Морская симфония — A Sea Symphony
Морская симфония — это сочинение для оркестра и хора Ральфа Вогана Уильямса , написанное между 1903 и 1909 годами. Первая и самая длинная симфония Воана Уильямса. Впервые она была исполнена на фестивале в Лидсе в 1910 году под управлением композитора. Зрелость симфонии противоречит относительной молодости композитора, когда она была написана (ему было 30 лет, когда он впервые начал ее зарисовывать). Одна из первых симфоний, в которой хор используется на протяжении всего произведения и является неотъемлемой частью музыкальной текстуры, Морская симфония помогла подготовить почву для новой эры симфонической и хоровой музыки в Великобритании в первой половине 20-го века. . Произведение иногда называют Симфонией № 1 .
СОДЕРЖАНИЕ
История
С 1903 по 1909 год Ральф Воан Уильямс с перерывами работал над серией песен для хора и оркестра, которые должны были стать его самым продолжительным проектом на сегодняшний день и его первой настоящей симфонией. Первоначально названная «Океан» , «Морская симфония» была впервые исполнена в 1910 году на фестивале в Лидсе в день 38-летия композитора. Это обычно называют его первой крупномасштабной работой; Хотя Гроув перечисляет около 16 других оркестровых произведений, сочиненных Воаном Уильямсом до того, как он завершил «Морскую симфонию» , в том числе два с хором, подавляющее большинство из них — произведения для подростков или учеников, которые никогда не публиковались и уже давно изъяты из обращения. Тем не менее, Воан Уильямс никогда раньше не пытался сочинить такую длительность или такую большую силу, и это была его первая из девяти симфоний. Как и Брамс , Воан Уильямс долго откладывал сочинение своей первой симфонии, но оставался плодотворным до конца своей жизни: его последняя симфония была написана в 1956–58 и завершена, когда ему было 85 лет.
Состав
Примерно 70 минут «Морская симфония» — самая длинная из всех симфоний Воана Уильямса. Несмотря на то, что представляет собой отход от традиционной германской симфонической традиции того времени, то довольно стандартной симфонической контур: быстрый вводное движение , медленное движения, скерцо и финал. Четыре движения:
- Песня для всех морей, всех кораблей (баритон, сопрано и хор)
- На пляже ночью, в одиночестве (баритон и хор)
- Скерцо: Волны (припев)
- Исследователи (баритон, сопрано, полухор и хор)
Первая часть длится примерно двадцать минут; внутренние движения примерно одиннадцать и восемь минут, а финал длится примерно тридцать минут.
Текст
Текст Морской симфонии взят из « Листьев травы» Уолта Уитмена . Хотя стихи Уитмена в то время были малоизвестны в Англии, Воана Уильямса они привлекали своей способностью преодолевать как метафизические, так и гуманистические точки зрения. Использование Уитменом свободного стиха также начало вызывать волну в композиционном мире, где текучесть структуры становилась более привлекательной, чем традиционные, метрические настройки текста. Воан Уильямс устанавливает отрывки из следующих стихотворений в «Морской симфонии» :
Музыка
Оркестровка
Симфония написана для сопрано , баритона , хора и большого оркестра в составе:
Чтобы облегчить исполнение произведения, полная партитура также включает положение о том, что она может быть исполнена сокращенным оркестром из двух флейт (второе удвоение пикколо), одного гобоя, английского рожка, двух кларнетов, двух фаготов, четырех валторн, трех труб. , три тромбона, туба, литавры, ударные, одна арфа и струнные.
Хор поет во всех четырех частях. Оба солиста представлены в первой и последней частях, а во второй части поет только баритон. Скерцо предназначено только для хора и оркестра.
Влияния
Ожидаются сравнения со Стэнфордом , Парри и Элгаром , как в статье Гроув . Мало того, что четыре автора писали в одну и ту же эпоху и в одной стране, Воган Уильямс учился у Стэнфорда и Пэрри в Королевском музыкальном колледже (RCM), и его подготовка к написанию Морской симфонии включала изучение обеих вариаций загадки Элгара ( 1898–99) и его оратория «Сон Геронтия» (1900).
