2. Кто автор «Евгения Онегина»? Вопросительное предложение, суждения не выражает.
3. Что яростной толпе сраженный гладиатор? (Лермонтов). Риторический вопрос содержит в себе утверждение, выражает суждение.
1. Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Пушкин)
2. Кто над морем не философствовал? (Маяковский).
3. Ни один подложный документ не является доказательством.
4. Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульете. (Шекспир)
5. Вещай, великий муж, на что сей создан свет? (Фонвизин).
6. Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов).
7. Писатель, решивший написать рассказ о студентах.
Простые суждения
Упражнение 21. Определите вид суждения, приведите схемы атрибутивных суждений и суждений с отношениями.
Ö1. Челябинск — один из городов Южного Урала. Атрибутивное суждение (S есть Р).
2. Ярославль южнее Вологды. Суждение с отношениями (хRу).
3. В атмосфере Юпитера нет кислорода. Суждение существования.
1. Май этого года по статистике теплее мая предыдущих пяти лет. 2. Севернее островов Новой Земли находятся острова, носящие название Земля Франца Иосифа. 3. Обычай — это правила, сложившиеся в результате многократного повторения определенных поведенческих ситуаций. 4. Каждая страна имеет свой гимн. 5. Раньше Тверь называлась Калининым. 6. Со временем все тайное становится явным. 7. Законность — неотъемлемая часть демократии. 8. Не существует абсолютной повторяемости явлений.
Упражнение 22. В данных атрибутивных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений, укажите кванторное слово. Переделайте данное суждение в суждение со связкой «является» или «есть», кванторами «все», «ни один» или «некоторые», то есть перепишите данное суждение в стандартной форме.
► При переводе в стандартный вид необходимо сохранить суждение по количеству и по качеству, т.е. обязательно сохранить вид суждения. Очень
1. Ни одна захватническая война не может быть справедливой. Освободительные войны являются справедливыми, поэтому они не могут быть захватническими.
2. Лицо, совершившее кражу, привлекается к уголовной ответственности. Обвиняемый совершил кражу, поэтому он должен быть привлечен к уголовной ответственности.
3. Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности. Значит, Н. не должен быть привлечен к уголовной ответственности, так как он не виновен.
4. Религия — форма общественного сознания. Религия несовместима с наукой. Значит, некоторые формы общественного сознания несовместимы с наукой.
5. Некоторые элементарные частицы не имеют электрического заряда, так как известно, что нейтрон не имеет электрического заряда, а нейтрон — элементарная частица.
6. Все рыбы дышат жабрами. Значит, кит — не рыба, он не дышит жабрами.
Упражнение 42. Сделайте вывод из посылок. Проверьте правильность вывода с помощью общих правил ПКС.
Ö Неопубликованные законы применению не подлежат. Данный закон не опубликован.
Неопубликованные законы (М) применению не подлежат (Р).
Данный закон (S) не опубликован (М).___ ________________ Данный закон (S) применению не подлежит (Р). Схема вывода: Ни одно М + не есть Р +
________S + есть М — __
Все общие правила ПКС соблюдены. Вывод верен.
1. Обвиняемый имеет право на защиту. Н. обвиняемый. 2. Все студенты нашей группы получили зачет по иностранному языку. Волков зачет по иностранному языку не получил. 3. Боль подтачивает силы человека. Никакая боль не желательна. 4. Тем, кто лыс, расческа не нужна. Ни одна ящерица не имеет волос. 5. Заведомо незаконный арест наказывается лишением свободы. Заведомо незаконный арест — преступление против правосудия. 6. Ни один француз не любит пудинг. Все англичане любят пудинг. 7.Пропаганда
войны — государственное преступление, а государственные
ная на ограничение правоспособности, не является действительной. 7. Некоторые жители нашего города верующие. 8. Не все преступления совершаются с прямым умыслом. 9. Каждый воин должен понимать свой маневр.
Упражнение 40. Сделайте вывод (если это возможно) путем обращения, составьте схему вывода.
