Северный Ледовитый океан
Северный Ледовитый океан
Северный Ледовитый океан — наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.
Сэкономь на путешествии!
Общая информация
Площадь 14,75 млн. кв. км, средняя глубина 1225 м, наибольшая глубина 5527 м в Гренландском море. Объём воды 18,07 млн. км³.
Берега на западе Евразии преимущественно высокие, фьордные, на востоке — дельтовидные и лагунные, в Канадском Арктическом архипелаге — преимущественно низкие, ровные. Берега Евразии омывают моря: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское; Северной Америки — Гренландское, Бофорта, Баффина, Гудзонов залив, заливы и проливы Канадского Арктического архипелага.
По количеству островов Северный Ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. Крупнейшие острова и архипелаги материкового происхождения: Канадский Арктический архипелаг, Гренландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.
Северный Ледовитый океан принято делить на 3 обширные акватории: Арктический бассейн, включающий глубоководную центральную часть океана, Северо-Европейский бассейн (моря Гренландское, Норвежское, Баренцево и Белое) и моря, расположенные в пределах материковой отмели (Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Бофорта, Баффина), занимающие более 1/3 площади океана.
Ширина материковой отмели в Баренцевом море достигает 1300 км. За материковой отмелью дно резко понижается, образуя ступень с глубиной у подножия до 2000—2800 м, окаймляющую центральную глубоководную часть океана — Арктический бассейн, который подводными хребтами Гаккеля, Ломоносова и Менделеева делится на ряд глубоководных котловин: Нансена, Амундсена, Макарова, Канадскую, Подводников и др.
Пролив Фрама между островами Гренландия и Шпицберген Арктического бассейна соединяется с Северо-Европейским бассейном, который в Норвежском и Гренландском морях пересекается с севера на юг подводными хребтами Исландским, Мона и Книповича, составляющими вместе с хребтом Гаккеля самый северный сегмент мировой системы срединно-океанических хребтов.
Зимой 9/10 площади Северного Ледовитого океана покрыто дрейфующими льдами, преимущественно многолетними (толщина около 4,5 м), и припаем (в прибрежной зоне). Общий объём льда составляет около 26 тыс. км3. В морях Баффина и Гренландском обычны айсберги. В Арктическом бассейне дрейфуют (по 6 и более лет) так называемые ледяные острова, образующиеся из шельфовых ледников Канадского Арктического архипелага; их толщина достигает 30—35 м, вследствие чего их удобно использовать для работы многолетних дрейфующих станций.
Растительный и животный мир Северного Ледовитого океана представлен арктическими и атлантическими формами. Число видов и особей организмов убывает в направлении к полюсу. Однако во всём Северном Ледовитом океане интенсивно развивается фитопланктон, в том числе и среди льдов Арктического бассейна. Животный мир более разнообразен в Северо-Европейском бассейне, главным образом рыбы: сельдь, треска, морской окунь, пикша; в Арктическом бассейне — белый медведь, морж, тюлень, нарвал, белуха и др.
В течение 3—5 месяцев Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, которые осуществляются Россией по Северному морскому пути, США и Канадой по Северо-Западному проходу.
Важнейшие порты: Черчилл (Канада); Тромсё, Тронхейм (Норвегия); Архангельск, Беломорск, Диксон, Мурманск, Певек, Тикси (Россия).
Источник
СЕ́ВЕРНЫЙ ЛЕДОВИ́ТЫЙ ОКЕА́Н
В книжной версии
Том 29. Москва, 2015, стр. 634-639
Скопировать библиографическую ссылку:
СЕ́ВЕРНЫЙ ЛЕДОВИ́ТЫЙ ОКЕА́Н (на рус. картах с 17 в. встречаются названия: Ледовитое м., Северный ок., Северное, или Ледовитое, м., Ледовитый ок.), часть Мирового ок., наименьший и самый мелкий из океанов Земли, расположенный в сев. полярной области. Занимает приполюсное пространство между Евразией и Сев. Америкой. Характеризуется частичным покрытием поверхности морским льдом в течение всего года. Впервые выделен как самостоят. океан в 1650 нидерл. картографом Б. Варениусом под назв. Гиперборейского ок., в 1845 Лондонским географич. об-вом назван С. Л. о.; в СССР это название официально принято в 1935.
