Суда в море
Страницы
Реклама
Корабли будущего
Надежные и эффективные системы сообщений, включающие в себя гражданскую авиацию, автомобильный, железнодорожный и морской транспорт, играют важную роль в развитии любого государства.
Морской транспорт нашей страны в последнее десятилетие превратился в одну из самых мощных и развитых отраслей промышленности. В строй вошли десятки необычных кораблей. Научно-технический прогресс в области металлургии и сварки, турбино- и дизелестроения, в автоматике и радиотехнике оказывает глубокое влияние на всю транспортную промышленность. При составлении перспективных планов судостроители внимательно изучают основные направления и тенденции развивающегося мирового флота.
Вместе с тем в зарубежной печати появляются и другие прогнозы, которые «предрекают» бесперспективное будущее транспортировке грузов морем, и особенно снижение пассажирских перевозок. Поверить этому трудно. Весь ход развития судоходства и судостроения свидетельствует об обратном.
Сама специфика морского транспорта, таящиеся в нем возможности дальнейшего количественного и качественного роста характеристик судов очень велики. С ними, пожалуй, не могут соперничать ни самолеты, ни транспортные ракеты. Опыт показывает, что попытки решить транспортные задачи, руководствуясь лишь интересами сегодняшнего дня, без учета тех поправок, которые должны внести грядущие десятилетия, чреваты серьезными просчетами для развития всей отрасли в целом.
В кораблях будущего, несомненно, отразятся сдвиги в материальной, социальной, политической и духовной сферах, вызванные, в свою очередь, свершениями научно-технической революции, которая началась во второй половине XX века. Однако это нисколько не умаляет значения прогноза, не уменьшает необходимости заглянуть в будущее науки о судах и судовождении. Так же как для понимания прошлого необходимы серьезные исторические исследования, так и для проникновения в будущее, бесспорно, нужны серьезные прогностические исследования.
Давайте познакомимся с некоторыми прогнозами в развитии морского транспорта.
Скорость нынешных самолетов и автомобилей несравненно больше, чем любых обитателей неба и суши. И лишь в воде самыми быстрыми остаются рыбы. Максимальная скорость хода современного сухогруза равна примерно 40, а подводной лодки — 16 километров в час. Росту скорости судна мешает большое сопротивление, которое испытывает корпус при погружении в воду. Увеличить ее путем повышения мощности двигателя нельзя: он занял бы весь корабль, вытеснив с него и грузы, и сам экипаж. Однако киты свободно плавают со скоростью 40 километров в час, тунец — в два раза быстрее, рыба-меч без видимого усилия достигает 130 километров в час.
Человек с давних пор завидовал умению рыб быстро плавать. Ответ на многие вопросы судостроители, вероятно, найдут в природе. Форма головы кита более приспособлена для передвижения в воде, чем конфигурация носовой части современных судов. Испытания показали, что мощность двигателей корабля с носовой частью, сходной по очертаниям с головой кита, на 25 процентов меньше, а скорость и грузоподъемность такие же.
Силуэт корпуса американской подводной лодки «Скипджек» повторяет форму тела тунца. Конструкторам удалось достигнуть высокой обтекаемости корпуса и значительно повысить ее скорость и маневренность.
В прошлом рыбу изучали в основном как биологический или кулинарный объект. Лишь сравнительно недавно этот взгляд претерпел коренные изменения — на нее взглянули как на аппарат, приспособленный для плавания в воде. Цель этих исследований — создание новых кораблей.
Инженеров-кораблестроителей интересуют и кальмары. Они могут плавать со скоростью около 100 километров в час, нередко пролетая над волнами более 50 метров на высоте 7-10 метров. Наибольший интерес представляет «двигатель» кальмаров. Это — совершенная биологическая ракета, не имеющая себе равных в животном мире. Изучая строение обитателей морей, их движение и другие особенности, можно собрать немало ценных сведений, которые будут представлять большой интерес для судостроения. Для быстрых рыб природа создала эллипсоидальный силуэт, без резко выступающих частей. С каждым годом все больше ценных качеств, присущих обитателям морей и океанов, будет браться на вооружение корабелами.
