Местные предметы занимающие обширные территории внутренние моря горные системы принято называть

Военная топография, Псарев А.А., Коваленко А.Н., Куприн А.М., Пирнак Б.И., 1986

Военная топография, Псарев А.А., Коваленко А.Н., Куприн А.М., Пирнак Б.И., 1986.

Учебник содержит сведения о местности и ее влиянии на боевые действия войск, топографических картах и аэрофотоснимках. В нем изложены способы ориентирования на местности, порядок составления графических боевых документов. В приложении помещены образцы топографических карт, картографические условные знаки.
Предназначен для курсантов высших военных училищ и офицеров.

Местность и ее тактические свойства.
Топографические элементы местности. Местность — это часть земной поверхности. Совокупность ее неровностей называется рельефом, а все расположенные на ней объекты, созданные природой и трудом человека (реки, леса, населенные пункты и др.), местными предметами. Местные предметы, занимающие обширные территории (внутренние моря, горные системы, пустыни и др.), принято называть географически м и объектами.

Местные предметы по признаку однородности их хозяйственного и военного значения подразделяются на группы, называемые топографическими элементами местности. Основными топографическими элементами местности являются рельеф, гидрография, растительный покров, почвогрунты, дорожная сеть, населенные пункты, промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты.

Топографические элементы местности взаимосвязаны между собой. Так, рельеф существенно влияет на конфигурацию дорог, планировку населенных пунктов, распространение почвогрунтов и растительности; почвогрунты во многом определяют характер растительности, глубину залегания грунтовых вод.

