Конспект урока география 6 класс мировой океан полярная звезда

конспект урока «Мировой океан» 6 класс УМК «Полярная звезда»
план-конспект урока (география, 6 класс) по теме

конспект урока «Мировой океан» 6 класс УМК «Полярная звезда»

Скачать:

Вложение Размер
mirovoy_okean_6_kl.doc 40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии, 6 класс. УМК «Полярная звезда»

Тема: Мировой океан.

1.Сформировать представление о Мировом океане и его составных частях (океане, море, проливе, заливе, полуострове, острове, архипелаге).

2.Сформировать знание о видах морей по географическому положению.

3.Развивать умение работать с картами.

4.Называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, полуострова, острова, архипелаги на карте.

Оборудование: физическая карта мира, атлас, тетрадь-тренажер.

Проверка домашнего задания.

Что такое гидросфера?

Каков её состав?

Какими свойствами обладает вода?

Какого значение Мирового круговорота воды?

Изучение нового материала.

Звучит запись шума океанских волн.

Какие чувства у вас вызывает океан?

Индивидуальное задание на следующий урок: Подберите фрагменты из стихов, песен, художественной литературы с описанием океана. Сравните свои чувства с чувствами авторов.

Какова площадь земного шара? (510 млн кВ км).

Мировой океан – основная часть гидросферы, его акватория занимает около 361 млн кв км. Это большая часть поверхности Земли.

Что называют Мировым океаном? (учебник на стр.105).

Мировой океан – часть гидросфера, включающая воды океанов и морей.

Поверхность Мирового океана принимают за абсолютный ноль метров .

Люди выделяют между материками четыре крупные части – Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый океаны.

Часть Мирового океана, расположенная между материками, называется океаном.

Сравните площади океанов, используя учебник на стр. 105.

Границы современных океанов четко выражены вдоль берегов материков, а их морские границы проводятся условно. В южном полушарии граница между Индийским и Тихим океанами проходит по юго-западным и южным берегам островов Суматра, Ява и Новая Гвинея, а затем по меридиану мыса Игольного в Африке, а между Атлантическим и Тихим океанами – от мыса Горн в Южной Америке до Антарктического полуострова.

В северном полушарии граница между Северным Ледовитым и Тихим океанами проходит через Берингов пролив. Граница между Северным Ледовитым и Атлантическим океанами проводится по параллели, проходящей через остров Исландия, затем огибает южную часть острова Гренландия и проводится по южному побережью острова Баффинова Земля.

В тетради-тренажере на стр.60 нанесите названия океанов.

В пределах океанов выделяют моря, заливы и проливы . Главное их отличие от остальной акватории – географическое положение. Все они занимают пограничное положение между сушей и открытым океаном. Внимательно приглядитесь к очертаниям материков на карте полушарий: их побережья сильно различаются на разных участках. Где-то линия берега плавная, спокойная, как например, на северо-западе Африки, где-то наоборот, причудливо изогнутая (рис.75 стр.106 учебника).

Моря могут вдаваться глубоко в сушу – их называют внутренними. Те моря, которые вдаются в сушу незначительно , называют окраинными.

Окраинные моря чаще всего отделены от основной части океана островами и архипелагами. Из-за своей близости к суше моря отличаются от открытого океана свойствами вод и глубинами. Существуют еще межостровные моря (Филиппинское). Особое географическое положение занимает Саргассово море в Атлантическом океане, расположенное между несколькими течениями.

Найдите на карте окраинные, внутренние моря, омывающие территорию России. Нанесите их на контурную карту.

Заливы – это части морей или океанов, вдающиеся в сушу . Самые большие заливы – Гвинейский, Бенгальский, Бискайский, Мексиканский, Персидский. На берегу Финского залива стоит Город Санкт-Петербург, а на берегу залива Петра Великого – город Владивосток.

Проливы – узкие вытянутые участки водной поверхности, соединяющие две акватории и разделяющие участки суши.

Найдите на карте проливы и назовите их. Нанесите один из них на контурную карту.

149 млн кв км приходится на сушу. В Мировом океане находятся материки – большие участки суши, окруженные водой . Назовите их.

Острова – небольшие участки (по сравнению с материками) суши, окруженные со всех сторон водой . Самый большой остров – Гренландский (2176 тыс кв км).

Острова по происхождению делятся на:

Материковые – образовались в результате движения земной коры и отделения от материка небольшой части, например, остров Сахалин.

Вулканические – образовались в результате подводных извержений вулканов, например, остров Исландия.

Коралловые – образовались из окаменевших остатков кораллов, например, Большой Барьерный риф.

В океане встречаются архипелаги – группы островов, лежащих недалеко друг от друга . Найдите их на карте, нанесите на контурную карту.

Полуострова – участки материков и островов, глубоко вдающиеся в океан. Самый большой полуостров – Аравийский ( 2730 тыс кв км).

