В). Основные направления международных морских путей в Тихом океане.
Экономическая география морского судоходства.
Роль морского транспорта в осуществлении международных экономических связей.
Морские пути и судоходство Атлантического, Индийского, Южного, Тихого и Северного Ледовитого океанов. Крупнейшие морские порты мира.
А). Основные направления международных морских путей в Атлантическом океане.
В Атлантическом океане сформировалось несколько важных направлений морского судоходства. Главное из них — североатлантическое, которое проходит между 35—40° и 55—60° с. ш., вбирая в себя многие трансатлантические судоходные трассы между США и Западной Европой. По ним перевозятся как сырьевые (уголь, руды, хлопок, лес), так и генеральные грузы.
К североатлантическому направлению примыкают пути вокруг Скандинавского полуострова. Они в наиболее полной мере используются российским транспортным флотом для перевозок в большом каботаже между Северным и Балтийским бассейнами. К этому направлению примыкают также пути по Средиземному, Северному, Норвежскому морям.
Другие важные направления морского судоходства в Атлантическом океане — южноатлантическое или латиноамериканское(Европа—Южная Америка). Этому направлению свойственны трассы большой (примерно 5 — 6 тыс. миль) протяженности.
Западноатлантическое(Африка—Европа). С водами, прилегающими к атлантическим берегам Африки, связаны американо-западноафриканские направления судоходства.
По побережью Атлантического океана расположены крупнейшие морские порты мира: Роттердам (Нидерланды), Антверпен (Бельгия), Гамбург (ФРГ), Лондон (Великобритания), Марсель (Франция), Генуя (Италия), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия (все США).
На географию морских перевозок большое влияние оказывают морские каналы Атлантического океана: Суэцкий, Кильский и др.
Б). Основные направления морских и океанских путей в Индийском и Южном океанах.
Третье место по объему морских перевозок (1/6) принадлежит Индийскому океану, к берегам которого выходят почти 30 государств с населением, приближающимся к 2 млрд. человек. В Индийском океане выделяют 3 основных направления: ближневосточное, дальневосточное и австралийское.Магистральные океанские пути как бы образуют направленный четырехугольник: Суэцкий канал — Малаккский пролив — мыс Луин (юго-западная оконечность Австралии) — мыс Доброй Надежды (юг Африки) — Суэцкий канал. Вместе с тем здесь пролегают, весьма протяженные диагональные трансокеанские маршруты: мыс Доброй Надежды — Малаккский пролив, Суэцкий канал — мыс Луин
Крупные морские порты Индийского океана: Карачи — Пакистан, Бомбей (Мумбай) и Калькутта — Индия, Коломбо — Шри-Ланка и др.). Наряду с универсальными есть порты, специализированные по вывозу нефти (например, в Персидском заливе Рас-Таннура — Саудовская Аравия, Мина-Эль-Ахмади — Кувейт и о. Харк — Иран; Амуай и Ла-Салина в Венесуэле), руды (Тубаран в Бразилии), угля (Ричардс-Бей в ЮАР), зерна, лесоматериалов и других грузов.
В). Основные направления международных морских путей в Тихом океане.
Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австралийскому.
На берегах Тихого океана много крупных портов (Кобе, Тиба, Иокогама, Нагоя — Япония, Шанхай — КНР, Пусан — Республика Корея, Сидней — Австралия, Ванкувер — Канада и др.). Только в Японии насчитывается 1074 морских порта, из них 17 крупнейших международных. Основная доля перевозки леса в Японию приходится на перевозку из портов Дальнего Востока в порты, в основном, восточного побережья Японии.
Северный Ледовитый океан в мировом морском судоходстве принимает значительно меньшее участие. По Северо-Западному, канадскому пути сквозное судоходство не поддерживается, а вдоль северных берегов России проходит Северный морской путь длиной около 6000 км. Северный морской путь, а исторически Северо-восточный проход – главная судоходная магистраль России в Арктике. Он проходит по морям Северного Ледовитого океана, соединяя европейские и дальневосточные порты. Протяженность его от Карских Ворот до бухты Провидения – 5600 км, или 3023,76 морских миль. Северный морской путь обслуживает порты Арктики и крупных рек. По нему сюда завозят топливо, оборудование, продовольствие. По этому пути, например, от Гамбурга до Иокогамы всего 6 600 морских миль,
тогда как через Суэцкий канал – 11 400 миль.
Источник
Транспортно-географическая характеристика Тихого океана
Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах Тихого океана проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.
Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.
Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане — США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.
Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.
Трассы и маршруты Тихого океана
В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.
Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.
В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.
Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.
Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов — одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.
Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.
Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия — как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.
Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная нефть перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.
Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных металлов, селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.
Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.
Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.
Источник
Тихий океан и морские пути в Тихом океане. Краткий доклад
Пункт первый. Воды Великого океана. Тихий океан на Земле еще называют Великим. Это крупнейший океан на Земле: самый глубокий и самый обширный. Его безлюдные просторы тянутся под палящим солнцем на сотни и сотни миль. Тихий океан вмещает в себя воды столько, сколько все остальные океаны мира, взятые вместе. А еще в Тихом океане несколько тысяч островов.
В Тихий океан впадают крупнейшие реки Америки и Азии: северный Юкон, тропический Меконг, горное Колорадо, бурная китайская Хуанхэ и ее собрат Янцзы, русский Амур и прочие.
Пункт второй. Прокладка морских путей в Тихом океане. Первыми европейцами, проложившими морской путь через Тихий океан (от Южной Америки до Океании) стала в начале 16-го века команда мореплавателя Фернана Магеллана, что совершила первое кругосветное путешествие в истории. Последующие два с половиной столетия моряки пользовались только проложенным путем Магеллана через Тихий океан, и не искали новых путей.
Именно Фернан Магеллан и назвал океан Тихим из-за погоды во время его путешествия.
Пункт третий. Мощь и стихия Тихого океана. Можно только представлять, какими одинокими и потерянными чувствовали себя в Тихом океане первые средневековые мореплаватели: на парусных судах. Ни единого обитаемого островка не встречалось им месяцами, ни одного острова с пресной водой и с едой – по нескольку недель! Ведь площадь Тихого океана заметно больше площади всех континентов Земли, то есть всей суши нашей планеты! Один Тихий океан больше, чем Евразия, Африка, обе Америки и вся-вся суша вместе взятая!
Тихий океан называется Тихим, потому что в его экваториальных широтах погода обычно мирная и штилевая, стоит жара. А вот в других областях океан совсем не тих и не миролюбив. В Тихом океане часто зарождаются мощные тайфуны, бешеные тропические ураганы, а в Тихоокеанском поясе землетрясений движутся земные плиты, часто происходят земные толчки (причем очень разрушительные), извергаются вулканы, в том числе подводные.
Самая глубокая точка Мирового океана находится именно в Тихом океане: Это знаменитая Марианская впадина.
Источник
Повідомлення про Тихий океан і його морські шляхи
Пункт перший. Води Великого океану. Тихий океан на Землі ще називають Великим. Це найбільший океан на Землі: найглибший і самий великий. Його безлюдні простори тягнуться під палючим сонцем на сотні і сотні миль. Тихий океан вміщує в себе води стільки, скільки всі інші океани світу, взяті разом. А ще в Тихому океані кілька тисяч островів.
У Тихий океан впадають найбільші річки Америки і Азії: північний Юкон, тропічний Меконг, гірське Колорадо, бурхлива китайська Хуанхе і її побратим Янцзи, російський Амур і інші.
Пункт другий. Прокладка морських шляхів в Тихому океані. Першими європейцями, проклали морський шлях через Тихий океан (від Південної Америки до Океанії) стала на початку 16-го століття команда мореплавця Фернана Магеллана, що здійснила першу навколосвітню подорож в історії. Наступні два з половиною століття моряки користувалися тільки прокладеним шляхом Магеллана через Тихий океан, і не шукали нових шляхів.
Саме Фернан Магеллан і назвав океан Тихим через погоду під час його подорожі.
Пункт третій. Міць і стихія Тихого океану. Можна тільки уявляти, якими самотніми і втраченими відчували себе в Тихому океані перші середньовічні мореплавці: на вітрильних судах. Жодного жилого острівця не зустрічалося їм місяцями, жодного острова з прісною водою і з їжею – по кілька тижнів! Адже площа Тихого океану помітно більше площі всіх континентів Землі, тобто всієї суші нашої планети! Один Тихий океан більше, ніж Євразія, Африка, обидві Америки і вся-вся суша разом узята!
Тихий океан називається Тихим, тому що в його екваторіальних широтах погода зазвичай мирна і штильна, стоїть спека. А ось в інших областях океан зовсім тихий і не миролюбний. У Тихому океані часто зароджуються потужні тайфуни, скажені тропічні урагани, а в Тихоокеанському поясі землетрусів рухаються земні плити, часто відбуваються земні поштовхи (причому дуже руйнівні), вивергаються вулкани, в тому числі підводні.
Найглибша точка Світового океану знаходиться саме в Тихому океані: Це знаменита Маріанська западина.
Источник