Оглавление
Предисловие
РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ. МЕСТНОСТЬ И ИЗМЕРЕНИЯ НА НЕЙ
Глава 1. Местность как элемент боевой обстановки
1.1. Местность и ее тактические свойства
1.2. Тактическая классификация местности
1.3. Разновидности местности и их тактические свойства
1.4. Сезонные изменения тактических свойств местности
1.5. Топогеодезическое обеспечение боя
Глава 2. Измерения на местности
2.1. Общие понятия об измерениях
2.2. Измерение углов
2.3. Измерение расстояний
2.4. Определение линейных размеров и других характеристик местных предметов
РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ТОПОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТЫ И АЭРОФОТОСНИМКИ
Глава 3. Топографические и специальные карты
3.1. Основные разновидности карт
3.2. Геометрическая сущность и математическая основа карт
3.3. Государственная и специальные геодезические сети
3.4. Топографические карты
3.5. Специальные карты и планы городов
3.6. Проекция топографических карт СССР
3.7. Разграфка и номенклатура топографических карт
Глава 4. Рельеф местности и его изображение на картах
4.1. Формы рельефа
4.2. Характеристика скатов
4.3. Изображение рельефа на картах.
4.4. Изображение форм рельефа, не выражающихся на карте горизонталями
4.5. Особенности изображения рельефа на топографических картах масштабов 1:500 000 и 1:1 000 000
4.6. Изучение рельефа по карте
Глава 5. Содержание топографических карт
5.1. Основные элементы содержания карты
5.2. Гидрография
5.3. Гидротехнические сооружения
5.4. Растительный покров и грунты
5.5. Дорожная сеть
5.6. Населенные пункты
5.7. Промышленные, сельскохозяйственные и социально-культурные объекты
5.8. Геодезические пункты
5.9. Границы
5.10. Зарамочное оформление карт
Глава 6. Измерения по карте
6.1. Измерение расстояний
6.2. Измерение длины маршрута
6.3. Определение площадей
6.4. Определение азимутов и дирекционных углов
Глава 7. Определение координат объектов на земной поверхности
7.1. Системы координат, применяемые в военной топографии
7.2. Географические координаты
7.3. Плоские прямоугольные координаты
7.4. Полярные и биполярные координаты
7.5. Связь между системами координат на земной поверхности
7.6. Топогеодезическая привязка позиций, пунктов, постов
7.7. Звездное небо
Глава 8. Аэрофотоснимки местности
8.1. Воздушное фотографирование и аэрофотоснимки
8.2. Геометрическая сущность и масштабы воздушного фотографирования
8.3. Фотодокументы
8.4. Измерения на аэрофотоснимках
8.5. Стереоскопическое рассматривание аэрофотоснимков
8.6. Перенос объектов с аэрофотоснимков на карту
8.7. Определение прямоугольных координат объектов по аэрофотоснимкам
8.8. Дешифрирование аэрофотоснимков
РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МЕСТНОСТИ
Глава 9. Ориентирование и целеуказание на местности без карты
9.1. Сущность и способы ориентирования на местности
9.2. Выбор и использование ориентиров
9.3. Целеуказание на местности
9.4. Определение направлений на стороны горизонта
9.5. Время
9.6. Определение и выдерживание направлений на местности
9.7. Движение по азимутам
Глава 10. Ориентирование на местности по карте
10.1. Топографическая карта — основное средство ориентирования на местности
10.2. Ориентирование по карте на месте
10.3. Ориентирование подразделений на местности
10.4. Ориентирование на местности в движении
10.5. Особенности ориентирования в различных условиях местности
10.6. Ориентирование по карте в полете
Глава 11. Использование навигационной аппаратуры в боевой работе командира
11.1. Назначение наземной навигационной аппаратуры и принцип ее работы
11.2. Понятие о гироскопическом ориентировании
11.3. Выдерживание маршрута по гирополукомпасу
11.4. Принцип работы и устройство навигационной аппаратуры с координатором
11.5. Предварительная проверка и настройка аппаратуры
11.6. Подготовка карты и навигационной аппаратуры с координатором для ориентирования на местности
11.7. Ориентирование на местности с помощью координатора
11.8. Использование координатора в боевых условиях
11.9. Особенности подготовки и эксплуатации навигационной аппаратуры с курсопрокладчиком
РАЗДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТ, АЭРОФОТОСНИМКОВ И СХЕМ МЕСТНОСТИ КОМАНДИРАМИ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ
Глава 12. Карта как средство управления
12.1. Роль и значение топографической карты как средства управления
12.2. Подготовка карты к работе
12.3. Основные правила ведения рабочей карты
12.4. Использование рабочей карты при постановке боевых задач и докладах
12.5. Работа с картой на местности
12.6. Целеуказание по карте и аэрофотоснимкам
12.7. Понятие об изучении и оценке местности в автоматизированных системах управления войсками
Глава 13. Изучение и оценка местности
13.1. Способы и методика изучения местности
13.2. Изучение проходимости местности
13.3. Изучение условий наблюдения
13.4. Построение профиля местности по линии большой протяженности
13.5. Изучение маскировочных свойств местности
13.6. Изучение защитных свойств местности
13.7. Прогнозирование изменений местности
13.8. Изучение условий ведения огня
13.9. Изучение рек и сезонных изменений местности
13.10. Изучение и оценка местности командиром мотострелковой роты в наступлении (пример)
Глава 14. Разведка местности и рекогносцировка
14.1. Задачи разведки местности
14.2. Способы разведки местности
14.3. Разведка отдельных элементов местности
14.4. Рекогносцировка
Глава 15. Составление схем местности и графических боевых документов
15.1. Назначение схем местности и основные правила их составления
15.2. Условные обозначения, применяемые на схемах местности
15.3. Способы составления схем местности
15.4. Составление простейших графических боевых документов
Ответы на контрольные вопросы и упражнения
Алфавитно-предметный указатель
Приложения:
1. Образцы топографических и специальных карт
2. Картографические условные знаки
3. Условные сокращения для подписей на топографических картах
4. Образцы аэрофотоснимков для дешифрирования
5. Часть листа карты с тактической обстановкой.

