Марка северного ледовитого океана

Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан

Северный Ледовитый океан — наименьший по площади океан Земли, расположен между Евразией и Северной Америкой.

Сэкономь на путешествии!

Общая информация

Площадь 14,75 млн. кв. км, средняя глубина 1225 м, наибольшая глубина 5527 м в Гренландском море. Объём воды 18,07 млн. км³.

Берега на западе Евразии преимущественно высокие, фьордные, на востоке — дельтовидные и лагунные, в Канадском Арктическом архипелаге — преимущественно низкие, ровные. Берега Евразии омывают моря: Норвежское, Баренцево, Белое, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и Чукотское; Северной Америки — Гренландское, Бофорта, Баффина, Гудзонов залив, заливы и проливы Канадского Арктического архипелага.

По количеству островов Северный Ледовитый океан занимает второе место после Тихого океана. Крупнейшие острова и архипелаги материкового происхождения: Канадский Арктический архипелаг, Гренландия, Шпицберген, Земля Франца-Иосифа, Новая Земля, Северная Земля, Новосибирские острова, остров Врангеля.

Северный Ледовитый океан принято делить на 3 обширные акватории: Арктический бассейн, включающий глубоководную центральную часть океана, Северо-Европейский бассейн (моря Гренландское, Норвежское, Баренцево и Белое) и моря, расположенные в пределах материковой отмели (Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Бофорта, Баффина), занимающие более 1/3 площади океана.

Ширина материковой отмели в Баренцевом море достигает 1300 км. За материковой отмелью дно резко понижается, образуя ступень с глубиной у подножия до 2000—2800 м, окаймляющую центральную глубоководную часть океана — Арктический бассейн, который подводными хребтами Гаккеля, Ломоносова и Менделеева делится на ряд глубоководных котловин: Нансена, Амундсена, Макарова, Канадскую, Подводников и др.

Пролив Фрама между островами Гренландия и Шпицберген Арктического бассейна соединяется с Северо-Европейским бассейном, который в Норвежском и Гренландском морях пересекается с севера на юг подводными хребтами Исландским, Мона и Книповича, составляющими вместе с хребтом Гаккеля самый северный сегмент мировой системы срединно-океанических хребтов.

Читайте также:  Река море океан средний чек

Зимой 9/10 площади Северного Ледовитого океана покрыто дрейфующими льдами, преимущественно многолетними (толщина около 4,5 м), и припаем (в прибрежной зоне). Общий объём льда составляет около 26 тыс. км3. В морях Баффина и Гренландском обычны айсберги. В Арктическом бассейне дрейфуют (по 6 и более лет) так называемые ледяные острова, образующиеся из шельфовых ледников Канадского Арктического архипелага; их толщина достигает 30—35 м, вследствие чего их удобно использовать для работы многолетних дрейфующих станций.

Растительный и животный мир Северного Ледовитого океана представлен арктическими и атлантическими формами. Число видов и особей организмов убывает в направлении к полюсу. Однако во всём Северном Ледовитом океане интенсивно развивается фитопланктон, в том числе и среди льдов Арктического бассейна. Животный мир более разнообразен в Северо-Европейском бассейне, главным образом рыбы: сельдь, треска, морской окунь, пикша; в Арктическом бассейне — белый медведь, морж, тюлень, нарвал, белуха и др.

В течение 3—5 месяцев Северный Ледовитый океан используется для морских перевозок, которые осуществляются Россией по Северному морскому пути, США и Канадой по Северо-Западному проходу.

Важнейшие порты: Черчилл (Канада); Тромсё, Тронхейм (Норвегия); Архангельск, Беломорск, Диксон, Мурманск, Певек, Тикси (Россия).

Источник

СЕ́ВЕРНЫЙ ЛЕДОВИ́ТЫЙ ОКЕА́Н

  • В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 634-639

    Скопировать библиографическую ссылку:

    СЕ́ВЕРНЫЙ ЛЕДОВИ́ТЫЙ ОКЕА́Н (на рус. кар­тах с 17 в. встре­ча­ют­ся на­зва­ния: Ле­до­ви­тое м., Се­вер­ный ок., Се­вер­ное, или Ле­до­ви­тое, м., Ле­до­ви­тый ок.), часть Ми­ро­во­го ок., наи­мень­ший и са­мый мел­кий из океа­нов Зем­ли, рас­по­ло­жен­ный в сев. по­ляр­ной об­лас­ти. За­ни­ма­ет при­по­люс­ное про­стран­ст­во ме­ж­ду Ев­ра­зи­ей и Сев. Аме­ри­кой. Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся час­тич­ным по­кры­ти­ем по­верх­но­сти мор­ским льдом в те­че­ние все­го го­да. Впер­вые вы­де­лен как са­мо­сто­ят. оке­ан в 1650 ни­дерл. кар­то­гра­фом Б. Ва­ре­ниу­сом под назв. Ги­пер­бо­рей­ско­го ок., в 1845 Лон­дон­ским гео­гра­фич. об-вом на­зван С. Л. о.; в СССР это на­зва­ние офи­ци­аль­но при­ня­то в 1935.