Источник
Северный Ледовитый — в океане филателии
С12 Северный Ледовитый — в океане филателии. М., «Связь», ,1976.
80 с. с ил. (Библиотека юного филателиста. Выпуск 1).
Книга «Северный Ледовитый — в океане филателии» поможет читателю определиться в такой обширной и многогранной области тематического коллекционирования, какой является полярная почта. В филателистической литературе еще не освещался накопившийся материал — марки, спецштемпеля и маркированные конверты Советского Союза и других стран, посвященные Северному Ледовитому океану, его морям и архипелагам. Не разрабатывались в филателистических публикациях и страницы почтовой истории этого района, в том числе интересной истории корабельной почты. Данная брошюра поможет заполнить пробел и сориентирует филателистов в собирании, разработке и систематизации соответствующих материалов.
Книга рассчитана на широкий круг читателей — от начинающих филателистов до опытных.
Издательство «Связь», 1976 г.
Евгений Петрович Сашенков
В ОКЕАНЕ ФИЛАТЕЛИИ
Редактор М. Н. Носова. Художник И. А. Дутов. Технический редактор Г. И. Колосова. Корректор Н. С. Корнеева.
Сдано в набор 27/XI 1975 г. Подписано в печать 20/V 1976 г. Т-00459. Формат 70Х90/32. Бумага офсетн. № 1,2,92 усл.-печ. л., 2,95 уч.-изд. л. Тираж 53000 экз. Изд. № 17308. Зак. № 10585.
Издательство «Связь». Москва 101000, Чистопрудный бульвар, д. 2.
Типография издательства «Калининградская правда», 236000, Калининград обл., ул. Карла Маркса. 18.
. Едва филателист раскроет альбом с почтовыми марками, как попадет в страну, чудесную и увлекательную, имя которой — Страна Филателия. Вся история человечества предстает на страницах альбома, в котором под одной общей крышей собрались миниатюрные графические произведения — почтовые марки.
Не заблудиться в этом великом мире марок, правильно прочитать рассказ на языке почтовых штемпелей и конвертов сможет лишь тот, кто в дружбе с литературой по филателии. Коллекции растут и пополняются не только благодаря походам на почту, в филателистический магазин и обмену марками с друзьями. Не менее важный путь для совершенствования коллекции — пусть иногда и не столь короткий — это расширение своего филателистического кругозора. В этом, друзья, поможет выпускаемая специально для вас «Библиотека юного филателиста».
«Библиотечка» рассчитана на то, чтобы духовное обогащение, которому способствует занятие коллекционированием, могло протекать ярче. Авторы брошюр — опытные филателисты, желающие передать свои знания молодежи, которая приобщается к коллекционированию.
Если одни брошюры помогут практическими советами при подготовке коллекций к выставке, то другие научат пользоваться «оргтехникой» — альбомами, каталогами, инвентарем, познакомят читателя со страницами истории русской почты, введут его в многоликий мир тематической филателии.
И если, познакомившись с очередной брошюрой, наш юный филателист поднимется еще на одну ступеньку, ведущую к зрелости и мастерству, эту «Библиотечку» можно будет с большим основанием считать причастной к хорошему делу пополнения великого племени собирателей. А в конечном счете серия таких брошюр должна послужить благородной задаче советской филателии по воспитанию у юношества жажды знаний.
В серию «Библиотека юного филателиста» входят следующие брошюры:
1. Революционные почтовые марки 1918 г.
2. Кто стучится в дверь ко мне?
3. Нарисовал художник марку.
5. Оргтехника филателиста,
6. Северный Ледовитый — в океане филателии.
7. Как подготовить коллекцию к выставке.
В океане филателии, беспредельном и необъятном, занимает особое место Северный Ледовитый океан. Какой здесь простор для приложения сил любителю почтовых марок, штемпелей и маркированных конвертов морской и арктической тематики!
Взгляните на карту: шестую часть суши, занимаемой Советским Союзом, омывает Северный Ледовитый океан. Он является как бы центральной зоной полярной области северного полушария Земли, называемого Арктикой.
