- Ла-манш — пролив между Францией и Великобританией
- История пролива Ла-Манш
- Пролив в наши дни
- Пролив Ла-Манш — ВИДЕО
- Канал Двух Морей — Канал дю Миди и Канал-де-Гаронна, Франция
- English Channel: интересные факты о проливе Ла-Манш
- Что это за остров Джерси, из-за которого возникла напряженность между Англией и Францией
Ла-манш — пролив между Францией и Великобританией
Пролив Ла-Манш, разделяющий побережья Франции и Великобритании, всегда играл очень важную роль в истории. Многие народы стремились предъявить права на этот неширокий пролив, что отразилось в различии его названий. Древние греки называли водный перешеек «Океанус Британикус», португальцы и испанцы — каналом да Манча, у итальянцев название звучало как Ла Маника, а в немецких землях пролив называли Эрмельканалом. Но современное название пришло из французского языка, в переводе с которого имя пролива означает «рукав». Хотя жители Британских островов упорно продолжают называть его Английским каналом.
Пролив Ла-Манш (вместе с Па-де-Кале) соединяет Северное море и Атлантический океан, имеет относительно небольшую длину – 578 км, а ширина его колеблется от 32-х км до 250-ти.
История пролива Ла-Манш
пролив Ла-Манш между Францией и Англией
Ла-Манш всегда был в центре исторических событий, так как контроль над ним давал большие преимущества: это был наикратчайший путь, как в Балтийское море, так и к берегам Британии. Плавание по проливу было сопряжено со многими трудностями – погода здесь очень переменчива, часто дуют сильные ветра, опускаются густые туманы. В сочетании со сложным характером течений и высокими приливами преодоление этого водного пути всегда было делом непростым. Но торговое и политическое значение пролива перевешивало все преграды.
Несмотря на коварность Ла-Манша, многие завоеватели смогли преодолеть его. Еще в первом веке пересекли пролив древние римляне, в 1066 году на побережье Британии высадились норманны, а в 17-м веке – Вильгельм Оранский. Но все же водный перешеек неплохо защищал британцев: ученые считают, что на дне пролива находятся остовы десятков тысяч судов разных времен и народов.
С середины 16-го века английские монархи установили жесткий контроль над Ла-Маншем, используя частые штормы и свои отстроенные корабли для защиты от посягательств испанских и французских флотов. Особую роль в обороне пролива играл порт Дувр.
Однако с появлением аэропланов пролив перестал быть надежной преградой для войск неприятеля, а создание подводных лодок еще более усугубило ситуацию. Британцам пришлось прибегнуть к полной морской блокаде Германии в 1918 году, чтобы отвести угрозу вторжения на острова.
Немецкие войска вернулись в Ла-Манш в начале Второй мировой войны, несмотря на невозможность использования там больших кораблей (пролив слишком мелководен для них). Поняв, что прямое вторжение невозможно, гитлеровцы установили множество минных полей и вели боевые действия в проливе с помощью подводных лодок, а также обстреливали берег.
В начале 1940-го года английские войска были эвакуированы на острова с континента в ходе операции «Дайнемо», которая вошла в историю как самая масштабная военная спасательная операция. Фашисты создали на континентальном берегу сильнейшие укрепления («Атлантический вал») и заняли несколько островов в проливе. Эти укрепления были отбиты у немцев при высадке союзных войск в Нормандии в 1944 году.
По окончании войны Ла-Манш стал играть ключевую роль в объединении Великобритании и континентальной Европы – огромный поток грузов перевозился с помощью паромов. Возникла необходимость в новом виде транспортного сообщения, и в 1973 году был запущен проект по строительству подводного тоннеля. Такие проекты существовали и раньше: в 1802 году его предложил французский инженер А. Матье-Фавье, а в 1876 и 1922 годах даже начиналось строительство, которое прекращалось из-за различных политических проблем.
Строительство велось с двух сторон – английской и французской, а точность прохождения в тоннеле контролировалась лазерной системой позиционирования. 6 мая 1994 года подземный путь был открыт и получил название «Евротоннель». Теперь дорога с континента на остров занимает 2 ч. 15 мин., а под водой поезд движется около получаса.
Пролив в наши дни
В наши дни пролив по-прежнему играет огромную роль в жизни населяющих его берега и острова народов, храня свою историю и традиции.
[box type=»info»] На берегах Ла-Манша сохранились некоторые исторические достопримечательности: замок Корнет 13-го века, форты, развалины Атлантического вала, Бретанские маяки. Печально знаменита впадина Хердз Дип на дне пролива – в Первую мировую войну англичане затапливали в ней химическое оружие.[/box]
На острове Сарк в проливе Ла-Манш до 2008 года существовала феодальная система управления, единственная в Европе, когда управление островом осуществляли старейшины.
