Речные ледоколы типа «Капитан Евдокимов» проекта 1191
Серия из восьми речных ледоколов проекта 1191 типа «Капитан Евдокимов» была построена по заказу Советского Союза на верфи «Вяртсиля» в Хельсинки, Финляндия (Wartsila Helsinki Shipyard). Серия была названа по имени головного судна — ледокола «Капитан Евдокимов».
Дизель-электрический линейный ледокол проекта 1191 является ледоколом смешанного «река-море» плавания. Предназначен для выполнение всех видов ледокольных работ, проводки судов во льдах, буксировки крупнотоннажных составов, аварийно-спасательных работ.
Проектант Инженерный центр судостроения (правопреемник ЦТКБ Минречфлота РСФСР).
Класс Российского Речного Регистра: «М-ПР(ледокол)».
Основные характеристики: Водоизмещение с полными запасами 2341 тонна. Длина 76,49 метра, ширина 16,56 метра, высота борта 4,6 метра, высота габаритная от ОП 15 метров. Средняя осадка при полном водоизмещении 2,65 метров. Тяговое усилие на швартовах 408 кН. Скорость хода на свободной воде 25 км/час; во льду толщиной 70 см — 1,8 км/час; набегами во льду толщиной 90 см — 0,8 км/час. Экипаж 27 человек. Автономность 20 суток.
Главные дизель-генераторы: 3 дизеля марки 12В22Б компании «Вяртсиля Вааса» мощностью 1605 кВт каждый. На судне установлено 4 гребных электродвигателя мощностью 950 кВт каждый.
На судне предусмотрена лебедка буксирная « Хатлапа» с номинальным тяговым усилием 100 кН.
Головной ледокол проекта 1191 «Капитан Евдокимов» («KAPITAN EVDOKIMOV»), строительный номер 439, Регистровый № 212501 (РРР) IMO: 8027224, флаг Россия, порт приписки Архангельск, был построен 31 марта 1983 года. Судостроитель: А/О «Вяртсиля», город Хельсинки, Финляндия. Владелец: ФГУП Росморпорт.
Основные характеристики: Водоизмещение 2180 тонн, дедвейт 463 тонны. Длина 76,49 метров, ширина 16,56 метра, высота борта 4,6 метра, осадка 2,43 метра. Экипаж 25 человек.
07 февраля 2015 года снял с мели сухогруз «С. Кузнецов», севший на мель из-за отказа рулевого управления и отклонения от линии пути фарватера. По сообщению от 31 декабря осуществляет дежурство в морском порту Архангельска. По сообщению от 18 апреля 2016 года проводит спуск льда в дельте и в верхнем течении Северной Двины. 31 августа будет стоять в парадном строю в акватории морского порта Архангельск в рамках памятных мероприятий, посвященных 75-летию первого союзного конвоя «Дервиш». 24 декабря 2016 года принял участие в спасательной операции.
20 апреля 2017 года приступил к спуску льда в устьевой части реки Северная Двина.
Второй ледокол в серии проекта 1191 «Капитан Бабичев» («KAPITAN BABICHEV»), строительный номер 440, Регистровый № 212502 (РРР) IMO: 8027236, флаг Россия, порт приписки Жатай, был построен 01 июля 1983 года. Судостроитель: А/О «Вяртсиля», город Хельсинки, Финляндия. Владелец: ОАО Ленское ОРП филиал Жатайский ССРЗ.
Основные характеристики: Водоизмещение 2340,9 тонны, дедвейт 327,7 тонн. Длина 76,49 метра, ширина 16,56 метра, высота борта 4,6 метра, осадка 2,84 метра. Экипаж 27 человек.
26 октября 2014 года от причала ОАО «ЛОРП», расположенного в районе Жатая, совершил пробный рейс на противоположный берег реки Лена, к поселку Техтюр.
Третий ледокол в серии проекта 1191 «Капитан Чудинов» («KAPITAN CHUDINOV»), строительный номер 441, Регистровый № 212503 (РРР), IMO: 8027248, флаг Россия, порт приписки Ростов-на-дону, был построен 09 сентября 1983 года. Судостроитель: А/О «Вяртсиля», город Хельсинки, Финляндия. Владелец: ФГУП Росморпорт.
Основные характеристики: Водоизмещение 2503 тонны, дедвейт 563 тонны. Длина 76,52 метра, ширина 16,69 метра, высота борта 4,6 метра, осадка 2,44 метра. Экипаж 30 человек.