2. Кто автор «Евгения Онегина»? Вопросительное предложение, суждения не выражает.
3. Что яростной толпе сраженный гладиатор? (Лермонтов). Риторический вопрос содержит в себе утверждение, выражает суждение.
1. Мой друг! Отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (Пушкин)
2. Кто над морем не философствовал? (Маяковский).
3. Ни один подложный документ не является доказательством.
4. Одни поддельные цветы дождя боятся. (Крылов)
5. Нет повести печальнее на свете, Чем повесть о Ромео и Джульете. (Шекспир)
6. Вещай, великий муж, на что сей создан свет? (Фонвизин).
7. Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека. (Вольтер)
8. Ребята! Не Москва ль за нами? (Лермонтов).
9. Писатель, решивший написать рассказ о студентах.
Источник
Контрольная работа: Логика
Название: Логика Раздел: Рефераты по философии Тип: контрольная работа Добавлен 10:40:05 17 января 2009 Похожие работы Просмотров: 1170 Комментариев: 13 Оценило: 4 человек Средний балл: 5 Оценка: неизвестно Скачать
Кафедра философии и психологии
Провести последовательное ограничение и обобщение следующих понятий:
Установить правильность следующих определений (в неправильном определении указать, какое правило нарушено; дать правильное определение):
10.1.Источники права – акты компетентных государственных органов, устанавливающих или санкционирующих нормы права.
10.2.Феодализм – общественный строй, основанный на эксплуатации.
10.3.Кассационная жалоба – это жалоба на приговор или решение суда, не вступившее в законную силу.
10.4.Инкриминирование – предъявление обвинения в совершении какого-либо преступления.
10.5.Нация – устойчивая историческая общность людей.
10.6.Кража – тайное похищение общественного имущества.
10.7.Иск – юридическое средство защиты нарушенного или оспариваемого права или охраняемого законом интереса.
10.8.Мошенник – человек, занимающийся мошенничеством.
10.9.Наказание – мера государственного принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему государственное преступление.
10.10.Оговор – показание свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления.
10.11.Кибернетика – не искусство.
10.12.Правоспособность – способность иметь права.
10.13.Истина – дочь разума, мать мудрости.
10.14.Соната – музыкальное произведение, написанное в сонатной форме.
10.1. – неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс); 10.2. – неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкое определения (А > Вс) (Феодализм – предшествующая капитализму общественно-экономическая формация, характеризующаяся существованием двух основных классов – землевладельцев и находящихся в личной от них зависимости крестьян); 10.3. – правильное определение; 10.4. – правильное определение; 10.5. –правильное определение; 10.6. – неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс) (Кража – преступление против собственности, выражающееся в тайном хищении чужого имущества); 10.7. – правильное определение; 10.8. – неправильное определение, нарушено правило недопущения круга, тавтология (Мошенник – человек, занимающийся обманом, жульничеством с корыстной целью); 10.9. – неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс) (Наказание – мера принуждения, применяемая по приговору суда к лицу, совершившему международное или государственное преступление); 10.10. – неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс) (Оговор – показание обвиняемого, потерпевшего, свидетеля, ложно изобличающее другое лицо в совершении преступления); 10.11. – неправильное определение, нарушено правило не отрицания (Кибернетика – наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе); 10.12. –неправильное определение, нарушено правило соизмеримости, ошибка слишком узкого определения (А > Вс) (Правоспособность – способность иметь права и нести установленные государством обязанности); 10.13. – неправильное определение, нарушено правило ясности (Истина – адекватное отображение в сознании воспринимающего того, что существует объективно); 10.14. – неправильное определение, нарушено правило недопущения круга (Соната – музыкальное произведение для одного или нескольких инструментов, состоящее из нескольких контрастирующих частей, объединенных общим замыслом).
Проверить правильность деления понятий; в неправильном делении определить, какие правила нарушены.
11.1.Научные значения делятся на естественно-научные, технические и гуманитарные.
11.2.К ценным бумагам относятся акции и чеки.
11.3.Преступления делятся на умышленные, неосторожные и хозяйственные.
