Иван Константинович Айвазовский (Русский художник)
Лунная ночь Айвазовский
Великий художник Иван Константинович Айвазовский написал несколько тысяч удивительных картин, многие из которых получили мировую известность и покорили сердца ценителей искусства. Большую часть своих шедевров Иван Константинович посвятил морю и природным стихиям. В его картинах в основном изображено бурное море, которое подвержено негативным действием природных явлений и стихий. Но встречаются и изображения спокойной морской атмосферы.
Невероятную красоту ночных пейзажей передавал в своих шедеврах Айвазовский. Лунная ночь имеет завораживающий вид в его исполнении. Ему удается показать все прелести моря ночью, передать каждую мелкую деталь в отражении воды. Углубляясь в творчество художника, сразу можно понять, что очень сильно любит Айвазовский море. Лунная ночь, также впечатляет и вдохновляет его. Именно в сочетании моря и луны создано множество его величайших картин. Пересматривая все картины можно заметить, что предпочитал именно лунные ночи Айвазовский. Описание подобных картин только подтверждает это.
Любовь к морю художника появилась не просто так, ведь Иван Константинович родом из Крыма, где огромное количество красивых и живописных мест. Именно на берегу Черного моря художник получал вдохновение для создания многих своих картин. Множество своих шедевров Айвазовский написал именно про Крым.
Родной город для Айвазовского Феодосия. Здесь он провел свое детство, и уже в то время постепенно влюблялся в море. Уже с детских лет юный художник проявлял свои таланты, обрисовывая стены домов. Затем, уже, будучи взрослым, и окончив художественную академию, Иван Константинович написал много картин, изображающих лучшие морские виды города.
Феодосия. Лунная ночь. 1880 год.
Одна из таких картин Айвазовского «Феодосия. Лунная ночь». На ней изображена ярко выраженная лунная тропа в спокойном море, одно из любимейших видов автора. Вдали виднеются два корабля и склоны гор. Также на переднем плане можно заметить двух людей, ведущих беседу. Картина очень гармонична, на нее можно смотреть долгое время и постоянно замечать новые детали. «Феодосия. Лунная ночь». Иван Константинович Айвазовский написал эту картину в 1850 году. После этого он написал еще две картины с этого же ракурса. Все они изображают ночь, море и лунный свет, остальные детали меняются. Глядя на эти три картины, приходит огромное восхищение творчеством Айвазовского. Как четко он передал каждую деталь ночного вида данного берега Черного моря. Наверное, именно это место пришлось по душе художнику, так как он часто бывал здесь в детстве. Эта купальня находится недалеко от его дома.
Для Айвазовского лунная ночь в Крыму была особым источником вдохновения. Красотам этого полуострова было посвящено множество картин. Он объездил многие приморские города Крыма и оставил на своем полотне лучшие морские виды.
Вид Одессы в лунную ночь. 1855 год.
Иван Константинович также бывал в Одессе и запечатлел Черное море с других берегов. Также не мог оставить без внимания Айвазовского вид Одессы в лунную ночь. Именно так он назвал свою картину, созданную в данном черноморском городе «Вид Одессы в лунную ночь». На ней изображены море, морской порт и несколько кораблей. Также небольшая лодка с рыбаками, отправляющимися на ночной улов. Виднеются тучи, погода не совсем ясная, но это не мешает луне отображать свою коронную тропу в водах Черного моря.
Галатская башня в лунную ночь. 1845 год.
Айвазовский часто бывал в Турции. Художника привлекали необычайные пейзажи восточной страны. Он поддерживал хорошие отношения с турецкими султанами. Часто рисовал им в подарок картины с впечатляющими видами или портретами султанов, а также выполнял работы на заказ. Большее количество картин, созданных в Турции, были написаны в Константинополе. Это не удивительно, ведь тут есть вдохновение для художника мариниста. Одна из популярных картин, посвященных путешествиям в Турцию «Галатская башня в лунную ночь». Айвазовский изобразил завораживающий вид на башню — один из главных символов города. Хорошо изображен турецкий народ, ведущих размеренную ночную жизнь. Также не осталось без внимания спокойное море, отражающее в себе яркую луну. Погода хорошая, что видно по чистому небу, яркой луне и спокойному морю. Вдали виднеются мечети, что придает картине восточного колорита. В спокойном море множество рыбацких лодок вышли на охоту.
