«Неаполитанский залив», Иван Константинович Айвазовский — описание картины
- Автор:Иван Константинович Айвазовский
- Музей: Музей-заповедник Петергоф
- Год: 1841
Описание картины:
Закончив Санкт-Петербургскую Академию художеств, Иван Константинович Айвазовский отправляется на стажировку в Италию. Великолепная природа, красота побережья настолько очаровали живописца, что он будет писать итальянские пейзажи на протяжении всей жизни.
Обладая великолепной зрительной памятью, он сумеет передать в своих картинах все свои впечатления, изображая увиденное в мельчайших подробностях, передавая все тончайшие оттенки цвета, игру света и теней.
Это одна из картин, написанная им во время первого путешествия по Италии, — вид на Неаполитанский залив.
Южный теплый вечер. Лазурный цвет высокого неба темнеет, становясь синим. Сквозь разрывы низких плотных облаков, собирающихся у горизонта, ярко светит заходящее солнце. Его лучи окрашивают небеса в нежные лимонно-желтые оттенки, отражающиеся на спокойной морской глади. И только у самого горизонта видны легкие сиреневые тени, делающие незаметным переход от водной поверхности к воздушной. Бледно-лиловые очертания островов растворяются в дымке, еле заметны в туманной дали белые паруса.
Небольшая рябь видна на море, дрожит, переливаясь теплыми золотисто-янтарными красками солнечная дорожка.
Слегка покачиваясь на волнах, стоит на якоре двухмачтовый корабль. Почти все паруса уже спущены, команду ждет ночной отдых. Голубые тени лежат на большом пологе, закрывающим палубу от палящего солнца. Готовится отчалить последняя шлюпка. Слабый ветер едва шевелит красный флаг на высокой мачте.
Подходит к берегу небольшая лодка, слаженно работают гребцы. Рядом расслаблено сидят уставшие рыбаки. Безмятежность, покой. С берега доносятся шум вечернего города, нагретый воздух наполнен свежим запахом моря. Слышны крики белоснежных чаек, низко летящих над почти незаметными волнами. Вечерние тени ложатся на воду, и только солнечные зайчики еще весело играют на морской ряби, да блестят на водяных каплях, срывающейся с лопастей весел.
Характерная для творчества художника черта – минимум красок: синяя, желтая и коричневая. Однако благодаря живописному мастерству и таланту ему удается создать такое разнообразие оттенков, сделать такими незаметными переходы между ними, отчего пейзаж наполняется теплым солнечным светом, мерно дышит такое настоящее, живое море, нежными опаловыми красками сияет небо.
Картина завораживает своей тихой прелестью, мягкой задушевностью и романтизмом, восхищает своей естественностью, гармонией человека и моря.
Источник
Об экспонате
Алексей Боголюбов — один из самых проникновенных художников-маринистов XIX века. Он рано потерял отца, ветерана Отечественной войны 1812 года, и воспитывался в Морском кадетском корпусе. После выпуска будущий художник постоянно ходил в заграничные плавания. Эти путешествия подарили ему богатый материал для работы над морскими пейзажами и батальными сценами. Кроме того, на становление Боголюбова серьезно повлияло знакомство с картинами лучших западноевропейских мастеров — в частности, ему были близки пейзажи Тернера, которые он видел в Лондоне.
После окончания в 1853 году Академии художеств Боголюбов отправился в путешествие по Италии. Именно тогда и было написано полотно «Итальянское побережье» из собрания Новосибирского художественного музея. Картина относится к ранним произведениям Боголюбова. В то время он только ищет свой собственный путь в искусстве и еще не вполне освободился от влияния Ивана Айвазовского — самого известного русского художника-мариниста, который в тот период переживал невероятный творческий подъем.
Работу «Итальянское побережье» отличает довольно условный колорит и романтическая трактовка пейзажа. Нежная красочная гамма и легкая манера письма дают нам возможность почувствовать счастливое настроение, владевшее художником. В этом полотне Боголюбов создал идеальный образ морской природы. Его завораживал теплый свет и прозрачный воздух итальянского побережья, неприступные берега и спокойная гладь воды.