    Источник

    Северный Ледовитый — в океане филателии

    С12 Северный Ледовитый — в океане филателии. М., «Связь», ,1976.

    80 с. с ил. (Библиотека юного филателиста. Выпуск 1).

    Книга «Северный Ледовитый — в океане филателии» поможет читателю определиться в такой обширной и многогранной области тематического коллекционирования, какой является полярная почта. В филателистической литературе еще не освещался накопившийся материал — марки, спецштемпеля и маркированные конверты Советского Союза и других стран, посвященные Северному Ледовитому океану, его морям и архипелагам. Не разрабатывались в филателистических публикациях и страницы почтовой истории этого района, в том числе интересной истории корабельной почты. Данная брошюра поможет заполнить пробел и сориентирует филателистов в собирании, разработке и систематизации соответствующих материалов.

    Книга рассчитана на широкий круг читателей — от начинающих филателистов до опытных.

    Издательство «Связь», 1976 г.

    Евгений Петрович Сашенков

    В ОКЕАНЕ ФИЛАТЕЛИИ

    Редактор М. Н. Носова. Художник И. А. Дутов. Технический редактор Г. И. Колосова. Корректор Н. С. Корнеева.

    Сдано в набор 27/XI 1975 г. Подписано в печать 20/V 1976 г. Т-00459. Формат 70Х90/32. Бумага офсетн. № 1,2,92 усл.-печ. л., 2,95 уч.-изд. л. Тираж 53000 экз. Изд. № 17308. Зак. № 10585.

    Издательство «Связь». Москва 101000, Чистопрудный бульвар, д. 2.

    Типография издательства «Калининградская правда», 236000, Калининград обл., ул. Карла Маркса. 18.

    . Едва филателист раскроет альбом с почтовыми марками, как попадет в страну, чудесную и увлекательную, имя которой — Страна Филателия. Вся история че­ловечества предстает на страницах альбома, в котором под одной общей крышей собрались миниатюрные графические произведения — почтовые марки.

    Не заблудиться в этом великом мире марок, правильно прочитать рассказ на языке почтовых штемпелей и конвертов сможет лишь тот, кто в дружбе с литературой по филателии. Коллекции растут и пополняются не только благодаря походам на почту, в филателистический магазин и обмену марками с друзьями. Не менее важный путь для совершенствования коллекции — пусть иногда и не столь короткий — это расширение своего филателистического кругозора. В этом, друзья, поможет выпускаемая специально для вас «Библиотека юного филателиста».

    «Библиотечка» рассчитана на то, чтобы духовное обогащение, которому способствует занятие коллекционированием, могло протекать ярче. Авторы брошюр — опытные филателисты, желающие передать свои знания молодежи, которая приобщается к коллекционированию.

    Если одни брошюры помогут практическими советами при подготовке коллекций к выставке, то другие научат пользоваться «оргтехникой» — альбомами, каталогами, инвентарем, познакомят читателя со страницами истории русской почты, введут его в многоликий мир тематической филателии.

    И если, познакомившись с очередной брошюрой, наш юный филателист поднимет­ся еще на одну ступеньку, ведущую к зрелости и мастерству, эту «Библиотечку» мож­но будет с большим основанием считать причастной к хорошему делу пополнения великого племени собирателей. А в конечном счете серия таких брошюр должна послужить благородной задаче советской филателии по воспитанию у юношества жажды знаний.

    В серию «Библиотека юного филателиста» входят следующие брошюры:

    1. Революционные почтовые марки 1918 г.

    2. Кто стучится в дверь ко мне?

    3. Нарисовал художник марку.

    5. Оргтехника филателиста,

    6. Северный Ледовитый — в океане фи­лателии.

    7. Как подготовить коллекцию к выстав­ке.

