Мероприятия по охране черного моря

Мероприятия по охране черного моря

Моллюск-хищник рапана прибыл в Чёрное море в 1947 году и к настоящему времени съел почти всех устриц, мидий и гребешков. Так сильно расплодиться рапана смогла потому, что вследствие невысокой солёности воды в море отсутствуют её естественные враги — морские звёзды.

Единственная массовая акула, обитающая в Чёрном море, — колючая акула (катран) — нечасто вырастает более полутора метров в длину, боится людей и редко подходит к берегу, держась холодных водных слоёв на глубине. Вместе с тем, катран является довольно ценным рыбацким трофеем (считается, что жир печени этой акулы обладает целебными свойствами) и может представлять опасность для рыбака: спинные плавники катрана снабжены крупными ядовитыми шипами.

Экология и охрана природы

Побережье Чёрного моря и бассейн рек, впадающих в него, являются районами с высоким антропогенным воздействием, плотно заселёнными человеком ещё с античных времён. Экологическое состояние Чёрного моря в целом неблагоприятное.

Среди основных факторов, нарушающих равновесие в экологической системе моря следует выделить:

  • Сильное загрязнение впадающих в море рек, особенно стоками с полей, содержащими минеральные удобрения, в особенности нитраты и фосфаты. Это влечёт за собой переудобрение (эвтрофикацию) вод моря, а, как следствие, — бурный рост фитопланктона («цветение» моря — интенсивное развитие сине-зелёных водорослей), уменьшение прозрачности вод, гибель многоклеточных водорослей.
  • Загрязнение вод нефтью и нефтепродуктами (самыми загрязнёнными районами являются западная часть моря, на которую приходится наибольший объём танкерных перевозок, а также акватории портов). Как следствие, это приводит к гибели морских животных, попавших в нефтяные пятна, а также загрязнению атмосферы за счет испарения нефти и нефтепродуктов с поверхности воды.
  • Загрязнение вод моря отходами человеческой жизнедеятельности — сброска неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод и т. п.
  • Массовый вылов рыбы.
  • Запрещенное, но повсеместно используемое донное траление, уничтожающее донные биоценозы.
  • Изменение состава, уменьшение количества особей и мутация водного мира под воздействием антропогенных факторов (в том числе замена коренных видов природного мира экзотическими, появляющимися в результате воздействия человека). Так, например, по оценкам специалистов из Одесского отделения ЮгНИРО, только за одно десятилетие (с 1976 по 1987 год) поголовье черноморской афалины сократилось с 56 тысяч до семи тысяч особей.
Читайте также:  Побережье черного моря пляжи с песком

По мнению ряда специалистов экологическое состояние Чёрного моря за последнее десятилетие ухудшилось несмотря на снижение экономической активности в ряде причерноморских стран.

Президент Крымской академии наук Виктор Тарасенко высказывал мнение, что Чёрное море — самое грязное море в мире.

Для охраны окружающей среды в районе Чёрного моря в 1998 году было принято соглашение ACCOBAMS («Agreement on the Conservation of Cetaceans of the Black Sea, Mediterranean Sea and Contiguous Atlantik Area»), где одним из основных вопросов стоит охрана дельфинов и китов.

Основным международным документом, регулирующим вопросы охраны Черного моря, является Конвенция о защите Чёрного моря от загрязнения, подписанная шестью черноморскими странами — Болгарией, Грузией, Россией, Румынией, Турцией и Украиной в 1992 в Бухаресте (Бухарестская конвенция). Также в июне 1994 года представителями Австрии, Болгарии, Хорватии, Чешской Республики, Германии, Венгрии, Молдавии, Румынии, Словакии, Словении, Украины и Европейского союза в Софии была подписана Конвенция о сотрудничестве по защите и устойчивому развитию реки Дунай. Как результат указанных соглашений, были созданы Черноморская комиссия (Стамбул), и Международная комиссия по охране реки Дунай (Вена). Данные органы выполняют функцию координации природоохранных программ, осуществляемых в рамках конвенций.

