БАЛТИЙСКИЙ ЗАЛИВ
Балтийское море (позднелат. mare Balticum), у древних славян —
Варяжское море.
Физико-географический очерк. Общие сведения. Б. м. — средиземное
(внутриматериковое) море Атлантического океана, глубоко вдаётся в материк
Европы. Соединяется с Северным морем проливами Эресунн (Зунд), Б. и М. Бельты,
Каттегат и Скагеррак. Омывает берега РФ, Польша,Германия, Дании, Швеции и
Финляндии. Морская граница Б. м. проходит по южным входам проливов Эресунн, Б. и
М. Бельты. Площадь 386 тыс. км2. Средняя глубина 71 м. Средний объём воды 22
тыс. км3. Берега Б. м. на Ю. и Ю.-В. преимущественно низменные, песчаные,
лагунного типа; со стороны суши — дюны, покрытые лесом, со стороны моря —
песчаные и галечные пляжи. На С. берега высокие, скалистые, преимущественно
шхерного типа. Береговая линия сильно изрезана, образует многочисленные заливы и
бухты.
Наиболее крупные заливы: Ботнический (по физико-географическим условиям
является морем), Финский, Рижский, Куршский, Гданьская бухта, Щецинский и др.
Острова Б. м. материкового происхождения. Много небольших скалистых островков
— шхер, расположенных вдоль северных берегов и сосредоточенных в группах
Васийских и Аландских островов. Наиболее крупные острова: Готланд, Борнхольм,
Сарема, Муху, Хиума, Эланд, Рюген и др. В Б. м. впадает большое количество рек,
наиболее крупные из которых Нева, Западная Двина, Неман, Висла, Одра и др.
Геологическое строение и рельеф дна. Б. м. — неглубокое шельфовое море.
Преобладают глубины 40—100 м. Наиболее мелководными районами являются проливы
Каттегат (средняя глубина 28 м), Эресунн, Б. и М. Бельты, восточные части
Финского и Ботнического заливов и Рижский залив. Эти участки дна моря имеют
выровненный аккумулятивный рельеф и хорошо развитый покров рыхлых отложений.
Большая же часть дна Б. м. характеризуется сильно расчленённым рельефом, имеются
относительно глубокие котловины: Готландская (249 м), Борнхольмская (96 м), в
проливе Сёдра-Кваркен (244 м) и наиболее глубокая — Ландсортсъюпет к Ю .от
Стокгольма (459 м). Многочисленны каменные гряды, в центральной части моря
прослежены уступы — продолжения кембрийско-ордовикского (от северного берега
Эстонии к северной оконечности о. Эланд) и силурийского глинтов, подводные
долины, затопленные морем ледниково-аккумулятивные формы рельефа.
Б. м. занимает депрессию тектонического происхождения, являющуюся структурным
элементом Балтийского щита и его склона. Согласно современным представлениям,
основные неровности дна моря обусловлены блоковой тектоникой и
структурно-денудационными процессами. Последним, в частности, обязаны своим
происхождением подводные уступы глинтов. Северная часть дна моря сложена
преимущественно докембрийскими породами, перекрытыми прерывистым покровом
ледниковых и новейших морских отложений.
В центральной части моря дно сложено породами силура и девона, скрывающимися к
Ю. под толщей ледниковых и морских осадков значительной мощности.
Наличие подводных речных долин и отсутствие под толщей ледниковых отложений
морских осадков свидетельствуют о том, что в предледниковое время на месте Б. м.
была суша. В течение по крайней мере последней ледниковой эпохи впадина Б. м.
была полностью занята льдом. Только около 13 тыс. лет назад произошло соединение
с океаном, и морские воды заполнили впадину; образовалось Иольдиевое море (по
моллюску Joldia). Фазе Иольдиевого моря несколько раньше (15 тыс. лет назад)
предшествовала фаза Балтийского ледникового озера, ещё не сообщавшегося с морем.
