Урок окружающего мира во 2-м классе. Тема: «Части света, материки и океаны» по программе «Школа-2100»
Задача: научить распознавать и показывать на карте все части света, материки и океаны
на различных по содержанию и масштабах картах.
Цели:
- познакомить с понятиями части света, материки и океаны;
- учить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны;
- развивать мышление, кругозор, творческие способности, внимание и речь.
Оборудование: карта полушарий; Окружающий мир. Учебник для 2-го класса «Наша планета Земля». ч.1.Автор А.А. Вахрушев. (Образовательная система «Школа-2100»), таблица «Части света», атлас (у каждого на парте), условные знаки поверхности, мультимедийный проектор, диск « География. Наш дом – Земля (материки, океаны, народы, страны), изображения материков разрезанные на пазлы ( 6 групп), рисунок дельфина и зайчика, глобус, определения материков, океанов, частей света на отдельных листах; названия материков, частей света, океанов, эмблемы с изображением обитателей материков, чистые стандартные листы, клей, сообщения детей об океанах.
1. Оргмомент
Прозвенел сейчас звонок,
Начинаем наш урок
Покажите карандаш,
Он дружок сегодня наш
Карта тоже нам нужна
Книга, атлас нам – друзья!
2. Актуализация знаний, постановка проблемы
Учитель. Однажды зайчонок и дельфиненок решили совершить кругосветное путешествие. Смогут ли они это сделать вместе?
Учитель. Подумайте, один вопрос, а ответы разные.
– Почему так получилось? Давайте вспомним:
– Где обитает дельфиненок (в соленых водоемах), а зайчонок?
– Так могут они совершить путешествие?
– Что мы должны знать и уметь, чтобы ответить на этот вопрос?
Дети: Уметь читать карту, знать условные обозначения, т.е. познакомиться лучше с картой и узнать ответ на наш вопрос
Учитель. А знаете ли вы географический язык? Сейчас проверим! Внимание на экран (см. Приложение) – условные обозначения:
- остров;
- горы
- озеро;
- море;
- равнина
Учитель. Молодцы!
3. Изучение нового материала
– Продолжите мое предложение:
Наша планета Земля имеет форму…
Учитель. Сколько полушарий можно выделить на глобусе? (Показ глобуса)
Дети. Западное и восточное, северное и южное.
– Сегодня мы будем работать по карте полушарий (атлас с. 8, ч. 4)
На доске карта полушарий.
– Мы уже знаем, что у карты особый язык. Как определить высоту и глубину с помощью карты?
– А глубину мы, где будем определять? (В водоемах)
– Но на карте полушарий мы видим не только огромные участки воды…
– Что еще? Посмотрите внимательно (Ответы детей).
– Да мы видим участки суши.
– Давайте познакомимся с ними (показ по карте).
А) Исторические области Земли, включающие большие участки суши – доска с соседними островами – это части света.
– Ту часть света, где давно живут наши предки, назвали – Европой
– Путешествуя, европейцы открыли сначала Азию, а затем Африку. Поэтому Европу, Азию, Африку называют Старым светом.
– Позже была открыта Америка. Эта часть света состоит из 2 частей, соединенных перешей ком.
– Самой последней европейцы открыли Австралию и Антарктиду.
– Америку и Австралию называют – Новым Светом. Почему?
Дети: Потому что открыли гораздо позже.
– Давайте послушаем о чем рассказывают наши герои рис. №2 (см. Приложение).
– Смотрим на экран.
– Сколько частей света мы узнали?
– Прочитайте задание на с. 77 № 2:
– Найди все части света на карте полушарий.
– Попробуй заполнить таблицу с помощью карты.
– Кто не понял задание?
(Дети работают в учебнике, учитель на доске)
– Работаем вместе, а для быстроты будем ставить первую букву названия полушария
– Смотрим, где находится Европа? И т.д.
Б) Продолжаем кругосветное путешествие…
– Итак, мы говорили сейчас о частях света, а есть еще такое географическое понятие, как МАТЕРИКИ. Наиболее крупные участки суши, окруженные водой, называются МАТЕРИКАМИ. Острова тоже окружены водой, но имеют меньший размер. Будьте внимательны!
Рассказ диктора о материках (см. Приложение). Появляются названия материков на доске:
Евразия
Африка
Австралия
Северная Америка
Южная Америка
Антарктида
– Что вы замечаете?
– Материков – шесть, а Частей Света – пять. Но они не совпадают по территории. Часть Света – Америка состоит из двух материков: Северной и Южной, соединенных между собой.
А две части света, Европа и Азия, вместе образуют материк. Какой? (Евразия.)
