Кто предложил ксанфу выпить море
Хотите знать о новых статьях в данном разделе? Подпишитесь на обновления!
Ловушка праздности
По мотивам пьесы Гильерме Фигейредо «Лиса и виноград» (1960) и художественного фильма «Эзоп» (Лентелефильм, 1981). Некоторые фрагменты позаимствованы из оригинального текста.
– Эзоп, только ты один должен спасти меня. Ты помнишь, вчера, после того, как я на площади с таким успехом рассказывал твои басни, я встретил незнакомца, которого пригласил к себе в дом. Да, я выдавал твои басни за свои, но каким же сказочным успехом они пользовались. И когда дома я напился, то уверял незнакомца, что могу выпить море. Теперь он требует, чтобы я это сделал. Он всем показывает папирус, подписанный мной: жители Самоса собрались на берегу и ждут, пока я выпью море. Они издеваются надо мной, они смеются. Что мне делать, Эзоп? Мой сад, мой дом, моё состояние… Как мне быть, Эзоп?
– Твой дом, твоё богатство… Выпей море, Ксанф.
– Сейчас не время шутить! Скажи что мне делать, или я накажу тебя, раб.
– Как-то я уже помог тебе в обмен на твоё обещание свободы. Но ты обманул меня и оставил своим рабом. Я не знаю, что тебе делать – накажи меня.
– Эзоп, пойми, мой дом, моё состояние… Я дам тебе свободу.
– Нет, сейчас я уже не хочу. Этим я опошлил бы свободу. Я научу тебя, как сохранить свой дом, не требуя за это награды.
– Хорошо. Говори. Я слушаю.
– Пойди к морю и скажи людям, что ты намерен выполнить своё обещание и выпить море…
– Эзоп, ну что значит выпить море…
– Так и скажи: «Я выпью море. Но только море. Без воды рек, впадающих в него». Потом скажи им: «Отделите воды рек от морской воды, и я выпью всю воду, оставшуюся в море».
– Ха-ха-ха, эх, Эзоп… Я представляю себе их рожи.
Ксанф свернул папирус и поспешил на берег моря, где народ столпился в предвкушении веселья. Он слово в слово повторил написанное на папирусе и с широкой улыбкой уставился на толпу.
– А я знаю, кто это придумал – выкрикнул кто-то из толпы – Это Эзоп, его раб. Он постоянно рассказывает такое на базаре.
– Нет, нет, это неправда – пытался защититься Ксанф.
– Правда, правда. Ты всегда повторяешь его басни. Освободи Эзопа, Ксанф.
– Освободи Эзопа – выкрикнули ещё несколько голосов.
– Освободи Эзопа – присоединилась к ним многоголосая толпа.
– С каких это пор кто-то может указывать, как мне распоряжаться моей собственностью? – надменно произнес Ксанф и удалился, провожаемый смехом и улюлюканием толпы.
Не пройдя и сотни шагов, Ксанф почувствовал, что его хочет кто-то догнать. Резко развернувшись, он увидел монаха храма Апполона.
– Приветствую тебя, Ксанф – произнес монах. – Я был на берегу и видел всё. Меня послали к тебе жрецы храма с жалобой на твоего раба. Эзоп на входе в храм рассказывал одну из своих басен, при этом оскорбив жрецов. Он сказал, что они более достойны собирать навоз, чем молиться Апполону.
– Такое богохульство – преступление. Так что же они хотят от меня.
– Народ Самоса потеряет к тебе всякое уважение, если ты не освободишь Эзопа. А нам нужно, чтобы он навечно остался твоим рабом и никогда не подходил бы к храму. Поэтому мы предлагаем тебе – напиши Эзопу вольную, а когда он будет в храме, как свободный человек – мы сделаем его вором, подложив в его котомку золотую чашу. Вольному человеку за воровство из храма полагается смерть, а рабу – только наказание, которое назначит ему его господин. Эзоп испугается смерти, согласится вернуться к тебе рабом и заявит об этом народу. После такого он больше никогда не будет просить у тебя свободы.
