Ледовая обстановка северного моря

Арктика открывает короткий путь для российского СПГ в Азию «с опозданием»

Первый в этом сезоне навигации танкер с российским СПГ пошел по Северному морскому пути, чтобы доставить груз в Азию. В прошлом году поставки сжиженного газа по СМП начали еще в середине мая.

Вчера, 13 июня, танкер СПГ «Николай Урванцев» покинул порт Сабетта, где находится «Ямал СПГ», и отправился в Азию по Северному морскому пути. Это первый рейс газовозов по СМП в этом навигационном сезоне. По данным навигационных порталов, танкер направляется в японский Сендай, куда должен прибыть 2 июля. Более чем за сутки судно преодолело 285 миль — чуть больше 10% Северного морского пути.

Иллюстрация: vesselfinder.com

Еще до отправки «Николая Урванцева» на СМП вышел ледокол «Ямал». Он покинул Сабетту 2 июня и сейчас подходит к проливу Велькицкого. Ледокол обеспечит проход танкеру через самые сложные участки.

Иллюстрация: marinetraffic.com

В прошлом году «Ямал» также обеспечивал проход первых танкеров — через припайные льды пролива Вилькицкого, ледовые поля в Восточно-Сибирском и Чукотском морях, где наблюдалось сильное торошение и ледовое сжатие. Их танкер форсировал при поддержке ледокола, по проложенному «Ямалом» каналу.

Судя по оперативным ледовым картам Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), сейчас ледовая обстановка на СМП примерно такая же. Правда, в прошлом году первый танкер, «Кристоф де Маржери», ушел по Северному морскому пути в Азию еще в середине мая и в последний день месяца завершил проход.

Читайте также:  Какие моря северного ледовитого океана омывающие берега россии

Иллюстрация: aari.ru

В этому году навигация для танкеров с ямальским СПГ сдвинулась почти на месяц. Традиционно сезон прохода танкеров начинается в июне и завершается в декабре. Северный морской путь позволяет сократить время доставки СПГ с пяти до трех недель. И себестоимость доставки снижается на треть по сравнению с транспортировкой груза через Европу и Суэцкий канал.

Особенно это актуально зимой, когда страны Азии испытывают самый большой спрос на газ и сроки доставки российского СПГ могут быть меньше, чем время транспортировки сжиженного газа из США. В этом январе из-за дефицита топлива котировки газа взлетали на спотовом рынке региона до $ 1 300 за тысячу кубометров. И «Новатэк» в качестве эксперимента отправил в том месяце два газовоза в Китай и Южную Корею. Тогда «Кристоф де Маржери» и «Николай Евгенов» успешно доставили СПГ, но последний танкер получил повреждение азипода и возвращался обратно через Европу, где прошел ремонтные работы.

До конца 2022 года в эксплуатацию должны сдать два новых атомных ледокола типа ЛК-60. Как говорил глава «Новатэка» Леонид Михельсон, это позволит обеспечить круглогодичную поставку сжиженного газа с действующего проекта «Ямал СПГ» и будущего «Арктик СПГ-2» в Азию. Тем более что вместе с запуском проекта, первая очередь которого запланирована на начало 2023 года, флот газовозов арктического класса будет пополняться.

«По нашим совместным с „Новатэком“ планам, эффективная круглогодичная навигация по СМП должна начаться с зимы либо 2023−2024 годов либо 2024−2025 годов», — заявил на ПМЭФ глава «Совкомфлота» Игорь Тонковидов. Он добавил, что круглогодичная навигация при ледокольной поддержке может осуществляться уже сейчас: «Вопрос в экономической эффективности этой навигации».

Пока объемы перевозки российского СПГ небольшие. «Коммерсантъ» указывает, что в 2020 году по Северному морскому пути перевезли 2,4 млн тонн сжиженного газа (3,3 млрд кубометров) с «Ямал СПГ». В то же время общий объем вывоза СПГ из порта Сабетта составил 18 млн тонн (24,8 млрд кубометров).

Источник

Ледовая обстановка северного моря

Текущее состояние ледового покрова на морях

Цветовыми градациями показана доля морской поверхности, занятой льдом (0 баллов — чистая вода, 10 баллов — сплошной лед).
Карта с данными за прошедшие сутки обновляется ежедневно около 4 час ВСВ (всемирное скоординированное время, совпадающее с временем по Гринвичу).
Данные, используемых спутниковых измерений, имеют пространственное разрешение около 50 км.
В прибрежной зоне возможны большие погрешности в определении сплоченности льда из-за искажающего влияния суши на получаемый спутниковый сигнал.

При использовании представленных на странице данных в других информационных источниках
активная ссылка на сайт Гидрометцентра России обязательна

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В БАРЕНЦЕВОМ МОРЕ

Данные оперативного модуля Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО)

Цветовыми градациями показана доля морской поверхности, занятой льдом (0 баллов — чистая вода, 10 баллов — сплошной лед).
Карта с данными за прошедшие сутки обновляется ежедневно около 4 час ВСВ (всемирное скоординированное время,
совпадающее с временем по Гринвичу).
Данные, используемых спутниковых измерений, имеют пространственное разрешение около 50 км.
В прибрежной зоне возможны большие погрешности в определении сплоченности льда из-за искажающего влияния суши
на получаемый спутниковый сигнал.

