Морем безбрежным стоят средство выразительности
Средства выразительности речи
Сравнение — это сопоставление одного предмета или явления с другим по какому-либо признаку, основанное на их сходстве. Сравнение может быть выражено:
– при помощи использования союзов (как, словно, точно, будто, как будто, подобно, чем):
Любуюсь вами, как дитя!
– формой творительного падежа: И сеть, ложась на песок тонкой сквозной тенью, шевелится, непрерывно растет новыми кольцами (А.С. Серафимович);
– с помощью слов типа похожий, подобный: Богатые не похожи на нас с вами (Э. Хемингуэй);
– с помощью отрицания:
Чтоб, тебя не видя, умереть.
– сравнительной степенью прилагательного или наречия:
Блистает речка, льдом одета.
Метафора — это перенос названия (свойств) одного предмета на другой по принципу их сходства в каком-либо отношении или по контрасту. Это так называемое скрытое (или сокращенное) сравнение, в котором союзы как, как будто, словно … отсутствуют. Например: пышное золото осеннего леса (К.Г. Паустовский).
Разновидностями метафоры являются олицетворение и овеществление.
Олицетворение — это изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами, чертами живых существ. Например: И костер, дрожа и колеблясь отсветом, беспокойно взглядывал красными очами на выступавший на секунду из темноты обрыв (А.С. Серафимович).
Овеществление — это уподобление живых существ неодушевленным предметам. Например: Передние ряды задерживались, задние становились все гуще, и текучая людская река останавливалась, как в молчании останавливаются шумные воды, прегражденные в русле своем (А.С. Серафимович).
Метонимия — это перенос названия с одного предмета на другой на основе ассоциативной смежности этих предметов. Например: Вся гимназия бьется в истерически судорожных рыданиях (А.С. Серафимович).
Синекдоха (разновидность метонимии) – это способность слова называть и целое через его часть, и часть чего-либо через целое. Например: Мелькали черные козырьки, сапоги бутылкой, пиджаки, черные пальто (А.С. Серафимович).
Эпитет — это художественное определение, подчеркивающее какой-либо признак (свойство) предмета или явления, являющееся в предложение определением или обстоятельством. Эпитет может быть выражен:
И красные клены вдали.
Последняя кроткая нежность
Притихшей осенней земли.
– существительным: Тучки небесные, вечные странники (М.Ю. Лермонтов);
– наречием: И сладостно шумят полуденные волны (А.С. Пушкин).
Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении свойств предмета или явления. Например: Тротуарные вихри мчали самих преследователей так сильно, что они иной раз перегоняли свои головные уборы и приходили в себя только приткнувшись к ногам бронзовой фигуры екатерининского вельможи, стоявшего среди площади (И .А . Ильф, Е.П. Петров).
Литота – это художественный прием, основанный на преуменьшении каких-либо свойств предмета или явления. Например: Долго сидят крохотные игрушечные люди под белыми горами у самой воды, а у деда шевелятся сердито брови, шершавые усы (А.С. Серафимович).
Аллегория — это иносказательное выражение абстрактного понятия или явления через конкретный образ. Например:
Кормя Зевесова орла,
Громкокипящий кубок с неба,
Смеясь, на землю пролила.
Ирония — это иносказание, выражающее насмешку, когда слово или высказывание в контексте речи приобретает значение, прямо противоположное буквальному или ставящее его под сомнение. Например:
Так поди же, попляши!»
Оксюморон— это парадоксальное словосочетание, в котором предмету или явлению приписываются противоречивые (взаимоисключающие) свойства. Например: Дидро был прав, когда говорил, что искусство заключается в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном (К.Г. Паустовский).
Перифраз — это замена слова иносказательным описательным выражением. Например: Прямой долг обязывал нас войти в это устрашающее горнило Азии (так автор назвал дымящийся залив Кара-Бугаз) (К.Г. Паустовский).
Антитеза — противопоставление образов, понятий, свойств предметов или явлений, в основе которого лежит использование антонимов. Например:
Лишь начал сон … исчезло сновиденье!
Повтор — это неоднократное употребление одних и тех же слов и выражений. Например: Мой друг, мой нежный друг … люблю … твоя … твоя. (А.С. Пушкин).
Разновидностями повтора являются анафора и эпифора.
Анафора (единоначатие) – это повторение начальных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:
Ты полон весь таинственной тоской.
Эпифора — это повторение конечных слов в смежных строках, строфах, фразах. Например:
Людей привыкли мы ценить;
Себе мы оба не изменим,
А нам не могут изменить.