Около 9—7,5 тыс. лет назад в результате тектонического поднятия в Центральной
Швеции связь Иольдиевого моря с океаном прекратилась, и Б. м. снова стало
озером. Эта фаза развития Б. м. известна под названием Анцилового озера (по
моллюску Ancylus). Новое опускание суши в районе современных Датских проливов,
происшедшее около 7—7,5 тыс. лет назад, и обширная трансгрессия привели к
возобновлению связи с океаном и образованию Литоринового моря. Уровень
последнего моря был на несколько метров выше современного, а солёность больше.
Отложения литориновой трансгрессии широко известны на современном побережье Б.
м. Вековое поднятие в северной части бассейна Б. м. продолжается и теперь,
достигая на С. Ботнического залива 1 м за сто лет и постепенно уменьшаясь к югу.
Климат Б. м. морской умеренный, находится под сильным влиянием Атлантического
океана. Характеризуется сравнительно небольшими годовыми колебаниями
температуры, частыми осадками, довольно равномерно распределяющимися в течение
года, и туманами в холодный и переходные сезоны. В течение года преобладают
ветры западных направлений, которые связаны с циклонами, приходящими с
Атлантического океана. Циклоническая деятельность достигает наибольшей
интенсивности в осенне-зимние месяцы. В это время циклоны сопровождаются
сильными ветрами, частыми штормами и вызывают большие подъёмы уровня воды у
побережья. В летние месяцы циклоны ослабевают и их повторяемость уменьшается.
Вторжение антициклонов сопровождается ветрами восточных направлений.
Растянутость Б. м. на 12° по меридиану определяет заметные различия
климатических условий отдельных его районов. Средняя температура воздуха южной
части Б. м.: в январе —1,1°С, в июле 17,5°C; средней части: в январе —2,3°С,
июле 16,5°C; Финского залива: в январе —5°С, в июле 17°C; северной части
Ботнического залива: в январе —10,3°С, в июле 15,6°C. Облачность летом около
60%, зимой более 80%. Среднее годовое количество осадков на С. около 500 мм, на
Ю. свыше 600 мм, а в отдельных районах до 1000 мм. Наибольшее число дней с
туманами падает на южную и среднюю часть Б. м., где оно в среднем доходит до 59
дней в году, наименьшее — на С. Ботнического залива (до 22 дней в году).
Гидрологические условия Б. м. определяются в основном его климатом, избытком
пресных вод и водообменом с Северным морем. Избыток пресных вод, равный 472 км3
в год, образуется за счёт материкового стока. Количество воды, поступающей в
осадках (172,0 км3 в год), равно испарению. Водообмен с Северным морем в среднем
составляет 1659 км3 в год (солёная вода 1187 км3 в год, пресная — 472 км3 в
год). Пресная вода стоковым течением уходит из Б. м. в Северное море, солёная —
глубинным течением поступает через проливы из Северного моря в Б. м. Сильные
западные ветры обычно вызывают приток, а восточные ветры — сток воды из Б. м.
через все сечения проливов Эресунн, Б. и М. Бельты.
Течения Б. м. образуют круговорот против часовой стрелки. Вдоль южного берега
течение направлено на В., вдоль восточного — на С., вдоль западного — на Ю. и у
северного берега — на З. Скорость этих течений колеблется от 5 до 20 м/сек. Под
влиянием ветров течения могут менять направление и их скорость вблизи берегов
может достигать 80 см/сек и более, а в открытой части — 30 см/сек.
Температура воды на поверхности в августе составляет в Финском заливе 15°C,
17°C; в Ботническом заливе 9°С, 13°C и в центральной части моря 14°C, 18°C, а на
Ю. достигает 20°C. В феврале — марте температура в открытой части моря 1°С—3°С,
в Ботническом, Финском, Рижском и других заливах и бухтах ниже 0°С. Солёность
поверхностной воды быстро уменьшается по мере удаления от проливов от 11‰ до
6—8‰ (1‰—0,1%) в центральной части моря. В Ботническом заливе она равна 4—5‰ (на
С. залива 2‰), в Финском заливе 3—6‰ (в вершине залива 2‰ и меньше). В глубинном
и придонном слоях воды температура 5°С и более, солёность меняется от 16‰ на З.
