Кусур
Кусур (авар. ГьочотIа ) — село в Рутульском районе Дагестана. Входит в Кальялское сельское поселение.
Содержание
Географическое положение
Село расположено в верховье реки Самур в устье реки Даккичай, на северном склоне Главного Кавказского хребта, в 50 км к северо-западу от села Рутул.
Население
По переписи 2002 года в селе проживало 638 человек (по видимому сюда же включено население кутана Камбулат расположенного в Бабаюртовском районе). Единственное аварское село в районе [1] .
В Кусуре в 1886 г. было 123 хозяйства — 323 мужчин и 257 женщин, всего 590 человек. Сенокосов на 700 пудов сена, пашни на 1 790 пудов посева. Къайев (летних пастбищ) на 10 000 десятин. Кусуру принадлежали 2 552 десятины в Ширакской степи. В селе 1 мельница, 238 лошадей, 4 осла, 497 голов КРС и 4 744 овец. Южнее Кусура расположены развалины других аварских селений — Тарасан, Киргил и Горгитль.
История
Согласно преданию, рассказанному автору МухIамадил Магьди (кусурский старожил и хранитель преданий, жил в Хасавюрте, умер пару лет назад), селу немногим больше 1000 лет. Это подтверждают и куфические надписи обнаруженные историком-кавказоведом Тимуром Айтберовым и автором этих строк во время визита в Кусур 21-23 июля 2007 года. По словам Т. М. Айтберова они относятся к середине ХIII века.
Согласно преданию Мухаммадил Магди, Кусур раньше был небольшим аварским селом, население которого летом намного увеличивалось за счет ирибцев, гилибцев и других кьессерцев, приходивших туда с отарами. Позже, 800 лет назад, к ним якобы присоединились 6 семей гочобцев, выселенных из родного села. Как рассказывает МухIаммадил Магьди: «В Гочобе жил один сильный человек, который как-то, желая показать свою силу, разрубил надвое корову. Хозяин коровы, узнав об этом, убил этого человека. Тут же вмешались родственники убитого, и завязалась потасовка, в которую вмешались кьибилы обеих сторон, и произошло кровопролитие. Чтобы избежать раскола селения и большой бойни, было организовано собрание, на котором в качестве судей выступали, как незаинтересованная сторона, представители соседних селений. В конце концов, судьи решили убийцу со всем его кьибилом выселить «за семь перевалов». В этом случае их должны были выселить в Кусур. Таким образом, в добавление к кьессерцам в Кусуре появились 6 семей карахцев из Гочоба. По преданиям самих гочобцев, это были представители самого крупного кьибила в Гочобе (1/2 населения села) — ГIисалал, которые до основания села Гочоб жили в своем родовом поселении — крепости ЧIухIиб. Это село-крепость находилось выше по течению реки Къарал-гIор в 7 км от Гочоба. Это переселение и определило то, что вторым названием Кусура стало ГьочокI. Село притягивало и других переселенцев, кого из экономических, кого из политических, а кого и из соображений обороноспособности. Одно из первых упоминаний села — надпись на рукописной книге: «паломник обоих храмов Али ал-Кусури в 966 г.» (хиджры), по современному календарю это 1558 — 59 гг. (Дагестанские исторические сочинения. М. 1993 г. с.98).
По рассказам кусурских стариков (Гудаев Омар, 1929 г.р.) в Закатальском районе по изгнании грузин с низовий Алазани первоначально они заселили территорию нынешнего села Чобанкол. Затем перешли в местность Пирзуван. Оно находилось между Тала и Мухахом. Кусурцы получили это место для переселения в Цор, когда аварцы освободили его от власти грузин. Но после кусурцы оставили это село из-за скудости пастбищ и переселились в Динчи, где и основали село Кусур-Динчи. Там они жили и в ХХ веке, вплоть до 1950-х годов.
Село в 1852 г. было сожжено, и люди переселились частично в Цор, а большая часть через перевалы Айнсимо и Халахур-кац перешла в Чурмут (село Камилух) и Кьессер (сёла Ириб и Ритляб), далее в Карах (село Урух-Сота). В этих сёлах они оставались до 1860 г., когда большая их часть вернулась обратно, частично они вроде бы и остались — в Урух-Сота, Камилух и Ритляб. В ХХ веке дома в селении снова были перестроены. Из ныне жилых домов в Кусуре, самой ранней перестройке подвергался дом Гудаева Омара (1937 г.).
