Корабль шторм черное море

Крымская буря 1854-го. Стихия, утопившая флот

14 ноября 1854-го года Крымская буря окончательно превратилась в чудовищной силы ураган. Груженные боеприпасами, провизией, зимним обмундированием и прочим корабли и суда оккупационных войск не успели уйти в открытое море и приняли удар стихии у берегов Тавриды. Для того чтобы систематизировать потери неприятеля на море, следует географически разделить районы, в которых приняли «последний бой» с рассвирепевшей бурей иностранные корабли. Свои морские могилы они нашли на дне близ Балаклавской бухты, Качи и Евпатории.

Оставшиеся погибать у Балаклавы

Ещё до того, как буря окончательно окрепла, корабли и суда перестали пускать в бухту Балаклавы, которая и без того была опасно переполнена. По сути, их бросили на произвол судьбы. Вскоре волны и ветер начали разламывать корабли, словно орехи о косяк.

Первой жертвой, пошедшей на дно, стал американский транспорт «Progress», с которого спастись удалось только двум морякам. Следующим на дно ушёл «Resolute», унеся с собой всех, кроме 9 человек. Третьим утащил на дно поголовно весь свой экипаж американский парусник «Wanderer». Четвёртой жертвой стал транспорт «Kenilworth». Перед гибелью он налетел на пароход «Avon», потеряв все свои мачты. Только трое моряков спаслись с «Kenilworth».

Вскоре вместе со всем экипажем погиб быстроходный американский клипер «Rip Van Winkle». Корабли «Peltoma» и «Maltese» также были разбиты о скалы и затонули со всеми людьми на борту.

Читайте также:  Море морфологический разбор деепричастия

Весьма показательна участь транспорта «Wild Wave». Его сорвало с якорей и понесло прямиком на скалы. Не имеющий паровой машины и потерявший мачты, «Wild Wave» был обречён. Корпус транспорта напоролся на камни, а волны, словно стальным молотом, раскалывали борта. Экипаж спасался как мог. Некоторым повезло укрыться на камнях, в небольших гротах и расселинах, но всемогущее море выискивало своими волнами каждого выжившего и утягивало на дно. В итоге к утру 15-го числа спасательная команда с британского линейного корабля 2-го ранга «Sans Pareil» смогла извлечь из узкой расселины всего двух моряков с «Wild Wave» — юнгу и матроса.

Не смилостивилась судьба и над исключительно военными кораблями Её Величества. Фрегат «Retribution» лишился руля и сорвался с якорей. Капитан корабля Джеймс Драмонд приказал срубить все мачты и сбросить за борт все орудия до единого и всё снаряжение. Потеряв часть экипажа, «Retribution» всё же смог удачно выброситься на берег, хотя состояние его было ничтожным. На «Vesuvius» также срубили мачты, потеряв часть экипажа. В итоге на берегу от корабля остался только полуразрушенный корпус. Корабли «Mercia», «Caducens», «Pride of the Ocean», «Medora» и «Sir Robert Sale», несмотря на большое число спасённых, были полностью уничтожены. Чуть более повезло кораблям «Niger» и «Melbourn», которым удалось почти уцелеть, но они лишились всех мачт и получили тяжёлые повреждения паровых труб.

Счастливчиком оказался уже упомянутый «Avon». Этот пароход, забыв о каких-то там приказах управляющего Балаклавского порта, умудрился ловко обойти скалы и буквально юркнуть в спасительную бухту. Правда, уже внутри бухты он знатно «надебоширил», пройдя невольным тараном по корпусу многих судов.

Гибель же новейшего парусно-винтового корабля «Prince» стала и вовсе легендарной, эта легенда даже переименовала «Prince» в «Чёрного принца». Корабль так и не получил разрешения укрыться в Балаклаве, поэтому капитан, понадеявшись на паровую машину, остался недалеко от берега. Однако налетевшая буря доказала ошибочность этой надежды.

Капитан Гудель отдал приказ срубить все мачты, но кораблю катастрофически не везло. Такелаж бизань-мачты попал в район действия гребного винта, которые вскоре был заблокирован. Лишившись последнего движителя, «Prince» вслед за этим лишился и якорей. Его участь в этот момент решилась. Корабль могучая стихия подхватила и раздавила о скалы. По рассказам очевидцев через десять минут морских жерновов от некогда гордости британского флота остались только жалкие куски корпуса.

Оставшиеся в живых шестеро членов экипажа «Prince» свидетельствовали, что в последний момент перед тем, как корабль понесло на скалы, капитан Гудель и капитан Байнтон (агент адмиралтейства), сняв с себя верхнюю одежду, объявили экипажу, что с их стороны ничего не было упущено для спасения корабля и что теперь каждый должен заботиться о себе. По сути, команду «спасайся, кто может» никто не отменял.

