Мир, труд, май: истоки праздника и мировые традиции
Как всё начиналось?
1 мая 1886 года чикагские рабочие вышли на митинг — люди обращались к правительству с требованием улучшить условия труда: установить 8-часовой рабочий день вместо 12-15-часового, повысить заработную плату, прекратить эксплуатацию детского труда.
Забастовки проходили в Нью-Йорке, Детройте и других городах, но самой горячей точкой на карте Соединенных штатов оказался именно Чикаго. 4 мая после массовых увольнений чикагские рабочие объявили вторую забастовку. Потом был митинг на Хеймаркет-сквер — анархисты заверили, что акция будет мирной, но человек из толпы бросил в людей бомбу. Погибло несколько рабочих, десятки людей были ранены, пострадали полицейские.
Через несколько лет, летом 1889 года, Парижский конгресс II Интернационала постановил проводить ежегодные демонстрации 1 мая — в честь тех, кто пострадал и погиб, борясь за правое дело, на чикагском Хеймаркете.
За 30 лет до событий в США уменьшить часы работы просили граждане Австралии — и это им удалось. Первый в мире марш рабочего движения за 8-часовой рабочий день прошел 21 апреля 1856 года в Мельбурне. Мероприятие ждал хэппи-энд — власти прислушались к требованиям людей и сократили рабочее время до 8 часов в день, а зарплату при этом решили оставить прежней.
Первомай в Российской империи, СССР и современной России
В 1891 году революционер Михаил Бруснев со своими соратниками провел первый митинг в Санкт-Петербурге. В сходке участвовал рабочий класс. Спустя годы, уже после событий Октябрьской революции в 1917 году, праздник приобрел официальный статус и стал называться «День Интернационала». В том же году прошел и первый в истории СССР парад, посвященный Первомаю. А спустя 9 лет, летом 1928 года, официальными праздничными выходными были объявлены целых два дня — 1 и 2 мая.
И, если сейчас мы все привыкли видеть военную технику и самолеты на Параде Победы 9 мая, то раньше воздушные парады с легендами советского авиастроения проводились именно на Первомай.
1970-й год — еще одна знаменательная веха в истории праздника — теперь первые дни мая официально называются Днями международной солидарности трудящихся.
Праздник традиционно носил сугубо политический оттенок — на первомайские демонстрации граждане приходили с портретами именитых политиков и передовиков производства. Первомай воспевал революционеров, был настоящим символом народного равенства.
Оптимистичные девизы, плакаты с бодрыми призывами, флаги, транспаранты, воздушные шарики и цветы — народ действительно ощущал неподдельное единение. Это был по-настоящему праздничный весенний день, когда радовались все — взрослые и дети, старики и молодежь. Но люди не забывали и о традиционной идее — ведь демонстрации проводились, чтобы выразить солидарность с рабочими по всему миру.
В этот день украшали даже фасады зданий — чтобы каждый гражданин Советского Союза почувствовал единение с Родиной, товарищами и государством. Торжественные улицы и проспекты ликовали вместе с народом. Появился даже новый вид искусства, который стал весомой частью советской культуры и яркой ассоциацией у иностранцев — политический плакат. И хотя не все плакаты были связаны с политикой, все-таки именно первомайские воспринимались как-то по-особому, ведь они должны были говорить на одном языке с каждым без исключения гражданином. Яркость, простота восприятия, огромный тираж и, конечно, дань популярным в разное время художественным стилям и направлениям сделали советский плакат настоящим символом, даже легендой эпохи.
С течением времени и со сменой эпох в стране политический оттенок праздника сошел на нет. С 1992 года он даже сменил имя и стал называться «Праздник весны и труда». После многочисленных тяжелых споров и оппозиционных митингов с печальным исходом для большинства людей нашей страны Первомай остался традиционным дополнительным выходным, который любят и празднуют во многих семьях.
Кстати, традиционные первомайские шашлыки, которые мы все так любим, — появились еще до революции. 1 мая по всей стране проходили маёвки с семейными посиделками, пикниками и прогулками на природе. Правда, вскоре они стали носить еще и оппозиционный характер. Под видом безобидных пикников начали проводить нелегальные собрания рабочих. Сходки были запрещены на государственном уровне и преследовались полицией.