Море, лунная ночь Айвазовского описание этих природных красот наиболее привлекает в создании своих шедевров. У него, как ни у кого другого это отменно получается. Такое дается только при огромном таланте и искренней любви к морю.
Айвазовский очень много путешествовал по разным странам. Его очень привлекали морские путешествия, после которых он получал наибольшее вдохновение. Некоторые свои шедевры он производил именно в плавании. Наиболее его привлекали путешествия в приморские города. Айвазовский также посещал галереи и музеи, знакомился с творчеством иностранных художников. Помимо создания собственных картин, он копировал картины других творцов.
Привлекала художника Италия. Здесь было создано множество великих картин. Он объездил множество итальянских городов и запечатлел самые яркие места на своем полотне. Конечно же, не мог оставить без внимания Айвазовский лунную ночь Неаполя. Ночные пейзажи именно с лунными видами наиболее нравилось художнику изображать на холсте. В каждой стране он по-особому передавал все детали, пытаясь передать колорит данной страны и сопутствующую атмосферу.
Лунная ночь на Капри. 1841 год.
Если продолжать описывать Ивана Айвазовского лунные ночи, воспроизведенные на холсте, то стоит упомянуть еще о нескольких картинах. Картина Айвазовского лунной ночи 1841 года создания, получила название «Лунная ночь. Капри». Она отличается от вышеописанных картин. Изображен берег моря, небольшие волны. Виднеется нос деревянной лодки, с которого два подростка любуются морским пейзажем. Картина содержит не много объектов для исследования, но стоит отметить, как художник изображает мелкие детали. Каждая волна, как она меняется под направление ветра – все это художник мастерски передает в своих картинах. Для такой трепетной работы нужно по-настоящему прочувствовать каждую деталь, а это может сделать только человек, влюбленный в море.
Лунная ночь. 1849 год.
Картина Айвазовского «Лунная ночь» 1849 года создана на пике его творчества. Море, корабли, лунная тропа – стандартные объекты картин мариниста, но как они написаны, не может не восхищать ценителей настоящего искусства. Как мастерски художнику удается изображать привычные объекты настолько воодушевленно и по-разному. Предавать значение каждому отблеску луны в воде, каждому гребню волны. Все это можно прочувствовать, только глядя на эти картины великого художника.
Изучая подробнее творчество Айвазовского легко заметить, что на протяжении его шестидесятилетней художественной деятельности постепенно меняется палитра красок, передаваемых на холсте. Но он всегда отличался своеобразным методом рисования. Для определенной картины он брал небольшое количество красок, но все они придавали гармоничный вид изображения, отлично сочетались между собой и придавили холсту особый вид. Некоторые картины созданы всего при помощи 3-5 видов красок, но плавные переходы, смешивания цветов не позволяют этого так просто заметить.
Также, можно заметить, что картины выполнены в одной цветовой гамме и отдельному предмету не присущ цвет, который выделяется из общей массы. Все подчиняется отблескам природных оттенков и освещению.
Отчетливость формы объектов картины, малое количество применяемых цветов, внимание к каждой мельчайшей детали – все это главные изюминки художника. Он также умело играл цветами, даже при использовании скудной красочной гаммы, за счет противостояний цветов, он мог добиться яркости и четкости полученного изображения.
Несмотря на то, что Айвазовский считается художником маринистом, в его исполнении отлично вышли и портреты, пейзажи гор, природы и другие виды художества. Все же по-душе Ивану Константиновичу приходились моря и все что с ними связано.
Айвазовскому Ивану Константиновичу лунные ночи в сочетании с морской водой приносили наибольшее вдохновение. Это также можно заметить, посмотрев его известные шедевры, написанные с моря. Невзирая на то, что картины изображают ночь, все отчетливо видно благодаря освещению луны. Ее свет в картинах отражает каждый объект и деталь, которые гармонично смотрятся при лунном свете.