– Ха, вот это да, приятно встретить человека ещё более изобретательного, чем этот Эзоп. Я тотчас же подпишу ему вольную, чтобы его пустили в храм и ты сделал задуманное.
Ксанфа всегда занимали хитрые комбинации, ему было всё равно, какая степень подлости в них заложена. Возможность не осуждать самого себя и других людей за подлость он считал одной из привилегий философов, к числу которых причислял себя.
Поэтому он, вернувшись домой, с улыбкой смотрел на радость Эзопа, прижимавшего к сердцу папирус, дарующий ему свободу. Эзоп так долго жаждал свободы, что сначала не мог поверить случившемуся. Но уже через несколько часов он гулял по городу, вдыхая воздух полной грудью – ему казалось, что он был свободен всегда.
– Переночую возле храма и пойду по свету, чтобы все видеть – говорил он сам себе – Хочу посмотреть на все свободными глазами. Далеко-далеко отсюда, в Лидии, говорят, есть царь Крез, он самый богатый человек в мире. Его дворцы выстроены из золота, его одежда выткана драгоценными камнями Востока… Я хочу видеть его и посмеяться над его богатством и над праздностью, в которой он живет. А ее дальше, на берегах Нила, египтяне выстроили огромные гробницы, чтобы почитать память своих царей. Я хочу видеть эти гробницы и посмеяться над тщеславием этого камня, который покрывает сгнившие кости.
На следующий день стражники привели Эзопа в дом Ксанфа, считая того его рабом. Замысел монаха осуществился – в котомке Эзопа действительно была найдена золотая чаша из храма, на которую Эзоп взирал с удивлением.
– Что полагается за такое преступление? – спрашивал он у начальника стражи, который утром арестовал его спящего у ворот храма.
– Если ты свободен, то по закону тебя полагается сбросить в пропасть с самой высокой скалы. Если ты раб, то наказание зависит от твоего господина. Жрецы думают, что ты раб Ксанфа
– Ведь ты никому не показывал папирус об освобождении? – тихо спросил Эзопа Ксанф.
– Нет, я спрятал его.
– В этом твоё спасение, Эзоп – продолжал Ксанф – скажи им, что ты мой раб, и я даже не буду наказывать тебя. Но после этого ты отдашь мне папирус и будешь моим рабом навсегда.
– Я снова буду рабом?
– Ты будешь сочинять басни, я буду рассказывать их на площади, мой авторитет придаст им характер философской системы. Ну, что тебе ещё надо?
– Выпей море, Ксанф.
– Если не согласишься, жрецы Апполона тебя казнят. Просто иди и скажи жрецам Апполона, что ты мой раб, я подтвержу твои слова.
– Я не раб. Волк как-то спросил пса в ошейнике: «кто тебя так сытно кормит»? «Мой хозяин» – ответил пёс. «Собачья судьба» – воскликнул волк – «лучше смерть, чем ошейник». И я выбираю наказание для свободных людей.
И уже через несколько дней Эзоп стоял на вершине самой высокой скалы в Самосе, окруженный толпой. Поодаль от толпы стоял Ксанф, делая вид, что всё происходящее его мало касается.
Люди же не могли поверить, что Эзоп оказался обычным вором.
– Люди Самоса. Слушайте свободного человека – начал свою речь Эзоп.
Как-то орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она – орел».
Ты ничего не хочешь рассказать народу, Ксанф – внезапно закончил он басню вопросом?
Ксанф с каждым словом выглядел всё удрученнее – ведь расчет монаха не оправдался. Ещё чуть-чуть, и он останется и без своего раба, и без его басен, без своего успеха, когда он рассказывал их на площади, выдавая за свои.
И, словно от плети подпрыгнув от неожиданного вопроса Эзопа, он не выдержал.
