Морские порты карского моря

Арктический порт государственного значения

Фото: ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Диксон – российский арктический морской порт, расположенный на берегу Карского моря. Одна его часть находится на западном краю полуострова Таймыр, другая – на острове Диксон. Эти части порта разделяет полуторакилометровый пролив, по которому зимой проходит трасса-зимник.

Диксон является замерзающим портом, навигация в нем длится с июня по октябрь. Судоходство в морском порту осуществляется в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, Обязательными постановлениями в морском порту Диксон.

Владимир Кантемир, капитан морского порта Диксон ФГБУ «АМП Западной Арктики»

Из истории

Остров Диксон открыли русские поморы в начале XVII века: в 1610 году сюда ходил на кочах по Енисею купец Кондратий Курочкин. В те времена остров называли Долгий или Кузькин. В XVIII веке о.Диксон появился на картах Великой Северной экспедиции, штурман Обь-Енисейского отряда Федор Алексеевич Минин в 1738 году обнаружил здесь удобную, защищенную от ветров бухту, а остров назвал Большим Северо-Восточным.

В 1875 году остров и бухту на зверобойной шхуне «Превен» посетил шведский географ и полярный мореплаватель Нильс Норденшельд, дал им название Диксон (в честь шведского купца Оскара Диксона, субсидировавшего его экспедицию) и нанес на свои морские карты. В своем дневнике Н.Норденшельд записал: «Я надеюсь, что гавань эта, ныне пустая, в короткое время превратится в сборное место для множества кораблей, которые будут способствовать сношениям не только между Европой и Обским и Енисейским речными бассейнами, но и между Европой и Северным Китаем».

Читайте также:  Температура эгейского моря октябрь

В 1915-1916 годах на острове была построена одна из первых арктических радиостанций, с 1916 года работает гид-

рометеорологическая станция. На их базе в 30-х годах советское государство создает первый на Северном морском пути арктический радиометеорологический центр и геофизическую обсерваторию.

В 30-е годы в СССР была запущена программа планомерного освоения Севера. В 1932 году решением советского правительства создается Главное управление Северного морского пути (ГУ СМП) и ставится задача освоения СМП на всем протяжении. В этих условиях географическое положение о.Диксон, находящегося в середине маршрута, оказалось наиболее выгодным. В 1933 году гавань посещают суда первой Ленской экспедиции, специальная комиссия ГУ СМП решает вопросы по строительству порта и угольной бункеровочной базы для судов.

После постановления ГУ СМП от 22.05.1934 г. №74 (дата считается днем рождения порта) на Диксон прибывают строители, которые сооружают причалы порта и угольной базы, а на материке – поселок. Параллельно строится самый мощный в Арктике радиоцентр.

В навигацию 1935 года, когда начинаются первые сквозные транспортные операции на трассе СМП, гавань Диксона посещает около 70 судов. С этого момента порт становится важнейшим узловым пунктом.

В годы Великой Отечественной вой-ны на о.Диксон располагался Штаб морских операций Западного сектора советской Арктики, база полярной авиации и радиометеоцентр, на материковой части – первые сооружения морского порта, на находящемся в гавани небольшом острове Конус – угольная база. В августе 1942 года недалеко от поселка Диксон произошел бой с немецким крейсером «Адмирал Шеер». Это был единственный бой с вооруженными силами вермахта на территории Сибири, в результате которого нападение немцев на арктический порт было отбито. В 1943 году командование Северного флота создает на Диксоне Карскую военно-морскую базу.

Настоящее порта

В XX веке Север для СССР стал не только местом ссылки заключенных, но и регионом поиска и разработки месторождений полезных ископаемых, научных исследований, строительства новых заполярных поселков и городов. Среди них п.Диксон был «столицей Арктики», куда из разных концов страны приезжали осваивать Север геологи, метеорологи, гидрографы, строители, военные, полярные летчики, радисты, учителя и представители других профессий. 80-е годы прошлого века были золотыми годами Диксона. Здесь проживало около 5 тыс. человек.

Сегодня арктический поселок Диксон, как и большинство северных населенных пунктов России, переживает непростые времена. По официальной статистике, сейчас в поселке проживает чуть более 500 жителей.

Морской порт используется в основном для обеспечения военных объектов и жизнедеятельности поселка, а с началом возрождения СМП в 2000-х годах – для гидрометеорологического и гидрографического обслуживания трассы.

