Крупная форма рельефа мирового океана вместе они образуют единую систему горных сооружений 6 букв

СРЕДИ́ННО-ОКЕАНИ́ЧЕСКИЕ ХРЕБТЫ́

  • В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 115

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СРЕДИ́ННО-ОКЕАНИ́ЧЕСКИЕ ХРЕБТЫ́, круп­ней­шие фор­мы рель­е­фа дна Ми­ро­во­го ок., об­ра­зую­щие еди­ную пла­не­тар­ную сис­те­му гор­ных со­ору­же­ний про­тя­жён­но­стью св. 60 тыс. км (с от­ветв­ле­ния­ми до 80 тыс. км). Про­сле­жи­ва­ют­ся на дне всех океа­нов. В сис­те­му С.-о. х. вхо­дят Сре­дин­но-Ат­лан­ти­че­ский, Гак­ке­ля хре­бет в Сев. Ле­до­ви­том ок., Аме­ри­ка­но-Ан­тарк­ти­че­ский, Аф­ри­ка­но-Ан­тарк­ти­че­ский, Цен­траль­но­ин­дий­ский (вме­сте с Ара­вий­ско-Ин­дий­ским хреб­том), Ав­ст­ра­ло-Ан­тарк­ти­че­ское под­ня­тие, Юж­но-Ти­хо­оке­ан­ский хре­бет, Вос­точ­но-Ти­хо­оке­ан­ское под­ня­тие (по­след­нее в струк­тур­ном от­но­ше­нии яв­ля­ет­ся ско­рее океа­нич. ва­лом). Ши­ри­на от 200 до 2000 км, от­но­сит. выс. от 1000 до 5000 м (Се­ве­ро-Ат­лан­ти­че­ский хре­бет, в сис­те­ме Сре­дин­но-Ат­лан­ти­че­ско­го). Отд. вер­ши­ны под­ни­ма­ют­ся над уров­нем океа­на в ви­де вул­ка­нич. ост­ро­вов (Три­стан-да-Ку­нья, Бу­ве, Святой Еле­ны и др.).

    Источник

    Рельеф дна Мирового океана. География. 6 класс. Разработка урока

    Название учебно-методического комплекса: линия УМК по географии для 6–9 классов под редакцией В. П. Дронова.

    Цели урока:

    1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы
      • материковая отмель (шельф),
      • материковый склон,
      • ложе океана,
      • срединно-океанический хребет,
      • глубоководная впадина (желоб),
      • котловина.
    2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.
    3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.
    Читайте также:  Популярные острова индийского океана

    Учебно-наглядный комплекс: физическая карта полушарий, карта Мирового океана, схема «Рельеф дна Мирового океана», тесты, учебник, атласы, контурные карты, фильмы об океане.

    Ход урока

    І. Организационный этап урока

    Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих. Организация внимания.

    ІІ. Актуализация знаний учащихся

    ЗАДАЧИ ПО УЗНАВАНИЮ

    Учитель. На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

    «Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами. »

    ЗАДАЧИ ПО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЮ ОТДЕЛЬНЫХФАКТОВ, ЧИСЕЛ,ПОНЯТИЙ

    Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

    ІІІ. Изучение нового материала

    Учитель. Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. Сегодня мы совершим путешествие по земной коре – океанической, т.е. познакомимся с рельефом дна Мирового океана и увидим, что рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

    ЗАДАЧИ ПО ПЕРЕЧИСЛЕНИЮ И ОПИСАНИЮ ФАКТОВ (ПЕРЕЧЕНЬ)

    Без специального снаряжения и глубоководных аппаратов совершить путешествие по океаническому дну будет не возможно. Из предложенных вам рисунков подводных аппаратов и специального снаряжения выберите все необходимое для погружения. Видеофильм (прилагается). Начинаем погружение, по ходу заполняем судовой дневник (прилагается).

    Дети. Делают свой выбор и обосновывают его. Начинают заполнять судовой дневник.

    Учитель. И так, всё необходимое к путешествию готово и мы медленно начинаем погружение.

    На доске плакат с изображением рельефа дна Мирового океана. Рисунок 1.

    и опорная схема, «Рельеф дна Мирового океана», которая заполняется при помощи дидактического материала содержанием во время объяснения нового материала.

    ЗАДАЧИ ПО РАЗБОРУ И СТРУКТУРЕ (АНАЛИЗ И СИНТЕЗ)

    Учитель. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель (её называют ещё шельф) и материковый склон.

    Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

    Шельф материков имеет различную ширину. (Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин.)

    Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой).

    Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.

    Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км, ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом , представляющий собой ущелье глубиной до 3 км, шириной до 50 км. Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

    Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане – Восточно-Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

    На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб — Марианский (11 022 м.) Причины образования их вам уже известны / актуализация знаний уч-ся /.

    Наше путешествие по просторам океанического дна закончилось.

    ЗАДАЧИ ПО РАСПРЕДЕЛЕНИЮ (КОНКРЕТИЗАЦИЯ И КЛАССИФИКАЦИЯ)

    Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.

    Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.

    ЗАДАЧИ ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ФАКТАМИ (ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ)

    Учитель. Озвучив и проанализировав полученную схему, мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.

    Работая с картой атласа и опорной схемой, приведите примеры форм рельефа дна Мирового океана сформированные внешними силами (вариант 1) и внутренними силами (вариант 2).

    ІV. Закрепление нового материала

    ЗАДАЧИ ПО АБСТРАКЦИИ, КОНКРЕТИЗАЦИИ И ОБОБЩЕНИЮ

    ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (или работа с презентацией).

    1. 70% ложе океана занимают:
      а) котловины;
      б) желоба;
      в) срединно-океанические хребты.
    2. Единая система горных сооружений на дне океана это:
      а) материковый склон;
      б) срединно-океанические хребты;
      в) желоба.
    3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:
      а) ложе океана;
      б) материковый склон;
      в) шельф.
    4. Самые глубокие участки мирового океана – это:
      а) желоба;
      б) материковый склон;
      в) котловины.
    5. Самая глубокая впадина Мирового океана называется:
      а) Филиппинский желоб;
      б) Марианский желоб;
      в) Зондский желоб.
    6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:
      а) на ложе океана;
      б) в желобах;
      в) на материковой отмели.
    7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.
      а) материковая отмель (шельф);
      б) срединно-океанический хребет;
      в) желоб.

    Источник

    География. 6 класс

    Конспект урока

    География, 6 класс

    Урок 02. Мировой океан

    Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

    1. . Урок посвящён изучению вод Мирового океана.
    2. В ходе урока школьники узнают о составных частях Мирового океана, познакомятся с особенностями рельефа дна океана.

    Мировой океан – основная часть гидросферы, включающая воды океанов и морей.

    Море – часть океана, более или менее отделённая от него сушей.

    Залив – часть моря или океана, вдающаяся в сушу.

    Пролив – узкие водные пространства, которые разделяют участки суши или соединяют между собой моря или океаны.

    Канал – искусственно сооружённое русло для хозяйственных нужд человека (судоходство, водоснабжение и т.д.).

    Острова – небольшие участки суши, окружённые со всех сторон водой.

    Полуостров – участок суши, окружённый с трёх сторон водой и соединённый с сушей.

    Желоба – глубокие, длинные и узкие океанические впадины.

    Хребты срединно-океанические – крупные формы рельефа Мирового океана, образующие единую систему горных сооружений протяжённостью более 60 тыс. км.

    Основная и дополнительная литература по теме урока

    1. География. 5 – 6 класс / А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. – М.: Просвещение, 2019.
    2. Сайт: Научно-популярная энциклопедия. Вода России. http://water-rf.ru/.
    3. Сайт: География. https://geographyofrussia.com/mirovoj-okean-i-ego-chasti/.
    4. Сайт: Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов www.school-collection.edu.ru.
    5. Сайт: М.: Просвещение, www.prosv.ru.
    6. Сайт: Российская версия международного проекта Сеть творческих учителей www.it-n.ru.
    7. Сайт: Российский общеобразовательный Портал www.school.edu.ru.
    8. Сайт: Федерация Интернет-образования, сетевое объединение методистов www.som.fio.ru.
    9. Сайт. Мир океана. http://www.seapeace.ru.

    Теоретический материал для самостоятельного изучения

    Самую большую часть гидросферы занимает – Мировой океан. Им принято называть всё водное пространство Земли. Но водные массы и рельеф дна в различных частях океана отличаются. Эти различия позволяют выделить части океана. Тема нашего урока: Мировой океан.