Градация — это особая группировка однородных членов предложения с постепенным нарастанием (или убыванием) смысловой и эмоциональной значимости. Например:
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
Параллелизм — это повтор типа смежных предложений или словосочетаний, при котором совпадает, хотя бы частично, и порядок следования слов. Например:
При вас мне грустно, – я терплю …
Инверсия – это нарушение общепринятого порядка слов в предложении, перестановка частей фразы. Например:
Там некогда в горах, сердечной думы полный,
Над морем я влачил задумчивую лень …
Эллипсис – это пропуск отдельных слов (обычно легко восстанавливаемых в контексте) для придания фразе дополнительного динамизма. Например: Реже и реже перевозил Афиногеныч богомольцев. По целым неделям – никого (А.С. Серафимович).
Парцелляция — художественный прием, при котором предложение интонационно делится на отдельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения. Например: Они даже не взглянули на приведенного, одного из тысяч здесь перебывавших. Обыскали. Произвели измерения. Записали приметы (А.С. Серафимович).
Риторический вопрос (обращение, восклицание) – это вопрос (обращение, восклицание), не требующий ответа. Его функция – привлечение внимания, усиление впечатления. Например: Что в имени тебе моем? (А.С. Пушкин)
Бессоюзие — намеренный пропуск союзов для придания речи динамичности. Например:
Игрою глаз, блестящим разговором …
Многосоюзие — это сознательное повторение союзов с целью замедлить речь вынужденными паузами. При этом подчеркивается смысловая значимость каждого выделенного союзом слова. Например:
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
В качестве средств, усиливающих выразительность речи также используются фразеологизмы, синонимы и антонимы.
Фразеологическая единица , или фразеологизм — это устойчивое сочетание слов, которое функционирует в речи как неделимое с точки зрения значения и состава выражение: лежать на печи, биться как рыба об лед, ни днем ни ночью.
Синонимы — это слова одной и той же части речи, близкие по смыслу. Виды синонимов:
– общеязыковые: смелый – храбрый;
Услышишь суд глупца и смех толпы холодной:
Но ты останься тверд, спокоен и угрюм.
Антонимы — это слова одной и той же части речи, имеющие противоположное значение. Виды антонимов:
– общеязыковые: добрый – злой;
Мне время тлеть, тебе цвести.
Как известно, значение слова точнее всего определяется в контексте речи. Это позволяет, в частности, определять значение многозначных слов, а также разграничивать омонимы (слова одной и той же части речи, совпадающие по звучанию или написанию, но имеющие разные лексические значения: вкусный плод – надежный плот, брак в работе – счастливый брак).
Источник
Cредства выразительности
Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах.
1. Сменит не раз младая дева
Мечтами легкие мечты;
Так дерево свои листы
Меняет с каждою весною. (А.Пушкин)
2. Мело, мело по всей земле
Во все пределы. (Б.Пастернак)
3. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю.Трифонов)
4. Оставь свой край глухой и грешный,
Оставь Россию навсегда. (А.Ахматова)
5. Весенний и тлетворный дух. (А.Блок)
1. И наше северное лето,
Карикатура южных зим,
Мелькнет и нет. (А.Пушкин)
2. Уж вечер. Облаков померкнули края,
Последний луч зари на башнях умирает. (В.Жуковский)
3. Время летит иногда птицей, иногда ползет червяком. (И.Тургенев)
4. – Эй, борода! А как проехать отсюда к Плюшкину, так чтоб не мимо господского дома. (Н.Гоголь)
5. Не умрет твой стих могучий,
Достопамятно-живой,
Упоительный, кипучий,
И воинственно-летучий,
И разгульно-удалой. (Н.Языков)
1. Не то на серебре – на золоте едал. (А.Грибоедов)
2. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н.Некрасов)
3. И невозможное возможно, дорога дальняя легка. (А.Блок)
4. Что-то неуловимо восточное было в его лице, но из седой дремучести светились, горели, сияли огромные голубые глаза. (В.Солоухин)
5. О Русь, покойный уголок,
Тебя люблю, тебе и верю. (С.Есенин)
1. Рассвет рукой прохлады росной
Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)
2. Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат. (С.Орлов)
3. В избушке, распевая, дева
Прядет, и, зимних друг ночей,
Трещит лучина перед ней. (А.Пушкин)
4. Нужны мне разом
Юг и север,
Восток и запад,
Лес и степь;
Моря и каменные горы,
И вольный плес равнинных рек. (А.Твардовский)
5. И только сбруя золотая
Всю ночь видна. Всю ночь слышна. (А.Блок)
1. Жить, храня веселье горя,
Помня радость прошлых весен. (В.Брюсов)
2. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам. (О.Берггольц)
3. Котелок сердится и бормочет на огне. (К.Паустовский)
4. Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши. (И.Крылов)
5. И никто с начала мира не видал такого пира. (А.Пушкин)
1. На реке форелевой, в северной губернии,
В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И.Северянин)
2. Анчар, как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной. (А.Пушкин)
3. И солнце греется на льдине. (Б.Пастернак)
4. Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина. (М.Лермонтов)
5. И воск слезами с ночника
На платье капал. (Б.Пастернак)
а) Гипербола;
1. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)
2. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)
3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)
4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)
5. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)
1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)
2. И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)
3. Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)
4. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)
5. Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)
1. Как ночи Украйны
В сиянии звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)
2. В темной роще на поляне
Плачет смехом бубенец. (С.Есенин)
3. Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! (А.Твардовский)
4. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. (М.Цветаева)
5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная. (Н.Некрасов)
1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)
2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)
3. И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)
4. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б.Пастернак)
5. Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь. (Басе)
1. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете. (А.Блок)
2. Голос безгласия;
Чтоб он молчаньем
Славу пел мою. (К.Бальмонт)
3. Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова. (А.Твардовский)
4. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)
5. Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)
г) параллелизм, анафора, эпифора,
1. За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова.