Порт имеет причалы генеральных грузов ряжевого типа 1 , построенные еще в 1940 году, которые представляют собой один причал с двумя стенками. Причал №1 (западная стенка) имеет длину 110 метров, глубину – 9,4 метра, причал №2 (восточная стенка) – длину 95 метров, глубину – 7,6 метра. На причале есть портальный кран типа Ganz грузоподъемностью 5 тонн в нерабочем состоянии. Имеется пассажирский причал длиной 40 метров и глубиной 2,5 метра для обслуживания перевозок пассажиров и работников аэропорта из поселка на остров Диксон.

С 2015 года причалы генеральных грузов выведены из эксплуатации распоряжением ЗТФ «Норильский никель» ввиду их неудовлетворительного состояния. Новый собственник причалов ООО «Арктик Логистик» перевел их в состояние консервации. Деятельность на них не ведется с 2017 года. Распоряжение о запрете подхода и швартовки судов имеется на сайте морского порта Диксон.

Грузы доставляются в основном для обеспечения жизнедеятельности поселка в рамках северного завоза. Грузовые операции осуществляются через переходную дамбу, которая примыкает к причалам генеральных грузов. За январь — август 2020 года грузооборот порта составил 5,3 тыс. тонн (в основном уголь), что в 2 раза меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

За летнюю навигацию текущего года Службой капитана морского порта Диксон оформлено 16 справок портовых сборов. Проведено 7 осмотров судов под флагом РФ, административных правонарушений не зафиксировано. Иностранные суда в порт не заходят. Информации о случаях заболевания COVID-19 в экипажах судов не поступало.

МСКЦ Диксон – в единой системе

Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) и морские спасательные подцентры (МСПЦ) составляют основу структуры управления национальной системы поиска и спасания на море. В настоящее время в морских бассейнах РФ функционирует 7 МСКЦ (Диксон, Мурманск, Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань, Владивосток) и 8 МСПЦ (Архангельск, Тамань, Севастополь, Керчь, Южно-Сахалинск, Петропавловск-Камчатский, Певек, Тикси), за каждым из них закреплен соответствующий поисково-спасательный район (подрайон).

Основными задачами МСКЦ и МСПЦ в закрепленных за ними поисково-спасательных районах являются: организация выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года; организация и координация действий спасательных служб федеральных органов исполнительной власти РФ, учреждений и предприятий других форм собственности и иностранных государств при поиске и спасании людей на море.

МСКЦ Диксон образован в 2012 году. Центр оборудован всей необходимой аппаратурой для поиска и спасания жизни на море, а именно: УКВ-радиостанциями, радиостанцией ПВ/КВ Furuno, спутниковыми телефонами «Инмарсат» и «Иридиум».

Зона ответственности МСКЦ в период навигации (с июля до начала ноября) – от восточного побережья о.Новая Земля на западе до меридиана 125E на востоке. После закрытия навигации и прекращения сезонной работы МСПЦ Тикси и Певек, зона ответственности МСКЦ Диксон распространяется далее на восток, до меридиана м.Дежнева в Беринговом проливе. В этот период центр тесно взаимодействует со спасательными центрами из США.

В зависимости от сложившейся ситуации, МСКЦ Диксон осуществляет поиск и спасание людей в зоне ответственности, организацию медицинских консультаций, эвакуации больных с судов. В обязанности цент-ра не входит спасание плавсредств и грузов.

1. Ряж – деревянный сруб, погружаемый в грунт и заполняемый вязкой глиной или булыжниками; применяется в гидротехнических постройках для устройства основания плотин, молов, набережных, мостовых опор и проч.

Источник

Карское море

Карское море — настоящее испытание для любых мореплавателей. Оно считается одним из самых холодных морей на земле. Сюда впадают крупнейшие сибирские реки — Енисей и Обь и только возле их устьев вода немного теплее. Практически весь год, как и Восточно-Сибирское море, Карское покрывается льдом и температура воды летом едва поднимается до 6 градусов.

Арктические грузоперевозки по Карскому морю сильно затруднены из-за неблагоприятных климатических условий. Но оно является частью Северного морского пути и через море осуществляется сообщение Европы с Азией. На севере акватории расположена земля Визе, остров, где находится одна из самых северных метеостанций. Как и Баренцево море, Карское омывает берега архипелагов Земля Франца-Иосифа, Новая Земля и нескольких других групп островов. С северо-востока оно ограничено Северной Землей.

Логистика доставки грузов по портопунктам Карского моря предполагает составление транспортного маршрута от Архангельска и Мурманска, если речь идет о перевозках морским путем. Благодаря крупным рекам, здесь возможны и речные грузоперевозки.

