Море круглая бухта высокий маяк

По неделе ни слова ни с кем не скажу.

По неделе ни слова ни с кем не скажу,
Всё на камне у моря сижу,
И мне любо, что брызги зеленой волны,
Словно слезы мои, солоны.
Были весны и зимы, да что-то одна
Мне запомнилась только весна.
Стали ночи теплее, подтаивал снег,
Вышла я поглядеть на луну,
И спросил меня тихо чужой человек,
Между сосенок встретив одну:
«Ты не та ли, кого я повсюду ищу,
О которой с младенческих лет,
Как о милой сестре, веселюсь и грущу?»
Я чужому ответила: «Нет!»
А как свет поднебесный его озарил,
Я дала ему руки мои,
И он перстень таинственный мне подарил,
Чтоб меня уберечь от любви.
И назвал мне четыре приметы страны,
Где мы встретиться снова должны:
Море, круглая бухта, высокий маяк,
А всего непременней — полынь.
И как жизнь началась, пусть и кончится так.
Я сказала, что знаю: аминь!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.10.2009. Город туманом заткан.
  • 27.10.2009. По неделе ни слова ни с кем не скажу.
  • 23.10.2009. Девушка пела в церковном хоре.
  • 22.10.2009. Неужели мы заперты в замкнутый круг
  • 21.10.2009. Нет, царевич, я не та.
  • 18.10.2009. Под ногами золото листвы.
  • 17.10.2009. Любить и ждать, играть и верить.
  • 16.10.2009. Не боюсь, что ты меня оставишь.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Читайте также:  Крем для рук израильский мертвое море

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Анна Ахматова

По неделе ни слова ни с кем не скажу,
Все на камне у моря сижу,
И мне любо, что брызги зеленой волны,
Словно слезы мои, солоны.
Были весны и зимы, да что-то одна
Мне запомнилась только весна.
Стали ночи теплее, подтаивал снег,
Вышла я поглядеть на луну,
И спросил меня тихо чужой человек,
Между сосенок встретив одну:
«Ты не та ли, кого я повсюду ищу,
О которой с младенческих лет,
Как о милой сестре, веселюсь и грущу?»
Я чужому ответила: «Нет!»
А как свет поднебесный его озарил,
Я дала ему руки мои,
И он перстень таинственный мне подарил,
Чтоб меня уберечь от любви.
И назвал мне четыре приметы страны,
Где мы встретиться снова должны:
Море, круглая бухта, высокий маяк,
А всего непременней — полынь.
И как жизнь началась, пусть и кончится так.
Я сказала, что знаю: аминь!

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 17.05.2017. Юлия Друнина
  • 16.05.2017. Анна Ахматова
  • 15.05.2017. София Парнок

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Читайте также:  Косметика мертвого моря шампунь с минералами

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Попов Олег: «Тайная сила»

Русь. — 1996. — № 1. С. 90-93.

«Тайная сила»

Природа в стихах Ахматовой

Долгое время в Анне Ахматовой видели чисто городского поэта, далекого от жизни народа, занятого исключительно своими чувствами и переживаниями. Сейчас ясно, что это было нелепостью, а порой и умышленным злым непониманием. И в поэмах, и в лирике Ахматовой отразились важнейшие события в жизни народа. «Не с теми я, кто бросил землю», — писала она в 1922 году и позже подтвердила это: «Я тогда была с моим народом». Всегда жила в ней кровная связь с родной землей:

…Я подняться не смела с земли.
Я так близко ее разглядела,
К ней припала, ее обняла,
А она в обреченное тело
Силу тайную тайно лила.

Родная земля для Ахматовой — это и друзья, и народ, и природа. Эта сторона ее творчества пока почти не изучена. Может быть потому, что у Ахматовой почти нет стихотворений, посвященных только природе. Но ведь и очень мало стихов, в которых природа отсутствовала бы. Она всегда с ней, как свет, как воздух, без которых нельзя жить. И не традиционная «литературная» природа, с неизменными орлами, лебедями, соловьями, лилиями и розами, а живая, простая, настоящая:

. Голос ветра был понятен мне.
Я лопухи любила и крапиву,
Но больше всех серебряную иву.

