Каспийское море черные камни

Каспийское море черные камни

Нефтяные Камни окружены каменными рифами, между которыми имеются банки, подводные и надводные камни. Гавани Северная и Южная находятся у западного берега острова и образованы затопленными судами. Здесь расположены буровые вышки, соединенные эстакадами, на которых размещен поселок рабочих нефтепромыслов. Это самый восточный населенный пункт Азербайджана.

Нефтяные Камни — это уникальное морское месторождение, явившееся выдающимся событием в развитии нефтяного дела Азербайджана. Нефтяные Камни в тот период являлись крупнейшим в мире морским нефтяным месторождением, как по мощности залежи, так и по объему добываемой нефти. Нефтяные Камни по сей день являются единственным в мире городом на сваях. За короткий срок в открытом море, на расстоянии до 100 километров от берега были созданы крупные морские промыслы, оснащенные первоклассной по тем временам отечественной техникой. Нефтяные Камни считаются столицей Каспийского шельфа.

Первая практическая работа по изучению геологических структур акватории Нефтяных камней была осуществлена в 1946 году нефтяной экспедицией Академии Наук Азербайджана, в результате которой были обнаружены огромные запасы нефти.

14 ноября 1948 года, в штормовую погоду, на скалистую группу островков, полностью заливаемую волнами и пользующуюся дурной славой среди местных рыбаков, высадился первый десант, состоящий из небольшой группы отважных геологов, монтажников и нефтяников. Небольшое судно «Победа», на борту которого находились известный азербайджанский геолог А.Алиев, специалист по буровым работам Ю. Оруджев, строители-вышкомонтажники, инженеры-буровики, которые осуществляли строительство первых производственных объектов на сваях, а также руководитель созданного в 1947 г. объединения «Азнефтеразведка» С.Оруджев, осторожно приблизилось к островкам. Капитаном морского буксира «Победа», на котором плыл десант, был один из опытных послевоенных каспийских капитанов Аждар Садыхов. Десанту удалось высадиться на маленький остров, и вскоре на сваях, вбитых в дно моря, были построены первая на Нефтяных Камнях буровая установка и домик для буровой бригады площадью всего в 14 м2!

Читайте также:  Проход по дну моря

Подготовите льные работы к бурению первой разведочной скважины на Н ефтяных Камнях начались в июне 1949 года. Для создания плацдарма бурения использовали отслуживший свой срок корабль « Чванов », отбуксированный в зону Нефтяных Камней и затопленный на заданной точке. Для создания основания буровых платформ в районе Нефтяных Камней было затоплено 7 кораблей. 24 августа 1949 года бригада будущего Героя Социалистического труда Михаила Каверочкина приступила к бурению первой скважины, давшей 7 ноября того же года долгожданную нефть. Это был мировой триумф: скважина имела глубину около 1000 м, а ее суточный дебит составлял 100 тонн фонтанной нефти. В честь этого события решено было переименовать «Черные Камни» в « Нефтяные Камни ».

В настоящее время Нефтяные Камни — это более 200 стационарных платформ, а протяженность улиц и переулков этого города в море достигает до 350 километров. За прошедшие годы на этом месторождении было добыто более 160 млн тонн нефти и 13 млрд м³ попутного нефтяного газа. Здесь действует более 391 эксплуатационных скважин, каждая из которых дает в среднем до 5 тонн нефти в сутки.

Источник

Удивительный город посреди Каспийского моря — на острове из затонувших кораблей

В Каспийском море, в 42 километрах от Апшеронского полуострова, есть место под названием ​​Нефтяные Камни. Это место является легендарным, хотя и не так известно сегодня.

​​Нефтяные Камни – посёлок городского типа, крайняя восточная сухопутная точка Азербайджана. Посёлок необычный — он стоит среди воды на металлических эстакадах. И это — старейшая морская нефтяная платформа в мире, в этом качестве она даже внесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Рядом с эстакадами находится каменная гряда под названием Черные Камни. В конце 40-х годов прошлого века, вскоре после окончания Второй мировой войны, здесь началась по-настоящему «большая работа», поскольку было принято решение начать добычу нефти на морском месторождении с тем же названием — Нефтяные Камни. Нефтеносный слой на дне моря в этом районе же был и вовсе открыт в 1946 году.

Считается, что именно этот проект стал стартовым для освоения морских залежей нефти. В первую очередь с точки зрения разработки и использования новых технологий — как строительства, так собственно и нефтедобычи. Скажем, позже именно здесь впервые стали применять «кустовой» способ бурения — несколько скважин под углом с одной буровой платформы.

Долгое время Нефтяные Камни являлись крупнейшим в мире известным морским нефтяным месторождением — как в плане объёма залежей, так и в плане добычи, пик которой пришелся на 1967 год. К этому моменту в море вырос настоящий город — в многоэтажных домах поселились люди, они также, как жители обычных населенных пунктов, ходили в поликлинику, баню, столовую и магазины, здесь были построены пекарня и лимонадный цех.

