Луна и море
Когда полнощный диск Луны
Над морем плыл светящим диском,
И пена плещущей волны сливалась
С лунным обелиском,
То зритель видеть ясно мог
Необычайную картину,
Луна и море, лунный смог
И все так точно, исполинно.
И все казалось, предо мной
Сюжет какой-то лунной сказки,
Сюжет какой-то неземной,
Видны насыщенные краски.
Вариант этого стихотворения в редакции Ариши Сергеевой:
Когда полночный блеск Луны
Над морем плыл светящим диском,
И пена плещущей волны сливалась
С лунным обелиском,
То зритель видеть ясно мог
Необычайную картину:
Луна и море, лунный смог —
И все так точно, исполинно.
И все казалось, предо мной
Сюжет какой-то лунной сказки —
Сюжет какой-то неземной,
В себя впитавший чудо-краски!
Вариант этого стихотворения в редакции Дины Лебедевой:
Когда однажды блеск Луны
Коснулся моря светлым диском,
И пена плещущей волны
В объятиях сомкнулась близких,
Для зрителя простерся мост —
Спустившись лунною дорожкой,
И стал доступным небосвод
Покрытый мелкой звездной крошкой.
Казалось зрителю, пред ним —
Сюжет какой-то вечной сказки,
Где лунный свет неотделим
От моря в шелковистой ласке.
Размышления на лунную тему в редакции Коста Марии:
Луна в холёности по шею утопала,
Морские волны серебрила на весу.
Полночный диск подобен белому опалу,
Что к ювелиру неизвестному несу.
Хранитель времени проснётся полновластный,
И запечатает в скрижали валунов.
Невольный отблеск подошедшей зорьки ясной,
И стает лунный диск свободный от оков.
Размышления на лирическую и морскую тему в редакции Якова Баста:
В ту ночь мерцание луны
По морю пролегло пунктиром,
И пена цвета седины
Прибоем выплеснулась миру…
А мы стояли в нимбе брызг
На покосившемся причале.
Играл нам ветер вальс-каприс
И волны шумом отвечали…
Там белый парус вдалеке.
Маяк горит. И звёзды светят…
Твоя рука лежит в руке.
Картинка об ушедшем лете…
Лунная тема в отклике Светланы Маляр:
Луна янтарною щекой
К воде застенчиво прижалась.
И море, позабыв усталость,
Взметнулось пенною волной)
Источник
Луна. Моря
Вот Луна, какой её видит наблюдатель с Земли (то есть я) при помощи дешёвой цифромыльницы. Или телефона с зумом в объективе камеры (такие бывают). Главное — утвердить снимающий дивайс на какой-нибудь твёрдой опоре — хоть на голове спутницы — чтобы изображение вышло чётким.
Ну и что? — спросите вы. — Луна как Луна, чего в ней такого?
Да дофига всего в ней.
Смотрите, там определённо можно выделить три типа поверхностей. Первый — тёмные ровные области. Второй — чуть посветлее, ровный серый цвет. И третий — какие-то белые пятна и царапины, мусор, в общем. Так вот, тёмный фон — это лунные моря, серый — как бы континенты, а яркие пятна — кратеры. Пока ничего нового, все это и так знают.
Так же любой современный ребёнок знает и то, что никаких реальных морей на Луне нет, поскольку там нет воды в жидкой форме, а назвали их морями чисто случайно, из-за малообразованности в Средневековье. А кто назвал-то?
Вот это уже мало кто скажет, ну разве что ЧГК-шник какой-нибудь с тренированной памятью.
Жили-были в XVII веке два просвещённых итальянских иезуита — Джованни Риччоли и Франческо Гримальди. Первый был астрономом, второй — физиком. Риччоли занимался всякими астрономическими тонкостями, навроде двойных звёзд и пятен на Солнце, а Гримальди — разной хитрой оптикой, но на почве изучения Луны их интересы совпали. Был у них неплохой для того времени телескоп, и на пару они составили подробную карту Луны. Случилось это в 1651 году, в итальянском городе Болонье.
