Транспортно-географическая характеристика Тихого океана
Особенности природных условий общегеографического и ЭГП величайшего океана нашей планеты формируют его главные черты как транспортного звена, морские пути которого связывают разные страны мира. На просторах Тихого океана проходят многие трассы мирового и регионального судоходства, а на берегах расположено большое количество портов, на долю которых приходится 26% грузооборота портов капиталистических стран. Тихоокеанские порты концентрируют значительную часть судов мирового торгового флота.
Для тихоокеанского транспортного бассейна прежде всего характерна очень большая протяженность широтных трансокеанских путей. Они вдвое длиннее, чем трансатлантические, поэтому использование Тихого океана для транзитных перевозок довольно неудобно.
Интенсивные судоходные трассы пролегают главным образом вдоль обоих побережий океана. Вместе с тем одна из важнейших линий морских связей проходит от североамериканских берегов к дальневосточным берегам Азии. По ней совершается обмен в основном между двумя центрами империалистического соперничества на Тихом океане — США и Японией. Правда, связи между ними гораздо менее интенсивны, чем между США и Западной Европой.
Самая разветвленная сеть морских трасс сложилась на путях к Японии, ведущей весьма оживленный обмен с различными странами-поставщиками разнообразного сырья и потребителями готовой японской продукции. Наконец, сравнительно много трансокеанских маршрутов располагается в южной части океана, примерно до 40° ю.ш., что объясняется развитием морских сообщений восточного побережья Австралии и Новой Зеландии с другими странами.
Трассы и маршруты Тихого океана
В общем Тихий океан уступает Атлантическому по густоте морских путей и по объему грузопотоков, но опережает его по темпам роста перевозок. Тенденция к возрастанию значения Тихого океана для мировой торговли проявляется в настоящее время и представляет собой его существенную черту как крупнейшего транспортного бассейна.
Экономические и социально-политические различия тихоокеанских стран во многом определяют особенности размещения судоходных линий, объемы и структуру грузоперевозок. Большой густотой и грузонапряженностью характеризуется сеть трансокеанских путей, соединяющих западные и восточные берега океана. Они группируются по двум главным направлением американо-азиатскому и американо-австрийскому.
В первом из них сформировались три разных по объему и напряженности маршрута. Трассы самого оживленного здесь судоходства связывают тихоокеанские порты США и Канады (Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Ванкувер) с портами Японии, Китая, Филиппин (Иокогама, Шанхай, Манила). Несмотря на большую протяженность и суровые навигационные условия, по этому маршруту перевозится очень большой объем разнообразных грузов, что объясняется высоким экономическим потенциалом Японии и притихоокеанских районов США. Эти государства по прилегающим здесь трассам интенсивно обмениваются между собой и с другими странами. Из США и Канады в Японию вывозятся: каменный уголь, лес и лесные грузы, зерно, руда, различные полуфабрикаты и т.п. В обратном направлении идут разные виды промышленной продукции: изделия из стали, трубы, автомобили, электроприборы, радиотовары, шелк, рыба и рыбные продукты. Для структуры грузопотоков США-Китай, США-Филиппины характерен экспорт промышленных изделий из США и импорт сырьевых и сельскохозяйственных (в основном рис) продуктов в эту страну.
Несмотря на хорошие навигационные условия, менее интенсивно судоходство развито на маршруте от Панамского канала и западных портов Южной Америки к Сингапуру и от тех же начальных пунктов через Гавайские острова на Иокогаму и Манилу. Заметное место в этом маршруте занимают транзитные перевозки через Панамский канал из Атлантического океана к портам восточных берегов Индийского океана и в обратном направлении.
Южноамериканские страны Тихого океана характеризуются сравнительно невысоким уровнем экономического развития и небольшими масштабами внешних экономических связей, что сказывается на объемах и структуре грузопотоков этого маршрута. Из южноамериканских портов и Манилы вывозится преимущественно горно-рудное и сельскохозяйственное сырье в Японию, а из этой страны в них поступают промышленные изделия. В Сингапур поступают преимущественно материалы и оборудование, необходимые для обеспечения ремонта судов — одной из основных отраслей хозяйства этого государства-порта.
