- ФЛОТ ОТКРЫТОГО МОРЯ
- Читайте также
- НАПАДЕТ ЛИ БЕН ЛАДЕН С МОРЯ?
- Флот Открытого Моря в битве при Скагерраке
- ВЕТРЫ ЧЁРНОГО МОРЯ
- Нападет ли Бен Ладен с моря? [52]
- АДМИРАЛ ЛЕДОВОГО МОРЯ
- «Польша от моря до моря»
- ВОЛНЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
- НА РУМБАХ ЧЁРНОГО МОРЯ
- ШТУРМАН ПОЛЯРНОГО МОРЯ
- В эскадре Средиземного моря
- Флот Открытого Моря в битве при Скагерраке
- Ветры Чёрного моря
- Глава 10 Пахари моря
- Крейсера Черного моря
ФЛОТ ОТКРЫТОГО МОРЯ
ФЛОТ ОТКРЫТОГО МОРЯ
Линкоры Хохзеефлотте в Северная море. На переднем плане — «Рейнланд».
Германия оказалась единственной страной мира, где переход к «дредноутной» эпохе мало отразился на ходе выполнения кораблестроительных программ. Гросс-адмирал Тирпиц и не подумал отменять принятый с его подачи «морской закон 1900 года», согласно которому средства на постройку новых кораблей выделялись автоматически по истечении срока службы старых. Просто теперь вместо предполагавшихся к закладке броненосцев приступили к постройке такого же числа дредноутов. Единственная поправка, принятая в 1908 году, касалась лишь срока службы кораблей: теперь линкоры должны были заменяться новыми через 20 лет, а не через 25, как планировалось ранее.
Первые 4 корабля концепции «all-big-gun» немцы заложили на разных верфях почти одновременно — летом 1907 года. Они разительно отличались от своих предшественников — броненосцев типа «Дойчланд», хотя требуемые сроки строительства наложили свой отпечаток на их конструкцию. Так, понимая, что внедрение общепринятых 305-мм орудий задержит ввод кораблей в строй, пришлось смириться с установкой 11-дюймовок — таким образом линкоры типа «Нассау» стали единственными в мире дредноутами с главным калибром менее 12 дюймов (разумеется, если не принимать в расчет германские же линейные крейсера). К тому же размещение артиллерии было явно неудачным: из двенадцати башенных орудий на один борт могли стрелять только восемь, в то время как английские линкоры уже давали 10-орудийные бортовые залпы. Пришлось смириться и с применением в качестве главной энергетической установки обычных паровых машин тройного расширения и котлов с угольным отоплением, что в итоге делало эти корабли не только слабо вооруженными, но еще и самыми тихоходными в своем классе.
Вместе с тем, несмотря на скромные показатели боевой мощи, линкоры типа «Нассау» обладали и определенными достоинствами, характерными именно для германской кораблестроительной школы. Прежде всего, это относится к защите и средствам обеспечения живучести. Более слабые орудия «Нассау», тем не менее, могли поразить бортовую броню первых британских дредноутов с большей дистанции, чем те — броневой пояс «немцев». Хорошо продуманная противоторпедная защита была, несомненно, лучше английской. Это подтверждает хотя бы такой факт: «Вестфален», получивший в августе 1916 года торпеду с английской подлодки Е-23, принял 800 т воды, но сохранил 14-узловый ход и благополучно вернулся в базу. Другое важное нововведение — металлические гильзы вместо применявшихся ранее шелковых картузов: несколько сот тонн лишнего веса в данном случае с лихвой компенсировались уменьшением риска взлететь на воздух от одной попавшей в погреб боезапаса искры…
Параллельно со строительством первой четверки дредноутов Германия осуществила и другое давно назревшее мероприятие — реконструкцию Вильгельмсхафенских шлюзов, под объем которых немцам приходилось «подгонять» размерения своих броненосцев. Сложившуюся ситуацию Тирпиц справедливо сравнивал с положением, в котором оказались голландские кораблестроители XVII века: мелководные гавани Нидерландов и Фландрии не позволяли им строить крупные корабли, что в конечном счете и привело к поражению в противоборстве с Англией.
Теперь кайзеровский флот действительно начал оправдывать данное ему в 1907 году имя «Хохзеефлотте» — «Флот Открытого моря».