Рутульские предания говорят о войнах с аварцами, во главе которых стоял Шагьав, совершавший набеги на рутульцев. Он же построил крепость в селении Лучек, захватив село и используя его как опорный пункт. Остатки этой крепости были использованы русскими в 1851 г. для строительства Лучекской крепости. Лучекское укрепление в связи с окончанием Кавказской войны было срыто в 1861 г.
Многочисленные чабанские домики (паж) на летних пастбищах вокруг Кусура были построены неким кусурцем — силачом по имени Джамал. Около мельницы расположен назар — зиярат кусурца по имени Хасан. Он был предводителем кусурского отряда во времена имама Шамиля. Однако там захоронена только голова Хасана.
Кварталы
Кварталы: КIомурди уба, Гьахъди уба, Исмалазол уба, ТIин-МухIамал уба (за речкой), Огболиял (1-й квартал на этой стороне речки) и т. д.
Тухумы
1. Тониял. Самый многочисленный сейчас среди кусурцев кьибил. Выходцы из аварского села Тони в Грузии. По преданиям оно располагалось в долине Алазани, недалеко от села Къара-хIажи (ныне Дедоплис-Цкаро — райцентр одноимённого района в Грузии, на правом берегу реки Алазани). По информации сообщаемой посланниками московских царей, побывавшими в кахетинских городах и селениях в ХVI-ХVII веках, село с подобным названием располагалось на границе Белоканского района АР и Лагодехского района Грузии. В итогах переписи 1926 г. по Ковахчельскому (кьессерские аварцы, особенно старики, называют его Къабахчули или Къабах-чуниб) сельсовету Азербайджанской ССР (ныне Белоканский район) числится хутор Тене-Али, в котором живут 7 семей (25 человек, все аварцы). Он тоже располагается на границе Лагодехского и Белоканского районов. А если учесть, что тухум Тониял, нередко называют Тон-ГIалиял (Тони-Алиевы), что аналогично названию хутора Тене-Али, то можно с уверенностью говорить о данной местности, как родине кьибила Тониял. Можно предположить, что Тониял вынуждены со своих земель были уйти в Кусур под давлением грузинских князей населявших завоёванные ими земли свои крепостными, этническими грузинами. В состав Тониял в ХIХ веке вошёл небольшой рукъ КIотIошал — выходцы из Кутиха. Скорее всего, расположенного в Чародинском районе, а не в Белоканском. Так как информатор — покойный Мухаммадил Магьди называл Котошевых в составе давних выходцев из «Омур», под которым он понимал аварские земли в границах современного Тляратинского и Чародинского районов. Котошевых — 2 семьи (Мусаев Азиз и Азим).
2. Мазгарал. Выходцы, по одним данным из несуществующего сейчас аварского села «Хъарачоб» (вероятно имеется в виду Ареши, бывшее аварское село, сейчас переименованное в Мтисдзири и заселённое грузинами) в Кварельском районе, а по другим данным, из другого аварского села в ЦIоре — Илисуб. Эта информация сообщена членом тухума Мазгаровым Асхабали, живущим в селении Камбулат Бабаюртовского района. Относительно крупный кьибил.
3. НацIал — Они раньше жили в своём тухумном поселении в долине Самура. Одни указывают на его местонахождение в устье реки ЦIацI-гIор, другие у развалин Къиргъила. Из кьибила вышло много арабистов. Один из них — Малла Ибрагьим. Малла Ибрагим имел богатую библиотеку из нескольких сот Коранов, его толкований и трудов по религиозным дисциплинам, остальные же по грамматике арабского языка, философии, логике, астрономии и т. д. Сейчас в его библиотеке около 150 томов. Ими была восстановлена мечеть в селе Кусур. Живут и в селе Эхеди Тала (квартал Гогъул) Закатальского района. Довольно многочисленный тухум. В селе Кебелоба — 1 семья (Омаров Ибрагим). В состав НацIал вошли ДагIаниял. Этот род произошёл от аварца из Цора и его жены из рода НацIал. Их 4 семьи.
4. Мотокъал. Выходцы из Гьахъди — Къуралал, то есть из Ахты-Кюры. Часть их живёт и в селе Гоаб. По преданиям, на берегу реки Алазани, около села Кусур-Динчи Закатальского района, находился их хутор Мотокъ-уба — 25 домов. В состав Мотокъал вошли Мухтарал или Бороял.
5. Рукекал, ГIертIал (гIеретI — кувшин для воды), Муъминал. Эти три кьибила, называют в числе выходцев из села Гочоб. Название получили из-за основной сельхозкультуры, которую они в прошлом выращивали. Около 10-15 семей Рукекал живут в Астраханской области, на чабанских точках.
