Монастырь по среди океана

Молитва у океана

Как на Дальнем Востоке утвердилась валаамская традиция монашества

Именно в год 100-летия революции, когда Русская православная церковь подверглась небывалым гонениям, стоит вспомнить о духовных основах российской культуры и государственности.

…Морской ветер продувает весь Русский остров. Солоноватый влажный и прохладный воздух. Темное небо и темный океан. Вдали, через пролив Босфор, сияет на сопках яркими огнями Владивосток.

— Вы могли бы сейчас забрать посылку? Вам пришла, – окликает нас в фойе университетской гостиницы дежурная.

Увесистый пакет из Москвы, от Татьяны Ивановны Шевченко. Уже с радостью догадываемся, что это.

«Свет Валаама» — большие буквы на мягкой светло-зеленой обложке сборника материалов «Пятых Валаамских чтений» — конференции, проходившей майскими днями на далеком северном острове.

Листаем страницы с фотографиями, изображениями – знакомые лица докладчиков, организаторов чтений, вспоминается атмосфера конференции, благодатных валаамских богослужений…

И как тепло встречал тогда гостей конференции лучезарный отец Мефодий! Игумен Мефодий (Петров) возглавляет созданный при монастыре просветительский Центр «Свет Валаама». Центр появился с благословения владыки Панкратия, настоятеля Валаамского монастыря. Более двадцати лет назад владыка Панкратий вместе с отцом Мефодием прибыли на Валаам из Свято-Троицкой Сергиевой Лавры по благословению известного старца архимандрита Кирилла (Павлова).

А вот слова владыки Панкратия на открытии чтений: «Несмотря на то, что велика роль государства, значительна роль средств массовой информации, общественных институтов, но все-таки роль Церкви во многом определяющая. Потому что именно в лоне Церкви рождается личность христианина». И далее:

Читайте также:  Океан тепла дома тепло

«А христианство всегда подразумевает личностный рост, личностное развитие, и когда христиан будет достаточно много – это может определить, как будут развиваться наше общество и наша страна».

«…Я чувствовал присутствие Божие в жизни русского народа» — это слова игумена Мефодия (Петрова). Отец Мефодий из Македонии, но Божие присутствие в жизни нашего народа он чувствует, может быть, лучше, чем многие русские. Батюшка хорошо знает, что основа русской культуры – православие.

«Православие – основа русской культуры: пути духовно-нравственного возрождения современного общества» — так назывались Пятые Валаамские чтения, об этом пишется в открытом сейчас нами на берегу Тихого океана зеленом сборнике «Свет Валаама».

Свет Валаама… Северный Афон на Ладожском озере, где монашеская жизнь началась много веков назад. Суровые условия природы холодного каменного Валаама и обильно разлившаяся благодать Божия. Тысячи иноков и множество скитов, куда веками бежали боголюбивые души от мятежа мирского, где шла работа по созиданию Святой Руси.

Свет Валаама сияет миру. Из глубины веков этот свет проливается на ищущих спасения. Пролился он и на Тихом океане среди чистых сердцем и открывшихся Богу алеутов через проповедь скромного старца-святого Германа Аляскинского, валаамского монаха…

На другом берегу Тихого океана, в Русской Америке, и покоится преподобный Герман. Святой из героической эпохи. Той эпохи, когда русские северным путем уверенно шли к тихоокеанским берегам. Ставили крепости и города на Аляске, в Северной Америке. В Охотске, что на материке напротив Камчатского полуострова, зародился наш Тихоокеанский флот. Славное героическое время освоения новых земель русским народом. Народом, который прошел до Америки с Крестом и Евангелием. И ведь немалую роль в этом сыграл священный остров Валаам, где веками молились монахи за Святую Русь и за весь православный люд. С Валаама уходили монахи, чтобы основывать монастыри и храмы в далекой сибирской и тихоокеанской тайге. Со времен игумена Назария (1782 – 1801 годы) валаамские насельники отправлялись на миссионерские труды к далеким Алеутским островам.

Свет Валаама пролился в конце XIX века и в Русском Приморье или, как тогда называли, в Южно-Уссурийском крае. В 1896 году на берегу таежной реки Уссури был основан Свято-Троицкий Николаевский мужской монастырь. Основали его афонский монах Алексий и два инока Валаамского монастыря – Сергий и Герман.

Суровая река с быстрым течением среди скалистых сопок. Впадает в Амур, шумя стремительными перекатами по большим валунам. На высоком берегу этой реки по сей день стоит златоглавая обитель. Таежный дальневосточный монастырь – прямая связь с северным островом, с алтарями Валаамского Спасо-Преображенского мужского монастыря.