. И вот мы в порту недалекого будущего. У причалов стоят громадные океанские лайнеры. Они очень похожи своей формой на обтекаемые тела дельфинов, которые резвятся неподалеку в открытом море. Следует упомянуть проекты создания танкера и атомного судна для перевозки массовых грузов, водоизмещением соответственно 1 млн. и 215 тыс. тонн (скорость второго — около 100 км/час), грузового судна на воздушной подушке, способного пересечь Атлантический океан за 48 часов. Эти и ряд других работ направлены на то, чтобы заметно повысить конкурентноспособность морского судоходства, внести существенный вклад в удовлетворение быстрорастущего спроса на перевозки грузов.
Каким же типам судов отдается предпочтение в своде международных прогнозов?
Во-первых, танкерам. Во-вторых, судам для перевозки массовых грузов, их размеры в большей степени зависят от тех морских коммуникаций, на которых они будут эксплуатироваться: в отличие от танкеров они могут загружаться или разгружаться только в портах. Совершенствование техники и технологии погрузки-выгрузки позволит устранить этот недостаток. Один из путей — транспортировка руд в полужидком, илообразном состоянии.
Если этот путь окажется экономически выгодным, то не возникнет никаких проблем в строительстве рудовозов водоизмещением 250 тыс. тонн. Недалек тот момент, когда в транспортировке массовых грузов доминирующее положение займут суда, водоизмещение которых составит 80 — 100 тыс. тонн. Широкое использование нового типа грузовых судов (контейнерных или лихтерных) открывает новую страницу в истории морского судоходства. Эксплуатация судов для перевозки лихтеров не связывается с обязательным заходом их в океанские порты. Они могут разгружаться в открытом море: к месту назначения лихтеры идут своим ходом.
Новые материалы, которые придут в судостроение, новые машины, приборы и оборудование, увеличение мощности силовых установок позволят увеличить скорость необычных кораблей. Скоростные грузовые, грузо-пассажирские и пассажирские линии протянутся с Тихого океана и с Балтики, с Баренцова и Черного морей к портам различных континентов.
За последние десятилетия в мире сделано больше научных открытий, чем за всю историю человечества. Масштабы современных научно-технических достижений, направленных на благо человека, поистине грандиозны. Уже в ближайшие годы исследования и эксперименты, которые проводятся сейчас в научных лабораториях и институтах, раздвинут границы применения морского транспорта, сделают доступными глубины Мирового океана, позволят использовать в качестве самого дешевого вида топлива энергию, заключенную в морской воде. То, что вчера еще казалось фантазией, входит в повседневную жизнь. И, быть может, то, что мы относим к фантастике, завтра станет достоянием наших дней.
Источник
Космические корабли: 5 лодок будущего — от личных «акул» до лайнера-государства
Как заявляют ученые, по-настоящему осваивать моря и океаны люди начали только сейчас. Происходит это по двум направлениям: первое — это сверхтехнологичный, скоростной малый флот: каждый человек сможет приобрести лодку-амфибию по цене автомобиля или за пару дней пересечь Атлантику на катере-маршрутке.
Второе — это гигантские лайнеры, превосходящие по своим размерам самые большие танкеры и авианосцы. По сути плавучие города, где одновременно смогут жить до 100 тысяч человек. Люди станут переселяться с суши на корабли и отправляться в бесконечное плавание, будут предпочитать авиаперелетам морские переезды, а океаны станут напоминать оживленные улицы мегаполисов.
Специально для FURFUR Никита Пурыжинский погрузился в вопрос морского будущего и нашел наиболее многообещающие проекты, концепты и планы в этой стихии.
5 КОРАБЛЕЙ БУДУЩЕГО
130 км/ч
до 5500 км
Корабль «Протей» создан для борьбы с волнами. Но действует он по старинной китайской мудрости: «Выигранная битва — это та, которую удалось избежать». «Протей» не сражается с волнами, он адаптируется к волнению моря, повторяет движения воды, поэтому у него нет необходимости преодолевать сопротивление волн.