Морская симфония — одна из самых известных из множества произведений на морскую тематику, написанных примерно в то же время в Англии, одними из самых известных из которых являются Стэнфордские « Морские песни» (1904 г.) и « Песни флота» (1910 г.). , Элгара Sea Pictures (1899), и Франк мост «s The Sea (1911). « Ла мер» Дебюсси (1905), возможно, также оказал влияние на эту очевидную морскую одержимость.
Воан Уильямс три месяца учился у Равеля в Париже зимой 1907–1908 годов. Хотя он работал в основном над оркестровкой , это должно было резко контрастировать с германской традицией, переданной через Стэнфорд и Пэрри в RCM, и, возможно, начало придавать Воану Уильямсу большее чувство цвета и свободу перемещать аккорды как блоки. Его пристрастие к посредническим отношениям, объединяющему гармоническому мотиву « Морской симфонии» , возможно, было несколько освобождено этими исследованиями, и это гармоническое отношение теперь считается характерным для его стиля в целом. Морская симфония также использует как пентатонику, так и целые гаммы тонов , которые сейчас часто считаются идиоматическими особенностями французской музыки того периода. Почти наверняка эта музыка была в голове Воана Уильямса, когда он заканчивал работу над «Морской симфонией» в 1908–1909 годах, но Равель сделала ему большой комплимент, назвав его «единственным из моих учеников, который не пишет мою музыку».
Мотивы
В музыкальном плане Морская симфония содержит два сильных объединяющих мотива . Первый — это гармонический мотив двух аккордов (обычно одного мажорного и одного минорного), корни которых разделены третьим. Это первое, что происходит в симфонии; Духовые фанфары — это аккорд си-бемоль минор , за которым следует хор, поющий тот же аккорд, поющий « Смотри, море» . Затем весь оркестр вступает в слово « море» , которое разрешено до ре мажор .
Второй мотив — мелодическая фигура, сопоставляющая дуплеты и тройки , поставленная в начале симфонии (и на протяжении первой части) словам И на ее безгранично вздымающейся груди . В обычном методе подсчета музыкальных ритмов узор можно было бы произносить как «один два-и три-два-три четыре», показывая, что вторая доля разделена на восьмые ноты (для ее ), а третья доля разделена на триоли (для безграничных ).
Прием и наследство
Влияние Морской симфонии проявляется не только в жизни композитора (его первая симфония и первое произведение такого огромного масштаба), но и в новой поддержке и признании английской симфонии и английской музыки ХХ века в целом. В предисловии к книге Хью Оттэуэя « Симфонии Вогана Уильямса» представлено следующее наблюдение:
«Английская симфония почти полностью является творением двадцатого века. Когда в 1903 году Воан Уильямс начал делать наброски песен для хора и оркестра, которые впоследствии стали «Морской симфонией», Элгар еще не стал симфонистом. И, как это ни удивительно, «Первая» Элгара (1908) — самая ранняя симфония английского композитора в постоянном репертуаре. . . К тому времени, когда Воан Уильямс закончил свою Девятую [симфонию] — в 1958 году, за несколько месяцев до своей смерти в возрасте 85 лет, — английскую симфонию. . . стал центральной фигурой нашего музыкального возрождения. Сказать, что Воган Уильямс сыграл важную роль в достижении этого, значит заявить очевидное: на протяжении большей части периода он активно участвовал в английской музыкальной жизни не только как композитор, но и как учитель, дирижер, организатор и, во все большей степени, советник юношей ». (5)
В статье Гроув о Воане Уильямсе, Оттауэй и Фрогли называют эту работу:
«… Торжество инстинкта над окружающей средой. Тон оптимистичен, Уитмен делает упор на единство бытия и братство людей, и жизненная сила всего лучшего в нем доказала свою непреходящую силу. Каким бы ни был долг перед Пэрри и Стэнфордом, а в финале — с Элгаром, нельзя спутать физическое возбуждение или призрачный восторг ».
Урсула Воан Уильямс в том, что стало окончательной биографией ее мужа Ральфа Воана Уильямса, описывает его философию в более общем смысле:
«… Он знал об общих чаяниях поколений обычных мужчин и женщин, к которым он испытывал глубокую созерцательную симпатию. И поэтому в его работах есть фундаментальное противоречие между традиционными концепциями веры и морали и современными духовными страданиями, которые также носят призрачный характер ».