Обилие солнца, в лучах которого вызревает приморский виноград, насыщенные Богородичные цвета небес в час заката, близость океана, мягкие склоны сопок, укрытые разноцветным лесным покровом – все это увидели валаамские монахи, прибывшие в 1895 году в Горные ключи к месту своих новых подвигов.

В Свято-Троицком монастыре в Шмаковке (на фото) сочетались две монашеские традиции. Одна – афонская, представленная первым строителем обители иеромонахом Алексием (Осколковым), который был пострижеником Свято-Пантелеймонова монастыря на Афоне. Он прибыл на пароходе из Одессы во Владивосток. Имел большой духовный и жизненный опыт, дружил с начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином (Капустиным). Занимался иконописью.

На устроение монастыря отцу Алексию пришлось собирать материальную помощь по всей России. Он обратился к премьер-министру Витте, который способствовал выделению средств через Синод. Отцу Алексию было 60 лет, когда он начал строить обитель.

Одним из устроителей монастыря, помогавшим в совершении крупных построек, был известный иркутский предприниматель Иннокентий Сибиряков, который в конце жизни принял постриг на Святой горе Афон.

Другая традиция Свято-Троицкого Николаевского монастыря в Шмаковке – валаамская. Ее заложили прибывшие с Валаама иеромонах Сергий (Озеров) и иеродиакон Герман (Богданов). Отец Сергий, с 1902 года ставший игуменом, проходил послушание на Валааме в скиту Всех Святых под руководством опытных старцев, — иеросхимонахов Алексия и Антипы, отличавшихся духовным даром рассуждения.

Утвердилась на Дальнем Востоке именно валаамская традиция монашества.

По сию пору монастыри Приморья живут по аскетическим традициям дореволюционной эпохи. Мужской монастырь в Шмаковке уже с начала XX века стал духовным центром для всего края. До революции здесь была создана типография для печатания просветительской литературы. В глухой уссурийской тайге в монастырских стенах издавалась духовная литература.

…В старинном здании управления Владивостокской епархии мы побывали на приеме у правящего архиерея – митрополита Приморского и Владивостокского Вениамина (Пушкаря). Передав владыке сборник с Валаамских чтений, стали расспрашивать митрополита и о Свято-Троицком Николаевском мужском монастыре в Шмаковке, священноархимандритом которого он является. Владыка Вениамин поведал нам, что печатание святоотеческой литературы в монастыре так было обильно, что не только насыщался Южно-Уссурийский край, но часть книг высылалась на Валаам.

«Экономически монастырь был очень сильно развит. Все от гвоздя до иголки делали сами. Шили, оленеводством занимались… Пахотных земель было много. Могли первых переселенцев в край в случае голода год кормить. Так много было запасов. Развивали культуру земледелия по последнему слову техники. И обучали земледелию крестьян. При монастыре была открыта школа для крестьянских детей».

Владыка Вениамин рассказывал нам о монастыре и о его старой жизни так, что перед нами живо возникал величественный и масштабный образ Свято-Троицкой Николаевской обители, озаряющей светом Православия всю уссурийскую тайгу — от Владивостока до Хабаровска на Амуре, от Турьего Рога на озере Ханка до тихоокеанской бухты Ольги и Императорской гавани, называемой сегодня Советской…

«Очень сильно духовно влиял монастырь на жизнь в крае. Ежегодно устраивались крестные ходы. Со всего Южно-Уссурийского края шли Крестным ходом к монастырю. Из Владивостока Крестный ход был на поезде. Власти специально выделяли вагоны для этого. По пути к Шмаковке в определенных местах поезд останавливался, и к нему с разных сел крестными ходами стекались жители края. Последний участок пути от станции к монастырю множество народа пешком продолжали Крестный ход. Люди тогда были очень религиозные. Есть фото, где в монастырь приезжает множество паломников. Такую роль играл Шмаковский монастырь – наследник Валаама на Дальнем Востоке».

Слушая митрополита Вениамина, мы невольно подумали о тех удивительных связях, которые соединяют сегодня Валаам, Приморье и главную монастырскую обитель Руси – Троице-Сергиеву Лавру.

Ведь наш владыка – тридцать с лишним лет провел в Лавре. И оттуда же вышли сегодняшний настоятель Валаамского монастыря епископ Панкратий и игумен Мефодий (Петров).

Велика роль наших монастырей в духовном, культурном и даже экономическом освоении Россией новых территорий, в созидании Святой Руси среди глухой тайги и скалистых сопок, там, где жили до прихода русских малые народы, сердца которых еще не знали Света Христова.