Читайте также:  Романс это было у моря где ажурная пена

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Военная топография, Псарев А.А., Коваленко А.Н., Куприн А.М., Пирнак Б.И., 1986 — fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать zip
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу

Источник

Местные предметы и их характеристика

Типовые формы рельефа местности и их характеристика.

Гора — возвышенность, имеющая, как правило, куполообразную или коническую форму. Верхняя часть горы, называемая вершиной, может иметь вид купола (куполообразная гора) или плоской ровной площадки (плато), или же заканчивается острием(пик). Нижняя часть горы (основание) называется подошвой, а склоны от вершины к подошве — скатами. По своей форме скат может быть ровный, выпуклый, вогнутый и волнистый. Ровный и вогнутый скаты просматриваются с вершины возвышенности до подошвы. Выпуклы и скат характерен наличием перегиба, который закрывает часть местности, создавая тем самым не просматриваемые участки при обзоре ската с вершины возвышенности. Волнистым называют такой скат, который на своем протяжении переходит от ровного к выпуклому, затем к вогнутому, снова к ровному и т. д.; он представляет собой сочетание различных скатов. Волнистый скат создает неблагоприятные условия для обзора местности, так как наличие на нем перегибов не позволяет просматривать весь скат. В то же время такие перегибы ската часто создают благоприятные условия для скрытного передвижения и подхода к намеченному объекту.

Хребет— сочетание нескольких возвышенностей, вытянутых в одном направлении, или одна такая возвышенность. Линия, которая соединяет наивысшие точки вдоль хребта (или любой другой возвышенности) и от которой в противоположные стороны расходятся скаты, называется водоразделом или топографическим гребнем.

Котловина— хорошо различимое на местности понижение, имеющее форму замкнутой чашеобразной впадины. Место, откуда начинается понижение, называется окраиной котловины, а самая низкая часть котловины— дном. Небольшая котловина называется ямой.

Лощина — вытянутое и понижающееся в одном направлении углубление местности. Линия, соединяющая низшие точки по дну лощины, называется водосливом. Лощины, расположенные на равнине или на пологом склоне горы и имеющие резко очерченные границы, от которых ко дну лощины идут крутые обрывистые скаты, называются оврагами.

Седловина— пониженная часть хребта, расположенная между двумя соседними вершинами. Седловина почти всегда является местом начала двух лощин, расходящихся в противоположных направлениях. В горной местности пути сообщения через хребты, как правило, идут через седловины. Такие седловины называются перевалами. Гора, хребет, котловина, лощина и седловина являются типовыми формами рельефа; вершина, дно котловины — характерными точками, а водослив и водораздел — характерными линиями рельефа. Эти точки и линии составляют как бы скелет (остов) рельефа, определяющий общий характер и взаимное расположение неровностей данной местности

Местные предметы и их характеристика.

Местностью называется участок (район) земной поверхности со всеми его неровностями, растительным покровом, водной и дорожной сетью, населенными пунктами и другими местными предметами.

В военном деле под понятием «местность» подразумевается определенный участок земной поверхности, на котором предстоит вести боевые действия.

Все эти объекты местности принято называть топографическими элементами.

Топографические элементы по признаку однородности их хозяйственного и военного значения подразделяются на следующие основные группы:

— почвенно-грунтовый и растительный покров;

— гидрография (реки, озера и прочие естественные и искусственные водоемы);

— населенные пункты и другие объекты.