Назовите полуострова на территории России, нанесите их на контурную карту.

Определите географическое положение Карского моря, используя рубрику в учебнике «Шаг за шагом» на стр.110.

Вывод о том, что узнали, чему научились.

Игра «Кто такой, что такое?»

Мадагаскар, Средиземное, Индийский, Антарктида. Сахалин, Аравийский, Берингов, Японские.

О чем идет речь:

Суровая и хмурая природа

С морозами и лето, и зима,

Дневное солнце светит там полгода

И столько же лежит ночная тьма,

Порой и ледоколам нет пути…

И уж тогда давай-ка на салазки

Да с полюса, как с горки, вниз лети

До Мурманска, а хочешь до – Аляски. (С.Ледовитый океан).

Он у моря – как язык.

Он берега лизать привык,

И пляж в часы прилива

Он вылизал на диво. (Залив).

Он ведет из моря в море

Он не широк – всего верста,

И в нем, как в школьном коридоре.

И шум, и звон, и теснота. (Пролив).

Параграф 19 стр.105-108. Вопросы 1 – 6 на стр.110 учебника, в тетрадях тренажерах задания 4, 9-12, 19.

Источник

Урок географии «Мировой океан и его части». 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6

Этап подготовки к уроку

Для проведения урока должна быть оформлена доска: начерчена схема “Части гидросферы” и приготовлен плакат “Мировой круговорот воды” (задания к комбинированному опросу) (см. приложение). Создана презентация Power Point “Мировой океан и его части”, напечатан на плакате формата А3 список новых понятий к уроку, с эстетической целью был оформлен кабинет изображениями частей Мирового океана, отобран материл для работы с электронным приложением к учебнику.

Физическая карта мира, изображения океанов, плакат с новыми понятиями, учебники, атласы, контурные карты, тетради-тренажеры, электронное приложение к учебнику, презентация ppt “Мировой океан и его части”, проектор, экран, компьютеры.

Цель урока: формирование представления о Мировом океане как непрерывном водном пространстве

Образовательные

  • Сформировать понятия “океан”, “море”, “залив”, “пролив”, “канал”.
  • Начать формирование знаний об особенностях Мирового океана и его частей;
  • Сформировать представление о типах морей
  • Развивающие

  • Продолжить развитие умений работать с картой
  • Продолжить развитие умения работать с контурной картой
  • Способствовать развитию интереса к географическим исследованиям
  • Воспитательные

  • Продолжить воспитание любви к Родине
  • Воспитание эстетического вкуса
  • I. Организационный момент (1 мин.)

    Здравствуйте, ребята. Проверьте своё рабочее место. Садитесь.

    II. Целеполагание (2 мин.)

    Учитель: (Слайд №1)

    Сегодня на уроке мы с вами продолжим изучение гидросферы и рассмотрим Мировой океан и его части. А для начала проверим ваши знания.

    III. Актуализация знаний учащихся. (6 мин.)

    2 учащихся заполняют на доске заранее приготовленные схемы: схему круговорота воды и части гидросферы.

    С остальными учащимися класса проводится фронтальный опрос:

      В каких трех состояниях может быть вода? (в трёх: твердом, жидком и газообразном).

    Приведите примеры каждого состояния.

  • Что нагревается быстрее: вода или суша?
  • Быстро ли вода отдает тепло, остывает? Почему?
  • Что такое гидросфера?
  • Какова роль воды в жизни человека?
  • Почему морскую воду называют “железной рудой”?
  • IV. Изучение нового материала (20 мин)

    Назовите самую большую часть гидросферы? (Мировой океан)

    Около 71% поверхности Земли занято океанской водой. Что же называется Мировым океаном?

    Мировой океан – всё непрерывное водное пространство Земли.

    Площадь его около 361 млн. км 2 . В Мировом океане выделяются части – океаны.

    Какие океаны Вы знаете?

    (Слайд №2)Прослушивание шума прибоя.

    Дадим определение, что называется океаном.

    Океан – обширный участок единого Мирового океана, отличающийся рельефом дна, особенностями движения вод, свойствами воды, растительным и животным миром.

    Рассмотрим площади океанов (учебник с. 72)

    Назовите самый большой и самый маленький по площади океаны?

    Учитель: А теперь немного об истории названий океанов.

    Тихий океан был назван португальским мореплавателем Ф. Магелланом

    Из-за спокойной погоды, господствовавшей в течение 3х месяцев и 20 дней во время его плавания от Огненной Земли до Филиппинских островов.

    Атлантический океан в 2 раза меньше Тихого.

    Посмотрите на карту и скажите, отличаются ли Тихий и Атлантический океаны протяженностью с севера на юг? (протяженность примерно одинаковая).

    Назван океан по имени Атланта – титана, державшего на своих плечах небесный свод.

    А как вы думаете, почему Индийский океан имеет такое название?