Ежегодно 31 октября во всех странах Черноморского региона отмечается Международный день Чёрного моря.

Источник

Планы спасения Чёрного моря

Что же делается сейчас для того, чтобы если уж не вернуть, то хотя бы приблизиться к тому, чем богаты мы были прежде? И опять начнем с самого больного, с загрязнения Черного моря. В черноморских портах используются суда нефтемусоросборщики, оборудованные устройствами, помогающими собирать и выдавать береговым «Станциям очистки» содержащие нефть воды. В некоторых портах есть станции по очистке балластных корабельных вод. Ведется работа по разбавлению промышленных и бытовых стоков.

В целом ряде бухт (Инкерманской, Балаклавской, Севастопольской) с помощью водолазов проводятся работы по очистке морского дна. Правительством выделены средства на строительство полигонов твердых отходов в различных поселках Крыма. Раньше эти отходы частично попадали на дно моря. Ведется строительство и реконструкция канализационных очистных сооружений, напорных коллекторов в Бахчисарае, Джанкое, Симферополе.

В Институте биологии Южных морей Национальной Академии наук Украины ученые заняты поисками в морской микрофлоре организмов, способных утилизировать и окислять нефть и нефтепродукты. Выработаны надежные методы прогнозирования заморов и оценка их последствий.

Запрещено использование тралов, так как это резко уменьшает запасы крупных, особенно донных рыб, в основном камбалы. Введены и все время совершенствуются научно обоснованные правила рыболовства. В крайнем случае, добыча или вылов нацело прекращаются. Усилена ответственность за нарушение правил рыболовства и охраны рыбных запасов. Есть «Положение о спортивной охоте», обязывающее стрелков знать и следовать правилам подводного рыболовства.

К охране рыбы привлечены пограничные войска и суда, так как работники рыбоохраны из-за своей малочисленности и слабой технической оснащенности с этим уже не справляются. Азово-черноморские Пограничные войска Украины проводят специальные операции «Заслон». К ним подключены корабли морской охраны погранвойск. Устанавливаются сроки запрета лова моллюсков и отдельных видов рыб, с опубликованием этих сроков в средствах массовой информации.

Предполагается вселить в Черное море некоторые виды морских животных для увеличения его биологической продуктивности.Проводятся работы по искусственному разведению кефали, камбалы, осетровых и моллюсков. При этом надо отметить, что главным путем получения различных морепродуктов со временем, помимо «вольной охоты», должно стать целенаправленное возделывание их на подводных фермах. В Японии, например, подводными фермами самого различного толка занято более 2000 гектаров прибрежных вод.

Необходимо также поднимать на борьбу за чистоту и сохранность Черного моря общественность, средства массовой информации, телевидение, постоянно будировать эти вопросы в местных органах власти, в Крымском и Украинском парламентах, и ни в коем случае не опускать рук, не тонуть в безнадежности и в безверии. Это наша страна, это наше море, мы хозяева, и всем миром надо защищать и охранять свое добро от равнодушных, корыстных, безответственных или просто безграмотных людей.

Правильно говорят, что все злое на Земле не столько от злых деяний, сколько от людского равнодушия к ним от попустительства. Это с позволения равнодушных «мы имеем, то, что имеем». Будучи свидетелями чего-либо преступного по отношению к морю или его обитателям, «не проезжайте мимо», как об этом хорошо написал Евгений Карасев:

Какая чистая вода!
Стоят уклейки недвижимо.
Я не могу проехать мимо,
Хотя и ехал не сюда.
И я, разглядывая дно,
Вдруг ужасаюсь,
что кому-то
И блеск воды, и цвет мазута,
И гибель рыбы — все равно.

В заключение обрадуем читателя: дата 31 октября объявлена «Международным днем Черного моря». А вот чему радоваться в связи с установленным праздником обитателям моря, это покажет время — самый справедливый и, слава Богу, самый неподкупный судья.