Его окраинные моря — Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское — омывают берега советской Евразии, а моря Бофорта, Линкольна, Баффиново, Гренландское и внутренние воды Канадского Арктического архипелага — берега Канады и Аляски.
Расположение Северного Ледовитого океана целиком в полярной зоне делает его самым суровым на нашей планете. Однако и здесь бьет ключом своя жизнь — и на таких высокоширотных архипелагах, как Земля Франца-Иосифа, и на многочисленных островах, и на извилистых арктических берегах.
Пытливый филателист найдет немало марок советской Почты, которые посвящены метеостанциям и Гидрометеослужбе, ледоколам и кораблям, вахте мужественных полярных исследователей, животному миру Арктики. Выпускались марки этой тематики и в ряде зарубежных стран, особенно интересны и познавательны выпуски почтового ведомства Дании для Гренландии, выпуски стран Скандинавии. В совокупности с другим коллекционным материалом эти марки позволяют филателисту раскрыть немало интересных страниц в истории освоения Ледовитого океана или Северного морского пути.
РУССКИЕ ЛЕДОКОЛЫ И КОРАБЛИ
С расширением народнохозяйственных мероприятий в Арктике возрастает грузооборот на Северном морском пути. Он приобретает и международное значение: этот путь почти в два раза короче других морских путей из Европы на Дальний Восток, например, пути через Суэцкий канал.
Однако продолжительное регулярное судоходство возможно лишь при наличии мощного ледокольного флота. Еще в конце прошлого века вице-адмирал С. О. Макаров, выдающийся ученый, автор известных работ в области морского дела, произнес свои знаменитые слова: «Ни одна нация не заинтересована в ледоколах столько, сколько Россия». Однако ледокольный флот дореволюционной России почти не участвовал в экспедициях, имевших важнейшее значение.
Только в годы Советской власти наша страна показала, на что способны арктические корабли — даже те, которые имеют уже весьма почтенный возраст. СССР, став одной из ведущих морских держав, обладает ныне и самым большим в мире современным ледокольным флотом.
Ледокольный флот имеет два типа кораблей: ледоколы и ледокольные корабли. Самые мощные ледоколы — линейные. В Советской Арктике ходят первый в мире атомный ледокол «Ленин», линейные дизель-электрические ледоколы типа «Москва». Их водоизмещение — до 13 тысяч тонн. Уступают им менее мощные суда типа «Капитан Воронин», а также еще остающиеся в строю ветераны типа «Красин». Кроме того, в торговом флоте действует большая группа транспортных судов ледового класса типа дизель-электрохода «Индигирка».
Вошел в строй и новейший атомный ледокол «Арктика», оснащенный по последнему слову техники, ледокол, с которым связывают большие надежды на продление сроков навигаций в высоких широтах.
Люди всегда стремились сберечь для потомства память о кораблях, делавших историю в Арктике. В какой-то мере этой цели служат и почтовые сувениры — марки, конверты, штемпеля. Кстати, спецштемпелем отмечено 30 мая 1970 г. в Архангельске 100-летие Северного морского пароходства. На фоне земного шара — буквы СМП и изображение корабля.
Каждый русский ледокол, запечатленный на марке, — это знаменитость. Понятно, с каким нетерпением ждали филателисты специальную серию ледокольных марок, объявленную в плане выпусков 1976 г. К сожалению, почти ни одно судно отечественного ледокольного флота до 1976 г. почему-то не названо на марках по имени. Если архангельские мальчишки по появившимся вдалеке силуэтам труб узнают ледоколы и по «голосу» отличают их один от другого, то филателисту нелегко опознать на марке безымянный, хотя и реальный, ледокол. Нередка путаница в опознании арктических судов на почтовых марках и цельных вещах СССР.
Вместе с тем ощущается отсутствие историко-филателистического свода важнейших сведений об известных судах советского арктического флота.