до 12—13‰ в центральной части и 10‰ на С. моря. В годы увеличения притока вод
солёность повышается на З. до 20‰, в центральной части моря до 14—15‰, а в годы
уменьшения притока она падает в средние части моря до 11‰.
Лёд появляется обычно в начале ноября на С. Ботнического залива и достигает
наибольшего распространения в начале марта. В это время значительная часть
Рижского, Финского и Ботнических заливов покрыта неподвижным льдом. Центральная
часть моря обычно свободна ото льдов.
Количество льдов в Б. м. меняется от года к году. В исключительно суровые зимы
почти всё море покрывается льдом, в мягкие — только заливы. Северная часть
Ботнического залива покрыта льдом 210 дней в году, средняя часть — 185 дней;
Рижский залив — 80—90 дней, Датские проливы — 16—45 дней.
Уровень Б. м. подвержен колебаниям под влиянием изменений направления ветров,
атмосферного давления (поступательно-стоячие длинные волны, сейши), притока
речных вод и вод Северного моря. Период этих изменений меняется от нескольких
часов до нескольких суток. Быстро сменяющиеся циклоны вызывают колебания уровня
до 0,5 м и более у берегов открытого моря и до 1,5—3 м в вершинах бухт и
заливов. Особенно большие подъёмы воды, являющиеся, как правило, следствием
наложения ветрового нагона на гребень длинной волны, бывают в Невской губе.
Наибольший подъём воды в Ленинграде отмечен в ноябре 1824 (около 410 см) и в
сентябре 1924 (369 см).
Колебания уровня, связанные с приливами, крайне невелики. Приливы имеют
неправильный полусуточный, неправильный суточный и суточный характер. Их размер
меняется от 4 см (Клайпеда) до 10 см (Финский залив).
Фауна Б. м. бедна видами, но богата количественно. В Б. м. обитают
солоноватоводная раса атлантической сельди (салака), балтийская килька, а также
треска, камбала, лосось, угорь, корюшка, ряпушка, сиг, окунь. Из млекопитающих —
балтийский тюлень. В Б. м. ведётся интенсивный рыбный промысел.
История исследования. Русские гидрографические и картографические работы
начались в Финском заливе в начале 18 в. В 1738 Ф. И. Соймонов издал атлас Б.
м., составленный по русским и иностранным источникам. В середине 18 в.
многолетние исследования в Б. м. проводил А. И. Нагаев, который составил
подробную лоцию. Первые глубоководные гидрологические исследования в середине
1880-х гг. были выполнены С. О. Макаровым. С 1920 проводились гидрологические
работы Гидрографическим управлением, Государственным гидрологическим институтом,
а после Отечественной войны 1941—45 были развёрнуты широкие комплексные
исследования под руководством Ленинградского отделения Государственного
океанографического института СССР.
Ю. Д. Михайлов, О. К. Леонтьев.
Исторический очерк. В истории народов Европы Б. м. с древнейших времён играло
большую роль. В раннее средневековье главную роль в торговле и мореплавании по
Б. м. принадлежала скандинавам (варягам, отсюда древнеславянское название Б. м.
— Варяжское море), славянам, с конца 10—11 вв. всё более активизировалось
немецкое купечество. Крупнейшими центрами раннесредневековой балтийской торговли
были: Хедебю (на Ютландском полуострове), Бирка (на оз. Меларен), Висбю (на о.
Готланд), несколько позднее — Сигтуна, Шлезвиг, Волин, Новгород, Гданьск и др.
Наступление в 12—13 вв. немецких, датских и шведских феодалов в Прибалтике,
захват юго-восточного побережья Б. м. Тевтонским орденом нанесши серьёзный удар
по позициям славянских государств на Б. м. С 13—14 вв. господствующую роль в
балтийской торговле стала играть северогерманская Ганза и её главный центр —
Любек (особенно после победоносной войны Ганзы против Дании, которой
принадлежало до этого господство над торговым путём между Северным и Б. м.).