При использовании материалов данной страницы ссылка на сайт Гидрометцентра России и проект ЕСИМО ОБЯЗАТЕЛЬНА

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В БАЛТИЙСКОМ МОРЕ

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В БАЛТИЙСКОМ МОРЕ

Данные оперативного модуля Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО)

Цветовыми градациями показана доля морской поверхности, занятой льдом (0 баллов — чистая вода, 10 баллов — сплошной лед).
Карта с данными за прошедшие сутки обновляется ежедневно около 4 час ВСВ (всемирное скоординированное время,
совпадающее с временем по Гринвичу).
Данные, используемых спутниковых измерений, имеют пространственное разрешение около 50 км.
В прибрежной зоне возможны большие погрешности в определении сплоченности льда из-за искажающего влияния суши
на получаемый спутниковый сигнал.

При использовании материалов данной страницы ссылка на сайт Гидрометцентра России и проект ЕСИМО ОБЯЗАТЕЛЬНА

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В БЕЛОМ МОРЕ

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В БЕЛОМ МОРЕ

Данные оперативного модуля Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО)

Цветовыми градациями показана доля морской поверхности, занятой льдом (0 баллов — чистая вода, 10 баллов — сплошной лед).
Карта с данными за прошедшие сутки обновляется ежедневно около 4 час ВСВ (всемирное скоординированное время,
совпадающее с временем по Гринвичу).
Данные, используемых спутниковых измерений, имеют пространственное разрешение около 50 км.
В прибрежной зоне возможны большие погрешности в определении сплоченности льда из-за искажающего влияния суши
на получаемый спутниковый сигнал.

При использовании материалов данной страницы ссылка на сайт Гидрометцентра России и проект ЕСИМО ОБЯЗАТЕЛЬНА

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В БЕРИНГОВОМ МОРЕ

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В БЕРИНГОВОМ МОРЕ

Данные оперативного модуля Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО)

Цветовыми градациями показана доля морской поверхности, занятой льдом (0 баллов — чистая вода, 10 баллов — сплошной лед).
Карта с данными за прошедшие сутки обновляется ежедневно около 4 час ВСВ (всемирное скоординированное время,
совпадающее с временем по Гринвичу).
Данные, используемых спутниковых измерений, имеют пространственное разрешение около 50 км.
В прибрежной зоне возможны большие погрешности в определении сплоченности льда из-за искажающего влияния суши
на получаемый спутниковый сигнал.

При использовании материалов данной страницы ссылка на сайт Гидрометцентра России обязательна

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В КАСПИЙСКОМ МОРЕ

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В КАСПИЙСКОМ МОРЕ

Данные оперативного модуля Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО)

Цветовыми градациями показана доля морской поверхности, занятой льдом (0 баллов — чистая вода, 10 баллов — сплошной лед).
Карта с данными за прошедшие сутки обновляется ежедневно около 4 час ВСВ (всемирное скоординированное время,
совпадающее с временем по Гринвичу).
Данные, используемых спутниковых измерений, имеют пространственное разрешение около 50 км.
В прибрежной зоне возможны большие погрешности в определении сплоченности льда из-за искажающего влияния суши
на получаемый спутниковый сигнал.

При использовании материалов данной страницы ссылка на сайт Гидрометцентра России и проект ЕСИМО обязательна

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В ОХОТСКОМ МОРЕ

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В ОХОТСКОМ МОРЕ

Данные оперативного модуля Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО)

Цветовыми градациями показана доля морской поверхности, занятой льдом (0 баллов — чистая вода, 10 баллов — сплошной лед).
Карта с данными за прошедшие сутки обновляется ежедневно около 4 час ВСВ (всемирное скоординированное время,
совпадающее с временем по Гринвичу).
Данные, используемых спутниковых измерений, имеют пространственное разрешение около 50 км.
В прибрежной зоне возможны большие погрешности в определении сплоченности льда из-за искажающего влияния суши
на получаемый спутниковый сигнал.

При использовании материалов данной страницы ссылка на сайт Гидрометцентра России и проект ЕСИМО обязательна

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В ЯПОНСКОМ МОРЕ

СПЛОЧЕННОСТЬ ЛЬДА В ЯПОНСКОМ МОРЕ

Данные оперативного модуля Единой государственной системы информации об обстановке в Мировом океане (ЕСИМО)

Цветовыми градациями показана доля морской поверхности, занятой льдом (0 баллов — чистая вода, 10 баллов — сплошной лед).
Карта с данными за прошедшие сутки обновляется ежедневно около 4 час ВСВ (всемирное скоординированное время,
совпадающее с временем по Гринвичу).
Данные, используемых спутниковых измерений, имеют пространственное разрешение около 50 км.
В прибрежной зоне возможны большие погрешности в определении сплоченности льда из-за искажающего влияния суши
на получаемый спутниковый сигнал.