Еще одним событием, объединявшим дух советского народа, был парад физкультурников. Обычно мероприятие проводили на Красной площади в Москве. На одном из плакатов, созданных к грандиозному спортивному параду, была отпечатана надпись: «Физкультурный парад — мощная демонстрация силы и непобедимости советского народа!». Эти слова по праву можно считать девизом советских физкультурников — они активно пропагандировали здоровый образ жизни и спорт.
Парад физкультурников на Красной площади. Студентки и студенты Московского института народного хозяйства. 1 мая 1938 и 1 мая 1939 гг. Фотографии из архивов музея РЭУ им. Г. В. Плеханова.
Солидарность трудящихся во всем мире
Сегодня День международной солидарности трудящихся отмечают больше 140 стран, но не везде праздник проходит в начале мая. В самих США и Канаде, например, International labour day принято отмечать в первый понедельник сентября — когда на смену летним каникулам приходит сезон учебы и работы.
День труда, или День Рэндола Фоукса — национальный праздник Багамских Островов, который отмечается в первую пятницу июня, чтобы устроить длинные выходные. Первый месяц лета выбран не случайно — 7 июня 1942 года здесь тоже произошла масштабная забастовка рабочих. Во время праздника в столице страны Нассау тысячи людей приходят посмотреть на парад — шествие украшают музыканты и танцоры в красочных национальных костюмах. Завершается праздник традиционным выступлением политических деятелей и представителей власти.
В Канаде День труда, или Fête du Travail по-французски, тоже является государственным праздником и отмечается в первый понедельник сентября с 1894 года. Парады в этот день обычно организуются профсоюзами. А пикники, развлечения и общественные мероприятия с запуском фейерверков устраивают и обычные люди, для которых длинные сентябрьские выходные — еще один приятный повод отвлечься от рабочей рутины перед началом осеннего сезона.
В Новой Зеландии День труда традиционно отмечается в четвертый понедельник октября. С 1900 года праздник считается государственным. Интересно, что раньше в разных провинциях он отмечался в разные дни. Судовладельцы стали жаловаться — моряки берут огромный отпуск, проводя один День труда в одном порту, а другой — в следующем. В итоге правительство устранило эту лазейку — с 1910 года праздник отмечается по всей стране в один и тот же день.
А вот 1 Мая в качестве официального праздника отмечают в Австрии, Мексике, Греции, Латвии, Нигерии, Германии, Сингапуре, Венгрии, Чехии, Мексике, Таиланде, Малайзии, Бразилии, Франции, Турции и множестве других стран.
Источник
10 неизвестных: «Мир. Труд. Май» на картинах из Третьяковки
Тематическая подборка произведений советской живописи к 1 мая.
Александр Дейнека. Стахановцы. 1938
1 мая – День труда или Праздник весны и труда, или День международной солидарности трудящихся. Это не только советский праздник – его отмечают во многих странах мира, пусть и в разные даты. Но если исторически смысл этого праздника был связан с борьбой за права рабочих, то сегодня для большинства 1 мая – это еще один выходной, повод отправиться в небольшое путешествие или открыть дачный сезон. Если вы остались на эти дни в Москве, то отправляйтесь в музеи – по случаю праздников Третьяковская галерея отменила выходной в понедельник и будет работать до 18:00. В залах музея на Крымском валу есть отличная коллекция живописи с «трудовыми» подвигами советских рабочих.
Степан Карпов. Дружба народов. 1924
Попробуйте представить этих людей обнаженными, и сразу поймете, что их место не в советской реальности, а в Древней Греции. Такие фигуры могли бы поддерживать колесницу Аполлона или сражаться с кентаврами среди скульптур, украшающих античные храмы. Но они оказались здесь, на эпическом полотне Степана Карпова, в костюмах рабочих, революционеров и крестьян. Это говорит лишь об одном: у художника за плечами была мощная академическая школа, и он совершенно точно был знаком с классической традицией в живописи. Он изображает обобщенный образ народа, строящего новую страну.