6. АхIмад-Ханал — аварцы, родственники султана Илисуба — Ахмадхана, отца Данияла, выселенные из-за совершённого ими убийства. Пришли в Кусур около 200 лет назад, в 1800-1810-х годах. ХIажи-ХIушанал из Чардаха и они являются частями одного клана. В Кусуре являлись одним из самых богатых на сельхозугодья кланов.
7. Исмалал. Объединяли несколько рукъов пришельцев с других мест: ГIисаял, Гуккуял, Шихмаял, ХIажи-Рамазанилал. ГIисаял. Пришли в Кусур якобы из Ширвана. Как рассказывает МухIаммадил Магьди, сам являющийся представителем этого клана, они являются «потомками шейха Ибрагьима, поданного хана Казима из города Барда (современный юго-запад Азербайджана). Хан решил избавиться от непокорного шейха, но тот узнал об этом через знакомого юношу, служившего при дворце хана. Шейх с родней, кочевавший в окрестностях города, разобрал шатёр и, погрузив имущество на верблюдов, ушел оттуда на берега Алазани. Шейх с родней из 18 семей поселился на холме Ширван — къап (холм Ширванцев), одном из немногих, не затапливаемых тогда при разливах мест около реки Алазани, близ современного села Динчи Закатальского района. Вскоре между аварцами и грузинами началась война. Грузины, будучи изгнаны из низин Алазани аварцами, пригласили и потомков шейха переселиться с ними, но они остались. Позже Исаевы вошли в состав Кьессерского бо и обосновались в горном и равнинном Кусуре, а также в Чардахе, где они проживают отдельным кварталом — ГIисаязул уба (квартал Исаевых)». Исаевых в Эхеди Чардахе — 4 семьи (Мамедов Рамазан, Хажи, Нурудин и Омар).
8. Гуккуял (другое название ХIажи-Рамазанилал или Шихмаял). Выходцы из Нукуша. Потомки «кулака» покинувшего Нукуш в начале ХХ века. 5 хозяйств. В состав тухума вошли и ТIинамахIамиял, выходцы из Ириба. Исмалал. Произошли от кусурца и армянки, украденной им в одном из кусурских набегов на Эриванское ханство. Жили и в селении ЧIардахъ Закатальского района.
В Кусуре также жили несколько родственных групп, более поздних (ХIХ-ХХ вв.) переселенцев. Их можно назвать аварским термином рукъ — то есть дом, люди одного дома. 1. МагIачал. Выходцы из Доронуба, потомки зажиточного доронубца МагIача, по каким-то причинам переселившегося в Кусур. 2. Гурдулилал. Выходцы из Грузии. Гурдулилал объединились с ГIайранал. Они, по словам МухIаммадил Магьди, потомки армян. Один из алимов села — Айран-Иса в начале ХХ века был репрессирован как духовное лицо, противостоящее советской власти. 3. МагIалал (другие названия Малла-ГIисалал или ЛъикIав-ГIумарилал). Потомки ЛъикIав ГIумара (Хороший Омар) в 1905-10 гг., из Ритляба в Кусур. Сын Хорошего Омара Мала-Иса получил название МагIарул-ГIиса (Горный Иса). Возникает путаница из-за того, что кусурцы вместо общеаварского звука -лъ произносят -сс. Таким образом, Рилъиб (Ритляб) превращается в устах кусурцев в Риссиб (Дусрах). 4. Нурал. Здесь их считают выходцами из Камилуха, а там пришельцами из Кусура. Во всяком случае в обоих селениях есть калны ими образованные. 5. Лачинал (Соколовы). Выходцы из Цора. Проживают в нескольких селениях Цора — Эхеди Чардах и т. д. В Камбулате — 4 семьи. 6. Расул-Дибирилал. Семьи сыновей Расул-дибира, после Великой Отечественной войны (якобы служил у известного генерала Власова) переселившегося в Кусур из Ахвахского района (село Ингердах). 3 семьи. 7. ГIусбанилал. Армянского происхождения тухум. 4-5 семей. 8. ЧIантIурал. Живут только в селе Эхеди Чардах Закатальского района (Шахбановы Омар, Асхабали и Мухаммад, а также семьи их детей).