Линкоры второй серии типа «Гельголанд» являлись прямыми потомками «Нассау». Доросшие до обычных «дредноутских» размеров и впервые оснащенные 50-калиберными 12-дюймовыми пушками они сохранили компоновку и конструкцию своих предшественников, включая и такой явный анахронизм, как все те же паровые машины тройного расширения и угольное отопление котлов. Условия работы кочегаров на этих кораблях были столь тяжелыми, что неудивительно, почему инициаторами восстания на кайзеровском флоте в 1918 году стали именно машинные команды «угольных» дредноутов.
Новая артиллерия на несколько лет стала основной ударной мощью Хохзеефлотте. 305-мм пушки обладали прекрасными баллистическими характеристиками и могли посылать в противника 445-кг снаряды с интервалом в 24 с — значительно быстрее, чем их английские аналоги. Дальность стрельбы первоначально составляла 18 км, а при увеличении (в ходе модернизации) угла возвышения ствола с 13,5 градусов до 16 — превысила 20 км.
Как и свои предшественники, «Гельголанды» имели удовлетворительную мореходность и хорошую маневренность. Корпус разделялся по длине на 17 водонепроницаемых отсеков, не считая многочисленных герметичных отделений вдоль бортов, входящих в систему противоторпедной защиты. В целом живучесть кораблей этого типа оценивается очень высоко: это подтвердили подрыв на мине «Остфрисланда» в июне 1916 года и его бомбардировка с воздуха пять лет спустя.
Следующая серия линкоров типа «Кайзер» ознаменовала собой резкое изменение кораблестроительной политики. Если поначалу немцы были верны своим традициям и строили первые дредноуты так же, как и броненосцы, лишь немного увеличивая и улучшая предыдущий тип, то в «кайзерах» внедрили столько новаций, что вообще затруднительно говорить о их преемственности с «гельголандами». Разве что артиллерия главного калибра осталась прежней, хотя формально тоже получила новое обозначение.
Линейный корабль «Нассау», Германия, 1910 г.
Заложен в 1907 г., спущен на воду в 1908 г. Водоизмещение полное 21000 т, длина наибольшая 146,1 м. ширина 26,9 м, осадка 8,9 м. Мощность паровых машин 22000 л.с., скорость 19,5 уз. Броня: пояс 300–80 мм, траверзы 210–90 мм, казематы 160 мм, барбеты и башни 280–50 мм, рубка 300–80 мм, палуба 55 мм. Вооружение: 12 283-мм орудий, 12 150-мм и 16 88-мм пушек, 6 подводных ТА. Всего построено 4 единицы: «Нассау», «Позен», «Рейнланд» и «Becтфален».
Линейный корабль «Гельголанд», Германия, 1911 г.
Заложен в 1908 г. спущен на воду в 1909 г. Водоизмещение полное 25200 т, длина наибольшая 1672 м, ширина 28,5 м, осадка 9 м. Мощность паровых машин 28000 л.с., скорость 203 уз. Броня: как на «Нассау», но башни и барбеты — до 300 мм. Вооружение: 12 305-мм орудий, по 14 150-мм и 88-мм пушек, 5 ТА. Всего построено 4 единицы: «Гельголанд», «Остфрисланд», «Тюринген» и «Ольденбург».
Линейный корабль «Принц-регент Луитпольд», Германия, 1913 г.
Заложен в 1911 г., спущен на воду в 1912 г. Водоизмещение полное 27400 т, длина наибольшая 172,4 м, ширина 29 м, осадка 9,1 м. Мощность турбин 26000 л.с., скорость 21 уз. Броня: пояс 350-80 мм, траверзы 300-130 мм, казематы 170 мм, барбеты и башни 300-150 мм, палуба 60 мм. Вооружение: 10 305-мм орудий, 14 150-мм и 12 88-мм пушек, 5 ТА. Всего построено 5 единиц: «Кайзер», «Фридрих дер Гроссе», «Кайзерин», «Кениг Альберт» и «Принц-регент Луитпольд».
Линейный корабль «Кёниг», Германия, 1914 г.