«Протей» — это абсолютно новый тип судов. Корабль напоминает скорее паука-водомерку, чем традиционные суда. Два поплавка на гибких креплениях несут высокую каюту.
БЛАГОДАРЯ ТАКОЙ КОНСТРУКЦИИ «ПРОТЕЙ» КАК БЫ ОБТЕКАЕТ ВОЛНЫ. ПЛАВАНИЕ ДАЖЕ ПРИ БОЛЬШИХ ВОЛНАХ НАПОМИНАЕТ СКОРЕЕ ПОЕЗДКУ В МЕТРО
«Для того чтобы изобрести такую штуку, надо быть умным и очень старым, — говорит изобретатель «Протея» Уго Конти из США. — Со старостью все понятно: сначала этот проект кажется бредом, его первая же волна накроет! Но мне 73 года, и когда я изобретал свой корабль, я понимал, что терять мне нечего. А умным я оказался случайно: ведь «Протей» поплыл, и поплыл как надо!»
Для корабля были выбраны легкие металлы — титан и алюминий, поплавки покрыты армированной тканью. Кстати, когда волнение стихает, кабина «Протея» может опускаться в воду и даже отплыть на несколько километров, оставив «лапы» на воде. Это необходимо для швартовки в маленьких лодочных портах или даже прямой высадки на берег. «Протей» может как бы зависнуть над терпящей крушение лодкой или катером и поднять людей в кабину.
110 км/ч
6000 км
Сверхскоростной корабль-тримаран Ady Gil способен мчаться со скоростью больше 100 км/ч, «протыкая» волны. «Морскую стрелу», как еще называют этот корабль, создали пока только в одном экземпляре для мирового рекорда: в 2008 году «Морская стрела» обогнула земной шар всего за 60 суток.
Обтекаемая форма делает «Морскую стрелу» самым скоростным кораблем на планете. Корабль сконструирован непотопляемым, а его корпус выполнен из прочного карбона. Но самая удивительная особенность тримарана — это сверхэкономичная силовая установка, работающая на биотопливе.
ТОПЛИВО ДЛЯ САМОГО СКОРОСТНОГО КОРАБЛЯ НА ЗЕМЛЕ СОЗДАНО ИЗ ВЫЖИМКИ СОЕВЫХ БОБОВ: ДЛЯ КРУГОСВЕТНОГО ПУТЕШЕСТВИЯ ПОТРЕБОВАЛСЯ ЛИШЬ ОДИН КОНТЕЙНЕР С СОЕВЫМ МАСЛОМ
В 2009 Ady Gil выкупила американская некоммерческая экологическая организация Sea Shepherd. «Морская стрела» борется с японскими китобоями. Огромная скорость корабля помогает блокировать суда японцев, прогонять из опасной зоны китов и уходить от преследования, ведь китобои явно не рады шустрой «Морской стреле».
Пока подобные корабли стоят сотни тысяч долларов в производстве. Но при удешевлении технологии «Морские стрелы» могут составить серьезную конкуренцию авиаперевозкам. Тем более что новозеландские создатели обещают, что следующее поколение «Морской стрелы» будет нестись со скоростью до 200 км/ч.
2,7 млн т
до 25 км/ч
2 414 км
1080 м
Гигантских лайнеров сегодня изобретают меньше — на них сложнее найти покупателя. Freedom Ship, то есть «Корабль свободы» — сверхамбициозная идея компании Engineering Solutions («Инженерные решения») из Флориды. Корабль таких размеров не строил никто и никогда: километр в длину, 25 палуб, вес — почти три миллиона тонн, а водоизмещение в пять раз больше, чем у самых рекордных супертанкеров!