На 2003 г. в Кусуре жили 18 семей. В селе тогда было 45 избирателей, 86 человек населения. Сейчас (июль 2007 г.) в самом селении Кусур живут 12 семей. В том числе: 1. Тониял — 3 семьи. Гудаев Омар, Гудаев Анвар и Омаров Нурулла. 2. ТIинамахIамиял — 3 семьи. Исрапиловы Рамазан, Мухаммад и Шамилав. 3. ГIертIал — 1 семья. Эртов Мухаммадхаджи. 4. Шихмаял — 2 семьи. Шихмаев Шихма и Шихмаев Касум (исполняет обязанности сельского дибира, работает в Кусурской начальной школе завучем). 5. ДагIаниял — 2 семьи. Исаков Нурулла и Исаков Залумхан. 6. Мазгарал — 1 семья. Мазгаров Тажудин.
Источник
В верховьях реки Самур
Год гор в самом отдаленном населенном пункте Дагестана
В минувшие выходные самый отдаленный от Махачкалы дагестанский населенный пункт – селение Кусур Рутульского района – впервые за свою историю стал объектом внимания республиканских и районных чиновников.
Сход жителей села Кусур
Преодолев пешим ходом около 18 км, сюда прибыли Алибек Алиев, депутат НС РД Фикрет Раджабов, а также все руководство Рутульского района во главе с главой МО Давудом Сулеймановым. В отличие от других республиканских чиновников, Алибек Алиев сам по себе уже стал брендом, и, несмотря на то что он работает заместителем начальника Управления по вопросам противодействия коррупции, оперативного управления и контроля Администрации Главы и Правительства РД, выполняя одновременно функции начальника отдела оперативного управления и контроля, практически все население республики знает его как Уполномоченного Главы РД Рамазана Абдулатипова.
Делегация в пути
Вкратце о Кусуре
Поводом для визита столь многочисленной делегации стало решение кусурского джамаата провести впервые праздник День селения и пригласить на него Алибека Алиева, чтобы последний смог лично увидеть это самое отдаленное селение, ознакомиться с его проблемами и, естественно, посодействовать их решению. После получения одобрения-поручения Рамазана Абдулатипова Алибек Алиев сформировал целую команду из чиновников, журналистов и депутатов, которая должна была стать своеобразным десантом в верховьях Самура.
По административному делению РД Кусур, как и его кутан или равнинный «филиал» Камбулат, входит в состав Кальялской сельской администрации Рутульского района. Основной вид хозяйственной деятельности в Кусуре – животноводство. Связь с внешним миром здесь практически отсутствует: нет телефонов, автодороги, а телевизоры работают только через спутниковые антенны. Отдаленность от райцентра – около 90 км, из них около 18 км пути приходится преодолевать пешком, а с мая по октябрь – на лошадях. На территории села действуют начальная школа (ученики старших классов отправляются в Камбулат к родственникам, а раньше они учились в школе-интернате с. Мишлеш) и фельдшерский пункт. По словам главного врача ЦРБ, все медикаменты доставляют в летний период, также заранее приходится кусурцам заготавливать на зиму и продукты питания – муку, соль, спички и прочее. Зимой возникают проблемы и с электроснабжением, как и в последний раз. Чтобы добраться зимой до районного центра, жителю села приходится тратить на дорогу 4 дня. Из них один день он должен пройти пешком – от Кусура до цахурского села Мухах. Следующий день уходит на путь от Мухаха до Рутула, так же и обратно. И это если позволит погода.