Четвертый ледокол в серии проекта 1191 «Капитан Бородкин» («KAPITAN BORODKIN»), строительный номер 442, Регистровый № 212504 (РРР), IMO: 8027250, флаг Россия, порт приписки Жатай, был построен 18 ноября 1983 года. Судостроитель: А/О «Вяртсиля», город Хельсинки, Финляндия. Владелец: ОАО Ленское ОРП филиал Жатайский ССРЗ.
Основные характеристики: Водоизмещение 2340,9 тонны, дедвейт 327,7 тонн. Длина 76,49 метра, ширина 16,56 метра, высота борта 4,6 метра, осадка 2,84 метра. Экипаж 27 человек.
13 сентября 2013 года в 10:00 часов якутского времени доставил на буксире земснаряд «Ленский-1021» на внешний бар реки Индигирки в адрес администрации Ленского бассейна для разработки габаритов судового хода.
26 октября 2014 года в 22:30 часа по местному времени прибыл в морской порт Тикси на зимовку. Ледокол с августа месяца принимал участие в стратегическом государственном проекте по восстановлению военного аэродрома «Темп» на острове Котельный.
Пятый ледокол в серии проекта 1191 «Авраамий Завенягин» («AVRAAMIY ZAVENYAGIN»), строительный номер 443, Регистровый № 212506 (РРР), IMO: 8027262, флаг Россия, порт приписки Дудинка, был построен 01 июля 1984 года. Судостроитель: А/О «Вяртсиля», город Хельсинки, Финляндия. Владелец: ПАО «ГМК «Норильский никель».
Основные характеристики: Водоизмещение 2180 тонны, дедвейт 537 тонн. Длина 76,49 метра, ширина 16,56 метра, высота борта 4,6 метра, осадка 2,84 метра. Экипаж 25 человек.
Назван в честь легендарного директора Норильского горно-металлургического комбината Авраамия Завенягина. Основное предназначение ледокола – обработка причалов для облегчения швартовки морских судов. В паводковый период ледокол выполняет проводку сторонних судов и судов портового флота в отстойный канал на период ледохода.
По сообщению от 28 августа 2015 года ледокол вернулся в порт Дудинка после окончания ремонта, который проводился в Архангельске в течение двух лет. В настоящее время на ледоколе формируется новый экипаж. К работе приступит в ноябре текущего года. Распоряжением капитана морского порта Дудинка от 09.11.2015 № 15/15 установлено начало периода ледокольных проводок в морском порту Дудинка с 10 ноября 2015 года, в котором осуществляет ледокольные операции.
По сообщению от 15 июня 2018 года за нарушение правил пожарной безопасности на судне капитан привлечен к административной ответственности в виде штрафов в сумме 5 тысяч рублей.
Шестой ледокол в серии проекта 1191 «Капитан Мецайк» («KAPITAN METSAYK»), строительный номер 444, Регистровый № 826237 (РРР), IMO: 8027274, флаг Россия, порт приписки Астрахань, был построен 01 июля 1984 года. Судостроитель: А/О «Вяртсиля», город Хельсинки, Финляндия. Владелец: ФГУП Росморпорт, Астраханский филиал.
Основные характеристики: Водоизмещение 2172,7 тонны, дедвейт 372,7 тонны. Длина 76,52 метра, ширина 16,59 метра, высота борта 4,6 метра, осадка 2,44 метра. Экипаж 25 человек.
Назван в честь капитана-наставника, составителя лоции реки Енисей Константина Александровича Мецайка.
28 ноября 2014 года отметил свое 30-летие. В настоящее время ледокол «Капитан Мецайк» является частью ледокольного флота Астраханского филиала и полностью готов к выполнению важнейших задач по сопровождению караванов судов, следующие в морские порты Астрахань и Оля в период зимней навигации 2014-2015 годов.
27 января 2016 года принял участие в операции по спасанию теплохода «Нардиз» (флаг Ирана), следовавшего по маршруту морской порт Астрахань (Россия) – морской порт Энзели (Иран), в машинном отделении которого произошел пожар.
Седьмой ледокол в серии проекта 1191 «Капитан Демидов» («KAPITAN DEMIDOV»), строительный номер 445, Регистровый № 212507 (РРР), IMO: 8027286, флаг Россия, порт приписки Таганрог, был построен 01 июля 1984 года. Судостроитель: А/О «Вяртсиля», город Хельсинки, Финляндия. Владелец: ФГУП Росморпорт, Азовский бассейновый филиал (Таганрогское управление).
Основные характеристики: Водоизмещение 2180 тонн, дедвейт 445 тонн. Длина 76,74 метра, ширина 16,54 метра, высота борта 4,6 метра, осадка 2,84 метра. Экипаж 24 человек.
