Колодкин гуцуляк боброва мировой океан

Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. — Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы

«Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы»

(Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В.) («Статут», 2007)

Документ предоставлен КонсультантПлюс

Дата сохранения: 30.04.2015

«Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы»

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В.)

Дата сохранения: 30.04.2015

А.Л. КОЛОДКИН, В.Н. ГУЦУЛЯК, Ю.В. БОБРОВА

Колодкин А.Л., судья Международного трибунала ООН по морскому праву, доктор юридических наук, проф., заслуженный деятель науки РФ, президент Российской ассоциации международного права и Российской ассоциации международного морского права, зам. генерального директора НИИ «Союзморниипроект» Минтранса России, руководитель Центра международно-правовых исследований Института государства и права РАН, член научно-экспертного совета Морской коллегии при Правительстве РФ.

Гуцуляк В.Н., доктор юридических наук, проф., ведущий научный сотрудник Института государства и права РАН.

Боброва Ю.В., кандидат юридических наук, главный специалист-эксперт Минтранса России, доцент кафедры международного морского и речного права Московской государственной академии водного транспорта.

Проблема использования и исследования Мирового океана является одной из глобальных проблем современности. Достаточно сказать, что Мировой океан занимает 71% нашей планеты и от порядка освоения его богатств в значительной степени зависит благосостояние всех народов Земли. А это значит, что только поддержание мира и строгого правопорядка в морских пространствах может обеспечить извлечение необходимых благ для населения земного шара.

Именно этой задаче изучения правового режима Мирового океана и выработке определенных рекомендаций по его совершенствованию посвящена данная книга.

Книга, бесспорно, носит фундаментальный характер и удачно сочетает изложение теоретических проблем международного права и конкретных прикладных вопросов. Так, рассмотрены различные проблемы, связанные со спорами, которые могут возникнуть в связи с использованием морских пространств и которые разрешаются мирными средствами согласно Уставу ООН и Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., вступившей в силу 16 ноября 1994 г.

Читатель находит ряд новых положений, касающихся международно-правового режима внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, обеспечения свобод судоходства, рыболовства, морских и научных исследований в открытом море и т.д., безопасности морских судов в Мировом океане, в морских портах, а также необходимых изменений в российском законодательстве и международных договорах. В этой связи особенно важным представляется освещение всех этих вопросов в свете новых вызовов и угроз в современном мире, возможного использования морских путей международными террористическими группировками, нарушения режима нераспространения оружия массового уничтожения. Авторами привлечены нормативные акты и другие материалы последнего времени, направленные на борьбу с международным терроризмом.

В сфере регулирования международных отношений представляется важным подход авторов к вопросу соотношения юрисдикции прибрежного государства и государства флага в связи с пребыванием морских судов в иностранных портах. Трактовка этого вопроса с привлечением малоизвестных трудов отечественных и зарубежных авторов существенно важна как для практики плавания судов всех видов, так и для урегулирования возникающих внешнеполитических вопросов, а также для продолжения кодификации норм международного права в данной сфере.

Нельзя не отметить раскрытия авторами такой деятельности государств, как использование космоса для мореплавания, создание (и в этом принимал участие А.Л. Колодкин), а впоследствии преобразование ИНМАРСАТ — Международной организации по использованию спутников для морских судов и других

Страница 2 из 339

надежная правовая поддержка

«Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы»

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В.)

Дата сохранения: 30.04.2015

подвижных средств. Связь космоса и океана освещена также на примере системы КОСПАС — САРСАТ, эффективно действующей в целях спасания людей.

Труд заканчивается словами о наиважнейшей задаче крепить и развивать международно-правовой режим Мирового океана в полном соответствии с действующим международным правом во имя обеспечения политических, экономических, научно-технических и оборонных интересов Российского государства. Остается лишь присоединиться к этому напутствию.

Авторам удалось подготовить серьезное издание, которое, безусловно, поможет пониманию и применению норм международного морского права в сфере исследования и использования Мирового океана во имя обеспечения мира и безопасности народов.

Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации, доктор юридических наук А.В.Яковенко

В XXI век Российская Федерация вошла, пополнив свое «морское» законодательство в свете Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Речь идет о следующих Федеральных законах: о континентальном шельфе 1995 г. , о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне 1998 г. , об исключительной экономической зоне 1998 г.

Современные условия международного мореплавания весьма сложны. Имеют место попытки ограничения свободы судоходства в отдельных районах Мирового океана. Эти и другие проблемы требуют научного осмысления с точки зрения современного международного права.

Данная книга освещает широкий круг вопросов науки международного морского права в точке их пересечения с современными проблемами практики в этой области. Именно такая особенность отличает издание, подготовленное заслуженным деятелем науки Российской Федерации профессором А.Л. Колодкиным и его бывшими учениками: доктором юридических наук, профессором В.Н. Гуцуляком и кандидатом юридических наук Ю.В. Бобровой. К слову, А.Л. Колодкин являлся их научным руководителем и консультантом, когда они были аспирантами нашего института, а В.Н. Гуцуляк также и докторантом.