    Мировой океан основная часть гидросферы, включающая воды океанов и морей. Моря и заливы – это части Мирового океана, вдающиеся в суше (или прилегающие к ней). Моря отличаются от океанов свойствами вод и особенностями живых организмов. Моря принято делить на: окраинные, внутренние и межостровные. Острова и полуострова – это участки суши в океане. Основными формами рельефа дна Мирового океана являются подводные окраины материков, ложе океана и срединно-океанические хребты.

    Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

    Задание 1. Восстановите последовательность элементов рельефа дна от малых глубин.

    Источник

    Рельеф дна Мирового океана (6 класс)

    Способы изучение рельефа дна Мирового океана

    В настоящее время существует несколько способов определения рельефа дна Мирового океана:

    • с помощью эхолота – специального прибора, посылающего на дно звуковые сигналы; звук, отражаясь от поверхности, поднимается обратно, зная скорость распространения звука в воде можно вычислить глубину и выяснить характер глубинного рельефа;
    • с помощью подводных аппаратов, которые непосредственно фотографируют океанское дно;
    • с помощью космических аппаратов, которые также способны делать снимки подводного дна.

    С помощью всех этих приспособлений составлены карты рельефов дна морей и океанов. Главная единица измерений на них – шкала глубин. Такие карты необходимы всем, кто занимается мореплаванием.

    Рис. 1. Карта рельефа дна Мирового океана

    Формы подводного рельефа и составные части океанического дна

    Под водой, как и на суше, есть крупные формы рельефа и мелкие. Можно видеть подводные равнины и подводные горы, а также составные части океанического дна:

    • подводные окраины материков;
    • ложе океана;
    • срединно – океанические хребты.

    Краткая характеристика подводной окраины материков

    Граница между материком и океаном проходит не на суше, а под водой. Именно поэтому та часть материка, которая расположилась под водой, получила название подводной окраины материка. Она делится на две большие части:

    • материковую отмель или шельф с небольшими глубинами, максимально до 200 метров;
    • материковый склон с глубинами в 2-3 тысячи метров.

    Рис. 2. Материковая отмель и материковый склон

    В точке материкового склона располагаются многие глубоководные моря, которые отделены от океана цепями островов, являющихся вершинами глубоководных хребтов, и глубоководными желобами, уходящими вглубь на 6 и более тысяч метров.

    Самый глубокий в мире глубоководный желоб – Марианская впадина. Ее глубина более 11 тысяч метров.

    Рис. 3 Марианская впадина – самое глубокое место Мирового океана

    Краткая характеристика ложа океана

    Ложе океана, с глубинами от 4 до 6 тысяч метров, является центральной частью океанского дна, занимая до 70% его территории. Здесь встречаются такие формы рельефа, как

    • котловины – гигантские подводные равнины;
    • подводные горы и горные хребты;
    • подводные вулканы, как действующие, так и потухшие.

    Вулканы, поднимаясь над водой, образуют целые острова и островные системы. Яркими примерами являются Курильские острова и Гавайские острова.

    Краткая характеристика срединно-океанических хребтов

    Хребты – это результаты поднятия земной коры, произошедшего вследствие столкновения литосферных плит. Чаще всего они и являются границами разных плит. Можно сказать, что срединно-океанский хребет как бы делит ложе океана напополам, образуя непрерывную цепь, тянущуюся на 70 тыс. км.

    Вдоль оси поднятия хребтов проходит разлом, образующий ущелье, которое как бы делит хребет напополам. Более обрывистые склоны обращены к ущелью, более пологие – к ложу океана.

    Ущелье имеет глубины до 3 км, на его дне бьют горячие источники, видно излияние базальтовой магмы. По склонам располагаются вулканы. Высота хребтов – 3-4 км, ширина – до 2 тыс. км.

    В тех местах, где вершины подводных хребтов выходят на поверхность, образуются острова. Например, Исландия.

    Есть на дне океана и отдельно стоящие хребты и горы. Например, в Северном Ледовитом океане.

    Изменение рельефа дна океана

    Рельеф дна Мирового океана до сих пор меняется. Связано это, прежде всего, с извержениями вулканов и землетрясениями. Более подробно об изменение рельефа дна океана можно узнать на уроках в 6 классе.

    Что мы узнали?

    Профиль дна Мирового океана – сложный, изрезанный. Большая его часть – это ложе океана. Самые большие глубины расположены в желобах и на дне ущелья срединно-океанского хребта.

    Источник

    Оцените статью