Довольно редко используется маршрут от Магелланова пролива через Гавайские острова или, минуя их, в порты Азии. Здесь пролегают трассы большой протяженности, для южных участков которых характерны сложные навигационные условия. По этим путям обмениваются грузами в основном южные районы Аргентины и тихоокеанские страны. В целом американо-азиатское направление концентрирует подавляющую часть трансокеанских путей, по которым проходят очень большие по объему и различные по структуре грузопотоки. Они отражают крупный внешнеторговый оборот стран северной части Тихого океана.
Американо-австралийское трансокеанское направление связывает порты Северной и Южной Америки с портами Австралии и Новой Зеландии. Здесь проходят судоходные линии из портов США и Канады в Сидней, от Панамского канала к Сиднею и от южноамериканских портов в Сидней. Объемы и структура морских перевозок по этим путям во многом определяются уровнем развития и характером экономики Австралии и Новой Зеландии. Обе эти страны вместе с тем находятся в сильной экономической и политической зависимости от США и Великобритании. Австралия выступает на мировом рынке как поставщик промышленного сырья и продовольственных товаров, а Новая Зеландия — как экспортер продукции мясо-шерстного животноводства. В США они доставляют свинец, цинк, шерсть, мясо, в обратном направлении идут станки, машины и другое промышленное оборудование. Перевозки осуществляются в основном транспортным флотом США и Великобритании.
Более короткие, чем трансокеанские, линии, но не менее напряженные пролегают вдоль азиатских и американских берегов Тихого океана, где соответственно господствуют морские связи Японии и США с тихоокеанскими и другими странами. Западные меридиональные пути образуют азиатско-австралийское направление. Японские судоходные компании организовали здесь регулярные линии, по которым из Австралии в Японию вывозятся железная руда, каменный уголь, шерсть и другое сырье, а в Австралию из Японии поступают различные промышленные товары. В этом же районе океана от Малаккского пролива к японским портам проходит весьма грузонапряженная трасса, по которой ближневосточная нефть перевозится в Японию. Среди других морских путей она выделяется большими объемами перевозок жидких грузов.
Восточные меридиональные маршруты связывают южноамериканские страны (через Панамский канал) с тихоокеанскими и атлантическими портами США и Канады. В этих районах превалируют перевозки США. Около 1/5 объема внешней торговли тихоокеанских портов этой страны приходится на государства Южной Америки, откуда в США поступают железная руда, руды цветных металлов, селитра, сера и другое сырье. Из США в южноамериканские порты транспортируются оборудование для горнодобывающей промышленности, машины, станки и другие товары. По существу это грузообмен развитых и зависимых стран.
Кроме трансокеанских и меридиональных путей в Тихом океане немало сравнительно коротких трасс проходит возле материков и по прилежащим к ним морям. Так, оживленное судоходство развито в Японском море, австрало-азиатских морях, вблизи Австралии и Новой Зеландии, в водах, омывающих берега Центральной Америки, и т.д. Объемы и структура грузопотоков здесь отличаются неустойчивостью.
Краткий обзор хозяйственной деятельности разных стран в Тихом океане позволяет выявить несколько ее существенных черт. В настоящее время здесь сложилось многоотраслевое океанское хозяйство, в котором ведущее место занимает рыболовство, включая морепродукты. За ним идет транспортное использование океана. Далее следует разработка богатств прибрежно-морских россыпей и добыча «морской» нефти.
Источник
Морские течения тихого океана
Тихий океан не зря неофициально именуется «Великим». Это единственных из океанов, который омывает все пять континентов нашей планеты. По своей площади он практически равен всем остальным океанам – Атлантическому, Индийскому и Северному ледовитому вместе взятым. Под стать размерам этого гигантского вместилища воды — морские течения Тихого океана. Они описывают два огромных циркуляционных круга: один расположен в южной части, а другой в северной.
Причины образования морских течений Тихого океана
Сегодня существует несколько теорий возникновения морских течений Тихого океана, беспрерывно перемещающих миллионы тонн воды. Основные из них:
- Воздействие силы ветров на морскую поверхность.
- Разность плотности воды в разных частях океана.