Работа с картой
– Показать на карте материки (работа у доски)
– Сейчас мы познакомились с материками и частями света, кто из наших героев: Зайчик или Дельфиненок мог путешествовать вместе с нами?
– Заяц.
– Почему?
– Он передвигается по суше.
– Ребята, а как же быть нашему дельфиненку? Ему тоже хочется путешествовать.
Дети. А ему по морям и океанам.
– А как вы думаете, что такое океан? (Ответы детей)
– Океаны – огромные водоемы, окружающие материки и острова. Вода в океанах соленая. Посмотрите внимательно на карту: сколько океанов? (На Земле 4 океана: Тихий, Индийский, Атлантический, Северный Ледовитый)
Доклады детей об океанах, показ на карте.
4. Повторение, закрепление новых знаний
– Мы пропутешествовали сегодня по частям света, материкам и океанам.
– Покажите на карте океаны на карте (желающие) и назовите их.
Творческое задание – работа в группах
– А сейчас мы поиграем.
– Мы будем создавать карту.
– У каждой группы на столе лежит папка с деталями материка.
Задание: собрать материк.
– Кто соберет быстрее и верно?
– Из полученных материков мы создадим свою карту.
Дети работают в группах – собирают материки, затем на тканной, синей доске закрепляем собранный материал.
– У нас получилась своя карта.
– Какие океаны омывают Евразию?
– Чем Часть Света отличается от материка?
– Какую мы с вами сделали работу?
Дети. Мы путешествовали по карте, узнали о материках, частях света, океанах, составили свою карту.
– Для чего надо знать карту, условные обозначения, части света, материки и океаны?
Вывод: Это позволяет путешествовать по карте, легко находить места интересующих тебя событий.
– Вернемся к нашему проблемному вопросу: могут ли Дельфиненок и Зайчонок путешествовать вместе?
Дети. Нет. У них разная среда обитания. Один может путешествовать только по суше, другой по водоемам.
– Ребята ваши друзья, Зайчонок и Дельфиненок благодарят вас за помощь и на память о нашем путешествии вручают эти эмблемки. (см. Приложение).
5. Домашнее задание: с.77 №3, с.78 №5, урок 22,уметь показавать на карте материки, океаны, части света.
Источник
Урок окружающего мира по теме » Материки и океаны»
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Конспект урока и презентация к уроку «Материки и океаны» 2 класс по программе «Школа 2100»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
materiki_i_okeany_2.zip | 2.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира на тему «Материки и океаны»
- познакомить с понятиями «части света», «материк» и «океан»;
- познакомить с животным миром материков;
- научить узнавать и показывать на карте все части света, материки и океаны;
- научить уважительно относиться к природе.
1. Организационный момент
— У нас сегодня необычный урок, а урок-путешествие. Мы отправимся с вами на большом корабле в путешествие по нашей планете. А как называется наша планета? (Наша планета Земля.)
— Итак, все ли готовы к путешествию? Давайте пожелаем друг другу удачи на пути к знаниям во время нашего путешествия.
2. Актуализация знаний
— В нашем путешествии нам пригодятся знания, которые получили на прошлых уроках. Давайте с Вами вспомним, что мы уже изучили.
— Что такое карта? (Карта – это изображение земной поверхности на плоскости условным знаками.)
— Что изображают на карте? (На карте изображают моря, озёра, реки, океаны, материки, города, горы).
— Каким цветом обозначают сушу? (Сушу обозначают оттенками зелёного, жёлтого и коричневого цвета).
— Каким цветом обозначают моря, озёра, реки и океаны? (Моря, озёра, реки и океаны изображают оттенками синего цвета.)
-На любой карте нанесены различные линии, которые образуют сетку. Давайте вспомним, что это за линии.
— Как называются линии, соединяющие два полюса: Северный и Южный? (Меридианы.)
— Как называются линии, пересекающие меридианы? (Параллели.)
— Как называется самая длинная параллель? (Экватор.)
— На какие два полушария делит экватор нашу Землю? (На Северное и Южное.) Сл. 2.
На экране появляются слова: меридианы, параллели, экватор.
— Что объединяет все эти слова?
— Это воображаемые линии и точки, придуманные человеком для того, чтобы проще было ориентироваться на поверхности нашей планеты.
— В каких ситуациях необходимо такое ориентирование? (Во время путешествий.) Сл. 3.
— Кто первым в мире совершил кругосветное путешествие? (Фернан Магеллан.)
— А что он доказал своим плаванием? (Он доказал шарообразность Земли.)
— Давайте с вами представим, что мы сели на тот великолепный корабль Фернана Магеллана и отправляемся в путешествие.