Источник

Черное море под экологическую защиту

Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истребление морских обитателей и их гибель достигли опасного предела. Не обошла стороной эта беда и Черное море, о чем с озабоченностью говорили участники состоявшегося в конце октября в Новороссийске круглого стола «Международный день Черного моря – 2018. Охрана окружающей природной среды на морском транспорте в Черноморском бассейне», приуроченного к 23-ей годовщине Международного дня Черного моря.

В заседании приняли участие представители контролирующих природоохранных структур, капитаны морских портов северо-восточного побережья Черного моря, члены Общественной палаты муниципального образования город-герой Новороссийск, представители предприятий морской отрасли, научных, образовательных и общественных организаций.

Владимир Меланин, Новороссийск

Открывая заседание круглого стола, заместитель руководителя ФГБУ «АМП Черного моря» Виталий Харченко акцентировал внимание собравшихся на одной из важных функций служб капитанов морских портов, которую они должны неукоснительно исполнять, – обеспечении экологической безопасности.

Выступившие на заседании затронули целый ряд проблем, таких как состояние экосистемы Черного моря, особенно прибрежных районов от Тамани и Анапы до Туапсе; наиболее актуальные экологические проблемы современного этапа развития данных территорий; формирование приоритетных направлений снижения антропогенной нагрузки и предотвращения деградации черноморских экологических систем и другие.

Мониторинг и контроль за сбросами с судов

Руководитель группы предупреждения, предотвращения и организации ликвидации загрязнения акватории морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря» Вячеслав Берд-ников посвятил свое выступление организации системного управления экологической безопасностью и международного сотрудничества в рамках Бухарестской конвенции по защите Черного моря от загрязнений.

Основной упор в докладе был сделан на работе морского транспорта и деятельности ФГБУ «АМП Черного моря», которое в сфере экологии руководствуется документами и рекомендациями Черноморской комиссии по защите морской среды от загрязнений. Специалисты учреждения активно участвуют в работе экспертных групп Черноморской комиссии, за что комиссия отметила работу Администрации настольной медалью «За выдающийся вклад в защиту Черного моря от загрязнений». Кроме того, управление экологической безопасностью Администрацией осуществляется в рамках других международных документов в данной сфере, а также в соответствии с национальным законодательством.

Как отметил В.Бердников, Черное море, и в частности акватории морских портов, наделены статусом особого района, в котором запрещен сброс нефтесодержащих вод, за исключением случаев, когда они не связаны с грузом, соблюдаются условия нахождения судов в движении, они оборудованы фильтрационными устройствами с глубиной очистки не более 15 ppm, снабжены сигнализацией и автоматическими устройствами прекращения сброса.

В Черном море впервые в мировой практике реализована программа мониторинга нефтяных загрязнений на базе спутниковых данных и систем АИС, внедрен в практику автоматизированный сервис «Космоснимки – Черное море», с помощью которого с большой точностью определяются места загрязнений, их источники, или суда-нарушители.

Реализация программы космического контроля нефтяных загрязнений дала мощный дисциплинирующий эффект по предупреждению нелегальных сбросов с судов, последовавший после расследования ряда эпизодов причастности судов к загрязнению моря на подходах к порту Новороссийск, уведомления об этом судовладельцев и администраций государств флага, а также предания их гласности в СМИ (сброс сточных вод, согласно приложению IV MK MARPOL-73-78, допускается на ходу с судов за пределами территориальных вод).

Что касается судового мусора, то, как подчеркнул В.Бердников, с 2015 года ужесточены требования к судовладельцам и капитанам судов в отношении его утилизации. Мусор подлежит обязательной сдаче на приемные сооружения в портах. Например, в порту Новороссийск с 2009 года действует план управления приемными сооружениями для судовых отходов, адаптированный под международную и национальную нормативные базы, осуществляется входной контроль накопления судовых отходов при заходе судов в порт и контроль сдачи отходов на выход судов из порта.