Ла-Манш всегда интересовал спортсменов и исследователей. В 1909 году французский пилот Блерио впервые перелетел пролив и приземлился в Дувре, а в 1912 году его полет повторила первая женщина – американка Г. Куимби. В 1974 году исследователь из Уэльса Б. Томас пересек Ла-Манш на индейской бычьей лодке, стремясь доказать общность происхождения уэльских и индейских лодок.
Покорение своенравного пролива происходило не только на транспортных средствах – около 900 человек преодолели его вплавь, борясь с высокими волнами, течениями и ветром, находясь в воде с температурой не выше 18 градусов.
Первенство в этом преодолении принадлежит британцу М. Уэббу, который переплыл Ла-Манш за 21 час 45 мин. в 1875 г. Рекорд по времени принадлежит болгарину П. Стойчеву – он переплыл пролив за 6 ч. 57 мин и 50 с в 2007 году.
У женщин рекорд установила чешская спортсменка И. Главачова в 2006 г. переплыв пролив за 7 часов 25 минут и 15 секунд, а впервые женщина отважилась на такой заплыв в 1912 году (американка Г. Эдерле).
Знаменитый пролив по-прежнему вдохновляет на новые рекорды и достижения спортсменов и инженеров, и есть вероятность, что с ним будет связано еще немало реализованных идей и воплощенных проектов.
Пролив Ла-Манш — ВИДЕО
Источник
Канал Двух Морей — Канал дю Миди и Канал-де-Гаронна, Франция
Гибралтарский пролив между Европой и Африкой — не единственный водный путь, соединяющий Атлантический океан со Средиземным морем. Ещё существует один километровый северный маршрут. Этот маршрут соединяет французский город Бордо, у Атлантического океана, со средиземноморским портом Сет — через серию каналов, обычно называемых Canal des Deux Mers, или «Канал двух морей». Он полностью лежит на юге Франции и является одним из самых замечательных подвигов гражданского строительства, выполненных в 17 веке.
Canal des Deux Mers состоит из двух каналов. От средиземноморского порта Сет до Тулузы, на расстоянии 240 км, проходит канал дю Миди. От Тулузы до города Каст-ан-Дорте, в 193 км, канал называется де-Гаронна. Остальная часть маршрута до Бордо использует реку Гаронна. Два канала — Канал дю Миди и Канал-де-Гаронна — вместе с рекой Гаронна образуют Канал Двух Морей, который соединяет Средиземное море с Атлантическим океаном. Часто весь канал называют Canal du Midi.
До того, как был построен канал, месячное морское путешествие через Гибралтарский пролив было чревато опасностями, в основном из-за пиратов и сильных штормов.
Возможность строительства альтернативного маршрута через Францию впервые обсуждалась древними римлянами. Позже французские короли выразили заинтересованность в строительстве канала, который помог бы избежать прохода по Испании, но технологические проблемы были слишком велики для их преодоления. Основная трудность заключалась в обеспечении достаточного количества воды на водоразделе, который находится на гораздо более высоком возвышении между Средиземноморьем и Атлантикой.
Только в 17 веке был разработан первый реалистичный проект для канала. В 1662 году инженер по имени Пьер-Поль Рике предложил довести воду с Черной горы до водораздела вблизи Сеуил-де-Науроз, самой высокой точки в канале, откуда вода могла течь как в Средиземное море, так и в Атлантику. Логистика была огромной и сложной, и сам проект выглядел неустойчивым. Несмотря на это, король Людовик XIV стал строить канал, подстёгиваемый опасностью транспортировки груза и торговли вокруг южной Испании, где пираты были обычным явлением. Строительство канала началось в 1667 году и закончилось в 1681 году. Канал был открыт как Canal Royal du Languedoc. За эти четырнадцать лет Пьер-Пол Рике решил множество технических проблем, которые сегодня всё ещё бросают вызов речному транспорту.
Канал Пьер-Пола Рике, переименовал в Канал дю Миди. Во время Французской революции конца 18 века, канал доходил только до Тулузы. Рике хотел продолжить канал к Атлантике, но плохие финансы Людовика XIV опустошили казну королевства, и проект остановился. Сам Рике умер за год до того, как был завершен канал дю Миди. Прошло ещё два столетия, прежде чем был вырыт Канал-де-Гаронна, соединив дю Миди с Атлантикой.
В течение 200 лет после завершения строительства канала du Midi торговцы зерном и виноделы в регионе Лангедок в значительной степени полагались на канал в своей торговли. Пшеница, вино и алкоголь экспортировались из Лаураги в Тулузу, Бордо и Марсель, а из других регионов, таких как мыло Марсель, рис, крахмал, сушеная рыба, специи и красители, были импортированы в Лангедок.
Движение канала достигло своего пика в середине 19-го века. После этого железные дороги стали предпочтительным видом транспорта, а движение судов на канале сократилось. Хотя канал никогда не стал великим международным маршрутом, предусмотренным королями Франции, он продолжал обслуживать местных торговцев, несущих баржи вина и зерна еще в 1980-х годах.