Наш путь в верховья Самура
Поскольку поездка получилась весьма своеобразной и, даже сказал бы, местами экстремальной, думаю, читатели не будут возражать, если, помимо предпосылок и результатов, я немного расскажу и о самом ходе нашего похода в Кусур. Итак, из Махачкалы в 16:00 выдвинулись две машины – Алибека Алиева и Фикрета Раджабова, на которых, собственно, и уместился махачкалинский состав нашего десанта. Прибыв около 10 часов вечера в село Рутул, мы разместились на ночлег, воспользовавшись гостеприимством главы администрации Рутульского района Магомеда Магаррамова. Однако вскоре на ужин прибыл глава МО «Рутульский район» и настоял, чтобы часть гостей разместилась у него. Выдвинувшись из Рутула утром следующего дня, мы и не предполагали, насколько труден будет наш путь в Кусур. Прежде всего, необходимо отметить, что ночью в Рутульском районе прошли очень сильные дожди, местами ливень даже переходил в град. Само собой, мы предполагали, что дороги могут быть где-то размыты, однако реальность оказалась намного хуже. Не говоря уже о прочих дорогах, отмечу, что только по нашему маршруту Рутул – Мухах автодорога была в 7 местах закрыта оползнями и еще два участка были занесены селями, а во многих местах она оказалась усыпана камнями. В тот день мы так и не доехали бы до цели нашего маршрута, если бы не оперативная и слаженная работа дорожно-эксплуатационного предприятия АО «Рутульское ДЭП №30» под руководством Шафи Абдуллаева. Имея возможность сравнивать с ситуацией в других муниципалитетах, отмечу, что Абдуллаеву удалось сформировать одно из лучших предприятий в своей отрасли и оснастить его качественной техникой. Если до села Цахур еще как-то можно было доехать на внедорожнике, то уже дальше дорога была перекрыта большим оползнем, который довольно оперативно удалось разгрести прибывшим универсальным трактором дорожно-эксплуатационного предприятия. Далее уже трактор шел вплоть до Мухаха впереди нашей колонны, расчищая дорогу от оползней и сошедших селей, которых было особенно много перед селением Джиных. Благодаря оперативной работе дорожников до 16:00 нам удалось прибыть к урочищу Тарасан, расположенному в 1 км выше села Мухах. Автодорога отсюда была проведена еще на 2 км выше, однако сели размыли ее в нескольких местах, и было решено, что будет практичнее остановиться здесь, у развалин средневекового поселения, и дальше двигаться пешком. Необходимо отметить, что кусурцы, оказывается, заранее приготовили для нас лошадей, однако из-за дождей и ветра здесь была оборвана линия электропередачи, а значит, пропала и связь, из-за чего кусурцы вернулись обратно в селение, полагая, что делегация не сможет к ним приехать. Итак, в 16:00 чуть более 20 человек, что называется, спешились у остатков аварского селения Тарасан и двинулись дальше пешком в селение Кусур. Обещанные 12 км в итоге оказались на порядок длиннее и превратились почти в 18 км пешей тропы, которая то спускалась к самой реке, то поднималась по скальным участкам на несколько сот метров от русла реки. Некоторые участки тропы буквально были высечены в скальных породах, в нескольких местах тропа шла по деревянным брусьям, на которые были положены более тонкие жерди и сланцевые плиты. Одним словом, маршрут было очень живописный, а дождливая погода, сопровождавшая нас до самого Мухаха, сменилась ясной и солнечной, что не могло не радовать, учитывая сложность пути для многих участников, которые впервые проходили такие маршруты в горной местности. Итак, после четырехчасового пути мы прибыли в селение Кусур, расположенное в живописной местности на левом берегу реки Самур.
После несколько неожиданной для кусурцев и тем более приятной встречи последовало застолье с многочисленными тостами, плавно перешедшее в чаепитие с постепенным отходом ко сну наиболее уставших участников похода.
Кусурцы прикладывают огромные усилия для поддержания тропы в рабочем состоянии
Проблемы Кусура
Следующее утро было уже более продуктивным – в 9 утра начался сход жителей селения, на котором были озвучены наболевшие вопросы и проблемы кусурцев. Первой и наиболее актуальной проблемой, конечно, являлась дорожная, а именно отсутствие автодороги к Кусуру. Вместе с тем было отмечено, что за последние 2–3 года при поддержке Рамазана Абдулатипова автодорога заметно приблизилась к Кусуру, что, впрочем, могу подтвердить и я сам, поскольку это был второй мой визит в данное селение, а первый состоялся в 2007 году. Тогда и вплоть до 2013 года автодорога доходила лишь до селения Джиных, откуда вверх по Самуру вплоть Мухаха шла очень сложная и даже опасная тропа, проходившая в 500 метрах над руслом Самура, регулярно смывавшаяся ливнями. В 2014–15 гг. она уже дошла до Мухаха и даже выше него на 2–3 км. Всего было проложено около 8 км качественной и широкой автодороги. Таким образом, самый сложный участок маршрута до Кусура (Джиных – Мухах) проходит теперь по стандартной автодороге, а не экстремальной тропе, большей частью проложенной прямо над обрывом и представлявшей иногда козью тропу шириной до 10 см. В ходе встречи Алибеком Алиевым было отмечено, что благодаря активности Фикрета Раджабова, поднимавшего этот вопрос перед руководителем Агентства по дорожному хозяйству РД и другими ответственными лицами, руководство республики включило эту автодорогу в состав приоритетных проектов, осуществление которых курирует лично Рамазан Абдулатипов. По его поручению на этот год запланированы проектно-сметные работы по автодороге Мухах – Кусур, и на это заложено соответствующее финансирование. Работы уже должны начаться на этой неделе. «Даст Бог, в течение двух лет дорога будет закончена, и надеюсь, что в 2018 году мы уже сможем приехать в Кусур на автомобиле», – заключил Алибек Алиев на сходе жителей, которые были немало обрадованы этой новостью.