- Разница в уровне поверхности моря в разных частях Тихого океана.
Влияние ветра на водную поверхность издавна считалось основной причиной возникновения морских течений. Согласно этой теории, движение воздуха у морской поверхности влечет за собой поверхностные слои моря. От них движение передаётся более глубоким слоям, постепенно сходя на нет. Противники данной теории указывают на непропорциональность энергии ветра и той гигантской массе, перемещаемой морским течением воды.
В данном случае следует учитывать и длительность воздействия ветра. Например, суммарная энергия пассатов, непрерывно дующих в тропическом поясе Тихого океана по направлению от побережья Южной Америки к Австралии, вполне достаточна для приведения в движение мощных объёмов воды, перемещаемых Южным и Северным экваториальным тихоокеанским течением.
Теория возникновения морских течений Тихого океана, связанная с разной плотностью воды, появилась после начала проведения крупномасштабных гидрографических исследований. Действительно, данные исследования показали, что плотность воды в различных частях океана разная. Она увеличивается к высоким широтам, а также с увеличением глубины. Чем вода холоднее, тем она плотнее. На плотность оказывает воздействие уровень солёности воды.
Ещё одна теория предполагает, что морские течения Тихого океана возникают от разницы уровней водной поверхности в различных его частях. Причиной этого является интенсивное испарение воды в экваториальной части, которая выпадает в других районах океана и на суше. В последнем случае вода возвращается обратно в виде речных стоков. Эта теория частично связана и с теорией разной плотности воды: выпадающая в виде осадков испарённая влага делает морскую воду более пресной, а, следовательно, менее плотной. В экваториальных частях океана, где идёт активное испарение, уровень солёности, наоборот, повышается.
Помимо этого, имеется ещё несколько теорий возникновения морских течений – инерция водных масс при вращении Земли вокруг оси, воздействие притяжения Солнца и Луны и так далее. Большинство современных учёных не отрицает ни один из вышеперечисленных факторов. Однако, компьютерное моделирование процесса появления течений под воздействием каждой из этих причин в отдельности — даёт совершенно иную картину, чем мы видим на самом деле. Поэтому возникшие морские течения являются следствием воздействия всего комплекса факторов. Только сложное взаимодействие всех возможных причин порождает ту гигантскую циркуляцию воды, что мы видим в действительности.
Морские течения Тихого океана
Крупнейшие течения Великого океана – направление, скорость и протяжённость. Начнём с северного круга циркуляции:
- Северо-Экваториальное, оно же Северное пассатное течение пересекает Тихий океан с востока на запад, от Мексиканского побережья до Филиппинских островов. Проходит между 20 и 30 градусами северной широты. На всём своём протяжении это тёплое течение практически не подвержено отклонениям. Постепенно, по достижении побережья Филиппин, отклоняется на север, давая в Южно-Китайском море начало другому тёплому течению – Куросио.
- Куросио (по-японски – «Тёмная вода») – крупное тёплое течение, протекающее в меридиональном направлении от северной оконечности Филиппин до восточного побережья Курил. В районе Японских островов разделяется на несколько течений, западные из которых (Цусимское, Соя) входят в Японское море через Цусиму и далее достигают Охотского моря. На север Куросио проникает до 40-45 градусов с.ш., далее отклоняясь на восток и плавно переходя в Северо-Тихоокеанское течение.
Скорость потока в южной части Куросио – 6 км/ч, а в северной – 2 км/ч, а температура – порядка 18-28 о С. Куросио сравнивают с атлантическим Гольфстримом, также берущим начало от тропического Пассатного течения и несущего тепло в меридиональном направлении. Перемещаемые и Гольфстримом, и Куросио тёплые водные массы являются причиной мягкого климата побережий, которые они омывают.
- Северо-Тихоокеанское течение является продолжением Куросио, его отклонением в восточном направлении. Протекает на участке между 142 и 170 градусом восточной долготы, и 40-45 градусом северной широты с запада на восток – от берегов Курил и северной Японии до западного побережья Северной Америки. В районе 170 градусов в.д. Северо-Тихоокеанское течение разветвляется на Аляскинское, берущее северное направление, и Калифорнийское, уходящее на юг, к берегам Калифорнии и западной Мексики.
