Каспийское море лукойл нефтяная платформа

Каспийский шельф: новые горизонты «ЛУКОЙЛа»

Согласно стратегии компании «ЛУКОЙЛ», одним из основных факторов роста российской добычи в среднесрочной перспективе станут шельфовые месторождения. Сегодня нефтяной гигант продолжает активно осваивать каспийский шельф.

Шесть крупнейших месторождений

В результате геологоразведочных работ, проведенных «ЛУКОЙЛом», на шельфе Каспия были открыты 8 месторождений. Шесть из них крупнейшие — имени Юрия Корчагина, Хвалынское, 170-й километр, Ракушечное, месторождения имени Юрия Кувыкина и имени Владимира Филановского.

Начало освоению Каспия положило месторождение имени Ю. Корчагина, открытое в 2000 году. Первую нефть получили спустя 10 лет. Месторождение расположено на глубине 11–13 метров, расстояние до ближайшего берега в дельте Волги — около 120 километров.

Отличительная особенность каспийских месторождений — малые глубины, что предопределяет применение нестандартных решений. К примеру, разработка месторождения имени Ю. Корчагина потребовала бурения горизонтальных скважин длиной до 8 километров.

Уникальные запасы месторождения имени В. Филановского

Второй раз «ЛУКОЙЛ» зашел в каспийскую воду в 2005 году, открыв месторождение имени Владимира Филановского. Его разработка позволит существенно повысить рентабельность работ в Каспийском море.

Месторождение, названное в честь известного советского нефтяника и политика, находится на Северном Каспии в 190 километрах от Астрахани, на глубине 7–11 метров. Это крупнейшее из открытых в России за последние 25 лет нефтяных месторождений. Извлекаемые запасы нефти составляют 129 миллионов тонн, а газа — 30 миллиардов кубометров.

Промышленная добыча углеводородов началась здесь 31 октября 2016 года после ввода в эксплуатацию первой очереди обустройства. Добываемая нефть идет на экспорт через систему Каспийского трубопроводного консорциума (КТК). Попутный газ с месторождения с 2017 года поставляется на крупнейший нефтехимический комплекс «ЛУКОЙЛа» «Ставролен» для дальнейшей переработки в товарный газ и продукцию нефтехимии.

Читайте также:  Можно ли использовать грязь мертвого моря для лица

Инфраструктура месторождения Филановского обеспечивает существенную синергию для других каспийских проектов. В частности, с его запуском начались поставки нефти с месторождения имени Ю. Корчагина через систему КТК, что значительно снизило транспортные расходы. Следующие проекты на Каспии компания также предполагает реализовывать с учетом синергии с инфраструктурой месторождения имени В. Филановского.

Инвестиции «ЛУКОЙЛа» в проект, включая вложения в обустройство и разработку месторождения, транспортную инфраструктуру, переработку газа, нефтехимию и энергетику, составили около 150 миллиардов рублей. Суммарный объем инвестиций в проект запланирован на уровне более 250 миллиардов

Как заявил президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов, нефтедобыча на месторождении выйдет на проектную мощность в 6 миллионов тонн к 2019 году, в 2017 году планируется добыть 4,4 миллиона тонн.

За чистоту Каспия

До того, как «ЛУКОЙЛ» начал работать на шельфе Северного Каспия, в эту морскую акваторию не разрешалось входить никому из нефтедобытчиков. Действовал полный запрет на проведение сейсмических, разведочных и буровых работ. Такая политика была связана в первую очередь с тем, что воды Северного Каспия уникальны своим экологическим балансом, и его нарушение может привести к настоящей экологической катастрофе.

— Одним из главных условий допуска компании к работе на шельфе стало жесткое соблюдение экологических норм и постоянный мониторинг состояния окружающей среды, — говорит Алексей Кузин, начальник отдела экологии ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть».

Добыча в акватории Каспия ведется по принципу «нулевого сброса»: производственные и бытовые отходы не попадают в море, а вывозятся в специальных контейнерах на берег для утилизации.

Особое внимание компания уделяет новым методологическим подходам к оценке фактического воздействия нефтегазодобычи на окружающую среду, в особенности на биологические объекты. К ним относятся создание системы стационарных донных станций экологического мониторинга и комплекс методов для идентификации источников углеводородного загрязнения акватории Каспийского моря при освоении шельфовых месторождений.

С 2009 года НК «ЛУКОЙЛ» проводит комплексный спутниковый мониторинг для выявления нефтяных загрязнений в районах производственной деятельности компании. Реализована система геодинамического мониторинга, которая позволяет проводить непрерывные наблюдения земной коры.