Трактор расчищает проход после прошедших селей
Электричество
Вторым по важности вопросом, поднятым кусурцами на сходе, была проблема качественного электроснабжения селения. «МК в Дагестане» уже освещал этот вопрос, сообщая о поездке Алибека Алиева в начале февраля этого года в Рутульский район и встречах с жителями Цахурского участка. Поэтому мы лишь вкратце объясним читателям сложившуюся ситуацию. Электричество в Кусур дошло лишь в 1980-х гг., а доходившая до Джиныха и проложенная в 1960–70-х гг. линия электропередачи протяженностью около 70 километров уже изжила свой срок, поскольку большинство опор и проводов вышли из строя. Очевидно, что обеспечить качественное и бесперебойное электроснабжение жителей 14 населенных пунктов и 3 пограничных застав с жилыми комплексами для семей пограничников существующая система не в состоянии. Учитывая сложившееся положение и обращения граждан, Рамазан Абдулатипов еще 10 февраля 2014 года поручил Министерству промышленности и энергетики РД совместно с ОАО «Дагэнергосеть» проработать вопросы замены ветхих аварийных опор линий электропередачи в Цахурской долине Рутульского района, а также строительства электроподстанции в селении Мишлеш, что должно было быть осуществлено в течение 2014–2015 годов.
Согласно плану предполагалось от села Лучек, которое расположено у слияния двух речек и, соответственно, на развилке автодорог, ведущих в Горный магал и Ихрекский участок, провести заново линию электропередачи, но уже «спустив» ее на обочину построенной автодороги, на отрезке от Лучека до Мухаха. На полпути, в наиболее крупном цахурском селении Мишлеш необходимо построить подстанцию, а в селе Джиных – КРУН-10 кВ, поскольку напряжения в сети явно не хватает, и в верхних селениях Горного магала люди не могут даже пользоваться бытовыми приборами. Наряду с этим в самых отдаленных селениях – Кусур, Мухах и Джиных – есть необходимость восстановить штат работников электросетей, поскольку они находятся на расстоянии 60–80 км от базы Рутульского сетевого участка и зимой в ненастную погоду неделями остаются отрезанными от «большой земли». Так случилось и на этот раз: жители самого высокогорного аварского села Кусур в Рутульском районе более двух месяцев оставались без электричества при игнорировании их проблем со стороны начальника Ахтынской межрайонной РЭС Гаджи Керемова, в зону ответственности которого входит и Рутульский район.
В итоге, по результатам поездки Алибека Алиева в начале февраля этого года, обнаружилось, что ничего, по сути, электриками так и не было сделано. В результате Керемов лишился занимаемой должности, а вопрос со скрипом, но сдвинулся с мертвой точки, хотя и далек от разрешения. Алибек Алиев на встрече с кусурцами и мухахцами от имени главы республики Рамазана Абдулатипова пообещал для начала разрешить проблему замены ветхих опор и линий электропередачи на участке Джиных – Кусур. «Необходимо подсчитать, сколько опор и какой длины электропровода необходимы для обеспечения надежной электропередачи на маршруте Джиных – Кусур. Все это будет вам выделено, однако необходима и ваша помощь, чтобы заменить эти опоры в сложных горных условиях. Если мы это сделаем, то уже до начала зимы этого года до Кусура и Мухаха будет налажено надежное электроснабжение», – заключил Алибек Алиев.
Третьим вопросом, поднятым на встрече, было отсутствие мобильной связи в Кусуре. «Основной проблемой здесь является малочисленность абонентов и заведомо убыточный характер работы станции, строительство которой здесь необходимо. Однако, учитывая, что компании мобильной связи, работающие в Дагестане, получают немалую прибыль за счет крупных городов и районных центров, то они должны взять на себя определенную социальную нагрузку по снабжению мобильной связью и отдаленных населенных пунктов с малой численностью жителей и, естественно, абонентов», – заявил на встрече депутат НС РД Фикрет Раджабов, пообещав поработать над этим вопросом. К решению проблемы обещал подключиться в случае необходимости и Алибек Алиев. «Нужно переговорить с компаниями и убедить их в необходимости обеспечить эту связь», – заключил он обсуждение этого вопроса.