Несколько крупных морских заливов врезаны в материковую часть и создают такие территории, как Обская и Байдарацкая губа. На их побережье есть несколько поселков, где проводятся геологические изыскания в поисках газа нефти. Транспорт в Карское море должен пройти сквозь северные сибирские ворота или Карские ворота — пролив между островом Вайгач и архипелагом Новая Земля. Это водораздел между Баренцевым и Карским морем.

Через эту акваторию лежит путь, по которому суда транспортируют лес и пиломатериалы по Енисею и другим рекам. Для этого чаще всего используется Дудинский морской порт, что находится в месте слияния Енисея и его притока Дудинки. Сюда осуществляется транспортировка по Карскому морю нефтепродуктов, технологических и навалочных грузов, леса. Из порта вывозят руды металлов и уголь, серу и металлолом, теллур и медь. Суда из Мурманска и Архангельска могут заходить в Дудинку круглый год.

Еще один порт, участвующий в доставке грузов по Карскому морю — Диксон, который относится к Красноярскому краю. Здесь, на берегу Енисейского залива, расположены полярные станции, военные городки и одноименный поселок. На побережье залива приплывают речным путем рыболовецкие и охотничьи артели: по весне они добывают белух и ловят рыбу. Тонны добытого груза суда увозят в крупные арктические порты, где мясо идет на переработку на заводы.

Карское море стало «домом» для самых старых полярных станций, построенных чуть ли не на заре арктического мореплавания. Физические условия, климат, расположение делают плавание по нему очень трудным. Здесь много участков, где не может пройти корабль с большой осадкой, море не только почти все время покрыто льдом, но даже реки, впадающие в него, замерзают раньше прочих. Отправка товаров по Карскому морю осложняется тем, что здесь мало якорных стоянок и плохо изучены течения.

Грузоперевозки в этом районе также осуществляются в порт Сабетта (Обская губа), где добывается сжиженный природный газ и в Игарку, расположенную в одноименной протоке, из которой экспортируют лесоматериалы. Одним из перспективных портов Карского моря также считается Амдерма, терминал торгового порта Нарьян-Мара. Здесь планируется осваивать нефтяные и газовые месторождения.

Источник

Вехи большого пути

Северный морской путь и его главные порты

26 декабря 2019

Северный морской путь – главная арктическая судоходная трасса России. В «Основах государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2035 года» в числе главных национальных интересов названо развитие Северного морского пути «в качестве глобально конкурентоспособной национальной транспортной коммуникации».
Освоение и развитие северных территорий, доступ к полезным ископаемым Арктики, наращивание объемов грузоперевозок и торговли, в том числе экспортной – в решении этих задач Севморпути отводится особая роль. Но ставка при этом делается не только на удобство маршрута как такового – СМП должен развиваться за счет развития морских портов, расположенных на его протяжении.

Путь через пять морей

Севморпуть – кратчайший морской маршрут между Европой и Азией: от пролива Карские Ворота до бухты Провидения – около 5600 км. Этот маршрут вдвое короче маршрутов, проложенных через Суэцкий и Панамский каналы. Расстояние от Санкт-Петербурга до Владивостока, если идти через северные моря, составит примерно 14 тыс. км. Если же выбрать «южную альтернативу», выйдет более 23 тысяч. Естественно, что грузоперевозки по СМП обходятся существенно дешевле перевозок по южным маршрутам – от 30% до 3-4 раз.

Кроме того, Северный морской путь, пролегающий через пять морей – Баренцево, Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское – один из наиболее эффективных, а в некоторых случаях и безальтернативный способ снабжения населенных пунктов российской Арктики.

По данным, приведенным в Стратегии развития Арктической зоны РФ и обеспечения национальной безопасности до 2035 года, объем грузоперевозок по Северному морскому пути в 2018 году составил 20,2 млн тонн. Это втрое больше пикового показателя, достигнутого в советское время, и вдвое больше, чем в 2017 году. Предварительные данные по 2019 году – 26 млн тонн. Но это только начало. 25 ноября 2019 года в правительство РФ был передан обновленный план развития Северного морского пути. Согласно этому документу, к 2024 году объем перевозок по СМП составит 80 млн тонн грузов, к 2030-му – 120 млн тонн, к 2035 году – 160 млн тонн.

Такие показатели будут достигнуты не только за счет транспортировки грузов между востоком и западом, но в первую очередь за счет развития нефтегазового сектора в Арктике. Благодаря арктическим месторождениям Россия выйдет на добычу газа и нефти в 90% и 25% от общемирового объема соответственно, станет мировым лидером на рынке сжиженного природного газа и будет производить до 120 млн тонн СПГ в год. На российских арктических территориях в ближайшие 10-15 лет будет развиваться нефтехимическая отрасль. В итоге объемы перевозок по Севморпути будут интенсивно расти в первую очередь за счет отечественных грузоотправителей.