Смерть у Евпатории

Евпатория в то время была оккупирована неприятелем и превращена в крепость, ощетинившуюся артиллерией и снабжаемую по морю. Вражеский гарнизон состоял в основном из турок, татар-переселенцев и французов. Чтобы такой мощный анклав врага не пресёк снабжение наших войск через Перекоп, русские Евпаторию саму взяли в блокаду.

Множество кораблей у евпаторийского берега стали жертвой стихии. Французский парусный фрегат «Fultan», не имеющий паровой машины, был обречён. Его выбросило на берег и разбило в щепки, спастись удалось только малой части экипажа. 100-пушечный линейный корабль «Henri IV», символ мощи французского флота, оказывавший артиллерийскую поддержку гарнизону Евпатории, разломило о скалы. Весь экипаж, кроме 17 счастливчиков, погиб. Турецкий 90-пушечный линейный корабль «Peiri Messeret» пошел ко дну со всеми, кто был на его борту. Единственным чудом уцелевшим судном оказался английский «Cyclops».

Особо хочется отметить участь английского фрегата «Culloden». Корабль, вооружённый четырьмя орудиями и использующийся в качестве транспорта, перевозил войска и в тот момент имел на борту груз боеприпасов в виде 30 тыс. ядер, 700 пудов пороха, не считая 32 лошадей. «Culloden» стихия подхватила и отнесла в район месторасположения Новоархангельского уланского полка, где корабль и потерпел крушение. Часть англичан спаслась, оставив остов разбитого судна невдалеке от берега в руках бури и волн, но на берегу они были взяты в плен.

Вскоре выяснилось, что на разбитом корабле остались 25 турок — союзников англичан. Офицеры полка предложили британцам помочь туркам и даже предлагали за это деньги, но те отказались наотрез, заявив, что «не позволят подвергать опасности жизни для спасения каких-нибудь турок». В итоге на спасение турок, оставленных на верную смерть своими «союзниками», отправился отряд русских добровольцев. Спасательная операция длилась более двух часов.

В устье Качи и севернее Севастополя

В районе Качи буря собрала не меньший урожай, нежели у Балаклавы и Евпатории. Только непосредственно в устье реки Качи затонули 12 купеческих судов. Военные корабли же практически поголовно лишились вооружения. Так, британский корабль «Queen» потерял в пучине до 116 орудий и часть такелажа. Линейный корабль «Trafalgar» лишился 120 орудий, не считая повреждений мачт. «London», кроме отправки на дно 90 орудий, ещё и потерял рули. Парусно-винтовые корабли «Aedent», «Terrible», «Spitfire» и «Sanson» все до единого получили пробоины в корпусе.

Французский флот потрепало не меньше. «Ville de Paris» отдал за борт 120 орудий, «Firland» 100 орудий, «Bayard» 90 орудий, а «Suffren» 90 орудий. К тому же почти все они потеряли рули, лишились мачт (когда невольно, когда срубив их по приказу капитана) и т. д. Турецкий фрегат «Arri Marseile», по сути, разделил судьбу своего соотечественника «Peiri Messeret». Сначала корабль лишился своей артиллерии и большей части экипажа, а позже был разбит волнами о берег.

Французские транспортные суда были полностью уничтожены. «Turone» выбросило на берег и размолотило волнами, «Pyrenees» сгорел уже находясь на прибрежной мели, «Ganges» разделил судьбу «Pyrenees», «Danube» также выбросило на мель, а «Arri Marseile» утонул прямо на якоре со всем имеющимся на борту имуществом.

Здесь стоит отметить, что, учитывая боевые действия, наши бойцы отнюдь не дремали. Стоило близ берега показаться иностранному кораблю, как русские отряды всадников, несмотря на страшные ветер, неслись к этому месту. Во-первых, чтобы взять в плен противника, а порой, как указано выше, и спасти этого самого противника. Во-вторых, чтобы захватить груз.

Плачевный исход

Таким образом, 14 ноября 1854-го года у Крымского побережья погибли свыше 30 судов и кораблей, более 40 получили крайне тяжёлые повреждения. А подсчёт числа погибших проводить сложно по объективным причинам — разношёрстный состав погибших (англичане, французы, турки, американцы и т. д.), гибель многих выживших на следующие дни от холода и ран, наёмный характер части моряков и присутствие обычных коммерсантов в оккупационных силах. Принято же считать, что погибло около 1000 человек.

Вместе с кораблями и их экипажами на дно ушёл огромный груз зимнего обмундирования, провизии, медикаментов, оружия, боеприпасов и прочего. Один только «Resolute» нёс на своём борту около 500 тонн груза, а содержимое трюмов «Рrіnсе» оценивался в полмиллиона фунтов стерлингов. А в Крым уже вошла зима. В итоге войска Коалиции начали терять людей не во время боя, а от голода и холодов.