Точки роста

Еще в 2015 году «ЛУКОЙЛ» заявил о том, что в освоении шельфа Каспия будет концентрироваться на нефтяных проектах. Именно поэтому компания притормозила разработку всех газовых и газоконденсатных месторождений в регионе.

«ЛУКОЙЛ» планирует и дальше увеличивать добычу на Каспии. В 2001 году было открыто месторождение Ракушечное — оно расположено на глубине 4 метра в непосредственной близости от месторождения имени В. Филановского, благодаря чему предполагается использовать уже построенную инфраструктуру. В 2021 году компания планирует ввести в эксплуатацию Ракушечное, а в 2026 году — газоконденсатное месторождение имени Юрия Кувыкина.

— На первом этапе собираемся построить две платформы: жилой модуль и технологическую платформу, где будет добываться порядка 1,1 миллиона тонн нефти в год и транспортироваться по трубопроводу на месторождение имени Филановского, — сказал первый заместитель гендиректора «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Алексей Казаков.

По подсчетам экспертов, к 2022 году на всех шести крупнейших месторождениях шельфа Каспийского моря планируется выйти на уровень добычи нефти порядка 12,6 миллиона тонн и 6,8 миллиарда кубометров газа в год.

«ЛУКОЙЛ» твердо уверен в перспективах Северного Каспия. Всего в рамках программы комплексного освоения месторождений на шельфе будет построено более 30 морских нефтегазопромысловых гидротехнических сооружений и проложено свыше тысячи километров трубопроводов.

Источник

Астраханский шельф

Зампредседателя правительства РФ Юрий Борисов назвал Астрахань новой нефтегазовой провинцией, а развитие каспийских месторождений — одной из точек роста российской нефтепромышленности.

Между тем еще в советское время эта территория вообще не рассматривалась как перспективная для добычи нефти. Исследование шельфа началось только в середине 90-х в рамках госпрограммы изучения и освоения углеводородных ресурсов Каспийского моря, а на рубеже тысячелетий в море уже стояла спущенная со стапелей астраханских «Красных баррикад» разведывательная буровая установка «Астра». Общие инвестиции в геофизические и геологические исследования, а также подготовку инфраструктуры составили более 300 миллионов долларов.

К слову, все каспийские нефтяные платформы строились на астраханских судоверфях. Например, ледостойкую стационарную платформу (ЛСП-1) для месторождения Филановского возводили «Лотос» и Астраханское судостроительное производственное объединение, опоры для платформы к Ракушечному месторождению — на заводе «Галактика». К моменту обнаружения структуры Филановского в 2005 году было открыто уже четыре каспийских месторождения: Хвалынское, Ракушечное, Сарматское и имени Юрия Корчагина, на котором в 2010 году нефтяники и добыли свое первое «золото». В регионе заговорили об особой экономической зоне «Лотос» и формировании центра судостроения в Прикаспии.

«По сути сейчас в Астраханской области приступили к созданию новой промышленности, которую регион еще и не видел», — сообщалось в официальных пресс-релизах областного правительства накануне торжественного ввода в эксплуатацию месторождения Филановского в 2016 году.

Спустя два года добыча нефти на этом месторождении достигла проектного уровня 6 миллионов тонн в год. В целом извлекаемые запасы углеводородов оцениваются в 129 миллионов тонн нефти и 30 миллиардов кубометров газа.

Месторождение имени Филановского является центральным звеном транспортировки нефти с других месторождений Каспия, что позволяет экономить расходы на перевозку. Уже сейчас сюда идет нефть с Корчагина. Продукцию с Ракушечного (переименованного в месторождение имени Грайфера) предполагается также отправлять на платформу Филановского и далее по трубам Каспийского трубопроводного консорциума — на экспорт. Добычу здесь планируют начать в 2022 году.

Таким же образом будут транспортировать нефть с Сарматской структуры, сейчас она переименована в месторождение имени Юрия Кувыкина.

На данный момент промышленная эксплуатация по каспийскому проекту ведется на двух месторождениях. Как сообщается на официальном сайте «Лукойла», суммарная добыча нефти и газового конденсата на структурах Корчагина и Филановского за 6 месяцев 2020 года составила 3,7 миллиона тонн (что соответствует уровню аналогичного периода прошлого года). Инвестиции в освоение каспийского шельфа за все годы превысили 9 миллиардов долларов. Накопленная добыча (нефть, добытая на объектах с начала разработки) на этих месторождениях уже приблизилась к 30 миллионам тонн.