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин. (А.Пушкин)
2. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)
3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)
4. Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)
5. Мне грустно. оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)
1. Ты, брат, – это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия. (А.Твардовский)
2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)
3. Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)
4. Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)
5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)
1. Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна. (М.Исаковский)
2. Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)
3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,
Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)
4. Собирались на работу ночью. Читали
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали. Пили вино. (М.Волошин)
5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)
г) лексический повтор;
1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)
2. Око зрит – невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь.
Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)
3. Но степь поет. (И.Бунин)
4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)
5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)
1. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)
2. Белая акация и сирень пахнут так сильно, что кажется: воздух и сами деревья стынут от своего запаха. (А.Чехов)
3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)
4. Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)
5. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)
1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,
Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)
2. Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)
3. Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)
4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)
5. Вся жизнь, ненужно изжитая.
Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)
1. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)
2. О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле. (А.Блок)
3. Шепот ли, шорох иль шелест –
Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)
4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)
5. Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)
1. Таскали – то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались. (А.Блок)
2. Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин)
3. Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)
4. Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)
5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)
1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)
2. На улице, шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти. (Б.Пастернак)
3. Мы – из Вильяма Шекспира
Два стиха. (М.Цветаева)
4. Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский)
5. Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)
1. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка. (А.Грибоедов)
2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)
3. И на известку колоколен невольно крестится рука. (С.Есенин)
4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)
5. Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы. (А.Пушкин)
1. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. (М.Лермонтов)
2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)
3. Придет шарманщик хмурый,
Заплачет на дворе.
О той свободной доле,
Что мне не суждена. (А.Блок)
4. Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)
5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)
1. Младший сын был ростом с пальчик –
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать. (А.Ахматова)
2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю. (М.Цветаева)
3. В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез. (Басё)
4. Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)
5. Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)
1. Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам)
2. Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)
3. И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)
4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога. (А.Блок)
5. Легче весеннего дуновения
Прикосновение
Пальцев тонких. (М.Кузмин)
1. Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)
2. И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной?
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)
3. Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)
4. Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж.
Королева играла в башне замка Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)
5. И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)
г) лексический повтор;
1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)
2. Пусть уснет океан на песке и щебне.
Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс)
3. Как чудеса твои прекрасны,
Кудесница любви, весна! (М.Кузмин)
4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор. (К.Бальмонт)
5. В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов)
г) анафора, параллелизм;
1. Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)
2. Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)
3. Больной, усталый лед,
Больной и талый снег. (Д.Мережковский)
4. Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)
5. Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)
1. Подруга думы праздной, чернильница моя;
Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)
2. Летят они, написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)
3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)
4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)
5. Сусальным золотом горят
В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)
1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь)
2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)
3. Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца. (А.Ахматова)
4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)
5. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)
1. Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист. (А.Фет)
2. Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза! (М.Цветаева)
3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)
4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)
5. Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Ю.Трифонов)
б) анафора, эпифора;
г) метонимия, метафора;
Задание 1: 1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 – д, 5 – а.
Задание 2: 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в.
Задание 3: 1 – в, 2 – б, 3 – г, 4 – а, 5 – д.
Задание 4: 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 5: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 6: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 7: 1 – д, 2 – а, 3 – г, 4 – б, 5 – в.
Задание 8: 1 – б, 2 – а, 3 – д, 4 – г, 5 – в.
Задание 9: 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 10: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 11: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 12: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 13: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 – в.
Задание 14: 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5 – в.
Задание 15: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.
Задание 16: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 17: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 18: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – в.
Задание 19: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 20: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 21: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – г.
Задание 22: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в.
Задание 23: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – д, 5 – б.
Задание 24: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – в, 5 – б.
Задание 25: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 26: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – д.
Задание 27: 1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.
Задание 28: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 29: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – д, 5 – г.
Задание 30: 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – а.
Источник