Корабельная почта в нашей стране развивалась настолько неравномерно, что трудно дать ей характеристику в целом. В то время как многие суда пассажирского морского флота, обслуживающего туристские линии на Черном море или международные линии на Балтийском море и в Атлантическом океане, имеют свои постоянные почтовые отделения, преобладающее большинство судов, совершающих плавание в морях Арктики, лишено бортовой почты. За исключением нескольких ледоколов, суда на арктических линиях не имеют своих именных штемпелей, а используют штемпеля общего применения. На них обозначена лишь линия, по которой курсирует судно с почтой (например, Мурманск—Архангельск) .
Тем не менее многие ледоколы и ледокольные корабли СССР в разное время попали на марки, цельные вещи, штемпеля. Начиная с 1931 г. они постоянно находятся «в поле зрения» Министерства связи СССР. За это время по меньшей мере 16 арктических судов отмечены знаками почтовой оплаты.
Ледокол «Ермак». Едва Нансен возвратился в Норвегию, как в России родился новый план достижения Северного полюса — на ледоколе. План этот предложил вице-адмирал С. О. Макаров. По его проекту и был построен в 1898 г. на судоверфи «Армстронг» в Англии ледокол «Ермак» — первый в мире линейный ледокол. Характерен его силуэт: две высокие трубы и одна единственная мачта.
5 марта 1899 г. «Ермак» вышел в первое плавание, а через десять дней прибыл через льды Финского залива в Кронштадт. Сам Макаров совершил на нем два плавания — к Земле Франца-Иосифа и к Новой Земле. В июле 1934 г. ледокол прошел в западный сектор Арктики через пролив (Вилькицкого, а летом 1938 г. отметил юное 40-летие, достигнув 83° сев. шир. и побив тем самым рекорд свободного плавания во льдах Арктики. Его последняя навигация закончилась в 1964 г. в Белом море.
Почта участников этих русских экспедиций, несомненно, отправлявшаяся с «Ермака», в руки коллекционеров не попала. Однако славная страница в истории отечественных полярных исследований не забыта в филателии. «Дедушка» русского ледокольного флота запечатлен на художественном маркированном конверте (№ 185) в 1955 г. Посвящались ему и местные конверты, выпущенные в Мурманске в 1965 г. На специальных марках «Ермак» до 1976 г. не был изображен. Обстоятельства появления единственной марки, одной из деталей рисунка которой стал «Ермак», прямо не связаны с ледоколом. Марка № 2287 вышла в 1959 г. в серии, посвященной 100-летию со дня рождения изобретателя радио А. С. Попова. На ней воспроизведен эпизод, когда 6 февраля 1900 г. Попов собственноручно передал через радиостанцию на острове Гогланд в Финском заливе радиограмму об унесенных на льдине рыбаках командиру «Ермака». Как известно, ледокол вышел в море, и рыбаки были спасены.
В 1974 г. построен в Финляндии по заказу СССР самый мощный в мире дизель-электрический ледокол, получивший название «Ермак». Тогда же он впервые принял участие в арктической навигации. Порт приписки ледокола — Владивосток, на борту имеется сувенирный штемпель.
Пароход ледокольного типа «Сибиряков». Построен на верфи Глазго в Англии в 1908 г. Под названием «Белль авантюр» («Счастливое приключение») плавал вначале на зверобойных промыслах у северных берегов Канады. Во время первой мировой войны приобретен Россией для зимней навигации в Белом море и был приписан к Архангельскому порту. Впоследствии «Сибиряков» совершил рейсы на Новую Землю и Шпицберген. Примечательно, что это первое судно, обогнувшее архипелаг Северной Земли. Ледокольные пароходы этого типа, обладая меньшей мощностью, но большим радиусом действия, чем ледоколы, хорошо зарекомендовали себя. В 1932 г. экспедиция на «Сибирякове» доказала, что Северный морской путь можно пройти за одну навигацию. Выйдя из Архангельска, пароход через два месяца и четыре дня достиг Берингова пролива. Это принесло судну и его экипажу мировую славу.
Но это был не единственный подвиг «Сибирякова». Он занимает почетное место и в списке кораблей-героев, прославивших отечественный флот в боевых операциях. Десять лет спустя после своего знаменитого похода, положившего начало транспортному освоению Северного морского пути, в 1942 г., во время Великой Отечественной войны, «Сибиряков» принял неравный бой с фашистским крейсером «Адмирал Шеер», в Карском море. Изуродованный тяжелыми снарядами, он не сдался врагу и предпочел самозатопление.