Для Ахматовой в природе не было «хорошего» и «плохого», она принимала ее полностью. Такое отношение к природе в прошлом веке было, пожалуй, только у Лермонтова, а из современников Ахматовой — у Есенина.

Многие годы Ахматова жила в Ленинграде и неподалеку от него — в Павловске, Царском селе, Комарове, любила сады и парки тех мест, Неву. Но в детстве она подолгу жила в Крыму — около Севастополя и в Евпатории — и сама говорила, что море и Херсонес — самые яркие впечатления детства. В поэме «У самого моря» она пишет, что была тогда «дерзкой, злой и веселой», дружила с рыбаками, бродила до поздней ночи за городом, уплывала в море к плоскому камню, за версту от земли (ее племянник, моряк, гордился тем, что плавает «почти как Ахматова»). Чайки, рыбы были ее друзьями, она не боялась ни гадюк в камышах, ни сколопендр на камнях. У нее был зоркий взгляд и редкая память:

Как журавли курлыкают в небе,
Как беспокойно трещат цикады,
Как о печали поет солдатка,
Все я запомнила чутким слухом.

В другом стихотворении она сказала: «Я вижу все, я все запоминаю». Когда-то Остап Вишня иронически советовал поэтам: «Если не знаешь, сколько у чайки ног, посмотри в справочнике». Ахматовой справочник не был нужен, она писала живо, ярко, о том, что видела. Замечала стрекоз на ржавой чугунной ограде, красногрудую птичку на медном плече статуи Кифареда. Многие ее наблюдения поражают точностью.

. Дули с востока сухие ветры.
. Падали с неба крупные звезды.
. И заплывали в бухту медузы, —
Словно звезды, упавшие за ночь,
Глубоко под водой голубели.

Действительно, когда ветер отгоняет от берегов Крыма прогретую воду, появляются крупные медузы-пилемы с темно-голубой оторочкой. Замечает она, как «одичалые розы шиповником пурпуровым стали», как «единственного в этом парке дуба листва еще бесцветна и тонка». Еще пример ее наблюдательности:

Я слышу иволги всегда печальный голос
И лета пышного приветствую ущерб,
А к колосу прижатый тесно колос
С змеиным свистом срезывает серп.

(Великолепная аллитерация: восемь с-з в двух строчках передают свистящий звук). В другом стихотворении об иволгах говорится совсем не так:

Каждый день по-новому тревожен.
Все сильнее запах спелой ржи.
. Иволги кричат в широких кленах,
Их ничем до ночи не унять.

Но ведь и время другое — рожь только спеет, а там была жатва. Проверим «по справочнику», не ошибся ли поэт. Нет, не ошибся, как раз в это время вылетают из своих гнезд-гамаков птенцы иволги и неумолчно кричат; да и родители, завидев человека, издают резкие крики. Все верно.

В «Поэме без героя» одним из действующих лиц становится старый клен:

. Свидетель всего на свете,
На закате и на рассвете
Смотрит в комнату старый клен
И, предвидя нашу разлуку,
Мне иссохшую черную руку,
Как за помощью, тянет он.

Соучастницей другого события стала ива:

К нам постучался призрак первых дней,
И ворвалась серебряная ива
Седым великолепием ветвей.

И для обозначения места Ахматова выбирает природные приметы:

Море, круглая бухта, высокий маяк,
А всего непременней — полынь.

Она непринужденно разговаривает с животными и растениями:

Сверкнули два зеленых изумруда,
И кот мяукнул. Ну, идем домой!

Спешит на встречу, но и тут не только успевает поговорить с любимым деревом, но и дает ему поручение:

Ива, дерево русалок,
Не мешай мне на пути!
В снежных ветках черных галок,
Черных галок приюти.