Кроме этого, специалисты начали изучение нового участка на юге акватории — структур Хазри и Титонская: бурят уже вторую скважину.

Министр экономического развития Астраханской области Казбек Хадиков, представляя прогноз социально-экономического развития региона до 2023 и до 2032 года, отметил, что основной отраслью, приносящей доход, в среднесрочной перспективе останется нефтегазовая. Вот так всего за два десятилетия астраханская экономика обрела якорного резидента.

Кстати

В полупустынной части Астраханской области, в Харабалинском районе, в 2012 году частной нефтекомпанией АФБ было открыто нефтяное месторождение, получившее название Великое в связи с беспрецедентными предполагаемыми запасами углеводородов — 330 миллионов тонн нефти и 99 миллиардов кубометров газа. По словам министра промышленности и природных ресурсов Астраханской области Дениса Афанасьева, сейчас в районе месторождения ведутся проектно-изыскательские работы, чтобы подтвердить запасы. В ходе испытаний удалось выяснить, что нефть в этом месторождении не имеет в составе сероводорода, что очень ценно, так как сероводород вызывает коррозию оборудования и трубопровода. Добыча ресурсов на Великом начнется не раньше 2027 года.

Источник

ЛУКОЙЛ готовится к выводу в море платформ для третьего по счету каспийского месторождения

В четверг, 13 февраля, президент ПАО «ЛУКОЙЛ» Вагит Алекперов и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин осмотрели ход строительства ледостойкой стационарной платформы (ЛСП) и платформы жилого модуля (ПЖМ) месторождения имени В.И. Грайфера (Ракушечного). Кроме того, было подписано дополнительное соглашение о сотрудничестве в социально-экономической сфере.

Весной ЛУКОЙЛ начинает морские операции с опорными основаниями ПЖМ месторождения им. В.И. Грайфера. В августе планируется вывод опорного блока под основной технологический модуль. Верхние строения платформ запланированы к выводу летом следующего года. В преддверии важного этапа «Каспийского проекта» президент ПАО ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов и губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин посетили строительную площадку на заводе «Муссон».

– Как я и обещал президенту Владимиру Путину, мы ежегодно вводим в строй минимум по одному технологическому объекту для освоения месторождений на шельфе Каспия, – прокомментировал Вагит Алекперов. – Также будет и в этом году. На сегодняшний день над проектом работают 1200 человек. Я надеюсь, что первые скважины мы начнем бурить во время празднования 30-летия нашей компании – то есть, в ноябре-декабре 2021 года. Вводиться месторождение будет в 2022 году.


– Мы сегодня активно занимаемся возрождением работы наших судостроительных предприятий. Я благодарен тому, что на одном из предприятий сегодня реализуются эти заказы. Безусловно, в привлечении наших высококвалифицированных специалистов мы заинтересованы, – отметил губернатор Астраханской области Игорь Бабушкин.

Месторождение имени В.И. Грайфера было открыто в 2001 году. Здесь планируется добывать 1,2 млн. тонн нефти и 103 млн. кубометров газа ежегодно. Это уже третий крупный проект компании на Каспии, помимо действующих месторождений им. Юрия Корчагина и Владимира Филановского.

После визита на судостроительную верфь Вагит Алекперов и Игорь Бабушкин подписали дополнительное соглашение о сотрудничестве между компанией и регионом в 2020 году. В рамках этого соглашения нефтяники готовы профинансировать реставрацию мемориалов в Лиманском районе к 75-летию Победы, а также реализовать ряд проектов по благоустройству в Астрахани: в частности, облагородить территорию вокруг Лебединого озера. Также в рамках соглашения ЛУКОЙЛ намерен построить спортивные объекты в Икрянинском и Харабалинском районах. Еще один важный пункт программы сотрудничества: приобретение лаборатории для Института нефти и газа АГТУ. Это весьма своевременное приобретение: буквально на днях на заседании Госсовета РФ Владимир Путин отметил важность своевременного обновления учебных фондов вузов, чтобы студенты имели возможность учиться на актуальном оборудовании.

– Компания «ЛУКОЙЛ» по праву является примером социально ответственного бизнеса, — подчеркнул на церемонии подписания допсоглашения Игорь Бабушкин. — Мы благодарны вам за те социальные проекты, которые реализуются в сфере здравоохранения, спорта образования. Общая сумма помощи уже составила порядка 1,7 млрд. рублей».

Вагит Алекперов особо отметил:

– Я считаю, наш самый главный социально-экономический вклад – это создание рабочих мест. 1200 высокооплачиваемых прямых мест и порядка 10 тысяч рабочих мест в смежных отраслях. Это работа для людей, это доходы, благополучие семей и, конечно, налоговые платежи в региональный бюджет.