Заложен в 1911 г., спущен на воду в 1913 г. Водоизмещение полное 29200 т, длина наибольшая 175,4 м, ширина 295 м, осадка 93 м. Мощность турбин 31 000 л.с., скорость 21 уз. Броня: пояс 350-80 мм, траверзы 300-130 мм, казематы 170 мм, барбеты и башни 300-80 мм, рубка 350-170 мм, палубы 30+60 мм. Вооружение: 10 305-мм и 14 150-мм орудий, 10 88-мм пушек, 5 подводных ТА. Всего построено 4 единицы: «Гроссер Курфюрст», «Кёниг», «Маркграф» и «Кронпринц».
Линкор «Гроссер Курфюрст» в походе, 1914 г.
Прежде всего, немцы отказались от невыгодного расположения башен: несмотря на уменьшение их числа, носовой залп сохранился прежним, а бортовой и кормовой увеличились на два ствола. Для улучшения мореходности был внедрен полубак, высота надводного борта при нормальном водоизмещении теперь составила почти 4 м. Силовая установка осталась трехвальной, но вместо паровых машин наконец-то применили турбины. Один из кораблей — «Принц-регент Луитпольд» — имел двухвальную установку, а на третий винт должен был работать шестицилиндровый дизель фирмы «Германия» мощностью в 12 тыс. л.с. Последний, правда, так и не установили, и «Луитпольд» оказался единственным двухвинтовым немецким дредноутом. 16 паровых котлов (14 на «Луитпольде») системы Шульца-Торникрофта получили смешанное отопление, хотя основным видом топлива по-прежнему оставался уголь: его максимальный запас составлял 3200–3600 т, а нефти — всего 200 т.
Бронирование «кайзеров» стало еще более внушительным: теперь 350-мм главный пояс имел ширину 2,1 м и простирался по ватерлинии между концевыми башнями, выше него располагалась 200-мм и ниже — 180-мм броня. Противоторпедная переборка толщиной 40 мм (на «Кайзерин» и «Луитпольде» 50 мм) выше ватерлинии превращалась в 30-мм противоосколочную и доходила до верхней палубы.
В июне 1912 года рейхстаг утвердил третью поправку к «морскому закону». Все ускоряющаяся гонка вооружений в преддверии мировой войны внесла свои коррективы: теперь Германия предполагала строить не два, а три линейных корабля в год, а к 1920 году Хохзеефлотте должен был включать в себя 5 эскадр линкоров и эскадру линейных крейсеров численностью по 8 кораблей каждая. Численность флотов Германии и Англии немцы стремились привести к соотношению 2:3, в то время как «владычица морей» долгое время придерживалась политики двухкратного превосходства своего флота над следующим по силе противником — будь то Германия, Франция или США.
Последними «12-дюймовыми» линкорами гросс-адмирала Тирпица стала серия кораблей типа «Кёниг». Они представляли собой существенно улучшенный вариант «кайзеров». Все пять башен теперь располагались в диаметральной плоскости, бронирование в основном осталось прежним, но в оконечностях было несколько усилено. Из 15 котлов Шульца-Торникрофта три были чисто нефтяными, запас жидкого топлива увеличился до 690 т (запас угля — 3540 т). Первоначально вместо третьей турбины предполагалось установить 12000-сильный дизель, но от такого решения своевременно отказались: промышленность оказалась не в состоянии наладить выпуск надежных двигателей столь большой мощности. Любопытно, что на испытаниях в «тепличных условиях» «кёниги» показали довольно умеренную скорость — 21,0-21,3 узла (для сравнения: «кайзеры» развили 22,1–23,4 узла и даже «инвалид» «Луитпольд» — 21,7 узла), но в экстремальных обстоятельствах они могли «выжать» значительно больше. Так, в ходе Ютландского боя «Гроссер Курфюрст» кратковременно достиг 24 узлов! Здесь мы имеем редкий случай, когда эксплуатационная скорость кораблей фактически превышала паспортную.
Читайте также
НАПАДЕТ ЛИ БЕН ЛАДЕН С МОРЯ?