    В океане филателии, беспредельном и необъятном, занимает особое место Северный Ледовитый океан. Какой здесь простор для приложения сил любителю почтовых ма­рок, штемпелей и маркированных конвертов морской и арктической тематики!

    Взгляните на карту: шестую часть суши, занимаемой Советским Союзом, омывает Северный Ледовитый океан. Он является как бы центральной зоной полярной области северного полушария Земли, называемого Арктикой.

    Его окраинные моря — Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское — омывают берега советской Ев­разии, а моря Бофорта, Линкольна, Баффиново, Гренландское и внутренние воды Канад­ского Арктического архипелага — берега Ка­нады и Аляски.

    Расположение Северного Ледовитого оке­ана целиком в полярной зоне делает его са­мым суровым на нашей планете. Однако и здесь бьет ключом своя жизнь — и на таких высокоширотных архипелагах, как Земля Франца-Иосифа, и на многочисленных ост­ровах, и на извилистых арктических берегах.

    Пытливый филателист найдет немало ма­рок советской Почты, которые посвящены метеостанциям и Гидрометеослужбе, ледо­колам и кораблям, вахте мужественных по­лярных исследователей, животному миру Арктики. Выпускались марки этой тематики и в ряде зарубежных стран, особенно интересны и познавательны выпуски почтового ведомства Дании для Гренландии, выпуски стран Скандинавии. В совокупности с другим коллекционным материалом эти марки поз­воляют филателисту раскрыть немало инте­ресных страниц в истории освоения Ледови­того океана или Северного морского пути.

    РУССКИЕ ЛЕДОКОЛЫ И КОРАБЛИ

    С расширением народнохозяйственных мероприятий в Арктике возрастает грузообо­рот на Северном морском пути. Он приобре­тает и международное значение: этот путь почти в два раза короче других морских пу­тей из Европы на Дальний Восток, например, пути через Суэцкий канал.

    Однако продолжительное регулярное су­доходство возможно лишь при наличии мощ­ного ледокольного флота. Еще в конце прош­лого века вице-адмирал С. О. Макаров, вы­дающийся ученый, автор известных работ в области морского дела, произнес свои знаме­нитые слова: «Ни одна нация не заинтересо­вана в ледоколах столько, сколько Россия». Однако ледокольный флот дореволюционной России почти не участвовал в экспедициях, имевших важнейшее значение.

    Только в годы Советской власти наша страна показала, на что способны арктические корабли — даже те, которые имеют уже весьма почтенный возраст. СССР, став одной из ведущих морских держав, обладает ныне и самым большим в мире современным ледо­кольным флотом.

    Ледокольный флот имеет два типа кораб­лей: ледоколы и ледокольные корабли. Са­мые мощные ледоколы — линейные. В Совет­ской Арктике ходят первый в мире атомный ледокол «Ленин», линейные дизель-электри­ческие ледоколы типа «Москва». Их водоиз­мещение — до 13 тысяч тонн. Уступают им менее мощные суда типа «Капитан Воронин», а также еще остающиеся в строю ветераны типа «Красин». Кроме того, в торговом флоте действует большая группа транспортных су­дов ледового класса типа дизель-электрохода «Индигирка».

    Вошел в строй и новейший атомный ледо­кол «Арктика», оснащенный по последнему слову техники, ледокол, с которым связыва­ют большие надежды на продление сроков навигаций в высоких широтах.

    Люди всегда стремились сберечь для по­томства память о кораблях, делавших исто­рию в Арктике. В какой-то мере этой цели служат и почтовые сувениры — марки, кон­верты, штемпеля. Кстати, спецштемпелем отмечено 30 мая 1970 г. в Архангельске 100-летие Северного морского пароходства. На фоне земного шара — буквы СМП и изображение корабля.

    Каждый русский ледокол, запечатленный на марке, — это знаменитость. Понятно, с ка­ким нетерпением ждали филателисты специ­альную серию ледокольных марок, объявлен­ную в плане выпусков 1976 г. К сожалению, почти ни одно судно отечественного ледо­кольного флота до 1976 г. почему-то не на­звано на марках по имени. Если архангельские мальчишки по появившимся вдалеке си­луэтам труб узнают ледоколы и по «голосу» отличают их один от другого, то филателисту нелегко опознать на марке безымянный, хотя и реальный, ледокол. Нередка путаница в опознании арктических судов на почтовых марках и цельных вещах СССР.

    Вместе с тем ощущается отсутствие историко-филателистического свода важнейших сведений об известных судах советского арк­тического флота.