    Действительно, он называется так по своему географическому положению – омывает полуостров Индостан. На площади Индийского океана могли бы уместиться обе Америки и Африка.

    А сейчас рассмотрим географическое положение Северного Ледовитого океана. Где он расположен?

    Северный Ледовитый океан расположен на самом севере планеты. Впервые появился на картах в середине XVII века и назывался Гиперборейским (от. Борей – мифический Бог северного ветра, в переносном смысле Север и приставка “гипер” – сверх, крайний север).

    И только в начале XIX века назвали этот океан Северным Ледовитым.

    Подписать на контурной карте названия всех океанов и выделить их границы. (Слайд №3)

    Учитель: Я Вам предлагаю отгадать загадку:

    Пляшут волны на просторе,

    Берегов не видно в …

    Что же такое море? Море – часть океана, прилегающая к материку вдающаяся в него.

    Учитель: Найдем на карте Черное и Баренцево моря. В чем различие их географического положения по отношению к суше?

    ( учащиеся дают разные ответы, но, как правило, отвечают, что Черное море полностью окружено сушей, а Баренцево – частично).

    Баренцево море – море Северного Ледовитого океана, омывающее нашу страну Россию. Каждое море принадлежит к бассейну одного из океанов, например, Охотское море принадлежит бассейну Тихого океана, Аравийское море – бассейну Индийского океана.

    Задание: подпишите на контурной карте названия морей.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Рассмотрим, что называется заливом.

    Залив – часть моря или океана, глубоко вдающаяся в сушу.

    Задание: подписать названия заливов.

    Проверим правильность выполнения задания.

    Пролив – узкое водное пространство, разделенное сушей и соединяющее соседние моря и океаны.

    Самый широкий пролив – пролив Дрейка.

    Задание: Подписать на контурной карте названия проливов

    Проверим правильность выполнения задания.

    И последнее понятие, которое мы сегодня рассмотрим на уроке — это канал.

    Канал — искусственный пролив, созданный людьми.

    Наиболее известные каналы — Панамский и Суэцкий.

    А теперь рассмотрим свойства вод Мирового океана. Учащиеся читают пункт “Свойства вод Мирового океана” с. 73 учебника.

    После прочтения текста параграфа учитель задает вопросы:

    1. Итак, о каких свойствах вод Мирового океана Вы узнали, прочитав текст параграфа?
    2. Что такое солёность и в чем она измеряется?
    3. Как изменяется температура вод с географической широтой? С глубиной?
    4. Какая вода содержит меньше кислорода – теплая или холодная?
    5. Почему в теплых тропических морях меньше морских живых организмов, чем в холодных умеренных?

    V. Закрепление знаний (7 мин.)

    Давайте проверим Ваши знания – ответим на вопросы (Слайд №18)

    Выполнение заданий в тетради-тренажере с. 46 №3, с. 48 (№3).

    VI. Проверка усвоения материала (5 мин.)

    Итак, а теперь проверим, насколько вы усвоили сегодняшний урок. (каждый учащийся выполняет компьютерный тест из электронного приложения к учебнику).

    VII. Итоги урока (2 мин.)

    Сегодня на уроке мы с Вами рассмотрели Мировой океан как единое водное пространство, познакомились с новыми понятиями и отметили новые географические объекты на контурной карте.

    VIII. Домашнее задание (2 мин.) (Слайд №19)

    Учебник §23 — пересказ, работа с атласом с. 12-15, 26-28

    Задание в тетради-тренажере с. 51 № 3-5, с. 52 №6, с. 57 №2, с. 58 №3

    Спасибо за работу

    1. Учебник “География. Планета Земля. 6 класс”. Лобжанидзе А.А. / Под ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. Москва, Просвещение, 2006 год.
    2. Тетрадь-тренажёр “География. Планета Земля. 6 класс”. А.А. Лобжанидзе. Москва, Просвещение, 2010 год.
    3. Иллюстрированный атлас “География. Планета Земля. 6 класс”. Л.Е. Савельева О.Г. Котляр, М.А. Григорьева. Москва, Просвещение, 2010 год.
    4. Контурные карты “География. Планета Земля. 6 класс”. О.Г. Котляр. Москва, Просвещение, 2010 год.
    5. Методические рекомендации. “География. Планета Земля. 6 класс”. О.А. Бахчиева, Л.С. Богомаз, Е.В. Николаенко. Москва, Просвещение, 2008 год.
    6. Электронное приложение к учебнику “География. Планета Земля. 6 класс”. Под редакцией В.П. Дронова, Москва, Просвещение, 2006 год.

  • Уроки географии с использованием информационных технологий 6-9 классы/ Методическое пособие с электронным приложением. Серия “Современная школа”. Издательство “Глобус”, 2010 год.
  • Источник

    Читайте также:  Географический тест по океанам
    Оцените статью