11.4.Видами искусства являются художественная литература, живопись, архитектура, театр, симфоническая музыка.
11.5.Политический режим различных государств может быть демократическим и недемократическим.
11.6.Сделки бывают двусторонними, многосторонними и завещаниями.
11.7.Оружие может быть огнестрельным, колюще-режущим и автоматическим.
11.8.Формальная логика делит понятия на общие и единичные, конкретные и абстрактные, соотносительные и безотносительные.
11.9.Политика бывает прогрессивной, консервативной и реакционной.
11.10.Языки делятся на естественные, искусственные и народные.
11.11.Речь бывает устной, письменной, путанной и заумной.
11.12.Приговоры бывают обвинительные, оправдательные и несправедливые.
11.13.Работа может быть выполнена добросовестно и недобросовестно.
1.14.Республики разделяются на парламентские, президентские и унитарные.
11.15.Основными свойствами товара являются потребительная стоимость и стоимость.
11.1. Деление правильное;
11.2. Деление не полное: существуют также векселя, облигации и т.д.;
11.3. Деление осуществляется по 2-м основаниям;
11.4. Деление неполное: имеются другие стили музыки, например, популярная;
11.5. Деление правильное;
11.6. Не полное деление и деление по нескольким основаниям;
11.7. Деление по разным основаниям;
11.8. Неполное деление;
11.9. Деление по разным основаниям;
11.10. Деление с лишним членом;
11.11. Деление с лишним членом;
11.12. Деление с лишним членом;
11.13. Деление правильное;
11.14. Деление с лишним членом;
11.15. Деление правильное.
Тема №2. Суждение.
Найти предложения, выражающие суждение:
1.1.Всякое преступление – противоправное деяние;
1.2.Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность;
1.3. «Мой друг! Отчизне посвятим души прекрасные порывы!» (Пушкин);
1.4.Европейское бюро Секретариата Интерпола создано для разрешения региональных проблем сотрудничества полиции европейских стран в борьбе с преступностью;
1.5.Кооператив вправе принимать любые решения, если это не противоречит действующему законодательству;
1.6. «Кто над морем не философствовал?» (Маяковский);
1.7.Следственный эксперимент имеет одной из своих задач уточнение обстоятельств и причин расследуемого преступления;
1.8.Все равны перед законом и имеют право на защиту законом;
1.9. «Вперед! Без страха и сомнения на подвиг доблестный, друзья!»;
1.10.Ценные бумаги могут быть предъявительскими, ординарными или именными;
1.11.На основе законов общественного развития возможно предвидение тенденций социальных процессов;
1.12.Ни один подложный документ не является доказательством;
1.14. «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» (Шекспир);
1.15. «Вещай, великий муж, на что сей создан свет?» (Фонвизин);
1.16. «Книга природы есть неисчерпаемый источник познания для человека» (Вольтер);
1.17. «Ребята! Не Москва ль за нами?» (Лермонтов).
К суждениям относятся следующие предложения: 1.1.; 1.2.; 1.4.; 1.5.; 1.7.; 1.8.; 1.10.; 1.12.; 1.13.; 1.14.; 1.16.;
Определить вид модальностей следующих суждений.
10.1.Материя неразрывно связана с движением;
10.2.Неверно, что для привлечения к ответственности достаточно только признания обвиняемого;
10.3.Помните: бензин огнеопасен, работу с ним лучше проводить на открытом воздухе;
10.4.Обвиняемый может быть оправдан;
10.5.Любой объективный процесс есть разрешение назревшего противоречия;
10.6.В случае пожара звоните по телефону 01;
10.7.Сергей Есенин родился в 1895 году в селе Константиново;
10.8.Приговоры районного суда могут быть обжалованы в суде второй инстанции;
10.9.Не плюй в колодец – пригодится воды напиться;
10.10.Не задерживайся в дверях, проходите в салон автобуса!;
10.11.По мнению ряда ученых, некоторые континенты разобщены в результате дрейфа;
10.12.Наличие причинной связи между действиями, совершенными данным лицом, и наступившим общественно-опасными последствиями – непременное условие привлечения его к уголовной ответственности;
10.13.Законы экономического развития являются объективными законами;
10.14.Переходя улицу на зеленый сигнал светофора, сначала следует посмотреть налево, затем направо.