…Холодная волна, накрывающая коричневые валуны на берегу Ладожского озера, обрывистые скальные берега, высокие сосны и обилие солнечных дней на островах Валаамского архипелага. Сюда стремится сердце каждого русского православного человека, сюда пароходами до революции ехали студенты семинарий, боголюбивые паломники, трудники, страждущие души.

Читаем воспоминания митрополита Вениамина (Федченкова) о путешествии на Валаам, его знаменитые записки «На Северный Афон». Когда митрополит, будучи студентом Санкт-Петербургской Духовной академии, находился в Ильинском скиту на Валааме, один из пожилых иноков прямо в день Цусимской битвы спросил его: «Ну что, как там о войне-то пишут?»

Валаамские братья молились за Россию, за воинов и моряков, сражавшихся в это время на далеком Тихом океане.

А в Приморье недалеко от города Уссурийска, близ села Линевичи, названного в честь русского генерала Линевича Николая Петровича, героя русско-японской войны, главнокомандующего вооруженными силами на Дальнем Востоке, был основан женский монастырь, который окормляли валаамские монахи из Шмаковки. Валаамские отцы, приехав в Южно-Уссурийский край, стали духовными водителями для русских переселенцев и воинов. Тех переселенцев, которые основали село Никольское, ставшее впоследствии, по Указу Николая II, городом Никольск-Уссурийским, названным в честь небесного покровителя Царя – святителя Николая Чудотворца.

В Никольске-Уссурийском, именуемом ныне просто «Уссурийск», в Покровском храме хранится чудотворная икона Богородицы «Объятья Отча». Этот чудесный образ написан отцом Алексием на Афоне в дар Свято-Троицкому монастырю. Тем самым батюшкой Алексием, который был основателем первой дальневосточной монашеской обители в Шмаковке, учрежденной, кстати, также Указом Николая II. Это благословение ушедших иноков иночеству современному. Это благословение всему нашему Южно-Уссурийскому краю.

Пять монашеских обителей сегодня в Приморье. Одна из них на острове Русский – новая, Свято-Серафимовская.

Это не далеко от Дальневосточного университета. Всего полчаса по разбитой военной островной дорог, у поселка Подножие. Монастырская мужская обитель на острове Русский. Молитва ко Христу над Тихим океаном…

Игорь Романов, Владислава Романова
Центр церковно-государственных отношений «Берег Рус»

Источник

Монастыри Красного моря

Спрятанные среди пустынных холмов Красного моря, старейшие египетские монастыри – посвященные Святому Павлу и Святому Антонию, восходят к периоду становления христианского монашества, соблюдая ритуалы, которые едва ли изменились на протяжении 16 веков. Их ощутимая связь с первоначальной церковью придаёт им особый резонанс для верующих, но не надо быть слишком религиозным, чтобы воспринять их умиротворяющую атмосферу и величественную окружающую обстановку. Здесь есть также возможности для того, чтобы наблюдать за птицами в естественных условиях вблизи.

Монастырь Святого Антония

К западу от Заафараны широкая долина разделяет плато Галала и прокладывает дорогу по направлению к Нилу, на 168 километров. Она носит название Вади Араба, которое происходит от повозок, на которых когда-то доставляли провизию в монастырь, хотя легенда относит это название к колесницам фараона, которые преследовали израильтян до Красного моря. Сворачивая с дороги и следуя к холмам на юге, можно заметить монастырь, расположенный внизу под величественной грядой холмов, известной как гора Калах. Если вы сомневаетесь, попросите кого-нибудь, кого вы встретите, показать вам Дейр Анба Антониус или Дейр Каддис Антван.

Очень высокие стены с узким внутренним мостиком окружают монастырь Святого Антония (открыт ежедневно 8.00-17.00; закрыт в течение Великого поста и Рождества), чьи переулки с двухэтажными жилыми строениями, церквями, мельницами и виноградными, оливковыми и пальмовыми садами по существу составляют целое поселение. Прежде, будучи автономной, община получает теперь большую часть провизии, как из Каира, так и из собственной фермы рядом с Бени Суэйф, но остаётся зависимой от воды из своего источника, где, согласно арабской легенде, Мириам, сестра Моисея, купалась во время Исхода. Говорящий по-английски монах проведёт для вас экскурсию, различающуюся для каждого посетителя; не ожидайте, что вы увидите всё, поскольку монастырь теперь находится в процессе реставрации.