Представители института, в том числе А.Л. Колодкин, принимали непосредственное участие в разработке вышеуказанных Законов на уровне группы экспертов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

Нет сомнения, что книга послужит хорошим подспорьем как для ученых-юристов, так и для практических работников, связанных так или иначе с морской деятельностью.

Генеральный директор Научно-исследовательского и проектно-изыскательского института «Союзморниипроект», академик Академии транспорта РФ Ф.Г.Аракелов

В 1973 г. увидела свет монография А.Л. Колодкина «Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы». Большинство ключевых положений, выводов и гипотез, содержащихся в этой книге, выдержали проверку временем и сегодня находят свое подтверждение в международно-правовой практике. В целом же можно констатировать, что и в наше время книга А.Л. Колодкина не потеряла своей актуальности.

Тем не менее за эти три с половиной десятилетия произошел ряд эпохальных событий. 10 декабря 1982 г. в Монтего-Бей (Ямайка) была открыта для подписания Конвенция ООН по морскому праву (далее — Конвенция 1982 г.), явившаяся результатом напряженной девятилетней работы III Конференции ООН по морскому праву. Этот универсальный всеобъемлющий международный договор, который не случайно называют Конституцией морей и океанов, несмотря на достаточно жесткие условия ратификации (оговорки к Конвенции не допускаются) 16 ноября 1994 г. вступил в силу.

26 февраля 1997 г. Конвенция 1982 г. была ратифицирована Российской Федерацией. Участниками

Страница 3 из 339

надежная правовая поддержка

«Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы»

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В.)

Дата сохранения: 30.04.2015

Конвенции на 1 апреля 2007 г. являются 153 государства (см. Приложение 1 ).

Это, без сомнения, уникальный итог международного сотрудничества, воплотивший усилия более 150 стран, представляющих все правовые и политические системы, а также регионы мира.

Участие в Конвенции 1982 г. дает свои значительные преимущества государствам, в то время как неучастие отрицательно сказывается на их определенных интересах. Так, решение вопроса о незамедлительном освобождении от задержания судов и экипажей возможно, лишь если государство, чье судно задержано, является участником Конвенции 1982 г. Это прямо вытекает из ст. 292 Конвенции. То же следует сказать и о государстве, которое задерживает судно.

Другой вопрос об участии в Конвенции 1982 г. касается еще более уязвимой стороны деятельности ряда государств (например, США) в Мировом океане. Мы имеем в виду споры, которые могут возникнуть в связи с использованием морского дна. Так, ст. 187 Конвенции 1982 г., говорящая о компетенции Палаты Международного трибунала ООН по морскому праву, которая создана непосредственно для разрешения споров по морскому дну, гласит (п. c) , что это могут быть споры «между сторонами контракта, являющимися государствами-участниками, Органом или Предприятием, государственными предприятиями и физическими или юридическими лицами, как об этом говорится в пункте 2 (b) статьи 153 . «. А в указанном п. 2 (b) ст. 153 установлено, что деятельность в Районе осуществляется «в ассоциации с Органом государствами-участниками, либо государственными предприятиями, либо в случае, если государства-участники поручились за них, физическими или юридическими лицами, имеющими гражданство государств-участников или находящимися под эффективным контролем этих государств или их граждан. «. Это означает, что физические или юридические лица России, Канады, Японии, Аргентины, Бразилии и других государств — участников Конвенции 1982 г. могут осуществлять деятельность в Районе и могут участвовать в связанных с этим спорах, а физические или юридические лица США, например их огромные корпорации, этого права лишены. Не случайно, обсуждая вопрос об участии в Конвенции 1982 г. США, Комитет по международным делам Сената единогласно проголосовал за такое участие, хотя в дальнейшем в результате дебатов в самом Сенате решение этого вопроса вновь было отложено.

Конец XX в. для российского законодательства ознаменован принятием трех Федеральных законов о правовом режиме морских пространств, находящихся под суверенитетом и юрисдикцией России (Закон о континентальном шельфе 1995 г ., Закон о внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне 1998 г . и Закон об исключительной экономической зоне 1998 г .), в свете Конвенции 1982 г.

Все эти факторы потребовали осмысления уже сложившихся и новых формирующихся изменений международно-правового режима Мирового океана, последствий их влияния на мировое судоходство и другие виды использования Мирового океана.

Предлагаемая книга содержит ряд новых положений и практических рекомендаций, касающихся международно-правового режима внутренних морских вод, обеспечения свободы судоходства в открытом море, безопасности морских судов в Мировом океане, в морских портах и т.д.

Особенно важным представляется освещение новейших материалов и литературы в свете новых вызовов и угроз в современном мире, возможного использования морских путей международными террористическими группировками, нарушения режима нераспространения оружия массового уничтожения. В связи с этим привлечены нормативные акты и другие материалы последнего времени, направленные на борьбу с этой угрозой, «чумой» XXI в.

Значительный практический интерес представляет часть книги, посвященная такой развивающейся морской деятельности, как научные исследования Мирового океана, их правовому регулированию. Здесь уместно отметить проект конвенции по правовому режиму новейших технических средств (ССОД, а теперь Арго), предназначенных для сбора океанографических данных, подготовленный ранее А.Л. Колодкиным совместно с другим российским ученым-юристом П.Д. Бараболей, а затем дополненный А.Л. Колодкиным и доложенный им в Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО.