– Стойте, люди Самоса. Эзопу подбросили эту чашу, он не крал её. Нужно провести расследование этого преступления, я согласен быть свидетелем.
– Вот это правильно, Ксанф – улыбнулся Эзоп. За долгое время ты сделал первый достойный поступок. Но не думай, что от твоей воли когда-либо зависела моя свобода или что сейчас ты даруешь мне жизнь. Знайте люди Самоса, что я свободен. Знайте, что вы все свободны от праздности, в которой живете. Вам только нужно это понять. Как понял это я. Прощайте и знайте, что для свободных людей не существует никаких пропастей.
С этими словами он издал пронзительный крик, настолько похожий на клич орла, что люди невольно отступили назад.
Через несколько секунд огромного размера птица, по размерам мало уступающая среднего роста человеку, взмыла из пропасти, маша крыльями, крепко ухватила Эзопа за одежду, и на глазах потрясенной публики рухнула с ним вниз, в самую пропасть…
Выпей море, Ксанф!
В чем отличие Эзопа от Ксанфа?
Один был рабом номинально, будучи фактически свободным.
Другой всегда был рабом, будучи номинально свободным.
Если Эзоп бросится со скалы, для него это будет полетом, а для Ксанфа — смертью.
В этом и вся разница между «Эзопом» и «Ксанфами».
Для кого-то падение со скалы — смерть, а для кого-то — полет.
Как-то орел слетел с высокой скалы и унес из стада ягненка; а галка, увидя это, позавидовала и захотела сделать то же самое. И вот с громким криком бросилась она на барана. Но, запутавшись когтями в руне, не могла она больше подняться и только била крыльями, пока пастух, догадавшись, в чем дело, не подбежал и не схватил ее. Он подрезал ей крылья, а вечером отнес своим детям. Дети стали спрашивать, что это за птица? А он ответил: «Я-то наверное знаю, что это галка, а вот ей самой кажется, будто она – орел».
Существует единственная добродетель, которая дарует свободу. Имя этой добродетели — Мудрость.
Именно по этой причине ты всегда будешь рабом, какова бы ни была твоя деятельность, каковой бы ни была твоя жизнь. Ты раб по сути.
Ксанфу никогда не стать Эзопом.
Я ценю одну добродетель — Мудрость
Наличие этой добродетели автоматически предполагает наличие других.
Может ли человек, у которого не проработан материальный план, быть высокодуховным? Нет.
У высокодуховных материальный план — как фундамент.
В этой связи я не верю рассуждениям «гуру» и «просветленных» о духовном, которые не могут решить свои проблемы низшего материального уровня. А рассуждения типа «деньги — это зло» являются инверсией «жадность — порок». Деньги — это бумага, на которую можно купить материальные ценности, а твоя жадность и зависть по отношению к тем, у кого есть деньги, — это зло.
Некоторые люди находятся в поисках «духовности», путая ее с потребностью удовлетворить свои материальные потребности. Они наивно полагают, что «просветление» избавит их от всех материальных бед.
Это то же самое, что пытаться наполнить сосуд воздухом, чтобы испить из него воды. Природа воздуха и воды различны и по форме, и по содержанию.
Это то же самое, что человеку, который голодал месяц, предложить почитать мантры.
Пока человек не решит свои материальные проблемы, проблемы материального уровня, более высокий уровень закрыт. Так было всегда.
Все чаще люди пытаются скрыть под вывеской «духовности» свою неполноценность.
Идиоты ищут просветления, мудрецы уже свободны
Пока ты будешь думать, что какая-то особая деятельность освободит тебя.
Пока ты будешь думать, что приближаешься к свободе.
что выполняешь свое «предназначение», «миссию», «творишь благо».
Что «ты свободный художник», «гуру», «просветленный».
Ты все больше будешь погружаться в зависимость.