— Передвигаться мы будем по линиям, которые расположены по обе стороны от экватора и ограничивают жаркий пояс Земли.
— Кто знает, что это за линии? (Северный и Южный тропик.)
— Что нам понадобится в путешествии? (Глобус, карта и компас.)
— Ребята, а что удобнее: глобус или карта? (Карту, т.к. глобус большой и круглый, а карта плоская. )
— Ребята, в любом плавании моряки ведут бортовой журнал, куда они заносят сведения обо всём, что встретилось им на пути. Такой журнал и мы с вами будем вести, но у нас он будет на доске. Я буду его заполнять, а вы мне будете помогать.
— Начинаем двигаться влево с западного полушария.
-Что мы с Вами видим? (Атлантический океан, Северную Америку, Тихий океан, Евразию, Индийский океан, Африку.)
— Теперь двигаемся по восточному полушарию. Что мы будем с вами проплывать? (Атлантический океан, Южную Америку, Тихий океан, Австралию, Индийский океан, Африку. (Названия материков и океанов появляются на доске.)
3. Постановка проблемы.
— На какие две группы можно разделить увиденное?
— Суша: Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Африка, Австралия.
— Вода: Атлантический океан, Тихий океан, Индийский океан.
— А что за участки воды? Что общего в них?
— Это огромные водные просторы, простирающиеся от одного участка суши до другого .
— А кто знает, как называются эти водные просторы? (Они называются океанами.)
— А теперь опишите встреченные участки суши. Что у них общего? (Это большие участки суши, окруженные со всех сторон водой.)
— Как называются эти участки суши? (Они называются материками.)
— Как вы думаете, что мы будем сегодня изучать на уроке? (Мы будем изучать огромные участки суши и воды.)
— Тема нашего сегодняшнего урока «Материки и океаны».
4. Совместное открытие знаний.
— Итак, кто запомнил, как называются огромные участки суши, окруженные со всех сторон водой? (Материки.)
— Давайте проверим свои предположения. Сл. 4 .
— Поработаем по карте. Сколько всего материков вы видите на карте? (Всего материков шесть.)
— Мы с вами во время нашего путешествия познакомимся с каждым материком. И в этом нам помогут карта полушарий в нашем учебнике на с. 128 – 129 и рабочая тетрадь на с.31 № 1.
— А скажите, все ли материки повстречались нам? (Нет, мы не встретили Антарктиду.)
— Определите по карте, в каком полушарии лежит основная часть материки. Заполним таблицу в рабочей тетради.
— Предлагаю поработать в группах. Каждая группа изучает один материк и заполняет таблицу по нему.
5. Первичное применение новых знаний.
Сл. 5 . Ребята, посмотрите, какое пространство занимают материки на нашей планете.
Сл. 6. – Какой самый большой материк на нашей планете? (Евразия.)
— Действительно, Евразия самый большой материк на Земле. Площадь – 53,583 млн.кв.км, что составляет 36 % суши. Чтобы пролететь с запада на восток надо потратить целые сутки.
Сл. 7. Евразия лежит в Северном полушарии от экватора.
Сл. 8. — Евразия делится на две части: Европа и Азия.
— Конечно, раз материк такой огромный, то и природа здесь очень разнообразна: от снежных равнин до вечнозелёных лесов, от низменностей до высоких гор. Сл. 9 .
Самые высокие горы в Евразии – это Гималаи. Гималаи раскинулись на территории Индии, Непала, Китая, Пакистана, Бутана. (Учитель показывает на карте Гималаи.) Площадь Гималаев – 650 тыс.кв.км. Гималаи – район международного альпинизма. Сюда приезжают туристы из разных стран, чтобы забраться на саму вершину гор. Сл. 10 — 11.
— Животный мир Евразии также очень разнообразен. Сл. 12.
— Кто знает, какой материк самый жаркий? (Африка.)
— Правильно. Африка самый жаркий материк, так как лежит в жарком поясе. Африка второй по величине материк. Площадь Африки составляет 29,2 млн.кв.км, поверхность суши — 20,4 %. Сл. 13.
— Ребята, в Африке находится самая крупная пустыня в мире. Это Сахара. Лежит она на севере Африки. Имеет площадь 8,6 млн. кв.км. Сл. 14 — 15.