Самое искреннее сочувствие звучит в ее стихах, когда она говорит о весенних почках, убитых жестокими заморозками, о гниющих из-за непрерывных дождей плодах, об одиноком дереве: «И как будто отбывшая срок ковылявшая в поле береза». Больно переживает она гибель любимого дерева: «Там пень торчит. И я молчу, как будто умер брат». Даже к сорной траве она относится с сочувствием:

На коленях в огороде
Лебеду полю. Вырываю и бросаю —
Пусть простит меня.
Все сильнее запах теплый
Мертвой лебеды.
. Будет камень вместо хлеба
Мне наградой злой.

Подобное можно встретить только у Есенина («Режет серп тяжелые колосья, как под горло режут лебедей»).

А с какой любовью пишет Ахматова о молодых листочках:

Теплый ливень уперся в крышу,
Шепоточек слышу в плюще.
Кто-то маленький жить собрался,
Зеленел, пушился, старался
Завтра в новом блеснуть плаще.

(И опять чудесная аллитерация с ш-щ).

Снова и снова можно выписывать ее строки, говорящие о любви к живому: «Я к розам хочу, в тот единственный сад». «И голубь ест из рук моих пшеницу». «Темная, свежая ветвь бузины. Это — письмо от Марины». Ее «радуют пестреющие клумбы и резкий крик вороны в небе». Осы у нее — веселые, звенящие.

Самое сокровенное — процесс творчества — у Ахматовой ассоциируется с явлениями природы, опять-таки простыми, обычными:

Когда шумят в овраге лопухи
И никнет гроздь рябины желто-красной,
Слагаю я веселые стихи
О жизни тленной, тленной и прекрасной.

А вот более позднее признание:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как желтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Даже сливаются в одно целое стихи и природа: «Шиповник так благоухал, что даже превратился в слово». Характерны названия некоторых сборников и циклов ее стихов: «Белая стая», «Подорожник», «Тростник», «Шиповник цветет». В прекрасном стихотворении, посвященном Дню Победы, она пишет:

И в День Победы, нежный и туманный,
Когда заря, как зарево, красна,
Вдовою у могилы безымянной
Хлопочет запоздалая весна.
Она с колен подняться не спешит,
Дохнет на почку, и траву погладит,
И бабочку с плеча на землю ссадит,
И первый одуванчик распушит.

Твардовского поразило раннее стихотворение Ахматовой (автору было 24 года) «Ты знаешь. «, говорящее о близости поэта к народной России уже в те годы. Стихотворение это в чем-то родственно лермонтовской «Родине»:

Но все мне памятна до боли
Тверская скудная земля.
Журавль у ветхого колодца,
Над ним, как кипень, облака,
В полях скрипучие воротца,
И запах хлеба, и тоска.
И те неяркие просторы,
Где даже голос ветра слаб.

Любовь к родной земле Ахматова пронесла через всю свою жизнь. Это чувство было одним из главных источников ее удивительной стойкости и «тайной силы». Сейчас, когда мы начинаем понимать, что сами — лишь часть природы, что, разрушая ее, мы разрушаем себя, эта сторона творчества Ахматовой становится нам все ближе.

Примечания

Об авторе: Олег Пантелеймонович Попов долгие годы занимался преподавательской деятельностью, литературовед, один из авторов «Лермонтовской энциклопедии». Живет в п. Семибратово Ярославской области.

Источник

Море круглая бухта высокий маяк

Вскоре узрила Луна волопаса нагого
И восхитилась безмолвно его красотой:
«Я не желаю в супруги мужчины другого,
Без сожаленья б рассталась сейчас с высотой!»