Особая ответственность в курортный сезон

Более детально о работе по защите акваторий черноморских портов рассказали представители их портовых властей. Врио капитана морского порта Анапа Дмитрий Кабанов и главный инспектор государственного портового контроля (ГПК) морского порта Геленджик Игорь Загреба проинформировали об ужесточении требований экологического законодательства в их портах в связи с тем, что порты находятся на территориях городов-курортов. Естественно, это накладывает на портовые власти особую ответственность.

Так, экологический контроль акватории порта Анапа осуществляется ежедневно путем патрулирования катерами с последующим докладом капитану порта о замеченных нарушениях. Кроме того, каждые 4 часа инспекторы ИГПК обходят портовые причалы и осматривают прилегающие к ним участки акватории с целью обнаружения загрязнений. За обязательное правило взят контроль бункеровки судов. На случай разливов всегда наготове специальная техника и люди.

Аналогичные задачи решает и Служба капитана порта Геленджик. Этот город-курорт только летом принимает около 4 млн отдыхающих и туристов. Вот почему, по словам И.Загребы, очень важна экологическая безопасность, ведь малейшая аварийная ситуация с каким-либо судном может привести к загрязнению бухты и срыву курортного сезона, который длится здесь круглый год.

Вместе с тем, в курортных портах есть проблемы, требующие незамедлительного решения. Из года в год здесь растет количество маломерных судов, используемых как для личного отдыха на море, так и с коммерческими целями, что создает угрозу для безопасности судоходства и чистоты моря. С целью упорядочения движения маломерных судов и плавсредств, а также контроля их передвижения необходимы особые меры, в том числе законодательного характера.

Что касается портов Новороссийск и Туапсе, то здесь, по словам заместителя капитана порта Новороссийск Игоря Пушко и капитана порта Туапсе Игоря Хочолавы, наряду с задачами обеспечения безопасного отдыха людей, приезжающих в прилегающие к акваториям портов санатории, пансионаты, детские лагеря, приходится решать проблемы куда более сложные, так как здесь расположены мощные грузовые терминалы и осуществляется заход и обработка крупнотоннажного грузового флота.

Так, в порту Туапсе разработана и введена в эксплуатацию система орошения для предотвращения пыления при перегрузке угля, а периметр сухогрузного района огражден пылезащитными экранами. Нефтерайон оснащен системой рекуперации газов. Недавно порт приобрел два специализированных судна экологической защиты, которые, по словам И.Хочолавы, весьма пригодились для ликвидации последствий стихийного подтопления города и загрязнения моря в конце октября этого года, вызванных шквалистым ветром и сильнейшим дождем. В нас-тоящее время акватория морского порта Туапсе полностью очищена от привнесенного стихией городского мусора и отходов.

Сложность решения экологических вопросов в Новороссийском порту, крупнейшем в России и третьем в Европе по грузообороту, проистекает из постоянного наращивания его мощностей, объемов переработки грузов и судозаходов. В настоящее время порт переваливает более 148 млн тонн грузов в год, из которых 93 млн тонн – нефть и нефтепродукты. При этом, по словам И.Пушко, при грузовых операциях и бункеровке судов в последние годы не допущено крупных загрязнений моря, а отдельные мелкие загрязнения быстро устранялись без какого-либо ущерба морю, городу и пляжам.

Как отметил капитан морского порта Новороссийск Евгений Тузинкевич, для поддержания всех сил экологичес-кого реагирования в морских портах регулярно проводятся учения и тренировки. Например, в 2017 году в порту Новороссийск их проведено более 70. Порт приобрел оборудование для уборки причалов и водяные пушки для снижения пыления на площадках хранения. Если раньше горожане и отдыхающие жаловались на пыление из порта и замазучивание пляжей, то в последние годы таких случаев не было. Научились перегружать и пылившие ранее зерновые грузы: теперь таких случаев нет, нет и нареканий.