Но эти планы смогут осуществиться, только если морские порты СМП, их техническое оснащение, инфраструктура будут этим планам соответствовать.

Курсом с запада на восток

Всего вдоль Северного морского пути расположено более 70 крупных и мелких портов и перевалочных пунктов. Но как об основных принято говорить о 10: это Мурманск, Архангельск, Нарьян-Мар, Сабетта, Игарка, Дудинка, Диксон, Тикси, Певек, бухта Провидения.

Мурманск

Мурманский морской порт с круглогодичной навигацией расположен в Баренцевом море, в южном колене Кольского залива.

Постановление о его создании было издано в 1870 году. Однако строительство порта началось уже в ХХ веке, а днем его рождения считается 1 сентября 1915 года: в этот день в порту ошвартовался первый грузовой пароход Drott.

С 1930-х годов Мурманский торговый порт – один из основных российских арктических портов и ключевая база Главсевморпути.

Сегодня его площадь составляет 645,895 га, в порту действуют 109 причалов, длина причального фронта превышает 12,5 км. Грузовые терминалы способны пропускать около 23,6 млн кг грузов ежегодно. Пропускная способность пассажирских терминалов – 141 тыс. человек в год. Морской порт может принимать суда любых габаритов, без каких-либо ограничений. С 2010 года Мурманский морской порт имеет статус особой экономической зоны.

В 2019 году произошло сразу несколько знаковых для работы порта событий. Так, в сентябре вышло распоряжение правительства РФ о расширении границ морского порта в связи с организацией перегрузочного комплекса для перевалки СПГ по схеме «борт-борт». А в ноябре 2019-го границы были расширены еще раз – в них включили пять земельных участков под объекты строящегося центра судостроения.

Ожидается, что благодаря строительству и модернизации инфраструктурных объектов Мурманского морского порта (терминалы по перевалке угля, нефти и нефтепродуктов; контейнерный терминал, складская и дистрибуционная зона, логистический центр) его грузооборот составит 70 млн тонн в 2025 году.

Архангельск

Старейший российский морской порт был основан одновременно с городом – в 1584 году. Именно он долгое время оставался главным «связующим звеном» между Россией и Европой.

В наше время Архангельский морской торговый порт с круглогодичной навигацией – современное, мощное многопрофильное предприятие по транспортировке всех видов грузов, кроме наливных. Общая площадь его складов – 6 гектаров. Порт обслуживается двумя железнодорожными станциями Северной железной дороги. В Архангельском порту базируется основной состав экспедиционного арктического флота, Северного регионального управления гидрометеослужбы, полярной гидрографии Минтранса РФ и ВМФ.

Перспективы развития Архангельского морского порта в первую очередь связаны с освоением месторождений углеводородов в Арктике и развитием потоков экспортных грузов.

Нарьян-Мар

Навигация в этом морском порту, расположенном на реке Печора, длится с июня по ноябрь. Основные грузы, проходящие через порт Нарьян-Мар, – лес, уголь, минерально-строительные, продовольственные грузы, контейнеры и т.д.

На данный момент потенциальная пропускная способность грузового морского терминала (его площадь – 13,26 га) составляет 500 тыс. тонн в год. Максимальная загрузка терминала была зафиксирована в 1983 году – 453 тыс. тонн. В 1990-х дело пошло на спад, но сейчас порт наращивает мощности. По итогам навигации 2019 года грузооборот составил 120 тыс. тонн – на 30% больше, чем в прошлом году. Ожидается, что в 2020-м грузооборот порта удвоится – в том числе благодаря его техническому переоснащению.

Сабетта

Порт Сабетта на западном берегу Обской губы Карского моря – самый молодой арктический порт России: его строительство началось в 2012 году, а уже через год порт принял первые суда.

Порт Сабетта строился в рамках проекта «Ямал СПГ» под вполне конкретные задачи: транспортировку сжиженного природного газа и обеспечение круглогодичной навигации по Севморпути.

По итогам 2018 года грузооборот Сабетты составил около 22 млн тонн. Это только начало. Терминал «Утренний», с которого компания «Новатэк» намерена отгружать сжиженный газ в рамках проекта «Артик СПГ», в 2019 году был включен в границы Сабетты. Для отгрузки СПГ к порту припишут 26 специальных судов, в том числе 4 ледокола. Это позволит достичь намеченных планов и увеличить грузопоток всего Северного морского пути до 80 млн тонн к 2024 году.