*
По неделе ни слова ни с кем не скажу,
Все на камне у моря сижу,
И мне любо, что брызги зеленой волны,
Словно слезы мои, солоны.
Были весны и зимы, да что-то одна
Мне запомнилась только весна.
Стали ночи теплее, подтаивал снег,
Вышла я поглядеть на луну,
И спросил меня тихо чужой человек,
Между сосенок встретив одну:
«Ты не та ли, кого я повсюду ищу,
О которой с младенческих лет,
Как о милой сестре, веселюсь и грущу?»
Я чужому ответила: «Нет!»
А как свет поднебесный его озарил,
Я дала ему руки мои,
И он перстень таинственный мне подарил,
Чтоб меня уберечь от любви.
И назвал мне четыре приметы страны,
Где мы встретиться снова должны:
Море, круглая бухта, высокий маяк,
А всего непременней — полынь.
И как жизнь началась, пусть и кончится так.
Я сказала, что знаю: аминь!

Огромное спасибо, Агата!
Любовь выше многих и многих законов!

Она сама Вечный Закон :-))

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

По следам Ахматовой. Крым (ч.1)

Материал понравился:

С 1897 по 1909гг. Аня Горенко жила на морских берегах вокруг Севастополя – от Балаклавской бухты через мыс Фиолент и Георгиевский монастырь наверху, древний Херсонес, Графскую пристань до Екатерининской улицы, на которой стоял и стоит дом Антона Горенко – Аниного дедушки. Немалый срок: с восьми и до двадцати лет – почитай, значительную часть детства и всю юность, до самого замужества.
И если учесть, что, проживая свою взрослую жизнь, мы все время невольно проецируем все происходящее с нами на наши детские и юношеские воспоминания, представления и мироощущения, то не являются ли эти ранние годы определяющими, то есть главными… Если так, то вполне резонно считать, что и личностью, и известной поэтессой — будущей «Анной всея Руси», как назвала ее потом Марина Цветаева, Анна Ахматова стала именно здесь, в Крыму. Да собственно, здесь же в 11 лет она и начала писать… И стихи, и свою автобиографическую прозу. Позднее Анна Андреевна говорила, что она сама, как и все ее литературное поколение, произошла, по сути, из Иннокентия Анненского – ее и Колиного (Гумилева) учителя русской словесности, директора гимназии и преподавателя в Царском селе. Но с ее же слов: «Царское было зимой, Крым – летом»…

1897 год. После смерти их младшенькой Иры (в 4 годика от туберкулеза мозга), перепуганные родители, опасаясь и за их здоровье, отправляют старших дочек — Инну и Анну (одной 13 лет, другой – 8), почти самостоятельно к тете Маше Горенко в теплый Крым из холодного и сырого петербургского климата. Из Царского Села, где они жили всей большой семьей — в солнечный, просоленный морскими ветрами Севастополь. Что могло быть лучше для их ненаглядных девочек? Там в Севастополе, на Екатерининской (ныне — УЛ. Ленина, д. 8), живут родные тетки по отцу и еще одна дальняя родственница, гречанка по национальности. Это с ней Аня регулярно будет ходить в Греческую церковь у базара, а также в Свято-Георгиевский монастырь на Фиолент, что над Балаклавой. Там же на горе, неподалеку от монастыря, на все лето была снята хибарка (иначе и не назовешь тот убогий домишко). Но зато там был чистейший воздух, оттуда была видна вся балаклавская бухта, маяк на Форосе, а вокруг – море полыни…
Чуть дальше находится одно из любимейших мест Ахматовой – Грот Дианы – огромный сквозной грот, имеющий надводную и подводную части и две бухты по обе стороны. Сегодня это место называется «Мыс Лермонтова», который является продолжением современного «Царского села» (построено в 1987г.), а сам грот имеет второе название – «Золотые ворота». Однако, впоследствии местные жители назвали эти места «Арка Ахматовой» и «Бухта Ахматовой» (та, что справа от мыса), потому что именно сюда юная Аня Горенко отправлялась в поисках уединения (из-за сложного спуска мало кто добирался до этой бухты) и вдохновения. Здесь, на маленьком островке дикой, нетронутой природы, она и проводила большую часть своего времени.