Прием граждан «на краю Дагестана»
Алибек Алиев с кусурцами в Общественной приемной Главы РД (помещении начальной школы)
На этом сход жителей селения закончился, и последовало награждение руководством Рутульского района наиболее отличившихся в той или иной сфере жителей Кусура. Глава района Давуд Сулейманов также от себя передал для решения какой-либо насущной проблемы для жителей сумму в размере 40 тысяч рублей, привез медикаменты для фельдшерско-акушерского пункта и пообещал иную помощь жителям селения.
Вскоре в здании начальной школы Кусура начался прием жителей в Общественную приемную Главы РД Рамазана Абдулатипова. Вел прием Алибек Алиев, подключив при обсуждении отдельных вопросов и заявлений Давуда Сулейманова и Фикрета Раджабова. «МК в Дагестане» также писал о работе Алибека Алиева в рамках проекта Рамазана Абдулатипова, объявившего 2016-й Годом гор, что подразумевает наличие особого внимания со стороны руководства республики к горной части Дагестана. Именно этот регион является наименее развитым в Дагестане в социально-экономическом отношении, отличается неблагоустроенностью, а то и просто отсутствием какой-либо транспортной инфраструктуры, обделен он и в части газо- и электроснабжения, доступности образования, здравоохранения и наличия прочих благ и достижений современного мира.
В рамках инициативы руководителя республики Алибек Алиев развернул активную деятельность по налаживанию каналов связи с жителями высокогорных, отдаленных районов Дагестана. Заключаются они как в обеспечении большей доступности республиканских чиновников для простых жителей, которые нередко не знают, куда обратиться со своими проблемами, так и в регулярных поездках по самым проблемным участкам отдаленных горных районов и встречах с населением, которое будет, таким образом, иметь возможность, не выезжая за пределы своего района или даже селения, обратиться к руководству республики с проблемами. Инициатива более чем похвальна, учитывая традиционную дистанцию между представителями руководства республики, чиновниками высшего звена и простыми дагестанцами, хотя, казалось бы, на последних они и должны работать. Однако, как известно, последние чаще считали, что это жители республики созданы для того, чтобы они – чиновники – ими управляли, а никак не наоборот. Огромная дистанция между чиновниками и рядовыми жителями республики все возрастала после развала СССР. Эта тенденция была переломлена при Рамазане Абдулатипове (запреты на длительные поездки глав районов и городов за пределы своих МО, а тем более – постоянное проживание в Махачкале и многие другие приказы и инициативы), однако очевидно, что необходимы системные шаги, которые позволили бы поставить этот тренд на надежные рельсы. Алибеком Алиевым сделаны первые шаги по выстраиванию каналов общения населения с руководством республики. Особенно ценна его инициатива по посещению в рамках Года гор всех горных, отдаленных районов республики, встречам с жителями наиболее «проблемных» населенных пунктов, с тем чтобы ознакомиться с положением дел на местах. Однако эта инициатива предполагает не только ознакомление с перечнем проблем, но и их решение – немедленное или поэтапное, в зависимости от их сложности и бюджетных возможностей.
Именно в рамках Года гор и была запланирована и осуществлена эта поездка целого десанта чиновников в самое отдаленное селение Дагестана, что, на мой взгляд, явилось одним из самых важных мероприятий в рамках этого проекта. В ходе работы общественной приемной Главы РД Алибек Алиев выслушал всех жителей селения, которые изъявили желание обратиться с тем или иным вопросом к руководителю республики.
Кусурцам нужен «свой сельсовет»
Самым важным вопросом, поднятым в ходе приема граждан, было обращение жителей селения Кусур с просьбой «создать самостоятельный сельсовет», т. е. отдельное сельское муниципальное образование в составе Рутульского района, поскольку в Кальялском сельском МО имеется восемь населенных пунктов, два из которых расположены на землях отгонного животноводства в Бабаюртовском районе. Существующая администрация не может обслуживать в должной мере около 2 тысяч жителей 8 населенных пунктов, два из которых лишены автодорожного сообщения и еще два расположены в 400 км от центра «сельсовета» – селения Джиных. В связи с этим кусурцы просили выделить в отдельную административную единицу селение Кусур, кутан Камбулат и, возможно, селение Мухах, если последние изъявят подобное желание. В этих трех населенных пунктах проживает около 1 тысячи человек, в прошлом они составляли базу крупного овцеводческого совхоза «Самур», а большинство кусурцев и мухахцев совместно проживают в прикутанном поселении Камбулат, расположенном на территории Бабаюртовского района.