использованная литература
- День, Джеймс. Воан Уильямс , 3-е изд. Нью-Йорк: Oxford University Press, 1998. Впервые опубликовано в 1961 году.
- Дикинсон, А. Э. Воан Уильямс . Лондон: Faber and Faber, 1963. Переиздано в факсимиле Scholarly Press, Inc., Сент-Клер-Шорс, Мичиган.
- Фосс, Хуберт . Ральф Воан Уильямс . Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 1950.
- Frogley, Ален, изд. Исследования Вона Уильямса . Кембридж: Издательство Кембриджского университета, 1996.
- Кеннеди, Майкл. Работы Ральфа Воана Уильямса . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1964.
- Оттауэй, Хью. Симфонии Воана Уильямса . Сиэтл: Вашингтонский университет Press, 1972.
- Оттауэй, Хью и Ален Фрогли. «Воан Уильямс, Ральф». Grove Music Интернет. изд. Л. Мэйси, http://www.grovemusic.com/ (доступ по подписке)
- Шварц, Эллиот С. Симфонии Ральфа Воана Уильямса . Амхерст: Массачусетский университет Press , 1964.
- Воан Уильямс, Урсула. RVW Биография Ральфа Воана Уильямса . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1964.
- Уитмен, Уолт. Листья травы («Издание смертного одра» 1891–92). Лондон: JM Dent Ltd., 1993. Впервые опубликовано в 1855 году.
дальнейшее чтение
- Кларк, FRC «Структура морской симфонии Воана Уильямса». Музыкальное обозрение 34, вып. 1 (февраль 1973 г.): 58–61.
- Хеффер, Саймон. Воан Уильямс . Бостон: издательство Северо-Восточного университета, 2000.
- Хауза, Фрэнк. Музыка Воана Уильямса . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1954.
- Макгуайр, Чарльз Эдвард. «Воан Уильямс и английский музыкальный фестиваль, 1910». В очерках Воана Уильямса . Под редакцией Байрона Адамса и Робина Уэллса. Олдершот и Брукфилд, VT: Ashgate Press, 2003. стр. 235–268.
- Меллерс, Уилфрид . Воан Уильямс и видение Альбиона . Лондон: Барри и Дженкинс, 1989. См. Особенно. глава 1, «Гостиная и открытое море: соответствие и несоответствие в направлении неизвестного региона и морская симфония».
- Воан Уильямс, Урсула и Имоджен Холст , ред. Наследники и повстанцы: письма, написанные друг другу, и случайные сочинения о музыке Ральфа Воана Уильямса и Густава Холста . Лондон: Издательство Оксфордского университета, 1959.
Записи
Имеется не менее 20 записей произведения:
- Сэр Адриан Боулт , дирижер — дама Изобель Бэйли , сопрано; Джон Кэмерон , баритон; с хором Лондонской филармонии ; Лондонский филармонический оркестр ; Decca LXT 2907-08 (Kingsway Hall, 1953–54 в новогоднюю ночь)
- Сэр Малькольм Сарджент — Блайтон (соп) / Кэмерон (бар) / припевы / BBC SO; Carlton BBC Radio Classics 15656 9150-2 (22 сентября 1965 г.)
- Боулт — Армстронг (соп) / Кейс (бар) / LP Choir / LPO, HMV SLS 780 (Kingsway Hall, 23–26 сентября 1968 г.)
- Андре Превен , дирижер — Хизер Харпер , сопрано; Джон Ширли-Куирк , баритон; с Лондонским симфоническим оркестром и хором; RCA Red Seal SER 5585 (Kingsway Hall, 9–16 февраля 1970 г.)
- Казуёси Акияма , дирижер — Сакаэ Химото, сопрано; Коичи Таджиона, баритон; с Осакской филармонией и хором; Nippon Columbia OP 7103 (Фестивальный зал, Осака, 13 июля 1973 г.)
- Геннадий Рождественский , дирижер — Сморякова, сопрано; Васильев, баритон; с Симфоническим оркестром Министерства культуры СССР ; Хор Ленинградского музыкального общества и хор музыкальной школы им. Н.А. Римского-Корсакова; Мелодия SUCD 10-00234 (Большой зал Ленинградской филармонии, 30 апреля 1988 г.)
