрю 1947 г. находился уже на территории Приуральского района Ямало-Ненецкого национального округа Тюменской области. За неполных 5 месяцев работ было организовано 10 строительных подразделений. Обский лагерь, который в 1948 г. стал основным в системе СУЛЖДС.
К концу 1947 г. выяснилось, что для возведения порта потребуется огромное количество строительных материалов, отсутствовавших поблизости. Гидрографические исследования акватории будущего порта и подходов к нему со стороны Карского моря показали, что потребуются большие работы по углублению дна, которые не обеспечат все же глубин, достаточных для крупных океанских кораблей. Первый лихтер, прибывший к Мысу Каменному с открытием навигации в 1947 г., из-за мелководья не смог подойти к берегу ближе, чем на 2-3 километра. И все же, к концу июля на Мысу возник первый строительный городок и развернулась подготовка к приему следующих эшелонов строительных подразделений и техники.
Источник