Константин Симонов — Родина: Стих
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Анализ стихотворения «Родина» Симонова
К. Симонов по праву считается одним из лучших поэтов и писателей, посвятивших большую часть своего творчества Великой Отечественной войне. Будучи военным корреспондентом, он являлся непосредственным свидетелем горьких поражений и великих побед советского народа. Отличительная особенность творчества Симонова — искренность и правдивость в изложении даже неприглядных фактов. Также писатель всегда стремился показать обычного живого человека, передать его личные чувства и ощущения, а не делать масштабных героических обобщений. Яркий пример — стихотворение «Родина» (1941 г.).
С самого начала Великой Отечественной войны Симонов ощутил свою творческую ответственность за судьбу страны. Многие с насмешкой относятся к пропагандистской литературе, но в определенные исторические периоды (особенно перед лицом смертельной опасности) она действительно необходима. В невероятно тяжелый первый год войны, когда Красная армия терпела поражение за поражением, люди могли потерять всяческую надежду на победу. Суровые приказы и постановления могли задержать отступление, но они были бессильны повлиять на человеческие души. Главной задачей творческих людей становилось поддержание боевого духа. Особое значение приобретали искренние и проникновенные строки стихотворений.
Произведение «Родина» было направлено прямо в сердце каждого солдата. Симонов делает упор не на образе ненавистного врага, а на том, что дорого любому человеку. Начиная с общего изображения необъятной Родины («покрыта сеткою меридианов»), он переходит к описанию незначительных, но самых трогательных деталей. Вся страна бесконечно разнообразна, а малая родина — у каждого своя. «Клочок земли», «речонка», «песчаный берег» — эти образы бережно хранятся глубоко в душе любого человека.
Симонов не случайно проводит параллель между «тремя великими океанами» и «тремя березами». Большой и малый символические образы тесно связаны между собой. Любая малая родина является крохотной частичкой, из которых слагается огромная страна. Если каждый боец Красной армии будет сражаться насмерть ради своих «трех берез», то победа над врагом обеспечена.
Стихотворение «Родина» в годы войны пользовалось огромной популярностью. Главная мысль Симонова проникала в человеческие души и помогала поверить в собственные силы. Поэт и писатель действительно сделал большой вклад в общую победу.
Источник
Константин Симонов
Касаясь трех великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Все, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину — такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трем березам,
Далекую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной, в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть. Но эти три березы
При жизни никому нельзя отдать.
Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души.
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.
Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.
Источник
Тот самый длинный день в году
Тот самый длинный день в году
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех, на все четыре года.
Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет и тридцать лет
Живым не верится, что живы.
А к мертвым, выправив билет,
Все едет кто-нибудь из близких,
И время добавляет в списки
Еще кого-то, кого нет…
И ставит,
ставит
обелиски.
Статьи раздела литература
- Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день
- Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»
- Мы — учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
- Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?
- Как предложить событие в «Афишу» портала?
- Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.
Источник
КАСАЯСЬ ТРЁХ ВЕЛИКИХ ОКЕАНОВ
Рубрика в газете: История одного стихотворения, № 2020 / 43, 18.11.2020, автор: Владимир ХОМЯКОВ (г. САСОВО, Рязанская обл.)
С поэтическим творчеством Константина Симонова я познакомился в конце мая 1971 года, когда завершал учёбу в девятом классе. Именно тогда в моих руках оказалась только что изданная тоненькая книжица «Вьетнам, зима семидесятого». Навсегда запомнились строки: «…Не пишется проза, не пишется,/ И, словно забытые сны,/ Всё рифмы какие-то слышатся/ Оттуда, из нашей войны./ Прожектор, по памяти шарящий,/ Как будто мне хочет помочь – / Рифмует «товарищ» с «пожарищем»/ Всю эту бессонную ночь…» А вскоре в «Хрестоматии по литературе» для десятого класса прочёл я самые известные симоновские стихотворения: «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…», «Жди меня, и я вернусь…», «Родина». Но тогда и представить себе не мог, что пройдёт два с половиной года, и мне доведётся побывать на встрече с выдающимся писателем.
Стоял февраль 1974-го. Константин Симонов приехал в составе творческой бригады в Рязань, где когда-то провёл свои детские годы. Одна из встреч с читателями состоялась 21 февраля в актовом зале пединститута. Её ведущий, тогдашний парторг этого учебного заведения Леонид Чекурин предоставил поочерёдно слово поэтам – рязанцу Анатолию Сенину и ростовчанину Николаю Скрёбову, а также литературоведам – Сергею Кошечкину и Игорю Гаврилову. Выступление последнего было посвящено истории создания стихотворения Константина Симонова «Родина». Оказалось, что произведение с подобным названием было опубликовано ещё в 1940 году, в сдвоенном, майском-июньском номере журнала «Литературный современник». Вот текст первого варианта этого стихотворения:
Дойдя до трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Вся в чёрных обручах меридианов.