Источник

Почему на месторождении не пахнет нефтью

Попав на морской ледостойкий стационарный комплекс месторождения им. В. Филановского, которое разрабатывает ЛУКОЙЛ, долго не можешь сообразить, чего же не хватает. И только через некоторое время понимаешь — там не пахнет нефтью. Краской пахнет, морским ветром пахнет, в столовой пахнет свежими булочками, а нефтью — нет. И это удивительно. Ведь на платформе ежегодно добывают и подготавливают к отгрузке свыше 6 млн тонн нефти.

Дмитрий Коптев, член экспертного совета Института развития технологий ТЭК

Именно для поддержания этой планки ЛУКОЙЛ 9 октября начал второй этап бурения на второй очереди месторождения им. В. Филановского.

«Грандиозное, высокотехнологичное сооружение, напичканное разнородной техникой. Особо опасный объект, который требует особых условий эксплуатации. На сегодня — пик инженерной мысли» — так описал свои впечатления от посещения морского ледостойкого стационарного комплекса (МЛСК) месторождения им. В. Филановского вице-премьер РФ Юрий Борисов, который вместе с президентом ЛУКОЙЛа Вагитом Алекперовым дали старт второму этапу бурения.

«Мы справедливо гордимся нашими сооружениями, в которые инвестировано уже $10 млрд»,— говорит глава компании. Предмет особой гордости — все больше оборудования и комплектующих производится в России. Еще десять лет назад, когда обустраивалось месторождение им. Ю. Корчагина, 100% оборудования было импортным. МЛСК месторождения им. В. Филановского, запущенный в эксплуатацию в 2016 году, оснащен техникой зарубежного производства на 70%. В конце 2021 года начнется бурение на еще одном каспийском проекте, месторождении им. В. Грайфера — там импортное и отечественное оборудование делят место поровну.

«Огромными темпами идет импортозамещение, мы получаем прекрасное оборудование российского производства для наших морских платформ. Я уверен, что следующая платформа, которую мы будем строить для месторождения им. Ю. Кувыкина, будет на 100% состоять из отечественного оборудования»,— рассказал Вагит Алекперов журналистам. На сегодняшний день аудит прошли уже 17 заводов-изготовителей, в 2021–2023 годах к ним, как ожидается, присоединится еще 30.

Впрочем, как справедливо заметил Юрий Борисов, полная локализация не должна быть самоцелью. «Современная мировая экономика требует определенного разделения труда, и нет необходимости все делать своими силами,— уверен вице-премьер.— Наверное, ни одна страна в мире не в состоянии на 100% производить все необходимое оборудование в таких наукоемких высокотехнологичных отраслях».

Главное, по мнению Борисова,— это владеть собственными разработками в области критических технологий, чтобы не зависеть от поставщиков. Что касается второстепенного оборудования, его можно приобретать там, где это выгоднее и удобнее с точки зрения логистики. На наземных объектах нефтедобычи уже достигнут уровень локализации около 90%, рассказал зампред правительства журналистам. На шельфе постепенно с нуля пришли к 50%. «С учетом перспектив развития морской добычи как на Каспии, так и в Арктической зоне мы будем просто вынуждены выходить на те же 90%»,— говорит Юрий Борисов.

В программе работ — проходка двух скважин и зарезка одного бокового ствола общей протяженностью около 5 тыс. м. По меркам каспийских месторождений — не самые масштабные планы. Эффективность морских месторождений во многом определяется тем, какую площадь «обслуживает» одна платформа. ЛУКОЙЛ на Каспии поставил мировой рекорд по протяженности горизонтальных участков. Например, если наложить схему скважин месторождения им. Ю. Корчагина на карту Москвы, поместив платформу на Красной площади, дальние концы скважин выйдут за пределы Третьего кольца.

Рекордной стала скважина №108, пробуренная на Корчагина в 2015 году. При вертикальной глубине всего 1565 м общая длина ствола составила 8005 м. Четвертая скважина блок-кондуктора на месторождении им. Ю. Корчагина имеет протяженность 6390 м и горизонтальный участок 4276 м. А скважины №8 и №9 месторождения им. В. Филановского имеют длину 5153 м и 2540 м (горизонтальные участки составляют соответственно 3439 м и 629 м).

Эксплуатация таких протяженных горизонтальных стволов тоже требует особого подхода. «Если просто создать депрессию, работать будет только ближний участок ствола. Это приведет к неравномерному освоению залежи. Чтобы потом вовлечь в работу дальние участки, потребуются большие затраты»,— объясняют специалисты компании.