- Аляскинское течение омывает побережье одноимённого полуострова, постепенно отклоняясь против часовой стрелки в западном направлении, заходя в Берингово море. Скорость течения сравнительно невысока – порядка 0,7-1 км/ч. Отличается более высокой температурой вод по сравнению с основным фоном температур за его пределами. Летом его t достигает +15о С, а зимой +7о С.
- Курильское течение, или Оясио («Голубая вода») частично рождается из холодных вод Северного Ледовитого океана, проникающих в Берингово море, а частично – из теряющего энергию Аляскинского тёплого течения. Протекает в южном направлении от Тихоокеанского побережья Чукотки до Северо-Восточной оконечности Японии, где сталкивается с тёплым Куросио, текущим с юга на север. Данное столкновение является одной из причин образования Северо-Тихоокеанского течения. Скорость Оясио составляет до 3,5 км/ч, ширина – 50-70 км.
- Калифорнийское течение является южным ответвлением Северо-Тихоокеанского шириной до 600 км. Протекает вдоль западного побережья США и Мексики с севера на юг, постепенно переходя в Северо-Экваториальное течение, таким образом, замыкая северный циркуляционный круг морских течений Тихого океана. Температура воды в нём составляет 16-25 градусов, но, несмотря на это, Калифорнийское течение считается холодным, так как t окружающей его воды несколько выше.
Южный циркуляционный круг практически является зеркальным отражением северного. В соответствии с законами Кориолиса, вода в южной части Тихого океана циркулирует против часовой стрелки. Северо-Экваториальному течению соответствует Южно-Экваториальное, протекающее вдоль экватора с востока на запад в южном полушарии. Южный аналог Куросио – Восточно-Австралийское течение. Северо-Тихоокеанскому соответствует Южно-Тихоокеанское, а меридиональному Калифорнийскому – Перуанское, оно же течение Гумбольдта.
Особняком стоит Экваториальное холодное течение Кромвеля, проходящее вдоль экватора с запада на восток вплоть до Галапагосских островов со скоростью 5-5,5 км/ч. Является глубинным, вследствие чего было открыто всего лишь полвека назад американскими океанографами. Явного влияния на Тихоокеанское мореплавание не оказывает, но, вероятно, принимает непосредственное участие в формировании погоды в данном регионе.
Использование морских течений Тихого океана в мореплавании
Тихоокеанские течения издавна использовались для мореплавания. Самыми известными случаями их использования в морской практике является заселение полинезийскими колонистами островков Океании, разбросанных на сотни и тысячи километров друг от друга. Возможность использования Северного и Южного экваториального течения в древнем мореплавании доказал Тур Хейердал, пройдя на своём бальсовом плоту «Кон-Тики»: от берегов Перу до остовов Туамоту (недалеко от о. Таити). Недавно подобный маршрут совершил Фёдор Конюхов, пройдя на гребной лодке по Южно-Экваториальному течению от Чили до Австралии.
В целом же использование морских течений Тихого океана схоже с использованием подобных в Атлантике. То есть, если вы желаете пройти под парусом из Америки в Азию или Австралию, вам следует придерживаться полосы северных или южных пассатов. Здесь вам в помощь будут не только попутные течения, но и стабильные ветра. Так, при путешествии из США в Восточную Азию потребуется спуститься по Калифорнийскому течению в южном направлении, подобно тому, как когда-то Колумб спустился по Канарскому течению до атлантического Пассатного.
Для путешествия в обратном направлении лучше отклониться в более высокие широты, двигаясь на уровне 35-40 о . Данную теорию тождественности циркуляции морских течений и воздушных масс Тихого океана и Атлантики доказали ещё испанцы в 16 веке, организовав регулярное морское сообщение между Филиппинами и Мексикой – так называемый «маршрут Манильских галеонов». При использовании морских течений следует также учитывать многие дополнительные факторы: сезонную перемену погоды, образование тайфунов и перемену направления ветра. Это особенно актуально в более высоких широтах, где происходит столкновение тёплых южных потоков с холодными водными массами.
Источник