Источник

Проклятие Керченского пролива: история самых масштабных кораблекрушений

Керченский пролив, разделяющий Черное и Азовское моря, всегда был стратегической территорией, за которую боролись государства. Сегодня в акватории пролива до сих пор находят обломки кораблей, затонувших 100 или 200 лет назад неподалеку от берегов Крыма или Тамани.

Иностранное судно

Осенью 2020 года археологи обнаружили судно XIX века, которое могло принадлежать французам или англичанам. Специалисты предполагают, что этот корабль мог разбиться о подводную каменную гряду, а его фрагменты разлетелись в разные стороны на достаточно большое расстояние (от 300 до 500 м) от основного корпуса. Такие выводы сделали эксперты исходя из того, что там же неподалеку ранее уже были найдены следы кораблекрушения. Предполагалось, что произошло несколько инцидентов, а не один. Возможно, судно затонуло во времена Крымской войны, так как найденные латунные гвозди соответствуют таким же, обнаруженным в Евпатории в местах гибели союзного флота в 1852–1853 гг.

Подбитый танкер

Зафиксированная в истории точными датами трагедия случилась 79 лет назад: 2 апреля 1942 года в Керченском проливе был подбит танкер «Валериан Куйбышев». В Крым из Новороссийска он вез необходимые для защиты полуострова бензин, керосин и смазочные масла.

«У Таманского полуострова танкер был атакован пятью торпедоносцами, в небе над проливом разыгрался воздушный бой, два вражеских самолета были сбиты, но все же одна торпеда попала прямо в район кормового танка с 600 тоннами бензина. От взрыва на судне возник пожар. Горящий танкер сдрейфовал на отмель, где горел почти неделю, затем взорвался и, переломившись на две части, затонул. Погибли 24 человека, трое были спасены», — рассказал ФАН руководитель Северо-Кавказского направления дайвинг-клуба «Черная Акула» Эрнст Антонов.

В том же году 14 апреля в Керченском проливе на мине подорвался санитарный транспорт «Антон Чехов», погибло 200 человек. А 17 апреля самолетами врага в восточной части Черного моря уничтожен санитарный транспорт «Сванетия», вышедший из Севастополя с 900 ранеными, спасли только 193 человека.

«На дне моря до сих пор сохранились останки кораблей и самолетов, это все выглядит как братская могила. Мы считаем своим долгом, чтобы и под водой люди помнили о подвигах наших предков: мы устанавливаем памятные таблички, где указываем, как назывался корабль и при каких обстоятельствах погиб», — подчеркнул Эрнст Антонов.

Керченский пролив, который объединяет Азовское и Черное моря, в мирное время не опасен для проходящих здесь кораблей. Максимальная глубина — около 18 м, ширина — от 4,5 до 15 км. Однако иногда причиной трагедии становится не военный конфликт, а непогода в совокупности с человеческим фактором.

Катастрофа 2007 года: за день утонуло пять кораблей

Ноябрь 2007 года стал одним из самых трагичных периодов в истории российского и украинского судоходства. Штормовой ветер и сильное волнение моря привели к крушению нескольких кораблей в Азовском и Черном морях 11 ноября. В тот день затонуло четыре судна, еще шесть село на мель, а два танкера получили пробоины. В результате ЧП погибло шесть россиян, а 11 пропали без вести. Из разломившегося танкера «Волгонефть-139» в море вылилось около 2 тыс. тонн мазута, что привело к экологической катастрофе.

Причинами произошедшего были названы халатность капитанов морских портов Кавказ и Ростов-на-Дону, а также безответственность капитанов судов, не уведших судна в укрытие. Стоит также учитывать, что в Керченском проливе мало бухт для укрытия судов от шторма.

Украинская провокация

Одно из наиболее резонансных современных событий здесь приключилось в 2018 году, когда «Керченский таран» привлек внимание всего мирового сообщества.

Три корабля военно-морских сил Украины — «Бердянск», «Никополь» и «Яны Капу» — 25 ноября вошли в территориальные воды России в Черном море. Заявок на проход флота через Керченский пролив Украина заранее не подавала. Корабли украинских ВМС, находясь в территориальных водах РФ, не реагировали на предупреждения российских пограничников и при этом «совершали опасное маневрирование».

Они были перехвачены российской береговой охраной, один из кораблей которой совершил навал на украинский буксир. После прохода к якорной стоянке перед Керченским мостом украинские корабли были заблокированы, а когда они попытались лечь на обратный курс в Одессу, российские силы начали преследование и применили по ним оружие, после чего корабли были захвачены и отконвоированы в Керченский порт.

В рамках обмена удерживаемыми лицами между Россией и Украиной 7 сентября 2019 года всех 24 задержанных в Керченском проливе украинских военнослужащих вернули на Украину, а 18 ноября 2019 года были переданы и корабли.

Источник

Оцените статью