конспект урока «Мировой океан» 6 класс УМК «Полярная звезда»
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме
конспект урока «Мировой океан» 6 класс УМК «Полярная звезда»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mirovoy_okean_6_kl.doc | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии, 6 класс. УМК «Полярная звезда»
Тема: Мировой океан.
1.Сформировать представление о Мировом океане и его составных частях (океане, море, проливе, заливе, полуострове, острове, архипелаге).
2.Сформировать знание о видах морей по географическому положению.
3.Развивать умение работать с картами.
4.Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, полуострова, острова, архипелаги на карте.
Оборудование: физическая карта мира, атлас, тетрадь-тренажер.
Проверка домашнего задания.
Что такое гидросфера?
Каков её состав?
Какими свойствами обладает вода?
Какого значение Мирового круговорота воды?
Изучение нового материала.
Звучит запись шума океанских волн.
Какие чувства у вас вызывает океан?
Индивидуальное задание на следующий урок: Подберите фрагменты из стихов, песен, художественной литературы с описанием океана. Сравните свои чувства с чувствами авторов.
Какова площадь земного шара? (510 млн кВ км).
Мировой океан – основная часть гидросферы, его акватория занимает около 361 млн кв км. Это большая часть поверхности Земли.
Что называют Мировым океаном? (учебник на стр.105).
Мировой океан – часть гидросфера, включающая воды океанов и морей.
Поверхность Мирового океана принимают за абсолютный ноль метров .
Люди выделяют между материками четыре крупные части – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны.
Часть Мирового океана, расположенная между материками, называется океаном.
Сравните площади океанов, используя учебник на стр. 105.
Границы современных океанов четко выражены вдоль берегов материков, а их морские границы проводятся условно. В южном полушарии граница между Индийским и Тихим океанами проходит по юго-западным и южным берегам островов Суматра, Ява и Новая Гвинея, а затем по меридиану мыса Игольного в Африке, а между Атлантическим и Тихим океанами – от мыса Горн в Южной Америке до Антарктического полуострова.
В северном полушарии граница между Северным Ледовитым и Тихим океанами проходит через Берингов пролив. Граница между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами проводится по параллели, проходящей через остров Исландия, затем огибает южную часть острова Гренландия и проводится по южному побережью острова Баффинова Земля.
В тетради-тренажере на стр.60 нанесите названия океанов.
В пределах океанов выделяют моря, заливы и проливы . Главное их отличие от остальной акватории – географическое положение. Все они занимают пограничное положение между сушей и открытым океаном. Внимательно приглядитесь к очертаниям материков на карте полушарий: их побережья сильно различаются на разных участках. Где-то линия берега плавная, спокойная, как например, на северо-западе Африки, где-то наоборот, причудливо изогнутая (рис.75 стр.106 учебника).
Моря могут вдаваться глубоко в сушу – их называют внутренними. Те моря, которые вдаются в сушу незначительно , называют окраинными.
Окраинные моря чаще всего отделены от основной части океана островами и архипелагами. Из-за своей близости к суше моря отличаются от открытого океана свойствами вод и глубинами. Существуют еще межостровные моря (Филиппинское). Особое географическое положение занимает Саргассово море в Атлантическом океане, расположенное между несколькими течениями.
Найдите на карте окраинные, внутренние моря, омывающие территорию России. Нанесите их на контурную карту.
Заливы – это части морей или океанов, вдающиеся в сушу . Самые большие заливы – Гвинейский, Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Персидский. На берегу Финского залива стоит Город Санкт-Петербург, а на берегу залива Петра Великого – город Владивосток.
Проливы – узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.
Найдите на карте проливы и назовите их. Нанесите один из них на контурную карту.
149 млн кв км приходится на сушу. В Мировом океане находятся материки – большие участки суши, окруженные водой . Назовите их.
Острова – небольшие участки (по сравнению с материками) суши, окруженные со всех сторон водой . Самый большой остров – Гренландский (2176 тыс кв км).
Острова по происхождению делятся на:
Материковые – образовались в результате движения земной коры и отделения от материка небольшой части, например, остров Сахалин.
Вулканические – образовались в результате подводных извержений вулканов, например, остров Исландия.
Коралловые – образовались из окаменевших остатков кораллов, например, Большой Барьерный риф.
В океане встречаются архипелаги – группы островов, лежащих недалеко друг от друга . Найдите их на карте, нанесите на контурную карту.
Полуострова – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан. Самый большой полуостров – Аравийский ( 2730 тыс кв км).
Назовите полуострова на территории России, нанесите их на контурную карту.
Определите географическое положение Карского моря, используя рубрику в учебнике «Шаг за шагом» на стр.110.
Вывод о том, что узнали, чему научились.
Игра «Кто такой, что такое?»
Мадагаскар, Средиземное, Индийский, Антарктида. Сахалин, Аравийский, Берингов, Японские.
О чем идет речь:
Суровая и хмурая природа
С морозами и лето, и зима,
Дневное солнце светит там полгода
И столько же лежит ночная тьма,
Порой и ледоколам нет пути…
И уж тогда давай-ка на салазки
Да с полюса, как с горки, вниз лети
До Мурманска, а хочешь до – Аляски. (С.Ледовитый океан).
Он у моря – как язык.
Он берега лизать привык,
И пляж в часы прилива
Он вылизал на диво. (Залив).
Он ведет из моря в море
Он не широк – всего верста,
И в нем, как в школьном коридоре.
И шум, и звон, и теснота. (Пролив).
Параграф 19 стр.105-108. Вопросы 1 – 6 на стр.110 учебника, в тетрадях тренажерах задания 4, 9-12, 19.
Источник
Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс
Разделы: География
Класс: 6
Этап подготовки к уроку
Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.
Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.
Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве
Образовательные
Развивающие
Воспитательные
I. Организационный момент (1 мин.)
Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.
II. Целеполагание (2 мин.)
Учитель: (Слайд №1)
Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.
III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)
2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.
С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:
- В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).
Приведите примеры каждого состояния.
IV. Изучение нового материала (20 мин)
Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)
Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?
Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.
Площадь его около 361 млн. км 2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.
Какие океаны Вы знаете?
(Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.
Дадим определение, что называется океаном.
Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.
Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)
Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?
Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.
Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом
Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.
Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.
Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).
Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.
А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?
Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.
А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?
Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).
И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.
Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)
Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:
Пляшут волны на просторе,
Берегов не видно в …
Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.
Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?
( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).
Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.
Задание: подпишите на контурной карте названия морей.
Проверим правильность выполнения задания.
Рассмотрим, что называется заливом.
Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.
Задание: подписать названия заливов.
Проверим правильность выполнения задания.
Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.
Самый широкий пролив – пролив Дрейка.
Задание: Подписать на контурной карте названия проливов
Проверим правильность выполнения задания.
И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.
Канал — искусственный пролив, созданный людьми.
Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.
А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.
После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:
- Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
- Что такое солёность и в чем она измеряется?
- Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
- Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
- Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?
V. Закрепление знаний (7 мин.)
Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)
Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).
VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)
Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).
VII. Итоги урока (2 мин.)
Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.
VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)
Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28
Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3
Спасибо за работу
- Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
- Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
- Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
- Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.
Источник