Избежать этого позволяет интеллектуальная система заканчивания, которая в режиме реального времени меняет параметры работы отдельных участков скважины. Ствол делится на несколько интервалов. На каждом из них стоят интеллектуальные клапаны, которые могут регулировать дебет. Таким образом выравнивается давление по всей протяженности ствола и повышается эффективность нефтеотдачи. По сравнению с обычной производительность скважины, оснащенной интеллектуальным заканчиванием, повышается на 62%. Первая такая скважина заработала в 2014 году на месторождении им. Ю. Корчагина, а сейчас такими системами оснащаются все скважины на морских нефтегазовых объектах ЛУКОЙЛа.

Нефтедобыча класса «Формула-1»

Но какой бы технологичной и интеллектуальной ни была скважина, и она имеет свой срок жизни. И на замену ей нужно бурить новые — для поддержания планки добычи. Полка в 6 млн тонн в год определяется не возможностями месторождения, а мощностью размещенной на технологическом блоке МЛСП установки подготовки нефти (УПН). Это на суше можно не экономить место — там аналогичные установки могут растягиваться на километры. На платформе все оборудование подогнано под имеющийся объем с точностью двигателя гоночного болида. Это позволило разместить на относительно небольшой площади полноценную УПН, на выходе из которой получается нефть товарного качества.

То, что поднимается на поверхность из недр каспийского шельфа, еще не нефть, а «скважинная продукция». До того как стать нефтью, ей предстоит пройти несколько стадий очистки. Сначала — блок сепарации. Сепараторов три. В первых двух от «скважинной продукции» отделяются газ и вода, в третьем — только газ. Потом следуют установки обезвоживания и обессоливания, после которых нефть можно направлять потребителям.

Часть газа идет на топливо для турбин местной электростанции — при мощности 36 МВт (плюс 12 МВт в резерве) крутить генераторы дизелями было бы слишком накладно. На случай перебоев в газоснабжении такая возможность все же есть, поэтому известен расход — 30 тонн в сутки. Это не только дорого, но и сильно загрязняет атмосферу.

Но большая часть полученного газа идет на установку компримирования. Компрессоры низкого давления сначала сжимают его до 16 атмосфер, потом агрегаты высокого давления доводят давление до 150 атмосфер. И уже в таком состоянии газ по газопроводу транспортируется на газоперерабатывающий завод «Ставролен» в Ставропольском крае.

Такое высокое давление необходимо, чтобы поддерживать газ в так называемом закритическом состоянии, объясняет заместитель генерального директора по производству ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефть» Андрей Скобеев. Это позволяет избежать выпадения жидких фракций, которое грозит образованием пробок и закупоркой трубопровода. Выдержать его могут только специальные толстостенные трубы диаметром 700 мм.

Иногда может возникнуть ситуация, когда «Ставролен» не принимает газ. Это могло бы грозить остановкой всего комплекса: хранить газ на платформе негде, а если его не отделять, установка работать не может. Для таких случаев на каспийских промыслах ЛУКОЙЛа организована уникальная логистическая схема. МЛСК им. В. Филановского соединен с соседним МЛСК им. Ю. Корчагина двумя трубопроводами — нефтяным и газовым. Оба они могут работать в реверсном режиме. Невостребованный газ закачивается в газовую шапку Корчагина, где и хранится до тех пор, пока снова не будет востребован.

Нефтепровод позволяет гибко управлять транспортными потоками. Большая часть нефти по трубопроводу длиной 194 км и диаметром 500 мм транспортируется на береговые сооружения в Калмыкии, где поступает в систему Каспийского трубопроводного консорциума. Но при необходимости ее можно перебросить на морской перевалочный комплекс месторождения им. Ю. Корчагина, откуда ее забирает танкер покупателя. Аналогично корчагинская нефть может транзитом через МЛСК им. В. Филановского транспортироваться на берег, если такая необходимость возникнет. Тем самым страхуются любые транспортные риски.

Безопасность превыше всего

Заместитель председателя правительства РФ Юрий Борисов и президент ПАО ЛУКОЙЛ Вагит Алекперов дали старт второму этапу эксплуатационного бурения на морском ледостойком стационарном комплексе №2 месторождения им. В. Филановского

Фото: ПАО «Лукойл»

Гостям продемонстрировали высокие стандарты компании в вопросах промышленной безопасности, сохранения жизни и здоровья сотрудников

Источник

Оцените статью