Вот они-то и решили, что тёмные области — это моря, а светлые — суша. А заодно надавали всему, что смогли зарисовать, разнообразные поэтические названия. Кто из них что именно придумал — об этом история умалчивает, а местами путается, но названия просто роскошные. Про них подробнее ещё впереди.
Если честно, Риччоли и Гримальди были вовсе не первые, кто пытался открывать моря и континенты на спутнике Земли. Попыток до них было ого-го сколько. Но так сложилось, что именно их названия остались в истории.
Итак, моря. Почему они ровные и тёмные?
Тут надо пару слов сказать за историю происхождения нашего спутника.
Самая общепринятая теория на сегодняшний день называется Giant Impact — Гигантское столкновение. Согласно ей четыре с половиной миллиарда лет назад в нашу Землю врезалась какая-то хрень, по размерам сопоставимая с Марсом. При этом нам крупно повезло, что столкновение это было не лобовым, а по касательной. Хрень, что влетела в наш бампер, конешно, развалилась, но выдрала немалый кусок нашей коры с мантией. И этот выдранный кусок, перемешанный с осколками хрени, завис на околоземной орбите и стал понемногу собираться в будущий спутник. А заодно со спутником Земля получила и времена года — поскольку сильно покосилась от такого удара.
Вообще, в те беспокойные времена в Солнечной системе порядка не было. Постоянно что-то тяжёлое слетало с орбит и лупило по соседям. В числе прочих сильно доставалось и молодой Луне. Происходило это по следующему алгоритму. Некая очередная космическая чушка врезается в Луну. В месте удара — огромная вмятина и порванная молодая кора (а тогда она была достаточно тонкой). Из разлома плещет лава и разливается гигантской ровной лужей. С течением времени всё застывает — и так получается округлое «море» — с базальтовой поверхностью, которая тёмная сама по себе. Потом всё повторяется.
При этом интересно то, что места этих ударов с застывшей лавой — вещь намного более плотная, чем обычная поверхность Луны. Несколько таких «луж» рядом привели к тому, что внутри нашего спутника сильно перекосился центр масс. Медленно и со скрипом Луна повернулась своей более тяжёлой частью к Земле — да так и осталась навечно. Собственно, почему мы видим Луну только с одной стороны — с морями. На обратной стороне морей почти нет, одни мелкие кратеры.
Более того — в основных лунных морях находятся гравитационные аномалии (они же — масконы, от mass concentration). Гайки с бинтами в них падают по-другому. Обнаружили их американцы в 1968 году, когда готовились к запуску первой лунной экспедиции. Им людей запускать, а они не могут объяснить, почему ихний лунный спутник ведёт себя, как фанера над Парижем. Но в итоге всё, конешно, локализовали и посчитали правильно.
Ну, давайте смотреть, что там за моря конкретно. Главных морей немного и их просто запомнить.
Всё, что с левого краю серое и бесформенное — Океан Бурь. Это самый большой разлив лавы на Луне. Интересно то, что гравитационных аномалий в нём нет — значит, космические чушки в него не били со всей дури. И, скорее всего, это просто натекло из соседних вмятин.
Дальше по часовой стрелке идут три хорошо видимых округлых моря — Моря Дождей, Ясности и Спокойствия. Все копирайты на эти названия принадлежат Риччоли и Гримальди, людям, предполагаю, непростого характера.
Море Дождей — самый страшный шрам на лике Луны. По некоторым данным в эту точку било несколько раз — астероидами или даже ядром кометы. Первый раз — почти 3,8 миллиарда лет назад. Лава лилась оттуда несколькими выплесками — вот как раз на Океан Бурь и хватило. «Комариная плешь» в Море Дождей знатная, а ровно напротив — на обратной стороне Луны — ударной волной выпучило кратер Ван дер Граафа.
Сейчас где-то в Море Дождей кемарит китайский Нефритовый Заяц (луноход Юйту), который уже откатал своё зимой 2013-2014 и сейчас впал в свой последний сон, примерно раз в пару месяцев кратко всхрапывая на радость земным радиолюбителям.
Моря Ясности — тоже ударного происхождения и тоже с масконом, почти не уступающим предыдущему. Это две самых мощных вмятины из всех лунных.