В своих картинах где изображено море, водной стихии художник уделял наибольшее значение. Все остальные объекты он наносил с первого раза, а вот для изображения морской воды, художник маринист прикладывал необыкновенные творческие способности. Он пытался выразить каждую волну, каждый гребень, а также реалистичное отображение неба в воде. Для этого уходило огромное количество времени и сил, ведь приходилось наносить несколько слоев, применять методы лессировки, чтобы добиться нужного сочетания цветов, эффекта прозрачности воды и других отличительных качеств, присущих только творчеству Айвазовского.
Айвазовскому Ивану Константиновичу одному из немногих маринистов получилось так мастерски передать завораживающую морскую природу на своем холсте. На его картины можно смотреть долго и наслаждаться пейзажами. Очень реалистично ему удавалось воспроизвести природные стихии и море. Картины художника гениальны, как и те, что изображают день, так и ночные. Глядя на любую из них, убеждаешься в необычайном таланте великого художника мариниста Айвазовского.
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Авиация (149)
- Астрономические явления (17)
- Атмосферные конвективные явления (13)
- Атмосферные оптические явления (30)
- Атмосферные электрические явления (13)
- Бабочки (20)
- ВАТИКАН (23)
- Владимир Джанибеков (8)
- Водолей (20)
- Вокруг Солнечной системы (80)
- Вопрос-Ответ (2333)
- Габсбурги (15)
- Гаремы (7)
- Далёкий космос (111)
- Дальние страны (1167)
- ДИНАСТИИ (39)
- Дорога — это жизнь (39)
- ДОСЬЕ (38)
- Животные (526)
- Загадки истории (445)
- ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ИМЕНА (857)
- Замки и Дворцы (27)
- ЗАПОВЕДНИКИ (13)
- ЗДОРОВЬЕ (263)
- Земля (140)
- ЗЕРКАЛО (5)
- Искусство (672)
- Истории любви (183)
- ИСТОРИЯ (2282)
- История одного стихотворения (2035)
- История одной картины (1115)
- Книги для детей (256)
- Краса ветвей зависит от корней (29)
- КУЛЬТУРА (247)
- Легенды и мифы (166)
- ЛИТЕРАТУРА (255)
- ЛИТЕРАТУРНЫЕ ГЕРОИ (187)
- ЛИЦА ИСТОРИИ (496)
- ЛИЦА РАЗВЕДКИ (159)
- ЛЮДИ (516)
- Люди-легенды (120)
- МАЯКИ (9)
- Микеланджело Буонарроти (29)
- Микробиология: ВИРУСЫ и БАКТЕРИИ (29)
- МИКРОмир (16)
- Мода (51)
- Москва (73)
- Музеи (123)
- Наполеон Бонапарт (68)
- Насекомые (104)
- НАУКА (572)
- Облака (14)
- Оружие (23)
- ОТКРЫТИЯ и ИЗОБРЕТЕНИЯ (248)
- ПАРАЗИТЫ (23)
- Первые среди равных (194)
- ПЛАНЕТАРИЙ (81)
- Поэзия (751)
- Праздники (52)
- Притчи (34)
- Проза (474)
- Прошлое и настоящее Ташкента (202)
- Психология (80)
- Птицы (212)
- Растения (107)
- Рекорды (19)
- РОЗА ВЕТРОВ (22)
- Романовы (103)
- Россия (1180)
- Сады и парки (34)
- Самарканд — столица Тамерлана (22)
- Санкт-Петербург (112)
- Символы (159)
- Скульпторы (38)
- СЛОВАРЬ (76)
- Соборы и Мечети (65)
- СПИРАЛЬ ВРЕМЕНИ (23)
- Судьбы человеческие (1543)
- ТАЙНЫ и ЗАГАДКИ (368)
- Ташкент (18)
- Узбекистан (212)
- Фарфор (8)
- ФЕНОМЕН (167)
- ФИЛАТЕЛИЯ (179)
- Фотографии (484)
- ФОТОГРАФЫ и их фотографии (187)
- Фра Беато Анджелико (13)
- ХУДОЖНИКИ (771)
- ЦВЕТЫ (48)
- ЧАЙ (24)
- ЧЕЛОВЕК и ПРИРОДА (44)
- ЧТОБЫ ПОМНИЛИ (734)
- ЭВОЛЮЦИЯ (19)
- ЭКСПЕДИЦИИ и НАХОДКИ (289)
- ЭПОХА СССР (403)
- ЮСУПОВЫ (21)
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Луна в живописи
Настанет Ночь моя, Ночь долгая, немая,
Тогда велит Господь, творящий чудеса,
Светилу новому взойти на небеса.