Александр Самохвалов. Киров принимает парад физкультурников. 1935
Кстати, День труда первоначально был вовсе не советским праздником. Его история берет начало в 1886 году, когда американские рабочие-анархисты в Чикаго устроили митинги и демонстрации, закончившиеся кровопролитием. В РСФСР праздник стал официальным в 1918 году под названием День Интернационала, а Днем солидарности трудящихся он стал только в 1972 году. Сразу после революции в новой стране стали проводиться первомайские демонстрации трудящихся и военные парады – первый военный парад РККА прошел в 1918 году на Ходынском поле, и только после 1945 года военные парады стали традицией Дня Победы, 9 мая. А на второй день праздника, как правило, во всей стране проходили «маёвки» – массовые празднования на природе.
Борис Комаров. Молодежь метро за учебой. 1937
Тематика трудовых картин постепенно менялась – в зависимости от тех идей, которыми жила страна. В 1930-е годы главной темой «ударного труда», разумеется, стало строительство метро. Герои такой живописи всегда одеты в соответствующую рабочую одежду, перемазаны грязью и сажей – совсем не белые воротнички. Но тем не менее, композиция, позы и жесты – все это художник заимствует из классической живописи. Так, как сидят молодые рабочие на картине Комарова, могли бы сидеть студенты на «Уроке анатомии доктора Тульпа» Рембрандта.
Александр Дейнека. Стахановцы. 1938
Еще одно эпическое полотно «Стахановцы» было написано Александром Дейнекой, художником, оформившим плафоны на станции метро «Маяковская» в Москве. Здесь он изображает бескрайнее море счастливых людей, идущих на первоймайской демонстрации. Интересно то, как художник работает с планами: чтобы создать это ощущение бесчисленного множества людей, он пишет крупные фигуры на переднем плане, а следом за ними – крошечные силуэты людей, которые кажутся очень далекими, при этом средний план у него совершенно отсутствует.
Аркадий Пластов. Сенокос. 1945
А «Сенокос» Пластова – это уже послевоенная картина. Главный подтекст – тишина, мир и спокойствие 1945 года.
Александр Дейнека. На просторах подмосковных строек. 1949
Это уже совершенно другой Дейнека. Послевоенная живопись этого художника близка к суровому стилю 1960-х. Трансформация, произошедшая с индивидуальным стилем мастера, поразительна: от бравурных эпических полотен, изображающих безоблачную жизнь Страны Советов, он переходит к реалистичному изображению тяжелого труда, в том числе – женского, в самых сложных погодных условиях.
Андрей Мыльников. На мирных полях. 1953
Но не все художники одновременно почувствовали смену живописного контекста и перешли к суровому стилю. Даже в 1950-х советские мастера продолжали создавать безоблачные сельские пасторали. Интересно, что Мыльников, ко всему прочему, был еще и художником импрессионистического толка, поэтому его картины наполнены светом и воздухом, в соответствии с традициями этого живописного направления.
Юрий Пименов. Район завтрашнего дня. 1957
Юрий Пименов был одним из художников, изобразивших 1960-е как эпоху надежд «за секунду до светлого будущего». Стройки, свадьбы, молодые ученые, автомобили – все это мчится навстречу завтрашнему дню. Это сделало его одним из главных мастеров своего поколения. Это уже не довоенный эпос Дейнеки или Самохвалова, но еще и не суровый стиль 1960-х.
Таир Салахов. С вахты. 1957
«Суровый стиль» отличался от соцреализма Юрия Пименова и других мастеров более грубыми формами и сюжетами. Если первый говорил о трудовых подвигах, то второй – о счастливой послевоенной жизни в мирной социалистической стране. Героями сурового стиля часто становились рабочие, строители, крестьяне, а темами – тяжелый физический труд и грубость бытия. И в отличие от первомайский триумфальных шествий такие полотна говорили суровую правду.
Виктор Попков. Строители Братска. 1960-61
«Строители Братской ГЭС» – одно из главных произведений так называемого «сурового стиля» рубежа 1950-х – 1960-х годов. Оно стало символом своего времени и, наверное, одной из последних картин эпохи, когда люди еще верили в возможность строительства иного будущего и нового мира.
Источник