Где-то на востоке этого моря застыл легендарный советский «Луноход-2». Он неудачно закопался в системе вложенных кратеров, засыпался лунной пылью и застрял. Но зато честно ползал по этому морю целых четыре месяца в 1973 году
А вот в Море Спокойствия гравитационных аномалий нет. Оно не ударное. Предположительно натекло с Моря Ясности.
Знаменито оно тем, что летом 1969 года туда сел американский «Апполон-11», из него вышел первый человек на Луне — Нейл Армстронг и сказал свою коронную фразу про маленький шаг и гигантский скачок.
Далее в этой системе видно ещё одно неударное море — Изобилия. Про него мало что можно сказать, история у него довольно странная. Вроде бы низменность там была с совсем древних времён, но лава натекла миллиардом лет позже. Откуда — не очень понятно. Известно это море тем, что в 1970 году советская «Луна-16» черпанула там грунта и доставила на Землю. Вот и стало нам изобилие.
К северу и югу от Моря Изобилия находятся ещё два моря — честные и откровенные вмятины с вполне чёткими гравитационными аномалиями. Чуть ниже я дам ещё раз карту морей с наложением всех масконов — станет понятнее, где что. К северу — Море Кризисов, к югу — Море Нектара.
Вообще названия эти — всё ещё плод фантазии затейливых итальянцев. Однако не знаю, чем объяснить тот факт, что в Море Кризисов потерпели крушения и аварии две наши лунные станции. Третья наша станция, надо сказать, удачно цапнула там грунт и вернулась домой. И больше никто туда с Земли не лез. А за нектаром — так вообще никогда и не пытались.
Море Нектара — одно из самых первых морей Луны. Образовалось оно на семьдесят миллионов лет раньше Моря Дождей.
И осталось всего три крупных лунных моря — они располагаются треугольником к юго-западу от центра лунного диска — Моря Облаков, Влажности и Познанное (ударение на «а»).
Моря Облаков и Познанное — неударные и входят в общую систему Океана Бурь. Море Влажности расположено немного на отшибе и имеет свой нехилый маскон.
Море Облаков интересно тем, что оно образовалось довольно поздно, и раньше на том месте было много кратеров. Когда пошла основная молотилка имени Моря Дождей с разливанием лав по всем низменностям, эту область затопило вместе с древними кратерами. Но они остались там до сих пор видны, самые краешки — в виде многочисленных кольцевых невысоких холмов. Видно их, разумеется, в нормальный телескоп, цифромыльница этого не покажет.
Кроме этого в Море Облаков есть один интересный объект — Прямая Стена. Это разлом лунной коры в виде перепада высот на ровной местности. Идёт он почти прямой линией 120 километров, высота — около 300 метров.
В сентябре 2013 года в это море влетел метеорит размером с автомобиль и красиво взорвался. Испанские астрономы, которые это зафиксировали, утверждают, что это самый большой лунный метеорит из всех, виденных человеком. Может быть, и так — по Луне до сих пор шарашит много всякого мусора из главного пояса астероидов, что между Марсом и Юпитером. В разное время многие наблюдатели описывают некие волнующие и загадочные «искорки» на поверхности Луны — так вот это оно и есть.
Маскон Моря Влажности считается идеальным для изучения. Весь 2012 год вокруг Луны летало два зонда NASA, занимались конкретной гравиметрией (программа GRAIL) — они-то и составили более-менее чёткую карту всех гравитационных аномалий Луны. Насчёт происхождения и истории там ничего неизвестно — образцов оттуда нет.
А вот название последнего моря из нашего списка — Познанное — появилось в 1964 году. Это уже не итальянцы, а Международный Космический комитет. Назвали его так, потому что туда больше всего было удачных запусков по всем лунным программам и доставок образцов грунта.
Как и обещал, вот карта лунных морей с наложением карты масконов. Синяки синяками.
Возникает естественный вопрос: за что же Луна так пострадала? И каким таким странным мистическим образом она вся такая побитая, а Земля целенькая и красивая? Неужели Луна нанялась работать космическим щитом за полставки?
Отнюдь нет. Луна никакой не щит для нашей планеты. И космический мусор, летящий в нас обоих, более-менее ровно распределяется по нам. Может быть, в Землю даже больше — она же крупнее.