Достопримечательности включают в себя главную часть, покрытую сажей пекарню и библиотеку, состоящую из более 1700 манускриптов. Самая древняя из пяти церквей посвящена Святому Антонию, возможно, похороненному под её фундаментом. Не пропустите настенные росписи, часть которых относится к VII веку, которые недавно были восстановлены в их бывшем великолепии, после того как они годами была спрятаны под слоями копоти, глубоко въевшейся грязи и воска от свечек. Во время Великого поста (когда ворота закрыты, и все поставки в монастырь поднимают с помощью лебёдки над воротами), монахи совершают литургию в церкви Святой Луки с двенадцатью куполами, датируемой 1776 годом.

Некоторые из церквей относятся к началу XII столетия, а также строятся новые. Есть хороший книжный магазин, где продаются книги о монастыре и коптской церкви в Египте, а также сувениры и открытки. Небольшой музей расположен рядом с книжным магазином, где подробно отражена история монастыря. Все эти строения являются недавними по сравнению с монастырём, основанным вскоре после смерти Антония в 356 году. Пребывание здесь Святого Иоанна Колова – это всё, что записано о ранней истории монастыря, но в VI и VII веках произошёл наплыв беженцев из Вади Натрун и затем монахов мелкитов.

Впоследствии разграбленный бедуинами и разрушенный до основания Наср аль-Даула, монастырь был восстановлен в течение XII века коптскими монахами, из которых был выбран ряд эфиопских епископов. После убийственного восстания, поднятого монастырскими слугами, он был опять заполнен коптскими, сирийскими и эфиопскими монахами. Возглавляемая епископом Юстусом, сегодняшняя постоянная монастырская братия из 110 человек состоит из людей с университетским образованием и в прошлом специалистов – мало чем отличаясь от типа людей, пришедших в монастырь в IV веке нашей эры. Обычный день в монастыре начинается в 4:00, с двумя часами молитв и гимнов, которые следуют за литургией и причастием, всё совершается до завтрака.

Пещера Святого Антония

Раннее утро или время после полудня – лучшее время, чтобы взобраться к пещере Святого Антония (махара), 2 километра от и 276 метров над монастырём (возьмите с собой воду). После того как вы пройдёте изображение Святого Антония, вырезанное в горной скале, вы увидите 1200 ступеней (45 минут), ведущих вверх к пещере, но захватывающие виды, открывающиеся с 680 метров над Красным морем, будут наградой за ваши усилия.

Разноцветные вади и горные массивы спускаются вниз к лазурному заливу, за которым виднеются синайские горы. В пещере, в которой Антоний провёл последние 25 лет, находятся средневековые надписи и современные тилбас: кусочки бумаги с просьбами «Господи, помяни раба твоего», которые паломники вставляют в трещины в скале. Мир птиц – удоды, пустынные жаворонки, вороны, синие горные дрозды и разноцветные трясогузки – удивительно богат, и вы можете ранним утром мельком увидеть пугливых газелей.

Святой Антоний

Для многих Святой Антоний (251-356 годы) считается «отцом монашества», и его жизнь совпала с изменением положения христианства. Когда Антоний лишился родителей в 18 лет, он отдал сестру в монастырь, продал имущество и стал отшельником. Христиане в это время подвергались всё большему преследованию – наступила «Эра мучеников», с которой начинается коптский календарь.

При утверждении христианства в качестве государственной религии в 313 году многие христиане опасались, что Церковь будет подвержена мирской суетности и считали жизнь отшельников более чистой альтернативой. Святой Антоний удалялся всё дальше в пустыню, где вскоре нашёл убежище под горой Калах и прожил в пещере до своей смерти в возрасте 105 лет.

На иконах изображают святого, одетого в шкуры животных, босого и с белой бородой, в сопровождении львов. Век спустя греческий учёный Афанасий подробно изложил его лишения и видения в работе, сформировавшей прототипы христианской агиографии, «Житие Антония», которая стала основой для описания Антония в пустыне на протяжении следующего тысячелетия в коптском и западном искусстве.

Монастырь Святого Павла

Монастырь Святого Павла (ежедневно 6:00-16:00; закрыт во время Великого поста и Рождества) всегда оставался в тени монастыря Святого Антония. Его основателю (не путать с апостолом Павлом) было всего 16 лет, и он был сиротой, когда покинул Александрию, спасаясь от преследований императора Декия, что сделало его самым ранним известным отшельником. Незадолго до смерти Павла в 348 году его посетил Антоний, и Павел попросил его принести мантию александрийского патриарха, чтобы его похоронили в ней. Антоний ушёл, чтобы принести её, но на обратном пути он увидел душу Павла, которую возносили на небеса ангелы, и когда вернулся, нашёл его мёртвым.