Восьмой ледокол в серии проекта 1191 «Капитан Мошкин» («KAPITAN MOSHKIN»), строительный номер 473, Регистровый № 219674 (РРР), IMO: 8410160, флаг Россия, порт приписки Таганрог, был построен 14 мая 1986 года. Судостроитель: А/О «Вяртсиля», город Хельсинки, Финляндия. Владелец: ФГУП Росморпорт, Азовский бассейновый филиал (Таганрогское управление).
Основные характеристики: Водоизмещение 2180 тонн, дедвейт 463 тонны. Длина 76,75 метра, ширина 16,55 метра, высота борта 4,6 метра, осадка 2,45 метра. Экипаж 22 человека.
По сообщению от 01 августа 2019 года обеспечивает буксировку двух барж от морского терминала Беломорск морского порта Онега до бухты Новый Порт.
Источник
Российский ледокольный флот: там, где климат суров
В настоящее время Россия является одним из немногих государств, располагающих собственным ледокольным флотом. В эксплуатации находится более 40 ледоколов разных классов, а также несколько судов с ядерной энергетической установкой. Как по количеству, так и по качеству ледокольный флот России не имеет равных в мире. При этом его развитие не останавливается.
Актуальное состояние
По известным данным, сейчас в нашей стране эксплуатируется 41 ледокол нескольких классов и типов. Эти суда способны обеспечивать деятельность портов или проводить караваны по маршрутам. Все имеющиеся ледоколы распределены между несколькими основными эксплуатантами и работают во всех регионах, где требуется их помощь.
Наиболее крупный флот ледоколов принадлежит ФГУП «Росморпорт» – более 30 единиц. В составе этого флота служат суда нескольких типов, причем речь идет только о дизельных ледоколах. Техника схожих классов также имеется у нескольких пароходств разных регионов, не входящих в состав «Росморпорта».
Немногочисленный, но важный ледокольный флот принадлежит ФГУП «Атомфлот». Эта организация отвечает за эксплуатацию четырех атомных ледоколов, одного атомного лихтеровоза ледового класса и судов обеспечения. Существуют планы по выводу части атомных ледоколов из эксплуатации с заменой новыми судами.
Ледоколы приписаны к ряду портов России, но основная их масса сосредоточена лишь в нескольких местах. Наибольшее число ледоколов служит в Санкт-Петербурге и Мурманске. Также суда базируются в Архангельске, Владивостоке, Калининграде и т.д. Такое распределение ледокольного флота позволяет обеспечивать деятельность портов и перевозки на всех основных направлениях, как на море, так и на некоторых реках.
Основные типы
Самым старым из имеющихся ледоколов можно считать судно «Красин», построенное в 1917 г. Оно оставалось на службе до 1998 г., после чего было превращено в музей и поставлено у причала в Санкт-Петербурге.
Наиболее старый ледокол на активной службе – «Кару», тоже работающий в Санкт-Петербурге. Это судно было построено в конце пятидесятых годов и до 1986-го принадлежало Финляндии. Сейчас оно входит во флот «Росморпорта».
В 1973-76 гг. Финляндия по советскому заказу построила три дизельных ледокола пр. Р-1039 «Ермак». Все они до сих пор остаются в строю. Головной «Ермак» служит в Санкт-Петербурге, серийные «Адмирал Макаров» и «Красин» – во Владивостоке. Суда принадлежат соответствующим филиалам «Росморпорта».
Начиная с середины семидесятых, в Хельсинки специально для СССР построили 21 ледокол проектов 1101, 1105, 1108 и 1191. 20 судов этих типов до сих пор продолжают службу. Основным их эксплуатантом является «Росморпорт», но несколько судов принадлежат Ленскому объединенному речному пароходству (приписка в Тикси и Восточном), а также «Норильскому никелю» (порт Дудинка). Прочие ледоколы служат на Балтике, на Черном море, на Севере и на Дальнем Востоке.
В первой половине восьмидесятых Финляндия построила три ледокола типа «Мудьюг». Сейчас они служат в составе «Росморпорта» с базированием в Санкт-Петербурге, Архангельске и Владивостоке.
В 2008-2009 гг. «Росморпорт» получил два судна пр. 21900 – «Москва» и «Санкт-Петербург», построенные «Балтийским заводом». Оба ледокола приписаны в Санкт-Петербурге. В 2015-16 гг. ледокольный флот на Балтийском море пополнился тремя единицами пр. 21900М.
Атомный ледокольный флот включает четыре судна двух типов. Это ледоколы «Ямал» и «50 лет Победы» проекта 10520/10521 «Арктика», а также «Таймыр» и «Вайгач» проекта 10580. В недавнем прошлом в строю находилось несколько других атомных ледоколов, но к настоящему времени их эксплуатация прекращена.