– Сияй, сияй, Луна, всё выше поднимая
Свой, Солнцем данный лик. Да будет миру весть,
Что День мой догорел, но след мой в мире – есть.
«Луна», Иван Алексеевич Бунин, 15.09.1917
Фридрих Каспар (Friedrich, Caspar David) – один из лидеров романтизма в немецком изобразительном искусстве, мастер пейзажа.
Двое, созерцающие луну. Фридрих Каспар, (1819–1820 год)
Философия перехода от затемнения к свету встречается у очень немногих художников разных поколений в работах так называемого «завещательного» характера. Для Фридриха это движение к свету было, видимо, девизом всего его творческого пути. Тайна движения человеческой души подчас делает пейзажи художника возвышенно-фантасмагорическими. «Двое, созерцающие луну» – асимметричная композиция, где в контрракурсном лунном свете предстают почти силуэтные пятна двух фигур, горных камней и сказочного дерева с вывороченными корнями. Гофмановская сказка, которая «приходит к людям только ночью», позволяет в каком-то новом образе увидеть горный склон и стоящих на нём людей.
«Единственным подлинным кладезем искусства является наше сердце. Оно говорит на языке чистой детской души. То произведение, которое не вылилось из этого источника, может быть только фокусничанием. Каждое настоящее произведение искусства замысливается художником в час просветления и затем счастливо рождается (часто совершенно бессознательно) в неудержимом сердечном порыве». (Фридрих Каспар Давид)
Ван Гог (Van Gogh) Винсент – голландский живописец.
Звёздная ночь. Ван Гог, 1889 год
Ван Гог пишет «Звёздную ночь» в июне 1889 года во время пребывания в психиатрической лечебнице Святого Павла Мавзолийского около Сен-Реми-де-Прованс. Винсент переживает тяжёлые приступы депрессии, которые сменяются моментами относительного спокойствия, и тогда он всецело отдаётся живописи. Изображение сцен в лунном свете имеет давние традиции в голландской живописи, однако до Ван Гога ни один художник не писал ночное небо с таким трепетом перед величием и непостижимостью Вселенной.
«Всякий раз, когда я вижу звёзды, я начинаю мечтать – так же непроизвольно, как я мечтаю, глядя на чёрные точки, которыми на географической карте обозначены города. Почему, спрашиваю я себя, светлые точки на небосклоне должны быть менее доступны для нас, чем чёрные точки на карте Франции? Подобно тому, как нас везёт поезд, когда мы едем в Руан или Тараскон, смерть уносит нас к звёздам. Впрочем, в этом рассуждении бесспорно лишь одно: пока мы живём, мы не можем отправиться на звезду, равно как, умерев, не можем сесть в поезд. Вполне вероятно, что холера, сифилис, чахотка, рак суть не что иное, как небесные средства передвижения, играющие ту же роль, что пароходы, омнибусы и поезда на земле. А естественная смерть от старости равнозначна пешему способу передвижения». (Ван Гог Винсент)
Земной пейзаж соединяет признаки севера и юга Франции и становится как бы обобщённым образом мирного человеческого селения. Над ним царит грозный пейзаж неба. Пока селение спит, посеребрённое лунным светом, в космическом океане длится извечный, непостижимый труд созидания миров. Звёзды, нарочито увеличенные, окружённые громадными сферическими ореолами мерцающего света, бледно-золотого, голубого и раскалённого добела создают ощущение вращения. Полумесяц пульсирует в верхнем правом углу картины, излучая столько света, что кажется больше похожим на солнце. Волна неведомого света прокатывается над горизонтом, а выше мчится, делая двойной изгиб, млечно-голубая крутая спираль, создающая стилизованный образ Галактики.