ГИПЕРКОРАБЛЬ БУДЕТ. ОТДЕЛЬНЫМ ГОСУДАРСТВОМ СО СВОИМ ФЛАГОМ, ВАЛЮТОЙ, ВОЗМОЖНОСТЬЮ НАЙТИ РАБОТУ И ОСТАТЬСЯ БЕЗ ОНОЙ И ДАЖЕ ТЮРЬМОЙ
В бесконечное путешествие по океану отправятся 50 тысяч человек. Каждый из них должен будет выложить как минимум 700 тысяч долларов — это минимальная цена за «вечные» апартаменты на корабле. Сегодня куплено уже 25 тысяч квартир на пока не построенном судне. Еще 20 тысяч жителей обслуживающего персонала.
Для поездок на берег на «Корабле свободы» предусмотрены несколько сотен катеров, вертолетов и джетов. А по самому кораблю жителей будут развозить мини-троллейбусы и мини-автобусы. Жители смогут сдавать свои апартаменты любопытствующим «иностранцам». И кстати, налоги с любого вида деятельности будут минимальны, или их даже не введут вовсе. В этом случае администрация корабля будет брать дополнительный сбор с туристов.
Цена проекта — 9 миллиардов долларов, строительство начато в Гондурасе. К сожалению, компания уже в течение десяти лет не может привлечь достаточное количество инвестиций. На данный момент проект заморожен, но ставить на нем крест рано. Уж слишком привлекательной кажется вся эта затея.
от 15 т
250 км/ч
до 20 м
до 100 м
Еще один тримаран, который вполне может претендовать на звание корабля будущего, имеет две уникальные особенности. Первая из них — это корабль-«невидимка», созданный на основе технологий «Стелс». А вторая — изобрел его житель Украины, киевский инженер Александр Березин.
Плоскости корпуса корабля расположены под определенным углом, и отраженный сигнал локаторов не приходит в исходную точку даже без использования спецматериала. Сигнал, как теннисный мячик, отражается от поверхностей и уходит в самых разных направлениях, но только не в сторону радара.
— Алексей Березин, создатель тримарана
Заявленные изобретателем характеристики тоже впечатляют: корабль будет развивать скорость до 250 км/ч, погружаться под воду и взлетать на десять метров над поверхностью, как экраноплан. В этом ему помогут выдвижные крылья. В первую очередь таким изобретением должны заинтересоваться военные либо крупные бизнесмены, для которых он может стать аналогом бизнес-джета. Цена соответствующая.
Сегодня тримаран Березина существует только в виде чертежей, моделей и 3D-визуализаций. Но, по слухам, изобретатель все-таки нашел инвестора, просто по контракту не имеет права распространяться об этом.
Скорость в толще воды
60 км/ч
100 км/ч
до 25 м
Изобретение конструкторов из калифорнийской компании Innespace Productions под названием Seabreacher (в вольном переводе «Пронзающий волны») — это индивидуальная подводная лодка, которая выглядит почти как настоящий дельфин. Разве что размеры в полтора раза больше, чем у настоящего. Зато подлодку не догонит ни один обитатель моря — 215-сильный двигатель гонит Seabreacher по поверхности воды со скоростью 70–80 км/ч. Сегодня цена на личного «дельфина» начинается от 65 тысяч долларов.
Механический дельфин умеет погружаться под воду на 10-15 метров и даже выпрыгивать из нее на 2-3 метра вверх. Погружается подлодка благодаря специальным подводным крыльям — ими пилот управляет с помощью штурвала, напоминающего самолетный. Правда, «нырки» рободельфина довольно короткие. Он может находиться полностью под водой не больше 20 секунд. Ровно на столько хватает воздушного резервуара, который необходим для ДВС подлодки.
В этом году Innespace Productions выпустила новую лодку — Seabreacher X. И на этот раз это «акула», у которой даже не поленились нарисовать зубы. Пока таких в мире всего десять штук, и цена чуть выше. Зато акуловидная подлодка может везти двух пассажиров, прыгать на четыре-пять метров над водой и разгоняться до 100 км/ч. Да и плавник на поверхности воды теперь выглядит намного внушительнее.
Источник