Мягкое свечение утреннего солнца и торжественная умиротворенность итальянской природы в картине Боголюбова напоминают о полотнах Сильвестра Щедрина. «Дерзость была великая, но я всегда обожал этого мастера и с любовью копировал его этюды в нашей Академии», — вспоминал художник.
В более поздних произведениях Боголюбова чувствуется стремление к глубокому изучению натуры и желание передать реальное состояние природы. В прошлом блестящий морской офицер, Боголюбов не сразу нашел свой путь в искусстве, однако и ранние его работы отличаются большим мастерством.
Источник
Самые знаменитые картины с морским пейзажем
Морской пейзаж – особенный жанр живописи. Море — живое воплощение природы, источник вдохновения. Переменчивость состояния морской стихии создает сложность в изображении, но в то же время дает безграничную возможность для проявления фантазии и импровизации.
Ниже я подобрала несколько самых знаменитых картин с морским пейзажем в мировом искусстве.
И. Айвазовский. «Девятый вал». 1850 г.
Клод Моне. «Впечатление. Восход солнца». 1872 г. Эта картина, изображающая порт Гавр, дала начало импрессионизму.
Клод Лоррен. «Высадка царицы Савской». 1648.
Каспар Давид Фридрих. «Странник над морем тумана». 1818 г. Одна из знаковых картин эпохи романтизма.
Рембрандт. «Шторм на Галилейском море». 1633 г.
Клод Жозеф Верне. «Вход в палермский порт при лунном свете», 1769 г.
Хокусай. «Большая волна в Каганаве». 1823-31 гг.
Брейгель. «Падение Икара». 1558 г.
Аркадий Рылов. «В голубом просторе». 1918 г.
Клод Моне. «Скала Игла и Порт д’Аваль«. 1885 г.
Алексей Боголюбов. «Афонское сражение 19 июня 1807 года». 1853 г.
Уильям Тернер. «Последний рейс корабля «Отважный». 1739 г.
Валентин Серов. «Одиссей и Навсикая». 1910 г.
Уинслоу Хомер. «Лунный свет». 1875 г.
Николай Дубовской. «Притихло». 1890 г.
Архип Куинджи. «Берег моря со скалой». 1898-1908 гг.
Источник
Прекрасные виды Италии на картинах Сильвестра Щедрина.
Сегодня, я продолжаю свой рассказ о талантливом пейзажисте Сильвестре Щедрине, который двенадцать лет прожил в Италии.
Он очень любил работать на пленэре, в окрестностях Неаполитанского залива, в Сорренто, на острове Капри. Художник создает много живописных работ, где изображает красоты итальянской природы. Давайте же рассмотрим их! Уехав от неаполитанской революции в Рим, Щедрин открывает для себя живописный городок Тиволи, с его известными водопадами на реке Тевероне. На картине «Водопады в Тиволи» мы можем увидеть и самого Сильвестра в левом нижнем углу с папкой для набросков.
Начиная с 1825 года, Щедрин, много путешествуя, пишет многочисленные «гроты». Художнику хотелось решать все более и более сложные композиционные задачи. Изображая «гроты», Сильвестр добивался контраста света и тени, сочетал различные техники исполнения – например, технику мазка — мелкий на переднем плане и широкий на заднем. Одна из лучших работ этого плана – «Грот Матримонио на острове Капри» 1827г. — написана по впечатлениям поездки на остров Капри, который художнику очень понравился. Прекрасное синее небо на этой картине контрастирует с темной пещерой, которая построена на контрасте охристых и коричневых тонов.
«Я отправился на Капри, — писал Щедрин своему другу в августе 1827 года, — где намерен был пробыть дней пятнадцать, но вместо того прожил там около двух месяцев».