Примечателен резкий контраст между башней церкви и небесами, то есть башня выглядит довольно смешной по сравнению с Природой. Ещё боле ярок контраст между башней и огромным кипарисом, символом смерти у Ван Гога.
— Исследование математической модели «Звёздной ночи» Ван Гога показало, что картина содержит «статические отпечатки» турбулентности.
— Именно к «Звёздной ночи» Ван Гог вернулся в ночь, когда совершил самоубийство.
Айвазовский Иван Константинович – русский художник-маринист.
Такая разная Луна…
Луна, напоённая сладким летним зноем, сочная как неаполитанский апельсин…
Простывшая ночь укутывает чёрной шалью море и обнажает холодный серо-голубой агат Луны в оправе из серебряного кружева облаков…
Лунная ночь в Константинополе, 1884 год
Неаполитанский залив в лунную ночь, 1842 год
На полотне «Неаполитанский залив в лунном свете» мы видим залив, объятый ночными сумерками и словно погружённый в сон. На глади воды золотится волшебный свет лунной дорожки. Где-то вдали таинственно вырисовываются очертания Везувия. Древние башни, увитые плющом, погружены в дремоту. В одном окне чуть теплится маленький огонёк. Всё вокруг словно окутано лёгкой прозрачной дымкой.
«На картине этой вижу луну с её золотом и серебром, стоящую над морем и в нём отражающуюся… Поверхность моря, на которую лёгкий ветерок нагоняет трепетную зыбь, кажется полем искорок или множеством металлических блесток на мантии великого царя!… Прости мне, великий художник, если я ошибся (приняв картину за действительность), но работа твоя очаровала меня, и восторг овладел мною. Искусство твоё высоко и могущественно, потому что тебя вдохновлял гений!» (из записей Уильяма Тёрнера, посвящённых одному из пейзажей Айвазовского).
Башня. Кораблекрушение
Морской вид при луне, 1899 год
Лунная ночь, 1899 год
Лунная ночь, берег моря, 1885 год
Буря на море лунной ночью
«Человек, не одарённый памятью, может быть отличным копировальщиком, живым фотографическим аппаратом, но истинным художником – никогда! Движения живых стихий неуловимы для кисти: писать молнию, порыв ветра, всплеск волны – немыслимо с натуры. Для этого художник и должен запоминать их, и этими случайностями, равно как и эффектами света и теней, обставлять свою картину. Так я писал сорок лет тому назад, так пишу и теперь. Писать тихо, корпеть над картиною целые месяцы – я не могу». (Айвазовский Иван Константинович)
Дарьяльское ущелье в лунную ночь. Айвазовский Иван Константинович, 1868 год
По дну Дарьяльского ущелья бежит прославленный грозный Терек, вдоль него струится военно-грузинская дорога. Отвесные скалы уходят в высоту не меньше чем на километр. Контраст реки, водяных брызг, скал, за которыми сразу небо, делает ущелье неповторимым. Пейзаж полон мистической отстранённости от всего человеческого и укутан лёгкой грустью лунной ночи. Недаром Михаил Юрьевич Лермонтов именно над скалами Дарьяльского ущелья поселил своего Демона.
И над вершинами Кавказа
Изгнанник рая пролетал:
Под ним Казбек, как грань алмаза,
Снегами вечными сиял,
И, глубоко внизу чернея,
Как трещина, жилище змея,
Вился излучистый Дарьял,
И Терек, прыгая, как львица
С косматой гривой на хребте,
Ревел…
Демон. Восточная повесть
Михаил Юрьевич Лермонтов
Украинский пейзаж с чумаками при луне. Айвазовский Иван Константинович,
1869 год
Левитан Исаак Ильич – русский живописец-пейзажист.