В 80-х годах — а строительство началось в 1956 году — тут уже была своя «высотка» в 9 этажей, разбит свой реальный парк с деревьями и создана футбольная площадка. И даже был открыт Бакинский нефтяной техникум. Это не считая необходимых для работы и жизни электростанций, очистных сооружений, очистительной установки для воды и т.п. Всё это, повторимся, посреди моря, вдали от берега.

Протяженность улиц и переулков этого города в открытом море составляет около 350 километров! Понятно, что это не единая плоскость — передвижение осуществляется по эстакадам, которые соединяют буровые вышки. Но первая эстакада связала не просто вышки, а два острова — но это особая история!

Так вот, в 40-х начинали с обычных деревянных свай, которые вбивали в дно моря. Ведь месторождение начали разрабатывать именно с Черных Камней, которые местами входили на поверхность, местами — находились под водой, но всё же глубина здесь была не безмерно большой. Однако в любом случае это не давало возможности вести работу быстро. И было придумано необычное решение — сделать остров из потопленных кораблей.

Первые нефтяники здесь в итоге жили в каютах полузатопленного корабля — топить его надо было и для устойчивости, и для того, чтоб не унесло в море. Использовались, конечно, старые корабли, но тем не менее — затопив таким образом несколько кораблей, получилось сделать искусственный остров, потом второй — а потом соединить их с помощью эстакады.

В дальнейшем эстакады буквально разрослись — на фото видно, что сейчас это такой «морской лабиринт». Отдельным вопросом было пассажирское сообщение с Нефтяными Камнями. Добраться долгое время можно было только по воде, но путь сделали максимально коротким — от Апшеронского полуострова проложили дамбу к острову Артем (теперь он называется Пираллахи), по ней на поезде можно было доехать до порта, из которого уже можно было доплыть до места назначения.

Затем появилась возможность долететь до Нефтяных Камней на вертолете. В 1960 году здесь побывал Хрущёв, который на тот момент был главой страны. После «жалоб трудящихся» на проблемы с тем, чтоб добраться сюда, он и приказал создать здесь вертолётное сообщение — тоже, кстати, достаточно прорывное решение для своего времени.

Нефть, которой здесь оказалось много, сначала возили танкерами. Затем, с выходом на большие объёмы добычи, здесь построили 78-километровый трубопровод, который вёл к Апшеронскому полуострову. Но это уже более поздняя история — запустили его только в 1981 году. Примерно тогда же здесь появились и последние капитальные строения, которые относятся к советской эпохе.

Позже, после распада СССР, этот город столкнулся с большим количеством проблем. Не только из-за того, что месторождение стало азербайджанским, хозяйственные связи были нарушены и начала сказываться нехватка необходимых для поддержания всей этой махины в рабочем состоянии вещей. Сказалось и то, что уровень воды в Каспийском море повысился — и часть строений оказались затопленными.

Но в настоящее время город, как можно понять из азербайджанских новостей, живёт. В прошлом году, 7 ноября, Нефтяные камни праздновали юбилей — 70 лет с момента, как первый нефтяной фонтан ударил здесь с глубины 942 метра.

Если материал вас заинтересовал, ставьте лайк или подписывайтесь на канал — это позволит алгоритму «Дзена» показывать вам чаще наши публикации и публикации каналов, которые пишут на те же темы!

Источник

История Азербайджана

Научно-популярный портал по истории Азербайджана

  • Home
  • /
  • История Азербайджана
  • /
  • Рекомендуем
  • /
  • Нефтяные Камни: первый в мире город на сваях в открытом море

Нефтяные Камни: первый в мире город на сваях в открытом море

О.БУЛАНОВА

Инженерам знакома техника строительства на искусственных островах и на сваях. Но вот чтобы целый город был построен на сваях, да еще и не просто город, а специальное поселение рабочих-нефтяников, добывающих нефть в открытом море за десятки километров от берега, – такого человечество не знало никогда.

Однако такое чудо было построено – в 1949 г. в 42 км от Баку в открытом море, и факт этот был зафиксирован в Книге рекордов Гиннеса. Город получил название Нефтяные Камни. На это место обратили внимание еще в 30-х гг. Называлось оно Черные Камни. Это была небольшая гряда еле выступающих над поверхностью Каспия скал.

Название скал – Черные – возникло не просто так. Еще издревле мореходы замечали, что и скалы, и вода вокруг черная от сочащейся из глубины нефти. Молодой советской стране нефти было нужно все больше и больше, и появилось решение начать в этом месте ее добычу. Но в открытом море нефть еще никто никогда не добывал, хотя вопрос этот подымался еще в 1896 г.