Еще Сильвестр очень любил писать террасы и веранды, всегда наполненные солнечным светом и спускающимися виноградными листьями. На «террасах» художника всегда просматривается бесконечное море, светлое синее небо, зелень деревьев и местные жители, занятые своими делами.
Щедрин написал несколько типичных жанровых бытовых картин. Знакомые итальянцы с удовольствием позировали художнику. Они называли его «Дон Сильвестро» за его легкий характер, почти итальянскую живость, и интерес, который художник проявлял к простой жизни местных жителей.
«Я начал писать для забавы, — писал он из Рима родным в марте 1823 года, — чтобы иметь разные костюмы местных мужиков, и ставил их, как вздумается прихоти натурщиков и как на картине позволяет место».
Эти эксперименты помогли художнику в дальнейшем эмоционально писать свои жанровые картины и стали очень важными колористическими работами. Посмотрим на замечательные работы «Жанровая сцена. Пилигримы», 1824г. и «Неаполитанская серия», 1827г. Последняя картина написана очень мастерски и напоминает нам об итальянских картинах Ореста Кипренского и Карла Брюллова.
Сильвестр Щедрин написал множество прекрасных морских пейзажей, но у него есть и «архитектурные» работы. Почти все они связаны с Римом, где он прожил в общей сложности пять лет. Приехав в Рим, молодой художник, тогда еще строгий академист, принялся со страстью изображать античные развалины. «Колизей»1819 г. – одна из работ этого ряда. Все тут полностью соответствует системе классицизма – теплый колорит, затемнение переднего плана, замыкание заднего плана зданиями, тщательное прописывание деталей.
Постепенно Щедрин все активнее избавлялся от предписанной академизмом теплой гаммы, «охлаждая ее», опускал линию горизонта, все больше места на полотне отдавал небу, искусно выписывая воздушную перспективу, передавал изменения цвета воды от берега к горизонту тончайшими тональными переходами. Так, в прекрасных пейзажах художника появляется романтизм, с его эмоциями, живостью и красотой души.
Источник
Об экспонате
Картина «Море у острова Капри» из собрания Тарусской картинной галереи великого пейзажиста-мариниста и баталиста Ивана Константиновича Айвазовского (1817–1900) создана в 1876 году и относится к зрелому периоду творчества художника. В юности вдохновлялся живописью Карла Брюллова, создавая красочные полотна высокого уровня мастерства. Его излюбленные мотивы — различные варианты изображения моря, многие из пейзажей стали плодами его впечатлений от многочисленных путешествий. После обучения в Академии художеств он совершил пенсионерскую поездку в Италию в качестве поощрения, позже посетил Германию, Францию, Испанию, Голландию, бывал в Турции и Греции, много путешествовал по России. Создавая зарисовки в ходе своих наблюдений за природой (зачастую — бушующей стихией), он впоследствии отражал в своей живописи ее жизненную энергию и силу. Ему удавалось передать лунный или солнечный свет в спокойной воде или вихре волн.
Эмоциональный фон пейзажа отражал колорит, выбранный им для каждой картины. Художник предпочитал сдержанную цветовую гамму, но ему удавалось передать богатство красок природы. С годами Айвазовский стал стремиться к колористическому единству, используя градации одного цвета.
На этой картине изображен средиземноморский берег Италии днем. Для передачи живописной природы острова Капри художник использует сдержанную цветовую гамму. Светлыми оттенками желтого изображает солнечный свет в облаках, коричневатым — мокрый от прибоя волн песок, бледно-голубой был использован для неба, серо-голубой и несколько оттенков зеленого — для моря.
Единение человека с природой отражено человеческими фигурами у рыбацкой лодки и силуэтом корабля вдали. Художник контрастно представляет масштаб природы и человека, их взаимоотношений, величавость первой в ее возможности разразиться стихией. В этой работе воплощены все основные приемы традиционного западноевропейского романтического пейзажа, а также обращение Айвазовского к искусству русского реализма, который будет проявляться в его позднем периоде.
Источник