В конце восьмидесятых в творчестве Левитана рождается так называемый пейзаж настроения, в котором состояние природы осмысляется как выражение движений человеческой души. В меланхолических, пронизанных тонкой музыкальностью образах Левитана современники находили отражение переживаний одинокой и страдающей души. Художник подчиняет изображение природы выражению своего замысла, передаче определённого её состояния.
«Он самый большой поэт… и самый большой чародей настроения, он наделён наиболее музыкальной душой и наиболее острым чутьём русских мотивов в пейзаже» (Игорь Эммануилович Грабарь – русский художник, искусствовед …об Исааке Левитане).
Этюд к картине «Сумерки. Луна». Левитан Исаак Ильич, 1899 год
Сумерки. Луна. Левитан Исаак Ильич, 1899 год
Медленно плывёт по небу луна – величественная владычица ночи. Однако она ещё не полностью вступила в свои права, не оттого ли столь неясно и зыбко её отражение в речной воде. Готовится к встрече с иной реальностью пожелтевший осенний лес. Беспокойно клонятся к воде деревья, словно пытаясь прочитать в ней свою судьбу. И, в отличие от луны, их отражения не так расплывчаты, ведь они принадлежат ещё не забытому дню. Именно дневное солнце, пусть даже по-осеннему неяркое, дарит деревьям жизнь. А луна ведает тихими шорохами, неверным светом, скользящими расплывчатыми тенями. Всё это пугает лес, заставляя его замереть в тревожном ожидании.
«Но что же делать, я не могу быть хоть немного счастлив, спокоен, ну, словом, не понимаю себя вне живописи. Я никогда ещё не любил так природу, не был так чуток к ней, никогда ещё так сильно не чувствовал я это божественное нечто, разлитое во всём, но что не всякий видит, что даже и назвать нельзя, так как оно не поддаётся разуму, анализу, а постигается любовью. Без этого чувства не может быть истинный художник. Многие не поймут, назовут, пожалуй, романтическим вздором – пускай! Они – благоразумие… Но это моё прозрение для меня источник глубоких страданий. Может ли быть что трагичнее, как чувствовать бесконечную красоту окружающего, подмечать сокровенную тайну, видеть бога во всём и не уметь, сознавая своё бессилие, выразить эти большие ощущения…» (Левитан Исаак Ильич)
Тишина. Левитан Исаак Ильич, 1898 год
«Тишина» – малоизвестная картина позднего периода творчества Левитана, для которого стало особенно характерным обращение к сумеречным, вечерним, лунным мотивам, так точно отражающим тревожное и беспокойное время конца 19-го века.
Джон Аткинсон Гримшоу (John Atkinson Grimshaw, 06.09.1836–13.10.1893) – выдающийся английский художник викторианской эпохи, известный своими изображениями ночного города и лунных пейзажей. На творчество Гримшоу огромное влияние оказали художники-прерафаэлиты. Следуя их стилю, он создавал свои полотна с величайшим вниманием к деталям, точно воспроизводя цвета и особенности освещения сцены. Рисовал улицы городов, виды доков Лондона, Лидса, Ливерпуля, Глазго в лунном свете. С величайшим мастерством прорабатывал Гримшоу свои полотна, добиваясь почти фотореалистичной чёткости.
Лунный свет. Джон Аткинсон Гримшоу, 1882 год
«Его картины как будто пропитаны тусклым светом газовых фонарей; от них веет туманом с набережных – убедительно переданы жутковато-уютное тепло городской ночи и повседневная отчуждённость улиц и набережных» (искусствовед Филлип Дж. Уоллер).
Саврасов Алексей Кондратьевич – русский художник-пейзажист, учитель Исаака Левитана.
Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне. Саврасов Алексей Кондратьевич,
1871 год
Картина «Осенний пейзаж с заболоченной рекой при луне» Алексея Кондратьевича Саврасова входит в масштабный цикл художника под названием «Осень». Под впечатлением личной трагедии (смерть дочери в 1871 г.) в произведениях Саврасова очень остро ощущается печаль, тревога… безмерная тоска.
Волков Ефим Ефимович (23.03.1844–17.02.1920) – русский живописец–пейзажист, член Товарищества передвижных художественных выставок, действительный член и академик Императорской Академии художеств.