    Корабельная почта в нашей стране разви­валась настолько неравномерно, что трудно дать ей характеристику в целом. В то время как многие суда пассажирского морского флота, обслуживающего туристские линии на Черном море или международные линии на Балтийском море и в Атлантическом океане, имеют свои постоянные почтовые отделения, преобладающее большинство судов, совер­шающих плавание в морях Арктики, лишено бортовой почты. За исключением нескольких ледоколов, суда на арктических линиях не имеют своих именных штемпелей, а исполь­зуют штемпеля общего применения. На них обозначена лишь линия, по которой курсиру­ет судно с почтой (например, Мурманск—Ар­хангельск) .

    Тем не менее многие ледоколы и ледо­кольные корабли СССР в разное время попали на марки, цельные вещи, штемпеля. На­чиная с 1931 г. они постоянно находятся «в поле зрения» Министерства связи СССР. За это время по меньшей мере 16 арктических судов отмечены знаками почтовой оплаты.

    Ледокол «Ермак». Едва Нансен возвра­тился в Норвегию, как в России родился но­вый план достижения Северного полюса — на ледоколе. План этот предложил вице-адмирал С. О. Макаров. По его проекту и был построен в 1898 г. на судоверфи «Армстронг» в Англии ледокол «Ермак» — первый в мире линейный ледокол. Характерен его силуэт: две высокие трубы и одна единственная мачта.

    5 марта 1899 г. «Ермак» вышел в первое плавание, а через десять дней прибыл через льды Финского залива в Кронштадт. Сам Макаров совершил на нем два плавания — к Земле Франца-Иосифа и к Новой Земле. В июле 1934 г. ледокол прошел в западный сек­тор Арктики через пролив (Вилькицкого, а летом 1938 г. отметил юное 40-летие, достиг­нув 83° сев. шир. и побив тем самым рекорд свободного плавания во льдах Арктики. Его последняя навигация закончилась в 1964 г. в Белом море.

    Почта участников этих русских экспеди­ций, несомненно, отправлявшаяся с «Ерма­ка», в руки коллекционеров не попала. Од­нако славная страница в истории отечественных полярных исследований не забыта в филателии. «Дедушка» русского ледокольно­го флота запечатлен на художественном мар­кированном конверте (№ 185) в 1955 г. По­свящались ему и местные конверты, выпу­щенные в Мурманске в 1965 г. На специаль­ных марках «Ермак» до 1976 г. не был изоб­ражен. Обстоятельства появления единствен­ной марки, одной из деталей рисунка кото­рой стал «Ермак», прямо не связаны с ледо­колом. Марка № 2287 вышла в 1959 г. в се­рии, посвященной 100-летию со дня рождения изобретателя радио А. С. Попова. На ней воспроизведен эпизод, когда 6 февраля 1900 г. Попов собственноручно передал через радио­станцию на острове Гогланд в Финском зали­ве радиограмму об унесенных на льдине ры­баках командиру «Ермака». Как известно, ледокол вышел в море, и рыбаки были спа­сены.

    В 1974 г. построен в Финляндии по заказу СССР самый мощный в мире дизель-электри­ческий ледокол, получивший название «Ер­мак». Тогда же он впервые принял участие в арктической навигации. Порт приписки ле­докола — Владивосток, на борту имеется су­венирный штемпель.

    Пароход ледокольного типа «Сибиряков». Построен на верфи Глазго в Англии в 1908 г. Под названием «Белль авантюр» («Счастли­вое приключение») плавал вначале на зверо­бойных промыслах у северных берегов Ка­нады. Во время первой мировой войны при­обретен Россией для зимней навигации в Бе­лом море и был приписан к Архангельскому порту. Впоследствии «Сибиряков» совершил рейсы на Новую Землю и Шпицберген. При­мечательно, что это первое судно, обогнув­шее архипелаг Северной Земли. Ледокольные пароходы этого типа, обладая меньшей мощ­ностью, но большим радиусом действия, чем ледоколы, хорошо зарекомендовали себя. В 1932 г. экспедиция на «Сибирякове» доказа­ла, что Северный морской путь можно прой­ти за одну навигацию. Выйдя из Архангель­ска, пароход через два месяца и четыре дня достиг Берингова пролива. Это принесло суд­ну и его экипажу мировую славу.