Никакая «кундалини» не дарует тебе свободы, ни асаны, ни мантры, ни походы в церковь, ни наука. ни антинаука, ни религия, ни эзотерика. ни нигилизм, ни атеизм.
Мудрец из тишины извлечет максимум пользы, чем идиот из тысячи слов:
«. итак будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»
Понравилась статья? Поделись с друзьями!
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- Кино, Кинозвезды (432)
- 100 Чудес света (33)
- Аномальные места (63)
- Археология, раскопки, открытия (501)
- Архитектура, замок, крепость, форд (1250)
- Астрология, знаки, планеты (12)
- Биоэнергетика, энергетика вещей, деревьев (25)
- Видео (496)
- Восточная жизнь, интересное (50)
- Время, календари, измерение времени (107)
- Выживание в экстремальных условиях (87)
- Вязание, плетение. (42)
- Гиперборея, Шамбала, Тибет (91)
- Декоративно-прикладное искусство (449)
- Дневник, оформление (382)
- Рамочки для стихов (91)
- Дом, Дача, Обустройство, Полезные советы (368)
- Древние города и страны. Наследие Юнеско (66)
- Древние цивилизации (166)
- Духовность, творчество, интуиция, медитация (531)
- Женщина, красота, мода (975)
- ЖЗЛ. Жизнь Замечательных Людей (210)
- Живопись, (и натюрморты разные) (1012)
- Живопись1 (859)
- Животные (145)
- Загадки, гипотезы, НЛО (338)
- Здоровье, Диета, Очищение (1186)
- Здоровье, медицина (1316)
- Интересно!! (4041)
- История мира, цивилизации, (1515)
- История от Руси до России.Славяне, язычество (545)
- Книги, писатели (637)
- Компьютер (267)
- Космос, Вселенная (515)
- Красивые места Мира! (402)
- Кулинария, Выпечка, Пироги, Торты (905)
- Кулинария, Из мяса, Из Рыбы, Салаты, и пр. (875)
- Культура, Культурология, Нравы (1111)
- Любовь, Семья (575)
- Мистика, Эзотерика, Шаман, Гадание, Гороскоп, Таро (330)
- Мифы, легенды, круги на полях, символы, лабиринт. (180)
- Море, обитатели, тайны. (162)
- Музыка (1225)
- Наука, феномены,сверхвозможности человека (993)
- Парки, Сады (151)
- Педагогика, воспитание, образование (574)
- Плейкаст, клипарт (271)
- Познание мира и себя (450)
- Политика, экономика (405)
- Поэзия, лирика, стихи (727)
- Православие, христианство (158)
- Притчи, цитаты, афоризмы (386)
- Психология. (1787)
- гештальт (27)
- Психотерапия, практики, упражнения, психогимнастик (496)
- Птицы (63)
- Путешествия (442)
- Религии Мира (73)
- Скульптура, памятник (174)
- Спорт (10)
- Ссылки (80)
- Стиихийные бедствия (19)
- Стихи избранные. (158)
- Страны Мира (487)
- Тайны века, загадки, непознанное (1138)
- Танцы, балет (220)
- Тесты (170)
- Технологии, изобретения, (658)
- Тренинг воображения, головоломки, шахматы (253)
- Философия, мудрость (752)
- Фото, природа, пейзаж (367)
- Храмы, Соборы Мира, Монастыри (285)
- Художники, биография (42)
- Цветы, растения, деревья (474)
- Чаепитие. Кофе. Старинная посуда, антиквариат, (109)
- Чувства (423)
- Явления природы, экология (413)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Статистика
Ксанф, выпей море! Эзоп.
Ксанф, выпей море! Эзоп.