С недавнего времени ведется формирование собственной ледокольной группировки в составе Северного флота ВМФ России. В 2017 г. в строй введен многоцелевой патрульный ледокол «Илья Муромец» пр. 21180. Его задачей является проводка судов и кораблей, оказание помощи и, при необходимости, участие в боевых действиях.
Суда будущего
В последние годы часть атомных ледоколов «Атомфлота» пришлось списать по причине морального и физического устаревания. Для их замены разработан пр. 22220 / ЛК-60Я. Несколько таких судов уже строится; также имеются планы по дальнейшему строительству.
Головной ледокол пр. ЛК-60Я, «Арктика», заложили на «Балтийском заводе» в 2012 г. Спуск на воду состоялся в июне 2016 г. В октябре 2019-го запустили реактор, а с декабря судно проходит испытания. Сдача ледокола заказчику запланирована на текущий год.
Первый серийный ледокол, «Сибирь», строился с 2015 г. и в сентябре 2017-го был спущен на воду. Судно пока не готово к выходу на испытания, но работы продолжаются. Ожидаемый срок сдачи – 2021 г. В 2022-м планируется сдать второй серийный ледокол «Урал». Его заложили в 2016 г. и спустили на воду в 2019-м. Осуществляется достройка. Имеется контракт на четвертый и пятый ледоколы серии. Их закладка состоится в 2020-21 гг., сдача – в 2024-26 гг.
В 2020 г. также планируется заложить головное судно нового проекта 10510 / ЛК-110Я / ЛК-120Я «Лидер». Судостроительный комплекс «Звезда» за несколько лет должен будет построить три таких ледокола, отличающиеся повышенными характеристиками.
Все еще не передан «Росморпорту» дизель-электрический ледокол «Виктор Черномырдин» пр. 22600 / ЛК-25. Он строился с 2012 г. на «Балтийском заводе»; позже заказ передали «Адмиралтейским верфям». Из-за ряда проблем разного рода сроки сдачи судна неоднократно сдвигались, а также росла стоимость его строительства. Ходовые испытания ледокола начались лишь прошлой осенью.
В интересах ВМФ строится головной ледокол обновленного пр. 21180М. «Евпатий Коловрат» был заложен в конце 2018 г. и пока остается на стапеле. По некоторым данным, в дальнейшем может появиться заказ на второе подобное судно. Таким образом, в составе ВМФ восстанавливается собственный ледокольный флот, причем его суда создаются с учетом специфики военной службы.
Общее состояние
Сейчас Россия имеет самый крупный в мире ледокольный флот. Кроме того, наша страна является единственным в мире обладателем атомных ледоколов. Все это позволяет решать широкий круг экономических, научных, военных и иных задач в ряде регионов с суровым климатом. Наличие крупного ледокольного флота дает известные преимущества, однако его строительство и развитие является достаточно сложным делом.
Нетрудно заметить, что основная масса наличных ледоколов была построена в семидесятых-восьмидесятых годах прошлого века. При должном обслуживании и своевременном проведении ремонта дизельные суда могут продолжать службу и в будущем. С атомным флотом дело обстоит иначе. В последние годы пришлось вывести из эксплуатации и утилизировать несколько таких судов ввиду невозможности продления сроков службы.
Фактически российский ледокольный флот нуждается в планомерном строительстве новых современных судов для постепенной замены имеющихся. Подобные меры уже приняты в сфере атомного судостроения. В дополнение к четырем атомным ледоколам на службе строятся три новых, и такое же количество будет заложено в обозримом будущем.
Схожие меры принимаются и в области неатомных ледоколов, однако наиболее интересный пр. 22600 постоянно сталкивается с проблемами разного рода. Из-за них самый большой в мире дизель-электрический ледокол до сих пор не готов к работе.
Большой интерес представляет программа строительства специализированных патрульных ледоколов для военно-морского флота. Ледоколы специально для ВМФ не строились в течение нескольких десятилетий, но теперь ситуация меняется. Флот уже получил головное судно нового проекта, и вскоре в строй встанет второе. Наличие собственных ледоколов сократит зависимость ВМФ от гражданских структур, а также упростит решение ряда задач военного характера.
В целом состояние отечественного ледокольного флота дает поводы для оптимизма. Наличные суда справляются со своей работой, а в ближайшем будущем к ним добавятся новые. Имеются некоторые проблемы и недостатки, но они не оказывают особого влияния на общее положение дел. В итоге четыре десятка российских ледоколов решают поставленные задачи, обеспечивая экономическую и военную деятельность в регионах с суровым климатом.
Источник