Игарка и Диксон

Отступим от принятого нами правила и «зайдем» одновременно в два арктических порта, расположенных на севере Красноярского края. У обоих этих портов – столетняя история и схожая судьба. Их расцвет пришелся на советский период, а вот в 1990-е годы оба они пришли в упадок: сказались и экономические проблемы того времени, и массовый отток людей с севера.

Только сейчас начинается возрождение этих портов. В Игарке порт «ожил» с началом освоения нефтегазовых месторождений Ванкорской группы. А порт Диксон в 2019 году после многолетнего перерыва был открыт для иностранных судов. Это решение напрямую связано с планами по увеличению грузоперевозок по Севморпути. В Диксоне построят терминал для перевалки нефти и угля – там будет идти перегрузка на морские суда полезных ископаемых с ближайших месторождений. В свою очередь эти планы поспособствуют возрождению и самого поселка Диксон, в котором сейчас живут чуть больше 300 человек.

Дудинка

Этот арктический морской порт в Красноярском крае – структурное подразделение «Норильского никеля» и ключевой транспортный узел для вывоза продукции комбината и жизнеобеспечения Норильского промрайона.

Порт способен принимать суда грузоподъемностью до 17 тыс. тонн. Пропускная способность его причалов (23 речных, 9 морских плюс 8 причалов высокой воды) составляет 25 тыс. тонн груза в сутки, около 4 млн тонн в год.

В 2020 году в порту Дудинка начнется масштабная реконструкция причалов М2 и М3 с формированием единого грузового фронта для эксплуатации мобильных кранов нового поколения. Одновременно будет идти модернизация систем электроснабжения причалов, увеличатся площади хранения некоторых видов грузов. Это позволит существенно увеличить пропускную способность порта.

Тикси

Держим курс к северу Якутии, в порт Тикси, расположенный на побережье моря Лаптевых. Порт специализируется на продовольственных, строительных грузах, лесной продукции, угле, нефтепродуктах. Площадь его складов – около 55 тыс. кв. м, емкость резервуаров – 38 тыс. тонн. В Тикси работают 9 портальных, 6 плавучих, 4 гусеничных, один мостовой контейнерный и десятки автомобильных кранов, 30 автопогрузчиков, бульдозеры, тракторы, ролл-трейлеры, 50 грузовиков, другая техника.

Несмотря на короткую навигацию, которая длится меньше трех месяцев – с середины июля до начала октября, – у порта Тикси с учетом четырех морских терминалов в устьях рек Колымы, Лены и Яны весьма солидные показатели по грузообороту: в 2018 году – 302,8 тыс. тонн, предварительные данные по 2019 году – около 400 тыс. тонн.

Порт Тикси рассматривается как базовый пункт управления инфраструктурой восточной части СМП. Поэтому встал вопрос о его глобальной модернизации. Она будет включать дноуглубительные работы, восстановление портовой инфраструктуры, приобретение собственного портового флота и т.д.

Певек

История порта Певек, распложенного на Чукотке, насчитывает 65 лет. Грузооборот его составляет более 300 тыс. тонн в год. Через Певек проходит более четверти объема всех поставок на Чукотку. Через порт, кроме того, завозятся генеральные грузы для компаний, работающих в Чаун-Билибинском промышленном узле. Здесь находятся крупнейшие в России месторождения золота (общие запасы – более 950 тонн), серебра (7 тыс. тонн), олова (508 тыс. тонн) и меди (27 млн тонн). Так что работой порт Певек обеспечен на много лет вперед.

Ожидается, что грузооборот морского порта Певек вырастет до 2 млн тонн к 2026 году. Это связано с предстоящим освоением Баимской рудной зоны и увеличением добычи уже действующими недропользователями. Поэтому сейчас в порту идет реконструкция: расширяются складские территории, обновляется береговая инфраструктура.

Порт Бухта Провидения

Заканчиваем наше «заочное» путешествие по Северному морскому пути в порту Бухта Провидения, также на Чукотском полуострове.

Основная специализация порта – завоз угля и нефтепродуктов для нужд Чукотки и генеральных грузов, поступающих из порта Владивосток. Порт, кроме того, принимает иностранные пассажирские суда с туристами из Аляски и, конечно, те, что совершают местные перевозки.

Планируется, что два порта Чукотки, Певек и Провидения, станут «опорными точками» для Севморпути и будут обеспечивать бункировку, безопасность судоходства и поддерживающие функции на СМП.

В свою очередь, это откроет новые возможности для региона – реализации в Чукотском автономном округе инвестиционных проектов, развития собственной энергетики.

В целом же реконструкция портов Чукотки позволит увеличить их грузооборот в 5 раз.

Источник

Оцените статью