Просто Луна не умеет залечивать раны. За четыре с половиной миллиарда лет своей истории она сохранила на себе следы почти всех ударов, что были по ней нанесены из космоса. Ей нечем их залечивать — у неё нет атмосферы и нет воды, чтобы была эрозия и сглаживание; нет растительности, чтобы закрывать разломы и кратеры. Единственное, что воздействует на Луну — солнечная радиация. Благодаря ей светлые шрамы ударных кратеров темнеют с веками — но и всё. Почва Луны повсюду — реголит. Это перемолотая в порошок немыслимо долгой молотилкой базальтовая порода (Нейл Армстронг как-то заметил, что реголит пахнет гарью и отстрелянными пистонами).
А Земля всё, что по ней лупит, тут же затягивает и заращивает. По сравнению с Луной — молниеносно. Мелкие ямки исчезают бесследно, а большие ударные кратеры сохраняются, но сильно оплывают и зарастают. На нашей планете их хватает.
Но мы тут подошли к теме ударных кратеров Луны, и надо сделать паузу. Продолжение следует.
Источник
По ту сторону Луны: как выглядит dark side нашего спутника?
Мы всегда видим только одну сторону Луны, и, пожалуй, не только романтики, но и любители-астрономы, не говоря уже об учёных, знают её наизусть.
Почему же так получилось, что Луна никогда не показывает нам свою другую половину? Луна, кстати, не единственный спутник в Солнечной системе, который «смотрит» на свою родную планету только одной стороной: например, аналогичная ситуация и со спутником Сатурна – Титаном, со спутником Нептуна – Тритоном, и даже спутник Плутона Харон тоже в этом преуспел, поэтому синхронное вращение – не редкость.
Но вернёмся к Луне. Луна вращается не только вокруг Земли, но и имеет собственную ось вращения. Оборот вокруг Земли у Луны совпадает с периодом собственного вращения, так как Луна движется вокруг нашей планеты с такой же скоростью, как и по своей оси. А совершает Луна один оборот вокруг Земли за 27 дней 7 часов 43 минуты. Вокруг своей оси Луна совершает оборот за такое же время. В астрономии подобное явление называют синхронным вращением, или приливным захватом. Причина такой синхронизации – это не случайное совпадение, ведь, как уже было сказано выше, многие спутники в Солнечной системе вращаются аналогично Луне. Этот эффект заключается в действии приливных сил на спутник со стороны планеты. Если спутник в какой-то момент времени не синхронизирован, то гравитация планеты либо тормозит, либо, наоборот, ускоряет его вращение вокруг собственной оси до тех пор, пока угловые скорости обоих вращательных движений не совпадут.
Источник
Луна и море.
И хотела она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны
Г.Гейне.
В ласковом море, могучем и сильном,
Легким прибоем резвилась волна,
А через звёздный, серебряный иней
В воду гляделась девчонка-Луна
И любовалась своим отраженьем,
И улыбалась прозрачной волне,
Обворожила своим притяженьем…
Ярость вскипела в морской глубине.
Ну а девчонка, улыбкой сияя,
Бросила горстку жемчужин в волну…
Море, взволнованно пеной вскипая,
Силой и страстью смутило Луну
И устремилось могучим приливом
К нежной девчонке в ночной небосвод,
Девушка вспыхнула ликом счастливым
И серебром одарила с высот,
И улыбнулась своим отраженьем,
Бликами радость прошлась по волнам,
Море в волнении, море в движении,
Хлещет волной по крутым берегам.
Лунное личико счастьем сияет,
Страсти внимая кипящей волны,
И от любви серебром истекает,
Жаждет объятий морской глубины.
Бережно море её отраженье
В тёмных глубинах, как сердце, хранит,
Переживая смятенье, томленье,
Бурный восторг извергая, шумит,
Тянется к небу тяжёлой волною,
Словно девчонку желает обнять,
Слиться с её серебристой душою,
И серебристым покоем дышать.
Но суждено пребывать им в разлуке,
Светом любви истекая, скорбя,
В вечном движении, в сладостной муке,
В счастье приливов… вскипая… любя…
Источник