Населенные пункты — города, поселки городского и дачного типа, поселки сельского типа (деревни, села), отдельные жилые постройки (дворы). Количество населенных пунктов, их тип и рассредоточенность определяют степень обжитости данной местности. Населенные пункты, являясь местом жительства и трудовой деятельности людей, одновременно являются местом сосредоточения производственных предприятий, социально-культурных объектов и других материальных и культурных ценностей. Во многих случаях населенные пункты являются узловыми пунктами путей сообщения.
Дорожная сеть —- железные дороги, автострады, шоссе, грунтовые улучшенные и проселочные, полевые и лесные дороги, тропы. Степенью развитости дорожной сети и качеством дорог определяются условия проходимости данной местности и возможности эффективного использования транспортных средств. Основными техническими характеристиками дорог являются ширина проезжей части, материал покрытия, качество дорожных сооружений через препятствия. Наиболее распространенная ширина автомобильных дорог для двустороннего движения (кроме автострад) 6,5—7,5 м. По характеру покрытия автомобильные дороги делятся на дороги с твердым покрытием (шоссе, улучшенные грунтовые дороги) и дороги на естественном грунте (проселочные, полевые, лесные), Железные дороги характеризуются шириной колеи, числом путей, количеством и типом станций. Эти данные и определяют пропускную способность железных дорог.
Линии и сооружения связи — телеграфные и телефонные линии, радиостанции, телефонные станции, телеграфные и радиотелеграфные конторы и отделения. Наличие средств связи позволяет быстро устанавливать и постоянно поддерживать сношения между населенными пунктами, организациями, учреждениями на большие расстояния. Передача посредством связи различного рода информации обеспечивает возможность своевременно ориентироваться в обстановке и событиях, отдавать распоряжения, представлять донесения, осуществлять руководство и управление.
Воды и сооружения при них — реки, каналы, озера, плотины, пристани, мосты, паромы, створные знаки и т. п. Водные объекты, их наличие и характеристика, с одной стороны, определяют степень изрезанности местности препятствиями, а с другой — создают хорошие условия для водоснабжения и осуществления перевозок по водным путям. Основными показателями, характеризующими реку, являются ширина реки, скорость течения, грунт дна, глубина, а также подходы к реке. По ширине русла реки часто подразделяют на узкие (до 60 м), средние (60—300 м) и широкие (более 300 ж). Средняя скорость течения спокойных относительно небольших рек, протекающих по равнинной местности, около 0,5—0,6 м/сек, крупных равнинных рек — до 1 м/сек, горных рек — до 3—6 м/сек, а иногда и больше.
Почвенно-растительный покров — леса, кустарники, сады, луга, огороды, болота, пески и т. п. Основные характеристики леса определяются породой деревьев, их возрастом, толщиной, высотой и густотой насаждения.
По данным возраста леса, высоты и толщины деревьев лес принято разделять:
— на молодой лес — высота деревьев 4—6 м, толщина 5—15 см,
— на средневозрастной —высота деревьев 6—10 м, толщина около 20 см;

— на спелый лес — высота деревьев более 10 м, толщина более 20—25 см.
По густоте лес подразделяется на густой лес — расстояние между деревьями менее 10 м, лес средней густоты—10—15 м, редкий лес—15—30 м.
Грунты при их характеристике в практике подразделяют на скалистые и рыхлые. Рыхлые грунты покрывают подавляющую часть суши. Каменистые грунты чаще всего распространены в горных районах.
К болотам относятся сильно увлажненные участки местности, покрытые слоем вязкого грунта, чаще всего торфа. По проходимости болота подразделяются на проходимые, труднопроходимые и непроходимые. Сведения о проходимости болот можно получить по топографической карте.
Песчаные грунты распространены повсюду. Особенно их много в пустынях. В сухом состоянии без дернового покрова пески значительно затрудняют движение колесных машин. При увлажнении, после выпадения обильных дождей пески уплотняются и проходимость их повышается.
Из приведенной краткой характеристики основных топографических элементов местности видно, с каким многообразием элементов рельефа и местных предметов можно встретиться при изучении и оценке местности в ходе выполнения боевых задач. Однако в силу географических и природных условий топографические элементы местности, находясь во взаимосвязи друг с другом, образуют сравнительно, однообразные разновидности местности, занимающие довольно обширные территории, что позволяет определить более или менее общие свойства, характерные для данной разновидности местности.

Источник

Оцените статью