- Животные Африки многообразны и удивительны. Говоря об Африке, мы сразу
вспоминаем об африканских слонах, о царе зверей – льве, о самом высоком парнокопытном – жирафе, о бегемоте, зебре, гепарде. Также в Африке обитают животные, о которых многие и не слышали. Например, голубые дукеры. Это карликовые антилопы. Ростом они от 15 до 50 см, весом от 5 до 30 кг, у некоторых бывают рога длиной 10 см. Очень интересное животное Африки – даман. Несмотря на то, что даманы в длину от 30 до 60 см, весят до 5 кг, по внешнему виду больше напоминают сурков или крупных морских свинок. В солнечные дни даманы выходят пастись утром, а жаркий полдень прячутся в своих норах. Газели относятся к семейству антилоп. Они являются стройными и длинноногими животными. Длина их тела составляет от 85 до 170 см, вес от 12 до 85 кг. Также в Африке обитают гориллы (самая крупная обезьяна), буйвол. Сл. 16.
-А какой материк самый маленький? (Австралия.)
— Правильно. Австралия самый маленький материк, которые лежит в Южном полушарии. Его омывают два океана: Тихий и Индийский. Это и самый сухой материк. Климат засушливый, дождей выпадает мало. Очень красивые эвкалиптовые леса. Листья и кора эвкалиптов богата эфирными маслами, используют в медицине. Сл. 17.
— Говоря о животном мире Австралии, мы сразу вспоминаем об удивительных животных кенгуру. У кенгуру детёныши рождаются маленькими с грецкий орех и мама долго вынашивает малыша в кармане-сумке на животе, пока не подрастёт. Только здесь водятся сумчатые млекопитающие: кенгуру и маленький, очаровательный сумчатый медведь –коала. Вомбат – роющее норы травоядное животное, напоминающее маленького медведя. Дикая собака Динго – самый опасный хищник материка. Страус – нелетающая птица. Чудо-животное утконос, которые откладывает яйца, как птица, а детёнышей кормит молоком, как млекопитающее. Коала – передвигающее по деревьям сумчатое животное.
Сл. 18. — В каком полушарии находится материк Северная Америка? (В западном полушарии.) Северную Америку омывают воды трёх океанов Северного Ледовитого, Тихого, Атлантического. Сл. 19.
— В западной части Северной Америки тянутся горы Кордильеры. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. С них стекает самая крупная река материка – Миссисипи. Сл. 20.
Самый мощный водопад – Ниагарский – находится в Северной Америке на реке Ниагаре.
Сл. 21. — Животный мир Северной Америки разнообразен. Овцебык – это коренастое лохматое млекопитающее с большой головой и короткой шеей. Он имеет острые закруглённые рога, которые он используют для защиты от хищников. Опоссум – ночной житель Северной Америки, обитатель лесов, степей и полупустынь. Койот — хищное млекопитающее семейства псовых. Койот обитает в основном на открытых равнинах, в леса забегает редко. Карибу – северный олень. Скунс – животное-хищник, который ведет ночной образ жизни. Скунсы имеют тайное оружие большой мощности. Чувствуя опасность, выпускают струю масляной жидкости с ужасным запахом. Дикобраз – крупный грызун. У дикобраза тоже есть средство защиты – 30 000 игл. Он может метнуть иглы в морду зазевавшегося врага. Сл. 22.
— Какой ещё материк находится в западном полушарии? (Южная Америка).
Южную Америку омывают воды двух океанов- Тихого и Атлантического. Сл. 23.
— На этом материке самые длинные горы — Анды и вторая по длине река — Амазонка. На огромном пространстве обитает более миллиона разнообразных растений и животных.
Сл. 24. — Южная Америка – родина броненосцев и самого высокого дерева Сл. 25.
— Дебри Амазонки – это неповторимый мир, где обитают пауки-птицееды величиной больше мужского кулака, где в опавшей листве ползают жуки-геркулесы. В реках Южной Америки рыбы-пираньи, электрические угри и речные скаты. Сл. 26 — 27.
— Среди птиц наиболее известны колибри, кондор, пеликан, нанду и различные попугаи. Также в Южной Америке обитают шиншиллы, муравьеды, оцелоты, ленивцы. Шиншиллы являются объектом охоты из-за ценного меха, поэтому они занесены в Красную книгу. Оцелот – хищное млекопитающее семейства кошачьих. Оно охотится преимущественно ночью, а во время дневной жары любят прятаться в дуплах деревьев. Ленивец – это животное, обитающее на деревьях, не ползающее по стволу или ветвям, а висящее на дереве. Дурукали – единственная из обезьян, которая ведет ночной образ жизни.
Сл. 28. — А какой материк самый холодный? (Антарктида.) Правильно, Антарктида, самый холодный материк, хотя располагается в Южном полушарии. Сл. 29 .
— Антарктида край вечных льдов. Долгое время считали, что это океан, покрытый льдом, а не материк. Но сейчас уже доказано, что это материк.