«И назвал мне четыре приметы страны,
Где мы встретиться снова должны:
Море, круглая бухта, высокий маяк,
А всего непременней – полынь…
И как жизнь началась, пусть и кончится так…»

Но эти строки будут написаны уже потом, в 1914м и 1916м. А пока это лето было первым, проведенным сестричками в Крыму. Все было в новинку, да еще в доме неподалеку на полтора месяца поселился известный художник-баталист В.Верещагин с женой и двумя детьми… Нужно было видеть восторг впечатлительной до обмороков Аннушки, когда из Севастополя в бухту неожиданно прибыло целых шесть военных кораблей, с которых шлюпками в один миг к берегу были доставлены восемь незабываемо великолепных в своей белоснежной с золотом форме морских офицеров. В монастыре было всполошились, но тут же успокоились, когда узнали, что таким манером лично контр-адмирал Черноморского флота А.К.Сидененер решили навестить своего однокашника по Морскому корпусу – Верещагина.
1898 год. И этим летом снова сестер отправили в Крым, в Севастополь, к Черному теплому морю. И повзрослевшая на год «дикая девочка», как ее там называли, с повадками мальчишки, снова бегала босиком и без шляпы, бросалась с лодки в море, уплывала одна в свою любимую бухту у грота, купалась с утра до вечера (даже во время шторма!), «загорала до того, что сходила кожа», бегала к рыбакам, чтобы вместе с ними жарить и уплетать вкуснющую камбалу, слушая их необыкновенные истории. А еще местные обращались иногда к ней с необычной просьбой: она «чувствовала воду» и умела безошибочно указать место, где надо рыть колодец… Недаром потом в Фонтанном доме ее называли Акумой – колдуньей. Но вот лето закончилось, и пора было отправляться в Царское Село. Нужно было спешить — той осенью Анне предстояло поступать в гимназию.
А на будущее лето снова в Севастополь и Балаклаву, ставшими уже совсем родными. Потом, с 1901г., появилась возможность приезжать в Крым всей семьей. Андрей Антонович Горенко служил уже членом Государственного совета по управлению торговым мореходством в Петербурге. При таком значительном чине не положено было снимать дешевое жилье. Вместо «хибарки» в тот год сняли настоящую дачу в Стрелецкой бухте под названием «Отрада». А в 1903-1905гг. это уже была одна из известных и дорогих дач Шмидта в Карантинной бухте Севастополя, где собиралось солидное общество приезжих и почти весь севастопольский бомонд. В то время Анне было 16 лет. А за два года до того, в 1903 году, в Сочельник, в Царском Селе они познакомились и подружились с Колей Гумилевым…
Однако 1905 год начался с несчастий. От чахотки умерла сестра Инна. Она к тому времени уже успела закончить Высшие женские курсы в Петербурге, сама была филологом и была замужем за филологом – Сергеем фон Штейном. Это с ней лето за летом Аня неразлучно проводила в Крыму. И это с ней, с Инной, они внешне были так похожи…
Вторым несчастьем был уход отца из семьи к другой женщине – вдове адмирала. Инна Эразмовна с оставшимися четырьмя детьми – Андреем, Анной, Ией и Виктором – вынуждена была уехать в Крым, в Севастополь. Но жить там все же было довольно дорого, а с деньгами дела обстояли неважно. Пришлось к осени перебраться в Евпаторию. Этот городок считали захолустьем, но там гораздо дешевле можно было снять жилье. Предпоследний класс гимназии Аня проходила самостоятельно дома с маминой помощью. Грустно, тоскливо, неуютно… Аня от безысходности даже пыталась вешаться: «… гвоздь выскочил из известковой стенки. Мама плакала, а мне было стыдно…», как писала она потом.