При использовании материалов данной страницы ссылка на сайт Гидрометцентра России обязательна

Источник

Ветер с Севера

«В июле этого года был зафиксирован новый абсолютный минимум ледовитости Арктики за всю историю наблюдений, — говорит советник президента РФ, специальный представитель президента по вопросам климата Руслан Эдельгериев. — Ее снижение в морях, где проходит СМП, как облегчит непосредственно доступность и навигацию по данному направлению, так и снизит общие эксплуатационные издержки. Изменение климатической ситуации позволит уменьшить расходы на специальное оборудование, ледоколы, соответствующий экипаж, оснащение береговых объектов. Это не только упростит проход судов через Северный морской путь, но и повысит его конкурентоспособность по сравнению с другими транзитными маршрутами».

В 2019 году по СМП было перевезено 31,5 млн тонн грузов. В 2024 году планируется увеличить трафик до 80 млн тонн грузов, в 2030 году — до 90 млн тонн, а в 2035 году — до 130 млн тонн. Это следует из утвержденной Стратегии развития Арктической зоны РФ до 2035 года. С 2025 года СМП должен быть доступен круглогодично и в западном, и в восточном направлениях. Последнее особенно важно, поскольку долгое время считалось, что восточный маршрут в зимнее время непроходим. Для решения этой задачи сейчас в том числе создается ледокольный флот.

За 30 лет температура воздуха в районе арктических морей значительно выросла. По данным Росгидромета, рост температуры в районах арктических морей, включая повышение температуры атмосферы в районе Карского моря, составил до 4,74 градуса по Цельсию. «Существует ряд исследований, прогнозирующих полное исчезновение летнего льда в районе Севморпути во второй половине этого века, — говорит Руслан Эдельгериев. — Ученые Университета Гамбурга полагают, что даже при удержании роста глобальной средней температуры приповерхностного слоя атмосферы в пределах 2 градусов Цельсия, что является целью Парижского соглашения по климату, арктический морской лед в летние периоды все равно, скорее всего, исчезнет к 2050 году».

Сейчас в сентябре площадь льда по всему СМП составляет всего 30 тыс. кв. километров, что очень мало, по сравнению с данными конца ХХ века. Например, в 1983 году в восточном секторе Арктики 9 октября был раздавлен сухогруз «Нина Сагайдак», чего сейчас бы произойти никак не могло, рассказал «РГ» заведующий лабораторией долгосрочных ледовых прогнозов и ледового режима «ААНИИ», к. г. н. Александр Юлин.

Зачем же тогда Россия создает мощный ледокольный флот? Ответ на поверхности. Зимой необходимость ледокольной проводки никто не отменял, и без нее навигация в этот период невозможна. Кроме того, Арктика — непредсказуемый регион, и возможно образование ледяных заторов в восточном направлении даже поздним летом. Также нужно принимать во внимание, что крупнейшие порты, где начинают свой путь арктические суда, находятся в морских заливах и устьях больших рек, которые промерзают значительно сильнее открытых вод. И здесь без ледокольной проводки обойтись не получится.

Как ранее заявлял «РГ» зампред правительства — полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев, «мы все-таки живем сегодня и не можем сидеть, ждать потепления и ничего не делать. Арктика — это стратегическая для России территория. Она дает нам целый ряд новых возможностей. Будем строить ледоколы, а если потеплеет, накопленные компетенции пригодятся для строительства судов неледового класса».

В связи с таянием арктических льдов возникают и проблемы с погодой. «Площадь открытой воды становится больше, а арктические шторма никуда не делись, — говорит заведующая лабораторией взаимодействия атмосферы и океана Института физики атмосферы, д.ф-м.н Ирина Репина. — Сейчас они стали сильнее и чаще, что сильно осложняет навигацию. С этой точки зрения СМП в последние годы стал значительно опаснее».

Именно поэтому очень важны постоянный мониторинг и прогнозирование климатических изменений и ледовой обстановки в Арктике. Как рассказал Руслан Эдельгериев, для этого используются обширная статистическая база, прямые наблюдения и ледовая разведка. Мониторинг также осуществляется с бортов летательных аппаратов и непосредственно кораблей для дальнейшей передачи информации навигационным службам. Существуют большие возможности для дальнейшего совершенствования этой системы, включая применение беспилотных летательных аппаратов с суши или непосредственно с борта судна, а также использование данных с космических аппаратов.

Среди последних наибольшую ценность представляют спутники, которые могут производить измерения в радиолокационном диапазоне, то есть получать точные данные вне зависимости от времени суток, климатических условий и облачности. В 2021 году для наблюдения за ледовой обстановкой и климатическими изменениями в акватории СМП планируется запуск спутника «Арктика-М», который будет работать в радиолокационном, видимом и инфракрасном диапазонах.

Источник

Оцените статью