На круглом столе были подняты вопросы подготовки и повышения квалификации специалистов-экологов. Об этом говорили профессор кафедры «Техносферная безопасность на транспорте» Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф.Ушакова Ирина Берёза и доцент этого университета, к.т.н. Николай Чура.

Они подчеркнули, что важной стороной работы вуза является реализация задач экологической направленности в транспортной сфере. В тематике курсовых и научных работ постоянно присутствуют вопросы экологии моря, объектов морского транспорта, инфраструктуры портов и терминалов.

Университет ведет подготовку и переподготовку спасателей по ликвидации аварийных разливов нефти (ЛАРН). Только в 2017 году аттестовано более 200 таких специалистов. Сейчас в университете изучается вопрос подготовки специалистов по направлению «Защита в чрезвычайных ситуациях». Разумеется, это новые специалисты современного уровня, владеющие новейшими технологиями и методами экологической защиты окружающей среды, в первую очередь морской.

О проблемах охраны моря говорили и другие выступающие, в том числе член Общественной палаты муниципального образования город-герой Новороссийск Татьяна Митина, старший государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды, начальник Новороссийского отдела Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора Юлия Шершень, научный сотрудник Южного научного центра РАН, к.б.н. Ольга Ясакова.

В частности, О.Ясакова дала развернутую картину состояния биосферы Черного моря, а также влияния человека на морскую флору и фауну. Так, если в древности море изобиловало такими ценными видами рыб, как осетр, лосось, камбала-калкан и многие другие, то к середине XX века они полностью исчезли в результате человеческой деятельности и бесконтрольного лова. Особенно «отличились» в уничтожении запасов рыбы турки, но и советские рыбаки не остались в стороне. Из 26 видов промысловых рыб, обитавших в Черном море в 60-х годах прошлого века, по данным программы ООН по окружающей среде, лов только 6 видов не утратил рентабельности.

Еще одна причина – загрязнение моря бытовыми и промышленными сточными водами. Так, полное исчезновение скумбрии и тунца произошло от того, что на пути миграций рыб из Мраморного моря в Черное стоит мощный «химический барьер» – гигантский многомиллионный город Стамбул, в густонаселенных районах которого нет очистных сооружений, и все неочищенные стоки сливаются прямо в пролив Босфор.

Негативно сказывается на рыбных запасах и перелов. И еще. Несколько десятков лет назад в Черное море на корпусах судов и с балластными водами завезли вредного вселенца – гребневика мнемиопсиса, размножившегося и приспособившегося к новым для него условиям. Прожорливый гребневик, питающийся не только планктоном, но и икрой и личинками рыб, постепенно лишил черноморскую рыбу кормовой базы и потомства. К счастью, после такого же вселения еще одного гребневика – берое – численность мнемиопсиса резко снизилась, так как берое им питается.

К настоящему времени в Черном море зарегистрировано 142 вида вселенцев, в том числе 29 видов планктонных водорослей, 38 – водорослей-макрофитов, 39 – беспозвоночных. Подавляющее большинство из них являются вредными, наносящими огромный ущерб флоре и фауне.

Вместе с тем, О.Ясакова отметила, что в последнее время наблюдается процесс оздоровления моря. Экономический кризис 90-х годов способствовал снижению химического загрязнения, снизилась частота цветения морской воды, постепенно стала восстанавливаться донная растительность и, как следствие, увеличиваться рыбные запасы. Однако радоваться рано – процесс оздоровления может прерваться в любой момент очередным необдуманным вмешательством человека в естес-твенную жизнь моря.

И все же общий настрой участников круглого стола можно считать оптимистичным, потому что все выступления участников содержали положительные моменты, связанные с пониманием необходимости заниматься защитой окружающей среды и с успехами в решении экологических проблем там, где это стало не только профессиональной обязанностью, но и зовом сердца. Остается надеяться, что с наступлением бурного экономического роста в России и, соответственно, расширением портовой деятельности в Черном море обратного негативного процесса не последует.

Источник

Оцените статью