Больше года они в Евпатории не выдерживают. 5 сентября 1906г. брат Андрей по приглашению Н.Гумилева едет в Париж, в Сорбонну. Мама с Ией и Виктором – в Севастополь. Аня – в Киев, к маминым сестрам Стоговым. Ей нужно заканчивать последний класс гимназии. Ее друг Коля Гумилев учится уже третий год во Франции, «проходя университеты европейской культуры», и без конца пишет письма в Киев с объяснениями в любви и беспрестанными «предложениями руки и сердца». «Люблю ли его, я не знаю, но, кажется, что люблю… и верю, что моя судьба быть его женой», — так пишет Анна в феврале 1907г. Сергею фон Штейну, но чувствует себя при этом в Киеве ужасно: «Здесь душно! Скорее бы кончить гимназию и поехать к маме… или в Петербург, к жизни, к книгам. Но я вечная скиталица по чужим, грубым и грязным городам, какими были Евпатория и Киев… Живу отлетающей жизнью так тихо, тихо».
Но вот наконец-то гимназия окончена, и Аня едет к своим родным – к маме, сестре и брату в Балаклаву. Из Евпатории они перебрались туда, но «еле сводили концы с концами». В тот год Аня очень сильно болела: плеврит, бронхит, хронический катар – все одно за другим. Боялись туберкулеза, но все обошлось. В сентябре в Балаклаву приезжал Николай Гумилев, и они с Анной сильно поссорились (а обвенчались потом, лишь через три года, 25 апреля 1910 года в Никольской церкви под Киевом; свадебным подарком Николая «его Аннушке» было путешествие в Париж). Так что с 1907 по 1909гг. жили то в Балаклаве, то в Севастополе, но на этом крымская жизнь Анны закончилась. Она поступила в Киеве на юридический, а потом замужество, Париж, потом Петербург и Царское Село, а также Слепнево – имение матери Н.Гумилева. И первая поэтическая слава, когда в 1912 году вышел ее первый сборник стихов «Вечер», сделавший Аню Горенко буквально в один день прославленной поэтессой Анной Ахматовой.
А потом началась Первая Мировая война… Муж ушел добровольцем на фронт, свекровь продала дом в Петербурге, забрала внука «Гумильвенка» (сын Лев родился у Анны в 1912г.) и уехала с ним в Слепнево. Анна, не зная, куда себя деть, отправляется осенью 1916г. в город своего детства – в Севастополь (тем более что там снова живут мама и сестра Ия; ладший братишка Виктор после окончания петербургского морского корпуса ушел на миноносце «Зоркий» у них на глазах от Графской пристани в сторону Констанци, на румынском фронт). Поселилась на сей раз Анна Андреевна на реке Бельбек (ныне п.Любимовка), за Севастополем, в доме одной ее хорошей знакомой. …По-новому, спокойно и сурово,
Живу на диком берегу.
* * * Не верится, что скоро будут Святки.
Степь трогательно зелена.
Сияет солнце, лижет берег гладкий
Как будто теплая волна…
* * * По неделе ни слова ни с кем не скажу,
Все на камне у моря сижу,
И мне любо, что брызги зеленой волны,
Словно слезы мои солоны.
Были весны и зимы, да что-то одна
Мне запомнилась только весна…

Эти строки были написаны Анной Ахматовой в конце декабря 1916 года, в Севастополе, где была она последний раз в жизни.
P.S. Ее брата Виктора революция застала в Севастополе. Думали, что его расстреляли, как многих на Малаховом Кургане, но он выжил. Сестра Ия скончалась от туберкулеза на руках матери здесь же в 1921 году. Виктор вместе с Инной Эразмовной сначала из Севастополя уехал на Камчатку, но затем мама вернулась к своей сестре под Винницу, где и скончалась в 1930г. А Виктор через Китай уехал в Канаду и США (в 60-е годы он с сестрой Анной обменялся несколькими письмами). Муж Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году. Сама Анна Ахматова (1889-1966 гг.) дожила до 77 лет. Сын Лев Гумилев стал известным историком.

Материалы сведены по информации с различных сайтов и форумов, посвященных Анне Андреевне Ахматовой

Источник

Оцените статью