В то время как Антоний размышлял, что ему делать, появились два льва и вырыли могилу для тела, так что Антоний завернул его в мантию, как в саван, и взял тунику Павла из пальмовых листьев как подарок патриарху, который впоследствии надевал её на Рождество, Богоявление и Пасху. Монастырь (называется Дейр Анба Була или Дейр Мари Булус) был формой посмертного почитания последователей Павла: башенные стены построены вокруг пещеры, где он жил десятилетиями. Богатства этого монастыря привлекали посетителей в большей степени, чем слава его соседа.

В 1484 году все монахи были убиты бедуинами, которые осаждали монастырь Святого Павла на протяжении восьми лет; восстановленный патриархом Габриэлем VII, он был разрушен снова в конце XVI века. Монастырь намного меньше, чем монастырь Святого Антония и выглядит более примитивно. Здесь находятся четыре церкви, но церковь Святого Павла является его духовным центром, церковь-пещера вмещает останки святого. Стены церкви расписаны фресками, которые уступают фрескам монастыря Святого Антония, хотя они и лучше сохранились.

Монах проводит вас в приделы храмов и расскажет об иконах: обратите внимание на ангела у печи с отроками Шадрах, Мешах и Абеднего, и страусиные яйца, свисающие с потолка – символ Воскресения. Южное святилище самой большой церкви Святого Михаила включает в себя позолоченную икону, изображающую голову Иоанна Крестителя на блюде. Когда бедуины совершали нападение на монастырь, монахи закрывались в пятиэтажной башне с источником воды, проходившей по тайному каналу. Теперь его недостаточно, чтобы обеспечивать 75 монахов и гостей, так что воду приносят извне. Есть небольшой магазин, где можно купить продукты, и недорогой кафетерий, расположенный за монастырскими угодьями.

Транспорт, поездки и проживание

Хотя в монастыри нельзя попасть прямо на общественном транспорте, до них можно добраться несколькими путями. Главное, о чём нужно помнить, – невозможно совершить сюда быстрый визит, и не следует спешить, когда вы попадаете в монастырь. Если вы чувствуете себя комфортно, путешествуя с религиозными верующими, вам лучше всего присоединиться к паломническим турам, организуемым из Каира Коптским патриархатом (22 Sharia Ramses, Abbasiya) или YMCA (27 Sharia al-Gumhorriya), микроавтобусы отправляются каждую неделю. Коптские церкви в Луксоре или Хургаде могут также организовать туры на некоммерческой основе.

Коммерческие туры из Каира или Хургады представляют собой другую возможность. Misr Travel организует тур из Хургады в оба монастыря за 30 долларов с человека; другие агентства предлагают более низкие цены, но с посещением только одного монастыря. В зависимости от вашего отправного пункта, может выйти дешевле, если договориться об аренде такси. Шести или восьмичасовая экскурсия должна стоить около 300 фунтов из Суэца, 400 фунтов из Каира; четырёх или пятичасовая поездка на такси от Заафараны примерно обойдётся в 170 фунтов. Поездка от одного монастыря до другого (82 километра) займёт около 90 минут. Самый дешёвый способ сочетает общественный транспорт, автостоп и пешую прогулку.

За исключением самых жарких месяцев это не слишком опасно, если вы обеспечите себя достаточным количеством воды и минимальным багажом. Любой автобус из Каира или Суэца в Хургаду может высадить вас при повороте к монастырю Святого Павла (26 километров к югу от Заафараны и 152 километра к югу от Суэца), распознаваемого по пластиковым крышам автобусной остановки. Коптская молодёжь, выходящая здесь из автобуса, уверена, что ей удастся поймать машину, чтобы доехать до монастыря, 13 километров вверх, так как большое количество автотранспорта движется по дороге. Если паломники, посещающие оба места, не предлагают вас подвезти, до монастыря Святого Антония можно добраться с помощью сервисных такси, курсирующих между Бени Суэйф и Заафарана.

От указанного поворота в 33 километрах к западу от Заафараны всего 15 километров вверх до монастыря. В монастыре есть общежитие для гостей, хотя для того, чтобы остановиться в нём, вам понадобится письменное разрешение из «резиденции» в Каире (26 El-Kenisa El Morcosia Saint Kolet Beck, Каир), в которой часто отказывают, в особенности если вы не входите в группу паломников. В обоих монастырях есть кафетерии, а в монастыре Святого Павла – магазин, где продаются основные продукты питания, но вы можете принести с собой свои запасы. Курение и употребление алкоголя запрещено, и вы должны уважать монастырские правила, касающиеся одежды и поведения.

Источник

Оцените статью