    Но это был не единственный подвиг «Сибирякова». Он занимает почетное место и в списке кораблей-героев, прославивших оте­чественный флот в боевых операциях. Десять лет спустя после своего знаменитого похода, положившего начало транспортному освоению Северного морского пути, в 1942 г., во время Великой Отечественной войны, «Сиби­ряков» принял неравный бой с фашистским крейсером «Адмирал Шеер», в Карском море. Изуродованный тяжелыми снарядами, он не сдался врагу и предпочел самозатопление.

    По мнению авторов ряда филателистиче­ских статей, судно, изображенное на марках серии «Второй Международный полярный год» в 1932 г. (№ 390, 391), и есть ледокольный пароход «Сибиряков».

    Ледокол «Красин». Построен в Англии для России IB 1916 г. и был назван «Святогор», а известность получил под названием «Кра­син». Несколько лет ледокол нес вахту в Финском заливе, участвуя в весенних ледо­кольных кампаниях. Бессмертным примером мужества и гуманизма стала экспедиция на ледоколе «Красин», посланная в 1928 г. на выручку экипажа во главе с У. Нобиле, потерпевшего катастрофу во время полета дирижабля «Италия» к Северному полюсу.

    В 1941 г., в конце навигации, «Красин» совершил в условиях второй мировой войны выдающееся плавание вокруг света. Следуя из Карского моря на восток и миновав порт Провидения, ледокол пришел через океан в Америку, в порт Сиэтл (14 ноября 1941 г.). Затем «Красин» проследовал Панамским ка­налом, бросил якорь в Балтиморе, а далее путь шел через Норфольк, Нью-Йорк. Порт­ленд, канадский порт Галифакс. К середине марта 1942 г. ледокол был в английском пор­ту Глазго, а затем отбыл в Исландию. Из Рейкьявика «Красин» отбыл на родину и 5 мая 1942 г. вошел в Кольский залив, закон­чив кругосветное плавание в Мурманске.

    Сейчас «Красин» продолжает свою служ­бу в Мурманском морском пароходстве по­сле модернизации в 1960 г.

    В некоторых исследованиях можно встре­тить версию, в соответствии с которой на марках серии «Второй Международный по­лярный год» (№ 390, 391) изображен ледокол «Красин».

    Ледокольный пароход «Таймыр». Пост­роенное в 1908 г. в Петербурге, это неболь­шое судно вначале действовало на Дальнем Востоке. Прославилось тем, что совершило в 1913—1915 гг. вместе с кораблем «Вайгач» первое русское сквозное плавание Северным морским путем с востока на запад. Руково­дил походом известный полярный исследова­тель Б. Вилькицкий.

    Другой блестящей страницей в истории парохода было участие в снятии зимовщиков первой в мире дрейфующей станции СП-1. Выйдя из Мурманска 3 февраля 1938 г., «Таймыр» пробился на 70° сев. шир. и 19 февраля успешно эвакуировал станцию. В то время она находилась у берегов Гренлан­дии. Обе акции советского ледокольного парохода нашли отображение в почтовых вы­пусках.

    К 50-летию сквозного плавания Северным морским путем — в 1965 г. — вышла в свет специальная марка. На почтовой миниатюре (№ 3267), выпущенной в рамках полярной серии и отпечатанной в виде «сцепки», изо­бражен «Таймыр» в арктических льдах. Не­вдалеке следует и второе судно экспедиции Вилькицкого. Оба судна изображены и на крупном спецштемпеле, применявшемся в Архангельске в 1965 г. в память о сквозном плавании.

    Участие «Таймыра» в эвакуации станции СП-1 отмечено на марках № 649, 650, кото­рые вышли в обращение в июне 1936 г. Ле­докольный пароход показан на заднем плане вместе с другим судном, участвовавшим в операции.

    Ледокол «Мурман». Построен на ленин­градских судоверфях. Участвовал в 1938 г. в снятии зимовщиков со льдины, на которой дрейфовала станция СП-1, и отмечен иа мар­ках № 649, 650 (см. о «Таймыре»).

    Ледокольный пароход «Вайгач». Построен в 1909 г. и вначале плавал на Дальнем Восто­ке. Как участник сквозного плавания Север­ным морским путем (см. о ледокольном пароходе «Таймыр») судно изображено на мар­ке № 3267 и спецштемпеле Архангельска 1965 г.

    Ледокольный пароход «Челюскин». По заказу СССР построен в 1933 г. в Дании ко­пенгагенской фирмой «Бурмейстер и Вайн». Предназначался специально для плавания на Севере. «Челюскин» 10 августа 1933 г. вышел из Мурманска в рейс, которому суждено бы­ло стать для него первым и последним.

    Источник

    Оцените статью