Эзоп был сочинителем басен. Считалось, что все басенные рассказы, которые потом на разный лад пересказывались в течение многих веков, впервые были придуманы Эзопом: и про волка и ягненка, и про лису и виноград, и про лягушек, просящих царя. Его имя так срослось со словом «басня», что, когда какой-нибудь писатель брался за сочинение басен, он писал на своей книге: «Эзоповы басни такого-то писателя». Эзоп сочинял басни потому, что он был раб и говорить прямо то, что он думал, было для него опасно. Это был его иносказательный, «эзоповский язык». А о том, как он был рабом, и у кого, и что из этого получалось, в народе рассказывали множество веселых историй.
Рабом он был, так сказать, от природы: во-первых, он был варвар, во-вторых, урод. Он был фригиец, из Малой Азии, а фригийцы, по твердому греческому убеждению, только и годились, чтобы быть рабами. А вид его был такой: голова как котел, нос курносый, губы толстые, руки короткие, спина горбатая, брюхо вспученное. Зато боги его наградили даром слова, острым умом и искусством сочинять басни.
От речистого раба хозяин сразу поспешил отделаться, и повел работорговец Эзопа с партией других рабов на рабский рынок на остров Самос. Стали разбирать дорожную поклажу, Эзоп просит товарищей: «Я здесь новый, слабый, дайте мне вон ту хлебную корзину» — и показывает на самую большую и тяжелую. Посмеялись над ним, но дали. Однако на первом же привале, когда все поели хлеба, Эзопова корзина сразу стала легче, а у остальных рабов их мешки и ящики как были тяжелы, так и остались. Тут-то и стало ясно, что ум у уродца не промах.
На острове Самосе жил простак-философ Ксанф. Увидел он трех рабов на продаже: двое были красавцы, а третий — Эзоп. Спросил он: «Что умеете делать?» Первый сказал: «Все!» , второй сказал: «Все!», а Эзоп сказал: «Ничего!» — «Как так?» — «Да вот мои товарищи все уже умеют, мне ничего не оставили». — «Хочешь, я куплю тебя?» — «А тебе не все равно, чего я хочу? Купи меня в советники, тогда и спрашивай». — «Ты всегда такой разговорчивый?» — «За говорящих птиц дороже платят». — «Да ты-то ведь не птица, а урод». — «Бочки в погребе тоже уродливы, а вино в них на славу». Подивился Ксанф и купил Эзопа.
Устроил Ксанф угощение ученикам, послал Эзопа на рынок: «Купи нам всего лучшего, что есть на свете!» Пришли гости — Эзоп подает одни только языки: жареные, вареные, соленые. «Что это значит?» — «А разве язык не самое лучшее на свете? Языком люди договариваются, устанавливают законы, рассуждают о мудрых вещах — ничего нет лучше языка!» — «Ну так на завтра купи нам всего худшего, что есть на свете!» Назавтра Эзоп опять подает одни только языки: «Что это значит?» — «А разве язык не самое худшее на свете? Языком люди обманывают друг друга, начинают споры, раздоры, войну — ничего нет хуже языка!» Рассердился Ксанф, но придраться не мог.
После обеда стали пить вино. Ксанф напился пьян, стал говорить: «Человек все может сделать!» — «А море выпьешь?» — «Выпью!» Побились об заклад. Утром Ксанф протрезвел, в ужас пришел от такого позора. Эзоп ему: «Хочешь, помогу?» — «Помоги!» — «Как выйдете вы с судьями и зрителями на берег моря, так ты и скажи: море выпить я обещал, а рек, что в. него впадают, не обещал; пусть мой соперник запрудит все реки, впадающие в море, тогда я его и выпью!» Ксанф так и сделал, и все только и дивились его мудрости. Послал Ксанф Эзопа за покупками, встретил Эзоп на улице самосского градоначальника. «Куда идешь, Эзоп?» — «Не знаю!» — «Как так не знаешь? Говори!» — «Не знаю!» Рассердился градоначальник: «В тюрьму упрямца!» Повели Эзопа, а он оборачивается и говорит: «Видишь, начальник, я тебе правду сказал: разве я знал, что в тюрьму иду?» Рассмеялся начальник и отпустил Эзопа.