- Вернон Хэндли , дирижер — Джоан Роджерс, сопрано; Уильям Шимелл, баритон; Хор Ливерпульской филармонии; Королевский филармонический оркестр Ливерпуля ; EMI Eminence CD EMX 2142 (Зал филармонии, Ливерпуль, 27–29 июля 1988 г.)
- Ричард Хикокс — Маршалл (соп) / Робертс (бар) / ЛС Хор / Филармония; Virgin VC7 90843-2 (Церковь Всех Святых, Тутинг, 27 февраля — 2 марта 1989 г.)
- Бернард Хейтинк — Фелисити Лотт, сопрано; Джонатан Саммерс, баритон; с хором Лондонской филармонии ; Кантилена; Лондонский филармонический оркестр; EMI CDC 7 49911 2 (Abbey Road, 19–21 марта 1989 г.)
- Брайден Томсон — Кенни (соп) / Рейнер Кук (бар) / LS Chorus / LSO; Chandos CHAN 8764 (Сент-Джуд-он-Зе-Хилл, Хэмпстед, 19–22 июня 1989 г.)
- Леонард Слаткин — Валенте (соп) / Аллен (бар) / Хор филармонии / Филармония; RCA Red Seal 09026-61197-2 (Abbey Road, 19–20 июня 1992 г.)
- Сэр Эндрю Дэвис — Рукрофт (соп) / Хэмпсон (бар) / Симфонический хор Би-би-си / СО РАН; Teldec 4509-94550-2 (Blackheath Halls, Лондон, февраль 1994 г.)
- Слаткин — Роджерс (соп) / Кинлисайд (такт) / припевы / BBC SO; BBC Music Magazine MM 244 (Королевский Альберт-Холл, 10 сентября 2001 г.)
- Роберт Спано , дирижер — Кристин Гёрке, сопрано; Бретт Полегато, баритон; Симфонический оркестр и хор Атланты ; Telarc CD 80588 (Симфонический зал, Атланта, 10–11 ноября 2001 г.); обладатель премии Грэмми 2003 года за лучший классический альбом
- Пол Дэниел , дирижер — Роджерс, сопрано; Кристофер Мальтман , баритон; с Борнмутским симфоническим оркестром и хором; Naxos 8.557059 (Центр искусств Пула, 8–10 января 2002 г.)
- Хикокс — Гриттон (соп) / Финли (бар) / LS Chorus / LSO; Chandos CHSA 5047 (Barbican Hall, 3–4 июня 2006 г.)
- Говард Арман — МакГриви (соп) / Хакала (бар) / MDR Rundfunkchor / MDR Sinfonie-Orchester; Querstand VKJK 0731 (Гевандхаус, Лейпциг, 4 февраля 2007 г.)
- Сэр Марк Элдер , дирижер — Кэтрин Бродерик, сопрано; Родерик Уильямс, баритон; Оркестр и хор Халле ; Hallé CD HLL 7542 (Bridgewater Hall, март 2014 г.)
- Мартин Брэббинс — Ллевеллин (соп) / Фарнсворт (бар) / Симфонический хор Би-би-си / СО Би-би-си; Hyperion CDA 68245 (Blackheath Halls, Лондон, 14–15 октября 2017 г.)
- Эндрю Манзе — Фокс (соп) / Стоун (бар) / Ливерпульский хор Фила / RLPO; Оникс 4185 (Филармония, Ливерпуль, ноябрь 2017 г.)
Источник
Ральф Воан-Уильямс. Симфония № 1 ре мажор «Морская»
Ральф Воан-Уильямс – один из самых известных композиторов «английского музыкального Ренессанса» – проявил свой талант во многих жанрах, но наиболее значительными были его достижения в области симфонической музыки. Первый его значительный успех был связан с оркестровой «Фантазией на тему Томаса Таллиса», позднее была написана «Норфолкская рапсодия № 1», изначально задумывавшаяся как симфония, но первое свое сочинение в жанре симфонии композитор завершил в 1909 г., уже после возвращения из Парижа, где он обучался у Мориса Равеля.