Сегодня Canal du Midi используется в основном для отдыха на лодках и других водных видов спорта и является главной достопримечательностью. Также можно совершить кругосветное путешествие и поход по берегам по всей длине Canal des Deux Mers от Sète до Bordeaux, поскольку он изгибается и проходит через сельскую местность, через виноградники и поля подсолнечника, а также через восхитительные маленькие деревни и прошлые кафе.
В 1996 году канал и буферная зона площадью 2000 кв. Км были объявлены объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Источник
English Channel: интересные факты о проливе Ла-Манш
Британские острова отделены от остального континента нешироким каналом между Северным морем и Атлантическим океаном. Мы собрали несколько интересных фактов об этом узком перешейке.
Пролив между Францией и Британскими островами мы знаем как Ла-Манш – это французское название. А англичане называют его Английским каналом – the English Channel , тем самым как будто заявляют свои права на него. В большинстве других стран используются названия, заимствованные из французского: например, по-испански «эль Канал де-ла-Манча».
Самое узкое место пролива Ла-Манш – Дуврский пролив или Па-де-Кале: с одной стороны находится город Дувр, с другой французское побережье региона О-де-Франс. Ширина пролива в этой части составляет всего 37 км: противоположная сторона отлично видна в хорошую погоду.
Ла-Манш образовался относительно недавно по геологическим меркам: всего 200 тысяч лет назад. В те времена в районе Северного моря было озеро, ограниченное ледником. Воды озера прорвались из-за ледника и вызвали огромное наводнение, в результате которого перешеек между современными Великобританией и Францией был смыт.
Ла-Манш имел важную защитную функцию для Британии. Хотя ширина пролива небольшая, и его можно было преодолеть даже на древних кораблях (до островов доплывали и римляне, и норманы, и Вильгельм Оранский), путешествие это было довольно сложным. Сильные течения, приливы, шквалистые ветра, густые туманы погубили многие корабли.
Опытные пловцы могут преодолеть Па-де-Кале вплавь. Первым, кто переплыл пролив без спасательного жилета, был британец Мэттью Уэбб, которому понадобилось почти 22 часа. Рекорд по времени поставил австралийский пловец Трент Гримси в 2007 году – всего 7 часов. Удивительно то, что за всю историю пролив переплыло меньше человек, чем покорило Эверест: всего около тысячи людей.
Из-за течений и погоды температура воды в Ла-Манше не поднимается выше 18 градусов даже летом, а обычно в теплые месяцы держится в районе 15-16 градусов. При этом зимой пролив не замерзает – даже у берегов не образуется лед. Это объясняется теплым течением Гольфстрим.
Под Па-де-Кале построен Евротоннель, который соединяет Великобританию и Францию – города Дувр и Кале. Его длина составляет 51 километр, 39 из которых лежат под водой. Это третий по длине железнодорожный тоннель в мире. Его даже включили в список современных чудес света.
Теперь вы знаете о Ла-Манше не меньше, чем англичане. Главное не забывайте правильно его называть по-английски – the English Channel, ведь легко забыться и произнести французский вариант, а британцам вряд ли это понравится.
Источник
Что это за остров Джерси, из-за которого возникла напряженность между Англией и Францией
Нормандские острова находящиеся в проливе Ла-Манш, расположены вблизи береговой линии Франции. Но так сложилось исторически,что они находятся под покровительством британской короны, хотя формально не является территорией Великобритании. Однако жители островов считают себя гордыми подданными её величества королевы.
А вот тут случился злосчастный «Икучше». то есть, извиняемся, русским шрифтом набрали — это так выглядит Brexit.
Икучше-Brexit есть не что иное, как выход Великобритании из валютной зоны Евросоюза, и вообще из него самого.
Начался раздел и он привел к тому, что англичане запретили французским рыболовным судам рыбачить в островной зоне. Более всего в водах вокруг острова Джерси .
Франция требовала допустить порядка 350 судов для рыбной ловли. Но англичане дали разрешение только для 40 судов написав свой список допущенных к водным богатствам.
В ответ на это французские рыбаки Нормандии и Бретани с утра четверга заблокировали дружными действиями пятидесяти и более судов гавань столицы острова Джерси , городка Сент-Хелиер. мешая выходу и порта различных судов. В том числе не может выти в море большой грузовой «лайнер» «Коммодор Гудвилл». Рыболовецкие суда всё продолжают прибывать от берегов франции для поддержки акции протеста. Они так же курсируют вокруг острова показывая, что английские представители не правы в своей избранной позиции.
Англичане в ответ послали к острову Джерси два патрульных военных корабля.
Французское же правительство выступило с заявлением.что готи овы применить к «подданным Её Величества» санкции. Самой главной из них — является отключение электроэнергии! электроснабжение на острова ведется с территории Франции.
Источник