Огромная земля. Огромная вода.
Но есть ещё, есть родина другая,
Боясь так громко называть её,
От посторонних глаз оберегая,
Считаем мы за близкое своё
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
К нам это чувство, словно приказанье,
Не позовёшь – ворвётся всё равно.
В лесной глуши, на север, за Рязанью
Меня поймало первый раз оно…
Песчаные заплаты побережий,
Речных излучин синяя дуга,
Владимирский сосновый бор медвежий,
Заокские поёмные луга.
И каждый раз, сюда вернувшись снова,
Я знаю: можно голодать, страдать,
Но эту реку, этот бор сосновый
При жизни никому нельзя отдать.
Не правда ли, некоторые строки кажутся знакомыми? Получилось так, что та давняя публикация ещё раз подчеркнула жизненную и творческую связь знаменитого писателя с землёй рязанской. И связь неразрывную. Именно тогда, в феврале 1974 года, он произнёс знаковую фразу: «Для меня Рязань – очень многое в жизни». А в беседе с Игорем Гавриловым о творческой истории стихотворения «Родина» Константин Симонов подтвердил: «Да, это Солотча тех далёких, теперь уже довоенных лет». Но после вероломного нападения фашистской Германии на Советский Союз в судьбе всей нашей страны произошли большие перемены. Как отмечал рязанский литературовед Игорь Гаврилов, «в грозном сорок первом поэт Константин Симонов возвращается к работе над стихотворением «Родина». Сама жизнь требовала усилить патриотическое звучание мотива защиты Отечества от врага. Сапоги гитлеровских солдат топтали землю Белоруссии, Смоленщины. Фашистские танки рвались к Москве. Именно тогда и были написаны строфы, в которых создан впечатляющий образ защитника Родины, встающего на врага с последней гранатой… В переработанном, ставшем каноническим, варианте Константин Симонов возвращает читателя к ключевому образу стихотворения: трём берёзам – символу кровной связи человека с Родиной. Так из конкретных впечатлений, вынесенных поэтом из «лесной глуши, на север, за Рязанью», рождается образ, вбирающий в себя всю её: от трёх великих океанов до трёх берёз, которые «при жизни никому нельзя отдать»:
Касаясь трёх великих океанов,
Она лежит, раскинув города,
Покрыта сеткою меридианов,
Непобедима, широка, горда.
Но в час, когда последняя граната
Уже занесена в твоей руке
И в краткий миг припомнить разом надо
Всё, что у нас осталось вдалеке,
Ты вспоминаешь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспоминаешь родину – такую,
Какой её ты в детстве увидал.
Клочок земли, припавший к трём берёзам,
Далёкую дорогу за леском,
Речонку со скрипучим перевозом,
Песчаный берег с низким ивняком.
Вот где нам посчастливилось родиться,
Где на всю жизнь, до смерти, мы нашли
Ту горсть земли, которая годится,
Чтоб видеть в ней приметы всей земли.
Да, можно выжить в зной,
в грозу, в морозы,
Да, можно голодать и холодать,
Идти на смерть… Но эти три берёзы
При жизни никому нельзя отдать.
Вот пример воистину требовательного отношения к себе взыскательного мастера, каким был Константин Симонов! В тот памятный вечер он рассказывал о своём литературном пути, творческих планах, прочёл известные стихотворения военных и послевоенных лет.
А когда Константин Михайлович закончил выступление и было объявлено, что вечер завершён и пора расходиться по домам, то в переполненном зале никто не шелохнулся. Мы замерли, поражённые тем, что нам довелось увидеть и услышать. Несколько минут продолжалось это молчаливое ожидание. Затем Константин Михайлович, улыбаясь, пожелал нам успешной учёбы и спокойной ночи (было уж десять часов вечера). Только тогда все стали покидать зал. Кто-то побежал за автографом…
Уже после безвременной кончины Константина Симонова и взволновавшего сердца его почитателей известия о том, что писатель завещал развеять свой прах над Буйничским полем под Могилёвом, где в июле сорок первого принял самый памятный для себя бой Великой Отечественной, мной были написаны такие строки: « Не тлеть во гробе ли, во склепе,/ не меркнуть павшею звездой./ Так пусть взлетит гранитный пепел/ над охладевшей бороздой./ Взлетит над полем бесконечным/ – под вечер или поутру/ – и здесь взойдёт огнём предвечным,/ окаменевшим на ветру».
Бесконечное поле боя Родины нашей… И возникающий вновь и вновь образ её защитника, никому при жизни не отдавшего последнюю пядь отчей земли.
Источник