Авторы выражают благодарность коллегам за поддержку в подготовке настоящей книги: сотрудникам Союзморниипроекта О.В. Кулистиковой, И.Н. Михиной, Е.М. Моховой, аспирантке названного института А.В. Лукьяновой, сотрудникам Министерства иностранных дел РФ Д.В. Гончару, В.В. Постнову, С.И. Пинаеву, И.Н. Тарасовой, офицерам Главного штаба ВМФ С.К. Копачу, П.В. Кринкину.

Авторы также выражают благодарность генеральному директору Союзморниипроекта Ф.Г. Аракелову за помощь в подготовке настоящей книги и создание для этого благоприятных условий.

Источник

Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В. — Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы

«Мировой океан. Международно-правовой режим. Основные проблемы»

Документ предоставлен КонсультантПлюс

(Колодкин А.Л., Гуцуляк В.Н., Боброва Ю.В.)

Дата сохранения: 30.04.2015

В специальном докладе Группы «Более безопасный мир: наша общая ответственность», представленном на 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2004 г., новые вызовы и угрозы структурированы в шесть разделов:

— войны между государствами;

— столкновения внутри государств, включая гражданские войны, широкомасштабные нарушения прав человека и геноцид;

— бедность, заразные (инфекционные) заболевания и болезни, ухудшение окружающей среды;

— ядерное, радиологическое, химическое и биологическое оружие;

— транснациональная организованная преступность.

События последних лет демонстрируют опасность новых угроз судоходству и жизни людей: захват чеченскими террористами турецкого парома «Аврасия» с российскими гражданами на борту в 1996 г., взрывы американского эсминца «Коул» в 2000 г. и французского танкера «Лимбург» в 2002 г.

Мировому сообществу предстоит ужесточать меры по пресечению незаконной транспортировки оружия массового уничтожения, в том числе морем, и связанных с ним материалов, а также других видов оружия, наркотиков, и по противодействию международному терроризму в целом.

Здесь необходимо создание прочной международно-правовой базы. Важным шагом в этом направлении является принятие в 2005 г. под эгидой Международной морской организации Протокола, дополняющего Конвенцию о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности морского судоходства, и Протокола о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности стационарных платформ, расположенных на континентальном шельфе, 1988 г.

Тем не менее, по нашему мнению, мировому сообществу необходимо принять универсальную многостороннюю конвенцию, которая послужит базовым документом для осуществления антитеррористической деятельности как самими государствами, так и компетентными международными структурами и спецслужбами государств. Указанная конвенция также послужит правовыми рамками для принимаемых соответствующих мер по борьбе с этим феноменом во всех его формах и проявлениях согласно 12 (13-я — Международная конвенция о борьбе с актами ядерного терроризма, принята 13 апреля 2005 г., открыта для подписания) международным конвенциям, имеющим антитеррористическую направленность, а также соответствующим резолюциям Совета Безопасности ООН и др. Особую важность имеет закрепление единого консенсусного определения терроризма в указанной Конвенции . Речь идет о работе мирового сообщества над всеобъемлющей конвенцией по борьбе с терроризмом, проект которой предложила Индия в 1996 г. на 51-м заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

Пространства Мирового океана с различными правовыми режимами могут быть использованы (и уже используются) для нанесения превентивных ударов согласно так называемой доктрине превентивных (упреждающих) ударов (the legal doctrine of preemptive strikes). В настоящее время ведется широкая дискуссия и детальный анализ ст. 51 Устава ООН, предусматривающей право государств на самооборону. Активно обсуждается вопрос о роли Совета Безопасности ООН, его решений, а также связанная с этим проблема превентивных (упреждающих) ударов.

С точки зрения защиты интересов Российской Федерации, в том числе и в водах Мирового океана, а также безопасности плавания российских судов, экипажей и людей на борту представляется необходимым сохранение и закрепление разрешительного порядка применения силы государством в случае реальной и существенной угрозы его безопасности. В этом свете реформа Совета Безопасности ООН представляется краеугольным камнем этой проблемы, при разрешении которой важно выработать и закрепить критерии превентивного применения силы, условие неминуемости нападения, что может быть приравнено к агрессии . Все это имеет непосредственное отношение и к действиям на море.

Колодкин А.Л. Российская ассоциация международного права // 60 лет Организации Объединенных Наций, 50 лет Российской ассоциации содействия ООН: Материалы торжественного собрания и научно-практической конференции Российской ассоциации содействия ООН, посвященной 60-летию Организации Объединенных Наций. М., 2006. С. 24 — 25.

Среди важных проблем специалисты отмечают также хищнический промысел биоресурсов в российской экономической зоне. Немалый вред наносят отечественные браконьеры, однако на Дальнем Востоке незаконную добычу ресурсов экономической зоны осуществляют и рыбаки из других стран, в частности из Японии .

Источник

Читайте также:  Острова микронезии тихий океан
Оцените статью