Сл. 30 . — Антарктида – родина удивительных птиц, у которых вместо перьев чешуя, — пингвинов. Все пингвины хорошо плавают и ныряют. Альбатрос – птица, которая может взлететь только с гребня волны или с берегового откоса. По земле ходят плохо. Тюлень-крабоед типичен для Антарктики. Длиной он до 2 м. Почти весь год придерживается плавучих льдин. Только летом, когда льдины подтаивают, можно увидеть лежбища крабоедов на берегу.
6. Первичное закрепление материала.
— Можно ли объединить Южную Америку и Африку в одну группу?
— Часть их располагается в Северном полушарии, а часть в Южном.
-Почему Австралию и Антарктиду можно объединить в одну группу?
— Они обе в южном полушарии.
— На каких материках много равнин?
— Это Южная Америка и Евразия.
— Где самые высокие горы?
— В Евразии. (Гималаи)
7. Изучение нового материала. Давайте рассмотрим океаны и сравним их.
— Сколько всего океанов? ( 4)
— Все ли океаны пересекли мы во время нашего плавания?
— Нет, мы не плыли по Северному Ледовитому океану. (Название появляется на доске)
— Найдите самый большой и самый маленький океан. ( Работа по карте полушарий)
Сл. 31. — Самый большой океан – это Тихий океан. Он омывает сразу пять материков: Северную и Южную Америку, Евразию, Австралию, Антарктиду.) Сл. 32.
— Атлантический океан – второй по величине океан Земли. Он омывает все материки, кроме Австралии. Сл. 33.
— Индийский океан омывает 4 материка; Африку, Австралию, Евразию, Антарктиду.
Сл. 34. — Какой самый маленький океан? (Северный Ледовитый.)
— Действительно, Северный Ледовитый океан – наименьший по площади океан. Он омывает 2 материка: Северную Америку и Евразию.
— В каком полушарии можно встретить все океаны сразу? (Восточное и Северное.)
— А кто знает, какая вода в океанах и морях?
-А теперь давайте совершим полет в прошлое. В далёкие времена люди знали о существовании только Европы, земли за горами – Азии и Африки. Люди общались между собой, путешествовали, плавали купцы за товаром и т.д. вот эти части земли и стали называть части света. А эти три части света относятся к старому свету, потому что открыты были давно. — Европу, Африку и Азию можно объединить в одну группу . Это части Старого Света.
А вот Америка, Австралия, Антарктида. Именно в данной последовательности люди открывали эти земли. Это части нового света. Сл. 35 .
— В каких частях света люди жили с древних времён? Какие части света они различали?
— В Европе, Азии и Африке.
-Какие части света относятся к новому свету?
— Америка, Австралия, Антарктида.
-Сколько всего частей света?
— Частей света шесть: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида.
Сл. 36. Применение знаний
— Какая часть света состоит из двух материков?
— Америка. (Северная и Южная)
— Какие части света находятся на одном материке?
— Европа и Азия на материке Евразия.
8. Самостоятельное применение знаний (работа в группах).
Каждая группа получает задание: собрать из пазлов материк, узнать его по очертанию и рассказать о нём.
9. Итог работы. Рефлексия. Возвращение к теме и целям урока.
— Что нового узнали?
— Как узнали, что помогло?
— Где пригодятся знания?
— Кто из ребят больше всех помог в открытии знаний?
10. Домашнее задание.
Откройте дневник в графе «самооценка дня» поставьте значок, как прошёл урок.
Прочитать учебник стр.96-103; подготовить сообщение для рубрики «Это интересно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура урока позволяет в полной мере реализовать деятельностный подход. Дан самоанализ урока.
Тема: Материки и океаны.Цели урока: 1-линия развития – знакомство с целостной картиной мира.1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».2) Научить узнавать и показывать на карт.
Тема: Материки и океаны.Цели урока: 1-линия развития – знакомство с целостной картиной мира.1) Познакомить с понятиями «часть света», «материк» и «океан».2) Научить узнавать и показывать на карте все .
Урок окружающего мира в 4 классе.
Тема: Материки и океаны.Цель: работа над формированием понятий «материк», «океан» и «части света».Задачи: Образовательные: познакомить с понятиями “часть света”, “материк”, “океа.
Предмет: Урок окружающего мира (урок овладения знаниями, умениями, навыками). Продолжительность: 45 минут Класс: 3 класс Технология: Презентация PowerPoint может использоваться как иллюстративный м.
Тестовые задания разработаны для учащихся 2 классов. Предложенная работа позволяет выявить объективный уровень знаний учащихся по данной теме; развивает коммуникативные способности и аналитическое мыш.
Источник