Значение Б. м. как главной водной артерии, по которой осуществлялись контакты
между Восточной и Западной Европой (на С. материка), стало особенно велико в
16—17 вв. в связи с возрастанием роли торговли в экономике и политике
европейских государств. Между восточноевропейскими державами развернулась борьба
за гегемонию на Б. м. («Dominium maris Baltici» на латинском языке,
дипломатический язык того времени), игравшая крупнейшую роль в общеевропейских и
региональных конфликтах того времени — в Ливонской войне 1558—83 (являвшейся со
стороны Русского государства важным этапом борьбы за выход к Б. м.), в
многочисленных датско-шведских и польско-шведских войнах и в Тридцатилетней
войне 1618—18. В результате этих войн с середины 17 в. утвердилась шведская
гегемония на Б. м. Победа России над Швецией в Северной войне 1700—21 обеспечила
России выход к Б. м. и её гегемонию в Восточной Прибалтике. Россия овладела
восточным побережьем Б. м. с важнейшими портами Ревель (Таллин), Нарва, Рига,
крепостью Выборг и др.; основанный в 1703 Петербург стал вскоре главным
внешнеторговым портом страны на Б. м., Кронштадт — главной военно-морской
крепостью и главной базой впервые созданного русского Балтийского флота. С конца
19 в. на Б. м. значительно усилились позиции Германии, создавшей здесь сильный
военно-морской флот и ряд военно-морских баз и соорудившей (1886—95) Кильский
канал, который соединил Балтийское и Северное моря. Положение изменилось после
поражения Германии в 1-й мировой войне (следствием чего было, в частности,
уничтожение основных сил германского военно-морского флота и ограничение морских
вооружений Германии). После захвата власти национал-социалистами (1933)
германский империализм при пособничестве западных держав (англо-германское
морское соглашение 1935 и др.) стремился возродить военно-морской флот на Б. м.
Разгром фашистской Германии во 2-й мировой войне, усиление позиций РФ на Б.
м., создание ПНР и ГДР коренным образом изменили соотношение сил и всю
обстановку на Б.м. в пользу социалистических стран.
Экономико-географический очерк. Хозяйственное значение Б. м. определяется его
центральным положением по отношению к расположенным на его берегах экономически
развитым государствам — РФ, Польше, ГДР, ФРГ, Дании, Швеции, Финляндии. В этих
странах (РФ рассматривается в составе прилегающих к Б. морю областей РФ и
отдельных государств — Эстонии, Латвии и Литвы) проживает около 140 млн. чел. и
производится около 15% мировой промышленной продукции. Б. м. для РФ служит
кратчайшим выходом из районов Центра, Запада и Северо-Запада на мировые морские
пути Атлантического океана; по Б. м. осуществляются большие каботажные
перевозки, в том числе перевозки из портов Чёрного моря; на побережье Б. м.
расположены базы советского экспедиционного рыболовного флота, ведущего промысел
в Атлантический океан. Через Б. м. проходит б. ч. внешней торговли Польши, германия,
Швеции, Дании и подавляющая часть экспорта и импорта Финляндии. В грузообороте
Б. м. преобладают нефтепродукты (из портов РФ и со стороны Атлантического
океана), уголь (из Польши, РФ), лесоматериалы (из Финляндии, Швеции, РФ),
целлюлоза и бумага (из Швеции и Финляндии), железная руда (из Швеции); важную
роль в грузообороте играют также машины и оборудование, крупными производителями
и потребителями которых являются все страны, расположенные на берегах и в
бассейне Б. м. Выход из Б. м. в Атлантический океан — через пролив Эресунн,
принадлежащий к территориальным водам Швеции и Дании, и через Кильский канал,
имеющий международный статут. Крупнейшие порты Б. м.: Ленинград, Таллин, Рига,
Калининград (РФ), Гданьск, Гдыня, Щецин (Польша), Росток — Варнемюнде,
Любек, Киль (германия), Копенгаген (Дания), Мальмё, Стокгольм, Сундсвалль, Лулео
(Швеция), Турку, Хельсинки, Котка (Финляндия).
Через Б. м. имеется паромное сообщение: Копенгаген — Мальмё, Треллеборг —
Засниц (ж.-д. паромы), Нортелье — Турку (автопаром) и др.
Источник