Есть нечто общее между тремя первыми симфониями Ральфа Воана-Уильямса: все они имеют программные заглавия («Морская», «Лондонская», «Пасторальная»), а содержание их связано с картинами окружающего мира, но Симфония № 1 ре мажор «Морская» стоит в этом ряду особняком. В ней задействовано вокальное начало в лице смешанного хора и двух солистов – сопрано и баритона. Более того – в произведении нет ни одной части, в которой отсутствовал бы вокал – по сути дела, оно является кантатой, но организация музыкального материала в форме классического четырехчастного симфонического цикла все же дала автору право расценивать свое творений именно как симфонию, а не кантату.
Источником вдохновения при создании «Морской» симфонии послужили стихи Уолта Уитмена. Творчество этого американского поэта-романтика увлекало Ральфа Воана-Уильямса еще в юношеские годы, мысль о музыкальном воплощении его стихов возникла у композитора в 1903 г. Его внимание привлекали все характерные черты поэзии Уитмена – и широта демократических взглядов поэта, выражавшихся в его стихах, и богатство образов, и особая поэтическая манера – предельно выразительная в своей остроте: стихи не имеют рифмы и определенной длины строки, не следуют какому-либо определенному размеру, и все же остаются стихами. Эти особенности стиля Уитмена ставят весьма сложную задачу перед композитором, но в то же время позволяют создавать особенно гибкие, пластичные мелодии.
Тексты для своей Первой симфонии композитор позаимствовал из сборника «Листья травы». Этот поэтический цикл можно без преувеличения назвать трудом всей жизни Уитмена: впервые сборник, содержащий двенадцать стихов, был издан в 1855 г. – но в последующие тридцать семь лет, до самой смерти, поэт включал в него новые стихи, ни одно из последующих изданий тех лет не походило на предыдущие, и наконец, в последнем прижизненном издании сборника было четыре сотни стихов. Сборник, вызывавший много споров и даже насмешек среди современников, со временем был признан одним из самых значительных произведений американской литературы. Тематика «Листьев травы» разнообразна, поэт находит множество предметов для воспевания – от простой и естественной жизни индейцев до «электрического тела», но Воан-Уильямс избрал для своей симфонии стихи, посвященные морю (цикл «Морские течения»). Выбор темы не случаен: образ моря всегда был близок британцам, в английском фольклоре он занимает такое же место, как образ леса в немецком или «степь широкая» в русском (связь с английской музыкальной традицией проявилась и в использовании хора в симфонии). Произведения, посвященные морю, создавали в то время и другие композиторы Британии: «Морские картины» Эдварда Элгара, «Песни моря» Чарльза Стэнфорда. Впрочем, морская тема в то время привлекала внимание не только английских композиторов – достаточно вспомнить «Море» Клода Дебюсси.
«Морская симфония» – наиболее продолжительная из симфоний Воана-Уильямса (она звучит более часа). В этом произведении композитор не ориентировался на традиции немецкого симфонизма, но воспользовался классической структурой цикла. Первая часть – «Песня всех морей и всех кораблей» – наделена чертами сонатности, в ней задействован полный исполнительский состав (хор, оркестр и оба солиста). Часть вторая – «Ночью у моря один» – медленная, лирическое настроение передано сочетанием солирующего баритона и хора с оркестром. Третья часть – «Волны» – скерцо, это единственный случай в Первой симфонии (и в симфониях Воана-Уильямса вообще), когда композитор использует фольклорные цитаты, обращаясь к морским песням. И вторая, и третья части имеют трехчастную форму. В финале, в котором использовано стихотворение «Отправимся в Индию», вновь задействованы все исполнители, как и в первой части. В симфонии присутствуют два объединяющих мотива, проходящих через все произведение. Один из них представляет собой сочетание двух аккордов, второй – мелодическая фигура, в которой дуоли сочетаются с триолями.
Симфония № 1 «Морская» была впервые представлена публике в 1910 г. на фестивале в Лидсе, дирижировал сам Воан-Уильямс. Она стала наиболее известной из симфоний Ральфа Воана-Уильямса и одной из самых исполняемых английских симфоний вообще.
Источник