НАПАДЕТ ЛИ БЕН ЛАДЕН С МОРЯ? (По материалам М. Штейнберга.) Глобальная угроза терроризма сегодня исходит отовсюду. После «черного вторника» – 11 сентября 2001 года – основные усилия администрации, конгресса и спецслужб в сфере обеспечения безопасности США от
Флот Открытого Моря в битве при Скагерраке
Флот Открытого Моря в битве при Скагерраке Линейный флот 3-я эскадра линкоров 1-я эскадра линкоров 2-я эскадра линкоров 4-я Разведгруппа Минные флотилии 1-я флотилия эсминцев I полуфлотилия 3-я флотилия эсминцев 5-я флотилия эсминцев 7-я флотилия
ВЕТРЫ ЧЁРНОГО МОРЯ
ВЕТРЫ ЧЁРНОГО МОРЯ В связи с начавшейся войной в Петербурге начали лихорадочно изыскивать средства усиления флота на Чёрном море. При этом обратились к мысли использовать суда Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), обратить которые в «крейсера для борьбы с
Нападет ли Бен Ладен с моря? [52]
Нападет ли Бен Ладен с моря? [52] Глобальная угроза терроризма сегодня исходит отовсюду. После «черного вторника» – 11 сентября 2001 года – основные усилия администрации, Конгресса и спецслужб в сфере обеспечения безопасности США от террористических атак были направлены на
АДМИРАЛ ЛЕДОВОГО МОРЯ
АДМИРАЛ ЛЕДОВОГО МОРЯ Когда-то, еще в 1906 году, в своей записке о будущем России Рощаковский писал, что самым главным флотом у нас должен стать совершенно новый флот — северный. Он писал, что необходимо использовать незамерзающие полярные порты для снабжения России,
«Польша от моря до моря»
«Польша от моря до моря» Значение Брестского мира как «пирровой победы» Германской империи особенно наглядно выявилось летом 1920 г. Кайзер уже второй год как жил в изгнании за границей. Германия была урезана территориально, ограблена контрибуцией, лишена вооружённых
ВОЛНЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ
ВОЛНЫ КАСПИЙСКОГО МОРЯ Наскоро собравшись, моряки выехали в край неблизкий. И снова повезло Соймонову с наставником. Ван Верден был происхождением голландец, служил поначалу шведам. Взятый в плен в одном из боёв, он перешёл на службу к Петру. Капитан опытный, Верден обо
НА РУМБАХ ЧЁРНОГО МОРЯ
НА РУМБАХ ЧЁРНОГО МОРЯ К 1828 году капитан 1-го ранга Скаловский уже командовал на Черноморском флоте линейным кораблём «Пармён».С началом русско-турецкой войны излишняя осторожность Грейга выводила командира «Пармёна» из себя.— Наша главнейшая задача — надёжно запереть
ШТУРМАН ПОЛЯРНОГО МОРЯ
ШТУРМАН ПОЛЯРНОГО МОРЯ Ах, как он мечтал о море! О том море, что плескало волной у самых его ног, о том море, в котором белели паруса кораблей, таких загадочных и таких недостижимых…Осенью 1833 года в Гидрографическом департаменте на стол делопроизводителей лёг толстый
В эскадре Средиземного моря
В эскадре Средиземного моря Средиземное море – древняя морская дорога, свидетель рождения и гибели великих цивилизаций прошлого, многовековая арена ожесточенных сражений – ив конце XIX в. оставалось одной из главных сфер интересов европейских держав. В разных частях
Флот Открытого Моря в битве при Скагерраке
Флот Открытого Моря в битве при Скагерраке Линейный флот 3-я эскадра линкоров K?nig кап. 1 ранга Брюнингхауз контр-адмирал Пауль Бенке Grosser Kurf?rst кап. 1 ранга Э. Гётте Kronprinz кап. 1 ранга К. Фельдт Markgraf кап. 1 ранга Зейферлинг Kaiser кап. 1 ранга Фрейхерр фон
Ветры Чёрного моря
Ветры Чёрного моря В связи с начавшейся войной в Петербурге начали лихорадочно изыскивать средства усиления флота на Чёрном море. При этом обратились к мысли использовать суда Русского общества пароходства и торговли (РОПиТ), обратить которые в «крейсера для борьбы с
Глава 10 Пахари моря
Глава 10 Пахари моря Готовя эту книгу, автору довелось лично познакомиться со многими командирами кораблей эскадры разных поколений. Эти встречи впечатлили меня тем, что все они были командирами от Бога. Кроме их высоких профессиональных качеств хочу подчеркнуть тот
Крейсера Черного моря
Крейсера Черного моря К началу войны Черноморский флот имел самый большой крейсерский флот. В его составе были два новых крейсера — «Молотов», «Ворошилов» — и три старых типа «Светлана», заложенные еще в Первую мировую войну и достроенные в 30-е годы. Был еще один совсем
Источник