Собрался Ксанф в баню, говорит Эзопу: «Ступай вперед, посмотри, много ли в бане народу?» Эзоп возвращается и говорит: «Только один человек». Ксанф обрадовался, идет и видит: в бане полным-полно. «Что же ты мне вздор говорил?» — «Не вздор я тебе говорил: лежал перед баней на дороге камень, все об него спотыкались, ругались и шли дальше, и только один нашелся, который как споткнулся, так тут же взял камень и отбросил с пути. Я и подумал, что народу тут много, а настоящий человек — один». Созвал Ксанф в гости друзей и учеников, а Эзопа поставил у ворот и велел: «Смотри, чтобы никто из простых людей не прошел, а только одни ученые!» Подошел гость, Эзоп его спрашивает: «Чем собака поводит?» Гость не понял, подумал, что его собакой обзывают, обиделся, пошел прочь. За ним другой, третий, десятый; наконец нашелся один и ответил: «Хвостом и ушами!» Эзоп обрадовался: «Вот тебе, хозяин, ученый гость, а больше не было!» На другой день ученики жалуются Ксанфу на Эзопа, а тот объясняет: «Какие же они ученые, если на такой простой вопрос ответить не могли?» Много раз просил Эзоп Ксанфа освободить его, а Ксанф не хотел. Но случилась на Самосе тревога: заседал перед народом государственный совет, а с неба налетел орел, схватил государственную печать, взмыл ввысь и оттуда уронил ее за пазуху рабу. Позвали Ксанфа истолковать знамение. Ксанф, по своему обычаю, говорит: «Это ниже моего философского достоинства, а вот есть у меня раб, он вам все растолкует». Вышел Эзоп: «Растолковать могу, да не к лицу рабу давать советы свободным: освободите меня!» Освободил народ Эзопа; Эзоп говорит: «Орел — птица царская; не иначе, царь Крез решил покорить Самос и обратить его в рабство». Огорчился народ и отправил Эзопа к царю Крезу просить снисхождения. Щедрому царю умный урод понравился, с самосцами он помирился, а Эзопа сделал своим советником.
Долго еще жил Эзоп, сочинял басни, побывал и у вавилонского царя, и у египетского, и на пиру семи мудрецов. А погиб он в Дельфах. Посмотрел он, как живут дельфийцы, которые не сеют, не жнут, а кормятся от жертв, приносимых Аполлону всеми эллинами, и очень ему это не понравилось. Дельфийцы испугались, что он разнесет о них по свету дурную молву, и пошли на обман: подбросили ему в мешок золотую чашу из храма, а потом схватили, обвинили в краже и приговорили к смерти. Эзоп припал к алтарю Муз — его оторвали и повели на казнь. Он сказал: «Не к добру вы обидели Муз! Так же вот спасался однажды заяц от орла и попросил помощи у навозного жука. Посмеялся орел над таким заступником и растерзал зайца. Жук стал мстить: высмотрел орлиное гнездо, вытолкнул оттуда орлиные яйца, а сам улетел. Где ни вил орел гнездо, всюду жук разбивал его яйца; наконец положил их орел за пазуху к самому Зевсу. А жук скатал навозный ком, взлетел к Зевсу и тоже бросил его богу за пазуху; возмутился Зевс, вскочил, чтобы отряхнуться, и орлиные яйца опять упали и разбились. И пришлось Зевсу, чтобы не перевелся орлиный род, устроить так, чтобы орлы несли яйца в ту пору, когда жуки не летают. Не обижайте слабых, дельфийцы!» Но дельфийцы не послушались и сбросили Эзопа со скалы. За это их город постигла чума, и еще долго пришлось им расплачиваться за Эзопову смерть. Так рассказывали о народном мудреце Эзопе. М.Л. Гаспаров «Занимательная Греция»
Источник