При своей жизни русский пейзажист и рисовальщик, передвижник Ефим Ефимович Волков был чрезвычайно популярен. Ему принадлежит более пятисот пейзажей, около тысячи этюдов и великое множество рисунков в альбомах. Во многих крупнейших государственных художественных музеях России имеются работы его кисти.
Лунная ночь в лесу. Волков Ефим Ефимович, 1899 год
Современники называли Ефима Волкова «поэтом русской осени и русских туманов». Волков писал, в основном, пейзажи северной и средней полосы России: сюжетом своих картин он выбирал не красивые «ландшафты», а скромные уголки природы Русского Севера и в них старался подметить и передать присущие им поэзию и очарование. В лучших своих работах Волков одухотворяет пейзаж, придавая ему определённое настроение, созвучное с душевной настроенностью зрителя. Ефим Ефимович Волков избегает изображений бурного проявления стихии, и поэтому его творчеству присуще спокойное, поэтическое состояние природы – раннее утро или наступление вечера, появление луны, предзакатные сумерки. Его пейзажи притягивают тонкостью чувств и переживаний, высокой степенью одухотворённости природы. Таков, например, пейзаж «Лунная ночь в лесу», в котором художник мастерской кистью запечатлел тёплую летнюю ночь, полную чарующей неги.
ИЛЛЮЗИЯ ЛУНЫ
Кстати – о видимых размерах Луны. Если Вы станете расспрашивать своих знакомых, какой величины представляется им Луна, то получите самые разнообразные ответы. Кто-то скажет, что Луна величиной с большущую головку сыра, но будут и такие, которым она покажется величиной с яблоко или мелкую серебряную монетку. Откуда такая разница в представлениях о величине «ночного светила»?
Диск Луны, когда он находится ближе к горизонту, кажется для наблюдателя больше размером, хотя на самом деле, он меньше примерно на 1,5% по сравнению с тем, когда Луна находится в зените. Объясняется этот феномен оптической иллюзией. По теории «относительного размера», которая в данное время принята большинством учёных, визуальный размер объекта наблюдения зависит в первую очередь от размера других объектов, которые мы наблюдаем одновременно. Таким образом, когда мы наблюдаем Луну близко к горизонту, в поле нашего зрения попадают и другие объекты, на фоне которых, Луна и кажется больше, чем она есть на самом деле.
Иллюзорность этого явления подтверждают результаты измерений поперечного диаметра лунного диска при разных его положениях относительно горизонта. При отсутствии угломерных инструментов можно воспользоваться, например, спичкой, отмеряя тот её отрезок, который на расстоянии вытянутой руки точно соответствует диаметру Луны.
Дарьяльское ущелье. Лунная ночь. Куинджи Архип Иванович, 1890-1895 год
Дарьяльское ущелье проходит по границе Грузии и России. Волей судеб этот величественный пейзаж разделяет государства, но – объединяет художников в стремлении запечатлеть это чудо отвесных стен, воды и воздуха.
Вид на Неву и Адмиралтейскую набережную в лунную ночь. Беггров Александр Карлович, 1882 год
Темза при лунном свете. Генри Петер
Генри Петер (Henry Pether, 1828–1865) – английский живописец. Писал в основном пейзажи, особенно известны его пейзажи при лунном свете. Сын художника Авраама Петера, и брат Себастьяна Петера, также художника. Все трое – отец и оба сына – специализировались на пейзажах при лунном свете. Самым талантливым из них, пожалуй, был Генри.
Ночной пейзаж. Лагорио Лев Феликсович, 1886 год
Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге. Суриков Василий Иванович, 1870 год
P.S.: Луна изменчива и противоречива…
Луна возводит на пьедестал смерть («Звёздная ночь» Ван Гога, «Башня. Кораблекрушение» Айвазовского…), она свидетельница отчаянья и боли, безмерной, заболоченной тоски…, но она же покровительствует ЛЮБВИ («Двое, созерцающие луну» Фридриха Каспара, «Неаполитанский залив в лунную ночь» Айвазовского…). Луна дарует радость и надежду…
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю
Источник