1.12.Приговор суда по делу Н. является справедливым;
1.13.Некоторые сделки не являются односторонними;
1.14.Все дороги ведут в Рим.
1.1. Ни один студент нашей группы не является неуспевающим;
1.2. Все захватнические войны является несправедливой;
1.3. Некоторые предприятия не являются рентабельны;
1.4. Это решение суда не является обоснованным;
1.5. Некоторые приговоры суда являются оправдательными;
1.6. Все сделки, направленные на ограничение правоспособности, являются недействительными;
1.7. Некоторые жители нашего города не являются неверующими;
1.8. Не все преступления совершенные с непрямым умыслом;
1.9. Все обнимут объятное;
1.10. Некоторые свидетельские показания не являются достоверными;
1.11. Ни одна культурная ценность не является повторимой;
1.12. Приговор суда по делу Н. не является несправедливым;
1.13. Некоторые сделки являются не односторонними;
1.14. Ни одна из дорог ни ведет не в Рим.
Определить состоятельность обобщений в русских пословицах.
10.1.Много снега – много хлеба; много воды – много травы.
10.2.Во время града выкинь помело в окно – пройдет.
10.3.Легко воровать, да тяжело отвечать.
10.4.Что ворам с рук сходит, за то воришек бьют.
10.5.Правый глаз чешется – радоваться; левый – плакать.
10.6.Если вокруг пожара стать людям по углам с иконами, то дальше не пойдет.
10.7.Сей овес, когда босая нога на пашне не зябнет.
10.8.Рожь две недели зеленеет, две недели колосится, две недели отцветает, две недели наливается, две недели подсыхает.
10.9.Гусь лапу поднимает – к стуже.
10.10.Кто разорит гнездо ласточки, у того будут веснушки.
10.11.Ласточки шныряют низко – к дождю.
10.12.К ненастью соль волнет (сыреет).
10.13.Если убить змею и повесить на березу, пойдет дождь.
10.14.Вора помиловать – добро погубить.
10.15.Подушку под собой перевернуть – собака выть перестанет.
10.16.Хлеб или ложка за обедом выпадает – гость спешит.
10.17.Май холодный – год хлеборобный.
К состоятельным обобщениям относятся следующие пословицы: 10.1; 10.3; 10.7; 10.8; 10.11; 10.12; 10.14; 10.17.
Тема №4. «Законы формальной логики».
Сохранят ли данные суждения тождество, если выделенные понятия заменить понятиями в скобках.
1.1.Калигула начал с амнистии осужденных (помилование, прощение, освобождение).
1.2.Часть предприятий из прибыльных превратились в неприбыльные (нерентабельные, неэффективные, непроизводительные).
1.3.Нужно быть непримиримым ко всякого рода лжи (неправде, обману, дезинформации, двуличию).
1.4.За время работы в Стройбанке Н. показал себя инициативным (энергичным, деловым, компетентным).
1.5.Невиновность П. установлена доказательствами (доводами, аргументами, основаниями, посылками).
1.6.Виновность К. установлена фактами (уликами, вещественными доказательствами, показаниями свидетелей, признанием К,) .
1.7.В случае недостижения соглашения по вопросу о процедуре расследования стороны по взаимной договоренности выбирают арбитра, который решает вопрос о процедуре (третейского судью, посредника).
1.8.После почти 200-летнего господства английских колонизаторов Индия стала независимым государством (самостоятельным, суверенным).
1.9.Французкие материалисты XVIII в. выступили с открытой пропагандой атеизма, основанного на выводах из науки о природе и человеке (безбожия, неверия, безверия).
1.10.При обсуждении вопроса выявились различные точки зрения (мнения, позиции, взгляда).
Тождество в задании сохраняют все суждения, за исключением задания 1.5. – подмена понятий.