По мнению авторов ряда филателистических статей, судно, изображенное на марках серии «Второй Международный полярный год» в 1932 г. (№ 390, 391), и есть ледокольный пароход «Сибиряков».
Ледокол «Красин». Построен в Англии для России IB 1916 г. и был назван «Святогор», а известность получил под названием «Красин». Несколько лет ледокол нес вахту в Финском заливе, участвуя в весенних ледокольных кампаниях. Бессмертным примером мужества и гуманизма стала экспедиция на ледоколе «Красин», посланная в 1928 г. на выручку экипажа во главе с У. Нобиле, потерпевшего катастрофу во время полета дирижабля «Италия» к Северному полюсу.
В 1941 г., в конце навигации, «Красин» совершил в условиях второй мировой войны выдающееся плавание вокруг света. Следуя из Карского моря на восток и миновав порт Провидения, ледокол пришел через океан в Америку, в порт Сиэтл (14 ноября 1941 г.). Затем «Красин» проследовал Панамским каналом, бросил якорь в Балтиморе, а далее путь шел через Норфольк, Нью-Йорк. Портленд, канадский порт Галифакс. К середине марта 1942 г. ледокол был в английском порту Глазго, а затем отбыл в Исландию. Из Рейкьявика «Красин» отбыл на родину и 5 мая 1942 г. вошел в Кольский залив, закончив кругосветное плавание в Мурманске.
Сейчас «Красин» продолжает свою службу в Мурманском морском пароходстве после модернизации в 1960 г.
В некоторых исследованиях можно встретить версию, в соответствии с которой на марках серии «Второй Международный полярный год» (№ 390, 391) изображен ледокол «Красин».
Ледокольный пароход «Таймыр». Построенное в 1908 г. в Петербурге, это небольшое судно вначале действовало на Дальнем Востоке. Прославилось тем, что совершило в 1913—1915 гг. вместе с кораблем «Вайгач» первое русское сквозное плавание Северным морским путем с востока на запад. Руководил походом известный полярный исследователь Б. Вилькицкий.
Другой блестящей страницей в истории парохода было участие в снятии зимовщиков первой в мире дрейфующей станции СП-1. Выйдя из Мурманска 3 февраля 1938 г., «Таймыр» пробился на 70° сев. шир. и 19 февраля успешно эвакуировал станцию. В то время она находилась у берегов Гренландии. Обе акции советского ледокольного парохода нашли отображение в почтовых выпусках.
К 50-летию сквозного плавания Северным морским путем — в 1965 г. — вышла в свет специальная марка. На почтовой миниатюре (№ 3267), выпущенной в рамках полярной серии и отпечатанной в виде «сцепки», изображен «Таймыр» в арктических льдах. Невдалеке следует и второе судно экспедиции Вилькицкого. Оба судна изображены и на крупном спецштемпеле, применявшемся в Архангельске в 1965 г. в память о сквозном плавании.
Участие «Таймыра» в эвакуации станции СП-1 отмечено на марках № 649, 650, которые вышли в обращение в июне 1936 г. Ледокольный пароход показан на заднем плане вместе с другим судном, участвовавшим в операции.
Ледокол «Мурман». Построен на ленинградских судоверфях. Участвовал в 1938 г. в снятии зимовщиков со льдины, на которой дрейфовала станция СП-1, и отмечен иа марках № 649, 650 (см. о «Таймыре»).
Ледокольный пароход «Вайгач». Построен в 1909 г. и вначале плавал на Дальнем Востоке. Как участник сквозного плавания Северным морским путем (см. о ледокольном пароходе «Таймыр») судно изображено на марке № 3267 и спецштемпеле Архангельска 1965 г.
Ледокольный пароход «Челюскин». По заказу СССР построен в 1933 г. в Дании копенгагенской фирмой «Бурмейстер и Вайн». Предназначался специально для плавания на Севере. «Челюскин» 10 августа 1933 г. вышел из Мурманска в рейс, которому суждено было стать для него первым и последним.
Источник