В ходе работы приемной Главы РД были озвучены и проблемы Камбулата, поскольку большинство кусурцев на данный момент проживают именно там. Представители молодежи Камбулата, приехавшие на день села в Кусур, обратились с просьбой помочь им в организации спортивного досуга в Кусуре, для чего был необходим спортивный инвентарь, а помещение они обещали организовать сами. Глава района Давуд Сулейманов пообещал молодежи, что выделит спортинвентарь для кусурцев. Также они сообщили, что начали строительство спортзала в Камбулате, однако на это у них не хватает средств. Алибек Алиев со своей стороны отметил, что в этом помочь им пока не может, но в следующем году постарается включить Камбулат в программу по оснащению населенных пунктов футбольными полями, что было встречено обратившимися с энтузиазмом. Учитель, директор начальной школы в Кусуре Касум Шейхов просил помочь с книгами и наглядными пособиями, на что был получен положительный ответ, и глава районного управления образования пообещал до 1 сентября обеспечить Кусурскую начальную школу всем необходимым. Были подняты и другие, менее существенные или не относящиеся к компетенции главы РД, вопросы, как то распределение земель между сельчанами и т. д., на что были даны разъяснения со стороны Алибека Алиева и Давуда Сулейманова.
Обратный путь
После приема граждан и организованного жителями селения обеда прошла церемония теплого прощания с кусурцами, которые были очень обрадованы таким вниманием со стороны руководства республики и района. В итоге около 12 часов дня наша делегация на лошадях двинулась в обратный путь. На этот раз с погодой нам явно не повезло. Не прошло и десяти минут, как мы тронулись из Кусура – небо постепенно оказалось закрыто плотными тучами, заморосил дождик, постепенно усилившийся до ливня. В итоге через полчаса я и большинство членов нашей группы насквозь промокли. Однако это было лишь малой частью наших приключений, поскольку вскоре начался довольно сильный и прохладный ветер, достигавший на высоких скальных участках значительной силы. Я лично сделал перед выходом из Кусура несколько ошибок, главной из которых было то, что вместо спокойной лошади взял себе молодого резвого жеребца, который при малейшей возможности пускался вскачь, начиная с иноходи и переходя в более или менее ровных участках тропы в скачку рысью. Надо отметить, что эта идея жеребцу приходила порой в очень неудачные моменты, когда вдоль тропы шли скальные выходы и колючие кустарники и приходилось то наклоняться и чуть ли не лежать на шее лошади, то отклоняться вправо, рискуя сорваться в пропасть высотой в пару сотен метров. Упрямый мой «товарищ» не хотел сбавлять ход и при пересечении речек и боковых протоков Самура. Пару раз, замешкавшись и не убрав вовремя ноги на спину лошади, мне пришлось переходить водные преграды по колено в воде. Другой моей ошибкой было желание пощадить коня и часть пути, наиболее сложные для него подъемы, осыпи и скальные участки пройти пешим ходом. Уже пройдя треть пути, я понял ошибочность стратегии, поскольку для жеребца мой вес, судя по его резвости, не представлял большой нагрузки, а пешая прогулка в начале пути привела к тому, что кроссовки быстро наполнились водой и промокло насквозь мое седло, что причиняло на протяжении оставшихся 14 км пути немалые неудобства. Дальше я уже не слезал с жеребца даже в самых опасных местах – осыпях и скальных участках, поскольку копыта лошади, которая по нескольку раз в неделю проходила эту дорогу, все-таки более увереннее держали поверхность, нежели мокрые и тяжелые кроссовки. Еще одной моей ошибкой было то, что я не взял плащ, предложенный моим кунаком – Касумом, полагаясь на вчерашний прогноз погоды, который обещал лишь небольшие и кратковременные дожди при ясной погоде. При том ливне, который начался после 2 км пути, моим спасением было обнаружение пастушеской стоянки, где мне удалось позаимствовать у кусурца плащ, который оказался весьма кстати, поскольку дальше дождь только усилился и иногда шел сплошной ливень, сопровождавшийся сильными порывами ветра.
В общем, мы все благополучно добрались до автодороги, несмотря на небольшие приключения – двое наших спутников по разу сорвались с лошадей, но все обошлось мелкими ушибами и царапинами и еще несколько уже по дороге обнаружили симптомы гриппа. Я же всего лишь получил общую встряску организма и натер ноги.
Эти сложности на обратном пути еще раз убедили участников нашего похода в том, что кусурцы живут в очень сложных, можно сказать, даже экстремальных условиях и к ним отношение со стороны районного и республиканского руководства должно быть особенным, нежели к жителям крупных населенных пунктов, расположенных на удобных автодорогах и пользующихся всеми современными удобствами, начиная от электричества и кончая Интернетом.
Источник