Тогда идея был отклонена, но ровно через 50 лет о ней вспомнили и в 1946 г. на Черные Камни была организована большая экспедиция АН АзССР. Выяснилось, что разливы нефти там неслучайны – под морским дном располагается большой нефтеносный слой. Подготовительные работы были завершены и 14 ноября 1948 г. на Черные Камни с буксира «Победа» высадился первый десант азербайджанских нефтяников.

Интересно, что возглавлял десант Николай Байбаков, ставший буквально через месяц министром нефтяной промышленности СССР.

Поначалу все строили на вбитых в морское дно деревянных сваях, но такой подход значительно замедлял темпы освоения месторождения – людям попросту негде было развернуться, да и жить где-то надо было. Решение пришло полуфантастическое – создать «остров погибших кораблей», точнее – специально затопленных. Из Бакинской бухты пригнали отслужившее судно «Чванов» и притопили его – чтобы не уплыло. В его помещениях устроили спальные и рабочие места.

Летом 1949 г. к бурению первой скважины все было готово и 24 августа бригада Михаила Каверочкина приступила к работе. К празднику 7 ноября (в СССР все делалось к праздникам) скважина дала первую нефть с километровой глубины. Объем поражал: в сутки добывали 100 т. В честь такого важного события Черные Камни были переименованы в Нефтяные и уже под этим названием вошли в мировую историю.

Опыт с «Чвановым» оказался удачным, и перед бурением второй скважины к ней привели еще несколько списанных судов и превратили их в искусственный остров, условно называемый Островом семи кораблей. Именно с этого момента можно отсчитывать «сухопутную» историю Нефтяных Камней. Суда послужили фундаментом и начальной точкой насыпной дамбы с бетонной подушкой, создание которой позволило построить на Нефтяных Камнях многоэтажные дома. В числе этих кораблей был первый в мире наливной танкер «Зороастр», построенный в 1887 г. по инициативе и чертежам Нобелей.

Скважина на Острове семи кораблей, вторая по счету, дала нефть в первой половине 1950-го, причем ее количество немногим уступало количеству из первой скважины. Стало ясно: ученые не ошиблись – ставка на морское дно оказалась верна. Было принято принципиальное решение – перевести Нефтяные Камни из стадии разведки в стадию промышленной добычи нефти.

Уже в феврале 1951 г. первый танкер, заполненный нефтью Нефтяных Камней, стал под разгрузку к причалу нефтеналивного порта в Дюбенди. В том же году большая группа покорителей Нефтяных Камней была удостоена Государственной премии СССР первой степени.

Два металлических искусственных острова из «погибших» кораблей было решено соединить эстакадой, возвышающейся над морем на деревянных сваях. Чуть позже на острова завезли полмиллиона кубометров скальных глыб и песка, вокруг соорудили волноломы и причалы.

Строительство эстакады началось в 1952 г. К концу 50-х Нефтяные Камни представляли собой уже довольно крупный рабочий поселок с двумя электростанциями, котельной, баней, медпунктом. Для рабочих были построены 16 двухэтажных деревянных бараков. Самый старый барак («первый дом») был сдан в эксплуатацию 3 марта 1949 г.

Чтобы доставлять рабочих на вахту, к максимально близкой точке на краю Абшерона – острову Пир-Аллахи – подвели железнодорожные пути и пустили по ним электричку из Баку (сам остров соединили с материком дамбой).

Чуть позже морское сообщение наладили прямо с морвокзала Баку, но все же плавание было крайне утомительным (8-9 часов), особенно в плохую погоду (12-13 часов). В шторм же оно вообще прекращалось. Поэтому на Нефтяные Камни был запущен вертолет.

Новый виток в развитии поселка пришелся на 60-е. В те времена Нефтяные Камни по праву считались гордостью СССР. Дело даже не в том, что это месторождение давало до 60% всей добытой в советских морях нефти, а в том, что это было поистине передовое достижение советской науки и техники.

К 70-м Нефтяные Камни обрели уже более-менее современный облик. Здесь уже был хлебозавод, лимонадный цех, два 5-этажных общежития и один 9-этажный жилой корпус. Разбили даже парк с деревьями. В 1981 г. построили 78-километровый трубопровод к Абшеронскому полуострову – чтобы нефть было удобнее доставлять на материк.

На Нефтяных Камнях впервые был основан полный цикл морских работ: от поисков нефти и газа до сдачи готовой продукции, от экспериментов в области морской техники до ее массового освоения и внедрения.

Также там впервые был апробирован метод бурения с одного основания нескольких наклонных скважин. В дальнейшем этот метод кустового бурения широко использовали на других нефтяных месторождениях СССР. А новый эстакадный метод разработки месторождения Нефтяные Камни до сих пор считается первым в мире и не имеет аналогов.

Источник

Оцените статью